Разделы портала «Азбука веры» Воздержание (греч. γκρτεια — энкратея, от ν (en, «в») + κρτος (krátos, «сила») – 1) форма христианского (аскетического) делания, состоящая в самоограничении от излишеств, направленная на духовно-нравственное совершенствование христианина через обуздание  плоти , сосредоточение сил  души  на деятельном стремлении к Богу; 2) христианская добродетель, проявляемая в самоограничении верующего от излишеств в рамках осуществления им христианского делания; 3) отказ от чего-либо (пример: воздержаться от высказывания, от мясной пищи и пр.). Апостол Павел считает воздержание общеобязательным требованием для христианина: «Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я… усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор.9:25-27 ). Невоздержность апостол причисляет к порокам ( 2Тим.3:1-3 ). Воздержание – одна из основ целомудрия . Свт. Феофан Затворник пишет о воздержании следующее: «Воздержание же совершенных есть укоренившаяся добродетель, когда возрождающиеся помышления уже не колеблют. Строгая во всем жизнь становится тогда постоянною нормою». Как и прочие христианские добродетели, воздержание стяжается в процессе соработничества человека и Бога. Воздержание является необходимым условием здоровой и качественной жизни. Свт. Иоанн Златоуст говорит: «Не наслаждений ли ищешь ты, возлюбленный? Найдешь их в жизни воздержной. Не здравия ли? И это здесь. Не спокойствия ли? И это здесь. Не свободы ли? Не крепости ли и стройности тела? Не бодрости ли и деятельности души? Все эти блага здесь». При этом следует иметь в виду, что воздерживаться следует не от всего того, что приносит радость, а от того, что препятствует реализации человеком своего высшего призвания и предназначения, что калечит душу. Например, интимная жизнь в браке естественна и благословенна, а вне брака — гибельна; то же касается приобретения мирских знаний в ущерб богопознанию и т.п. Каковы разумные границы воздержания?

http://azbyka.ru/vozderzhanie

митрополит Иоанн (Снычёв) ВОЗДЕРЖАНИЕ В ПИЩЕ 1. Влияет ли на исцеление души разумное воздержание? Истончавающий себя воздержанием приближается к здравию. ( Авва Исаия ) Стр. 201 (380) 2. Что происходит от пощения и бдения, совершаемых человеком? И еще брат спросил: что происходит от пощения и бдения, совершаемых человеком? Старец сказал: они укрощают тело и смиряют душу, как говорит Писание: виждъ смирение и труд мой, и остави вся грехи моя. Если душа принесет эти плоды, то Бог милует ее ради их. (Авва Моисей) Стр. 314 (5) 3. Чем побеждается невидимый враг? Авва Пимен сказал: Когда Давид боролся со львом, то ухватывал его за гортань. И мы, если удержим гортань и чрево, то победим с Богом невидимого льва. Стр. 332 (34) 4. Когда живешь вместе с другими и помысл внушает возложить на себя особое воздержание в пище, то должно ли следовать этому помыслу или же отвергнуть его ради немощи ближнего? Если ты живешь с братиею, и помысл начнет предлагать тебе, чтобы ты возложил на себя особенное воздержание в пище, то скажи помыслу: «немощный брат, живущий со мною, есть господин мой». Если же ты хочешь непременно воздерживаться более других, то уединись в отдельную келлию, а не огорчи немощного брата твоего. ( Авва Исаия ) Стр. 179 (208) 5. Почему необходимо для подвижника воздержание в пище? Убегай стремления к собранию имущества, убегай непокорности. Еще более убегай объядения, чтоб не увязнуть в сети плотского вожделения: объядением отьемлется страх Божий у сердца и благообразие скромности у лица. Подвижник подчиняется постыдным и скверным страстям, ум отчуждается от Бога. ( Антоний Великий ) Стр. 33 (175) 6. По какой причине были сильны на дело Божие подвижники благочестия? Авва Иоанн говорил: Кто крепче льва? но он из-за чрева своего попадает в сеть; тогда вся сила его не служит ни к чему. Стр. 290 (20) Он говорил: Отцы наши употребляли в пищу хлеб и соль. Они говорили: не попустим себе насыщения хлебом и солью. По этой причине они были сильны на дело Божие. (Авва Иоанн Колов)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Священник Даниил Сысоев " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 7  голосов:  4.9 из  5) Хорошо и полезно для души воздерживаться от супружеского общения во дни постов, но это не должно быть против воли одного из супругов. Скажите, почему нынешняя православная традиция строго регламентирует время воздержания от супружеских отношений: множественные посты, святки, неделя после Пасхи, среды и пятницы? Почему же апостол говорит, что время воздержания от физических отношений дело самих супругов, т.е. «по взаимному соглашению», а в церкви нарушение таких постов считается грехом? Я знаю примеры, когда жены отказывали своим мужьям в близости во время постов. В результате возникали серьезные семейные скандалы, в конце концов жена уступала, а потом бежала каяться в «невоздержании от супружеской жизни». И такое представление о постах у нас воспринимается как догмат. Более того, навязывается мнение, что дети, зачатые в посты, бывают ущербны. Я знаю еще один пример, когда попытки жены соблюдать подобные посты, оттолкнули ее супруга от православной церкви. Думаю, что этот случай далеко не единичный. Действительно, в священном Писании есть правило апостола Павла: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе» ( 1Кор. 7:1–7 ). На основании этого в Церкви издревле существует норма воздержания от супружеского сожительства во время постов. Но, в отличие от пищевых запретов, за нарушение которых без уважительной причины каноны наказывают отлучением от св. Причастия (69 правило св. апостолов), в священных правилах сказано: «Вступившие в брак сами себе должны быти довлеющими судьями. Ибо они слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно бытии» (4 правило св. Дионисия Александрийского ).

http://azbyka.ru/semya/post-i-supruzhesk...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Как понимать этот момент. Бог заповедовал нам не оскотиниваться, и что надо стремиться к духовному росту, и в браке от чисто физической близости, что самое нижнее из видов близости переходить к духовной. Но при этом по Посланииям наоборот нужна постоянная близость и воздерживаться плохо (кроме определённых моментов). То есть в Посланиях будто призывают больше спать супругам, и воздержание клеймят чем-то не нужным. Но как так, ведь таким образом супруги могут погрязнуть в похоти. А Бог для христианина заповедовал избавляться от похоти. Какое-то противоречие.. Разве если супруги хотят воздерживаться, и расти духовно, познавать друг друга духовно — это грех, им обязательно церковь повелевает спать друг с другом? Вроде христианство призывает отойти от земных прихотей, а тут призывают будто от них не отходить. Похожие вопросы 6 Ответов В семье близость супругов не является похотью. Близость первопричина для рождения детей, а для женщины это спасительно 1Тим 2:14–15 Наша задача не опорочить брак отношениями на стороне, что происходит от похоти очей. Как говорят многие священники, более “сильная” сторона должна уступать “слабой”. То есть, если кому-то нужна близость — в ней не надо отказывать, если нет уважительных причин по здоровью, силам, кд… Это не грех и похотью не является, Бог близость супругов благословил. Но, со временем, укрепляясь в вере, нужда в частой близости будет ослабевать, уступая более глубокому чувству. Тогда уже можно будет и помолиться побольше)) А оскотинивание — это разврат, т.е. ненормальная близость и измены — этого нужно избегать беспрекословно. Бог заповедовал нам не оскотиниваться, и что надо стремиться к духовному росту. В христианской среде действительно существует пренебрежительное отношение к половым отношениям как к чему-то скотскому, низменному и излишнему. Однако Священное Писание не подтверждает такой примитивный взгляд. Нигде в Библии интимные отношения супругов не унижаются и не порицаются как недостаточно духовные, зато всегда осуждается разврат. Если подумать, именно Господь создал мужчину и женщину с взаимным влечением друг ко другу и, если это что-то недостойное, значит претензия предъявляется Творцу. Святой Дух устами священного писателя призывает мужа наслаждаться телом своей законной жены ( Прит.5:18–19 ). Если для кого-то это несовместимо с жизнью в Боге, то опять же, человек по-видимому желает быть духовнее Святого Духа. Бог создал нас существами с телом, для которых естественно, как хотеть кушать, так и желать секса. Почему бы тогда не перестать кушать, чтобы стать более духовным?

http://azbyka.ru/vopros/vozderzhanie-v-s...

Разделы портала «Азбука веры» О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне. Заблагорассуждено, да епископы и пресвитеры, и диаконы, по правилам, свойственным их степеням, воздерживаются от жен, которых уже имеют; если же не сотворят сего, да будут удаляемы от церковного чина; прочие же причетники да не принуждаются к сему. Но подобает соблюдать обычай каждой Церкви. Πρς π τοτοις ν τ περ γκρτειας τς περ τς οκεας γαμετς τινων μνημονεεσαι κληρικν ρεσεν, στε τος πισκπους, κα πρεσβυτρους, κα διακνους, κατ τος δους ρους, κα κ τν δων τι μν πχεσθαι γαμετν περ ε μ ποισαιεν, π τς κκλησιαστικς ποκινηθσι τξεως τος δ λοιπος κληρικος πρς τοτο μ ναγκζεσθαι, λλ φελειν κατ τν κστης κκλησας συνθειαν παραφυλττεσθαι. Толкования Зонара . И здесь отцы собора дают священствующим предписание относительно воздержания от своих жен, именно говорят, что епископы, пресвитеры и диаконы, « по правилам свойственным их степеням », должны воздерживаться от своих жен в дни определенные для чреды каждого, а не исполняющие сего должны быть извержены; но не требуют, чтобы это соблюдали и прочие клирики, об них определено только, чтобы они сообразовались с обычаем той церкви, к которой каждый рукоположен. Итак, смотри, что и здесь обычай действует как закон. И 13е правило 6го собора пространнее рассуждает о воздержавии от своих жен, в том смысле, чтобы прикасающиеся к таинствам, воздерживались от них в надлежащее время, также и 3е правило Дионисия, архиепископа Александрийского. Аристен . Епископы, пресвитеры и диаконы должны воздерживаться от своих жен, или да будут удаляемы от церковного чина; а прочие клирики да не принуждаются к этому, но пусть соблюдается обычай. Это правило безразлично постановляет обо всех епископах, пресвитерах и диаконах, чтобы « по правилам свойственвым их степеням », воздерживались от своих жен; а 12е правило Трулльского 6го собора не дозволяет епископам, по совершении над ними рукоположения во епископство, жить купно с своими женами, дабы не подавать тем претыкания и соблазна людям; 13е же правило того же собора прибавляет, что пресвитеры и диаконы, когда удостоиваются рукоположения, не должны давать обязательства разлучаться с своими женами, как это в виде правила утвердилось в Римской церкви , но жить вместе с ними и в надлежащее время не лишать друг друга соединения. Эти-то правила и остаются в силе, и по ним действует церковь в настоящее время.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Скачать epub pdf ВОЗДЕРЖАНИЕ Естественно человеку чувствовать голод. Однако нужно употреблять пищу, необходимую для поддержания жизни, а не по страсти и не для пресыщения. Естествен человеку сон, но не до сытости и изнеженности тела, чтобы мы могли смирять страсти и порочные стремления тела. Избыток сна делает тупым и ленивым дух человека и его умственные способности, бдение, напротив, утончает и очищает их. И святые Отцы говорили, что бдение очищает и просвещает ум. Естественно и гневаться человеку, но не в возмущении страсти. Пусть он гневается на себя и на свои пороки: тем удобнее сможет исправлять себя и отсекать страсти. Изречения безымянных старцев ( 82, 374 ). Возлюбим воздержание во всей полноте его, удручая подвигом наши члены, и умертвим их для страстей, чтобы стяжать мужественное сердце против врагов наших, подобно великому пророку Илии Фесвитянину. Авва Исаия ( 82, 235 ). Воздержание есть истребление греха, отчуждение от страстей, умерщвление тела – даже в самых естественных ощущениях и пожеланиях. Воздержанием начинается духовная жизнь, подаются вечные блага, уничтожается жало сластолюбия... Святитель Василий Великий ( 8, 117 ). Совершенная цель воздержания состоит в том, чтобы иметь в виду не удручение тела, но более удобное служение душевным потребностям ( 23, 382 ). Мудрость пусть руководит образом жизни христиан, и душа пусть избегает гибельности зла. Ибо если мы, воздерживаясь от вина и мяса, виновны в грехах воли, то предсказываю и свидетельствую: не принесут нам никакой пользы вода и овощи и постный стол, если мы не имеем внутреннего расположения, соответствующего этим внешним мерам. Святитель Григорий Нисский ( 23, 397 ). Мы должны знать, что труд телесного воздержания мы подъемлем для того, чтобы этим постом достичь чистоты сердца. Впрочем, труд этот употребляется нами напрасно, если, зная цель.., мы не стремимся достичь ее. Поэтому лучше будет воздерживаться от запрещенной пищи для души (то есть от грехов и пороков), в которой происходит пожирание братьев ( 53, 63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Toggle main menu visibility Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой . Как отразится на ребенке то, что он зачат во время поста? 1 из 2 Перейти к странице Выполнить Вопросы настоятелю Правда ли то, что дети, зачатые во время поста, обычно больные? Вопрос Я хожу в церковь и верю в Бога, мой муж верит в Бога, но в церковь не ходит. Сейчас, во время Великого поста , я никак не могу его уговорить воздерживаться. Мне удалось только " выпросить " воздержание во время первой и последней недель поста, а также в середине свести все к минимуму. И сейчас мне кажется, что я забеременела во время поста. Батюшка, как теперь быть? Как это может отразиться на мне? Как это может сказаться на ребенке? Правда ли то, что дети, зачатые во время поста, обычно больные? Ольга корректор Москва Ответ Уважаемая Ольга, представление о том, что зачатие в Великий пост как-то скажется на здоровье или судьбе ребенка, является суеверным, никак не приличествующим православным христианам, тем более сознательным и воцерковленным, как Вы пишете о себе. Все в руках Божиих, в том числе Ваша беременность и здоровье Вашего малыша; никакой магической связи между временем зачатия и жизнью человека нет. Православным христианам следует с верой и молитвой вверять себя воле Божией, в том числе в отношении здоровья наших детей. Церковь наша, руководствуясь словами святого апостола Павла, который призывает супругов, не возлагая друг на друга бремена неудобоносимые, воздерживаться от супружеской близости по взаимному согласию для упражнения в посте и молитве, призывает нас хранить эту меру воздержания в многодневные посты и в особенности в Великий пост, с тем чтобы нам научиться любить друг друга не только с помощью подпорок физических отношений, но и помимо них. Так будет не только в блаженной вечности, так неизбежно бывает в жизни каждой семьи, в период ли ожидания ребенка, в период ли кормления в первые месяцы после родов, в разлуке ли или болезни кого-то из членов семьи. И супружеский пост является очень важным упражнением, чтобы, если такие ситуации в нашей жизни произойдут, нам не оказаться неподготовленными к ним, безоружными перед теми искушениями, которые могут нас тогда подстерегать.

http://azbyka.ru/detforum/threads/kak-ot...

Нужно ли стараться соблюдать пост в супружеских отношениях? Что конкретно говорится в церковных канонах по поводу того, в какое время супругам надо воздерживаться от телесной близости, а в какое – нет? Говорят: свободная любовь в свободном мире. Почему именно это слово употребляется применительно к тем отношениям, которые в церковном понимании трактуются как блудные? Отношения в браке 44. В состоянии ли современный человек в своих супружеских отношениях выполнять разнообразные и многочисленные церковные предписания плотских воздержаний? Почему же нет? Две тысячи лет, православные люди стараются их выполнять. И среди них немало таких, которым это удается. По сути, все плотские ограничения были предписаны верующему человеку еще с ветхозаветных времен, и их можно, свести к словесной формуле: ничего слишком. То есть Церковь просто призывает нас ничего не делать против естества. 45. Однако в Евангелии нигде не говорится о воздержании мужа и жены от интимной близости во время nocma? Все Евангелие и вся традиция церковная, с апостольских времен идущая, говорят о земной жизни как о приготовлении к вечности, об умеренности, воздержании и трезвении как о внутренней норме христианской жизни. И любой знает, что ничто так не захватывает, не увлекает и не связывает человека, как половая область его бытия, особенно если он выпускает ее из-под внутреннего контроля и не желает сохранять трезвенность. И ничто так не опустошает, если радость бытия вместе с любимым человеком не сочетается с некоторым воздержанием. Разумно апеллировать к многовековому опыту бытия церковной семьи, значительно более крепкой, чем семья светская. Ничто так не сохраняет взаимного устремления мужа и жены друг к другу, как необходимость по временам воздерживаться от супружеской близости. И ничто так не убивает, не превращает ее в занятие любовью (не случайно это слово возникло по аналогии с занятием спортом), как отсутствие ограничений. 46. Насколько тяжело для семьи, особенно молодой, такого рода воздержание? Это зависит от того, как люди шли к супружеству.

http://pravmir.ru/o-supruzheskix-otnoshe...

«Постимся постом приятным», или Пост, приятный во всех отношениях. Несколько слов о заявлении иеромонаха Димитрия (Першина) Недавно в СМИ (02.03.09 Интерфакс-Религия) появилось заявление иеромонаха Димитрия Першина , суть которого сводится к мысли, что в период Великого поста супруги-христиане могут спокойно вступать в интимное общение, так как ничего предосудительного в этом нет. Правды ради, надо отметить, что сам иеромонах Димитрий не является оригинальным автором подобной идеи, так как все его аргументы – всего лишь сокращение высказанных еще в 2006 году мыслей священника Даниила Сысоева. Сразу признаюсь, что обоих священнослужителей я глубоко уважаю и ни в коей мере не считаю их неправославными. Просто несколько странным и чуждым для церковной традиции является тезис, который проходит красной нитью в их публичных заявлениях: Великий пост сводится исключительно к пищевому воздержанию, своего рода к предпасхальной диете, супружеское воздержание не отождествляется с постом вообще, а признается за подвиг похвальный, но добровольный, будь то в период масленицы, будь то в период святой Четыредесятницы. В качестве основания приводятся два канонических правила: 3 правило святителя Дионисия Александрийского и 13 правило Тимофея Александрийского. Между тем, в данных правилах нет ни слова о святой Четыредесятнице, и о том, как ее соблюдать в супружеской жизни. Правило святого Дионисия пересказывает слова апостола Павла о брачной жизни из его Первого послания к коринфянам, их мы рассмотрим ниже. А правило Тимофея Александрийского отвечает на конкретно заданный вопрос, в какие дни седмицы необходимо воздерживаться от совокупления друг с другом. Как известно, в Церкви есть три богослужебных круга: суточный, седмичный и годовой. Так вот именно в отношении седмицы, а не года (все продолжительные посты относятся к годовому кругу) и задан вопрос, потому в ответе упоминаются только суббота и воскресенье, хотя мы знаем, что предание Церкви, которое не ограничивается исключительно прописанными канонами, выделяет супружеским воздержанием среду, пятницу и воскресенье (субботу со второй половины дня). Кстати, в правиле Тимофея Александрийского проводится интересная мысль: воздерживайтесь по согласию, но в некоторые дни «необходимо должно воздерживаться» – есть дни, которые выше наших пожеланий.

http://pravoslavie.ru/29582.html

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Зачем нужен пост? Разве для Бога имеет значение, что мы едим? Стихира (церковное песнопение) говорит о посте: «Постимся постом приятным, благоугодным Господу: истинный пост есть злобы отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, обвинений, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение — пост истинный есть, и благоприятный». Пост — не диета, и воздержание от определенных видов пищи — не самоцель, а одно из средств духовного возрастания, которое предлагает нам Церковь. В одном из своих посланий святой апостол Павел сравнивает путь христианина с тренировкой атлета, который сидит на жесткой диете, усиленно тренируется, соблюдает режим, и все для того, чтобы получить венок, который потом неизбежно увянет. Церковь призывает нас к духовным усилиям, которые приведут к «венцу нетленному», то есть не к временной радости спортивной победы, а к вечной радости Небес. Чтобы помочь нам в этих усилиях, Церковь устанавливает посты в воспоминание важнейших событий истории спасения. Наиболее важный пост — Великий, который посвящен памяти страданий, смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. И это время особенного духовного сосредоточения. Все мы склонны переживать периоды охлаждения. Бывает так, что первоначальное горение в вере, любовь к Богу, ревностное стремление к благочестивой жизни остывает. Нельзя сказать, что человек утратил веру, но заботы века сего, обольщение богатством и другие пожелания (Мк 4:19) уже начинают заглушать в нем слово Божие. И поэтому традиция предлагает человеку совершить паломничество к истокам веры, четко обозначить свою позицию: я христианин и поэтому в воспоминание о страданиях Спасителя буду какое-то время в чем-то ущемлять сам себя добровольно, хотя бы воздерживаться от некоторых видов пищи. В древней Церкви это воздержание имело и благотворительное значение — сэкономленные за счет отказа от более дорогой животной пищи средства христиане направляли на помощь нуждающимся.

http://zavet.ru/a/rss_1291288664.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010