А услужив ему в чем необходимо, напитав его без хлопот чем случилось, немедленно оставляет занятие бесполезным и возвращается к прежней своей жизни. Такой образ жизни отнимает у плотского мудрования все, чем оно питается, и не дает ему преобладать над духом, не дает плоти творить дела плотские: «блуд, нечистоту, злую похоть» ( Кол.3:5 ). Поэтому, умертвив «земные члены» наши и словом вразумительным, усмиряющим страсти, и воздержанием от пищи, будем поститься постом приятным и благоугодным Господу. И трудолюбец будет с пользой упражняться в этом, имея пред собою пример в жизни Илии, Моисея, Даниила, Иоанна и других святых, которых «весь мир не был достоин», которые «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» ( Евр.11:37–38 ). Но одного, хотя бы и усиленного, воздержания от пищи, повторяю, еще недостаточно для совершенства, если душа не будет вполне воздерживаться от того, что питает грех. Как человек сам двойственен, состоит из души и тела, так и пища у него двоякая: душевная и телесная; и если она сообразна с составом каждой части человека, то делает его через питание более сильным к деятельности. Как телесная пища, питая тело человека, способствует его здоровью, увеличивает его силы и делает его годным для борьбы, так и в подвиге благочестия догматы веры и уроки нравственности, постоянно преподаваемые душе, обогащая ее постепенными приращениями, делают ее более годной с большими силами и трудолюбием приступить к изучению важнейшего и совершеннейшего в догматах 715 . Доброе настроение Доброе настроение есть желание благоугождать Богу – сильное, неутомимое, твердое и непоколебимое. Оно достигается через разумное и непрестанное вникание в величие славы Божией, через благодарственные размышления и постоянное памятование о благах, дарованных нам от Бога. Оно состоит в исполнении заповеди Божией: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею» ( Мк.12:30 ). Такого настроения достигал и святой пророк Давид, который говорил: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс.41:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

А что всего хуже, братие, постяся телесно, мы часто, к стыду нашему, забываем о посте духовном; даже многие из нас не знают, что такое пост духовный. Между тем, сей-то пост и есть истинный, существенный пост. В чём же этот пост должен состоять? Послушаем, как говорит о сем пророк Исайя: Се в день поста вашего вы исполните прихоти всех работников ваших мучите. Се для ссор и распрей вы поститесь. и чтобы бить дерзкою рукою, а не для того, чтобы услышан был на высоте глас ваш. Тот ли пост, какой Я люблю, и тот ли день, в который человек томит душу свою, когда он согнет главу свою, как трость, и постилает себе вретище и пепел. Это ли называется пост и день угодный Господу! Вот пост, который Я люблю: сними оковы нечестия, разреши цепи порабощения, отпусти угнетённых на свободу и расторгни всякое иго неправды ( Ис.58:4–6 ). Вот в чём, по слову Пророка, состоит истинный, духовный пост. Тоже самое внушает нам во время нашего пощения и св. Церковь в своих песнопениях: постящеся, братие, телесно, постимся и духовно, разрешим всякий соуз неправды, дадим алчущим хлеб и нищие бескровные введем в домы. И еще другими словами научает св. церковь , что истинный пост есть злых отчуждение, ярости отложение, воздержание языка. Итак. недовольно того, что мы мало едим. мало пьем, надобно поститься духовно, т.е. воздерживаться от худых дел и поступков. Ты не ешь хлеба, а язык твой снедает ближнего – поносит, бесчестит, злословит; ты мало пьешь, а от сердца твоего, по словам Писания, исходят потоки злых помышлений, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетельства. хулы. И от чего в самом деле бывает, что после; поста мало, или даже совсем не является в нас добрых плодов; – даже вместо того чтобы водворилась в нас тишина и спокойствие, укротились страсти, происходит еще какие-то раздражение; многие от поста становятся сердитее, гневливее, раздражительнее? От чего это? От того, что пост их не искренний; от того, что они не от души постятся, пост их больше лицемерный или принужденный?

http://azbyka.ru/otechnik/6/slova-i-pouc...

Апостолы, следуя примеру Христа Спасителя, и помня заповедь Его о посте в словах: когда отнимется у них жених, тогда будут поститься ( Мф.9:15 ; Мк.2:20 ), постились со всею первенствующею Церковью, как об этом повестствуется в книге Деяний апостольских ( Деян.13:1–3, 14:23 ). И в это время уже были определенно установленные времена постов. Евангелист Лука, рассказывая о путешествии апостола Павла в Рим и о трудностях этого путешествия, замечает, что апостол Павел советовал сотнику остановиться и перезимовать, так как время было позднее, «потому что и пост уже прошел». Ясно, что здесь говорится об определенном, общеизвестном времени поста. Ясно свидетельствуют о существовании в Апостольской Церкви постов и апостол Павел, говоря: мы во всем являем себя, как служители Божии... в трудах, в бдениях, в постах ( 2Кор.6:4–5, 11:27 ). Он же, давая наставления супругам о их взаимных отношениях, между прочим, говорит: не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве ( 1Кор.7:5 ). И в новом завете пост состоит или в полном воздержании от пищи, или в воздержании только от некоторых родов пищи, особенно утучняющих тело. Так, из евангельской истории мы знаем, что Иисус Христос и апостолы не вкушали мяса (кроме агнца пасхального) ( Мк.14:12 ; Лк.22:7–8 ), а питались хлебом и рыбами. Пищею Иоанна Крестителя были акриды и дикий мед ( Мф.3:4 ). Апостол Павел говорит: не буду есть мясо во век, чтобы не соблазнить брата моего ( 1Кор.8:13 ; Рим.14:20–21 ) 36 . Цель поста – борьба со страстями и победа над плотью, как об этом говорит апостол Павел; все подвижники воздерживаются от всего; те для получения венца тленнаго, а мы нетленнаго... усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным ( 1Кор.9:25, 27 ; Кол.3:5 ) 37 . Таким образом пост есть божественное установление. Он служит средством к борьбе с греховными влечениями плоти и, следовательно, должен быть двоякий, – внешний и внутренний; воздерживаясь от брашен, мы должны воздерживаться от страстей, порочных мыслей, желаний и действий, или, как учит православная Церковь в одном из великопостных песнопений, истинный пост есть удаление от злых, воздержание языка, отложение гнева, подавление похотей, удаление лжи, клеветы и клятвопреступления.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

б) Преп. Иоанн весьма был воздержен в пище и питии . Он ел все позволенное уставом, но ел очень мало. По примеру его, и нам, братие-христиане, всегда нужно воздерживаться от многоядения и многопития, чтобы тело наше никогда не брало верх над духом, чтобы душа наша всегда была светла, добра, способна на всякое доброе дело. Известно, что плотно кушающий и много пиющий бывает неудобоподвижен, тяжел, сонлив, ленив и мало способен к делу. Такой, очевидно, живет более жизнью животных, чем духовной, тогда как христианину надо жить более жизнью духовной. И слово Божие, и отцы Церкви всегда и везде заповедуют христианам воздержание. Спаситель говорит: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством» ( Лк.21:34 ). К тому же воздержные живут здраво, долговечно и хорошо, как преподобный Иоанн жил до 80-ти лет. Вот почему один из наших святителей говорит: «Воздержно пий, мало яждь, здрав будеши». Будем неуклонно следовать этому мудрому правилу. в) По примеру преподобного Иоанна, всем нам прилично и полезно содержать также и определенные правила в жизни, чтобы руководиться ими для пользы души своей и вечного спасения . Правила эти должны быть для всех наших занятий: для молитвы, для принятия пищи и пития, для разных домашних занятий и, наконец, для отдыха и сна. Во всем этом должна быть слава имени Христова. Св. апостол Павел говорит: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ). Поэтому и мы должны трудиться и поступать во всем благоразумно, осмотрительно, иметь в виду не только свою душевную пользу, но и пользу других. г) Преподобный Иоанн Лествичник большее время жизни посвящал на молитву и славословие Божие, остальное же – на разные труды для пользы души своей и других . Поэтому и мы должны, если не большую часть жизни своей, то по крайней мере хоть краткие часы ее посвящать на молитву и славословие Бога, именно: утро дня должны посвящать Богу для того, чтобы хотя краткими, но усердными и чистыми молитвами возблагодарить своего Создателя за все Его к нам милости и благодеяния, а также для того, чтобы испросить Его благословение и помощь на наступающий день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Безусловно, Господь Правосуден, но мы же знаем, что Он Долготерпелив и Многомилостив, и что Божественная Милость выше Божественного Правосудия. Бог есть Любовь! Поэтому в реальной жизни все непредсказуемо, противоречиво, неоднозначно и прекрасно. И, что еще мы знаем точно, так это то, что Господь «всем человекам желает спастись и в познание истины приидти». Конечно, мы должны почитать Священноначалие, соблюдать посты, жить в послушании Церкви. Это поможет нам искать и находить волю Божию «благую и совершенную» и откроет путь в Царствие Небесное. Вот и есть наша самая главная цель, достигнуть которой да сподобит нас Всемилостивый Господь Бог! Иеромонах Димитрий (Першин): Церковь не регламентирует супружеские отношения в браке Во-первых, это суждение адресовано только людям, являющимся членами Церкви. Во-вторых, это суждение по существу своему не отвечает духу Евангелия. В Евангелии от Иоанна мы читаем : «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». А еще в Ветхом Завете мы слышим эту нравственную максиму : «В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие». Бог не наказывает детей за грехи родителя. Третий момент – это то, что Церковь вообще не регламентирует, по крайней мере, на уровне канонического права супружеские отношения в браке, оставляя это на усмотрение супругов, с учетом мнения их духовника. И те суждения, которые мы встречаем не в канонах, но в размышлениях некоторых подвижников и молитвенников, носят характер частных богословских мнений, не выражающих тем самым общую точку зрения Православной Церкви по данному вопросу. Если же говорить о каноническом сознании – о каноническом праве – то единственное требование к супругам, находящимся в браке – это воздерживаться от супружеских отношений за сутки до Причастия. Если у людей есть силы и готовность к полному воздержанию на всем протяжении постов – это может дать свои духовные плоды. Если этой готовности нет, то по восточной христианской традиции супружеское общение не только в непостное время не отлучает людей от Бога. Протоиерей Константин Островский: Наказание Божие не бывает механическим «Око за око» с Богом

http://pravmir.ru/esli-rebenok-zachat-v-...

Благодаря такому настроению общественного мнения страсть эта все более и более широкою волною разливается во все стороны, захватывая не только взрослое население городов и деревень, но и юношей, детей и стариков. Заканчивая этим о плотоугодии и связанных с ним страстях, я считаю нужным еще раз напомнить, что угождая чреву и наряжая свое тело, мы, губя самих себя, еще участвуем в великом соблазне, совращающем тысячи людей каждогодно с истинного пути труда и воздержания на погибельный путь праздности и порока; первыми жертвами этого соблазна являются дети наши, которые с самых малых лет усваивают себе наши вредные и скверные привычки, превращая их потом уже в непреодолимые потребности, а затем и меньшая братия наша, легко идущая по немощи своей на всякий соблазн. Этим путем входит зло в мир – через соблазны и погибнет мир. «Горе миру от соблазн», сказал Христос: «надобно прийти соблазнам, но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» и далее: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня; тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в пучине морской» ( Мф. 18:6–7 ). Ту – же самую мысль Спаситель повторяет устами Марка, 9 гл., 42 ст. и через Евангелиста Луку, 17 гл., 1 и 2-й ст. Те – же мысли встречаем мы в посланиях ап. Павла. В них он советует воздерживаться даже от таких вещей, которые сами по себе не составляют зла, но которые в руках немощного брата могут повести ко злу. Так в послании к Коринф. он говорит: «не буду есть мяса во – век, чтобы не соблазнить брата моего» ( 1Кор. 8:18 ). А в послании к Римлянам выражается так: «лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим. 14:21 ). «Входите тесными вратами, потому что широкие врата и пространный путь ведут в погибель, и многие идут ими», говорит Христос ( Мф. 17:18 ). Слыхал я возражение, что – де не мало порфироносных особ на лоне Авраама, в Царствии Небесном. Конечно, теперь путь туда всем открыт. Первым Спаситель ввел туда разбойника, распятого с ним на кресте за великие злодеения. Не мало там блудниц и блудников; есть и воры, и убийцы, и богохульники. Нет такого греха, при покаянии который превысил бы милосердие Божие. Истинное покаяние, непременным условием которого ставится искреннее сокрушение о грехах и твердое намерение никогда больше не повторять их, все очищает. И плотоугодие и соблазн может простить нам Господь через покаяние. Простит, но наверное уж никого и никогда не похвалит за это.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Бывает, что блудные помыслы мучают людей, которые за тот же грех кого-то осуждали, ведь осуждение - одно из проявлений гордости. Помню случай, когда на исповеди бабушка семидесяти лет жаловалась, что ничего не может поделать с блудной страстью, хотя это грех не характерный для ее возраста. Эта напасть в ее жизни была связана с осуждением. Как только она в этом раскаялась и перестала осуждать - страсть ее оставила. - Вы говорите, что блудная страсть возникает от духовных проблем. Но люди чаще всего называют в качестве причины неудовлетворенность интимной жизнью, жалуются, что со временем остывают чувства друг к другу. - Если человек живет по церковным правилам, ему не грозит потерять интерес к своей второй половинке, потому что более двухсот дней в году - посты, когда принято воздерживаться от интимных отношений. Верующие люди также отказываются от близости накануне больших праздников и воскресных дней, которые являются малой Пасхой. Если супруги так себя ограничивают, у них, как правило, не возникает проблем в интимной жизни, если мы говорим только о физическом аспекте. На самом деле воздержание - очень полезная вещь в браке, как бы не пыталась убедить в обратном современная наука. - Если один из супругов хотел бы соблюдать церковный устав, а другой нет, не станет ли интимная сфера поводом для разногласий? - Такая проблема есть. Бывает, что верующий человек начинает строго соблюдать посты, и тогда его вторая половина страдает от недостатка близости. Из-за этого возникают обиды и ссоры. В таких случаях следует вспомнить, что говорил апостол Павел: «Имей свою жену как лекарство от блуда», то есть, чтобы человек не вступал в незаконные отношения, у него должна быть нормальная интимная жизнь. «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время для упражнения в посте и молитве. А потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим», то есть если оба супруга хотят соблюдать пост, «по согласию», то это будет делом благочестия. Но если жена хочет поститься, а муж в данный период своей жизни к этому не готов, она не в праве лишать его близости. «Жена не владеет своим телом, но муж. И муж - не хозяин своего тела, но жена». Главная цель христианина - через исполнение заповедей Божьих научиться любви. В данной ситуации проявлением любви будет исполнить желания своего супруга.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

Во время четыредесятницы, обыкновенно, все спрашивают о том, сколько недель кто постился; и можно слышать от одних, что они постились две, от других, что – три, а от иных что – все недели. Но что пользы, когда мы проведем пост без добрых дел? Если скажет иной: постился всю четыредесятницу, – ты скажи: я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее, имел привычку клясться и оставил эту дурную привычку. Для мореходцев нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря, но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь и суетно». Эти слова ясно свидетельствуют о том, что для христиан времён св. И. Златоуста сорокадневный пост был всеобщей церковной практикой, установленной, конечно же, ещё во времена Апостолов. И поучение великого учителя Церкви о том, что истинный пост состоит в добрых делах и исправлении жизни, не говорит, естественно, о ненужности телесного поста, а о том только, что таковой пост бывает бесполезным, если не сопряжён с делами благочестия, с чем православные полностью согласны. Потому в посты Церковь призывает своих чад воздерживаться не просто от вкусной пищи, а и от многословия, пустословия, «безгодного» сна 325 , супружеского сожития 326 и всякого по плоти приятного времяпровождения; больше чем обычно творить дел милосердия; больше чем обычно молиться Богу и читать Священное Писание и душеполезные книги 327 , и обязательно исповедаться в грехах и причаститься. А чтобы подготовиться к Исповеди и Причастию, нужно осмыслить последнее время жизни, выявить свои недостатки и грехи, раскаяться в них и примириться со своими ближними. Перед исповедью в Храме многие исповедующиеся просят предварительно у всех прощения. То есть в Православии пост отнюдь не понимается просто как воздержание от еды, а как время, когда нужно приложить наибольшие усилия для своего спасения, для добрых дел, для молитвы, для освящения, для всякого духовного делания, как написано у пророка: «Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся» ( Ис.58:6–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Встречаются люди, которые кладут доброе начало и до глубокой старости по-настоящему влюблены друг в друга в правильном смысле. Уважают друг друга. И один никогда не издевался над другим ни с какой точки зрения – ни с душевной, ни с телесной, потому что кто издевается телесно, тот издевается и душевно над человеком, который таким образом ломается и отвращается от тебя. Человек – это не только тело, но и душа. Очень тяжело смотреть на супругов, которые испытывают полное отвращение друг к другу, потому что они шли по ошибочному пути. Один хотел таких вещей, которые несуразны, потому что его единственной целью является сластолюбие, а другой по праву или без права его отверг, потому что «он не спрашивает меня, жива ли я, не умерла ли, удобно ли мне, не обижаюсь ли я! Единственное, что его интересует, это секс. Ничего другого. Поэтому я не хочу его. Я его не принимаю, я не могу больше быть вещью для этого человека!». Это доказывает, что человек не может ограничить свою связь и любовь сластолюбием. Поэтому он должен научиться целомудрию и воздержанию даже в браке. Разумеется, есть периоды, когда люди должны воздерживаться: когда жена беременна, она не может иметь супружеских отношений, когда кто-нибудь болен или у него имеются другие причины, по которым он не может иметь интимную связь. И тут Церковь нас воспитывает: есть период поста, воздержания, когда существует запрет на все это, период, предшествующий браку, цель которого – принимать другого как личность, а не как плоть. И все это учит тебя жить и воспринимать другого человека целомудренно. Когда мы начинаем свой путь с целомудрия и воздержания, мы продвигаемся вперед, поскольку наша связь с другим человеком правильная. Тогда любовь Божия поддерживает нашу жизнь, и наши отношения и дела получают священный характер. Перевела с болгарского Станка Косова О повиновении в браке Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Выше он говорил « не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию »; а здесь разлучившейся повелевает воздерживаться, хотя уже по неволе: « должна оставаться », говорит, « безбрачною, или примириться с мужем своим ». Видишь, как она находится между двух бед? Она должна или терпеть насилие от похоти, или, если этого не хочет, угождать своему обидчику и быть готовой на все, чего бы он ни захотел, наносить ли побои, или осыпать злословиями, или подвергать презрению слуг, и прочее тому подобное; так как мужьями придумано много средств, когда они захотят наказать своих жен. Если же она не потерпит этого, то должна пребывать в бесплодном воздержании; бесплодном, говорю, потому что к нему не относится данное обетование, так как оно происходит не от стремления к святости, а от гнева на мужа. « Должна оставаться », говорит, « безбрачною, или примириться с мужем своим ». А что, скажешь, если он не захочет помириться? У тебя есть другая возможность избавиться и освободиться. Какая же? Ожидай его смерти. Как девственнице никогда не позволительно вступать в брак, потому что Жених ее всегда жив и бессмертен, так и вступившей в брак тогда только можно (получить свободу), когда умрет ее муж. Если бы и при жизни его можно было ей переходить от него к другому, и от этого опять к иному; то для чего и браки, когда мужья стали бы безразлично пользоваться женами друг друга и все просто смешивались бы со всеми? Не исчезло ли бы и взаимное расположение, если бы сегодня один, завтра другой, а потом третий стал жить с женой кого–либо из сожителей? Справедливо Господь назвал это прелюбодеянием. 41. Для чего же Он позволил это иудеям? Для того, чтобы они не враждовали друг с другом, чтобы родственной кровью не наполняли своих жилищ. Что лучше было, скажи мне, для сделавшейся ненавистною — быть ли изгнанною вон, или быть убитою внутри дома? А последнее они сделали бы, если бы им не дозволено было изгонять. Посему (Господь) и говорит: « возненавидит ее и отпустит ее из дома своего » (Втор. 24:1–3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010