Молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов, на которых не положено чтения Евангелия и при которых бывает окропление святой водой, совершается после малого освящения воды. Водоосвящение обычно соединяется и с другими молебными пениями. В таком случае сначала совершается молебное пение, а после чтения Евангелия следуют молитвословия водоосвящения. Кроме освящения воды и окропления ею, совершаются при молитвенных чинах и другие священнодействия, например, последование возвышения панагии, а также «егда кто хощет отъити на службу», чин благословения нового дома.    Молитвословия молебнов прилагаются и на Божественной Литургии. То, каким образом присоединяются они к Литургии, подробно указано в Последовании молебного пения «о получении прошения и о всяком благодеянии Божии», именно: если этот благодарственный молебен бывает на Божественной Литургии, то по «Благословено Царство...» произносят великую ектению, присоединяя к ней благодарственные прошения. По входе же – тропари благодарствеенные, по дневном прокимне – благодарственный, и по Апостоле дневном – Апостол благодаренияя; также и по дневном Евангелии – Евангелие благодарения. По Евангелии на сугубой ектении прилагаются прошения благодарения. По заамвонной молитве иерей читает и молитву благодарения, и поется славословие великое посреди церкви, как на утрене, или, аще настоятель изволит, вместо великого славословия поют: «Тебе, Бога, хвалим...» Молебное пение на Новый год    Молебное пение на Новый год совершается после Божественной Литургии.     Диакон: «Благослови, владыко», священник: «Благословено Царство...». Хор: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалом 64-й: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе...», «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды).    Диакон произносит ектению «Миром Господу помолимся», дополненную новогодними прошениями:    «О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Игумен: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас». Диакон, воздвигая, снимает куколь. «Святыя Троицы» говорит игумен. «Пресвятая Госпоже Богородице помогай нам». " Клирицы же рекут: «Тоя молитвами…», таж «Блажим Тя…» писан в полуношницы. И посем клирицы поют: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево, преблаженную и непорочную Матерь Бога нашего, Тебе Богородице блажим вси роди; Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего», таже «Достойно есть»; аще ли Господский праздник, поем ирмос 9 песни праздника; тажь глаголет игумен: «Милостив и щедр Господь, пищу дал есть боящимся Его»; тоже и клирицы глаголют. Игумен же раздробляет святый хлеб и раздает братии. Клирицы же глаголют Трисвятое; по Отче наш, аще есть неделя, глаголется ипакой настоящаго гласа; аще ли Господский праздник, глаголем вместо ипакоя кондак праздника или великому святому, иже имать полиелеос " . В обычные дни тропари, как у нас: после «Господи, благослови» молитва «Тебе истинному Человеколюбцу…». Игумен дает отпуст, и после ответа братии «аминь» — «Бог простит…» [ 990 ]. Как показывают свидетельства блж. Симеона Солунского и Марка Ефесского, в Греции в XV b. существовал чин о панагии, должно быть, вполне тождественный с нынешним. Симеон Солунский упоминает на нем «Отче наш», молитву «Слава Тебе Святый, слава Тебе Царю…», 4 возгласа «Велико имя» и т. д., песнь «Блажим Тя…», «Достойно есть». Чин этот там имел даже более широкое применение, чем ныне: он совершался не только в монастырских трапезах, но многими священниками и за литургией после «Изрядно о Пресвятей…» [ 991 ] постоянно или по просьбе некоторых. Блж. Симеон Солунский о себе говорит, что он «учредил, чтобы в соборных церквах ежедневно совершаем был упомянутый обряд, именно, чтобы иерей на каждой утрене в конце 9 песни возносил сей хлеб». Возвышалась в Греции не вся просфора, а изъятая из нее трехсторонняя (в честь Св. Троицы) частица. На монастырской трапезе пред сосудом с панагией ставился светильник. Возвышение совершал чтец, читавший за трапезой [ 992 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Чин трапезы и возвышения панагии у греков описывает и Арсений Суханов в своем «Проскинитарии» (XVII b.). По окончании литургии в трапезу приносят «хлеб Богородицы», и «старец простой» или священник попросту вынимают частицу из него; когда патриарх, отдохнув от литургии [ 993 ] в своей келье, придет в трапезу и сядет, недельный священник ударяет в кандию и говорит «Отче наш»; патриарх благословляет стол сидя. Он сидит за отдельным столиком, и подают ему кушанья диаконы, а вино архидиаконы, которые в присутствии его не садятся за стол, а обедают после. " Егда же время пить, архидиакон наполня сосуд, а недельный поп ударит в кандию, таже востанут вси, а чтец перестанет чести. А архидиакон говорит: «За молитв св. владыки нашего Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». И рекут вси «аминь». Патриарх, прием сосуд, говорит ко всем: «Евлогите патерес» («благословите отцы») и пьет; прочии же вси стоя говорят: «За молитв св. владыки…», таже «Тон деспотии» и мало поклонятся. И как выпьет, сядут вси; и кто хочет пить, нальет чашу вина из своего сосуда и поставя молвит патриарху гласно: «Евлогисон деспота» («благослови, владыко»), а патриарх осеняет рукою глаголя: «О Феос» («Бог») и выпив стоя сядет; и тако вси первую чашу пьют, благословляя, стоя, а как другую, и третью, и четвертую кто захочет, пьют сидя и без благословения " . Если патриарха нет, то " у недельнаго благословляются и пьют сидя. Егда же отъядят, повелит патриарх ударить в кандию и чтец перестав говорит: «Ди евхон» («За молитвы») и пришед поклонится патриарху с прощением; а патриарх подает ему чашу вина и урезочик хлеба положит на чашу. Таже опять ударит в кандию; потом трапезарь взем кошницу и говорит гласно: «За молитв св. владыки…», аще ли патриарха нет, то: «За молитв св. отец наших…», и идет к патриарху и говорит (в переводе с греческого): «Благослови, владыко, остатки кусков»; а патриарх со стола своего положит в кошницу часть хлеба и говорит: «Христе Боже, благослови остатки кусков и сотвори их богатством для святой обители сей яко Свят еси всегда…» " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Отступка. В указании каждодневных чтений из Евангелия и Апостола со дня Пятидесятницы до недели Мытаря и Фарисея считается 32 недели. Но если наступающая Пасха будет поздняя, а прошлогодняя была рано, например, в марте месяце, то в промежуток времени от дня Пятидесятницы до недели Мытаря и Фарисея выйдет более 32 недель. В таком случае после праздника Богоявления или вернее после недели по просвещении следует наполнить промежуточные дни и недели до недели Мытаря и Фарисея апостольскими и евангельскими чтениями из недель, предшествовавших воскресному дню (неделе) после праздника Богоявления. Это-то пополнение промежуточных дней и недель или повторение недавно читанных в церкви апостольских и евангельских чтений называется отступкою. Очищение – так называется молитвенное чрез священника освящение лица или вещи, осквернившихся чрез соприкосновение с чем-либо нечистым, чрез естественный грех или сонное мечтание и проч. П Палица – одна из принадлежностей архиерейского облачения. Это четыре-угольный плат, за один угол привешиваемый при поясе к правому бедру архиерея. Как и священнический набедренник, палица знаменует духовный меч, т. е. оружие слова Божия, которым архиерей должен быть вооружен против ересей и заблуждений. Палий см. мантия. Память святого – празднуемое или вообще сопровождаемое церковными песнопениями в честь и похвалу святого воспоминание его трудов и подвигов во славу Божию. Панагия см. енколпий. Панагиар – сосуд или блюдо с изображением лика Пресвятой Богородицы. См. Возвышение панагии. Паникадило (от греч. значит всесвечник) – особого устройства подсвечник или сосуд для возжения елея. Паникадило обычно имеет более 12 свечников или мест для поставления лампад, расположенных кругообразно в несколько рядов и обыкновенно, привешивается среди церкви под куполом. Просто зовется люстра. Этот светлый круг, возвышающийся над нашими головами, есть подобие тверди небесной, озаренной звездами. Панихида. По словопроизводству (от греч.) панихида есть всякое всенощное бдение. У нас панихидою называется только богослужебное моление об умерших, чинопоследование которого помещено в субботней службе октоиха, в 1-м гласе.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

121 и 83, иерей говорит молитву; остального, что в Студ.-Ал. уст., здесь нет 2828 . В сохранившихся греческих памятниках Иерусалимского Типикона нет чина трапезы. В славянских рукописях (XIV-XV вв.) этот чин сходен со Студийско-Алексиевским, но вместо возвышения укрухов уже возвышение панагии по нынешнему чину с небольшими отличиями. Различие общего чина трапезы от Студийско-Алексиевского в следующем. «По отпусте литургии исходит служивый иерей и по нем следует игумен и прочая братия теми же дверьми, глаголюще псалом 144. Иными же дверьми никтоже да исходит; идут же кождо их един по единому, якоже и на трапезе сидят; не беседуют межю собою отнудь; ни два в ряд идут». Трапезы 1-я и 2-я благословляются не при возгласе молитвы «Господи Боже наш, небесный и животворящий хлеб», а при непосредственно присоединяемой молитве (нынешней): «Христе Боже, благослови ястие…». Пред обрядом благословения вина замечено: «Егда же есть утешение», «испивают кождо свою чашу, глаголя: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас, аминь» (не говорится об осенений чаши крестным знамением). «По обеде же возметь игумен хлебец Всесвятей Богородице и положить на мисе и прекрестить рукою, аще есть поп. Абие же ударяеть и престанеть чтай и вставаяй игумен речеть: «Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». Братия: «Слава и ныне». Игумен: «Благословен Бог милуяй… Слава Тебе Господи, слава Тебе Царю, слава Тебе Святый… Слава и ныне. Господи помилуй 3». Хотяй воздвигнути диакон или чтец или келарь или который братии: «Благословите мя…». Отвещают: «Бог спаси тя». И подъимая хлебец речет: «О велико имя». Братия: «Всесвятыя Троицы». И абие он прекрещая панагию хлебом речеть: «Всесвятая Богородица 2829 помогай нам». Мы же глаголем: «Тоя молитвами» (в позднейших рукописях: «Блажим Тя вси роди»). Таже вземлють хлеб Всесвятей глаголюще: «Бысть чрево Твое…» 2830 . И абие вси вставше от трапезы рекут: «Милостив и щедр Господь», пс. 121, глаголем его до конца, идя к церкви; тажь пс. 83, Трисвятое по Отче наш, в неделю ипакои, аще нарочита Святаго – кондак, во ин день тропари, глас 6: «Яко посреде ученик… Слава и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В отсутствие игумена знак ударом ложки и благословение дает эконом, но если последний не имеет священного сана, то благословение дает старший или служивший священник; на игуменское место никто не садится. По снедении первого блюда старейший (из служащих трапезе) «повелевает умолчати всей братии», и вносится второе блюдо – «сочиво»; старейший говорит: «Господи благослови, помолися», все встают, «и благословится поставленное не от первее благословившаго, но от иного попа, явленую рекше молитву («Христе Боже, молитвами отец наших благослови брашно…»), яже глаголется не исперва точию над варивом, но (и) на инех брашьнех». Если блюд несколько, весь этот обряд благословения совершается над каждым. По окончании последнего почерпания старейший ставит на краю первого (игуменского) стола особое блюдо и ударяет в него трижды большою ложкою и тотчас чтец прекращает чтение; другое пустое блюдо ставит келарь на нижнем столе; братия складывают ложки в эти блюда, теперь и начинается обряд, соответствующий «чину возвышения панагии», могущий быть названным «возвышением укрухов». Игумен произносит стих: «Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас»; все повторяют этот стих. Игумен кладет на миску оставшийся у него укрух хлеба, говоря «Господи благослови». Старейший начинает велегласно: «Благословен Бог, питаяй нас», прочие поют с ним эту молитву, кладя свои укрухи на миску. Эти укрухи предназначаются для раздачи келарем нищим, и их запрещается предлагать братии на следующей трапезе. К вышеуказанной молитве служивший священник присоединяет, творя крест над мискою, и другую: «Христе Боже, исполни избытки раб Своих и нас помилуй, яко Свят еси, ныне и присно и во веки веков». После «аминь» старейший (из служащих трапезе), поклонившись (игумену) у края стола и произнеся велегласно: «Благослови, помолися о мне», на что игумен тихо отвечает: «Бог спаси тя», взяв миску с укрухами, творит крест ею, говоря велегласно: «Велико имя»; все отвечают: «Святыя и Единосущия Троицы сохранит всех нас, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Приложение V. Правила относительно совершения братских празднеств и восстановления древних братских обычаев в Лубенском Спасо-Преображенском братстве 116 Ι. Открытие отделений Спасо-Преображенского братства. В открытии отделений братства и богослужения при этом бываемого участвует один из братчиков – учредителей, имеющий священный сан, или местный благочинный. В совершаемом при этом богослужении предоставляется распорядителю, по возможности, следовать порядку открытия Спасо-Преображенского братства в г. Лубнах 10-го декабря 1889 года. Во всяком случае, молитвословию должно предшествовать объявление в церкви пред прихожанами состоявшегося по этому предмету распоряжения Епархиальной власти. II. Богослужение в особые братские праздники. Общий характер богослужения в особые братские праздники имеет быть соответствен чину богослужения храмовых праздников, при следующих особенностях: а) на утреннем богослужении, после шестой песни канона, читается из пролога или синаксаря объяснение содержания праздника; б) пред литургией совершается братская панихида о преждепочивших отцех и братиях, с поминанием усопших братчиков местных (если таковые имеются); в) на литургии, во время сугубой ектении, присоединяется моление о местных братчиках живых; г) после литургии совершается крестный ход вокруг церкви, с преднесением братской иконы и молебным пением; в конце – после обычного многолетствия Государю Императору и Царствующему Дому, Святейшему Синоду и Епархиальному Архиерею, возглашается многолетствие Спасо-Преображенскому братству; д) где уготована братская праздничная трапеза, совершается священником чин возвышения панагии 117 (после литургии); е) предстояние братчиков с возженными свечами соблюдается в общеустановленном порядке, изложение коего нижеследует. III. Порядок возжжения братских свечей и предстояния братчиков с возженными свечами на церковных богослужениях. а) пред братскою иконою возжигается особая братская свеча (ставник) на всех церковных богослужениях; Примечание 1. Этот ставник делается из жертвуемого братчиками воска в Дубенском монастыре, как и все братские свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Молитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов, на которых не положено чтения Евангелия и при которых бывает окропление святой водой, совершается после малого освящения воды. Водоосвящение обычно соединяется и с другими молебными пениями. В таком случае сначала совершается молебное пение, а после чтения Евангелия следуют молитвословия водоосвящения. Кроме освящения воды и окропления ею, совершаются при молитвенных чинах и другие священнодействия, например, последование возвышения панагии, а также «егда кто хощет отъити на службу», чин благословения нового дома. Молитвословия молебнов прилагаются и на Божественной Литургии. То, каким образом присоединяются они к Литургии, подробно указано в Последовании молебного пения «о получении прошения и о всяком благодеянии Божии», именно: если этот благодарственный молебен бывает на Божественной Литургии, то по «Благословено Царство...» произносят великую ектению, присоединяя к ней благодарственные прошения. По входе же – тропари благодарствеенные, по дневном прокимне – благодарственный, и по Апостоле дневном – Апостол благодаренияя; также и по дневном Евангелии – Евангелие благодарения. По Евангелии на сугубой ектении прилагаются прошения благодарения. По заамвонной молитве иерей читает и молитву благодарения, и поется славословие великое посреди церкви, как на утрене, или, аще настоятель изволит, вместо великого славословия поют: «Тебе, Бога, хвалим...» Молебное пение на Новый год Молебное пение на Новый год совершается после Божественной Литургии. Диакон: «Благослови, владыко», священник: «Благословено Царство...». Хор: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалом 64-й: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе...», «Слава, и ныне» – «Аллилуиа» (трижды). Диакон произносит ектению «Миром Господу помолимся», дополненную новогодними прошениями: «О еже милостивно нынешнее благодарение и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

По различию дней праздничных, постных и т. п. бывают неодинаковой продолжительности и неодинакового состава как указанные, так и другие службы общественного богослужения; например, есть полунощница вседневная, субботняя и воскресная; кроме утрени вседневной, есть особая пасхальная; кроме часов трипсалмных, вседневных, есть особенные часы в навечерия Рождества и Богоявления Христова, в Великий пяток и в Св. Пасху; есть вечерня великая и малая; равно и повечерие есть великое и малое: молитвословия, неизменяемые для всех сих служб, находятся в Часослове. 232 Подобно Служебнику, и в Часослове есть дополнительная часть, которая содержит в себе чины и молитвы, присоединяемые к службам круга дневного; они суть: а) утренние молитвы, поскольку они читаются после полунощницы; б) последование возвышения панагии, так как оно бывает в монастырях после чина Изобразительных; в) благословение трапезы, потому что оно бывает после вечерни; г) канон Богородице, сочиненный Феостериктом, поскольку он читается в церкви после великого повечерия; д) молитвы на сон грядущим, так как они читаются после повечерия. Все эти прибавления сделаны к Часослову, а не к другой богослужебной книге, по той причине, что они читаются и поются за службами, изложенными в Часослове. А так как к неизменяемым молитвословиям на всех службах общественного богослужения присоединяются такого рода краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня, то эти песнопения, для удобности, также приложены к Часослову. Они суть: тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны, принадлежащие к богослужению круга седмичного – для дней воскресных, седмичных и прочих, и к богослужению круга годичного – для дней подвижных и неподвижных. Как для священника и диакона в Служебнике, так для певца в Часослове приложен месяцеслов. При нем есть: краткие описания жизни святых и праздников, тропари, кондаки, прокимны. причастны, величания и указания чтений из книги апостол. В месяцеслове иногда пред началом каждого месяца, а потом пред каждым числом его находятся буквы: ##А. В. Г. Д. Е. S. З##. и наоборот: ##З. S. Е. Д. Г. В. А## Эти буквы служат к указанию воскресных дней в году. Из Зрячей Пасхалии узнаем, какая из сих букв означает воскресный день в году. Эта буква показывает в месяцеслове, в какие числа в искомом году будут все воскресные дни, затем служит указанием к тому, какие буквы означают собою дни седмицы. Воскресные буквы называются Вруцелетом. А чтобы знать, когда и в какие дни случатся подвижные праздники и посты, к Часослову прилагаются: Зрячая Пасхалия, Индиктион, Лунник 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

горы Афонской: «выняти хлебец на руку правую.·Таже учинит руку персты три, якоже иерей крест дает, а хлебец в руце держа, крест своею рукою назнаменует» 114 . Если бы молитвенное перстосложение простеца было одинаково с иереиским благословляющим, то к чему здесь предлагается наставление учинить руку перстами так, якоже иерей крест дает? Довольно бы сказать, что учинить руку, якоже знаменаемся, или крестимся. Видимое дело, что особенность случая (в монастыре – без священника, и на пути где без него, и притом с простым хлебом – без панагиарного) позволяла и простецу употребить не принадлежащее ему перстосложение, чтобы совершить также не принадлежащее ему возвышение панагии. Сей же случай показывает нам, кань нерассудно и невежественно поступили те, которые на Стоглавом соборе положили клятву на всех без исключения, иже кто не знаменуется двума перстами: вот здесь повелевается сперва учинить руку персты три, и потом с сим треперстным сложением (ибо о других двух здесь не упоминается) назнаменовать крест своею рукою!... Но может быть, кто мнящийся спорлив быти (1 Кор. зач. 148), и тут как-нибудь найдет уместным проклятие Стоглавого собора: в таком случае представляем вниманию спорливого следующее указание, которое подвергает соборному проклятию самим, патриархов Филарета и Иоасафа 1-го (1634–1641) за то, что они благословили напечатать такие потребники (первый в лето 7141, второй в лето 7144), в которых ясно повелевается иерею сотворить над крещающимся креста знамение одним перстом (в Филар. служеб. лист. 457, и в Иоасаф. требн. лист. 112 об.). Что сказать на это? Тут надобно признать что-нибудь одно из двух: или собор совсем не полагал указанной клятвы, или положил, но наши патриархи сочли её неправедною и не стоющею внимания 115 . После всего сказанного нами о Стоглавом соборе, надобно признать, что глава 31 не могла первоначально существовать в том виде, в каком она существует даже в древнейших рукописях Стоглава. Мы далеки от той мысли, будто бы соборные (1551 г.) заседания и рассуждения о многоразличных чинах не оставили после себя никакого законодательного акта, кроме черновых записей, но хотим сказать только то, что акт этот, известный в то же время под именем соборной книги, не был Стоглавом, или точнее стоглавным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vinograd...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010