Самойлович, не стесняя избрания, под рукой направлял его в пользу проживавшего в Малороссии, вдали от своей епархии, луцкого епископа Гедеона князя Четвертинского. На него указано было и из Москвы, как на желаемого кандидата. А для гетмана были особые побуждения к его возвышению. Сын Четвертинского Юрий женат был на дочери Самойловича и следовательно они были близкие между собой родные. Избрание состоялось 8-го июля 1685 г. Фамилия князей Святополков Четвертинских, давних владельцев на Волыни, с давних же пор была одной из опор православия в этом крае и дала православной церкви двух иерархов –Гедеона, сперва епископа луцкого, потом митрополита киевского, и Сильвестра епископа белорусского (первый назывался в мире Григорием Захарьевичем и был двоюродным братом Сильвестра). Но в том же XVII веке началась измена Четвертинских православию. Первый оставил веру праотцов князь Степан Степанович Четвертинский; за ним – брат Сильвестра, князь Гавриил Вацлавович, за которым последовало все его потомство. Но другие ветви остались верными православной вере. 722 В следующем 1686 г. 6-го мая московским правительством заключен был договор вечного мира с Польшей, по которому восточная сторона Малороссии с Киевом утверждалась навсегда за Россией. В октябре новоизбранный митрополит киевский прибыл в Москву, где принят был с большою честью и 8-го ноября московским патриархом Иоакимом посвящен на престол киевской митрополии. Благословенной грамотой патриарха утверждалось ему именоваться Малыя России митрополитом киевским и галицким и по достоинству киевской митрополии, которая признана между великороссийскими митрополиями первоначальной, занимать место выше всех российских архиереев, носить две панагии и «ради в той стороне обыклости» митру с крестом и в путных шествиях в своей епархии ношение пред ним пречестного креста; а ради единочинства с российскими митрополитами дан ему белый клобук (камилав беловидный), «яко в той стране таковое у митрополитов ношение упразднися». Киевский митрополит обязывался приезжать в Москву, по патриаршему указу, на собор; «в чреду же годового служения с прочими российскими архиереи, ради дальнего пути, да не присутствует».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вот как выражается о высоте этого учения блаженный Августин : «Между тем, как прочие три евангелиста описывали только земную жизнь Иисуса Христа и мало говорили о Его божестве, Иоанн, не желая более иметь в виду землю, с первых слов своего Евангелия поднимается не только выше земли и воздушных пространств, и видимого неба, но даже выше ангелов и всех невидимых сил, и возносится к Тому, Кем сотворены все вещи». Впрочем, не только христианские учители, даже и языческие ученые поражаются необыкновенной возвышенностью этого евангельского чтения. Так, один из философов, упоминаемый Августином, говорил, что начало Евангелия Иоанна надлежало бы начертать золотыми буквами и поставить во всех храмах на первом месте. 371 Вместо этого обычая, имеющего на Востоке (откуда он и к нам перешел) глубочайший смысл, у нас на Руси с удобством могло бы быть чтение Евангелия на языках наших инородцев, которые живут в той или другой губернии. Такое чтение в целях миссионерских может быть перенесено, согласно с практикой церквей восточных, с литургии на вечерню первого дня Пасхи. При этом священнику подобает читать Евангелие на языке, который является преобладающим в его приходе – в приходах с коренным русских населением ему приличнее читать Евангелие на русском или на славянском языке. (Рук. д.с.п. 1885, 13; 1888, 8). 372 Употребление «артоса» есть обычай Церкви Греко-восточной. Запад этого обряда не знает. В Русскую Церковь «чин о артусе» несомненно перешел вместе с христианством и Богослужением из Греции, где возношение артоса (и панагии) было обычаем, прочно укрепившимся в церковной практике. Из сравнения разных рукописных богослужебных книг, принадлежащих векам XVI-XVII, видно, что и в Русской Церкви этот обряд имел значение повсеместное, и по монастырям соблюдался тогда неуклонно. Во времена патриаршества у нас было в обычае, чтобы артос, а равно и просфоры на обедню в первый день Пасхи доставлялись в Московский Успенский собор от царского двора. Патриарх в первый день после литургии, с собором, в крестном ходу, и с артосом являлся к Государю; здесь, после возношения артоса архидиаконом, артос целовали Государь, Патриарх и другие; затем артос относился обратно во храм, и здесь его снова воздвигал архидиакон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Столь высокое уважение к преосв. Гавриилу от современников и потомства было следствием его важных заслуг в долговременном служении церкви и отечеству. Церковь видела в нем ревностного блюстителя православия, защитника невинных, покровителя всего духовенства и особенно монашества. Отечество имело в нем верного сына, преданного всецело престолу и трудившегося для пользы Государства по разным отраслям государственной жизни. Труды преосвященного Гавриила в составлении проекта нового уложения, в распространении духовного просвещения, в возвышении духовенства пред низшим сословием, в учреждении общежительных монастырей останутся навсегда бессмертным его памятником. Приложения 1 освященному Гавриилу о том, чтобы он явился во дворец по желанию Императрицы 260 . «Преосвященнейший Владыко! Ея Императорское Величество желает, чтобы ваше преосвященство на сей неделе в пятницу в девять часов утра изволили быть к Ея Величеству для некоторых, на поданный от Вас о семинариях план, объяснений. Ваше преосвященство, приехав, можете приказать сыскав меня объявить о своем приезде, а я непременно будучи тогда с делами у Ея Величества непремину неукоснительно доложить. Впрочем прося благословения вашего преосвященства, есмь навсегда с должным почтением, Вашего преосвященства покорнейший слуга Иван Елагин. От 28 марта 1767 году Москва. 2 Высочайший рескрипт на имя митрополита Амвросия о возвращении в Алекс. Невскую лавру панагии, пожалованной митр. Гавриилу 261 . Преосвященный митрополит Новгородский Амросий! Препровождаю к вам панагию, пожалованную покойному митрополиту Новгородскому Гавриилу любезною бабкою Моею Императрицею Екатериною II, из собственной Ея Величества звезды ордена св. Андрея Первозванного сделанную, и которую наследники покойного внесли в кабинет. Я признал за благо посвятить Свято-Троицкой Александро-Невской лавре сей памятник милости монаршей к пастырю, отличившему себя долговременными заслугами церкви и. отечеству. Ваше преосвященство не оставит сделать распоряжение для приобщения сего дара к сокровищу лавры. Мне приятно при сем случае удостоверить вас во всегдашнем моем благоволении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Пример сего благочестия и покорности к Богу, Который един благословляет воинственное оружие благим успехом, подал всем носящим христианское имя, первый из христианских царей, равноапостольный Константин, который, по обыкновенно своему, пред начатием сражения посвящал несколько времени усердной молитве к Богу в шатре, нарочито отделенном для приношения молений. «Ибо», говорил он, как свидетельствует Евсевий в житии его (книга 2, гл. 14), «не всегда можно и должно поражать копьями и полагать в делах своих надежду на одно вещественное оружие, или уповать на телесную силу, но должно признавать Бога вселенной Виновником и Подателем всех добрых дел и самой жизни; к Нему необходимо должно воздевать свои руки, возводить умные очи и воссылать приличные молитвы, дабы преклонить к нам милосердие Его, как Подателя победы, Хранителя жизни, Защитника и Помощника правды». Сверх сего тот же Евсевий (книга 4, гл. 20) присоединяет, что Константин Великий написал своим воинам и самый образец молитвы и повелел всем им молиться по нему единогласно и единодушно. Образец сей молитвы есть следующий: «Вемы Тя, единаго Бога и Царя, Твоея помощи просим. Ты нам подавал еси победы, Тобою врагов побеждахом, от Тебе и нынешняго и будущаго благополучия чаем, Тебе вси кланяемся, Тебе просим, да Константина, кесаря нашего, с его благоговейными чады, долго, здраво и победительно сохраниши нам» (смотри о сей молитве у Барония, в лет. 321 г.). – Следуя сему благому примеру, и последующие восточные императоры никогда не выходили в военный поход без совершения благопристойных молитв; каковое благочестие их описывают многие греческие писатели, говоря: «наступление на врага освящалось церковными славословиями, дабы благое намерение увенчалось благим окончанием и воинственный поход их во всех отношениях был подвигом священным». §71. Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии Егда хощет отъити на службу. Обряд возвышения панагии совершается не только после трапезы, но и во многих других случаях и обстоятельствах жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Есть еще в Церкви освящение вещей оскверненных (напр. впадением в них нечистого животного), особенно кладезей и домашних сосудов. Благотворно и это освящение для Христианина. Церковь знает слово Апостола: ничтоже скверно само собою ( Рим. 14:4 ) и вся чиста чистым ( Тит. 1:15 ); но знаем и то, как мы далеки от совершенной чистоты, и той твердости духа, которая выше всех сомнений, знает и другое слово Апостола, что все освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим. 4:5 ), и потому молится, чтобы Господь, «снисходя несовершенной мысли нашей и немощи помышления,» даровал свое освящение тем вещам, которых видимое осквернение смущает нас 54 . 74. В пример церковных молебствий освящающих начало наших дел, представим молебствие в начале учения отроков и молебен о путешествии. Какой урок лучше того, который преподает отрокам, начинающим учение св. Церковь в своем молебствии? Они слышат тогда как испрашивается им у Господа Дух премудрости и разума, корень премудрости – страх Божий, преуспеяние в славу Божию, в радость родителям и во благо св. Церкви, и весьма легко уразуметь могут, что дело, начинаемое ими, очень важно, свято, и не может совершиться без особенной помощи Божией. Еще более должны обращаться сердца их к Господу единственному Наставнику и Просветителю душ наших, когда в чтении Евангельском ( Мк. 10:13–16 ) открывается им та отеческая любовь Спасителя, с какою Он некогда благословлял детей, и говорил: оставите дети приходити ко Мне, и не браните им: таковых бо есть царствие небесное. Нет также лучше того напутствии, какое делает Церковь отходящему в путь. Она просит ему Ангела мирного, хранителя, воспоминая о небесных спутниках Исаака и Товии, и упованием на всесильную защиту Божию вооружает его против всех опасностей и страха. Но, чтобы путешествующий всегда был с благодатною помощью Божиею, и в самом пути сохранил святое расположение духа, чтение Апостола ( Деян. 8:26–39 ) указывает ему пример благочестивого путешественника в вельможе Ефиопской царицы, упражнявшейся во время путешествия, в чтении слова Божия, а Евангелие ( Ин. 14:1–10 ) отъемлет всякое смущение у верующего, научая его, что сам Господь есть наш путь, истина и живот. Так как благочестивые Христиане, отправляясь в путь, любят паче всего, по Господе, предавать себя благодатному покрову Богоматери, то есть обычай в Православной Церкви совершать еще, для отходящих в путь, возвышение панагии (всесвятого), т. е. части хлеба в честь всесвятые Богородицы 55 . Предание говорить, что этот обычай произошел от самих Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Иван Саввиди предлагает построить в Трапезунде мечеть в обмен на передачу Софийского собора Константинопольскому Патриархату 20.08.2015 Известный российский бизнесмен греческого происхождения Иван Саввиди выступил с предложением, которое греческое информационное агентство «Ромфея» в своем сообщении уже назвало «бомбой». Саввиди предложил построить новую турецкую мечеть в Трабзоне (византийском Трапезунде ), обещая при этом профинансировать строительство за свой счет в обмен на передачу местного собора Святой Софии Константинопольскому Патриархату в качестве действующего православного храма. «Я готов построить новую мечеть в Трабзоне и предложить ее муниципалитету города вместо того, чтобы переделывать церковь Святой Софии в мечеть», — сказал Иван Саввиди в интервью телеканалу ERT3 в субботу, 15 августа, перед началом Литургии, которую Патриарх Варфоломей совершил в монастыре Панагии Сумела. Собор Святой Софии в Трабзоне построен на возвышенном плато с видом на Черное море, примерно в двух километрах от центра города. Церковь крестово-купольного типа была построена императором Эммануилом Комнином в период между 1238 и 1263 гг. и был освящена в честь Святой Софии Премудрости Божией. Храм был превращен в мечеть в середине XVI в. Во время Первой мировой войны его здание использовалось в качестве склада и больницы. Восстановление храма, проводимое с 1955 г. британскими археологами и реставраторами, привело к раскрытию в соборе фресок XIII в., принадлежащих к выдающимся образцам византийского искусства эпохи т.н. Палеологовского Возрождения. Пятьдесят пять библейских сцен были скрыты под слоем извести, до того как их вновь расчистили реставраторы. В настоящее время церковь разделена на две части. Большая часть храма недавно, несмотря на протесты греческой общественности, был преобразован турецкими властями в действующую мечеть. Тем не менее, часть здания церкви продолжает функционировать в качестве музея, и его посетители могут увидеть некоторые иконы и фрески. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 20.08.2015 20:08:14

http://drevo-info.ru/news/19336.html

2) Прав. Церковь постоянно и ежедневно приносит Богу молитвы о плавающих и путешествующих, потому что они особенно имеют нужду в помощи Божией, как более ближие к опасности. Кроме этой ежедневной молитвы Церковь постановила приносите особенные молитвы 860 о путешествующих, по желанию их, согласно с божественным Откровением. Пред отправлением в путь с коленопреклонением молились Апостолы ( Деян.21:5.20:38 ). Церковь , благословляя путешествующих, молится Господу, Который есть путь и истина, простить им вольные и невольные грехи, мирно и благополучно препроводить их, послать им Ангела хранителя, как некогда Исааку, Товии, и Сам Он снутешествовал Иосифу, Марии и двум ученикам, шедшим в Эммаус; плавающих избавить от потопления, как некогда Ап. Петра и прочих Апостолов ( Мк.4:35–41 ). Чтением Апостольским при Богослужении для отправляющихся в путь, Церковь внушает им, что путешествие не должно быть предлогом к неисполнению воли и заповедей Божиих. Евнух царицы Кандакии во время своего пути читал слово Божие и крестился ( Деян.8:26– 39 ). А чтением Евангелия напоминает, что путешествие должно быть делом необходимости и пользы, а не для удовольствия и тщеславия ( Ин.14:10 ). Молитва для путешествующих по примеру апостольской, оканчивается коленопреклонением и кроплением отправляющиеся в путь св. водою, при целовании креста. С молитвами о них соединяется издревле чин возвышения панагии в честь Богоматери. Ибо она есть одигитрия – путеводительница 861 . 3 . Освятив супружество для благословенного рождения и христианского воспитания детей, Церковь от самого зачатия осеняет своим благодатным попечением плод супружества – детей. Освящая новорожденных молитвою, христианским именем, духовно возраждая их в таинстве св. крещения, утверждая чрез миропомазание, питая чрез св. причащение, Церковь содействует родителям, согласно врожденному их чувству любви к детям своим, возрастить и соделать их благополучными на земле и блаженными на небеси. Сохранение, воспитание и просвещение детей в духе веры и благочестия Церковь считает первым и священным долгом родителей, согласно с Писанием. Писание глаголет: отцы, не раздражайте чад своих, но воспитывайте в наказании и учении Господни ( Еф.6:4 ). Между достоинствами пресвитера, диакона и диакониссы Слово Божие поставляет, если они чада своя имеют в послушании, чада добре правяще ( 1Тим.3:4:12 ); аще чада воспитали есть ( 1Тим.5:10 ). В 15 правиле гангрского Собора сказано: «аще кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит по возможности к подобающему благочестию, но под предлогом отшельничества нерадит о них: да будет под клятвою».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Ровяник отстроен очень недурно, имеет церкви, порядочную школу народную и вообще представляет тот веселый и вовсе не бедный вид, каким отличается большинство греческих сел в Турции. Один из приматов (глав ходжабашей) Ровяника достраивает себе огромный и высокий каменный дом, какой годился бы во всякую столицу. Вблизи от села начинается прекрасный лес широких и могучих каштанов, покрывающий на далекое пространство соседние горы. В получасе ходьбы от села, в этом прекрасном каштановом лесу находится церковь Божией Матери, обыкновенно называемой Панагия (Всесвятая) в Ровяниках.  Церковь эта имеет икону, прославившуюся в стране чудесными исцелениями. Не только христиане из далеких сел, но и Турки нередко приходят молиться или привозят своих больных родственников. Для отдыха этих больных построено около церкви небольшое и плохое здание о нескольких комнатах, из них же только две крошечные кельи обитаемы зимой. В этих двух маленьких кельях живут две русские монахини, обе женщины уже в летах. Одна из них приехала сюда и поселилась около Панагии уже около десяти лет тому; другая не так давно. Они обе имеют, хотя и очень скромные, но всё-таки свои средства и условились с сельскими Греками, которым принадлежат эта земля и эта церковь , чтоб им позволено было занимать те две комнатки. Сверх того, при самой церкви есть небольшая пристройка, где особо живет старая Гречанка, тоже монахиня. Эта Гречанка – женщина необыкновенного простодушия и самой искренней доброты. Ее набожность и благочестие были единственной причиной возвышения этого храма. Ей приснилось, когда она еще была бедной мирянкой, что в одном высохшем колодце неподалеку скрыта древняя икона Божией Матери, которую надо отыскать и поставить в храме. Над ней долго смеялись тогда селяне; наконец она убедила их начать поиски; икону отрыли и построили церковь ; вскоре икона эта стала привлекать много богомольцев и больных. Ровяникские Греки, правда, украсили церковь на первый раз; но потом, по всегдашнему обычаю всех восточных христиан (и Греков одинаково), стали смотреть на нее как на источник общественных доходов села и на средство для содержания школ своих, эллинских учителей и т.п. (Все греческие селяне, заметим, очень любят учиться грамоте, преимущественно затем, что легче будто бы сделать коммерческую карьеру или, как они выражаются, чтобы другой меня не провел.) Все деньги, которые кладутся поклонниками и богатыми в кружку церковную, селяне берут себе и на церковь не оставляют почти ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

В конце службы, по благословению патриарха Макария, всем людям был роздан антидор, после чего это вошло в обычай. Совершили освящение куличей и яиц и разоблачились. Очень торжественно потом совершалось шествие патриархов к трапезе и обратно после трапезы, ибо, по обычаю того времени, на светлой седмице после возвышения Панагии в конце трапезы шли благодарить Бога в церковь . В описании пасхальных торжеств обращает на себя внимание то, что трисвещники, видимо, не были тогда в употреблении, крестный ход на Пасху даже не обошел вокруг всего храма. Но зато как замечателен обычай христосования со всем народом! Люди при христосовании прикладывались только к руке патриарха. Лобызалось духовенство лишь между собой. А миряне, как пишет архидиакон Павел, вплоть до отдания пасхи постоянно христосовались, целуя друг друга в уста и даря красные яйца (а они были только красного цвета в те времена). Великая пасхальная радость верующего народа хорошо отображена в записках Павла Алеппского. Следует признать, что он не прав, когда говорит, что Пасха, Рождество, Троица и другие праздники проходили в России менее торжественно, чем Новолетие и два «самых больших», по его мнению, праздника – Крещение и Вербное воскресенье. В последнем случае он, несомненно, имеет в виду внешнюю, «зрелищную» сторону праздников. Великолепный крестный ход к реке на Крещение и очень красочный ход с «древом» и «шествием на осляти» в Вербное воскресенье представлялись ему, конечно, особенно замечательными, ибо он никогда не видел таких обрядов. По поводу пасхальной службы в Москве Павел Алеппский с явным разочарованием пишет: «Однако есть большая разница между этою службой и службой греков, тем блеском, шумом, радостью и ликованием, которые бывают при этом в нашей стране» 498 . В этой оценке проявилось различие душевного склада араба-южанина Павла Алеппского и душевного склада русских людей. Все описания пасхальной службы Павла Алеппского свидетельствуют, насколько глубоко духовным было восприятие русским людьми великого смысла и значения Воскресения Христа Спасителя как события, в котором они сами были как бы участниками, с изумительным благоговением и самоотверженностью готовясь к нему. То, что для Павла Алеппского было утомительным обрядом, для православных русских людей было участием в тайне домостроительства спасения. Иначе никто из них не смог бы выдержать таких бдений, стояний и постов. Это была именно вера, жизнь со Христом и во Христе. И Павел Алеппский сам это чувствует, понимает, преклоняется перед этим, как мы уже видели много раз, воздает этой вере, этой глубокой духовности должные хвалы. Но его собственное восприятие продолжает оставаться более душевным, эмоциональным, чувственным, чем духовным 499 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вечером в тот же день, когда апостолы собрались в доме для подкрепления себя пищей, им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». (Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и доныне хранится в монастырях.) Пояс Богоматери, Ее святые одежды, хранимые с благоговением и разделяемые по лицу земли на части, творили и творят чудеса. Ее многочисленные иконы всюду изливают токи исцелений и знамений, а святое тело Ее, взятое на Небо, свидетельствует о нашем будущем пребывании с ним. Оно не оставлено случайным переменам преходящего мира, но несравненно более возвышено преславным вознесением на Небеса. Праздник Успения Пресвятой Богородицы с особой торжественностью совершается в Гефсимании, на месте Ее погребения. Нигде сердце так не печалится при разлучении с Матерью Божией и нигде так не ликует, убеждаясь в Ее предстательстве за мир. Святой Град Иерусалим отделяется от Елеонской (Масличной) горы долиной Кедрона или Иосафата. У подножия Елеонской горы находится Гефсиманский сад, масличные деревья которого плодоносят и сейчас. Святой Богоотец Иоаким преставился 80-летним старцем через несколько лет после Введения во храм Пресвятой Девы. Святая Анна , оставшись вдовой, переселилась из Назарета в Иерусалим и жила близ храма. В Иерусалиме она приобрела два имения: первое у Гефсиманских ворот, а второе – в долине Иосафата. Во втором поместье она устроила склеп для почивших членов семьи, где и была погребена вместе с Иоакимом. Там, в Гефсиманском саду, Спаситель часто молился со Своими учениками. Пречистое тело Матери Божией было погребено на семейном кладбище. С самого погребения Ее христиане благоговейно чтили гроб Матери Божией и устроили на том месте храм. В храме хранились драгоценные пелены, которыми были повито пречистое и благоухающее тело.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-uspe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010