Благословение домов, разных потребностей жизни, и других предметов, как-то: кораблей, знамен, оружия, мреж, хлеба, вина, овощей, полей и пр., в западной Церкви, также как и в восточной, совершается посредством приличных молитв, крестного знамения и кропления св. водою, а иногда и каждения. 698 У латинян, также как и у нас, есть благословение в путешествие (itinerarium). Но возвышение панагии (всесвятого), т. е. части хлеба в честь всесвятой Богородицы, для отходящих в путь, составляет обычай одной православной Церкви. 699 Вода, благословляемая у латинян для окропления верующих и их жилищ, смешивается с солью, а для очищения оскверненных храмов с солью и пеплом; у нас вода освящается молитвою, и троекратным погружением креста. б) Заклинания В западной Церкви, также как и в восточной, употребляются заклинания над младенцем и над водою при крещении; сверх сего, римская Церковь совершает заклинания над лицами, одержимыми бесами, над местами, ими зараженными, и над вещами, служащими для её обрядов, как-то: солью, елеем, и пр. Подобным образом и в нашем требнике есть молебное пение о немощных, обуреваемых и стужаемых от духов нечистых, есть молитва о храмине, стужаемой от духов нечистых и др. в) Разрешения В римской Церкви есть много разного рода молитвенных разрешений (absolutiones). Таковы: а) для принадлежащих к ней, – разрешение духовных и мирских лиц от церковных наказаний, особенно от отлучения при жизни и по смерти, разрешение от тайных препятствий к браку, разрешение супружеского долга (debitum conjugale), 700 разрешение от препятствий ко вступлению в духовное звание или к пребыванию в оном и др.; б, для присоединяемых к ней – разрешение от ереси или раскола. Присоединяемые к латинской Церкви из разных протестантских обществ и сект, после отречения (abjuratio) от своих заблуждении и исповедания римской веры, иногда прощаются под условием, потом им преподаются таинства миропомазания, покаяния и причащения. Прочие христиане, переходящие в латинство, после отречения от прежнего исповедания и принятия папизма, исповедуются и причащаются св. Таин в латинской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Михалицкий женский упраздненный монастырь что на Молоткове, находился в Новгороде у земляного вала на Торговой стороне, в Плотенском конце. Монастырь сей назывался Михалицким или на Михалице потому, что или прежде оного была, или вместе с основанием монастыря построена здесь церковь пр. Михаила Малеина, давшая наименование монастырю и слободе 819 ; а Молотковским или на Молоткове назван от населения находившейся тут Щитной улицы кузнецами, оружейными мастерами и принадлежавшими к монетному двору 820 . Основание монастыря относится к концу XII века. Он основан в 1199 году княгинею Еленою, супругою удельного князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в год основания монастыря 821 . В Новг. I летописи под 6707 годом сказано 822 : «том же лете постави цьрковь Княгыни Ярославляя, на Михалици, монастырь святыя Богородиця Рожьство; игумению поставиша Завижюю посадника,» т. е. жену посадника Завида 823 . В Новг. III летописи под тем же 6707 годом показано: «того же лета княгиня Ярославля поставила храм пресвятыя Богородицы, на Михалице, в монастыре, каменной; а до сего строения бысть на том месте чюдо над просфорою в лето 6706» 824 . О чуде этом, побудившем к построению церкви, в летописи рассказывается так: «некто из новгородских благочестивых мужей имел обыкновение каждый день приходить в церковь к богослужению и по окончании оного вместе с другими брать себе антидор, а по совершении чина панагии части от Богородичного хлеба. Однажды, взявши часть Богородичного хлеба, он завернул ее до утра в платок и пошел к одному из своих знакомых. На возвратном пути от опьянения он, не могши дойти до двора, лег спать на том возвышенном месте, где находится ныне церковь Богородице-Рождественская. Платок с частию благословенного хлеба был у него в руках. Псы подбежали к сонному, хотели изъять из рук его антидор; но огнь чудесным образом попалял их и отгонял от святыни. Видевшие чудо сие из окрестных домов подошли к спящему и разбудили его. Известие об этом вскоре разнеслось по всему городу. Узнавши о сем, архиепископ Мартирий повелел построить тут церковь. По его внушению 825 княгинею Еленою была воздвигнута для монастыря церковь Рождества Пресвятой Богородицы с трапезою на месте огненного схождения и попаления 826 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Государь исполнил эту просьбу. Воспитателем графа Протасова был иезуит, что, в известной мере, отразилось на нем, отнюдь не склонив его к католичеству. При нем произошло воссоединение униатов. Сказалась и прежняя его военная служба. Перед своим назначением он исполнял должность товарища министра народного просвещения и заведовал Белорусским учебным округом. Им еще более усилено было значение обер-прокурора и налажен административный аппарат Синода. Можно различно относиться к синодальному строю, но раз он существовал, то было важно придать правильность обслуживавшим Синод учреждениям. Властная природа графа Протасова не раз сталкивалась с твердо сложившимися воззрениями отдельных иерархов. Особенно это надо сказать о тоже волевом митрополите Филарете Московском . Последний, а равно и митрополит Филарет Киевский с 1842 г. предпочли уклониться от участия в заседаниях Синода, продолжая оставаться его членами и влияя на церковные дела. Граф Протасов о митрополите Филарете Московском говорил: «Слушаются иногда дела, почти неразрешимые, возникают обстоятельства сомнительные, поднимаются вопросы щекотливые... Мы думаем, думаем,– и ничего не придумаешь. И вот я, пользуясь его (митрополита Филарета) правилом не отказываться ни от какого труда, соберу все бумаги к разрешению задачи, запечатаю, напишу „В собственные руки“, и прав! Святой отец все обсудит, обделает и скорехонько мне возвратит» (Сумароков). Ближайшим сотрудником графа Протасова был А. И. Карасевский, назначенный директором Духовно-учебного управления. Им проводилась реформа духовных учебных заведений. Он прекрасно поставил хозяйственную часть учебных заведений и увеличил капитал подведомственного ему управления. При вступлении Императора Николая на Престол важнейшие епархии возглавляли выдающиеся иерархи: Киевскую – митрополит Евгений (Болховитинов) , Петербургскую – митрополит Серафим (Глаголевский) и Московскую – архиепископ Филарет (Дроздов) . К первым двум Государь обратился 25 декабря 1825 г. с письмами, препровождая им украшенные драгоценностями панагии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Паломники, наконец, опочили. В окна брызнули первые лучи восходящего солнца. Был час ночи. На другой день – в воскресенье – торжественную обедню служил сам архимандрит с многочисленною братией. Народу было много в церкви. Служили благолепно. Правда, пели, как всегда, громко и не особенно стройно; однако » архиерейское служение» архимандрита производило на народ сильное впечатление. Обедня кончилась около часу. Пошли на трапезу. Трапезная церковь , где расставлены столы, покрытые скатертью и уставленные оловянною посудою, громадна; необъятные колонны разделяют ее на несколько частей; стены, колонны и потолок расписаны картинами на библейские сюжеты, о чем узнать впрочем можно только по надписи под картиною. Трапеза началась довольно продолжительною молитвою; каждое прошение на эктеньи отмечалось звонком; звонил архимандрит и тогда, когда надо было переменить блюдо. Перемен за обедом было четыре, кроме традиционного микроскопического кусочка селедки, которым здесь всегда начинается обед и ужин; по случаю праздника обед по здешним местам был роскошный: холодное с семгой, уха из трески и десятка других рыб, оставшихся вероятно, от предшествующего праздника, лапша и каша. Тарелки не меняются. Так как люди смотрят на вещи, обычно, сквозь призму субъективных настроений, то и нам обед на тощие желудки показался довольно сносным, по крайней мере лучше, чем в предыдущий день. Во время обеда монах с возвышение громким голосом читал житие святых. Обед тянулся с полчаса; за столом царила тишина; слышно было только чтение, да осторожный шепот монахов, посматривавших при этом боком на настоятеля. Наконец, архимандрит прозвонил три раза: обед кончился. Архимандрит совершил чин «возношение панагии», монахи пропели молитву, очаровав паломников соловецким напевом: «Достойно есть». При выходе из столовой я обратился к одному из молодых монахов с вопросом: «всегда ли архимандрит обедает вместе с братией?» «Часто обедает», ответил он. После трапезы паломникам предложили познакомиться с ризницею Соловецкого монастыря. В ожидании прихода архимандрита столпились около дверей ризницы. Сюда же подошли и о. Ин-ор с о, А-ием. Поздоровались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этими правилами предписывалось богомоление, пост. девственное житие, физический труд, нестяжательность и послушание старшим. За исполнением правил должны были строго наблюдать избранные настоятелями старосты; виновные в нарушении их строго наказывались. Эти же правила были обязательны и для скитов, хотя они находились в меньшей зависимости от настоятелей. По внешности, действительно, всё там было по чину монастырскому. Ежедневно, с ударом колокола, шли насельники Выгорецкие, по двое в ряд, в часовню и становились на своих местах: «юнные, иже от мира приходили», бельцы с надзирателем за каждым пятком, «старцы и схимники», одетые в старинное монашеское платье, с лестовками и костылями в руках. Здесь служили вечерню, утреню, часы и молебен, на праздник всенощное бдение и чин возвышения панагии, а настоятели и некоторые другие лица, более грамотные, говорили поучения, нередко собственные, так что служба продолжалась иногда (особенно при посторонних) 7–8 часов. Во время службы все должны были стоять чинно, не смеясь, не разговаривая и не оглядываясь по сторонам, известным образом держать руки, ноги, глаза и полагать в определённое время поклоны. После богослужения также чинно, в предношении иконы, шли они в столовую и там в полном безмолвии вкушали пищу, – слышен был только голос чтеца, читавшего какую-либо назидательную книгу. Старец Корнилий, а затем чёрный поп Пафнутий Соловецкий, старцы Павел, Варлаам, а также настоятели, поучали вере, перекрещивали, совершали требы и постригали в иноки. Однако братия часто забывала, что живёт в монастыре, и настоятели должны были напоминать им об этом, нередко употребляя строгие меры взыскания. Но это вооружало против них «иноков», и одни из них бежали из Выгореции совершенно, другие, поживши в общежитии, уходили в, скиты, где жизнь была свободнее, а потому волей-неволей приходилось смотреть на многое сквозь пальцы. Притом же и сами настоятели жили не безукоризненно. Нередко они посещали Лексинское общежитие и проводили там целые дни и ночи в сообществе женщин 54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

В церковь Божию на литургию, утреню и вечерню всегда ходить начальникам, и братию надзирать и ленивых наказывать, и чтоб в мантиях ходили чина смотрети, и волочиться за монастырь без благословения отнюдь не попущать и наказывать непоблажно; во время выходов своих из келии звонов отнюдь не употреблять, а употреблять токмо там, где должно, как и в прочих святых церквах употребляется. Во время своего служения проскомисать самим начальникам, а не очередным иеромонахам; и все служение иметь без всяких придатков неотменно, как служебники изъявляют. На коврах отнюдь не служить, и ни в каких церковных церемониях под ноги себе оных не употреблять. Трапезы общей для братии неотменно быть повседневно за чтением житий святых отец и прочих книг душеполезных; чтение то исправлять тому, кто в церкви очередь псалтыри содержит, и понеже начальникам самим за монастырским правлением всегда присутствовать в трапезе невозможно, то наместнику или чредному иеромонаху бывать и чина над братиею смотрети, а в воскресные и праздничные дни самим настоятелям ходить непременно в трапезу, на который бывать и возвышению панагии по святому и достохвальному чину монастырскому. Иеромонахам и иеродиаконам содержать священнослужение седьмицы и очередь чтения псалтырного, також и монахам по седьмично. По получении указа, объявить оный братии с прочетом в трапезах, а нам репортовать, а на репортах как начальникам об исполнении, так и братии о слышании подписаться» (Арх. Курск. дух. консист., также – Курск. Знам. мон.). Не имея просвещенных пастырей, народ, само собою понятно, еще более, чем духовенство, коснел в религиозном невежестве. Христианское учение в его православной чистоте было ему мало известно, чтобы не сказать – совсем неизвестно; вместе с тем, не всегда усерден был этот темный люд и к церкви, позволяя себе иногда «дерзостно» нарушать ее установления. Ревнуя о душевном спасении этих блуждавших во тьме религиозного неведения и чуждавшихся церкви членов своей паствы, преосв. Иоасаф заботился просветить таковых, хотя сколько-нибудь – в доступной для них мере, светом христианской веры и утвердить в послушании церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgoro...

Поэтому в течение многих десятков лет сюда стекались многие стилистические струи русского многоголосного хорового церковного пения XIX в. и смешивались друг с другом. В гласовом пении чувствовалось сильное влияние придворного напева. Среди клиросных монахов были большие любители не только простого церковного пения, но и любители итальянских концертов начала XIX в. несмотря на то что, как известно, ни женщины, ни безбородые юноши на Афон не допускаются, монахи исполняли некоторые концерты без переложения их для мужского хора, по голосовым партиям для смешанного хора. Партию дисканта пели высокие тенора, партию альта – тенора более низкие и т. д. если при этом получалось, что первый тенор пел ниже баритона, то это никого не смущало, или же, как мне говорили в 1926 г., когда я (к сожалению, очень кратко) был в Пантелеймоновском монастыре, некоторые монахи партии дисканта и альта пели фальцетом. Это, кажется, было единственным местом, где мужской хор позволял себе применение фальцета для дисканта! Собственно, своего полного осмогласного «афонского» напева не было. Известное «Достойно есть» афонское (великолепно и просто, и в то же время художественно положенное для хора Д. Яичковым) является напевом седальна 1-го гласа болгарского роспева, подобен «Гроб Твой, Спасе», первоначальная редакция мелодии которого приведена в Львовском ирмологе издания 1700 г. Имеется несколько вариантов этой мелодии, из которых некоторые положены для хора П. Чесноковым и А.Д. Кастальским (у которых этот напев указан просто как «болгарский роспев»). В Пантеймоновском монастыре это «Достойно есть» поют в воскресенье и праздничные дни по окончании трапезы, во время чина возвышения панагии. Пение этой мелодии при своеобразном, не по нотам, сопровождении других голосов, несколькими сотнями монахов, производит необыкновенно сильное впечатление; параллельные квинты и другие отклонения от школьного голосоведения звучат величественно, сильно и захватывающе прекрасно. Сила впечатления, по-видимому, зависит от пения массы – как и в Киево-Печерской лавре, и в других многолюдных монастырях, как, например, на Валааме.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следовательно, предание апостольское о призывании святых, всей Церкви преданное, надлежит признавать, что оно не апостольское и не от апостолов взятое, и что пишется в псалтирях следованных о возвышении панагии, надлежит вменять, аки баснословное, – идеже точно пишется, яко в третий день после успения своего, апостолам по молитве на обеде возлежащим, пресвятая Богородица, мертвая, аки жива, со облаком и светотворными ангелы на воздусе является, радуйтеся, гдаголющи, яко с вами есмь во вся дни. Сие от Сына радостотворная Богородица им подавши; ученицы же чудеси удивишася, – вместо: Господи Иисусе, – Пресвятая Богородица, помогай, нам, воззваша.... Сказывал же я оному архимандриту, что в показанном его поучении тако ж сия речь отнюдь не сходна с писанием, а наипаче со словами Павла апостола к Колоссаем гл. I. ныне радуюся в страданиях моих по вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей, за тело его, еже есть Церковь , ей же бых аз служитель, по смотрению Божию, данному мне, в вас исполнити слово Божие. Понеже он, архимандрит, тако точно написал: хотя де многие из святых мучения претерпели, однако они не за наша, но за свое спасение страдали, – один только Сын Божий за наше избавление то сделал, а кроме Его – никто. Аще и не спорное, и от всея Церкви сие исповедание принятое и утвержденное, что единого Христа плотью и смертью все спасаемся, однако по рассмотрению показанных слов апостола, и святые не за едино свое спасение, но как за Христа, так и за церковь , следовательно, и за наше спасение страдали, однако по тому с Христом не могут верстаться, понеже – кто Христос, и кто святые всем известно. И как земного царя смерть и кровь с рабской смертью и кровью отнюдь не сверстается, так кольми паче кровь и смерть Христа со святыми его угодниками сверстаться не может. К сему – все святые, благодатью укрепляемы страдали. Христос же сам собою, сиречь силой своей, как пострадал, так и воскрес. Таковой же разницы между святыми и Христом оный архимандрит отнюдь не показал и ниже мало воспомянул, но по большей части о Христе, Сыне Божием, как о простом человеке говорит, Его страдания за нас воспоминая, со страданиями святых верстает....»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Настоятельских два дома, один каменный, а другой деревянный, каждый о двух покоях, и 5-й деревянный же об одном покое. Монастырская одна келья под колокольнею и две деревянные вне. ограды, ветхие. Вне же ограды погреб, кладовая для поклажи хлеба; кухня и конюшня деревянные небольшие. Монастырь сей имеет крестьян. Настоятель монастыря Иеромонах, Порфирий. В числе братии: 1 Иеромонах. 1 Монах. 2 Священника. А о прочих пяти монастырях, как-то: Ванском, Джручском, Табакинском, Мгвимском и Керетоком, сведений в экзаршескую канцелярию не доставлено. О Архиерейских домах и Соборных церквах Преосвященный Архиепископ Софроний имеет жительство подле самого города Кутаиса, с правой стороны реки Риона, на горе, которая от подошвы градской земли имеет перпендикулярной высоты 35 сажен. Дом, оставшийся после покойного Митрополита Кутаиского Досифея, состоит из одной деревянной комнаты с таковою ж кладовою. А ныне Преосвященный Архиепископ Софроний выстроил дом весьма хороший, к востоку от дома училищного на 24 сажени, который имеет в длину 16, а в ширину 3 сажени, с приличною длине довольно хорошею галереею, ширина которой 2 сажени; дом же состоит из 4-х покоев, из коих один больший, другой посредственный, третий еще меньший, составляющий кабинет его, а 4-й таковой же величины с небольшою кладовою. Близ оного состоит училищный двухэтажный каменный дом, в верхнем стаже две комнаты, а нижняя одна служишь для жилья бедных учеников. Здесь был огромный каменный Собор по имя Успения Божия Матери; но за 150 с небольшим лет пред сим, разорен Турками. Подле развалин сего Собора поправлена придельная каменная церковь , во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, с пристройкою малой колокольни, в которой и Богослужение производится. Архиерейское облачение, священнические одежды и утварь весьма скудны и малозначащи, кроме одной митры Архиерейской, осыпанной мелким жемчугом, и панагии, оставшейся от Католикоса Максима. Рачинский Архиерейский дом с Кафедральным Собором Дом сей есть деревянный, состоит в селении Николосцминде, отстоящем о т города Купиаиса во 100 верстах к северо-востоку. В нем 6 комнат с житницею и кладовою; весь деревянный, об одном этаже, расположен на возвышенном большом холме, среди обширной долины, окруженной со всех сторон высокими горами, покрытыми лесом. Кроме сих покоев есть еще на дворе строение, как-то: летний домик каменный, круглый, с сенями и амбаром деревянными; одна кухня, погреб, огороженный забором с большими воротами; сарай для сена, все деревянныя же, а конюшня каменная. По близости к оному Кафедральный Собор, во имя Св. Николая Чудотворца, весь из беложелтого тесанного камня, Греческой архитектуры с куполом, покрыт тесом. В одной связи с оным три придельные церкви: 1-я, 16 с западных дверей в Собор, на левой стороне, во имя Рождества Пресвятыя Богородицы; 2-я, на правой стороне, во имя Спасителя; а 3-я, подле южных дверей, во имя Св. Живоначальныя Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Композиция оборотной стороны креста представляет образ утверждённой Христом Церкви. Главным её символом на рассматриваемом кресте является изображённая в центре икона Божией Матери Оранта с Предвечным Младенцем на груди (по типу Ярославской Великой Панагии). Другие изображения представляют собой три чина церковной иерархии: апостолов, пророков и святителей. Именно эти чины можно увидеть вокруг изображения Креста Господня как символа Церкви на миниатюрах в многочисленных списках сочинения Козьмы Индикоплова (VII век). Миниатюры, как правило, сопровождались надписью: «Положи убо в Церкви первое апостоли, второе пророки, третье учители на исправление ея». Широкое распространение и популярность учения Козьмы Индикоплова в средневековой Руси могли отразиться и на русских нагрудных крестах, где встречаются аналогичные сочетания образов святых. На нашем кресте, следуя древним миниатюрам, первый чин представлен образом Первоверховных апостолов Петра и Павла в основании креста. За образец взят греческий иконографический извод XII века, где апостолы изображены в братском объятии, символизирующем прочность Христовой Церкви, собранной из разных народов и основанной на христианской любви. Второй чин, следуя древним миниатюрам, представляет образы двух из четырёх так называемых великих пророков Исаии и Иеремии со свитками пророчеств Исаия на левом конце горизонтальной балки, а Иеремия – на правом. Пророк Исаия, чьё имя означает «Спасение Господне», особую значимость в христианской Церкви приобрёл своим пророчеством о Мессии (Эммануиле) ( Ис. 7:9 ). За точность изображения земной жизни Христа Исаию называют ветхозаветным евангелистом. Пророк Иеремия, чьё имя означает «Возвышенный Богом», благодаря своим пророчествам, подготавливающим новые формы религии, почитается Церковью как один из предтечей Христа ( Мф. 16:14 ). В верхней части креста изображён погрудный образ Николая Чудотворца, представляющего третий чин описанной иерархии учителей и святителей. Святой Николай, архиепископ Мирликийский, величайший христианский святой, «правило веры и образ кротости», как называет его Церковь . Его образ почитается во всей Вселенской Церкви и на Руси всегда был окружён особым почитанием и любовью, что можно видеть, по присутствию его на множестве икон и изделий мелкой пластики, и том числе и на нагрудных крестах. Крест «Воскресение. Великомученик Никита, Побивающий беса»

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010