Ввиду важности предстоящего священнодействия, имеющий совершить его испрашивает прощение (подобно священнику пред совершением литургии и причащением) обычными для таких случаев словами: " " Благословите отцы святии, простите ми грешному», и мы «Бог простит ти и помилует тя " " . Приготовление, необходимое для предстоящего высокого служения - подношения священного яства высоким невидимым Гостям. Очистившись прощением обид от людей и грехов от Бога, возвышающий панагию приступает к самому действию возвышения.    «И прием часть (просфору) крайними персты рук (большим и малым, а остальными, следовательно, делая сень над просфорою, но в изложении чина в Светлую субботу: «трема персты обема рукама») возвышает мало (поднимает немного) над образом Святыя Троицы, глаголя велегласно: «Велико имя " " , не дерзая назвать самого имени, что делает уже «настоятель или чредный иерей: «Святыя Троицы». И пренося над образ Богородицы, крестовидно знаменует (не просто поднимает, как ранее, а крестообразно), глаголя: «Пресвятая Богородице, помогай нам». И мы (не настоятель или иерей, как в тот раз): «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас " " .    И так как чин имеет ближайшее отношение к Богоматери, является жертвой Ей (Богу же уже принесена святейшая жертва евхаристии), то далее следуют молитвословия Ей одной. Произносят все вместе («глаголем», как прежде благодарственные молитвы, в противоположность следующему «поем»): «Блажим Тя еси роди…». Это радостная песнь Богородице, восхваляющая Ее от лица всех поколений человеческих за вмещение Невместимого и за постоянную молитву о нас («день и нощь» - не без отношения к полдню), упрочивающую государственный порядок (который обеспечивает и наше пропитание) (песнь служит Богородичным к заупокойным тропарям полунощницы, где для нее указан и глас: 2-й). Затем поется (первое пение в чине о панагии) наиболее употребительная песнь в честь Богородицы «Достойно есть…» (о замене этой песни задостойником в чине о панагии в праздники и попразднства нигде не указывается, но в пасхальный период она заменяется целой 9 песнью пасхального канона). Братия вкушают от панагии. «И по еже причаститися всем глаголет настоятель или священник: «Во многия молитвы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы " " . Этот возглас служит благословением на начинающуюся теперь 3-ю часть чина о панагии - благодарение за трапезу - и связью ее со 2-ой частью, посвященной исключительно Богоматери, почему ответом на этот возглас («мы же», т. е. - произносим все) служит прежнее: «Тоя молитвами Боже, помилуй и спаси нас».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Духа. Возношение святое (ναφορ) – одно из наименований св. Даров (хлеба и вина), возносимых Господу на литургии в жертву бескровную (Димитриевский, гл. 1. § 2). Возвышение панагии. Слово панагия (греч.) значит всесвятая или пресвятая. Греки панагиею называют Божию Матерь. Но здесь под именем панагии разумеется частица хлеба, которая посвящается имени Божией Матери. Благоговейнейшие из христиан восточных, особенно монахи и др. духовные лица, имеют обыкновение, по окончании трапезы или обеда, воздавая благодарение Богу, возвышать сию панагию, т. е. первыми перстами обеих рук поднимать вверх троеугольную частицу хлеба, изъятую в честь и память Пресвятой Богородицы и именуемую посему возвышением (Нов. Скриж. ч. IV, § 72). По воскресении Спасителя апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей праздным одно место в возглавие, на котором полагали хлеб в честь Воскресшего, а после стола возносить этот хлеб, называемый частию Господнею, славя великое имя Пресвятой Троицы. Когда же во время трапезы, по успении Божией Матери в третий день, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный, и внезапно услышали горе хвалебное пение ангелов и узрели Пречистую Деву, – то вместо: „Господи Иисусе Христе“ возопили: „Пресвятая Богородице, помилуй нас!“ и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем панагии (Дни Богослуж. Дебольского). Воздвижение – поднятие вверх. Так называется праздник 14 сентября, соединенный с постом, установленным в честь Креста Господня. Так назван сей праздник в воспоминание того, как св. царица Елена, мать римского императора Константина равноапостольного, найдя подлинный крест, на котором умер Спаситель, воздвигла его для общего поклонения и чествования. Было это в 313 г. по P. X. Вонмем! Это повелительная или-точнее – пригласительная форма глагола внимать. Вонмем значит: „будем внимательны! со вниманием будем слушать!“ Возглашение это произносится диаконом или священником пред чтением паремий, апостола и евангелия и пред особенно знаменательными важнейшими действиями во время богослужения для внушения предстоящим, чтобы они были особенно внимательны к чтению и благоговейны к совершаемому действию, предваряемым сим возглашением.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

161 И совершившу архиерею молитву, приносит протодиакон омофорий и полагает на рамех архиерейских, кисти же (тресны) да будут в левой стране, и поклоняется Архиерей пред святою трапезою трижды, глаголя: «Иже Херувимы» (Чиновн.). 162 Дмитриевский утверждает, что древнейшей формой епископского омофора следует признать малый омофор и основывается на изысканиях ученых исследователей А. Е. Мансветова и Д. Ф. Беляева. Они видят прототип формы епископского омофора в древних консульских и императорских ларах. Большие т. е. омофоры явились не ранее VI века. ( А. Дмитриевский . Ставленник. Киев 1904 г. стр. 259). 163 В Библии одно и тоже славянское слово «Тресны» переведено с разных греческих слов. В одном месте с греческого слова στρpτα ( Втор.22:12 ) по-русски: кисточки на четырех углах; в другом месте со слова κασμβος ( Ис.3:18 ), по-русски бахрома, кисть; в третьем месте – κρσσος, по русски цепочки. В Лексиконе ученого Митрошина. Fr. Mithrosch Lexicon Palacos-slovenci-latinum ed. 1862–1865 слово «тресны» переведено с греческого слова «κρσσος» Limbia – бахрома, косьма, выпущенная по краям. 164 Чин возношения панагии находится в Часослове, также в Типиконе – в последовании дня Пасхи (см. последование артоса). В богослужебных книгах читаем, что апостолы, по воскресении Христовом, находясь все вместе на трапезе, оставляли на ней место для Господа, и пред этим местом полагали на столе хлеб, от которого вкушали во имя Господа. На трапезе этот хлеб возвышали при молитве и благодарении Господа, взывая: «Велико имя Святыя Троицы, Господи Иисусе Христе, помогай нам». Так они совершали во всех местах до Успения Пресвятой Богородицы. В третий день по Успении Ее, когда они произнесли только слова: «Велико имя», на воздухе пред ними, окруженная Ангелами, предстала Матерь Божия со словами: «Радуйтесь, я с вами во вся дни». Ученики Господни тогда воззвали вместо: «Господи Иисусе Христе» «Пресвятая Богородице, помогай нам» – потом пошли ко гробу и, не найдя в нем тела Пречистой, уверовали о переселении Ея на небо (Часослов). В Большом Требнике содержится особый чин о возвышении. Он озаглавливается так: Последование о возвышении панагии, егда хощет отъити службу (гл. 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Практикой принято на трапезе читать жития святых, но не из Пролога, откуда читаются они по 6-й песни, а из Четьи-Миней, где жития обширнее. И это практика, несомненно, древнейшая, только не записанная в уставе. Целесообразнее на трапезе читать житие святого следующего дня, чтобы подготовить к предстоящей службе ему и ввиду того, что литургией заканчивается церковный день (ср. устав Светлой субботы о 9-м часе и закрытии царских врат). Во время трапезы панагия в панагиаре «стоит на устроенном месте», т. е. на аналое впереди столов под иконами или царскими дверьми (если трапеза в церкви). Тут же должны лежать на аналогии иконы Пресв. Троицы и Пресв. Богородицы, необходимые для чина возвышения. Начатая молитвою, трапеза и прерывается неоднократною молитвою, хотя очень краткою. Пред каждым блюдом обеда («на коеждо же послужение предлагаемых») «настоятель ударяет в кандию или звонец и всем воставшим, служай (главный из прислуживающих за обедом, т. е. келарь) глаголет: «Господи благослови». Настоятель: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (35 гл. Типикона), т. е. каждое блюдо предваряется таким же, только более кратким благодарением, каким начался обед и каким обычно заканчивается каждая церковная служба. Чтец не прерывает для этих возгласов чтения. По окончании трапезы чтец становится у края стола и, обращаясь к настоятелю и сложив на груди руки, громко возглашает: «Отцы святии, простите мя грешнаго», кланяясь до земли. Настоятель преподает ему благословение. Это обряд прощения за неисправности в чтении. Самое возвышение панагии совершается уже после ядения, по окончании обеда. Вследствие этого возвышение предваряется кратким благодарением за трапезу (полное благодарение будет после возвышения), составляющим переход к чину возвышения. «По вкушении творяй служение (чередной священник) глаголет стих: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш помилуй нас». И мы: «аминь»«. Это благословение к благодарению и возвышению панагии вместо «Благословен Бог» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

В монастырях каждый день Светлой седмицы, кроме того, приносится артос в торжественном шествии, с иконою Воскресения Христова, лампадами, при звоне во все колокола и при пении " Христос воскресе " , в братскую трапезу и полагается здесь на особо приготовленном аналое. После трапезы бывает так называемое возношение артоса. При возношении артоса келарь говорит " Христос воскресе " однажды; присутствующие отвечают ему: " Воистину воскресе! " Потом, назнаменав крестообразно артосом, он говорит: " Покланяемся Его тридневному Воскресению " , - и полагает артос на панагиар. Затем все подходят к аналою, на котором был положен артос, и целуют последний. После этого артос с тою же торжественностью, с какою был принесен в трапезу, относится обратно в церковь. В последний день Светлой седмицы, в субботу, артос торжественно раздробляется после литургии. В монастырях это раздробление совершается обыкновенно следующим порядком: после литургии артос приносят в трапезу, здесь поют трижды: " Христос воскресе! " , читают молитву Господню, и затем священник произносит особо положенную молитву, и раздробленный артос вкушается братией прежде трапезы. " Но, - сказано в дополнительном требнике, - иерей может раздробить артос и на литургии по заамвонной молитве и раздавать верующим вместо антидора. Артос не должно хранить весь год для какого-либо суеверия " . Что касается исторического происхождения обряда с артосом в Православной Церкви, то об этом необходимо сказать в связи с историей так называемого " чина о панагии " . Панагия с греческого языка значит " всесвятая " или " пресвятая " , каковое наименование обыкновенно прилагается к имени Богородицы. Под " чином о панагии " разумеется чин возвышения особого хлеба в монастырской трапезе, после стола, в честь Богородицы. О происхождении этого чина так говорит наша следованная псалтирь. Господь Иисус Христос пред Своими страданиями имел с учениками трапезу на Тайной Вечери, когда установил таинство Евхаристии, и по воскресении не раз являлся благословлять их трапезу и даже вкушал с ними пищу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1371...

Далее, образ «Ветхаго Деньми», не в лице Иисуса Христа. Лик этот следует сопоставить с подобным же образом Ветхого Деньми в одной из церквей Бриндизи. Далее, мы укажем на замечательное изображение Панагии или «Богородицы Знамения» в боковой абсиде и рядом с иконою. Б. М. Алексия Божьего Человека – сюжет, по видимому, сирийского происхождения, так как здесь изображена именно легенда о поклонении Алексия Божьего Человека – сюжет, по видимому, сирийского происхождения, так как здесь изображена именно легенда о поклонении Алексия Божьего Человека в Эдессе Нерукотворному Образу Богоматери. Весьма возможно, что такого рода изображение Панагии, или Знамения, существовало в греко-восточной кустарной иконописи X–XU столетий и не успело перейти в иконопись Константинопольскую. Далее, под окном абсиды, в нише, видим изображение тройного Деисуса в медальонах: в средине изображен юный Отрок Эммануил, т.е., вместо Спасителя, обычного типа, здесь представлен юный учитель Иерусалимского храма, быть может, вспомянутый здесь ради Горняго места, которое украшено здесь этим изображением: пример этот пока единственный, но, если эта догадка верна, то сюжет является замечательным по глубине мысли. Мы уже имели ранее случай указывать, что в одной из грузинских миниатюр, иллюстрирующих Евангелие (Тифлисская библиотека рукописей) Отрок-Христос, учащий во храме, представлен посреди возвышенного омфала, сложенного из камней, среди Сигмы Иерусалимского храма. Во фреске Нередицы по обеим сторонам Отрока Спасителя, также в медальонах, представлены по грудь Иоанн Предтеча и св. Марфа ( АГИ МАРФА), как ясно гласит о том надпись. Изображенная здесь женская фигура представлена в обычном типе Богоматери в «Деисусе». Во первых, самый лик представляет Богоматерь; далее мафорий, наглухо покрывающий всю фигуру с головой, и обе поднятые к Спасителю руки. Но, что окончательно утверждает нас в том, что здесь изображена Богоматерь, это вышитые на обычных трех местах: над челом и на обоих плечах, звезды и кресты, как известно, отличающие изображение Богоматери, начиная приблизительно с X века в иконографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

По отпусте божественной Литургии хождение из церкви в трапезу и ныне, как тогда, ежедневно бывает всей братии вместе. Просфора пречистая во время Литургии поставляется на блюде, несколько возвышенном, подобном дискосу, на горнем месте, за престолом и по окончании Литургии иеромонах берет ее и несет впереди Настоятеля. За ними же братия идут чинно по два, все в мантиях и поют Псалом 144-й: «Вознесу Тя Боже мой». Кончивши Псалом, начинают молитвы трапезы: Отче наш . Слава. И ныне. Господи помилуй. Трижды. Благослови. Настоятель глаголет: Христе Боже! Благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков. Потом Настоятель от принесенной просфоры отделяет две части, полагает на блюдо и разрезает на мелкие частицы, которые и обносят сидящей уже за столом всей братии для вкушения. Часть, от которой вкушали братия, была отделена во имя Христово, а другая, отделенная в честь Божией Матери, полагается в панагиаре, на приготовленном для сего месте, и по окончании трапезы совершают возвышение панагии, по чину, установленному в Следованной Псалтири. Братия в продолжении трапезы сохраняют глубокое молчание, посреди трапезы чтется иноком на аналое книга житий Святых, или толкования на Евангелие и Апостол, или поучения Св. Отец. Из кушаньев обыкновенно подают четыре перемены, а в посты по три. По окончании трапезы Настоятель ударяет в колокольчик три раза. Вставши из-за стола чередный иеромонах глаголет: «Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш помилуй нас». Клиросный: аминь, и начинает: «Благословен Бог, милуяй и питаяй и проч. Слава и ныне. Господи помилуй. Трижды. Благослови, иеродиакон, назначенный для возвышения панагии, положив поклон, говорит сие: «благословите мя Отцы святии и простите ми грешному». Настоятель, а за отсутствием его старший из братии, ответствует: «Бог простит ти и помилует тя». Иеродиакон, взяв мало коснувшись перстами рук часть просфоры, возвышает немного ее над панагиаром, на котором она положена была, и вознося над изображение Пресвятой Троицы говорит в слух: «велико имя, иеромонах: Святыя Троицы!» Иеродиакон, перенося часть просфоры над изображение Богоматери, знаменуя крестовидно говорит: «Пресвятая Богородица, помогай нам».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда трапезарь соберет в кошницу укрухи, игумен, преподав благословение учиненному чтецу хлебом и вином, приступает к совершению чина возвышения панагии. По окончании его, просфора екклисиархами разносится по братиям. Каждый из присутствующих отщипывает частицу панагии и, обвеяв ее ароматом фимиама, подносимой сопутствующим ему екклисиархом, одетым в мантию, с прикрепленною к ее плечу пеленою, кацеи, вкушает св. частицу. По окончании «Достойно есть» и заключительных молитвословий, игумен выходит из трапезы и становится на правой стороне притвора ее, а по лавой стороне, против него, в мантиях лежат трапезари, простертые ниц, испрашивая прощения у всех бывших в трапезе за столом. Из трапезы братия направляется прямо в собор св. Пантелеимона, где к этому времени неутомимые екклисиархи вжигают свечи и приводят в качание хорос. Очередные иеромонах и иеродиакон, когда игумен займет свое место в троне, совершают краткую литию с провозглашением многолетия Царствующему российскому Дому, Святейшему Синоду, патриарху вселенскому, игумену и братии обители и всем почетным гостям поименно и поклонникам, при чем певчие на все эти возглашения отвечают громогласным пением многолетий с самыми вычурными певческими пассажами. Из храма все идут в архондарик на обычное угощение, состоящее из стакана хорошего вина, сластей и кофе или чаю, а затем быстро расходятся по келлиям на всеми желаемый и заслуженный отдых после бессонной ночи. Для почетных гостей после литургии устраняется трапеза в архондарике, причем многие из гостей сейчас же, по окончании ее, спешат покинуть монастырь, чтобы предаться на досуге своим неотложным монастырским занятиям. Гостей этих провожают колокольным звоном. Время с часу до трех пополудни в обители – царство сна и покоя, которое ничем не нарушается. В 3 ч. пополудни, сначала ручным билом, а потом и праздничным мощным звоном все снова приглашаются в собор св. великомученика Пантелеимона к торжественной вечерне, которую совершает игумен обители со всеми священнослужителями, прибывшими в обитель на торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

иеромонах Иов (Гумеров) По окончании Божественной Литургии братия попарно исходит из храма на трапезу, неся впереди богослужебную просфору, из которой на проскомидии была вынута частица в честь Божией Матери. В Уставе это называется Чин о панагии. Словом Панагия (греч. – Всесвятая) христиане с древности называют Божию Матерь. В совершаемом чине оно применяется к Богородничной просфоре, поскольку она символически представляет Царицу Небесную. Сосуд, в который помещается просфора, называется панагиаром. Чин этот содержится в Псалтири следованной (ч. 2 «О возвышении панагии»). Там же объясняется происхождение его. По древнему преданию, апостолы, после сошествия на них Святого Духа, собираясь на общую трапезу, оставляли за столом незанятое место для Иисуса Христа, полагая там хлеб. По окончании трапезы и после благодарственной молитвы они этот кусок (укрух) подымали со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Вел и ко имя Святыя Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам». В пасхальные дни вместо двух последних возгласов произносили «Христос Воскресе». Даже разойдясь в разные страны на проповедь, они продолжали сохранять этот обычай. Когда по блаженном успении Божией Матери апостолы были чудесно собраны в Иерусалиме и совершили Ее погребение, в третий день они сидели вместе за трапезой. Когда во время возношения хлеба в память Христа, они произнесли: «Вел и ко имя…», то увидели на воздухе Пресвятую Богородицу, окруженную Ангелами. Она обещала пребыть с ними всегда. Обрадованные ученики Христовы от неожиданности воскликнули вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» – «Пресвятая Богородице, помогай нам». Отправившись после этого ко гробу Богоматери и открывши его, апостолы не нашли там пречистого тела Ее и уверились, что Она вознесена на небо к Божественному Сыну Своему. Это предание получило письменное закрепление в августовской книге Четьи-Минеи (праздник Успения Пресвятой Богородицы). Шествие братии в трапезную сопровождается под звон колокола с пением 144-го псалма, который содержит восторженную хвалу величию и благости Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Именно благодаря тому обстоятельству, что Аврааму ведомы три странника, он и получает за трапезой обетование одного из них: Я опять буду у тебя в это же время (Быт. 18, 10). Тем самым трапеза благодарения, которую устраивает Авраам, приоб­ретает также мессианский характер. Очевидно, библейская трапеза Авраама послужила прообразом иудейских куль­товых трапез, судя по устойчивой традиции позднего иудейства. В контексте нашей темы важно, что такие трапезы устраиваются при наличии не менее трех человек за столом, при этом часть хлеба остается нетронутой до окончания трапезы в знак при­сутствия Бога . В первохристианской общине трапеза благодарения, являвшаяся единственным богослужебным праздником древнейших времен, превратилась в та­инственное предпразднование мессианской трапезы, на что указывает арамейский возглас «маранафа!» («гряди, Господи!») в конце последнего праздничного благода­рения, как это отражено в «Учении двенадцати апостолов» (Дидахе Х:6), датируемом 60-ми – 80-ми годами I века . Разумеется, на такой трапезе новым смыслом исполнялось каждое действие, так что традиционное благодарение над хлебом превратилось в моление о грядущем Царстве Божием в строгом соответствии четвертому прошению молитвы Господней – о хлебе насущном (будущей пище праведников) . Это находит свое яркое выражение в одном из важнейших священнодействий, восходящих к апостольской традиции (Литургии апостола Иакова, апостола Петра и др.), которое связано с возношением Божественного хлеба при возгласе Святая святым. В сочинении святого Дионисия Ареопагита «О церковной иерархии» (III. 3,12) содержится наиболее раннее описание такого обряда: «Священноначальник, воспев священные Богодействия, священнодей­ствует Божественные Таинства, и оные освятив, выносит пред зрение и их показует», причем данный текст сопровождает схолия: «…возношение и возвышение Евлогии, (сиречь) Божественного хлеба... яко (суть) во оставление грехов и в жизнь вечную» . Со временем из этого обряда складывается знаменитый чин о панагии, перво­начально известный как чин «возвышения укрухов (хлеба)». Своим названием чин обязан исключительно упоминанию имени «Всесвятыя Троицы» при поднятии ос­вященного хлеба, что прямо указывает на трапезу Авраама как его ветхозаветный прообраз. Именно этим вызвано распространение изображений «филоксении Авра­ама» на створках специальных сосудов-панагиаров для совершения данного чина . Лишь по мере усиления Богородичного почитания (появление тропаря Бысть чрево Твое святая трапеза) прошение к «Всесвятой Богородице», которое еще в Студий­ском Уставе предписано только на вечерней трапезе вместо «Велико имя», присое­диняется при возношении святого хлеба вслед за поминанием «Всесвятой Троицы», знаменуя таким образом сложившийся чин о панагии, известный по славянским ру­кописям Иерусалимского Типикона XIV–XV веков .

http://bogoslov.ru/article/2602946

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010