Сущность чина о панагии заключается в том, что из храма по окончании литургии износится всей братией со священными песнями просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы, в монастырскую трапезу, там ее полагают на особом блюде и по окончании трапезы с прославлением Св. Троицы и молитвою Пресв. Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами Их и вкушают от нее. Смысл чина, очевидно, — живо представить присутствие за трапезой Самого Бога и Пресв. Богородицы. На такое знаменование чина указывает и предание о его, помещенное в Псалтири следованной (о нем ниже). По Симеону Солунскому, «часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Св. Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный» [ 971 ]. Ближайшая цель чина — настолько тесно соединить трапезу с только что окончившейся литургией, чтобы та и другая явились одним богослужением и первая сообщила свою благодать второй. Благодаря чину о панагии, действительно, монастырский обед превращается в настоящее богослужение типа изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона (на Пасху и с целою песнью канона). «Панагия» (παναγα — «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор). Немалосложные молитвословия и обряды чина о панагии, который совершается, как указывает надписание его, только в монастырях по вся дни (а не в воскресные лишь, хотя и помещен в главе о воскресной службе), можно разделить на три части:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

– Пятидесятницы – «...спаси ны, Утешителю Благий, поющия...»; – Преображения Господня – «преобразивыйся на горе». Во все Богородичные праздники, попразднства двунадесятых Богородичных праздников: – «молитвами Богородицы» (хотя Типикон не дает такого указания). В праздники святых и в седмичные дни периода пения Октоиха: – «во святых дивен сый». В дни памяти шестеричных и малых святых в период пения Октоиха, когда по совершении Малого входа поется «Со святыми упокой...» , произносится заупокойная ектения (после сугубой). Чин о панагии и дневная трапеза Святые апостолы, разъясняет в своем труде протоиерей К. Никольский , по Вознесении Господа Иисуса Христа «имели обычай оставлять за трапезою праздным среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. После трапезы они с молитвою и благодарением возвышали этот хлеб» 317 . В воспоминание этого обычая Святая Церковь постановила после дневной трапезы совершать «Чин о панагии». В настоящее время этот чин совершается только в некоторых монастырях строгого устава в течение всего года (кроме Светлой седмицы, когда вместо «Чина о панагии» совершается «Чин возношения артоса»). Последование «Чина о панагии» находится в Следованной Псалтири и Часослове. Сущность «Чина о панагии» заключается в возношении особой просфоры, которая именуется «Пречистая» (в честь Божией Матери). Во время Литургии эта просфора поставляется на дискосе (или на возвышенном блюде, подобном дискосу) на горнем месте. По отпусте Литургии настоятель (или чередной священник) берет просфору и несет ее в трапезную. За настоятелем чинно идут все остальные монахи (в «колонну» по два), при этом поют 144-й псалом: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю Имя Твое в век и век века. На Всяк день благословлю Тя, и восхвалю Имя Твое в век и век века. Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя, и силу Твою возвестят. Великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

" Панагия» ( παναγα – «Всесвятая»), или «Пресвятая» (Псалтирь следованная, л. 135 об.) – наименование, прилагаемое обычно к Богоматери, но в чине о панагии или, как он полнее называется, «о возвышении панагии» (Псалтирь следованная, л. 136) это название прилагается к просфоре, из которой на литургии изъята была частица в честь Пресв. Богородицы. Эта просфора является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец и которая, как самая священная, вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи (антидор). Немалосложные молитвословия и обряды чина о панагии, который совершается, как указывает надписание его, только в монастырях по вся дни (а не в воскресные лишь, хотя и помещен в главе о воскресной службе), можно разделить на три части: 1) благословение трапезы; 2) возвышение панагии; 3) благодарение за трапезу. – Кроме настоящего места, чина о панагии Типикон касается и в 35 гл. «о ястии и питии», делая там к настоящему изложению некоторые дополнения. Открывается чин, как и всякая церковная служба, псалмом. Сообразно краткости чина и подобно вечерне, он имеет один предначинательный псалом, именно 144-й «Вознесу Тя, Боже мой». Псалом (алфавитный) представляет восторженную хвалу Богу, Его такому же величию, как и благости, особенно источаемой призывающим Его; взят сюда особенно за ст. 15–16: «очи всех на Тя уповают…». Псалом не имеет пред собою «Приидите поклонимся» по связи и аналогии с литургией. Псалом «глаголют» «братия» вся, следовательно, поют его речитативом, как и делается в Соловецком и других монастырях 2815 . Псалом поется дорогою из церкви в трапезу, следовательно, пение его начинается в церкви тотчас после отпуста литургии и оканчивается в трапезе. Братия идут попарно в предшествии настоятеля. Кто и как несет панагию, не указано ни здесь, ни в 35 гл. Типикона; но в пасхальном чине панагии, где она заменяется артосом, последний несет диакон на панагиаре (проскомидийном блюде с изображением Богоматери). В некоторых монастырях, например в Московском Гефсиманском скиту, просфору «Пречистую», которая при литургии стоит с дискосом или такого же устройства блюдом на горнем месте, несет впереди иеромонах, за ним попарно идут братия в мантиях 2816 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Из древнего апостольского обычая возносить молитву перед принятием пищи произошел «Чин возношения (или возвышения) панагии». Слово «панагия» означает «всесвятая» или «пресвятая», и, по древнему обыкновению, она есть просфора или часть просфоры, возносимой или возвышаемой в честь Пресвятой Троицы о Имени Богородицы, послужившей таинству воплощения Сына Божия и ко славе Пресвятой Троицы. По преданию, апостолы по воскресении Иисуса Христа до успения Богоматери во время трапезы своей полагали на первом месте хлеб в ознаменование воспоминания о Господе, Который по Воскресении Своем являлся неожиданно апостолам и свидетельствовал им о Воскресении Своем, «с ними же и ядый» ( Деян. 1:4 ). По успении и возношении на Небо Божией Матери, древние христиане, по примеру апостолов, стали по окончании трапезы возносить хлеб в честь Богородицы, родившей Иисуса Христа – Хлеб Небесный, и неизменной Заступницы верующих. Этот апостольский обычай стал повседневным правилом для иноческих обителей. В писаниях святого Афанасия Великого есть описание возвышения древней панагии. После Литургии он предписывает инокиням в 9 часу дня вкушать хлеб, благодаря Бога при трапезе таким образом: «Благословен Бог Милующий и Питающий нас от юности нашей и Дающий пищу всякой плоти…» Эта молитва до сих пор читается при возношении панагии. «И когда сядешь за стол, – говорит далее святой Афанасий, – и начнешь раздроблять хлеб, трижды его благослови, произнеси благодарение так: «Благодарим Тебя, Отче наш, за Святое Воскресение, которое Ты явил нам чрез Иисуса Сына Твоего и как хлеб сей, некогда состоявший в раздельных семенах, будучи совокуплен, соделался едино, так да соберется Церковь Твоя от конец земли в Царство Твое…» Когда же встанешь от стола, то опять благодари Бога ( Пс.110 ). В древности, существовал обычай хлеб Пречистой посылать из монастырей в разные места на благословение и иметь с собой во время путешествия. Из обычая приносить хлеб в честь Богоматери к трапезе и иметь его всегда при себе возник обычай носить панагию на груди. В древности это был сосуд (или панагиар) с изображением Богоматери, который и предназначался именно для того, чтобы в нем носить благословенный хлеб в честь Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

По дороге не доходя пятисот метров на просторном и единственном в своём роде горном плато в преддверии вершины располагался храм Панагии – в честь Божией Матери. Хотя есть и другие таинственные и древние пути на вершину, большая часть паломников шла и идёт именно этим путём, иногда относясь и к Панагии, как к подлинной вершине. В истории русского Афона Панагия особо значима как живая связь Афона и Иерусалима. Сюда пришёл старец из Русского Пантелеимонова монастыря в крайне благочестивом и возвышенном настроении. По преданию, когда он зашёл в храм Панагии, ему явилась Божия Матерь и вручила образ Иерусалимской иконы Божией Матери. Этот образ до сих пор в особо торжественные моменты спускается на ленте перед царскими вратами верхнего Покровского храма русского Пантелеимонова монастыря, а в XIX веке – по аналогии – он спускался также и в Никонов ском храме Троице-Сергиевой Лавры. Итак, по сути Афон – это гора и святые окрестности; вершина, к которой вс ё стремится и от которой всё расходится; подлинная высота, обозначающая то духовное совершенство, которое нуж но достигнуть неимоверными трудами; средоточие монахов ведущих на земле равноангельный и небесный образ жизни. Это святое пространство особо выделяется как удел мужского монашества – без возможности вступления сюда жён за исключением Божией Матери. Монастыри, обладавшие правом βατον, существовали издревле. По законодательству византийских императоров лица противоположного пола не могли и при паломничестве ночевать в одном монастыре, а некоторые обители становились совершенно невходимыми. Афон получил особый статус монашеского государства при первом императоре Македонской династии Василии. Таким образом ещё до Крещения Руси Святая Гора оказалась особым древним монашеским уделом и центром, естественно сосредоточившим в себе древнее многообразие восточного монашества. Арабы, а затем турки упразднили по сути свободу египетской Фиваиды. Такая же участь постепенно приближалась и к Малой Азии, которая была ещё способна готовить для Афона таких величайших подвижников, как прп. Афанасий Афонский , родоначальник общежительного Афонского монашества, – на Олимпе Вифинском под водительством прп. Михаила Малеина – но не была способна надолго сохранить свои центры под натиском врагов. В духовное оскудение Малой Азии внесли свой вклад и гонения в период иконоборческих споров, несколькими десятилетиями упредившие афонский βατον. Монахи, скрывавшиеся от гонений иконоборцев в горах Малой Азии или Южной Италии, постепенно будут постигать духовный смысл пребывания на Афоне. Иверская икона Вратарницы станет символом торжества православия на Афоне и монашеской свободы и защищенности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В Саровской обители, при строителе Димитрие окончательно утвердился устав, о панагии принятый первоначальником Иоанном согласно с чиноположением древних обителей. По отпусте божественной Литургии хождение из церкви в трапезу и ныне, как тогда, ежедневно бывает всей братии вместе. Просфора пречистая во время Литургии поставляется на блюде, несколько возвышенном, подобном дискосу, на горнем месте, за престолом и по окончании Литургии Иеромонах берет ее и несет впереди Настоятеля. За ними же братия идут чинно по два, все в мантиях и поют Псалом 144-й: «Вознесу Тя Боже мой». Кончивши Псалом, начинают молитвы трапезы: Отче наш . Слава. И ныне. Господи помилуй. Трижды. Благослови. Настоятель глаголет: Христе Боже! Благослови ястие и питие рабом Твоим, яко Свят еси всегда, ныне и присно, и во веки веков. Потом Настоятель от принесенной просфоры отделяет две части, полагает на блюдо и разрезывает на мелкие частицы, которые и обносят сидящей уже за столом всей братии для вкушения. Часть, от которой вкушали братия, была отделена во имя Христово, а другая, отделенная в честь Божией Матери, полагается в панагиаре, на приготовленном для сего месте, и по окончании трапезы совершают возвышение панагии, по чину, установленному в следованной Псалтири. Братия в продолжение трапезы сохраняют глубокое молчание, посреди трапезы чтется иноком на налое книга житий Св. Отец. Из кушаний обыкновенно подают четыре перемены, а посты по три. По окончании трапезы Настоятель ударяет в колокольчик три раза. Вставши из-за стола, чередный Иеромонах глаголет: «Молитвами Святых Отец наших Господи Иисусе Христе, Боже наш помилуй нас». Клиросный: аминь. Иеромонах начинает: «Благословен Бог, милуяй и питаяй и проч. Слава и ныне. Господи помилуй. Трижды. Благослови. Иеродиакон, назначенный для возвышения панагии, положив поклон, говорит сие: «благословите мя, Отцы святии, и простите ми грешному». Иеромонах ответствует: «Бог простит ти и помилует тя». Иеродиакон, взяв мало коснувшись перстами рук часть просфоры, возвышает не много ее над панагиаром, на котором она утверждена была, и на котором напечатлено изображение Пресвятыя Троицы. Иеромонах говорит вслух: «велико имя Святыя Троицы!» Иеродиакон знаменует крестовидно и говорит: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Иеромонах: «Тоя молитвами Боже помилуй и спаси нас». И по сем поется: «Блажим Тя вси роди», и «Достойно есть яко воистину». Иеродиакон держит панагиар, чередный Иеромонах раздробляет на части просфору и глаголет: во многия молитвы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы; после сего вкушает часть сей просфоры Игумен и потом Иеродиакон обносит всей братии 3 , и расходятся на труды своего послушания.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Из древнего Апостольского обыкновения возносить молитву пред принятием пищи произошел чин возношения или возвышения панагии. Панагия значит: всесвятая или пресвятая, и по древнему обыкновению она есть просфора или часть просфоры, возносимой или возвышаемой в честь Пресв. Троицы о имени Богородицы, послужившей таинству воплощения Сына Божия и ко славе Пресв. Троицы. По преданию, Апостолы по воскресении Иисуса Христа до успения Богоматери, во время трапезы своей полагали на первом месте хлеб, представлявший как бы председящего Господа, Который по воскресении своем являлся неожиданно Апостостолам и свидетельствовал им о воскресении своем, с ними же и ядый ( Деян.1:4 ). По успении и взятии на небо Божией Матери, древние христиане, по примеру Апостолов, стали по окончании трапезы возносить хлеб в честь Богородицы, родшей Иисуса Христа–Хлеб небесный, и всегдашней заступницы верующих: что совершалось и при столах греческих государем 856 . Сие Апостольское обыкновение сделалось всегдашним правилом для обителей иноческих. В писаниях св. Афанасия великого есть изображение возношения древней панагии. После литургии он внушает инокиням в 9 час дня вкушать хлеб, благодаря Бога при трапезе, таким образом: «благословен Бог милующий и питающий нас от юности нашей и дающий пищу всякой плоти» и проч. Эта молитва доселе читается при возношении панагии. «И когда, – продолжает Афанасий, – сядешь за стол и начнешь раздроблять хлеб, трижды его благослови, произнеси благодарение так: «благодарим Тебя, Отче наш , за св. воскресение, которое Ты явил нам чрез Иисуса Сына Твоего и как хлеб сей, некогда состоявший в раздельных семенах, будучи совокуплен, соделался едино, так да соберется Церковь твоя от конец земли в царство Твое и проч. Когда же встанешь от стола: то опять благодари Бога ( Пс. 110 )» 857 . Древле было в обыкновении хлеб Пречистый посылать из монастырей в разные места, на благословение 858 и иметь с собою при путешествии. Из обыкновения приносить хлеб в честь Богоматери к трапезе и иметь его всегда при себе произошло обыкновение носить панагию на персях, которая древле была сосуд или панагиар, с изображением Богоматери, для ношения хлеба Богородичного 859 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

1365 Кропление святой водой указано совершать священнику, и только в случае нужды – диакону. На Московском Соборе. 1667 года было такое определение: «Еще же чесо ради диаконы кропят святою водою народ и в домех, а не Священницы; и то безчинно есть, священник бо святит воду, ему же достоит и кропити, а не диакону, креме нужды; диакон же токмо да держит сосуд со святою водою, зане слуга есть» (Деяния Московского Собора 1667 г. Псков, л. 61). 1366 Последование о возвышении панагии, егда кто хощет отъити на службу, находится в Большом Требнике (гл. 95). В нем указано: К хотящему убо отъити, поется первее молебен, аще хощет, аще же ни, творит священник: «Благословен Бог». Таже «Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче паш». Таже умилительные тропари: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». После них: «Господи, помилуй, 12-ть, Приидите поклонимся, трижды и псалом 50-й». Таже, «Верую во единого Бога, Ослаби, остави, Отче наш» и тропари – семь Богородичнов. После Богородичнов иерей возвышает панагию, глаголя: «Велико имя Святыя Троицы, Пресвятая Владычице, Богородице, помогай рабу Твоему, имя рек. Тоя молитвами, Боже, помогай и спаси нас». Затем тропари и кондаки Богородичны и молитва отходящему в путь: «Боже, Боже наш, истинный и живый», а также молитва над хотящим плавати: «Владыко Господи, изволивый сплавати святым учеником и апостолом Твоим». На Московском Соборе 1667 года в изложенном чине литургии, совершаемой архиереем, после освящения даров и возглашения «Изрядно о Пресвятей» и тайной молитвы архиерея: «Помяни, Господи, град сей» – указано возвышение архиереем панагии, именно: «таже воздвигнет панагию, аще хощет на помощь, душы и телу за кого творить». Воздвижение же бывает сице: «Взем архиерей укрух от просфоры крайни персты обоими руками, сотворит крест им над Пречистыми Тайны святого дискоса, и святого Потира, глаголя: «Велико имя Святыя Троицы. Пресвятая Богородице, помози рабу Твоему, имя рек, избави его от всякия нужды и печали». Спце творит и за иные имена, елико хощет. И сохраняют в полезное во всякую нужду и немощь (Деяния Московских Соборов ь 1666 и 1667 г. Изд. Братства Св. Петра митрополита 1881 г. Дели. 1667 г., л. 57 на обор.). В нынешнем Чиновнике нет этого указания о возвышении панагии.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В сороковых годах прошлого столетия устроена на нее сребропозлащенная риза; в 1835 году сделан венец; весу в обоих 4 фунта 80 золотн. На верху сей ризы следующие драгоценности: в венце над главой святителя обделанный в серебро фермуар. Он состоит: 1 Из изумруда восьмигранного, в 12 карат, окруженного 95 бриллиантами и стоящего, примерно 400 руб. Из короны, в которой один алмаз и 49 бриллиантов. 150 руб. Из двух звездочек, в которых 49 бриллиантов 75 руб. По краям венца полукругом размещены 69 разных камней – топазы, аметисты и стекла На омофоре, по обеим сторонам, два крестика, в которых 30 бриллиантов 100 руб. На панагии крестик с 25 камнями аквамаринами. Выше панагии, обделанная в серебро брошка, с 9 бриллиантами и 84 розами 150 руб. Ниже панагии звездочка с красным гиацинтом, окруженная 20 бриллиантами и 16 розами. 50 руб. На поруче правой руки камень аквамарин, окружен мелкими такого же рода камешками. Надпись «Св. Николай Чудотворец» сделана также аквамаринами, оправленными в серебро. Все вышеозначенные украшения стоят примерно до 1000 рублей сер. и суть приношения от различных лиц и в различные времена. Так, окружающие венец камни – топазы, аметисты и проч. были еще в 1802 году уложены в форме особых крестиков; восьмигранный изумруд с окружающими его бриллиантами в 1854 году пожертвован Татьяной Николаевной Нарышкиной, урожденной княжной Долгоруковой, 39 а брошка в 1869 году – купеческой женой Чесноковой. Икона эта поставлена в соборе на видном месте, на западной стороне столба, около левого клироса, в резной вызолоченной киоте, на значительном возвышении, а для удобнейшего лобзания её, устроена небольшая, несколько ступеней лестница. 3) Десять живописных образов, в золотых ризах, пожертвованные в собор блаженной памяти императрицей Екатериной II-й, и передан через духовника её величества, синодального члена, московского Благовещенского собора протопресвитера, Иоанна Иоанновича Памфилова. Пять из них принесены в собор в 1790 году, а другие пять в 1793 году, – все в память побед, одержанных российским флотом над турецким и шведским флотами в 1770, в 1789 и в 1790 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Вот как свидетельствовал о молитвенном настроении саровских насельников А. Царевский : «всем складом жизни своей и нравственнаго своего настроения … постепенно вырабатывают в себе неутолимую потребность в молитве, они достигают возможности истинной молитвы и высокаго, искренняго благоговения пред священнодействиями». Последнее замечание, на наш взгляд, ярко подчеркивает особенность духовно-подвижнического делания отцов пустыни: в Саровской обители существовало настоящее обучение молитве, происходившее через взаимный пример благочестия братии. 8. Монастырская трапеза. Чин о панагии Замечательно, что до нынешнего времени сохранились также и некоторые исторические свидетельства о чине «о панагии» и о монастырской трапезе в Саровской пустыни. Для примера приведем отрывок из повествования о «Благочинии обители и церковном чиноположении», содержащегося в «Описании Сатисо-градо-Саровской пустыни» (1866 г.). В этом тексте непосредственно говорится о трапезе монашествующих в Саровской пустыни: «После Литургии 58 все купно ходят в трапезу. Начальствующий ударяет в звонец трижды и начинает читать «Отче наш»; по прочтении «Слава и ныне» и по благословении трапезы садятся братия по чину. Потом чтец, хотящий читать, говорит предначинательное слово или житие и, приняв благословение, читает 59 . Братия в продолжение трапезы сохраняют глубокое молчание, питая ум тайною молитвою, слух Божиим словом, а бренное тело предлагаемою пищею. По окончании трапезы бывает по чиноположению возвышение панагии, после чего, прочитав обычные молитвы и воздав благодарение человеколюбцу Богу, питающему всех от богатых Своих даров, все расходятся...» 60 . Свои впечатления о монастырской трапезе запечатлел известный нам уже очевидец А. Царевский , побывавший в Сарове на праздник Казанской иконы Божией Матери: «Литургия и праздничный молебен Казанской Божией Матери окончились в первом часу дня 61 . Прямо из церкви, вслед за старейшим иеромонахом 62 , несшим большую просфору в честь Божией Матери, так называемую «панагию», все монахи, в строгочинном порядке, с громким пением тропарей, отправились в трапезу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010