В Москве проходит юбилейная выставка иконописца Александра Соколова Москва, 5 октября 2009 г. «Художник милостью Божьей, иконописец первого ряда, из тех, кого мы называем именно иконописцами, а не просто ремесленниками», - в таких возвышенных выражениях представляла искусствовед, специалист по современной иконописи Ирина Языкова художника Александра Соколова. Выставка его икон открылась 1 октября в Центральном доме художника (ЦДХ) на Крымском валу в день 50-летия иконописца, сообщает Благовест-инфо . Александр Соколов, профессиональный художник, написал свою первую икону в 1980 г. С тех пор он расписал не один храм, написал множество икон, работал не только в России, но и в Японии, США, Италии. Многим известна написанная им в 1992 г. для Серпуховского Высоцкого монастыря икона «Неупиваемая Чаша», которая почитается как чудотворная. Представить иконописца на выставке трудно – большинство его работ находится в храмах. В экспозиции в ЦДХ выставлены несколько икон А. Соколова, фрагменты мозаик, эскизы фресок, фотографии фрескового ансамбля в Мытищах, а также выполненные им предметы церковного прикладного искусства: панагии, кресты и т.д. Особенностью этой иконописной выставки является то, что церковная живопись соседствует с яркими пейзажными полотнами – вместе с мужем свои работы представила известная художница Мария Вешняк. Художники назвали выставку символически – «Единое». Александр Соколов – один из тех немногих художников, который является не просто блестящим и высоким профессионалом, но дарит нам откровение, возможность общаться с миром горним», - сказала, открывая выставку, Ирина Языкова – автор текста в юбилейном альбоме работ А. Соколова. По словам искусствоведа, для создания икон недостаточно быть только хорошим художником и благочестивым христианином, надо иметь особое благословение. Она рассказала о духовном отце семьи Соколовых – ныне покойном о. Анатолии Яковине, настоятеле церкви св. Параскевы Пятницы в селе Пятница Владимирской области, который был настоящим подвижником, страстным любителем церковного искусства, собирателем икон. О. Анатолий благословил своего духовного сына на служение иконописца.

http://pravoslavie.ru/32146.html

Между алтарной апсидой и куполом может быть, хотя и не обязательно, дополнительное членение – удлинённая вима. Здания достаточно компактны, но они имеют притвор или даже галереи с трёх сторон (кроме восточной). Алтарная преграда ранне- и средневизвнтийского времени называется темплон, она невысока, имеет три проёма – царские врата в середине и диаконские по бокам, завершается горизонтальной балкой-космитом, поддерживаемой не менее, чем четырьмя колоннами. Первоначально на балке размещались образы Спасителя с предстоящими Богородицей и Предтечей – такая композиция называется “деисис” или “деисус”, то есть моление, а позднее, не ранее XI столетия, начинают заполняться интерколюмнии – пространства между колоннами – шитыми тканям и иконами так называемого местного ряда, среди них образы Спасителя, Божией Матери, святого-покровителя храма и других местно-чтимых святых. Амвоном может теперь называться обращённый в храм выступ возвышенной части пола перед царскими вратами – это так называемая солея, боковые части которой используются как места для певчих – клиросы. Основные в данный период варианты крестово-купольного храма – это, во первых, так называемый “вписанный крест”, или храм с куполом на четырёх колоннах, распространённый повсеместно, но преимущественно в столичной зоне (Богородичный храм монастыря Константина Липса X века и храмы монастыря Пантократора XII века – в Константнополе, церковь Панагии Халкеон XI в. – в Фессалониках, малая Богородичная церковь монастыря преп. Луки в Фокиде XI в.); во-вторых, встречающиеся в самой Греции и на островах Эгейского моря кафоликоны, то есть соборно-монастырские храмы, с куполом на восьми опорах (главный храм монастыря преп. Луки в Фокиде XI в., храм в Неа Мони на о. Хиос и другие); втретьих, распространённые первоначально на Афоне храмы-триконхи, у которых три ветви пространственного креста, кроме западной, завершаются апсидами, а в верхней их части, следовательно, конхами – сербы, полюбившие этот храмостроительный приём, назовут апсиды, перпендикулярно стоящие к оси храма, певницами, ибо они используются как клиросы (кафоликон Великой Лавры св. Афанасия IX в. и другие), в афонских храмах также имеются сильно развитые притворы, может быть и по два – внешний и внутренний – просторные и удобные для совершения во время всенощного бдения литии.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Книги, относящиеся к общественному богослужению, суть следующие: Служебник Это книга, в которой излагаются неизменяемые части ежедневного богослужения, причем именно то, что должны произносить и делать священники и диаконы. Служебник содержит в себе последование вечерни, утрени, литургии св. Иоанна Златоуста , литургии св. Василия Великого , литургии Преждеосвященных Даров и дополнительные отделы, как: собрание отпустов, прокимны, месяцеслов, а в конце Известие учительное, в котором объясняется, как священнослужители должны поступать в разных недоуменных случаях богослужения. Чиновник архиерейского священнослужения Это тот же Служебник, но назначенный для употребления архиереев, совершающих богослужение с указанием всех особенностей архиерейского служения. Кроме чинов трех литургий, он содержит чины поставлений в разные церковные степени и чин освящения Антиминсов. Часослов Это книга, в которой содержатся неизменяемые части суточного богослужения, кроме литургии, для употребления чтецами и певцами на клиросе. В ней излагается чин Полунощницы, Утрени, часов первого, третьего, шестого и девятого, Вечерни и Повечерия великого и малого. Название свое Часослов получил от изложения в нем чина часов. В Часослове имеется также дополнительная часть, в разных изданиях разного содержания. Обычно бывают молитвы утренние, читаемые перед полунощницей, чин возвышения панагии, благословение трапезы, канон Богородице параклисис, составленный Феостириктом монахом, молитвы на сон грядущим, тропари и кондаки, богородичны, которыми заключается пение тропарей и стихир. В Великом Часослове бывает также приложен Месяцеслов. Малый Часослов представляет собою сокращение Великого. Эти сокращения касаются лишь дополнений. Октоих, или Осмогласник Октоих происходит от греческого οκτω – восемь и ηχος – глас. Эта книга, состоит обыкновенно из двух частей, заключает в себе расположенные на все восемь гласов (или напевов) изменяемые молитвословия, которые поются на различных церковных службах седмичного круга, то есть изменяющиеся в зависимости от дня седмицы, ибо каждый день седмицы посвящен своим особым воспоминаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Справщики 1682 г., как мы видели, задались мыслию исключить из типика все местное, личное, случайное, и на этом основании удалили личные соображения составителей типика, местные обряды и чины. Но пожертвовав с этою целию статьями из русских обиходников, они удержали несколько замечаний такого личного характера. Напр. 31 глава, – об обязанностях будильника сопровождается следующим замечанием: «сие же ныне не бывает и во множайших уставех не обретается: мнится же ми, яко за леностное наше прилежание, и зане не терпим с любовию обличения. Сего ради умолчано некиими». Это замечание читается в некоторых греческих уставах, а отсюда перешло в славянские его списки (некоторые) и печатные издания. Личное мнение составителя этой статьи: «οιμαι δε δια το ραϑυμιαν επιρρεπες ημων» не давало ей ни особенного веса, ни особенных преимуществ. В 35 главе, взятой с сокращениями из Никона Черногорца, введено дополнение об обряде возвышения панагии на трапезе, по обычаю русских монастырей, с следующим замечанием: (л. 24 об.) «здеже обычай имамы диакону сия действовати». Замечание тем более неудобное, что читатель остается в совершенном неведении, о какой местности идет здесь речь, и откуда заимствована вся эта статья. Гл. 37 «о пении, не подобает кроме собора особно пети» также взята из Никона и начинается словами: «достоит и сие ведати, зане якоже предрекохом о пении». Не говоря о личном характере этого замечания, – ссылка «предрекохом» сделана Никоном на одну из предшествующих статей, которая в его тактиконе действительно читается, но в наш устав не вошла. В главе 40 о том, с какими обрядами высылаются из монастыря монахи, не желающие жить в нем, сделано замечание: «уведехом же о сем и нечто другое и зело изрядно в горе св. Авксентия обонпол Константина града, во обители глаголемей кир Антониеве». (л. 61) Взято из Никона Черногорца. Под именем Иоанна Постника приводится правило, не петь в день благовещения на литургии «да исправится». От имени неизвестного составителя здесь говорится: «и сие не вем киим нравом определися; неции бо из произволения и неучения многая приложиша. Аз же, яко мню, сие не попущати». (л. 300).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

238 Записки Антония Знаменского и Платона Шишкина. Сын отечества за 1830 г. XXVII стр. 38–40. Подобная раздача милостыни от митр. Гавриила была и в Петербурге. Известно напр. о графе А. А. Аракчееве, что он, привезенный бедным отцом своим в кадетский корпус, получил милостыню от преосв. Гавриила. Именно, отец и сын, издержав бывшие у них деньги, отправились в воскресный день к митрополиту, который раздавал неимущим деньги, и возвратились от него из лавры с тремя серебряными рублями. Словар. достопам. людей русск. земли Бантыш-Каменского 1847 г. ч. 1. стр. 36. 241 Дело об этом там же за 1798 год под 174. В этом упоминаются положенными по завещанию деньги на раздачу процентов в Моск. академию для содержания бурсаков, священнослужителям Козьмодемьянской церкви, что в Панех и Троицкой что на Листах, за поминовение Его Высокопреосвященства сродников и статского советника Степана Ивановича Писарева и его сродников же, по равным частям, т. е. по пятидесяти руб. в каждое место. 242 Из описи имуществу видно, что после смерти преосв. Гавриила вещей значительных и незначительных осталось 276 номеров, а книг разного рода 92 номера. Впрочем, библиотека его еще при жизни, по словам Знаменского, была разделена в Тобольск, в Устюг Великий, в С. Петерб. духов. академию и Новг. семинарию, а драгоценные вещи поступили от него в ризницу Новг. Соф. собора, а частью брату его Варлааму в Тобольск. В ризнице Новг. Соф. собора доселе хранятся оставшиеся от митр. Гавриила две панагии – изумрудная и алмазная, белый клобук, саккосы и даже именная печать. 243 Из оставшихся 1797 р. 21 коп. на погребение употреблено 984 руб. 90 коп.; а прочие розданы по принадлежности. О завещаниях митр. Гавриила взято из дела о кончине его в синод. архиве 1801 года под 205. 249 При гробнице митр. Гавриила некоторые из страждущих зубною болью приходят служить над ним панихиды с надеждою исцеления. 250 Благочестивый старец Варлаам Глазатов, возобновивший Савво-Вишерскую обитель, называет в дневнике своем Гавриила «архипастырем любомудрым». О проницательности ума Гавриилова, восходящей до некоторой степени предведения рассказывают в Новгородской епархии, что митрополит, посвящая одного ставленника, пред большим выходом снял с накрытой было головы его покров и отклонил его от посвящения. Оказалось, что отклоненный был виновен в уголовном преступлении, которое вскоре и открылось. Из числа многих знаменитых лиц, предузнанных и облагодетельствованных митр. Гавриилом, укажем на преосв. Анастасия Братановского, который своим просвещением и возвышением одолжен митр. Гавриилу, (Словар. достопам. людей русс. земли Бантыш-Каменского, 1847 г. ч. 1 стр. 16 и 17), и на И. И. Мартынова, переводчика греческих классиков, в судьбе. коего преосв. Гавриил принимал живое участие, особенно по окончании им курса учения в Алекс. Невской семинарии: (Современник за март 1856 года, отд. II стр. 11, 13, 15, 16, 17, 20 и 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

6) В трапезе соборной церкви находится гробница игумена Варлаама, который погребён здесь, по его завещанию. Другие церкви в этой обители: во имя Трёх святителей: Петра, Ионы и Алексия; Святого великомученика Георгия, с приделом святого Димитрия царевича; Вознесения Господня, с приделом святого Николая Чудотворца; Во имя Нерукотворного образа Спасителя. В ризнице Владычнего монастыря хранятся драгоценные Евангелия, напрестольные кресты, панагии, кадила, потиры, дискосы и другие церковные предметы. Из них особенно замечательны: Евангелие, пожертвованное в 1637 году князем Андреем Васильевичем Хилковым; Евангелие 1681 года; Напрестольный крест, устроенный в 1632 году; Напрестольный крест с мощами разных святых и частью Древа Животворящего Креста Господня; Панагия XIV века; Потир серебряный, вызолоченный, с надписью 189 года, устроенный княгиней Хилковой по сыне своём князе Гаврииле Феодоровиче Хилкове; Ризы, низанные жемчугом, устроенные в 1620 году; В монастырской библиотеке хранятся рукописи, писанные в XV-XVII столетиях, каковы: Триодь Постная, Пандекты Никона Черногорца, Иоанна Златоустог о и Ефрема Сирина , собрание житий святых, сочинения Иоанна Лествичника , Петра Дамаскина и Синодик монастырский. Здесь же хранятся старопечатные книги, содержания большей частью церковно-служебного и духовно-нравственного 146 . Высоцкий Богородицкий монастырь 147 (В уездном городе Серпухове) Высоцкий Богородицкий монастырь основан был преподобным Афанасием Высоцким, по благословению преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Афанасий родился в Новгородской области, был сын священника. Родители воспитали его в благочестии и любви к Богу, так что ещё в молодых летах он вознамерился посвятить себя иноческой жизни и с этой целью отправился в обитель преподобного Сергия Радонежского, и под его руководством начал проходить благочестивую жизнь. В то время Серпуховской князь Владимир Александрович пожелал устроить в своём владении монастырь. Он, прежде всего, отправился к преподобному Сергию принять от него благословение. Сергий, исполняя благочестивое намерение князя, избрал место на возвышенном берегу реки Нары, в одной версте от города Серпухова и здесь благословил устроить обитель в честь Зачатия святой Анны. Это было в 1373 году. Устроение монастыря он поручил ученику своему преподобному Афанасию, который поставлен был в ней первым игуменом. Подражая учителю своему Сергию, Афанасий преуспел в подвигах благочестия и своим высоким примером руководил своей братией в иноческой жизни. Одиннадцать лет прожил преподобный Афанасий в Высоцкой обители, потом, по делам церкви, отправился в Киев к митрополиту Киприану, а оттуда в Константинополь и там поселился в обители святого Иоанна Предтечи. Здесь он провождал жизнь свою в молитве и списывании духовных книг. Он скончался в 1401 году. В Высоцкой обители находится шесть церквей:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

В конце Служебника находится «Известие учительное, како иерею, диакону и причетнику служение в церкви совершати, и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной литургии, и каковыя бывают бедственныя и недоуменныя в скорости случаи, и како в том исправлятися». Чиновник архиерейского священнослужения. Кроме рассмотренного Служебника, есть Служебник архиерейский. Он также содержит в себе литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого и Преждеосвященных Даров, но в них включены те обряды и молитвословия, которые бывают только при архиерейских служениях. Поскольку же за литургией, которую совершает архиерей, бывают посвящения в разные церковные степени, например во чтеца, диакона, священника, и поскольку архиерею принадлежит право освящения антиминсов, то в архиерейский Служебник внесены чины таких посвящений и освящения антиминсов. Архиерейский Служебник, как содержащий эти чины, не излагающиеся в других богослужебных книгах, и называется Чиновником (в просторечии с другим ударением: Чиновник). Часослов. Службы, для которых в Часослове содержатся неизменяемые молитвословия, читаемые священником, диаконом и чтецом,– это полунощница, часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й, с междочасиями их, чин изобразительных и повечерие. От изложения молитвословий часов книга эта и получила свое название. По различию дней праздничных, постных и т. д. службы бывают неодинаковой продолжительности и неодинакового состава. Например, есть полунощница вседневная, субботняя и недельная (воскресная). Кроме утрени вседневной, есть особая, пасхальная. Помимо трипсалмных вседневных часов есть особые часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Великий пяток и в Пасху. Есть вечерня великая и малая, повечерие великое и малое. В Часослове есть дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, присоединяемые к службам суточного круга. Это утренние молитвы, так как они должны читаться после полунощницы; последование возвышения панагии (с греч. – «всесвятая»; хлеб в честь Божией Матери); благословение трáпезы; канон Богородице монаха Феостирикта, который положено читать в храме после великого повечерия; молитвы на сон грядущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часослов . Основное содержание Часослова, как и Служебника, носит отпечаток глубокой древности. Первоначальное его составление усвояется преподобному Савве Освященному. Затем Часослов был дополняем в греческой Церкви святыми Иоанном Дамаскином и Феодором Студитом . Часослов, или, как он надписывается в некоторых изданиях, например Киевском 1617 года, Орологион (с греч.), получил название от изложенных в нем молитвословий часов. Богослужебная практика различает два вида Часослова – великий (большой) и малый. Первый содержит неизменяемые молитвословия шести служб: полунощницы вседневной, субботней и воскресной, повечерия великого и малого, часов с междочасиями обыкновенных, а также в навечерие Рождества Христова, Богоявления и в Великую пятницу, последования изобразительных, утрени вседневной и пасхальной, вечерни великой и малой (для двух последних служб молитвословия одних певцов). Кроме перечисленных последований, в современном славянском Часослове печатаются утренние молитвы, читаемые после полунощницы, последование возвышения панагии, совершаемое после чина изобразительных, благословение трапезы после вечерни, канон Богородице, творение Феостирикта, молитвы на сон грядущим, тропари, кондаки, Богородичны и причастны для богослужебного круга седмичного и годичного, Месяцеслов с песнопениями в честь святых и чтениями из Апостола, Пасхалия зрячая, Индиктион и Лунник. Часослов указанного содержания появился в Русской Церкви не сразу. Каков был его состав в период господства у нас Студийского Устава, остается неизвестным, так как часословов того времени до нас не дошло. Что касается часословов по Иерусалимскому Уставу, то они в древности были гораздо полнее, чем теперь. Так, в Часослове при Псалтири следованной XV в. помещались, кроме перечисленных последований, служба Господу Иисусу Христу, стихиры и канон Благовещению – творение Феофана, канон Богородице Одигитрии – творение монаха Игнатия, каноны Кресту, Ангелу хранителю, Иоанну Крестителю, апостолам, канон на исход души, последование причащения святой воды (ркп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Псалтирь для богослужебного употребления бывает или с приложением Часослова и разных последований, и тогда она называется Псалтирью с последованием, или с восследованием, Псалтирью следованной, или печатается одна Псалтирь без последований, которая в просторечии иногда называется Псалтирью простой, келейной, малой. В той и другой Псалтирях, как в книге учительной, печатаются статьи, которые поучают вере в Единого Бога, в Троице прославляемого, именно Символ святого Афанасия, патриарха Александрийского; Изложение о вере и вопросы и ответы о богослужении блаженного Анастасия, патриарха Антиохийского, и святого Кирилла Александрийского ; Изложение о вере святого Максима Исповедника ; «Краткое изъявление, о еже како всякому православному христианину по древнему преданию святых апостол и святых отец на изображение знáмения креста святаго на лицé своем подобает руки своея пéрсты на кия слагати». Та и другая Псалтири разделяются на 20 кафизм, каждая кафизма – на три «Славы», или три части, которые оканчиваются песнью «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу». После каждой кафизмы помещаются особые молитвы. Далее в обеих Псалтирях прилагается устав – когда и какие кафизмы во все лето (во весь год) подобает глаголать, а также печатаются Последование по исходе души от тела и Помянник. В Последовании по исходе души есть молитва, которая, по обычаю, читается на каждой «Славе» при чтении Псалтири по усопшим. Псалтирь с последованием назначена для употребления при богослужении в храме, а Псалтирь малая назначена более для келейного употребления. Поэтому в этих книгах есть особенности. Псалтирь с последованием, кроме собственно Псалтири, содержит три приложения. Это, прежде всего, Часослов, в котором заключаются полунощницы вседневная, субботняя, недельная, утреня, часы с междочасиями, с чином изобразительных и чином возвышения панагии, вечерня с чином благословения трáпезы, повечерия великое и малое. Здесь нет, как в Часослове великом, последований часов в навечерие Рождества Христова, Богоявления и часов Великого пятка. 60

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Симеон Солунский (в гл. 357) говорит: «наипаче установлено возвышать панагию в конце трапезы братий, во освящение их и как бы в запечатление употребленной ими пищи, особенно же во славу Божией Матери, Которая родила нам Хлеб животный, присно питающий наши души. Возвышается панагия и во всякое другое время, когда кто имеет потребность в Ее ходатайственной помощи: многократно возвышается и в самой священной литургии, – или по просьбе некоторых, или по обычаю многих священнослужителей, желающих призывать и воспевать Всепетую, – особенно, когда приносятся в жертву Тайны Ея сына и Бога нашего, – да получим Ее молитвами вящщую помощь. Возвышается же тогда, когда по освящении Даров обыкновенно установлено воспоминать Ее, – то есть, когда произносим: Изрядно о Пресвятей, и когда призываем Ее, как сильнейшую Заступницу и Хранительницу во всех наших потребностях и обстоятельствах, – и величайшую получаем помощь от возвышения сего хлеба». – Но преимущественно последование о возвышении панагии совершается по следующим причинам: когда кто вступает в службу, или отправляется в путь, или намеревается плыть по водам, – как это показывают самые надписания, как вообще над сим последованием, так и над молитвами, входящими в состав его. Это же возвышение хлеба, как одно из знаменитейших церемониальных торжеств, совершалось и при дворе греческого императора после обеденного стола. Кодин (о деяниях цареградских, в гл. 7) пишет: «по снятии кушанья со стола, когда доместик приносит хлеб в панагиаре (пеленою покрытом блюде, на котором изображен лик Пресвятой Богородицы), тогда император восстает, потом первейший из присутствующих за столом, приняв панагиар, поставляет его на столе и, возвысив хлеб, подает его доместику, а сей императору. И как только император поднесет к устам своим хлеб – все громогласно воспевают ему: многая лета». §74. Одигитрия Все упование на Тя. Многие, плавающие по водам, возлагая все упование свое на Матерь Божию, поставляют образ Ее на кормах своих судов. В самом деле, если язычники выставляли на носу кораблей изображения своих богов: то почему же, водимые истинным богопознанием и воспитанные в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010