Две высокие, уступчатые, будто искусственно сложенные из больших черных камней горы, с восьмиконечными крестами наверху, стерегут множество лодок в бухте. Гора с крестом и есть, конечно, тот глядень, про который мне много рассказывали. Отсюда поморы ждут судов с моря, ждут погоды, здесь устраивают иногда и свои пиры. Судов так много, что едва заметно воду, не видно, где начинается берег, на котором приютилось множество домиков с плоскими крышами, похожих отсюда не то на самовар, не то на печь, потому что над ними иногда возвышаются железные трубы. Чего же лучше? Весело, свободно. Небольшое усилие над собой – и я прислоню сюда свою лодочку и заживу припеваючи. Мои мечты носятся в воздухе, совсем как эти серебряные чайки, крачки, кривки, поморники, зуйки. Сгорает одна папироска, другая, третья, становится нехорошо, попадается мысль: «Северный человек – орех, его еще раскусить нужно». И тут я замечаю, что там, где было озеро, окаймленное зеленым мохом, – теперь черное, покрытое грязными водорослями место, виднеется и тропа на нем. Надо идти, надо раскусить северный орех. Внизу путаница еще больше, чем наверху. Вот, кажется, тут тропа, тут и пройти между двумя станами. Прохожу, но третий стан загораживает путь, и на крыше зуек бьет в таз-барабан, а другой подкатывается под ноги. Здесь висит огромная сеть, там сушится рыба с отвратительным запахом, вот бочка с смолой, якорь, лодка. Сразу видно, что тут некому прибрать, что тут живут одни мужчины, без жен. Припоминается, как хорошо там, в Поморье, у жен этих рыбаков: все устроено, все вычищено, все дожидается благополучного возвращения главы семейства. Мне нужно разыскать здесь двух людей: знаменитого помора по прозвищу «Зверобой» и колониста «Вичурного». Первого мне рекомендовали как «законника», интересного человека, второй – колонист, значит – постоянный обитатель Мурмана, и, значит, у него есть баба, которая и уху может сварить, и самовар согреть. Я хватаю одного подкатившегося мне под ноги зуйка и велю вести сначала к Зверобою.

http://predanie.ru/book/221324-v-krayu-n...

4, 813, л. 6 об.) 27 . Наряду со всеми этими мастерскими в Мстере и Холуе существовали те самые «сельские фабрики», о которых упомянул Д.А. Ровинский. В основном они выпускали дешевые «расхожие» иконы для простонародья. В последней четверти ХХ в. к ним относилась, например, холуйская мастерская А.П. Шахова. Вполне возможно, что тогда же такие иконы выпускало и заведение И.Е. Мумрикова, имевшего, по словам ВТ. Георгиевского, «одну из самых обширных и разнообразных по иконописному производству мастерских в Мстере» (Георгиевский, 1895, март, с. 195). Массовое ремесленное производство всегда диктовало узкую специализацию секторов и широкое развитие сопутствующих ремесел. Развитие этих «секторов» в суздальском иконном деле свидетельствует как о необыкновенной развитости и разветвленности структуры промысла, так и интересно приоткрывает саму эволюцию иконописного ремесла, появление в нем характерных для низовой ремесленной культуры черт и особенностей. Если в старину иконную доску часто готовил сам мастер, то иные масштабы иконного дела потребовали выделения специального промысла изготовления досок. Этим промыслом занимались целые села, Почти круглый год (исключая летние месяцы) доски делали крестьяне деревень Большие Мосты, Пестяки, Емельянова, Верхнего Ландеха и многих других. Как и везде, по большей части использовались местные породы дерева. Если в Малой Азии брали в основном орех, а в Греции – кипарис, то в средней полосе России чаще всего использовали липу, широкую употребимость которой в народном ремесле ярко описал еще Павел Алеппский (Алеппский, вып. 2, с. 127). Кипарисовые доски импортировали из Греции. Иногда – с Афона. Ольховые и осиновые доски доставляли из Гороховецкого уезда, а липовые – из Вятской губернии. Доски для фольговых икон делали также в селе Пурех Нижегородской губернии, а «оклеенные орехом или просто крашеные» киоты мя них делали в 40 селах Гороховецкого уезда Пестяковской волости (ОИКП, т. 5, СПб., 1898, с. 417). На протяжении столетий привоз досок сосредоточивался на местных ярмарках Холуя, Палеха и Мстеры.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Ты подкупил и обрёк на ад тех, кто поклялся ложно, и тебе самому деньги твои послужат в погибель, и с невинным человеком ты поступил несправедливо. Каким способом? Он вовлёк в грех нескольких людей, поклявшихся ложно и извративших правду, и неправедным путём отнял имущество у человека, который был беден. С помощью чего? С помощью лжесвидетелей и денег. Епитимия отягчается. Ты в этом случае виновен не только в своём грехе, но и сделал соучастниками тех, кого прельстил и кому наврал, и они дали ложную клятву и обратили суд в несправедливость. 5) Пятая причина – в какое время? Время, в которое человек согрешил, усугубляет или облегчает тяжесть греха. Например, если кто-нибудь от нужды и голода украл хлеб или пшеницу, он грешит меньше, чем укравший это без острой нужды. Кто грешит в Законе Благодати, те совершают больший грех, чем грешившие до Пришествия Христа. И далее рассуждай подобным же образом. 6) Шестая причина – в каком месте был совершён грех ? В зависимости от этого епитимия увеличивается или уменьшается. – Я украл. – Из какого места ты украл? Ты украл на поле охапку травы, стручок фасоли, арбуз, орех, сливу, гроздь винограда? – Нет, я украл в храме, батюшка, куличи! Я брал домой воск, свечи, вино, просфоры! Так что от этой причины, «в каком месте», грех при наложении епитимии растёт или умаляется. Если ты крадёшь у мирянина, надо вернуть ему вчетверо, а если украл в храме, то впятеро нужно возвратить назад. Ты не будешь прощён, пока не возвратишь в пять раз больше. Ты останешься святотатцем. Скажем так: кто-то совершил тайный грех . И об этом не знал никто, кроме него одного, Бога и духовника. Тогда епитимия ему даётся более лёгкая. А другой совершает грех, и об этом знает всё село. Этот грех намного тяжелее. Сколько человек в селе слышали о том, что он совершил грех, и были введены в соблазн по его причине, поскольку он не поостерёгся, чтобы совершить грех втайне ? Грех, будучи совершён явно, ввёл в соблазн стольких людей. Спаситель говорит: горе миру от соблазнов, но ещё большее горе тому, через кого соблазн приходит; тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской ( Мф. 18, 7, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/po...

Ибо кто познает Творца, прежде чем не увидит Его, В разуме, как разумный, в уме же умно И в умном чувстве мысленно усматривая (Его)? Кто видящий духовно чрез Божественного Духа, Будучи таинственно озаряем и вместе наставляем, Пришел к некоему неясному познанию Творца? Ибо так очищающийся сподобится получить Яснейшее познание, как говорит все Писание. Те же, (живущие) в страстях, как сказал я, нося безумие, как одежду, И облекшись в самомнение, как в славу, Утешаются и смеются над прочими, И играют с тенями по подобию щенков. Если [последним] ты бросишь орех, и он, покатившись, загремит, То они подскакивают, хватаются, осклабиваются на него И с ним валяются и вместе играют; И если кто протянет пред ногами (их) веревку, То они свертываются [в клубок] и, падая и протягивая Вверх лапы, бывают причиною смеха для всех Видящих (их) людей, во время их падения. Так и те бесчувственно утешают бесов Такими же деяниями своими и нравами. Итак, скажи мне на вопрос, как полагаешь ты, Могут ли таковые поведать иным о таинствах Божиих? Как будут они просвещены светом ведения хотя отчасти И другим сообщат, либо праведно произведут Правый суд с истинным рассуждением, Будучи облечены во тьму, как в одежду, С чувством (являясь) бесчувственными и мертвыми среди жизни? Но о вы, боголюбцы. послушайте речений Истинных и дивных, которые уста Господни И прежде изрекли и ныне всем изрекают: Если вы не отложите славы, если не отвергните богатства, Если совершенно не совлечетесь пустого самомнения, Если не сделаетесь последними из всех в делах И в самых помыслах, лучше же в представлениях, Считая себя самих последними из всех; То не стяжете ни источников слез, ни очищения плоти, Или не увидите, как это совершается. Итак, плачьте о себе самих, кайтесь И повседневно проливайте горячие слезы, Дабы омыть умные очи сердца И увидеть тот Свет, воссиявший в мире, Который, сияя, вопиет и взывает: «Аз – свет миру» ( Иоан. 8, 12; 9, 5 ) Был, есмь и буду, и хочу быть видимым. Ибо для того Я и в мир пришел телесно,

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

869 Бем-Баверк (Bohm-Bawerk) Эйген (1851–1914) – австрийский экономист. Выступил с обоснованием теории предельной полезности. 870 Шуппе Вильгельм (1836–1913) – немецкий философ, основоположник «имманентной школы», возродивший субъективный идеализм в духе Дж. Беркли; основное сочинение «Теоретико-познавательная логика» (1878). 872 Павел (евр. Саул, Савл) – в Новом Завете один из апостолов. Родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников («апостол язычников»). По наущению иудеев в Иерусалиме Павел был пленен римлянами и отправлен в Рим, где, согласно преданию, казнен около 65 г. (время гонений Нерона на христиан) вместе с апостолом Петром. За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. 873 См. мою статью «Русский Фауст» (Вопросы философии и психологии. 1903. Июль). Вскоре после напечатания этой статьи мои приятели обратили мое внимание на разбор ее, сделанный неким г. Гайдебуровым в «Неделе». Это была презабавная статейка, которая меня сильно рассмешила. Г-н Гайдебуров счел меня почему-то представителем какого-то специфического московского направления, назвал меня унтер-офицером московских лавочников и предсказывал, что московская «гага» – «Русская мысль», меня непременно погладит по головке. Я давно не бывал в Москве и по некоторым обстоятельствам вряд ли скоро попаду туда, но мне было приятно узнать, что позитивизм так широко распространился среди тамошних лавочников. Надеюсь, однако, что московские салопницы все еще верны основам того мировоззрения, которое проповедует г. Гайдебуров. Вся его статья состоит из смеси недоразумений, недоумений и ругательств. Я – Тит Титыч, я привил себе «модную глупость» Ницше, и уж не помню еще что. В конце концов, разделав меня, как говорится, под орех, г. Гайдебуров восклицает: «Умри, Денис, лучше ничего не напишешь». Умирать г. Гайде- бурову, вероятно, рано, но писать, пожалуй, можно бы и бросить, особенно по сложным вопросам, которые он осилить не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

4. Считая мозг производителем психической жизни, необходимо будет признать, что а) психические расстройства имеют причину в расстройстве мозга и наоборот; б) что болезни мозга непременно ведут за собою психическое расстройство, и наконец в) что с разрушением мозга должна прекратиться психическая деятельность. Но действительность не оправдывает этих выводов. а) Из массы (3084) пациентов (больных) одного заведения для душевнобольных только у двух оказались уклонения в устройстве черепа, у всех же остальных черепа были совершенно нормальны, следовательно, нужно, заключить: был нормален и мозг, ибо форма черепа, как известно, определяется устройством мозга. Анатомическое исследование черепов многих умалишенных не обнаружило никаких ненормальностей в мозгу. б) Расстройства могут происходить от поранения, вследствие удаления части мозгового вещества, или давления на него проникших в полость черепа внешних тел, или гнойных новообразований в мозговом веществе. Физиологи: Нейман, Флуранс, Кабанис нашли, что замечательные внешние части мозга (обыкновенно при проломах головы сами собою выступающие наружу) могут быть удалены без вреда для нормальной умственной деятельности человека. Фолькманн, Ван-Свитен, Галлер Прачард, Соимеринг и другие ученые рассказывают нам не мало случаев, поранения мозга револьверными пулями, которые иногда даже заседали в мозговом веществе, причем по удалении значительных пораженных частей последнего больные выздоравливали без всяких последствий в их психической жизни, а некоторые даже после становились умственно развитее. Д-р Брунс в своей «Хирургии» рассказывает о многих случаях, когда пули по несколько лет оставались в мозгу без малейших последствий для умственной деятельности. Д-р Р. Фридрих сообщает о случаях опухоли величиною с орех в малом мозгу без всякого расстройства умственной деятельности больного. Фолькманн говорит: «затвердения, размягчения в мозгу – явления очень распространенные и ничем не отражаются в духовной жизни индивидуума“ (лица).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

5:7. Стражи. Вероятно, стражи приняли молодую женщину, которая появилась ночью одна, без сопровождения, за блудницу. Они сняли с нее покрывало (см.: Ис. 3:18,23 ), возможно, в соответствии с законом Среднеассирийского царства, который разрешал носить покрывала только «почтенным матронам, вдовам и другим свободным женщинам». По-видимому, она отправилась на поиски своего возлюбленного столь стремительно, что не успела одеться надлежащим образом, и выглядела как томимая любовным желанием женщина из египетских «Любовных песен». 5:15. Мраморные столбы. Теперь настала очередь женщины описать своего возлюбленного в изысканных выражениях. Сравнение ног возлюбленного с мраморными столбами, поставленными на золотых подножиях, напоминает описание стройных женских ног Иисусом, сыном Сираховым ( Сир. 26:23 ). Сходное изображение физического совершенства бога Мардука можно встретить в вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш». 6:4. Фирца. Хотя во время правления Амврия столица Северного царства Израиля была перенесена из Фирцы (Tell el-Far " ah) в Самарию, это не означает, что город полностью опустел. Возможно, автор избрал в качестве объекта сравнения Фирцу, чтобы избежать нежелательного напоминания о политическом соперничестве между Иерусалимом и Самарией. Кроме того, это название таит двойной смысл, так как его корень, rsh, означает «привлекательность», «красота». Таким образом, заявляя, что его возлюбленная «прекрасна, как Фирца», он придает своим словам еще большую выразительность. 6:8. Гарем. Царский гарем состоял из жен, которых называли «царицами» и чьи сыновья автоматически причислялись к наследникам, наложниц, чьи сыновья могли стать наследниками только по особому распоряжению царя, и девиц, которых еще не представили царю (см.: Есф. 2:8–14 ), или не имевших детей. В данном случае мужчина хвалится тем, что его возлюбленная красивее всех женщин царского гарема (шестьдесят плюс восемьдесят составляет бесчисленное множество). 6:11. Ореховый сад. В древней Палестине были обычными фисташковые и кедровые орехи, но не произрастали грецкие орехи (Juglans regia L.). Слово " egoz, которое в Библии встречается только здесь, было переведено в LXX как «грецкий орех», откуда явствует, что это дерево было завезено в Палестину из Персии или Индии до начала эллинистической эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

– Я только что сказал первой паре ваших, что после дороги мне требуется отдых; оставьте меня, пожалуйста, в покое. Эти потоптались и тоже вышли. Надо сказать, что владыка Павел, как бы ни уставал, никогда не отдыхал лежа: он сидел в кресле или на стуле, читая что-либо, делая какие-нибудь записи или что-то в этом роде. После обеда мы чаще всего спускались во двор и либо кололи дрова, либо пилили, либо грузили уголь. Но в этот раз Павле сидел на кухне, взял яблоко или орех и стакан воды. Сидел себе спокойно и отдыхал. Где-то через полчаса явилась третья парочка милиционеров со своим настойчивым приглашением. Вот тогда епископ Павел поднялся, вышел в коридор и очень строго и громко, как на плохо воспитанных детей, крикнул, даже почти рявкнул: – Два раза вам сказал, чтобы оставили меня в покое. Я только что с дороги, должен отдохнуть, а вы вот уже третий раз мне надоедаете! Пожалуйста, уйдите отсюда и скажите этим вашим, что на голосование я не пойду. Владыка был очень осторожен в словах и редко когда и кому открывал свои мысли в отношении коммунизма Признаться, никогда я не видел владыку Павла таким строгим и рассерженным. Я опасался, что из-за такого «негражданского» поведения в отношении представителей власти у владыки появятся трудности, но всё, слава Богу, обошлось. Через несколько дней, когда был в Высоких Дечанах, стал свидетелем разговора архимандрита Макария (Поповича) с Мило Вуйовичем, начальником краевого отделения УДБА (аналог советского КГБ в коммунистической Югославии – прим. перев .). Вот что сказал Вуйович: – Больше всего хотелось бы узнать, что думает этот ваш Павле о нас, о коммунистах. Я сразу вспомнил, как владыка Павел выгнал милиционеров, как он не пошел на избирательный участок. Когда я вернулся в Призрен, рассказал об этом разговоре владыке. Мне казалось необходимым рассказать это ему, сообщить, каково отношение к нему нынешних безбожных властей. Но владыка Павел вместо благодарности очень строго сказал: – Ни слова мне не говори, знать не хочу! Владыка был очень осторожен в словах и редко когда и кому открывал свои мысли в отношении коммунизма. Иногда говорил нам:

http://pravoslavie.ru/146396.html

   Вслед за тем песнопевец говорит, что как тот жезл Ааронов, будучи сухим, бесплодным и лишенным влажности, произрастил плод — орехи, так и теперь в церкви языческой, прежде бесплодной и нерождавшей, процвело древо креста и произрастило плод жизни, т. е. повешенного на нем Спасителя Христа. Посему оно сделалось для Церкви державою и утверждением посредством такого чуда. Поэтому же и блаженный Августин прекрасно назвал крест чертогом раждающей. Рождающая есть Церковь, чертог же брачный — крест. — Ибо посредством креста Церковь обручилась распятому Христу и чрез истекшую из ребра Его кровь и воду, она, прежде бесплодная, родила много детей и сделалась матерью многочадною и вместе доброчадною, рождая водою крещения, и питая рожденных телом и кровию Господа. Усматривай же мудрость песнопевца. Так как третья песнь есть произведение бесплодной Анны, родившей пророка Самуила: то по сему и он выше наименовал бесплодною церковь, прообразом которой была Анна. прежде бесплодная, а впоследствии соделавшаяся многочадною. И опять, поелику Анна сказала: «Утвердися сердце мое в Господе» (I Цар. 2:1): то посему и он (песнопевец) сказал: в державу и утверждение; и этим окончил ирмос.    Но почему жезл Ааронов произрастил орехи? Во-первых, потому, что как орех снаружи является жестким и твердым, а внутри имеет нечто съедобное, так и священник снаружи должен быть воздержным и твердым, а изнутри, в сердце — обладать добродетелями, по толкованию Григория Нисского. Во-вторых, потому, что как семя, орех в себе самом имеет начало и конец: начало, конец, плод, так и священник должен иметь совершенную добродетель в себе самом, согласно учению Филона.    Но и жезл креста, как бы орех, произрастил пригвожденного к нему Христа. Ибо ореховое дерево знаменует бодрствование. Поэтому, когда Иеремия сказал, что видит палку ореховую, то Бог ответил ему: «благо видел еси: понеже бдех Аз над словесы Моими, еже сотворити я» (Иер. 1:12). Итак, подобно тому, как кто-либо спит и потом просыпается, так и Владыка Христос, уснув на кресте, опять проснулся чрез воскресение. Отсюда Кирилл Александрийский сказал: «воскресение Христа из мертвых было как бы пробуждением от сна». По Еврейскому тексту жезл Ааронов произрастил миндали, которые тоже производят бессонницу, по толкованию Прокопия; поэтому, когда под подушку спящего кладут миндальную ветку, она прерывает сон его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Интересно, что в дальнейшем разговоре с благоговейно внимающим ему Орехом Ардов произносит фразу, никак не совместимую с высказанным выше смелым сравнением: " Церковь в советское время – это было гетто. На нее не распространялись всякие собрания, политинформации и т.д. " Так все-таки, отец Михаил, чем же, по-вашему, была православная церковь – ВКП(б) или гетто? Впрочем, ответ скорее всего будет в самокритичном стиле " Эха Москвы " : там, где в церкви я, – гетто, а там, где в церкви мои оппоненты, – ну, там, понятное дело, ВКП(б). Негативный слепок Сталина Смиренный инок Антон Орех ответствует в духе непротивления злу мыслительными процессами: " Я не знаю, что сказать. Я некрещеный " . Впрочем, " некрещеное " незнание как рукой снимет, как только Ардов начнет " наезжать " (употребим это любимое словечко из лексикона любимицы " Эха " Светланы Сорокиной) на истинную священную корову " эховца " Антона-пастушка – на западную политкорректность. Услышав от расшалившегося батюшки, что западный постхристианский мир отменил мораль и погрузился во вседозволенность, ибо забыл все запреты и заповеди, Орех быстренько призывает Ардова к порядку: " Тем не менее политкорректность накладывает серьезные ограничения " . Но, увы, батюшка, словно впав в " ордынское " детство, не собирает черепки от чтимого Орехом имиджа Евросоюза и США, а лишь углубляет неловкость: " Политкорректность вводит какие-то другие ценности, а вовсе не христианские " . Бывает так, что и уста хулителя глаголят истину... Орех в ответ смолчал с гоголевским подтекстом: батюшка-то, кажется, крепколобый – не понимает, что нам нужно. Вместо мертвых душ (сначала родительских, а потом и детских) сует нам критику постхристианского Запада. Впрочем, непреодолимых противоречий между собеседниками не возникает: у Ореха есть для Ардова короткий поводок – это ненависть Ардова к послевоенной школе, неверие в другую, несталинскую жизнь в России. Эксперименту с введением изучения Основ православной культуры в России всего несколько лет, но Ардов не верит в его успех и предлагает программу свернуть. Потому как " у нас не могут не испортить " . Выходит, каким товарищ Сталин вылепил Ардова к окончанию последним школы в 1953 году, таким тот и остался. Пусть слепок получился в " негативе " : яростное отрицание чего-то, что уже не существует, делает вас рабом вашего же отрицания.

http://religare.ru/2_102903_1_21.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010