634 Это обращение, как считают, адресовано Лавсу (которого автор и называет «украшением среди лучших людей»). ...еще и другую историю... – т. е. вдобавок к предыдущему произведению «Лавсаик». 636 ...с пресвитером... – μετ πρεσβυτρου. По-видимому, здесь не «со старым человеком» (это тоже возможно), как понимают некоторые, а с епископом Моисеем (?). По другому чтению в вставке в роман – «с какими-то торговцами». 637 ...где... – в латинском переводе более пространный текст, а «где» относится к Музирису (эмпорию Индии). 638 Крупный, индийский, орех – по-видимому, кокосовый орех (?). Мелкий, душистый – предположительно, мускатный орех (?). 639 Широкие «хвосты» (жировые отложения у хвоста) бывают у курдючных овец. Но что имеется в виду под «волосом» («покрытые волосом» – τετριχωμνα), неясно. Некоторые считают, что это козы (Кашмира). 641 У вас... заговорит... – По-видимому (судя по следующему предложению), смысл в том, что «у вас» быть философом и знать заключается в умении говорить, а иначе его не признают философом и считают, что он ничего не знает (?). 642 ...главу (этих речей) – πρτανις (τν λγων τοτων); ниже он же назван πισττης – глава (и учитель); см. еще ниже, в § 19: «глава» (мудрости) – πρτανι (σοφας;=«князь мудрости»). 643 Здесь чтение «Месопотамии» – явное искажение (и, конечно, имеется в виду не В различных чтениях соответствующего текста в романе и в латинских переводах другие, не очень ясные выражения. 644 ...великое множество людей... – θνη λαν πολλν. Может быть, это реминисценция из Гомера (?) – ср.: Илиада. XIII, 495: λαν θνος. 645 Ойкумена – населенная часть земли. Что здесь имеется в виду, неясно. Может быть, антиподы? Но здесь говорится о нескольких ойкуменах. По легенде, Александр Македонский, узнав из учения Анаксагора о существовании множества других миров, заплакал, объяснив свое горе тем, что не завоевал еще ни одного из них. 646 ...затем перейдешь... – νθεν μεταβση (или «отсюда перейдешь»?) – по всей видимости, «перейдешь в землю» (т. е. умрешь).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь судьба наказала его за чёрствость. Он летел над городом, повиснув на верёвочке, к которой были привязаны шары. Высоко в сверкающем синем небе они походили на волшебную летающую гроздь разноцветного винограда. - Караул! — кричал продавец, ни на что не надеясь и дрыгая ногами. На ногах у него были соломенные, слишком большие для него башмаки. Пока он ходил по земле, всё устраивалось благополучно. Для того чтобы башмаки не спадали, он тянул ногами по тротуару, как лентяй. А теперь, очутившись в воздухе, он не мог уже прибегнуть к этой хитрости. - Чёрт возьми! Куча шаров, взвиваясь и поскрипывая, моталась по ветру. Один башмак всё-таки слетел. - Смотри! Китайский орех! Китайский орех! — кричали дети, бежавшие внизу. Действительно, падавший башмак напоминал китайский орех. По улице в это время проходил учитель танцев. Он казался очень изящным. Он был длинный, с маленькой круглой головой, с тонкими ножками — похожий не то на скрипку, не то на кузнечика. Его деликатный слух, привыкший к печальному голосу флейты и нежным словам танцоров, не мог вынести громких, весёлых криков детворы. - Перестаньте кричать! — рассердился он. — Разве можно так громко кричать! Выражать восторг нужно красивыми, мелодичными фразами… Ну, например… Он стал в позу, но не успел привести примера. Как и всякий учитель танцев, он имел привычку смотреть главным образом вниз, под ноги. Увы! Он не увидел того, что делалось наверху. Башмак продавца свалился ему на голову. Головка у него была маленькая, и большой соломенный башмак пришёлся на неё как шляпа. Тут уж и элегантный учитель танцев взвыл, как погонщик ленивых волов. Башмак закрыл половину лица. Дети схватились за животы: - Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Учитель танцев Раздватрис Смотрел обыкновенно вниз. Пищал учитель, точно крыса, Был у него длиннющий нос, И вот к носищу Раздватриса Башмак соломенный прирос! Так распевали мальчики, сидя на заборе, готовые каждую минуту свалиться по ту сторону и улепетнуть. - Ах! — стонал учитель танцев. — Ах, как я страдаю! И хоть бы бальный башмачок, а то такой отвратительный, грубый башмак!

http://azbyka.ru/fiction/tri-tolstjaka-j...

А слова: «зацветет миндаль», что мы объяснили в смысле седин, некоторые толкуют в отношении к сгорбленному положению стариков, – что, то есть, по уменьшении мягких частей сиденья, у них развивается и усиливается расслабление позвоночного хребта (sacra spina). Далее, относительно сказанного: «отяжелеет кузнечик» следует знать, что там, где в наших списках читается «кузнечик», у Евреев стоит «aagab», слово имеющее у них двоякое значение, потому что может быть переводимо и «пята» и «кузнечик». Итак подобно тому, как в начале книги Иеремии слово «soced», при различном произношении, значит и «орех» и «стража», и говорится ему: «что ты видишь, Иеремия? и он отвечал: жезл ореховый, и сказал ему Господь: хорошо ты видел, ибо я буду бодрствовать над словом моим, чтобы сделать то или то» ( Иер.1:11 ), – как в этих словах то, что Бог будет бодрствовать и воздаст народу по заслугам, стоит в связи с этимологией слова означающего «орех», и это последнее дает основание для мысли: так и теперь двоякое значение слова по этимологии указывает на опухшие и отяжелевшие от влаг подагры ноги стариков, не потому что у всех стариков это бывает, но потому, что это часто случается, – от части синекдохически обозначается целое. А там, где у нас стоит «каперс», в Еврейском стоит «abiona», что также двусмысленно и переводится: «любовь», «желание», «похоть» и – «каперс»: и этим обозначается, как мы сказали выше, что у стариков охладевает похоть и расслабляются органы соединения. Это оттого, что слова эти двусмысленны и буквально означая «миндаль», «кузнечик» и «каперс», в непрямом значении указывают на другое, фигурально применяются к понятиям, соответствующим старческому возрасту. Нужно знать также, что там, где Семьдесят Толковников поставили: «миндаль», стоит то же самое слово «soced», которое находится в начале книги Иеремии, только там переведено: «орех», а здесь «миндаль». Симмах, не знаю что разумея в этом месте, перевел его значительно иначе, поставив: «кроме этого, и с высоты увидят, и страх будет на пути, и заснет бодрствующий, и разрушится сила духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Печальная история про гибель девушки, безответно влюбленной в ирландского богатыря Кухулина, тоже, кстати сказать, полу-шаманского вида – с семью зрачками, с семью пальцами, с разноцветными ямочками на щеках и магическим оружием. Есть версия, что древнеанглийские слова «ведьма» и «орех, орешник» (дерево) являются однокоренными. Южные славяне (сербы, хорваты и др.) имели такой обряд на Рождество: «Принесенную колоду обмазывают по краям медом, посыпают зерновым хлебом и кладут в печь на горячие уголья. …Вслед за тем хозяйка устилает пол соломою и разбрасывает по ней орехи». Российский языковед и философ А.А. Потебня писал, что орех – это символ грома и молнии у славян (так же как и верба). С громом и молнией связывался Перун, а также другие, преимущественно солнечные божества, например, Дажьбог и Сварог. Но дерево, в том числе и орешник – это и образ соединения миров, по которому путешествует колдун. Иными словами, орех для наших предков был сакрально значимым плодом, хотя эта сакральность значительно позабылась.   Напрасно кричать, что это – язычество Но что осталось? Боязнь колдовства так характерна для людей! И вот теперь так распространены молебны священномученику Киприану и мученице Иустине, чтобы от колдовства защититься. Люди ищут в Церкви способов защитить себя от темных сил, в которые они верят так же истово, как верил незадачливый игрок из гимнов древних ариев. Но как же мы забыли, что – …в каждом древе – распятый Господь, В каждом колосе – тело Христово, И молитвы пречистое слово Исцеляет болящую плоть. (Анна Ахматова) Да, вместо дерева славянского бога – древо Христово, а вместо славянской культовой вышивки на полотне – Лик Христов. Ведь славяне вышивкой изображали богов и их символику и помещали вышивки в священное место в доме, в красный угол – это место потом займут иконы, и их будут украшать рушниками с вышивками. «Не бойтесь! – говорит с Образа Нерукотворенного, с белого полотна с Ликом запечатленным, Спас людям Своим. – Я с вами!» Сын Человеческий знает немощь естества человеческого. Он знает, что людям свойственно бояться, видеть страх там, где его и нет. Если ушли явные ритуалы народного славянского язычества, все равно в душах людей живут древние человеческие поверья и страхи. И напрасно кричать, что это – язычество. Христос не кричал на сирофиникиянку, Он защитил от смерти ее умирающую дочь.

http://pravmir.ru/orehovyiy-spas-kultyi-...

Примечательно, что соя, относящаяся к семейству бобовых, совсем непохожа на горох или фасоль, так как не имеет вкуса и аромата. Однако, оказавшись в кастрюле, соя подобно хамелеону сливается с продуктами, находящимися по соседству и даёт полезную питательную массу, которая насыщается вкусом и ароматом сопутствующих ингредиентов. Арахис: орех или не орех? Арахис культурный («земляной орех») – важная сельскохозяйственная культура, возделываемая в промышленных масштабах на территории некоторых районов Закавказья, реже в Средней Азии и южных районах европейской части, в результате чего получают плоды – арахисовые «орехи». Известное название «земляной орех» народным не является. В русском языке оно появилось благодаря переводу с иностранного. Однако с точки зрения ботаники называть арахис орехом неверно, так как на самом деле он является бобовой травой. Семена арахиса содержат до 53 % жирного масла, до 37 % белков, до 21 % крахмала, до 7.47 % сахаров, арахин и конарахин, аминокислоты, сапонины, пурины, а также витамины группы B (особенно в кожуре семени), витамин E и др. Жирное арахисовое масло применяется в медицине наравне с миндальным маслом в качестве основы для парентеральных лекарственных форм, а семена арахиса – как заменитель семян сладкого миндаля для приготовления эмульсий. В США молотый арахис соединяют с растительным маслом и получают арахисовую пасту. Как правило, употребляют такую пасту, намазывая на хлеб или макая в неё различные пищевые продукты. Однако с начала 1990х годов важной проблемой в этой стране стало увеличение количества случаев серьёзных легко провоцируемых аллергических реакций на арахис. В некоторых медицинских и школьных учреждениях эти данные спровоцировали спорные запреты на использование любых продуктов, содержащих арахис. Арахисовые конфеты на особый случай Состав: сухой арахис 100 г, овсяные хлопья 200 г, изюм 50 г, мёд 50 г, кокосовая стружка 50 г. Приготовление. Если в магазине вы купили сырой арахис, следует немного обжарить его на сковороде. Для этого нужно, чтобы она очень хорошо раскалилась. Никакого масла добавлять не надо. Затем нужно убавить огонь до минимума и выложить семена арахиса. При жарке его необходимо постоянно помешивать, пока от семян не начнёт легко отделяться розовая кожица. Дать арахису остыть.

http://azbyka.ru/zdorovie/chem-polezny-b...

Разделы портала «Азбука веры» сайт о саде и огороде Лещина обыкновенная (орешник, лесной орех) — не самый распространённый кустарник в наших садах. Почему бы не посадить этот кустарник на даче, чтобы получать вкусные орехи, не уходя далеко от дома? Лесной орех включает в себя 20 видов кустарников. Те из них, которые дают особо большие плоды, называют фундуком. Именно эти виды культивируются в промышленных масштабах в южных странах, а в нашей стране — на Кавказе и в Крыму. Лещина же обыкновенная имеет более широкий ареал распространения, захватывая всю Центральную Россию, а на севере доходя до юга Северо-Западного региона, немного заходя за 60ю параллель. Т.е. в Ленинградской области её вполне можно культивировать. Чем, кроме орехов, интересна лещина? Лещина обладает мощной поверхностной корневой системой, гладкой коричневато-серой корой стеблей и яйцевидной или шарообразной кроной с крупными простыми округлыми листьями с зубчатой окантовкой. Как раз листья и побеги придают лещине красивый вид, благодаря чему этот кустарник можно использовать и используется в качестве декоративного. Листья лещины в зависимости от сорта различаются формой и окраской. Популярные сорта даже получили названия в зависимости от цвета листьев: Purple (фиолетовый), Aurea (золотой), Variegata (пестрый), Red (красный), Purpurea (пурпурный). Листья у разных сортов могут быть воронковидно свернутыми, удлинёнными, надрезанными на остроконечные лопасти или наоборот имеющие широкие тупые лопасти, из-за чего напоминают дубовые листья. Молодые побеги также окрашены в ярко-красный или жёлтый цвет, который будет особенно выделяться после листопада и зимой. Кроме красоты, декоративная лещина даёт съедобные вкусные орехи. Это интересно! Своё название лещина получила от названия популярной пресноводной рыбы леща. Кому-то в древности форма листьев этого кустарника напомнила очертания соответствующей рыбы. Некоторые сорта декоративной лещины Некоторые сорта декоративной лещины имеют довольно причудливую форму и могут украсить сад не хуже экзотических растений. Конторта

http://azbyka.ru/garden/kak-vyrastit-les...

– О, любезный мой друг Ананий Иванович! Восстань из гроба, прииди сюда и послушай, что говорит твой любимый сын!.. Какой он нахватался премудрости, путешествуя по чужим краям: – невольно воскликнул граф, не могший больше переносить терпеливо болтовню Голицына и теперь только вполне убедившийся в том, что князь действительно человек весьма несостоятельный в умственном и нравственном отношениях. – Ну-ну, князь! – сказал владыка. – Графиня вас раскусила, как позолоченный орех, и оказалось, что внутри вас одна только черветочина... – Это, о. Никодим, по-вашему так, – ответил Голицын: – а графиня, я уверен, мыслит иначе... Она сама девушка передовая, современная... Иначе она давно бы оттолкнула меня от себя... Да и чего же ей еще нужно, если я предоставлю ей полную свободу чувства и действий?.. Это величайшая находка для каждой женщины... – Я желаю быть женою-христианкою, и кто дает мне это счастье, того мое сердце и избрало, за того я и выйду, – сказала Людмила. – Даю... даю вам это счастье... Можете быть, чем хотите, христианкою ли, еврейкою ли, язычницею ли, это дело ваше..» свобода чувств и свобода действий у меня на первом плане... – Вы меня не поняли, князь!.. Я хочу быть не мебелью в доме и не куклою, а действительною женою-христианкою, помощницею мужа во всем, воспитательницею своих детей, если Господь мне пошлет их, и хозяйкою дома... хочу, чтобы и муж мой был не ширмою для меня, а действительным мужем, главою жены и всей семьи, и чтобы он не только не нарушал своего супружеского долга, но и помышлять о том не смел... Голицын закусил свои губы и нахмурился. Как ни был он глупехонек, а наконец понял, что он попал в сети Людмилы, как какая-нибудь болотная гадина, для того только, чтобы быть выброшенным вон из дома графа. За то и матери все и дочери их были искренно благодарны Людмиле, и своими взорами выражали ей и благодарность, и восторг свой, понявши хорошо, что связать свою судьбу с таким человеком значит навсегда погубить себя. Напрасно после этого князь желал вступить в разговор и с матерями и их дочерьми: все его сторонились и уходили от него.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Теперь уж никто не смеялся, когда один за другим подымались и лопались мыльные пузыри… Бумажный змей Хороший ветерок подул. Ровный. В такой ветер бумажный змей высоко летает. Туго нитку натягивает. Весело мочальный хвост развевает. Красота! Задумал Боря свой змей сделать. Лист бумаги у него был. И дранки он выстрогал. Да недоставало мочала на хвост да ниток, на которых змей пускают. А у Семы большой моток ниток. Ему есть на чем змей пускать. Если бы он лист бумаги да мочала на хвост достал, тоже бы свой змей запустил. Мочало у Пети было. Он его для змея припас. Ниток только ему не хватало да бумажного листа с дранками. У всех все есть, а у каждого чего-нибудь да не хватает. Сидят мальчики на пригорке и горюют. Боря свой лист с дранками к груди прижимает. Сема свои нитки в кулак зажал. Петя свое мочало за пазухой прячет. Хороший ветерок дует. Ровный. Высоко в небо дружные ребята змей запустили. Весело он мочальный хвост развевает. Туго нитку натягивает. Красота! Боря, Сема и Петя тоже бы такой змей могли запустить. Даже лучше. Только дружить они еще не научились. Вот в чем беда. Гусь лапчатый Прослышал как-то Гусь, что пером из его крыла книги пишутся, государственные бумаги подписываются, возгордился и загоготал: — Го-го-го! Государственная я птица, а не простая. Коли б не мое крыло да не чем бы книги писались, как бы указы-приказы составлялись? Услыхал эту похвальбу Чернильный орешек, на котором чернила настаивали, тоже хвастаться стал: — Не простой я орех, а чернильный. Коли б не я да не гусиное перо, чем бы книги стали писать, чем бумаги подписывать? Глядя на них и Старая тряпка нос задрала: — Из меня бумагу делают. На мне пишут. Не будь меня, да гусиного пера, да чернильного орешка — не было бы грамоты на земле. — Го-го-го! — гогочет Гусь. — Пойдем втроем народ припугнем. Пускай он нам славу поет, почести воздает. А не то мы его перьев лишим, чернил не дадим, бумагу придержим. Незаменимые мы! Пошли Гусь, Чернильный орех да Старая тряпка почет добывать, славу требовать. Выслушал их народ и велел вместо гусиных стальными перьями писать, чернила из чернильного порошка готовить, бумагу из дерева вырабатывать.

http://azbyka.ru/fiction/dedushkina-kopi...

Посовещавшись с содержателем гостиницы и сделав некоторые приготовления, он нанял грультруда, то есть глашатая, чтобы объявить по городу о необыкновенном существе, которое будут показывать в гостинице под вывескою «Зеленого Орла»; существо это не больше сплекнока (местного очень изящного зверька шести футов длины), всей своей внешностью похоже на человека, умеет произносить несколько слов и проделывает разные забавные штуки. Меня поставили на стол в самой большой комнате гостиницы, величиной, вероятно, в триста квадратных футов. Моя нянюшка стояла на табурете возле самого стола, чтобы охранять меня и указывать, что я должен делать. Во избежание толкотни хозяин впускал в комнату не более тридцати человек сразу. По команде девочки я ходил взад и вперед по столу; она задавала мне вопросы, которые были мне понятны, и я громко отвечал на них. Несколько раз я обращался к присутствующим, то свидетельствуя им свое почтение, то выражая желание снова их видеть у себя, то произнося еще и другие фразы, которые я выучил. Я брал наперсток, наполненный вином, который Глюмдальклич дала мне вместо рюмки, и выпивал за здоровье публики. Я вынимал тесак и размахивал им, как показывают учителя фехтования в Англии. Моя нянюшка дала мне соломинку, и я проделывал ею упражнения, как пикой, искусству владеть которой меня обучали в юности. В этот день было двенадцать перемен зрителей, и каждый раз мне приходилось сызнова повторять те же штуки, так что они страшно надоели мне и утомили до полусмерти. Видевшие представление передавали обо мне такие чудеса, что народ буквально ломился в гостиницу. Оберегая свои интересы, мой хозяин не позволял никому, кроме дочери, прикасаться ко мне, и для предупреждения опасности скамьи были отставлены далеко от стола. Несмотря на это, какой-то школьник запустил мне в голову орех с такой силой, что, не промахнись он, орех этот, наверное, раскроил бы мне череп, так как величиной он был с нашу тыкву. К моему удовлетворению, озорника поколотили и выгнали вон из залы.

http://azbyka.ru/fiction/puteshestvija-g...

В такой странной роли выступил штатный обозреватель «Эха Москвы » Антон Орех, который вдруг возмутился не самим фактом зверского преступления Соколова, а тем, что этого «видного ученого» стали исключать изо всех научных обществ и организаций, коих он был членом. «Историк Олег Соколов, – пишет этот добровольный адвокат, – убил девушку не потому, что сотрудничал с Военно-историческим обществом, и не потому, что числился в совете какого-то лепеновского института, и не потому, что Соколова ценил Мединский, и не потому, что Соколов чтил Наполеона. Я также считаю случайным совпадением, что на той неделе на танцплощадке в Смоленске нашли останки друга Наполеона, генерала Гюдена. С ума сходят тысячи людей. И совершают поступки еще более дикие, чем Соколов. Просто эти люди никому не известны, а здесь ученый, по крайней мере, с европейским именем. Но ничто из перечисленного его безумия не объясняет. Однако, не дожидаясь, пока Соколов, доставленный под стражу с переохлаждением, согреется, его начали вымарывать из всех этих советов, обществ, стирать с сайтов. И вот этому можно дать моральную оценку». И какую же «моральную оценку» дает этому убийце, распилившему пилой человека на части, господин Орех? «Никто же не может отрицать, – заявляет обозреватель «Эха», – что историк Соколов внес свой вклад в науку. А как иначе? Три дня назад, до убийства, он был крупным ученым, а сегодня, после убийства, все его труды становятся лженаукой?» И далее: «Мы как-то пытаемся отождествлять творчество или профессиональную деятельность человека с его личностью… В науку Соколов свой вклад сделал. Вычеркивать его из науки и глупо и вредно… И пока он будет сидеть в тюрьме, ничто не мешает нам читать его книги». Либеральная логика Как вам такая позиция? Ведь следуя такой логике, далеко можно уйти. Написал Гитлер «Майн кампф», значит, писатель, и книги его не нужно запрещать, несмотря на то, что по его вине погибли миллионы людей. Можно и любоваться акварелями фюрера, ведь он же – бывший художник. Что-то там Пушкин говорил о том, что «гений и злодейство – две вещи несовместные»? Ничего, для наших либералов очень даже совместные.

http://ruskline.ru/opp/2019/11/14/advoka...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010