Созерцательная молитва Молитва находящая и молитва созерцательная В сем состоянии [непрестанной молитвы] дается молитва находящая, а не самим человеком творимая. Находит дух молитвенный и увлекает внутрь сердца – все одно, как бы кто взял другого за руку и силою увлек его из одной комнаты в другую. Душа тут связана стороннею силою и держится охотно внутри, пока над нею есть нашедший дух. Знаю две степени сего нахождения. В первой – душа все видит, сознает себя и свое внешнее положение – и рассуждать может и править собою, может даже разорить сие состояние свое, если захочет. И это вам должно быть понятно. У святых отцов, и особенно у св. Исаака Сирианина, указывается и другая степень даемой, или находящей молитвы. Выше показанной стоит у него молитва, которую он назвал экстазом, или восхищением. И тут тоже находит дух молитвенный; но увлекаемая им душа заходит в такие созерцания, что забывает свое внешнее положение, не рассуждает, а только созерцает, и невластна править собою или разорить свое состояние. Помните, в отечниках пишется, что кто-то стал на молитву пред своею вечернею трапезою, а опомнился уже утром. Вот это и есть молитва в восхищении, или созерцательная. В иных она сопровождалась просветлением лица, светом вокруг; в иных подъятием от земли. Святый апостол Павел в этом состоянии восхищен был в рай. И пророки святые в нем находились, когда взимал их Дух. Подивитесь, какая великая милость Божия к нам грешным. Мало кто потрудится; и чего сподобляется? Всяко трудящимся можно смело говорить: трудитесь, есть из-за чего! (9, 240–241) Созерцание выше деятельности Деятельная и созерцательная жизнь так идут: устанавливаются в делах и деланиях и вырабатывают в себе созерцание. Но деятельность и после сего не прекращается, только уступает первенство созерцанию... Созерцание выше, ибо оно есть предначатие будущего блаженства, а мы и живем здесь для того, чтобы приготовиться к будущей жизни. (7, 147) Созерцательная молитва есть высшее состояние молитвенное, по временам являющееся в избранных Божиих. (15, 132) Отличительная черта созерцательной молитвы – выпадение из сознания всего окружающего

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Трижды возвращался во взорвавшийся автобус. Игорь Пахачев из Воронежа — о спасении людей Он искал в соцсетях тех, кому помог 13 августа, 2021 Он искал в соцсетях тех, кому помог Отец троих детей Игорь Пахачев вытаскивал людей из взорвавшегося автобуса в Воронеже до приезда спасателей и скорой. Он знал, что делать, потому что уже видел взрывы в Славянске и помогал раненым. «Правмир» поговорил с героем. «Я услышал стоны и крики — и побежал к автобусу» — Мы возвращались с женой и детьми из магазина «Окей». И шли как раз на ту остановку, где все случилось. Но жена остановилась — хотела купить кофе в киоске, замешкалась. Это Господь помог!  Спустя пару минут мы услышали взрыв. Он был такой силы, что у автобуса повылетали все стекла. Нас засыпало мелкими осколками.  Вокруг люди разбегались в разные стороны. Я смотрел на этот автобус и не понимал, что случилось. А потом услышал стоны и крики людей — они оставались внутри. Не помню, как бежал через улицу. Времени на раздумья не было. Внутрь я заскочил через заднее окно. В салоне я увидел девочку лет 11–12. Она была зажата между сиденьями на левом ряду и сильно кричала, прямо неимоверно. Разжимаю эти сиденья, чтобы достать ее — не получается.  Затем парень какой-то прибежал. Потянули эти сиденья, разломали, достали девчонку. И потихоньку ее вывели из автобуса.  В проходе лежала женщина в зеленом платье. У нее была серьезная рана на ноге, она не могла идти. Мы ее вынесли и положили рядом с автобусом. Кто-то снял с себя футболку, положил ей под голову. Понял, что о ней позаботятся — вернулся в салон. На полу лежала девушка, у нее оторвало ступни, были раны на голени. Я разговаривал с ней, а она все время повторяла: «Оля, Оля, Олечка». Может, это ее имя, или дочку ее так звали, и она за нее переживала… Не знаю. Крови было много. Я кричал в окно: «Дайте кто-нибудь ремень, чтобы перетянуть ноги». Кинули сразу несколько штук. Мы сначала зафиксировали жгутом левую ногу, потом правую. Попытался поднять эту женщину, но парень, который со мной был, предостерег: «Давай трогать ее не будем. Может, позвоночник задело. На носилках вынесем…» 

http://pravmir.ru/trizhdy-vozvrashhalsya...

составитель Терещенко Т. Н. ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ (НЕБЕСНОЕ) Царствие Божие внутрь вас есть, – сказал нам Господь ( Лк. 17, 21 ), т.е. в сердце, то и надо его искать в сердце, очищая его от страстей и прилогов вражиих, никого не осуждая и не укоряя (прп. Макарий, 20). Путешествие свое прошу отсрочить до времени, ибо Царствие Божие должно отыскивать не за оградой своей, а внутри, т.е. в сердце своем (прп. Антоний, 20). Вопрос: – Что же есть Царствие Божие? Ответ: – Царствие Божие есть добродетельная о Бозе жизнь, то есть чтобы во смирении, молчании и терпении стяжавать душу свое. И так пребывая, зрите в себе мир Божие, т.е. Царствие Божие, и себя саму в Царствии Божием узрите по кончине своей (прп. Антоний, 20). Все помилованные от Господа будут сподоблены лицезрения Христова; и Царствие Небесное не что иное есть, как радость о Христе Спасителе от лицезрения Его. Так и, напротив, отлученные от Христа будут лишены и Царствия Небесного и отосланы в муку. А святой Златоуст говорит, что быть отлученным от Христа страшнее геенны и мучительнее всякой муки. Преподобный Феогност в последней главе говорит: «Если кто не надеется быть там, где Святая Троица, тот да постарается не лишиться лицезрения воплотившегося Христа». А святой Лествичник в 29 Степени в 14 главе пишет, что достигшие бесстрастия будут там, где Троица. В средней мере находящиеся будут иметь различные обители. А получившие прощение грехов сподобятся быть внутри райской ограды, и последние не должны лишиться лицезрения Христова (прп. Амвросий, 3, ч. 3). В Слове Божием говорится и о Царствии Божием, и о Царствии Небесном: какое в этом различие? Царствие Небесное получают достойные по смерти, в будущей жизни, а Царствие Божие твердо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце, по сказанному в Евангелии: Царствие Божие внутрь вас ( Лк. 17, 21 ). Как и чем приобретается Царствие Божие внутрь нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом и сострадательном расположении к ближним, вовторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин понудится так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святого Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает ( Рим. 5, 3–5 ); что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас в жизни будущей (см. Рим. 8, 18 ), что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ) (прп. Амвросий, 3, ч. 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Благодатный огонь: путь в Россию (ФОТО) Путь паломников к храму Гроба Господня в этом году начинался у Сионских ворот. В 8.15 делегация Фонда Андрея Первозванного прибыла к назначенному месту, в 9.50 полиция позволила нам зайти внутрь Старого города. 15 апреля, 2012 Путь паломников к храму Гроба Господня в этом году начинался у Сионских ворот. В 8.15 делегация Фонда Андрея Первозванного прибыла к назначенному месту, в 9.50 полиция позволила нам зайти внутрь Старого города. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 14 апреля 2012 года, в канун православной Пасхи, делегация Фонда Андрея Первозванного доставила Благодатный огонь из Храма Гроба Господня в Иерусалиме в Москву к Пасхальному Патриаршему Богослужению в Храме Христа Спасителя. Возглавили делегацию председатель попечительского совета ФАП Владимир Якунин и епископ Воскресенский Савва, викарий Московской епархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря. Фото: Фёдор Мастепанов Текст: Александр Гатилин Традиционно в Великую Субботу десятки тысяч верующих стремятся попасть в Храм Гроба Господня, который способен вместить до 10 000 человек. В последние годы полиция Иерусалима последовательно сокращает количество пропусков, выдаваемых религиозным и общественным организациям, стремясь сократить число молящихся в храме до 7 000. Для тех, кому не удалось попасть в храм, проводится трансляция на большом экране, установленном возле Яффских ворот. Путь паломников к храму Гроба Господня в этом году начинался у Сионских ворот. В 8.15 делегация Фонда Андрея Первозванного прибыла к назначенному месту, в 9.50 полиция позволила нам зайти внутрь Старого города. За стены Старого года пропускают только обладателей бумажных браслетов, которые заранее выдаются полицией города. Никаких специальных досмотров не осуществлялось. Внутри стен старого города, в армянском квартале, делегации Фонда Андрея Первозванного приходится прождать на одном месте около часа. Практически каждый год полиция предлагает новые маршруты движения в сторону храма.

http://pravmir.ru/blagodatnyj-ogon-put-v...

В центре экспозиции находится макет православной часовни, внутри которой сияет яркий столб света, но от посетителей эта часовня со всех сторон отгорожена стенами и, чтобы попасть внутрь часовни, посетители сначала обходят восемь тематических залов. 20 августа. ПРАВМИР. В Италии проходит выставка, посвященная подвигу новомучеников и исповедников Российских, сообщает сайт ПСТГУ. Открытие выставки «Свет во тьме светит. Свидетельство Русской Православной Церкви в годы советских гонений», подготовленной ПСТГУ, прошло 17 августа 2013 года в Италии в рамках всемирного фестиваля молодежи «Митинг в Римини». Экскурсии на русском, итальянском, английском и французском языках проводят студенты университета. В центре экспозиции находится макет православной часовни, внутри которой сияет яркий столб света, но от посетителей эта часовня со всех сторон отгорожена стенами и, чтобы попасть внутрь часовни, посетители сначала обходят восемь тематических залов. Первый зал посвящен началу гонений, русской революции, судьбе императора Николая II и членов его семьи, второй зал — Поместному Собору 1918 года и Святейшему Патриарху Тихону. Третий и четвертый залы рассказывают о гонениях на Церковь в 20-30-е гг. Пятый и шестой залы описывают самый кровавый период гонений 1936-1937 гг., возникновение ГУЛАГа и расстрелы на Бутовском полигоне, а также жизнь церковных общин в условиях террора. Седьмой зал посвящен периоду от известной встречи Сталина с церковными иерархами в 1943 году до конца хрущевских гонений. Восьмой зал рассказывает о праздновании 1000-летия Крещения Руси, начале возрождения церковной жизни, и, в том числе, о рождении из приходской общины православного учебного заведения — Свято-Тихоновского университета. После того как посетитель обойдет по кругу все залы, он может попасть в ранее недоступную часовню, где звучит запись богослужения, посвященного новомученикам и исповедникам Российским и выставлена их икона. Выставка продлится до 24 августа. 22 августа в главном зале фестиваля «Митинг в Римини» перед аудиторией, рассчитанной на 10 тысяч человек, с часовой лекцией «Подвиг пастырей в России XX века» выступит ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев.

http://pravmir.ru/pstgu-provodit-v-itali...

[греч. Ζαχαρας σκυτοτμος κα Ιωννης], преподобные (пам. греч. 17 нояб.). Время их жизни неизвестно. Сказание об этих святых содержится в греческих стишных синаксарях, напр. в кодексе M по классификации И. Делеэ, сохранившемся в рукописи Paris. gr. 1582 (XIV в.). Согласно сказанию, некий богатый, знатный и весьма известный человек по имени И. решил оставить мирскую жизнь и преуспел в подвижничестве и служении Богу. Каждую ночь он проводил в одном из храмов К-поля за молитвой. Однажды он пришел в главный собор столицы Св. Софию. Двери собора оказались запертыми, поэтому И. присел на скамейку неподалеку и стал читать последования вечернего богослужения. Вдруг он увидел непонятный свет, приближающийся издалека. Приглядевшись, И. различил человека, окутанного сиянием. Подойдя к запертым дверям Св. Софии, незнакомец преклонил перед ними колена, крестообразно распростер руки, и двери чудесным образом растворились. Войдя внутрь, человек опустился на колени перед иконой Божией Матери и крестообразно распростер руки. Тогда перед ним отворились и украшенные серебром ворота, ведущие в нартекс собора. Встав посредине храма, человек помолился Богу, а затем повернул назад, и двери поочередно закрылись за ним. И. все это время внимательно наблюдал за незнакомцем, а затем последовал за ним, чтобы узнать, где скрывается такой необычайный подвижник. Путь незнакомца лежал к храму мч. Иулиана, там он свернул под лестницу и постучал в двери хижины, обращаясь к женщине по имени Мария, видимо ожидающей его внутри. Свет, осенявший подвижника, погас. Жена поставила перед ним зажженный светильник, и человек склонился над своей работой - он сшивал кожи. В это время следовавший за ним И. вошел внутрь и со слезами просил не скрываться от него, а научить добродетели, с помощью к-рой можно совершать такие чудеса. Но человек, назвавшийся З. С., ответил, что И. все померещилось, потому что такой бедный труженик и грешный человек, как он, не может совершать никаких чудес. И. умолял открыться ему, обещая перед Богом, что сохранит в тайне рассказ священного мужа. Тогда тот, не в силах устоять против уговоров И., поведал ему свою историю.

http://pravenc.ru/text/182711.html

ЛИЦЕМЕРИЕ Лицемерие есть безбожие Не уподобимся тем христианам, которые пред людьми благочинно поступают и показуют себе благочестивыми, но в тайных местах беззаконнуют и таковая творят, которых срамно есть и глаголати. Таковые христиане суть лицемеры, нечестивые и безбожные. Они людей стыдятся, но Бога не стыдятся; людей боятся, но Бога не боятся. О таковых писал пророк Божий: «не предложиша Бога пред собою» ( Пс. 53, 5 ) (4:406). Лицемерие – признак неверия Лицемерие есть такожде знамение неверия. Ибо лицемер вне только оказывает свое благочестие, а внутрь нет того. ЛИЦЕМЕРИЕ бо есть притворство БЛАГОЧЕСТИЯ и СВЯТОСТИ; вера же святая не в наружности, но в СЕРДЦЕ имеет место свое, и вне оказывает себе в случае исповедыванием и прочими плодами. И лицемер людям угождает, а не Богу; от людей ищет славы и похвалы, а не от Бога, что противно есть вере (3:24) (также 4:165, см. ВЕРА , 151). Лицемерие есть признак ложного христианства (5:161, см. ОСУЖДЕНИЕ , 630). Кто имя христианина носит, а внутри христианства не имеет, тот лицемер Лукавнующие суть люди, которые Христово имя на себе носят и ХРИСТИАНАМИ называются, но внутрь ни искры христианства не имеют; Христа исповедуют, но Христа не хотят слушать. К каковым глаголет Христос: «Что Мя зовете: Господи, Господи, а не творите, яже глаголю?» ( Лк. 6, 46 ). Вкратце таковые христиане называются «лицемеры». Таковые, под видом христианскаго имене, языческие нравы имеют (5:133). Бога устами исповедывать, а делами противное делать есть лицемерие Называешь Бога Отцем, Господем, Царем, Защитником и Помощником, якоже в молитве Господней, псалмах и прочиих песнех верные Ему молятся и поют: хорошо; веры знак есть. Он верным есть Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, тщишися ли Ему, яко Отцу, послушание показывать и подобные Ему нравы имети? Сын бо Отцу подобен есть. Работаеши ли Ему, яко Господу своему? Не работаеши ли мамоне и прочиим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защищения и помощи от сынов человеческих и прочаго создания? Слыши, что Бог о устном исповедании, но не от сердца происходящем, и которому сердце не согласует, чрез Пророка глаголет: «приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя: сердце же их далече отстоит от Мене» ( Мф. 15, 8 ; Ис. 29, 13 ). – Глаголешь: «верую во Христа Сына Божия»: хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? последуешь ли Его учению, во Евангелии написанному? не стыдишися ли смирения, нищеты, терпения Его? несеши ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мф. 16, 24 ) (3:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

А внутренний сокровенный нашего сердца человек и зрит во всём противоположно внешнему:внутрь своего Мистического Сердца. И что он созерцает в нём?И зачем шагает в него? Внутренний,Духовный,Новый Горизонт,соединяющий Внутреннее,Духовное,Новое Небо с Внутренней,Духовной,Новой Землёй!Или пришествие в Сердце во всей полноте,силе и славе Божией Небесного Царства Пресвятой Троицы Истины,Любви и Софии! А значит и Новый,Внутренний,Духовный Горизонт,равно как и Крест и Чаша Первосвященника по чину Мелхиседека,Христа,также является символом Всечудесной Любви,соединяющей в Новом,Внутреннем,Духовном Сердце- Небесное и земное,Божественное и человеческое в одно Божественное,Чисто Духовное целое! Мудрость двух горизонтов,материального и Духовного,такова,если внешнему человеку никогда не дойти,не добраться,не догнать и не достичь внешнего горизонта,то внутреннему человеку,благодаря Всепросвещающему и Всеспасающему Кресту Любви Христа,возможно достигнуть,постичь,поймать и силой взять Духовный,Внутренний,Новый Горизонт,в котором открывается и достигается казалось бы не достижимое и не уловимое Царстство Небесное,состояшего из Нового Неба Любви и Новой Земли Свободы,только внутри своего чудесно устроенного Мистического Сердца! По действию материальных законов вещественной природы внешний,ветхий горизонт не достижим,а по священнодествию Духовных Законов,то есть Закона Божия,Новый Духовный Горизонт,через утверждение Креста Любви,вполне достигается Внутри Нового,Духовного,Плотяного Сердца Богочеловеческого! И странник земной,калик перехожий с земли обмана в Небеса Истины только при достижении сего внутреннего Духовного Горизонта Истины,в своём Сердце обновлённом, обретает смысл всего и упокоение от всех трудов внешних и внутренних. И благословлено Богом Отцом Истины уловить,достигнуть и покорить этот Всепросветительный и Всеспасительный Горизонт Истины,Любви,Софии и Всепобеды только в Сердце своём! Вперёд победными стопами Небесного Странника Христа к покорению Духовного Горизонта Спасения внутри своего Сердца,грядущего на Алтарь Его Креста Всепросвещения!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=3040

Костылиха. Церковь Воскресения Словущего. Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь расположена в Нижегородской области, Арзамасский район, с. Костылиха. Возведена в 1652г. Наиболее древний из сохранившихся в нашей области деревянных храмов представлял собой строение о сорока углах, сложное по планировке и композиции сооружение. Настоящий вид церкви дает слабое представление о подлинном облике. К восьмерику примыкают с трех сторон четырехстенные приделы с пяти-стенными алтарями и трапезная, с четвертой стороны - главный алтарь, покрытые невысокими двух- и пяти-скатными крышами. Восьмерик завершен большим куполом с главой. Многочисленные ремонты и перевозки (возможно, из Арзамаса в с. Водоватово, 1742; в Костылиху, 1916), длительное хранение сруба до его постановки в 1921 г. привели к тому, что первоначальный дубовый сруб сохранился лишь частично; недостающие бревна заменены сосновыми; красные волоковые окна расширены. Не сохранился и уникальный в русском зодчестве открытый внутрь шатер, который завершался восьмериком. При сборке он был выведен только на высоту пяти венцов. Внутри церкви можно видеть алтари с ордерной композицией, богатой резьбой и позолотой, поставленные в первой половине XIX в. вместо более древних. Обширное пространство основного молельного зала с уходящим ввысь восьмигранным шатром, объединенные с залом просторные трапезные приделов, горизонтальные ряды икон на алтарных преградах - таким был этот храм до перестроек внутри. О первоначальном внешнем виде Воскресенской церкви сведений не сохранилось. Деревянная Воскресенская церковь (1652 г.), имевшая сложную планировку («восьмерик с четырьмя прирубами», «о сорока углах») переносилась дважды. В 1911 году архитектор А.Н. Полтанов согласно разрешению Императорской Археологической Комиссии «принял надзор за работами по перенесению церкви в деревню Костылиху», расположенную в 8 км от села Водоватова (по преданию, в с. Водоватово Воскресенская церковь была перевезена из г. Арзамаса). Перенесение церкви началось в августе 1914 года. Из-за войны 1914-1918 годов сборка и отделка церкви закончилась только в 1919 году.

http://sobory.ru/article/?object=07871

Малоярославец. Николаевский Черноостровский монастырь. Церковь Корсунской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Ансамбль монастырских построек сформировался окончательно к средине 19-го века. Храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен и освящен в 1814 году. В 1858 году он был основательно обновлен: стены украсили священными изображениям, перезолотили иконостас. Находясь рядом с Никольским собором, Корсунская церковь всегда производила впечатление миниатюрной. На самом деле внутри она очень просторная. Расположение церкви весьма своеобразное. Одна ее сторона выходит на монастырь, другая – на овраг за монастырской территорией. Снаружи стены украшают выступы с фронтонами. В Корсунской церкви хранится список с афонской иконы Божией Матери «Всецарица». Церковь Корсунской иконы Божией Матери находится на средней площадке монастыря. Первый историк обители, архимандрит Леонид (Кавелин), в выпустившем в 1863 году своём издании " Историческое описание Малоярославецкого Черноостровского Николаевского мужского монастыря " указывает, что тёплый храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был построен и освящён в 1814 году. В 1858 году его капитально обновили, перезолотив иконостас и украсив все стены священными изображениями. Рядом с устремлённым ввысь Никольским собором церковь Корсунской иконы Божией Матери кажется небольшой. Но на самом деле внутри она далеко не тесная: её длина (вместе с алтарной частью) - около двадцати четырёх метров, а ширина - около семи. Описывая эту церковь в начале 1860-х годов, архимандрит Леонид отмечал: " Северная её сторона обращена внутрь монастыря, а южная поднимается со дна глубокого оврага, который тянется вдоль южной стороны обители; с западной стороны её устроена башня, служащая притвором и трапезою для верхнего придельного храма; тут же устроен особый вход в него... Церковь украшена с обеих сторон небольшими выступами с фронтонами; эта часть освещается 6-ю большими окнами (по три с каждой стороны), и над каждым по одному полуциркульному окну; в алтарном полукружии освещается двумя окнами. Трапеза освещается 8-ю окнами (по 4 с каждой), в западной её оконечности устроена ризница, вход в которую извнутри храма освещается двумя окнами. Печей в церкви три изразцовые: одна в алтаре и две в трапезе... Хоры поддерживаются 8-ю деревянными колоннами на тумбах с капителями, окрашены под мрамор, и сверх того 3 пилястры при входе в ризницу с западной стороны. Вся церковь покрыта железом и окрашена медянкою... а крест и яблоко позлащены червонным золотом; над входною папертью, извнутри монастыря, с северной стороны на каменной тумбе глава с яблоком и крестом также позлащеные, а над алтарём небольшой крест и яблоко обиты белым железом... Иконостас... трехъярусный, разделен колоннами Коринфского ордена; поле окрашено светло-зеленою краскою, а резьба вся позлащена " .

http://sobory.ru/article/?object=05235

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010