Скачать epub pdf Слово, сказанное Ректором Тамбовской духовной семинарии, Архимандритом Феодором, при первом служении в семинарском храме в неделю 4-ю Великого поста (7 марта) 8 Некогда, братие, патриарх Иаков видел чудную лестницу, которая соединяла землю с небом и наверху ее видел Самого Бога. Эта лестница, виденная Иаковом, и сам он, прозванный Израилем, т.е. созерцающим Бога, у святых мужей и подвижников рассматриваются как образ нашего духовного восхождения на небо в царствие Божие путем борьбы со страстями и путем очищения сердца от пороков. Ибо, если только мы хотим действительно быть христианами на самом деле, а не называться ими только по имени, то, конечно, должны знать, что восхождение от смерти к духовной жизни, восхождение от царства диавола – греха и смерти – в царство Христово – небесное. А это царство Христово, царство небесное, братие, может, или вернее, должно для нас начинаться еще здесь на земле, и здесь то, именно мы должны полагать начало восхождения в него. Припоминаются мне слова одного святого мужа и подвижника, который так рассуждал о царстве Божием, в которое мы должны стремиться: «Царство Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:20–21 ), – сказал Христос; а внутри нас не что иное может, как знание и ведение истины и любовь к порокам или добродетелям, которыми мы устрояем в сердце царство диаволу или Христу. И апостол описывает это царствие Божие, когда говорит: «Царство Божие не пища и питие, но праведность, и мир, и радость о Св. Духе» ( Рим.14:17 ). Итак, если царство Божие внутри нас и проявляется в радости и мире духовном, то значит, кто имеет этот мир и радость духовную, тот уже и вошел в царство Божие. А кто живет в неправде, и раздоре, и печали, и всяких пороках, тот находится в царстве диавола. Так, братие, отсюда весьма ясно, что, если мы хотим войти в царство Божие и как бы начать предвкушение будущего блаженства в царстве небесном, то должны изгнать из своей внутренней жизни, а вместе, конечно, и внешней все страстное, все порочное, всякий раздор и неправду и украситься добродетелями, соблюдая то благодатное настроение любви и мира, которое принес на землю Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Христианка М. была рабыней иудейки Павтилы (Плавтиллы, Пантиллы), супруги стратопедарха (военачальника) Фессалоники. М. сопровождала свою госпожу в синагогу и оставалась у входа. Как только Павтила заходила внутрь, М. спешила в христ. церковь. Однажды М. не успела вернуться, и одна из служанок донесла, что она посещает церковь. Тогда Павтила велела бичевать М. и, связав, заключить в темницу. Через неск. дней темницу открыли и увидели, что М. свободна от уз и славословит Христа. М. жестоко избили, потом снова связали и заперли в темнице, запечатав двери. Святая пребывала без пищи и воды 4 дня. Павтила, сняв печати и отворив двери, опять застала М. развязанной и стоящей на молитве. Она нещадно била М. толстыми палками, после чего святая скончалась в темнице. Павтила при помощи некоего Стратоника сбросила завернутое в кожу тело М. с городских стен. Вскоре Павтилу постигла Божия кара - она поскользнулась и разбилась в винодавильне. Христиане похоронили М. близ Эгнатиевой дороги (Via Egnatia). Н. К. Муцопулос считает местом мучения М. район Золотых ворот ( Moutsopoulos. 1987. P. 147, 149-150). Г. Харизанис предположил, что кладбищенская базилика и мартирий, обнаруженные в 1980 г. при прокладывании ул. 3 Сентября между комплексом международной выставки и 3-м армейским корпусом, первоначально были освящены во имя М. (до строительства ее церкви внутри города), а уже затем - во имя мц. Анисии , как считают большинство исследователей ( Χαριζνης. 2005. Σ. 40-41). По сообщению синаксарного Жития М., в 1-й четв. IV в. Александр , еп. Фессалоникийский, построил ц. во имя М. внутри города, где и положил ее честные мощи. По мнению Муцопулоса, возведенный еп. Александром храм М. находился к западу от Безестена ( Moutsopoulos. 1987. P. 150-151). Еще об одной церкви (или мон-ре), посвященной М., упоминается в 1-м собрании чудес вмч. Димитрия Солунского, составленном Иоанном, архиеп. Фессалоникийским. При имп. Маврикии (582-602) во время 1-й атаки на Фессалонику аваро-слав. завоеватели натолкнулись на небольшую «крепость св. Матроны» (мон-рь св. Матроны, крепость с ц. св. Матроны?) вне стен города. Из-за ночной темноты и незнания местности они приняли ее за Фессалонику и осаждали до рассвета ( Lemerle P. Les plus anciens recueils des Miracles de St. Démétrius et la pénétration des Slaves dans les Balkans. P., 1979. Vol. 1: Le texte. P. 134-135). По мнению археолога Э. Марки-Ангелку, это церковное строение находится в совр. районе Неа-Эфкарпия (где в 1981 был обнаружен фундамент мощной стены с башней), согласно Ж. М. Спизер - к востоку от Фессалоники, а по предположению Муцопулоса - к северо-востоку от акрополя, на вершине холма Кара-Тепе ( Moutsopoulos. 1987. P. 160-161). Видимо, монастырь Матроны сгорел во время 33-дневной осады Фессалоники в 618 г., как и др. церковные постройки вне стен города.

http://pravenc.ru/text/2562606.html

VII. Католический культ В. Г. Барский . Ватикан и храм Св. Петра Первая есть соборная и начальная церковь св. верховного апостола Петра. К ней же путь есть чрез великий мост каменный, иже на Тибре стоит, яже не далече отстоит от крепости градской, или простерекше, от замка, именуемаго S. Angelo. Есть же храм зело здания и расположения великого и лепотного тако от вне, яко и от внутрь; от вне имать врата великие и не едины, но многи от меди излиянные весьма тонким и искусным художеством, яко дивитися всякому, наипаче же странному; верьху имать едину главу велику, яко довлети всему храму, и та есть оловом покровенна; вне же пред лицем церкви есть площадь велика, каменными деками гладце насажденная; посреде же ея стоит столп высокий четыреугольный, к верьху изостренный (обелиск), такожде источник каменный, сладку воду жаждущим точащ; одесную же и ошуюю столпов великих, от бела камения изееченных и чинно стоящих, множество суть, яко сто и вящше, иже лепоту многу показуют; внутри же в широту, долготу и высоту зело пространная есть, и многими великими столпами каменнозданными поддержима. Престолов такожде множество суть, на них же отправляют мшу, то есть службу Божию; глас же велик и шумен раздается от поющих тамо и чтущих. Тамо органов суть три великих и зело сладкопеснивых; весь же храм великий деками мраморными постлан гладким художеством; тамо близ соборного алтаря стоит одесную храма икона (статуя) от меди изваянная св. апостола Петра, ей же с великим усердием весь народ поклонение творит и лобызает. Оттуда мало пошедши посреде церкви суть гробы верховных апостолов Петра и Павла, идеже части мощей их обретаются от составов и членов тела. Гробы их не суть в верху, но внутрь под основанием церковным, идеже вход есть мраморными степеньми; врата же всегда заключена суть и никогда же не отверзаются, кроме 25 года на юбилеум, или великого некоего ради лица, вне же врат окружены суть балясами мраморными степени, на них же много позлащенных и серебряных кадилов висят, неусыпно горящих, идеже люди на всяк день пред враты гробов поклоняются, честь воздающе мощам святых Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Боровичи. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты В центре нашего города, на площади (в настоящее время часть проезда Гагарина) находился Введенский собор. Недалеко от колокольни Введенского собора в 1835 г. началось строительство нового собора по проекту губернского архитектора М. Праве. Руководил работами талантливый боровичский архитектор, живописец и позолотчик Е.И. Марин. Строительные работы закончились в 1859 г. Собор был торжественно освящен в 1862 г. во имя Живоначальной Троицы. Собор построен на высоком красивом месте в стиле ампир, в виде креста. Фасады собора с трех сторон были выделены четырех колонными портиками, которые вместе с прямоугольной алтарной апсидой создавали крещатый план постройки. Собор был украшен пятью главами с позолоченными крестами. На среднем кресте было изображено распятие Иисуса Христа. Пятикупольный собор с массивным центральным барабаном, окруженным четырьмя малыми, был чрезвычайно живописен. Он являлся интересным образцом позднего классицизма в культовом зодчестве. Внутри собор был квадратным. Главы и потолок поддерживали четыре массивные столба, которые были сделаны под мрамор. Собор был летним, холодным. Он имел три престола. Главный - во имя Пресвятой Троицы. С правой стороны - в честь Казанской иконы Божией Матери. Эта икона по церковному преданию спасла Россию в XVII веке от интервентов. С левой стороны - престол во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, в память о престоле древнего боровичского храма. Главный иконостас собора был большой, квадратный, трехярусный, искусно выполненный в классическом стиле по проекту известного Петербургского профессора живописи Горностаева. В 1905 г. 3 иконостаса Троицкого собора были вновь вызолочены, стены собора были расписаны. В средней главе особо выделялся образ Господа Саваофа, окруженного ангелами, а вся глава необыкновенно красиво была усыпана накладными звездами. В откосе ее были написаны четыре евангелиста: Марк, Матфей, Лука и Иоанн. Снаружи, на алтарной апсиде была изображена Ветхозаветная Троица, которая являлась списком иконы прп. Андрея Рублева. Над дверьми, ведущими в собор, с Северной стороны в полукруге написан образ Пресвятой Богородицы, с южной - Вход Господень в Иерусалим. С трех сторон над колонами написано в сиянии - «Бог». Своей академической росписью собор славился среди уездных городов России. Двери во внутрь храма с трех сторон - деревянные, а снаружи - железные, решетчатые. В большие полукруглые окна собора были также вставлены железные решетки. С западной, серной и южной сторон собор украшали красивые крыльца с семью ступенями из дикого гладкого камня. Верх каждого крыльца поддерживался четырьмя большими колоннами.

http://sobory.ru/article/?object=11655

День 6 июля 1812 года является знаменательным в истории Отечественной войны. В июне еще существовала хотя слабая надежда на мирный исход переговоров императора Александра I с Наполеоном, императором французов. По поводу неожиданного, без объявления войны, перехода французских войск чрез реку Неман министр полиции Балашев командирован был в главную квартиру Наполеона с письмом государя Александра Павловича. Личная беседа Балашева с Наполеоном и ответ, данный последним, довольно ясно показали, что примирение с гениальным баловнем счастья стало невозможно. Подавляющая численность вражеских войск и огромные военные приготовления, также открытая самоуверенность Наполеона в мощном содействии польских и литовских окраин, предавшихся врагу России по обольщению мечтой о политической самостоятельности, выразительно убеждали в том, что неприятель твердо решился внести меч и огонь в самую глубь Российского государства. При великом страхе и трепете русских граждан от нашествия западного завоевателя и с ним двенадцати языков последовал высочайший манифест, в лагере близ города Полоцка 6 июля, о вступлении неприятеля в пределы России и о вооружении государства Российского. В знаменитом манифесте провозглашено было следующее . «Неприятель вступил в пределы Наши и продолжает нести оружие свое внутрь России, надеясь силою и соблазнами потрясть спокойствие великой сей Державы. Он положил в уме своем злобное намерение разрушить славу ея и благоденствие. С лукавством в сердце и лестию в устах несет он вечные для ней цепи и оковы. Мы, призвав на помощь Бога, поставляем в преграду ему войска Наши, кипящие мужеством попрать, опрокинуть его и то, что останется неистребленного, согнать с лица земли Нашей. Мы полагаем на силу и крепость их твердую надежду, но не можем и не должны скрывать от верных Наших подданных, что собранные им разнодержавные силы велики и что отважность его требует неусыпного против нее бодрствования. Сего ради, при всей твердой надежде на храброе Наше воинство, полагаем Мы за необходимонужное собрать внутри Государства новые силы, которые, нанося новый ужас врагу, составляли бы вторую ограду в подкрепление первой и в защиту домов, жен и детей каждого и всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спецоперация " Милонов " : депутат Госдумы сорвал гомофестиваль «Бок о бок» 28.10.2018 2236 Время на чтение 4 минуты Сегодня, в День спецназа, депутат Государственной Думы Виталий Милонов провел блестящую спецоперацию по срыву кинофестиваля фильмов про половых извращенцев «Бок о бок» в петербургской гостинице « Москва ». Чтобы прикрыть распиаренное и хорошо охраняемое мероприятие, на котором ждали консулов нескольких европейских стран и на которое, как на неизбежное зло, махнули рукой в Смольном, понадобился один принципиальный депутат и пара его помощников. Как уже сообщала «Катюша», ранее Виталий Милонов по просьбе патриотических организаций Северной столицы уже обращался к врио губернатора Александру Беглову с просьбой пресечь вероятное беззаконие (в частности, пропаганду педерастии детям) на широко анонсированном кинопоказе фильмов про гомосексуалистов. Власти обращение проигнорировали. И тогда Милонов решил действовать, причем на этот раз практически без поддержки патриотических сил. Как рассказал «Катюше» сам депутат, он с тремя знакомыми приехал в кинолофт «Москва» и хотел пройти внутрь, чтобы убедиться, что там нет несовершеннолетних: в том же гостиничном комплексе сейчас проживают десятки, если не сотни детей, в том числе приехавших по приглашению центра поддержки одаренных детей «Сириус». Дорогу Милонову преградили крепкие сотрудники ЧОП «Галс» - эта структура и ранее регулярно охраняла шабаши половых извращенцев и акции демшизы. Милонов заявил собравшейся толпе: «Граждане педерасты, расходитесь по домам: кина не будет». Иностранные гости - а на открытие «фестиваля» планировали явиться консулы нескольких стран ЕС - оперативно ретировались, а часть посетителей, включая двух штатных помощников уполномоченного по правам ЛГБТ человека в Петербурге Александра Шишлова и помощника депутата-яблочника Михаила Амосова, забаррикадировались внутри кинозала. Тогда Милонов вызвал полицию, справедливо предположив, что гомосеки могли взять кого-то из посетителей или тех же помощников Шишлова в заложники. Полиция во главе с начальником Центрального РУВД с ОМОНом приехала на вызов депутата довольно быстро и выгнала всех собравшихся в зале гомосеков на улицу составлять протоколы. Все закончилось в начале десятого вечера: открытие «кинофестиваля» было сорвано.

http://ruskline.ru/opp/2018/oktyabr/29/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Так закрываются " музеи " 24.07.2008 389 Время на чтение 4 минуты Знаем мы этот Запад: секуляризованное общество, музейное христианство, великолепные - и пустые - готические соборы... Примерно с таким настроением обозреватель " Фомы " отправилась в паломническую поездку по Германии и Франции. И обнаружила, что была не права. В этот раз ей открылась другая Европа. Сразу сделаю оговорку: в этих местах Германии и Франции я была не впервые. И уже развился внутри эдакий псевдоправославный снобизм: " Ну разве встретишь там живое христианство? На Западе это уже не вера - это культурное прошлое или повод для рождественских скидок " . Но я ошибалась. В этой поездке пришлось, во-первых, отказаться от однобоких суждений и понять, наконец: есть в Европе все перечисленные проблемы, но есть и живая вера, и искренние христиане, и многое другое, чего мы с колокольни " правильного взгляда на мир " иногда не замечаем. И, во-вторых, стало очевидно, что в Европе происходит переосмысление ее христианской традиции, например, отношения к святыням. И причина тому, как ни странно, - возрождение веры у нас, в России. Сначала о секуляризации. Потрясающую картину я увидела в западногерманском городе Трир, в монастыре апостола Матфия. (Это один из семидесяти учеников Христовых. По Вознесении Господнем был причтен к двенадцати апостолам, на место отпавшего Иуды Искариотского.) В храм, где лежат его мощи, мы зашли во время службы. Я ждала " привычной " обстановки, когда присутствующих на мессе можно сосчитать по пальцам одной руки. И вот вижу: переполненный храм, сосредоточенные лица, пожилые и молодые люди молятся рядом. Это был не воскресный день, а просто первое мая, светский выходной день в Германии. Кстати, никто не сделал нам ни одного замечания, когда мы небесшумной толпой прошли через весь собор в крипту, к мощам апостола Матфия. В размышления о " музейности " я погрузилась по пути в Шартр, городок недалеко от Парижа. В Шатрском соборе хранится одна из величайших святынь христианского мира - Плат Богородицы, покрывавший Ее главу в ночь Христова Рождества. Плат помещен в красивой раме под стеклом, в глубине одной из капелл собора. Вход в нее прегражден узорной решеткой. В прежний визит было очень досадно: проделать огромный путь из России, чтобы даже не попасть внутрь, к Плату, довольствоваться стоянием у врат...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

«И будут оба в плоть едину». Часть 4 Отец Николай Гурьянов О счастье Существует расхожее представление о счастье как о некой сумме земных благ, своего рода социальном пакете, который делает жизнь человека комфортной и беспечной. Для каждого он свой, но все равно: либо тебе повезло и ты счастлив, либо тебе остается влачить жалкое существование неудачника. Такое понимание счастья является примитивным и упрощенным. Счастье нематериально: это состояние души. Конечно, счастье разными людьми понимается по-разному. Кто-то находит его в семье, кто-то идет в монастырь, чтобы всю свою жизнь посвятить служению Богу: для монаха это является счастьем. Кто-то не имеет семьи, но находит счастье в труде на пользу людям, в том, что его работа приносит радость ему и другим. У кого-то, может быть, вообще ничего нет, но он все равно счастлив. Рад тому, что на улице хорошая погода и у него в данный момент ничего не болит. Разные бывают люди. Случается, что человеку дается все: здоровье, материальный достаток, хорошая семья; казалось бы: живи и радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все это и все время чем-то недоволен. Итак, счастье не очень-то зависит от материальных условий жизни, оно находится внутри самого человека, в его собственной душе: «Не придет Царствие Божие приметным образом… Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 20, 21). Это, как уже было сказано, состояние души: умение ценить все то, что нам дается, и благодарить Бога за это. Каждый день может подарить нам счастье, нужно просто уметь видеть его. Один батюшка советовал своим духовным чадам в конце каждого дня записывать не менее 50 пунктов того, «за что должно благодарить Бога». Без умения видеть в каждом дне что-нибудь радостное, светлое не только нельзя быть счастливым, но и просто невозможно жить нормальной жизнью. У А.И. Солженицына есть рассказ «Один день Ивана Денисовича». Там описан обычный день заключенного лагеря особого (то есть самого строгого) режима. Но рассказ этот не об ужасах лагерной жизни, а о том, как человек в этой, казалось бы, беспросветной мгле умудряется увидеть что-то хорошее и позитивное.

http://pravoslavie.ru/7440.html

Изображения всех русских святых в Почаевской лавре. Святые из мирян между ними. Задача очерка. Св. князь Владимир и его ближайшие потомки. Святые в роде Владимира Мономаха . Святые в роде Всеволода. Святые из других княжеских родов. Родственные связи между святыми из князей. Святые из бояр. Святые из простой среды. Почему мало святых мирян из простого рода. Жизнь свв. Давида и Ефросинии Муромских. Жизнь св. Феодора Смоленско-Ярославского. Жизнь прав. Иулиании Лазаревской. Характеристика св. Глеба Владимирского. Прав. Иулиания Ольшанская. Жизнь прав. Симеона Верхотурского. Основные черты святых из мирян: глубокая религиозность, жалость к бедствующим, исполнение своего житейского долга. Христианское воспитание детей. Отношение их к имуществу. Бесстрастие и аскетическое настроение их. Покаянное их настроение, по св. Григорию Богослову . Суждение преп. Серафима о спасаемых из мирян. Нравственное достоинство спасаемых мирян, по житию преп. Макария Египетского , как вывод. Спаситель наш Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ). Среди гор и лесов юго-западного края поближе к Червонной Руси есть прекрасный живописный уголок. Это – Почаевская Успенская лавра, которая, подобно Успенской Киевской лавре, всегда в древности, как и ныне, служила ярким выражением и твердым оплотом для наших родных православно-русских начал. Здесь на вершине горы высится великолепный соборный храм, а внутри горы находится пещера с мощами преп. Иова Железо. С горы внутрь этой пещеры ведет длинная галерея, со стен которой ныне глядят священные лики всех прославленных Господом угодников и угодниц Божиих нашей отечественной церкви. Здесь в точном историческом порядке, в таблицах по векам, можно видеть лики всех русских святых. С благоговейным вниманием рассматривая эти священно-исторические таблицы, мы видим до четырех с половиной сотен священных ликов. Все это лица, которые всю жизнь свою стремились к горнему Иерусалиму и, по ясному удостоверению знамений Божиих, вошли в покой Божий, обрели «мир и радость о Дусе Святе» ( Рим. 14:17 ). Здесь в блестящих церковных одеждах мы видим прославленных святителей Божиих, в черных ризах мы видим великий сонм иноков, а также инокинь и всяких подвижников, в разных мирских одеждах видим мужей, жен и малолетних всякого звания. Святых иноков между ними видится больше, чем святых всех иных званий.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Калуга. Церковь Жён-мироносиц. Карта и ближайшие объекты Построена церковь в 1698 году в Ямской слободе иждивением приходских людей. Сначала она была деревянной. Посвящена св. Мироносицам потому что, по преданию, строители ее, прихожане-ямщики, совершали в этот день молебен по случаю выгона скота на пастьбу. В этот же день была ярмарка, в основном конская. В церкви есть иконы св. Власия и Флора и Лавра. В 1767 году церковь со всею утварью сгорела. После сбора пожертвований на ее месте была построена небольшая каменная церковь. Она была очень простой архитектуры и представляла собой одноэтажный продолговатый дом, округленный с восточной стороны. Рядом находилась маленькая каменная колокольня. Эта церковь стояла между настоящей церковью и колокольней. После введения нового плана города в 1778 году эта церковь вошла внутрь города и около нее стали селится посадские люди и разночинцы. Вскоре на стенах и своде стали появляться трещины. Была предпринята попытка перенести церковь на Успенское кладбище, но этого не произошло, так как по плану города эта церковь должна быть соответственна Предтеченской церкви, которая располагалась на другом конце площади. И с 16 марта 1798 года начато строительство нынешней церкви по плану архитектора Ясныгина. Строительство было окончено в 1804 году. В одном из приделов находилась икона, написанная " по усердию граждан " во время чумы 1771 года. Эту икону поставили именно в эту церковь, потому, что она была самой крайней по направлению к Москве. Освящена церковь была епископом Евгением 15 апреля 1815 года. С 1818 года началась постройка новой колокольни. Высота колокольни составляет почти 75 метров. В ее основание, из-за слабости грунта, было вбито около 700 свай и положено 50 сажень камня. Одновременно с внешними работами шла внутренняя отделка храма. С 1942 года колокольня использовалась как водонапорная башня, для чего внутри ее был смонтирован металлический бак вместимостью около 500 тонн воды. Чтобы конструкция выдержала, арки колокольни были заложены кирпичом, поэтому после демонтажа бака подлежат реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=01751

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010