Л.Ф. Шеховцова, Ю.М. Зенько Скачать epub pdf Глава 7. Внимание § 1. Представления о внимании в христианской антропологии Душевные феномены (воля, чувства, слово, память, восприятие и т.д.) сами по себе не были предметом святоотеческого психологического наблюдения [ Киприан (Керн) . 1996]. Эти феномены, в оторванности от души как их основы, не интересовали св. отцов сами по себе. То же относится и к вниманию. Святыми отцами, как правило, не упоминаются ни виды, ни свойства внимания, о внимании говорится скорее имплицитно, часто внимание отождествляется с умом, но из всего контекста святоотеческой литературы ясно, что вниманию святыми отцами придавалось огромное значение. В одной из своих важнейших работ преп. Симеон Новый Богослов писал: «Есть три образа внимания и молитвы, коими душа возвышается и преуспевает или низвергается и гибнет» [ Симеон Новый Богослов . 1993, с. 174]. Внимание в контексте христианской антропологии выступает как условие и средство духовного возрастания, как «индикатор» ценностей человека («где сердце ваше... там и сокровище ваше») и мотиваций человека. «Душа всех упражнений о Господе – внимание, – писал свят. Игнатий (Брянчанинов) , – Без внимания все эти упражнения бесплодны, мертвы. Желающий спастись должен так устроить себя, чтоб он мог сохранять внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами» [ Игнатий (Брянчанинов) . 1993. Т. 2, с. 296]. Можно попытаться выделить в христианской антропологии «виды» внимания. Вероятно, это будут: внимание к Богу, Божественной реальности; к другим ближним; к себе, своим помыслам. Эти три вида внимания как раз указывают на ценности, к которым обращается человек. О внимании к Богу, как высшему смыслу жизни, говорил ветхозаветный пророк Исаия, обличая и призывая народ Израиля: «Приклоните ухо, и послушайте моего голоса; будьте внимательны, и выслушайте речь мою» ( Ис. 28:23 ). В Новом Завете Иоанн Предтеча, встречающий Господа Иисуса Христа, «друг жениха, внимающий Ему, радостью радуется» ( Ин. 3:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  БОГОСЛОВИЕ Ответы Протоиерея Александра Шаргунова на вопросы читателей журнала " Русский Дом " - декабрь 2008 г.   В Ваших проповедях и статьях Вы постоянно говорите о том, как важно различать, где главное, а где второстепенное. Кажется, это понятно. Сам Господь обличает «оцеживающих комара и верблюда поглощающих». Но вот у отца Иоанна Крестьянкина я прочитала замечательное слово о значении «малых дел». Речь идет о песчинках, из которых составляются горы. О нашем внимании и невнимании не только к великим событиям, определяющим судьбы миллионов. Но и о нашем внимании и невнимании друг ко другу в обыденных вещах. Разве это второстепенно? Не зря же еще кто-то из языческих философов сказал, что гений - это внимание. О. Силаева, г. Кисловодск Несомненно, внимание - это духовный дар. И обретается он непросто. Об этом слово Христово: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Внимание - это бодрствование, это такое состояние, когда у нас взгляд, бодрствующий над тем, что происходит с другими. Это ясное видение, которое умеет сразу же заметить вокруг себя признаки страдания, и готово тотчас же к самоотдаче. Внимание - тревожный трепет сердца, когда попирается бережность, уважение, достоинство человека. Внимание - подлинная любовь, чуткая, забывающая о себе, опережающая нужду другого. Слишком часто мы думаем о бедах народа, человечества вообще, и невнимательны к тому, кто живет рядом с нами, на той же лестничной площадке. Значение имеют самые малые жесты внимания. Например, остановить машину перед пешеходным переходом, когда старый человек хочет перейти дорогу, а не прибавить с раздражением скорость, чтобы успеть проскочить, минуя еще одну помеху на пути. Или не курить, когда это досаждает другим. Уметь встать на некоторое расстояние по отношению к себе и к другому человеку, чтобы объективно оценить, что происходит. Внимание - это отношение матери к младенцу, который растет в ней. И отношение отца к ребенку, играющему рядом с ним во дворе.

http://moral.ru/dom_1208.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Никифор Уединенник, это один из самых таинственных аскетов Святой Горы   Никифор Уединенник, это один из самых таинственных аскетов Святой Горы     Никифор Уединенник, это один из самых таинственных аскетов Святой Горы. Он был духовным отцом свт. Григория Паламы. Прожил он таинственно и незаметно. Но отрывки его поучений составили ядро Добротолюбия.    Никифор преподобнейший отец наш, поприще своих аскетических подвигов совершивший на святой горе Афонской, скончался немного прежде 1340 года.   Он был наставником и руководителем в изучении высшего любомудрия аскетического для Григория Солунского (Паламы), как тот сам об этом негде свидетельствует.   В беспопечительном безмолвии себе единому внимая и в себе неизреченно соединившись с премирным Богом, блаженное в сердце своем восприял он просвещение благодати.   Сам, богато вкусив сего божественного дара, и нас отечески руководит к тому настоящим своим свитком, в коем, собрав из писаний и житий святых отцов места о трезвении, внимании и молитве, а в конце приложив и от своего опыта совет, всех приглашает путем умносердечной молитвы восходить к преискреннейшему общению с Господом. Внимание есть души воззвание к себе самой Вопрос (к Никифору). – Из приведенных свидетельств узнаем, какое было делание у благоугодивших Богу отцев, и что есть некое делание, скоро освобождающее душу от страстей и любовию с Богом связующее, которое потребно всякому воинствующему о Христе, как мы теперь не только не сомневаемся, но и крайне убеждены в том. – Но просим научить нас, что есть внимание ума, и как сподобиться обрести его. Ибо такое дело совершенно нам незнакомо.   Ответ (Никифора).   Во имя Господа нашего Иисуса Христа рекшаго: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5), Его самаго призвав в помощника и содейственника себе, по силе моей попытаюсь показать, что есть внимание и как, по благоизволению Божию, можно преуспеть в нем?   Внимание некоторые из святых называли блюдение ума, иные – хранением сердца, иные – трезвением, иные – мысленным безмолвием, а иные – еще иначе как. Но все сии наименования одно и тоже означают; как о хлебе говорят – укруг, ломоть, кусок, так и о сем разумей. Что же есть внимание и какия его отличительныя черты – сейчас узнаешь.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1091

Скачать epub pdf «Внемли себе…» 183 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Самую главную монашескую заповедь, главное монашеское делание можно выразить одним словом: «внимание». Для того, кто знает, какие понятия обнимает это слово, в нем заключено целое учение. Можно сказать, что всякий человек – и начинающий свой монашеский подвиг, и достигший его середины, и приближающийся к совершенству или уже стяжавший его – должен стремиться к вниманию, потому что в нем, можно сказать, заключено все Евангелие. Внимание – это единение с Богом. Внимание – это и Божественное озарение, и созерцание, и понуждение себя к устной молитве, и старание удержать ее в течение дня во время послушания. Все – и начало, и конец монашеского подвига – обнимается этим словом. Выразить, в чем состоит совершенство и преуспеяние, в чем заключается действие благодати, можно просто: во внимании. Кто пренебрегает этим деланием, тот пренебрегает монашеством. Святые отцы, говоря о трезвении, всегда подразумевают под ним то, что человек истрезвляется от некоторого рассеяния и приобретает внимание, стяжевает особенную внутреннюю собранность, способность сосредоточить все силы своего ума, все душевные чувства в нескольких словах Иисусовой молитвы. С неимоверным усилием со своей стороны и с помощью благодати Божией, без которой это усилие невозможно, человек приобретает возможность созерцать огромный мир, находящийся внутри него, пренебрегая многообразием мира внешнего – тем, что у людей невежественных в духовном делании, гордых и суетных, считается единственно важным, ценным и вожделенным. О важности внимания говорилось еще в Ветхом Завете. Пророк Божий Моисей Боговидец сказал: Внемли себе: да не будет слово тайно в сердцы твоем беззакония ( Втор. 15, 9 ). В Новом Завете Господь наш Иисус Христос также говорит подобные, близкие даже по внешней форме слова: Рече же ко учеником Своим: не возможно есть не приити соблазном: горе же, егоже ради приходят: унее ему было бы, аще жернов оселский облежал бы о выи его, и ввержен в море, неже да соблазнит от малых сих единаго. Внемлите себе. Аще согрешит к тебе брат твой, запрети ему: и аще покается, остави ему: и аще седмищи на день согрешит к тебе и седмищи на день обратится, глаголя: каюся, – остави ему ( Лк. 17, 1–4 ). Можно подумать, что слова «внемлите себе» относятся только к данной ситуации, то есть вниманием можно уберечь себя от соблазнов, злопамятства и гнева. Однако в другом евангельском эпизоде Спаситель говорит нечто подобное, но уже по иному поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Н.В. Маслов Схиархимандрит Иоанн (Маслов) о борьбе с греховными помыслами В своих проповедях и наставлениях отец Иоанн часто повторял: «Мы должны постоянно следить за собой, за своими мыслями, делами и пожеланиями и всячески избегать того, что оскорбляет Бога и удаляет Его из нашего сердца». Он называл внимание первым средством для очищения души: «Что касается духовной жизни и очищения души от греховного мусора, то первым средством в этом деле является бодрствование духа». В письмах старец также часто писал своим чадам о внимании: «Будем внимать себе!»; «Будь внимательнее к себе самой»; «Желаю тебе быть лучше и обратить особое внимание на свою бессмертную душу»; «Будь, отченька, внимательным к своей жизни и побеждай все плотские пожелания, вопиющие против бессмертной души, страхом Божиим и страхом вечных мучений за гробом» и т.п. Отец Иоанн показывает, какое важное значение имеет внимание в деле спасения. Он пишет: «Наше спасение заключается в том, чтобы мы смотрели за собой повнимательнее». «Будем почаще испытывать самих себя, где мы находимся, и с помощью Божией удаляться от всего греховного и порочного». По учению святых отцов, поставив ум в трезвенное состояние, мы должны внимательно смотреть на нападающие помыслы и отвергать их при самом появлении, не принимая их не позволяя им проникнуть в наше сердце. Батюшка очень образно учил этому. Его духовная дочь как-то сказала: – Батюшка, мне от этих мыслей [тщеславия] никуда не деться. – Вот выдумала. Если дверь закрыта, то никто не войдёт. Не принимать этих мыслей. Безобразие. Это образное выражение, что дверь души надо держать закрытой, батюшка часто использовал. Когда батюшке говорили об унынии, тоске, он отвечал, что «это бывает, когда дверь [души] открыта, то есть впускаешь лукавые помыслы, они понемногу расхищают всё, что накопилось в душе, все дары молитвы. Нужно дверь закрыть, помыслы гнать, богатство копить. Тогда в душе будет теплота, сокровища и благодать». Поясняя эту мысль молодой девушке, с которой говорил в ризнице, батюшка добавлял: «Вот видишь сколько здесь всего: облачения, книги, иконы. А если я дверь не буду закрывать – всё растащат. Так и ты закрывай дверь [души]». Ещё говорил: «Душу держишь всему открытой, всё впускаешь, а надо дверь на замок от дурных помыслов и дел». Тем, кто был отягощён помыслами, батюшка мягко говорил: «Помыслов у кого не бывает, но их надо сразу отгонять; с помыслами бороться, и с плотью, и с врагом». Вообще, когда ему исповедовали греховную мысль или пожелание, он часто отвечал: «Это отогнать». Как приказ давал. Ещё говорил: «Раз сразу не отсёк мысль, а разговариваешь [с ней], значит, не возненавидел [греховную мысль]».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Внемли себе (Из беседы св. Василия Великого) В Бозе почивший, блаженной памяти, Воронежский Архипастырь Иосиф, в одном из писем своих к моему недостоинству, между прочим, написал: «Думаю, что вы читаете творения св. Отцев. Прочтите у св. Василия Великого поучение, под заглавием «Внемли себе». Это поучение, по моему мнению, стоит быть настольною книжкою». В силу этих слов великого иерарха – подвижника, в память его, предлагается вниманию благочестивых читателей вышеупомянутое, многосодержательное, и в высшей степени назидательное поучение. У св. Пророка Божия Моисея, которому принадлежит изречение сие, добавлено: да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония, т.е. указана и причина, почему нужно внимать себе. Внемли себе: да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония. На русском языке это изречение читается так: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль» ( Втор.15:9 ). Таков общий смысл изречения! В частности, в этом изречении, чрезвычайно много глубоко назидательных мыслей и чувств. Сказано: внемли себе. Всякое живое существо, от устроившего все Бога, имеет в себе побуждения – к охранению своего собственного состава. И если прилежно станем изучать, то найдем, что большая часть бессловесных, не учась, имеют отвращение от вредного, и опять, по какому-то естественному влечению, стремятся к наслаждению полезным. Потому и нам, обучающий нас, Бог дал сию великую заповедь, чтоб, в пособии разума, находили мы то, что у них есть от природы; и чтобы то, что бессловесными делается без размышления, у нас совершалось со вниманием, при непрестанном напряжении рассудка, и чтобы мы были исправными хранителями данных нам от Бога побуждений, бегая греха, как бессловесные избегают ядовитого в снедях, и гоняясь за правдою, как и они отыскивают в траве питательное. Поэтому внемли себе, чтобы мог ты различать вредное от спасительного. Внемли себе, то есть, осматривай себя со всех сторон: для охранения себя содержи неусыпным душевное око. Посреде сетей минуеши ( Сир.9:18 ); врагом во многих местах поставлены скрытые тенета.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Слово шестое Против ереси новгородских еретиков, говорящих, будто не следует поклоняться рукотворным предметам. Здесь же приводятся из Священного Писания свидетельства того, что и в Ветхом Законе люди поклонялись рукотворным вещам, которые Господь Бог повелел создать во славу Свою; а в наше время тем более следует поклоняться рукотворным предметам, то есть святым иконам, Честному и Животворящему Кресту и другим божественным и освященным предметам, которые Господь Бог наш Иисус Христос повелел создавать во славу Свою Многие из еретиков, в особенности наши современники, новгородские еретики, уклонившиеся в тяжкое заблуждение, в безумии и злобе внесли немало раздора в Божественную и Апостольскую Церковь , распространяя жидовское учение. Мы же теперь скажем об одной из их ересей: будто бы не следует поклоняться плотскому образу ради нас вочеловечившегося Бога Слова, иконному изображению Господа нашего Иисуса Христа, Пречистой Богородицы, всех святых, Честному и Животворящему Кресту, Божественному Евангелию, Святым и Животворящим Христовым Тайнам, освященным сосудам, в которых совершаются Божественные Таинства, честным мощам святых и Божественным храмам. Беззаконствуя в своих бесстыдных словах и поступках, еретики, как бешеные собаки, рвущие все своими зубами, оскверняли священные предметы, выбрасывая Честные Кресты и Божественные иконы в нечистые места. При этом еретики говорили, будто не следует поклоняться рукотворным вещам по заветам, данным Богом Моисею: «Не сотвори себе... всякого подобия» (См. Исх. 20, 4 ) 29 . И еще: «Не делайте... богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе» ( Исх. 20, 23 ); и: «Не делайте себе кумиров и изваяний... чтобы кланяться пред ними» ( Лев. 26, 1 ). Еретики спрашивают: «Почему вы, православные христиане, делаете себе многочисленные изображения, хотя Бог запретил это?» Мы же, призвав Бога себе на помощь, ответим на это: рассмотрите со вниманием, безумные и нечестивые, что сказал Бог Моисею: «Не сотвори себе всякого подобия». Бог сказал: «всякого подобия»! Если бы Он сказал: «Не сотвори себе никакого подобия», то вы были бы правы. Но Бог сказал «Не сотвори себе всякого подобия», наподобие тех, какие делают язычники: они создают изображения волхвов, прелюбодеев, убийц, зверей, птиц, пресмыкающихся, потом называют их богами и поклоняются им со словами: «Вот наши боги и нет других богов, кроме этих». Потому-то Бог и сказал Моисею: «Не сотвори себе всякого подобия, и не поклоняйся им и не служи им» (См. Исх. 20, 4–5 ), – за исключением достойного образа! Если ты сделаешь достойное изображение в честь и славу Божию, то ты не согрешишь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

IV. Митрополит Петр Могила К оглавлению Избрание двух кандидатов на Киевскую православную митрополию совершилось еще на избирательном варшавском сейме 1632 г., вскоре после избрания короля Владислава IV. Участвовавшие в избрании этих кандидатов составили письменный акт, который, как проливающий немало света на обстоятельство дела, приводим вполне. Акт гласит: «Мы, сановники, и рыцарство, и все духовенство, обыватели Короны Польской и вел. княжества Литовского, люди народа русского, религии греческой, находящиеся в послушании св. отца и пастыря нашего патриарха Константинопольского, собравшись сюда для благополучного избрания нового короля нашего из всех земель, воеводств и поветов, где живут люди русского народа, веры греческой (т. е. из воеводств Короны Польской: Киевского, Русского, Волынского, Подольского и Брацлавского, а также из воеводств, земель и поветов в великом княжестве Литовском: Виленского, Троцкого, Новогрудского, Витебского, Полоцкого, Мстиславского, Брестского, Минского, Брацлавского, Оршанского, Пинского и прочих), участвуя все сообща, по древним правам и обычаям, в избрании общего пастыря нашего, митрополита всея Руси, находящейся в послушании патриаршем, согласно, явно, ясно и добровольно объявляем и сознаем следующее: принимая во внимание, что после долгого и скорбного для нас времени нашему русскому народу мерами, обсужденными и поставленными вновь избранным королем, его милостию государем нашим милостивым, с согласия всей Речи Посполитой дано и восстановлено древнее право и свобода, так что мы можем теперь избирать вольною подачею голосов как верховного нашего пастыря митрополита Киевского, так и других отцов епископов согласно с «Статьями», постановленными наияснейшим королем его милостию и депутатами, для сего дела назначенными; принимая также во внимание, что в силу необходимости и обязанности, возложенной на нас теми же «Статьями», мы должны представить во время коронации двух избранных в сан митрополита кандидатов, из которых одного его королевская милость государь наш милостивый благоволит утвердить и уполномочить привилегиями; принимая во внимание, что нам было бы затруднительно собраться вторично в таком составе и числе избирателей, имеющих право на подачу голоса, в каком находимся ныне, и что по самому порядку Церкви Божией следует выбрать митрополита прежде, чем епископов, которые должны быть хиротонисаны митрополитом и находиться в зависимости от него,— мы вследствие вышеизложенных причин на сем месте избираем тех, кого Сам Господь Бог указал сердцам нашим, соединяющих в себе с древним и знатным происхождением, высокими добродетелями, благочестием и мудростию постоянство и ревность к религии нашей и другие требуемые условия.

http://sedmitza.ru/lib/text/436146/

Вечность в камне, или почему разрушают Москву Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. 26 февраля, 2010 Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. Быт 28,22 Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей»  к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. Но из-за болезни отца Александра, настоятеля храма, (он в прошлом году перенес четыре операции, которые чуть не стоили ему жизни) и, несмотря на это, его занятости, беседа состоялась только недавно. Предлагаем вашему вниманию рассказ отца Александра о его храме, а также его взгляды на то, что и почему происходит сегодня в духовной жизни москвичей и в грабительском разрушении исторических памятников в Москве. Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Прошлое, настоящее и будущее в Кадашах — Расскажите последние новости в громкой истории попыток строительства офисного комплекса «Пять столиц» в Кадашах?

http://pravmir.ru/vechnost-v-kamne-ili-p...

Выступление экономиста Михаила Делягина Экономист Михаил Делягин обратил внимание на необходимость формирования позитивных целей русского общества. В качестве таковых он назвал позитивные лозунги выступления на Манежной площади 11 декабря, главный из которых: «Закон един для всех». Для осуществления этого требования, по мнению Делягина, необходимы не только вычищение этнической мафии, но и формирование единой бюджетной политики. Для примера он привел Чечню, на восстановление которой выделялся бюджет на душу населения значительно больший, чем на Дагестан или Ингушетию. «Есть один простой критерий нормальности российской политики на Северном Кавказе, — подчеркнул экономист. — Когда туда начнут возвращаться беженцы не только коренных национальностей и когда закончится этническая чистка, которая там идет в отношении носителей русской культуры — включая армян, включая евреев, вне зависимости от национальности». В качестве одной из наиболее актуальных проблем Делягин назвал необходимость развития средства пропаганды для носителей русской культуры — таким средством он назвал спутниковый телеканал широкого вещания, заострив внимание слушателей на том, что у носителей либеральной идеи такое средство пропаганды уже создано. [flowplayer img=» width=» height=» ]Андрей Печерский о межнациональных отношениях в России[/flowplayer] Выступление главного редактора газеты «Русь Державная» Андрея Печерского Главный редактор газеты «Русь Державная» Андрей Печерский сообщил о состоявшемся в редакции возглавляемого им издания после выступления на Манежной площади круглом столе. Он обратил внимание на то, что многие выступающие, вне зависимости от их религиозных взглядов (или даже их отсутствия), сошлись на том, что страну следует освободить от воровства или всевластия денег. По результатам этого круглого стола был принят документ, в котором подчеркивалось значение миссионерской деятельности в среде русского народа для его сохранения и духовного роста: «В нашем русском народе почти все крещены, но не просвещены светом православной веры. Большинство не молятся и не ходят храмы, пребывая в духовном сне. И здесь нам надо всей душой откликнуться на призывы Святейшего Патриарха Кирилла и недавнего съезда миссионеров и возжечь в себе миссионерскую ревность, обращенную к русскому народу прежде всего».

http://pravmir.ru/russkij-narod-i-edinst...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010