В апостольском чтении 7-й Недели по Пасхе мы слышим знаменитую беседу апостола Павла с пресвитерами Ефеса. Павел знает, что уже не увидит этих людей, дорогих ему, и дает им последние наставления. Прежде всего он произносит следующий совет: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28). Хоть эти слова и адресованы пресвитерам, но в целом совет о внимании себе касается всех христиан и неоднократно повторяется в Писании. «Будь осторожен и весьма внимателен, ибо ты ходишь с падением твоим» (Сир. 13:16), – пишет Иисус, сын Сирахов. «Внимай себе; да не будет в сердце твоем тайного слова беззаконного» (Втор. 15:9), – говорит Дух Святой устами Моисея. Однако все написанное в Библии нуждается в опытном раскрытии самой жизнью. Что, собственно, значит: внимай себе? Раскрытие этих слов осуществили и описали в своих книгах великие подвижники древности. Давайте обратимся к их опыту и посмотрим, что они писали об этом. «Внимание есть непрестанное сердечное от всякого помысла безмолвие, в котором душа Единым Иисусом Христом Сыном Божиим и Богом всегда, непрерывно дышит и Его призывает», – говорит прп. Исихий, пресвитер Иерусалимский. Эти слова очень похожи на изречение апостола Павла: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2:20). И Павел, и прп. Исихий говорят о блаженном и вожделенном состоянии пребывания умом и сердцем во Христе, Господе нашем. О том же и Сам Христос пророчествовал, говоря: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23). Такое состояние упокоения сердца во Христе, когда Сам Он с Отцом и Духом Святым приходит к человеку и поселяется в душе его, и есть открытие Царства Божия, которое, по словам Христовым, внутри нас есть (ср. Лк. 17:21). Именно так понимается «внимание» в аскетическом опыте Церкви. Но как же можно достичь такого внимания, которое Исихий называет «безмолвием сердечным»? Путь к этой великой цели подробно описан в таких известных всему православному миру книгах, как «Добротолюбие», «Лествица», «Невидимая брань», «Душеполезные поучения», и изложен более понятным для нас языком в творениях великих русских подвижников свт. Игнатия (Брянчанинова) и свт. Феофана (Говорова).

http://pravoslavie.ru/121702.html

Здесь, Златоуст с присущим ему духовным внимание, обращает внимание на новое обстоятельство: « Там говорят иудеи: «кое знамение являеши нам» ( Ин.2:18 )? а здесь молчат… ». То есть в этом случае они ничего не говорили, так как уже выстроили план, как Его погубить, и их архиереев и старцев мафиозный механизм уже был в действии. Сказано о древних иудеях в применении их жизни ветхозаветной к нашей новозаветной: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10:11–12 ). То есть то, что они отпали, и нас должно держать в страхе, как бы и нам не отпасть. В своем подсознании каждый из нас может найти нечто чудовищное в самом себе. И для его преодоления и существует религиозное чувство, помогающие нам избавиться от зверя рычащего и хрюкающего из недр нашей души. И Христос об этом говорит: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека…» ( Мф.15:19–20 ). Харизматики предлагают нам отключить разум и остаться один на один со своим сердцем, изрыгающим из себя убийство, блуд, коварство, клевету и т. д. Но можем ли мы так поступить? Конечно, НЕТ! Посему апостол Павел и говорит: «Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом» ( 1Кор.14:15 ). То есть ум наш есть цензор для мира наших чувств, средоточием которого и является наше сердце. Но как нашему грешному сердцу очиститься и обрести мир с Богом. Прежде всего, мы должны погрузить просвещенный познанием ЗАПОВЕДИ ум в сердце, то есть контролировать и рассматривать в себе любые движения чувств и эмоций. Закон Бога и есть то зеркало, которое помогает рассмотреть нам в себе любое движение мысли, чувства и эмоции и дать им правильную оценку. Сказано: «Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии» ( Иак.1:23–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И уходят к ним люди в основном гордые и строптивые; ибо, можно ли себе представить, чтобы человек, соблюдающий, например, заповедь «будьте постоянно в молитве, бодрствуя в ней с благодарением», смущался бы от чьих-то недостатков и искал бы себе другого пристанища вне Единой Святой Соборной Апостольской Церкви?.. Слово Божие учит: «С внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». И духовный человек не будет желать, «чтобы огонь сошёл с неба и истребил» всякого, кто не ходит за нами или не принимает нас. Он подойдёт с любовью и вниманием, как Акила и Прискилла к Аполлосу. Он внимательно расспросит о вере, изложит свою веру. И оттого, отвергнут ли с гордостью его слова, или со вниманием выслушают, будет ясно: с нами здесь или против нас. А дальше тоже по слову Божьему: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосуждён» ( Тит.3:10–11 ). О послании Семидесяти Пятница Лк. 10:1–15 Кол. 4:10–18 Из сегодняшнего евангельского чтения мы узнаём, что кроме двенадцати Господь однажды избрал «и других семьдесят учеников и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти…» Но – как они ходили, как проповедовали, как принимали их люди, – нам неизвестно. Даже евангелист Лука, который, по церковному приданию, сам был в числе этих семидесяти, не приводит ни одного примера. Мы знаем только те краткие наставления, которые дал им Господь. «Жатвы много, а делателей мало», – начал Он. И продолжил довольно неожиданно: «итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». Выходит, что, хотя они и посланы на Божье дело, но ни в коем случае не должны думать о себе, как об истинных делателях. Во-вторых, Господь послал их «как агнцев среди волков». «Агнец перед волком и так совершенно беззащитен, а Господь ещё и лишает их последней независимости: «Не берите», – говорит, – ни мешка, ни сумы, ни обуви…» На пути они не должны соблазняться ничем душевным, ничем, так сказать, естественно человеческим, и даже «никого на дороге не приветствовать», – что неизбежно будет лишним поводом для недоразумений и обид.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

К чему стремится наше сердце?    Исцеляющее сердце противопоставлено зависти, разрушающей человека. Сердце на языке Библии и есть та самая глубина, где дышит Божье «дыхание жизни». Но сердце — также проявление духа человеческого, его воли, его стремления и желаний. И именно от состояния этого человеческого духа, от воли и желаний человека зависит, станет ли его сердце исцеляющим для него и окружающих или нет.    С точки зрения физической человек, как не раз было справедливо замечено, есть то, что он ест, с точки зрения психической он есть то, что он думает и чувствует. С точки же зрения духовной человек есть то, чего он желает и к чему (или к кому) стремится. «Где сокровище ваше, там и сердце ваше» — мысль, прозвучавшая из уст Иисуса ( ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ) (Мф 6:21), но известная задолго до Его прихода. Зависть начинается тогда, когда стремления человека искажаются. Искажается то, что называется обычно интенцией человека.    Что такое интенция? Наша воля свободна, и мы можем направить ее, куда нам угодно. Можем захотеть того или иного — или не захотеть. Обратить внимание туда или сюда — или направить его внутрь, в глубину собственного сердца. И всякий раз наша воля соединяется с тем, на что она бывает направлена, образуя с ним единое целое. И тогда то, на что она направлена, становится для нас сокровищем.    Важно не то, чем является объект нашего внимания сам по себе. Важно наше к нему отношение. Внимание, которое мы ему уделяем. Воля, соединившаяся с объектом нашего внимания или желания, и становится интенцией. А интенции определяют нашу духовную жизнь — ведь сердце наше всегда там же, где избранное нами сокровище. И тут уж возможно всякое: что только не становится порой для нас сокровищем! Деньги, здоровье детей, одобрение окружающих, даже хобби — все это может стать нашим сокровищем, «нашей прелес-с-стью» и заставить нас забыть о Царствие Божием. Главный минус таких сокровищ в том, что они не вечны: « Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут », — говорит Христос (Мф 6:19–20).

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Об этом предмете не было ни упорного спора, ни враждебных пререканий». Однако, для того, чтобы вполне убедить их, я говорю: «Писано: не от Себя говорить будет » (Иоан. 16:13). Скажи македонианцу: «написано это и о Сыне»; лучше же сказать: «Он Сам говорит о Себе: Я… говорю не от Себя » (Иоанн. 14:10). Прошу, обрати внимание: я привожу свидетельство из источника, признаваемого и тобой. С арианином потребно спорить по поводу изречения: « Я говорю не от Себя », подобным образом и по вопросу о Духе. С тобой же, объявившим о себе, что ты благочестиво мыслишь, нет нужды вступать в состязание. Ведя речь о Христе, ты говоришь, что Он равен Богу, подобен Отцу во всем. Я ввел вопрос, имея в виду тебя, как исповедующего славу Сына. Ты говоришь о Духе: « не от Себя говорить будет ». Спаситель говорит о Себе: « Я говорю не от Себя , но говорю то, что услышал от Моего Отца». Вот и Сын «от Себя» не говорит. Между тем, и Отцу, и Сыну честь — равная. Это говорю тебе, потому что арианин сомневается и в том, и в этом. Что испытывают претерпевающие кораблекрушение, это же терпят и неверующие, как говорит Павел: «Те, которые в вопросах веры потерпели кораблекрушение» (сравн. 1 Тим. 1:19). Ариане, потерпев кораблекрушение, потеряли и славу Христа, и силу Святого Духа. Македониане, конечно, ревностно стараются о том, чтоб подняться из глубины наверх, но половину своего груза потеряли и они, как об этом говорит Павел: « Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его » (Римл. 8:9). Поэтому обрати свое внимание, чтобы не показалось, что мы нападаем по примеру борцов и с заносчивостью предлагаем обоснование положений. « Я говорю не от Себя ». Растолкуй мне, что значит выражение « говорю не от Себя », употребленное Спасителем? Ведь какое решение придумает македонианец относительно Сына, это же найдет подходящим и по отношению к Духу Святому. Два равновесных выражения: ни Дух от Себя, ни Сын от Себя не говорят ничего. Но Сын имеет нужду в Отце; в Отце же нуждается и Дух. Доселе — равная честь принадлежит обоим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Откуда это видно? Фест игемон говорит Павлу: « безумствуешь ты, Павел! » ( беснуешися ли Павле? ) А он отвечает игемону: « Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую » ( не беснуюся, державный Фисте ) (Деян. 26:24, 25). Так и здесь — « достопочтенный Феофил » ( державный Феофиле ). Итак, Лука, написав сначала Евангелие и посвятив его Феофилу, теперь тому же Феофилу посвящает и второй свой труд. Какой же именно? « Первую книгу написал я [к тебе], Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил » И до чего довел ты свой рассказ? « До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал ». Иными словами: «Я написал, — говорит, — Евангелие с начала до того дня, в который Он вознесся (на небо), дав наставления апостолам, которых избрал Себе ранее». Прошу тебя, обрати внимание: « которым и явил Себя живым, по страдании Своем » ( Пред ними же и постави Себе жива по страдании Своем ) (Деян. 1:3). Видишь смелость евангелиста? И в деяниях апостолов он не забывает о богословии. Не сказал: «являясь которым», но — « которым и явил Себя живым » Как и говорил Христос: « разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его » ( разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю ) (Иоан. 2:19). « Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием » ( Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих денми четыредесятми являлся им и глаголя, яже о царствии Божии ) (Деян. 1:3). 10. Обрати внимание, прошу тебя: воздвигну ю (Иоан. 2:19). « Со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием » В течение сорока дней являлся (Спаситель) ученикам, (но) не каждый день. Притом, после воскресения Он окружал Свою плоть многими (признаками) полной достоверности, чтобы от постоянного лицезрения не ослабело (благоговение перед) величием силы. Ввиду этого было необходимо, чтобы воскресши Он являлся впредь в божественных чертах, а не в привычном для наблюдателей виде; как и говорит (дееписатель): « со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Откуда это видно? Фест игемон говорит Павлу: «безумствуешь ты, Павел!» ( «беснуешися ли Павле?») А он отвечает игемону: «Нет, достопочтенный Фест, сказал он, я не безумствую» ( «не беснуюся, ...державный Фисте») ( Деян. 26:24–25 ). Так и здесь – «достопочтенный Феофил» ( «державный Феофиле») . Итак, Лука, написав сначала Евангелие и посвятив его Феофилу, теперь тому же Феофилу посвящает и второй свой труд. Какой же именно? «Первую книгу написал я /к тебе/, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил» И до чего довел ты свой рассказ? «До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал». Иными словами: «Я написал, – говорит, – Евангелие с начала до того дня, в который Он вознесся (на небо), дав наставления апостолам, которых избрал Себе ранее». Прошу тебя, обрати внимание: «которым и явил Себя живым, по страдании Своем» ( «Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем») ( Деян. 1:3 ). Видишь смелость евангелиста? И в деяниях апостолов он не забывает о богословии. Не сказал: «являясь которым», но – «которым и явил Себя живым» Как и говорил Христос: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» ( «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю») ( Иоан. 2:19 ). «Которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» ( «Пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, денми четыредесятми являяся им и глаголя, яже о царствии Божии») ( Деян. 1:3 ). 10 . Обрати внимание, прошу тебя. «Со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» В течение сорока дней являлся (Спаситель) ученикам, (но) не каждый день. Притом, после воскресения Он окружал Свою плоть многими (признаками) полной достоверности, чтобы от постоянного лицезрения не ослабело (благоговение перед) величием силы. Ввиду этого было необходимо, чтобы воскресши Он являлся впредь в божественных чертах, а не в привычном для наблюдателей виде; как и говорит (дееписатель): «со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Человек некий шел от Иерусалима в Иерихон и попал на разбойников, и они раздели его до нага и изранив его ушли, оставив его едва жива. По случаю же священник некий шел путем тем и, видев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел и, посмотрев, прошел мимо; Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, приступив, перевязал ему раны, возливая масло и вино и, посадив его на своего осла, привез в гостинницу и позаботился о нем; а на утро, отъезжая, вынул два сребреника, дал гостиннику и сказал ему: позаботься о нем, и если издержишь что лишнее, я когда возвращусь, отдам тебе. Кто из тех трех, думаешь, был ближний впадшему в разбойников?» Раввин отвечал: «сотворивший милостъ с ним». «Иди» – сказал Господь «и ты твори тоже». Притча о любостяжательном богаче. (Лк. 12:13–21). Однажды во время беседы Иисуса Христа с народом кто-то стал просить, чтобы Он велел брату поделиться с ним наследством. Господь отказал, сказав: «кто Меня поставил судить или делить вас? Но берегитесь любостяжания, ибо и в изобилии ничья жизнь не зависитъ от имения его». При этом Он сказал следующую притчу: «У человека некоего богатого уродилась нива; и помышлял в себе так: как мне быть, что некуда собрать всех плодов моих? И сказал: вот что сделаю: разорю житницы мои и построю болышия, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселися. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою потребуютъ у тебя; а все, что ты заготовил, кому достанется? Таков тот», прибавил Господь «кто собирает себе, а не в Бога богатеет». Исцеление слепорожденного. ( Ин. 9:1–38 ). В одном из притворов храма Иисус Христос обратил внимание на человека, слепого от рождения. Евреи верили, что несчастия в жизни, болезни и увечья постигают человека исключительно за грехи его или родителей, а в некоторых случаях даже и ближайших предков; веровали также, что Бог карает человека иногда прежде его рождения. Увидав, что слепорожденный привлек к себе внимание Иисуса Христа, ученики спросили Его: «Равви! кто согрешил – сей ли, или родители его, что родился он слепым?» Господь сказал: «ни сей согрешил, ни родители его, но да явятся дела Божии на нем». При этих словах Он плюнул на землю и образовавшимся брением помазал очи слепому и велел ему идти к Силоамской купели и умыться. Слепой исполнил повеление и глаза его прозрели. Чудо было столь поразительно, что многие выражали сомнение, тот ли это человек, которого они привыкли видеть слепым, и заставили его подробно рассказать, каким образом он получил исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

2й период (14 лет) включает три путешествия, которые начинались в Антиохии и завершались в Иерусалиме. 3й период – время пленения (5 лет) и последующего затем освобождения от уз на один или два года. Мученическая кончина Павла наступила в 66–67 (?) г. Поскольку иудеи в большинстве отвергали благовестие, апостолы обращались к язычникам. Однако принцип благовествовать сначала иудеям, а потом язычникам сохранялся и далее. Промежуточным звеном были иудейские прозелиты, то есть язычники, которые не принимали иудейского закона, но держались иудейской нравственности. Христианизация язычников обозначила проблему необходимости соблюдения обрядового закона Моисея (в первую очередь обрезания, т.е. обращения их в еврейскую веру). Это заставило св. апостолов совместно со священниками, согласно заповеди Христовой «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ), собраться в 51 г. на первый Апостольский Собор в Иерусалиме. Интересно, что председательствовал на Соборе не Петр, как, наверное, хотелось бы католикам, а епископ Иерусалимской Церкви св. ап. Иаков – «брат Господень». Предложение ап. Иакова было принято единодушно как резолюция Собора. «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы» ( Деян.15:28, 29 ). Обратим внимание на Богочеловеческий, «угодно Святому Духу и нам», характер постановления этого Собора, как, собственно, и других Соборов Церкви. Постановление «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины» является снисхождением в пользу евреев, и, согласившись на иерусалимское постановление, Павел в тайниках своего сердца уже отрицал его обязательность. Постановление имело временный характер. Для христиан из иудеев закон Моисея был обязателен. Обратим внимание на пассивный характер формулировки «золотого правила»: «не делать другим того, чего себе не хотите». Здесь указан необходимый минимум. Заповедь Христа носит активный характер: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф.7:12 ). Послание Апостольского Собора вызвало среди христиан большую радость и утешение.

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

   К этому-то должна быть направлена вся наша забота; отсюда — удаление от мира и подвижничество, чтобы, когда придет конец, мы оказались готовыми. Ибо так учит Тот, Кто пришел спасти нас и спас нас: «бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42); также: «если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:43-44).    Посему все мы и всегда должны быть готовы к исходу и заботиться не о том только, что здесь произошло с другими, но о самих себе и о том, что случается с нами: не будут ли ныне же восхищены от нас души наши? Тогда какая будет нам польза от того, о чем мы теперь заботимся?    Итак, мы должны смиряться, каяться, исповедоваться Богу, призывать Его на милость, стараться быть причастниками Таинства причащения и постоянно совершать сие со вниманием и в смирении души, потому что это-то и значит быть с Богом, а Богу — быть с нами, ради чего Он и воплотился. 324. О частом приобщении страшных Тайн как деле для всех особенно полезном    Для того Спаситель и преподал нам сии Тайны, чтобы нам быть одно с Ним.    Мы, архиереи и иереи, да будем всегда причастниками страшных Тайн, священнодействуя со вниманием, сокрушением сердца и исповеданием, а что касается всех прочих, то следует и им приобщаться с покаянием, сокрушением сердца и готовностью души. И никто из людей богобоязненных и любящих Господа пусть не пропускает Четыредесятницы. А у кого довольно силы и внимания, то и чаще пусть приступает к Причастию Христову, даже, если можно, каждую неделю. Особенно это относится к людям престарелым и немощным, ибо в сем общении — наша жизнь и сила.    Кому угрожает смерть, те ещё чаще пусть поспешают к приобщению. И не бойся приобщаться Жизни, как боятся некоторые безумные, говоря: как бы не умереть! Но скорее умрёшь, если не примешь страшных Тайн, ибо они для тебя — жизнь, верность, сила и напутствие в жизнь вечную. Если тебе надобно ещё пожить здесь, то ты через Причастие скорее удержишь и жизнь настоящую, хотя в ней нет пользы, ибо она есть только многотрудное путешествие, ведущее тебя к кончине и тлению, болезненный подвиг, которому не дано определённой меры и конца, мзда, в которой нет существенного приобретения, путь, преисполненный страха и беспокойства, образ существования, не привлекающий к себе любви мудрых, так как жизнь объята неизвестностью и тленна, всегда может быть похищена и всегда преисполнена забот. В приобщении Тайн Христовых ты скорее обрящешь источник жизни и силы, ибо, прикоснувшись ко Христу, и кровоточивая исцелилась, и прокажённые единым прикосновением Его были очищены, и мёртвые восставали, когда рука Его касалась их, и тебя Он оживит, а не умертвит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3934...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010