И обрати внимание. Сначала Господь преисполнил Свой храм всякого рода благодатных сил. Он имел дар исцелять болезни, изгонять демонов, воскрешать мертвых, предсказывать будущее, совершать дела истины; Он мог делать все и владел полнотой духовных дарований, с тех пор, как Господня плоть тела преисполнилась всяких благодатных даров. Нужно было, чтобы затем и мы вообще получили несколько от Господня тела, как бы из хранилища; дается от него и апостолам, и пророкам. Иоанн свидетельствовал, что в Нем, т. е., Господе, была вся полнота Божества. И Павел: « ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно » (Колосс. 2:9). Не сказал просто: «в том жило Божество», но: « вся полнота Божества », то есть, всякий дар Божества. 7. Обрати внимание на точный смысл слов. Господь не сказал: «от Меня», но: « от Моего ». « От Моего » — от кого? « От Моего даст вам»; однако «Сам примет ». Получает же не как ссужаемое в долг, но, так как Он наполнил источник, как бы основание благодатных дарований, то почерпает из вместилища и предлагает всем из Своего собственного достояния. И откуда это известно, что « принимать » — значит «принимать из Своего собственного достояния»? Слушай. Бог преисполнил Моисея Духом, и говорит Моисей: « Я один не могу переносить бремя всего народа сего . Избери Себе другого». Бог говорит ему: « собери Мне семьдесят старцев, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них » (Числ. 11:14, 16, 17). Не сказал: «возьму твой дух», но: « от Духа, Который на тебе », «возьму от Моего ». Бог говорит: «В те дни излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать » (Иоил. 2:28). Если Бог, бравший у Моисея, ссужался им, то и Дух, бравший от Сына, также ссужался Им. Моисей был образом Христа, потому что как духом, бывшим в Моисее, наполнены 70 старейшин, точно так от Христа вселенная получила Святого Духа. « От Моего примет »: «Из того, что даровано одному только Мне — Господнему человеку, берет Себе Сам давший, Который сошел на Меня и остался во Мне, Который помазал Меня, освятил, привел в пустыню и возвратил Меня победителем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И первое сокровище сердца человеческого есть Бог . Как же сохранить в себе это бесценное сокровище, как сердце свое приблизить к Богу? А Бога более всего человек познает и ощущает в молитве. Поэтому нам необходимо для сохранения сокровища этого как можно ревностнее сохранять в себе способность молиться, способность иметь общение с Господом. И это соблюдать нужно всегда и в домашней молитве, и в молитве церковной. Как же дома нам сохранить молитву? Нужно беречь ее от всего того, что влияет на нее разрушающе, что разлагает ее и рассеивает. Часто люди мешают нам молиться. В наше время иные люди живут, не имея общих взглядов; часто человек очень близок, дорог, любим, нужен, как глаз, как правая рука, верен и добр, но совершенно по-иному смотрит на веру, далек иногда от Церкви Православной; ему часто смешно то, что дорого для другого. И вот в таких-то случаях нужно особенно беречь молитву, ни на что не обращать внимания, как и Христос говорил: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его» 7 , то есть если человек этот препятствует тебе, если он смеется и мешает тебе исполнить твое правило, так ты лучше человеком пожертвуй, но не меняй Бога на него, ибо Он – высшее сокровище души твоей, не теряй Его. «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее» 8 , – говорит Христос, то есть ты сразу отсеки сердце свое от того человека, отрекись, отойди от него во имя Господа Бога, потому что Бог тебе дороже всех, дороже всякого самого любимого человека. Но как же, скажете, отойти от человека, как отсечь его от себя, ведь невозможно действительно оставить его, бежать от него. Нет, отойти нужно не так, бежать нужно не ногами, скрываться не действием, а скрываться произволением, уйти сердцем своим, умом своим. Ни на что не смотреть, не обращать внимания ни на какие отношения – пусть ничто не будет помехою к единению с Богом и пусть молитва сохраняется всегда, хотя бы вокруг и кипели противоположные взгляды, суждения и укоризны. Помните, что Бога сохранить – это выше всего, так разве можно променять Его на все, что мешает близости с Ним? Лучше отсекать от себя, то есть от сердца своего, тех людей, которые мешают нам, лишь бы только сохранить общение с Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

Ибо усовершение в добродетели, как и совершенство в каждом искусстве, достигается только непрестанным упражнением. Достигнуть смиренномудрия можем тогда, если будем обращать внимание и на мелочи и ничем не станем пренебрегать, как будто мелочь не может причинять нам вред. Душа уподобляется своим занятиям. Что она делает, в то самое и отпечатлевается, от того и принимает на себя вид. Пусть же будут у тебя и наружный вид, и одежда, и походка, и пища, и дом, и вся домашняя обстановка доведены до того, чтобы в них не было излишеств; и речь, и песня, и обращение с ближним пусть будут направлены более к скромности, чем к гордыни. Пусть у тебя не будет излишних прикрас в слове, чрезмерного сладкогласия в пении, речей горделивых и высокомерных; во всем отсекай увлечение. Будь услужлив в отношении к другу, кроток со слугою, непамятозлобив к дерзким, человеколюбив к смиренным, утешай несчастных, посещай больных, отнюдь никого не презирай, будь приветлив при встрече, вежлив в ответе, ко всем благожелателен, доступен, не пускайся в похвалы самому себе, не вынуждай и других говорить о тебе, не принимай незаслуженной похвалы, сколько можешь скрывай свои достоинства, а в грехах сам себя обличай, не ожидая обличения от других; будь подобен Иову, который не скрывал проступков своих ( Иов.31:34 ). Не будь суров в выговорах, не обличай поспешно и в раздражении, не осуждай за маловажное, как будто ты строгий праведник. Впадших в грех поднимай, исправляй их духовно, как дает совет апостол, наблюдая «каждый за собою, чтобы не быть искушенным» ( Гал.6:1 ). Прилагай старание, чтобы не быть прославляемым от людей, если только помнишь, что Христос называет ущербом награды, получаемой от Бога, намеренное выказывание себя пред людьми и делание добра с той целью, чтобы видели это люди. Ибо сказано о таких: «они уже получают награду свою» ( Мф.6:2 ). Поэтому не делай себе вреда, стремясь быть на виду у людей. Бог все видит. Ищи славы пред Богом, и Он подаст славную награду. Если ты удостоен первенства, люди оказывают тебе внимание и прославляют тебя; будь равен подчиненным, как сказано, «не господствуя над наследием Божиим» ( 1Пет.5:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Именно, чтобы родители, получив повеление воспитывать детей, не пренебрегали Его заповедями, Бог связал их естественной необходимостью. А чтобы эта связь, быв оскорбляема со стороны детей, не расторглась совсем, Он оградил ее наказаниями и от Себя, и со стороны самих родителей, а таким образом и детей подчинил родителям, и в родителях возбудил любовь к детям. Впрочем, не этим только, но и другим еще, четвертым способом Бог крепко и тесно связал нас с ними. Он не только детей злых — в отношении к родителям — наказывает, а добрых — награждает, но то же самое делает и с родителями, жестоко наказывая нерадящих о детях, а попечительных удостаивая почестей и похвал. Так и этого старца (Илия), во всех других отношениях достойного хвалы, Он наказал за одну непопечительность о детях, а патриарха Авраама наградил за его попечительность не менее, как за другие добродетели. Ибо, говоря о тех многих и великих дарах, которые обещал дать ему, Бог представляет причиной такого обещания эту добродетель: вем бо, говорит, яко заповесть (Авраам) сыном своим, и дому своему по себе, и сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт.18,19). 27. Это мною сказано теперь для того, чтобы вы узнали, что Бог не будет снисходителен к нерадящим о тех, о которых Сам Он столько печется. Ибо невозможно, чтобы один и тот же (Бог) и столько делал Сам для спасения этих (детей), и оставлял без внимания то, когда об них же небрегут родители. Так Он не оставит этого без внимания, напротив, еще сильнее вознегодует и прогневается, как и оказалось на самом деле. Поэтому и блаженный Павел настоятельно убеждает, говоря: отцы, воспитывайте чада в наказании и учении Господни. Если уже мы обязаны неусыпно печься о душах их, яко слово воздати хотяще (Евр.13,17); тем более (обязан делать это) отец, который родил сына, воспитал и постоянно живет с ним. Ибо как не может он найти себе извинения и оправдания в своих собственных грехах, так же точно и в поступках детей. И это также показал блаженный Павел. Предписывая, каковы должны быть принимающие начальство над другими, он сверх всех необходимых для них качеств требует от них и попечительности о детях, так что нет нам никакого извинения, когда дети у нас развратны (см.: 1Тим.3,4-5).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

Итак, мы должны относиться к ближним по-Евангельски, по-христиански. Относиться по-христиански – значит любить. Но как мы можем любить, если часто бываем неспособны даже увидеть нужды ближнего, а видим только свои нужды? Нередко случается, что, будучи заняты своими проблемами, мы даже и про ближайших наших родственников забываем и совершенно не интересуемся их проблемами, их нуждами, их горем. Например, не помогаем, не навещаем престарелых одиноких родственников, не говоря уже о знакомых, соседях или просто братьях и сестрах по вере, – оставляем их с их проблемами без всякого внимания и помощи. А ведь, по словам апостола Павла, кто о своих единоверцах и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Если мы так поступаем, то мы хуже язычников или, например, хуже мусульман. У мусульман почти не бывает случаев, чтобы дети бросили своих родителей без заботы и внимания. Христианам ли так поступать? Ведь христианство, православие, есть единая истинная вера, только оно одно имеет всю полноту истины, какая дана Богом человеку. Поэтому с православных на Суде Божием спросится намного строже, чем с представителей других религий и конфессий, ведь кому много дано, сказано в Евангелии, с того много и потребуется. Невозможно, невозможно нам спастись, если будем эгоистами, если будем думать только о себе. Даже если мы и не совершим в своей жизни злых дел и проживем без особо тяжких грехов, то и тогда мы будем осуждены и не сможем войти в Царство Христово. Это видно из описания в Евангелии Страшного Суда, где Господь говорит таким людям: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». То есть эти люди, может быть, и не совершали в своей жизни больших грехов, не причиняли никому зла, однако они и не помогали никому, думали только о себе, и вот этот эгоизм сделал их неспособными войти в Царствие Божие.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

Когда мы говорим о любви к самому себе, она тоже может быть как святой, так и грешной. Если в центре внимания и любви человека находятся Бог и близкие, любовь к самому себе становится здоровой и святой. Если в центре внимания – он сам, а не Бог и близкие, то такой человек напоминает завитую деревянную стружку: внутри – пустота. Любовь и ненависть противоположны, антагонистичны. Возненавидеть мы должны именно те чувства и состояние нашей души, которые являются духовно-фальшивыми и недостойными перед Лицом Божиим. Поэтому слова Христовы не о том говорят, что не надо любить близких, а о том, что любовь к ним должна быть здоровой, святой и в согласии с любовью к Богу. Как быть христианином, если родители не верят в Бога и считают это блажью? Я пришел к вере, но мои родители не верят в Бога, оскорбляют меня и считают это блажью. Как мне правильно строить с ними отношения? Становясь христианином, человек не на курорт отправляется, а начинает жить для вечности: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф.16:24 ). Крест христианина — это подвиг любви ради Бога и близких. Иисус Христос Своей жертвенной любовью победил и пробил броню неверия и греха у многих миллионов людей. Когда человек открывает для себя жизнь Христа и Его Церкви, то обретает бесценное сокровище Вечной Жизни, мимо которого он многие годы проходил. Но это драгоценное приобретение не может появиться просто так, без труда и подвига самого человека, без внутренней борьбы в его сердце. И возможен такой вариант, о котором Господь сказал: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его ( Мф.10:34–36 ). Враги, конечно, не в буквальном смысле. Эти люди всегда останутся нашими близкими, но они могут стать врагами нашей христианской жизни и врагами нашего спасения. Ф. М. Достоевский, повторяя мысли древних христиан-подвижников, сказал о нашем мире: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей» .

http://azbyka.ru/katehizacija/o-nashej-v...

Мф.13:19 . [начало]  Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, Предпосылая эту мысль, Он убеждает нас, чтобы мы с большим прилежанием слушали то, то говорится. Мф.13:20–22 .[продолжение 19-го, начало 21-го]  Приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен Приходит злодей и похищает то, что посеяно в сердце его: это и есть посеянный при пути. А посеянный на каменистой почве, это есть тот человек, который слышит слово и тотчас принимает его с радостью, но корня в себе он не имеет, а подчиняется обстоятельствам времени. – Злодей похищает доброе семя. Вместе с тем обрати внимание и на то, что оно посеяно в сердце, и что есть различие душевной почвы у верующих. Когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. Обрати внимание на слова: «тотчас соблазняется». Отсюда следует, что есть некоторое различие между тем, кого вынуждают отречься от Христа многими мучениями и наказаниями, и, с другой стороны, тем, кто под действием первого преследования тотчас же соблазняется и падает. Мф.13:22 .  А посеянный среди терний это тот, который слушает слово, но заботы мира сего и обольщение богатства подавляют слово, и оно бывает без плода 263 . Мне кажется, что и буквально сказанное Адаму: «Среди терний и колючек будешь вкушать хлеб свой» ( Быт.3:18 ). 264 в таинственном смысле обозначает то, что всякий, отдающийся мирским пожеланиям и заботам временным, будет вкушать небесный хлеб и истинное брашно среди терний. Кроме того, Он присовокупил прекрасные (elegamter) слова: «Обольщение богатства заглушает слово» ( Мф.13:22 ). В самом деле богатство льстиво: оно обещает одно, а делает другое. Обладание богатствами обманчиво, как они переходят то туда, то сюда, и нетвердым движением или покидают тех, которые их имели, или наполняют тех, у которых их не было. Посему Господь и говорит, что богатые с трудом вступают в Царство Небесное, это потому, что богатства подавляют 265 слово Божие и ослабляют силу добродетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Мы продолжаем цикл бесед священника Василия Куценко о Посланиях апостольских. В продолжение разговора о Послании святого апостола Павла к Филиппийцам он размышляет об очередной важной теме — послушании Богу.      Тема послушания очень сложна и в то же время актуальна для современного общества. Сегодня многим кажется, что послушание и свобода несовместимы. А что думал и писал по этому поводу апостол Павел? Апостол Павел в Послании к Филиппийцам представляет читателю образ Христа Спасителя, Который явил полное послушание Богу Отцу: (Хрис­тос) смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2, 8). Автор послания обращает внимание на то, что через послушание Христос совершает наше спасение, и призывает, в свою очередь, к послушанию Богу своих читателей — филиппийских христиан (а через них — каждого из нас): Как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2, 12). Павел не может присутствовать в городе лично, но надеется, что стремление филиппийцев к христианской жизни и спасению не ослабнет и во время его отсутствия. Ведь послушание, о котором пишет апостол, должно оказываться не ему самому, но Господу. Но что вообще означают эти слова: «послушание Богу»? Как и в чем должно проявляться послушание? Ответ на эти вопросы очень важен, ведь апостол ставит послушание в прямую связь со спасением. Чтобы понять мысль автора послания, нам нужно обратить внимание на еще один его призыв: Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас (Флп. 3, 17). Эти слова могут показаться странными — ведь в предыдущих строках того же послания апостол писал, что в христианах должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2, 5), то есть что христиане должны подражать именно Христу и Его послушанию воле Отца. Но на самом деле противоречия здесь нет. Христос не говорит нам: сделайте то и вот это — и будет достаточно, Он не говорит: приходи ко Мне раз в неделю — и станешь лучше других. Нет. Слова Христа однозначны: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). «Отвергнись» в греческом тексте Евангелия от Марка читается как «апарнисасфо», буквальное значение этого — «сказать нет». Христос призывает нас сказать «нет» самим себе. Сказать «нет» так, как Сам Он это сделал: не в славе приходит Сын Божий, не как царь или завоеватель, но как раб.

http://pravoslavie.ru/99777.html

Мы с недоверием стали бы, быть может, озираться направо или налево, и ближним нашим, а не себе приписали бы возможность этого преступления. Блудного сына мы почти всегда готовы искать в том или ином отдалении от нас; но чтобы он мог носить нашу одежду, чтобы мы сами могли быть таковым, это мы допускаем с большим трудом и весьма редко. Не так поступали ученики, каждый из них только за собой следил и опасался за свою собственную слабость. Еще незадолго перед сим они спорили между собою, кто из них должен почитаться большим, но теперь они все объединены в одном, чтобы спрашивать в сердечном смирении и с глубокою скорбью: «Господи, не я ли?» И то, что они предлагали этот вопрос не из чувства ложного стыда и ложной гордости, было прекрасным показателем состояния их веры и сердца. Правильно поступили они и тем, что обратились с этим вопросом к своему Господу и Учителю. Никто не доверялся доброму свидетельству, которое ему в этом отношении представляли его собственные сердце и сознание или его товарищи. Каждый обратился со своим вопросом к Господу. Ему одному желали они верить, и больше никому из людей, тем более себе самим. От Него одного желали они получить утешение и уверение: «Нет, не тебя Я разумел в Своем слове! Не ты это!» И мы, подобно ученикам, слышим скорбное предсказание Господа: «Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Мы слышим эти слова во все страстные дни, во всякой проповеди о страданиях, когда наш взор обращается на предателя. Мы слышим их при всяком торжестве святого причащения, когда обращаем внимание на слова молитвы: «Вечери твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам, яко Иуда… » Эти и подобные слова мы должны повторять постоянно, во всякий час и на всяком месте, чтобы тем заставить себя быть на страже спасения души своей. Поэтому, когда мы обратим внимание на строгие слова Спасителя «подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут» ( Лк. 13, 24 ), – то спросим: «Не я ли, Господи? не принадлежу ли и я к числу тех, для которых закрыто Царство Небесное?» Когда мы услышим потрясающие слова Господа: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф. 7, 23 ), – то спросим Его: «Не я ли, Господи? Не принадлежу ли и я к числу делающих беззаконие, которых Ты в Свой великий день не признаешь Своими?» Когда мы услышим скорбь апостола: «Многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Негельсбах считает автобиографическое понимание третьей главы затруднительным в ином отношении. Он не отрицает, что Иеремия, если бы он был автором книги Плач, имел бы право говорить в ней о своих страданиях. Но Негельсбаха смущает то обстоятельство, что пророк говорит о себе в самом центре произведения, в той главе, которая в общем плане книги Плач выдается также, как вершина Монблана при закате солнца. 396 Едва ли, замечает Негельсбах, пророк, всегда отличавшийся скромностью и смирением, мог бы поставить свою личность в самом центре произведения. – Трудно однако же понять, какие преимущества могло принести пророку это центральное положение и почему оно не мирится с скромностью пророка. Правда, Негельсбах мог бы сказать, что, поставляя себя в центре, пророк делает себя предметом особенного внимания своих слушателей. Но ведь для этого слушатели должны были сознавать, что третья глава представляет собой логический (а не пространственный) центр произведения. Между тем, заметить такое значение третьей главы оказался в состоянии только Негельсбах, да 3–4 других исследователя. Большинство же за третьей главой такого значения не признает и, как мы видели, весьма основательно. Итак, ни одно из указанных возражений не может служить препятствием искать в третьей главе автобиографических черт. Места, в которых заметны такие черты, привлекают к себе внимание сами собой. Места эти следующие: Я человек, испытавший горе От жезла гнева Его. Он повел меня и ввел Во тьму, а не во свет. Так, Он обратился на меня, И весь день обращает руку Свою (3:1–3). Я стал посмешищем для всего народа моего Вседневною песнью их (3:14). Если принять во внимание все те внутренние страдания, с какими связано было для Иеремии его пророческое служение, то для нас станут совершенно понятны приведенные слова книги Плач. Пророк Иеремия есть «величайший трагический герой, какой когда-либо выступал в истории». 397 В продолжение всей своей жизни он переживает тяжелую внутреннюю борьбу. Он всей душой привязан к родине. И вот, за целое поколение до разрушения Иерусалима он уже хорошо знает, что гибель народа неизбежна. Пророк одушевлен любовью к своим соотечественникам. Но в ответ на эту любовь он встречает лишь преследования и насмешки. «Я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мной… Слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние ( Иер.20:7–8 . Ср. 15:15). Пророк хотел бы оставить тяжелое служение. Но пророческое слово, как огонь, сжигает его сердце, и он вновь идет с проповедью к жестоковыйному народу ( Иер.20:9 ). Так, слова 1–3 и 14 стихов третьей главы книги Плач становятся вполне понятными лишь при том условии, если относить их к Иеремии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010