Так, блаженный Иосиф, который великодушно претерпел обиды, везде прославляется как победитель, ибо он терпением победил и братьев своих, и египетскую жену, оклеветавшую его, а так как терпение с кротостью и незлобием побеждает эту сильную, естественную, противоборствующую и трудно преодолеваемую страсть, то, значит, и терпеливый человек сильнее крепкого телом, храброго и прославленного воина, побеждающего супостатов. Итак, узнав, что муж долготерпеливый, господствующий над своим сердцем, укрощающий и побеждающий в себе естественную страсть гнева и ярости, сильнее самых храбрых воинов, скажем без сомнения, что польза человеку от терпения велика, и потому хорошо говорит Евангелие, заповедуя «терпением спасать душу свою» ( Лк. 21:19 ). Предложу еще другой вопрос: знает ли кто-либо, как можно сделать враждебного недруга другом? Нет иного способа для этого, кроме терпения: не мстить, а еще более делать ему добро. Соломон, а также и святой апостол Павел советуют: «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» ( Притч. 25:22 ; Рим. 12:20 ). Что значит благотворением собирать врагу на голову горящие уголья? Какой смысл в этих словах? Кто-нибудь скажет, что когда кормишь и поишь врага своего, то сам твой хлеб и соль убивают его. И я сам подумал бы так, но толкователи Божественного Писания объясняют это иначе, говоря, что как в теле между всеми его членами самый главный член – голова, так в душе главнее всего ум. Ум как бы голова души; и голова эта душевная – ум – бывает теплой, бывает и холодной. Она тепла, когда имеет в себе теплоту истинной любви к ближнему, и холодна, когда содержит не любовь, а вражду к нему. Поэтому, когда ты начнешь воздавать другу твоему, не имеющему теплоты любви, добром за зло, благодетельствуя ему, то такое твое благодеяние делается ему как бы углем огненным, согревающим его холодную голову, ум. Ибо, видя твое терпение, незлобие, а также благодеяние, творимое ему тобой, он устыдится, начнет упрекать себя в своей совести, сожалеть о своей несправедливой вражде и почувствует к тебе приязнь и любовь. И так ты согреешь его, как бы горящим углем, любовью к тебе, и твой бывший недруг сделается твоим добрым другом. Что это истина, мы можем убедиться из примера Давида и Саула.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мы должны знать, что враг делает невероятные усилия, чтобы отклонить человека от молитвы и от добродетели вообще, что он готов для этого дать человеку все сокровища мира. От врага сила не отнята, как мы видим из жития преподобной Евдокии (1 марта ст. ст.). Когда Архангел Михаил вознес душу преподобной Евдокии на воздух, тогда явился страшный образом (сатана) и говорит Архангелу: «Оставь ярость и послабь немного узы, которыми я связан. Увидишь, что я в мгновение ока истреблю от земли человеческий род и наследия его не оставлю». Видишь ли, что силу он имеет, только власти не имеет, даже и над свиньями, как видно из Святого Евангелия ( Мк. 5, 12–13 ). Господи, богомудрые отцы открывают нам знание о том, что враг делает все для него возможное, чтобы нас отклонить от молитвы и добрых дел. А для этого враг готов дать нам все сокровища мира, чтобы мы увлеклись ими и только о них и думали, и только их искали. И мы эту наживку, как рыба крючок, заглатываем и идем на поводу у врага нашего спасения. Прости нас, Господи, что этими приманами мы легко оставляем молитву и прочие добрые дела. И еще мы должны знать, что сатана имеет силу, направленную на истребление рода человеческого, а вот власть ему для этого не дана. Не имея же власти, он не может помешать нашему спасению, лишь бы мы имели веру в спасающую силу Твоего Сына, Иисуса Христа. Господи, прости нас за слабую веру в спасающую силу Иисуса Христа, Господа нашего, Который разрушил царство сатаны и лишил его власти вредить роду человеческому. 3. Смирение и внимание себе в добродетели Для спасения человеку необходимо смирение: насколько человек смирит себя пред Господом, настолько и обрящет благодать. В житии святого Евстафия Плакиды (20 сент. ст. ст.) мы читаем, как Господь явился ему и сказал: «Когда ты придешь в глубину смирения, Я вознесу тебя и прославлю на небесах пред Ангелами Моими». Господи, для спасения нам необходимо смирение: его проявлению в нас соответствует дар благодати. Мы не твердо об этом помним и умножением в себе смирения не озабочены. Прости нас, Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

3142 польск.: ilekro si obwizuje ku Bozeinu przikazaniu – всякий раз, когда обязуется жить по заповедям Божиим; 3170 полное оправдание, искупленье (в польск.: zupenie dosy uczynienie, в лат.: plena saisfactio); 3186 Прикладный живот святаго Евстафиа и о навращении блудящаго. – Византийское «Житие Евстафия Плакиды», одно из житий-мартириев, построенное по схеме позднегреческого романа, было известно на Руси уже в Киевскую эпоху и широко переписывалось в течение нескольких веков. Оно было включено в XVI в. в Великие Минеи Четьи митрополита Макария под 20 сентября. Ранний перевод жития Евстафия см.: наст. изд., т. 3, с. 10–26. 3201 ...елень Валаама... – Согласно библейскому рассказу (см.: Числ.22:21–33 ), ослица (а не олень), на которой ехал прорицатель Валаам, остановилась, потому что путь преградил невидимый Валааму ангел с мечом. Валаам побоями побуждая ослицу двигаться, пока она не заговорила человеческим голосом. Тогда очи Валаама отверзлись, он увидел ангела и преклонился. 3206 ...яко приял еси воду и дар ласки моей. – Т. е. воду крещения и благодать, даруемую при крещении. 3208 ...будеши, яко же вторый Иов. – Библейский персонаж, благочестивый и долготерпеливый праведник, о котором повествуется в Книге Иова. История Иова такова: Сатана сказал Богу, что Иов праведен, пока счастлив, но стоит ему лишиться счастья, как исчезнет все его благочестие. Испытывая Нова, Бог насылает на него одну за другой всевозможные напасти (он потерял богатство, умерли дети, он был поражен страшной болезныо и лежал «на гноище» за воротами и др.), но Иов остался непоколебимым в вере и не возроптал. После этого искушения Бог вернул Иову все, что тот потерял, – былое богатство, семью, почетную жизнь, он также получил награду на небесах. 3271 в польск.: by te bogaty, bo sam тше mia, czymby si odkupi – не был также богат, ибо сам не имел, чем бы откупиться; 3285 Историа о Аполлоне, короли тирском, и о Тарсе королевне. Приклад, что печаль пременяется в радость. – «История о Аполлоне» – позднегреческий роман, дошедший в латинской версии, переведенной на многие европейские языки. В польские «Historie rzymski» была включена в переводе с чешского языка. «История об Аполлоне», входящая в «Римские деяния», в XVII в. была переработана русским книжником-традиционалистом, создана ее дидактическая редакция, опубликованная в 15-м томе наст. изд. (с. 358–376).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господь являет милость Свою к рабам Своим не в земном благополучии, а в земных скорбях. Очень утешительно изложена эта мысль в житии великомученика Евстафия Плакиды: там сказано, что если Господь и даст земное благополучие рабам Своим, то на короткое время, чтоб они не испортились. Благополучие неизменное очень портит сердце. При нынешних переменах я могу ожидать, что предложат на покой: надо это счесть за великую милость Божию, дарующую время для тщательного покаяния. Извини меня пред А. С. – что не затеваю с ними переписки, хотя и сохраняю всю прежнюю любовь. Я вообще прекратил переписку со всеми и пишу только при крайней нужде. В мои годы и при слабости моего здоровья мне не до переписки и не до земных помышлений, а как бы почаще вспоминать о смерти и приносить Богу покаяние, пока поприще покаяния не отъято. Относительно моих сочинений передай о. архимандриту, что я никак не желаю, чтоб ныне они были напечатаны, по многим причинам, между прочим и по той, что я их выправляю и пополняю. Так «Правила для наружного поведения новоначальных» выправлены и к ним приделана другая половина, в пять раз больше первой, о душевном делании для новоначальных. «Слово о смерти» я выправил и послал к Московскому митрополиту с прошением о разрешении напечатать, как опыт аскетических трудов моих. Что будет? Не знаю. – Если Богу угодно будет, то мне желалось бы напечатать собрание моих сочинений, пересмотревши тщательно, и напечатать под собственным моим наблюдением. Если же этого Богу не будет угодно, то выправленная рукопись может остаться по смерти моей тому, в чьи руки Бог приведет ее, и может быть напечатана или и ненапечатанного послужить кому-либо в душевную пользу. У о. архимандрита имеется снимок многих моих сочинений в память о мне грешном и в память того, что я хотя сам мало знал, но что знал, то братии сообщал в общее спасение. Почему прошу и молю о. архимандрита моих сочинений не печатать ни в целом виде, ни в выписках, ни в переделанном виде. Мне старец Исаия говаривал: «Не пиши! Не для кого!» 583 (738, 280). О благолепии Сергиевой пустыни и своей жизни на Кавказе

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

директор департамента сказал, что Вы ходатайствуете о перемещении инородцев из гимназии в учит. семинарию вместе с ученической квартирой и, по-видимому, Ваша мысль имела сочувствие у высшего начальства. Я в своем мнении тоже высказался о ненадобности научного классического образования для азиатов, киргиз, сартов и т. п. Не сговариваясь, мы сошлись в мыслях: значит, далеки мы расстоянием, но близки сердцами. 12 октября I883 года. Письмо 22 Ваши телеграммы и письма все получил, в том числе и последнее письмо из Ташкента. Очень рад, что положение Ваше в обществе и служебной обстановке стало крепко. Но в газетах сообщают, что почва-то Ташкентская заволновалась и у Вас многие домы дали трещины. Этой участи не подверглась ли и Ваша гимназия? Защити Вас Царь небесный. Газету Вашу читаю с интересом не менее людей, непосредственно в ней заинтересованных. Теперь я по делу. Преосвященный Макарий Алтайский недавно писал мне ответ на мое письмо о киргизских переводах, которые напечатаны: Житие Евстафия Плакиды и Начальное наставление крещающемуся киргизу. Я слышал от киргизов, что они изложены складно и правильно по-киргизски. Я настаивал на том, чтобы эти переводы соображались по возможности и с говорами других киргиз, а они делаются в Букони. У преосвященного Макания завязалась переписка с Вашим преосвящ. Неофитом. В одном (последнем) письме преосв. Неофит излагает свой взгляд на миссионерство. Молитвы-де нужно заучивать по-русски, а, чтобы лучше и чаще произносили крещаемые киргизы эти молитвы, их учить русскому языку с детства. Эту идею возымел преосвящ. Неофит по тому случаю, что один киргиз с женой, пожилые и беднейшие, заявились к Владыке с просьбой о крещении. Он их поручил оглашать начальнику киргизского пансиона, а монахам своим велел обучать их молитвам по-славянски. Когда все было копчено в два-три месяца, преосвященный пожелал сам выслушать и попытать знание киргизов. Но он ни слова не понял и не разобрал, даже не угадал, когда они ему читали Символ веры , – так они переломали славянские слова. Владыка заключил, что для сего нужно киргиз учить русскому языку с малолетства. Интересно, как он не дошел до более логического и близкого вывода, что молитвы следует изучать на родном языке, т. е. на киргизском? Шлю Вам экземпляра по 3–4 двух киргизских книжек, дабы в них вникли, т, е. получили б о них некоторое наглядное понятие, и присоветуйте (пожалуйста) преосвящ. Неофиту, чтобы он дозволил и даже приказал учить киргиз молитвам-то по-киргизски. В одной книжке есть главнейшие молитвы и Символ веры . Подскажите преосвященному идею, до которой он, пожалуй, не скоро додумается. Припомните, что вон в Петербурге на него смотрят плохо. Эта его странность может ему еще повредить, ну, его пошлют на покой, а пришлют в десять раз хуже, что тогда будет? –

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Думается даже, что будь на стенах у о. Исидора не лубочные картины, а настоящая живопись, – келлийка потеряла бы свою кроткую уветливость: Бог любит смирение, и в скудости совершается сила Его. Вот, ты вошел в келлию. Справа от икон – окно, а под ним – столик с набросанными книгами, письмами, бумагами. Слева же от икон – скамеечка, затем – столик, на котором лежали обыкновенно истершаяся епитрахиль, поручи с отрепанными краями и разные нужные вещи, и, затем, полочка. Над столиком – два оконца. На окнах стоят, как говорил Батюшка, «цветы»: банки со мхом, жестянки из-под консервов, – с какой-нибудь выполотой садовником сорной травой, – горлышко бутылки, заткнутое пробкой и налитое водой, чтобы служить сосудом для какого-нибудь «цветка», бутылка с отломанной ветвью ивы; – всего и не припомнишь, что стоит на подоконнике у о. Исидора. В прихожке – небольшой шкафик с посудой, да столик, на котором иногда устраивался чай. Тут же – деревянные вешалки из суковатых палок, – совсем оленьи рога; и их обязательно показывает посетителю о. Исидор. Если пройти сенички насквозь, то выйдешь в небольшой садик, шириной никак не более двух аршин, разбитый между скитской стеной и домиком, огибающий домик и огороженный с других сторон высоким тесовым забором с калиткой. Эта – так называемая «Внутренняя Пустынь» о. Исидора, куда он уединяется на молитву и для духовных размышлений. Над «Внутренней Пустынью» растут высокие ивы, иногда всю «Пустынь» убеляющие летящим с них пухом. А Батюшка, с детской радостью, оглядываясь кругом, сообщает: «У меня – снег». Растут еще в «Пустыни» выполотые садовником травы, крапива, лук; иные – в жестянках, подобранных Старцем из сора, иные – прямо в земле. Тут же живут у Старца жабы и всякая тварь живая. Имеется столик на обрубке дерева, еще обрубок для сидения, сидение, сложенное из камней, которые с разных мест стащил сюда хозяин «Пустыни». Но у всего, что ни видит здесь твой глаз, – свое символическое значение: ива – это дуб Мамврийский, под которым праотец Авраам принял Пресвятую Троицу 5 ; каменное сидение – это Фиваидская скала 6 ; ветвистые сучья с деревянным крестом между ними, прибитые к дереву (что прямо против калитки) в углу «Пустыни» и напоминающие оленьи рога, – это, по словам Старца, видение Евстафия Плакиды 7 . В «Пустыни» нет ни одного уголка без значения. Самый воздух растворен воспоминаниями о жизни Праотцев и Святых, и для о. Исидора события Священной и Церковной Истории гораздо ближе, ярче и живее, нежели сутолока мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Поучение. Затем женское симбокквай; говорили трое: жена катихизатора — Любовь, о необходимости общественной молитвы: было у нее написано, и весьма длинное рассуждение; вероятно, с помощью мужа составлено; потом Акилина — из школы в Коодзимаци — Житие Святого Иокима и Анны рассказала, затем Варвара — из той же школы — докончила Житие святого Плакиды- Евстафия, начатое в прошлое собрание; значит, все говорившие — воспитанницы Миссийских женских школ, и на них возложена была сия обязанность навсегда; местные христианки отозвались своим неумением и неспособностью к кооги; но я убедил их переменить решение, указал, что и совсем безграмотные отлично говорят кооги, при желании делать то, готовясь при помощи катихизатора; согласились, наконец, и избрали из себя трех к следующему собранию; хотели было избрать совсем малых девчонок, я восстал и против этого, убедил избрать больших; дети же могут, кроме того говорить, если приготовят, равно, как могут говорить и вышеозначенные воспитанницы школ, если захотят, кроме избранных трех говорящих, ибо, например, в Хакодате я видел говорящими человек 15 в одно собрание. Катихизатор Варнава обещался помогать христианкам готовить их кооги. Говорить и вперед положили в субботу вечером после общественной молитвы — не в воскресенье, как везде. Братий убеждал я также завести кооги-квай; вероятно, завтра решат завести. В одиннадцать часов собрание кончилось, и ночевать повели далеко-далеко в какую-то гостиницу, где и поместили в тесной и очень холодной комнате нас двоих с о. Семеоном.     1/13 ноября 1892. Воскресенье.     Канума. Никко.    Ночью, с четвертого часа, не дали спать — все возили что-то по переулку, причем возчики распевали во все горло; кажется, готовились к сегодняшнему здесь «муне-анге» в строящемся новом доме; встали мы с о. Семеоном чем свет, умылись, помолились, причем оказалось, что о. Семеон только одно начало утренних молитв знает на память, даже «Помилуй мя, Боже» прочитать не мог, — молитвенника же не догадался вчера захватить с собой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3733...

Плакахуся вси о нем зело, разлучающеся друг от друга и ведуще, яко уже ему к ним не возвратися» 613 . Или в житии Евстафия Плакиды, после рассказа о потере Евстафием детей: «Кто исповесть болезнь сердца его, рыдание и плач мног?» и далее в подобных же выражениях описывает всю глубину постигшего Плакиду несчастия 614 . В житии св.м. Севастиана, передав о том, как к мученикам в темницу пришли родные, Святитель говорит: «И что творити имеяху непобедимая та сердца? Ни едина им мука сице одолети можаше, якоже то искушение, естественною бо любовию к престарелым родителям, к женам же и чадам и сродникам побеждающеся, и жалостию сокрушающеся, начаша усумневатися и, аки трость, колебатися от ветра и воск от огня таяти сердцы своими» 615 ... Метафраст просто говорит, что Афродития и ее дочери «старались склонить» св. Агафию к идолопоклонству, – у Святителя: «Украшаху бо ю многоценными одеждами, даяху дары, представляху многоценные сладкие различные снеди и пирования, составляху лики и плясания, играющим мусикиям, и всякие мирские бесчинные действа и глумления перед очима ее творяху» 621 . У Метафраста отец наказаниями старался заставить св. Иулианию отречься от Христа, – у Святителя: «На землю пометающе ю, за власы терзающе, ногами попирающе, не яко родитель, но яко мучитель» 622 . В житии св.м. Ореста у Метафраста князь Максимин говорит Диоклитиану, что «постарается совершенно погубить христиан», у Святителя: «На колесах раздроблю плоти их и сломлю кости их, мечем убию, зверем в снедь дам, и всячески погублю их, потреблю от земли память не поклоняющихся великим богом и твоей державе не повинующихся» 623 . В источниках только упомянуто, что когда св. Фекла брошена была зверям, они не тронули ее, – у Святителя звери «узревше девицу, стоящу нагу, главы своя к земли приклоняху и очесы зряху долу, аки стыдящеся наготы девические и возвращахуся от нея» 624 . В подлиннике св. Харитина, осужденная на позор толпе развратников, после молитвы к Богу об избавлении, «тотчас же с миром предала свою душу, принеся ее и тело в жертву Тому, из-за которого все считала за ничто и решила лучше умереть, нежели согрешить даже против желания». У Святителя это изложено так: «Созванным же бывшим безстудником, и уже пояти ю хотящим, абие предаде чистую и непорочную свою душу в руце Господа своего и остася мертво девическое тело посреде мерзких и нечистые похоти исполненных безстудников» 625 . Встреча свв. Ксенофонта и Марии с иноком-рабом, спасшимся от кораблекрушения, в подлиннике передана в таких выражениях: «Тогда они спросили его о детях и ничего, кроме того, что оне утонули в море, не узнали». У Святителя вместо этих слов – целая сцена: «Повеждь нама, молим тя, – говорят святые рабу: «Где еста сына наю скажи, Господа ради, скажи!» Инок же проелезився рече: «В мори, разбившуся кораблю, койждо нас деку, какову можаше, похитивши, плавахом, бурею разносими» 626 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Страсти Христовы яве подражав, и сего испив усердно чашу, общник, Евстафие, и славы снаследник был еси, от самого всех Бога приемля с высоты божественное оставление. 5878 Траян был одним из лучших римских императоров: много заботился о благе своего народа, вполне преобразовал государственное правление, расширил пределы империи счастливыми войнами, основал новые города. Однако и он преследовал христиан. 5879 Языческое имя св. Евстафия, точнее по римскому произношению «Плациды», от латинского слова placidus, означающего «тихий», «ровный», «спокойный», «мягкий», «кроткий». Наименование, прекрасно характеризующее высокие нравственные качества св. Евстафия еще до обращения его в христианство. 5880 Тит – римский император, сын и преемник императора Веспасиана, царствовал с 79 по 81 год. В царствование своего отца был послан с многочисленным войском в Иудею, для наказания иудеев, возмутившихся против римской власти. Об этой именно войне здесь и упоминается. Война окончилась в 70 году разрушением Иерусалима и храма Соломонова. 5881 Т.е. – по направлению к Средиземному морю, которое нужно было переплыть на корабле, чтобы достигнуть Египта. Египет – страна, лежащая в северо-восточной части Африки. В описываемое время Египет находился под властью римлян, которой подпал окончательно в 30-м году до Р. Х. 5882 В житии он называется «варваром». Так греки, а вслед за ними и римляне называли всех вообще чужестранцев. Это была презрительная кличка, обозначавшая грубость и невежество других народов. Вместе с тем наименованию сему усвоено в Писании и понятие вообще человека бесчеловечного и свирепого. Вероятно, это был один из тех морских разбойников, которые тогда еще нередко наводили ужас на побережья Средиземного моря, уводили и продавали красивых женщин и девушек в рабство, бесчеловечно умерщвляя тех, кто им в этом препятствовал. 5883 Здесь разумеется известный подобный же пример из жизни ветхозаветного патриарха Авраама и жены его Сарры вскоре после переселения их в землю ханаанскую. Когда Авраам во время наступившего голода пришел в Египет, фараон за красоту Сарры хотел было взять ее себе в жены, но Господь не попустил сего и поразил за Сарру тяжкими казнями и царя и двор его ( Быт. 12:11–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Где и когда было переведено «Житие Евстафия Плакиды»//Мир житий. М., 2002. С. 26-37; она же. Фреска «Чудо на охоте» из ц. Николы Меленки в Ярославле и др. изображ. св. мч. Евстафия Плакиды: Иконография и лит. источники//VII Научные чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2003. С. 118-134; она же. Житие Евстафия Плакиды: Особенности идейно-худож. структуры//Литература Др. Руси: Коллектив. монография. М., 2004. С. 25-46; она же. «Житие Евстафия Плакиды»: От Нестора до Милорада Павича//ГДРЛ. 2004. Сб. 11. С. 281-320; она же. «Житие Евстафия Плакиды»: Известные и неизв. переводы и редакции XVII в.//Там же. 2005. Сб. 12. С. 482-516; она же. Царь-нищий: К вопросу об источниках «Повести о царе Аггее»//Макариевские чт. Можайск, 2005. Вып. 12. С. 310-318; Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды)//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5-19; Димитрова М. Към въпроса за новобългарските преводи на дамаскиновите слова//Медиевистика и културна антропология. София, 1998. С. 442-451; Лаушкин А. В. К истории возникновения ранних проложных сказаний о Михаиле Черниговском//ВМУ: Ист. 1999. 6. С. 3-25; Ивакин Г. Ю., Пуцко В. Г. Киевский каменный рельеф с изображ. Евстафия Плакиды//Рос. Арх. 2000. 4. С. 160-168; Сидоренко Г. В. О персонификации образа на вновь найденной шиферной плите на территории Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 217-224; Мельник А. Г. Старейшая икона Ростовского музея//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 184-190; Сохраненные святыни Соловецкого мон-ря: Кат. выст. М., 2001. С. 150-154; Архипова Скульптурний декор в apximekmypi давнього К., 2002. 18/19. С. 27-36; Л. Повернення до ampuбyцiï рельïфу «Hebiдoмoro святого вершника»//Там же. С. 37-46; Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 312-317; Попов Е., прот. Святые, имеющие особенную благодать помогать в различных болезнях и др. нуждах. М., 2002; Хрушкова Л. Г. Раннехристианские памятники Вост. Причерноморья (IV-VII века). М., 2002. С. 385-393; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле.

http://pravenc.ru/text/187479.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010