Соч.: Ист. описание Николаевской Берлюковской пуст. М., 1889; Акафист св. мц. Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. СПб., 1893. М., 1992; История подлинного Нерукотворенного образа Спасителя. М., 1894. СПб., 2000; Жизнь и страдания св. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. М., 1897; Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. М., 1897; Житие, чудеса и открытие честных мощей новоявленного угодника Божия св. Феодосия Углицкого, архиеп. и чудотворца Черниговского. М., 1897; Сказание о мытарствах прп. Феодоры. М., 1897; Великий пост: Святоотеческое учение о посте и беседы христианина со своей душой во дни св. четыредесятницы. М., 1898. СПб., 2000; Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия. М., 1898; Жизнь и страдальческая кончина св. вмч. Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и детей их Агапия и Феописта. М., 1898; Жизнь и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия. М., 1898; Жизнь св. Макария Египетского. М., 1898; Жизнь и страдания св. мч. Трифона и почитание его в России. М., 1898, Жизнь и страдания св. вмц. Варвары. М., 1899; Жизнь и страдания св. вмц. Екатерины. М., 1899; Явления и чудотворения святых семи архангелов. М., 1899, 1996; Ад и рай: Святоотеческое учение о вечных муках ада и вечном блаженстве рая и видение рая святыми. М., 1900, 2003р; Жизнь и покаяние прп. Марии Египетской. М., 19002; Покровители брака: Жизнь св. мучеников Гурия, Самона и Авива и св. чудотворцев муромских кн. Давида и кнг. Евфросинии, в иночестве Петра и Февронии. М., 1900; О памятниках древнерус. иконописи в Берлюковской пуст.//Моск. ЦВед. 1901. 30. С. 348-351; Плач Пресв. Богородицы при Кресте Господнем. М., 1901; Небесные друзья трезвости: Жизнеописания прп. Моисея Мурина и св. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. М., 1903, 1996; Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904 (то же, под назв.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р); Правосл. мон-ри Рос. империи: Полный список. М., 1908.

http://pravenc.ru/text/171685.html

Юж. фасад И., обращенный в сторону села, был полностью покрыт росписью, датируемой XII в. и исполненной, очевидно, провинциальным мастером ( Аладашвили, Вольская. 1987. С. 106). Вероятно, живопись юж. фасада была рассчитана на восприятие с большого расстояния. Роспись занимает 2 регистра стены, разделенные полосой орнамента «гармошка». В верхнем регистре, начинающемся под карнизом, помещен поясной 7-фигурный Деисус. Сохранились изображения Иисуса Христа, Пресв. Богородицы и архангела. Каждая фигура была обрамлена прямоугольниками серого и коричневого оттенков, расположенными в шахматном порядке: подобный тип обрамления характерен для сванской школы иконописи, он часто встречается на сванских иконах. Тесная взаимосвязь стенной росписи со станковой живописью типична для Сванети. Во 2-м регистре была расположена сцена охоты вмч. Евстафия Плакиды (утрачена) (Там же. С. 104). Арх. Михаил. Икона. XII–XIII вв. (ц. Архангелов в Ипрари) В 1910 г. прав. Евфимий Такаишвили, путешествуя по Сванети, описал нек-рые храмы и их утварь. В И., по его данным, хранилось 12 ценных предметов, среди к-рых - чеканные иконы Спасителя и вмч. Георгия (XVII-XVIII вв.) ( Такаишвили. 1937. С. 208). Прав. Евфимий описал 3-створчатый живописный складень (не сохр.). В центре изображена Пресв. Богородица с Младенцем, справа от Нее помещена фигура ктитора, подписанная «Давид». На створках складня находятся фигуры св. Иоанна Предтечи и ап. Иоанна Богослова. Давид и его супруга Гванца упоминаются в надписи на оборотной стороне иконы. Прав. Евфимий отождествил ктитора с груз. царем Давидом V, сыном груз. царя Георгия IV Лаши. Гванца, дочь Рачинского эристава Кахабери, в 1252 г. стала 2-й женой царя, в 1263 г. скончалась. На основании этих данных прав. Евфимий предположил, что икона могла быть написана не ранее 1252 г. и не позднее 1263 г. (Там же). В иконостасе И. сохранились живописная поясная икона арх. Михаила и Деисус. Образ архангела (73×50 см) датируется с большой долей вероятности XII-XIII вв. Экспрессивность изображению придают широко раскрытые глаза архангела, декоративные детали (искусно обработанная драпировка). Для обрамления использованы прямоугольники неск. оттенков, расположенные в шахматном порядке ( Алибегашвили. 1978. С. 169-170). Деисус написан на 2 досках: на одной помещены фигуры Иисуса Христа и св. Иоанна Предтечи, на другой - фигура Пресв. Богородицы. Графический характер исполнения, овал лица, своеобразная проработка глаз и т. д. указывают на исполнение иконы в XII-XIII вв. и на тесную связь с др. иконами местного происхождения того же периода ( Кения, Аладашвили. 2000. С. 46).

http://pravenc.ru/text/673809.html

В поствизант. период были построены 4 оборонительные башни. В сер. XVII в. мон-рь был разграблен и сожжен, а его насельники убиты. Во время господства венецианцев на Пелопоннесе (1685-1715) Л. был заселен монахами-капуцинами. Когда турки отвоевали полуостров, капуцины покинули мон-рь, увезя с собой 2 плиты с ктиторскими надписями. В 1719 г. был подтвержден ставропигиальный статус мон-ря, к-рый был получен не позднее 1607 г. Согласно монастырскому преданию, в период османского владычества в Л. действовала «тайная школа». В 1740 г. иером. Дамаскин отправился для сбора пожертвований в Россию и впосл. получил в подарок от имп. Елизаветы Петровны сумму в размере 10 тыс. грошей, а также серебряный крест, Евангелие в серебряном окладе, энколпион с мощами святых и 11 частиц мощей. По свидетельству игум. Констанция (Кораллиса) (1833), от этих святынь происходили исцеления. Во время нашествий саранчи и жуков в обители совершали молебен с погружением в воду мощей, и после окропления полей насекомые исчезали. В 1765 г. Л. предоставил свое подворье вмч. Димитрия близ с. Айос-Иоанис для создания школы. В 1790 г. мон-рь взял под свое попечение все школы взаимного обучения в Кинурии. Во время Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. насельники Л. помогали повстанцам, поставляя им пищу и оружие, а игум. Неофит был членом «Дружественного общества» («Филики этерия»). 5 авг. 1826 г., накануне престольного праздника, Ибрагим-паша поджег мон-рь, но собор, сев.-вост. башня и 2 кельи уцелели. Спасение собора связывают с чудесным заступничеством вмч. Евстафия Плакиды. В 1829 г. античные предметы, собранные монахами и хранившиеся в мон-ре, были переданы в первый созданный И. Каподистрией Археологический музей на о-ве Эгина (в 1850 перемещены в Национальный музей в Афинах, а в 1959 - в Археологическую коллекцию Астроса, за исключением статуи Афины и капителей колонн, переданных в Археологический музей Триполи). К 1833 г. монастырский комплекс был восстановлен, но в 1834 г. Л. был закрыт в связи с монастырской реформой. По многочисленным просьбам жителей мон-рь был открыт королевским указом 1837 г. Однако за эти годы из Л. были вывезены мн. археологические находки (напр., голова Мемнона, к-рая в наст. время хранится в Пергамском музее в Берлине). В 1844 г. Л. предоставил монастырское владение в Каливия-Долианитика для строительства церкви и школы. Звонница над зап. входом в собор была возведена в 1870 г.

http://pravenc.ru/text/2110881.html

Освальда, Свитуна и Эдмунда. В сочинениях Эльфрик обращался к Деяниям св. апостолов Андрея и Варфоломея (Нафанаила), из общехрист. святых к прп. Венедикту Нурсийскому, сщмч. Клименту, еп. Римскому, вмч. Георгию Победоносцу, прп. Макарию Великому и др. Помимо произведений Эльфрика от 950-1150 гг. сохранилось ок. 30 анонимных древнеангл. житий (Жития свт. Августина, архиеп. Кентерберийского, вмч. Евстафия Плакиды, прп. Марии Египетской, мч. Христофора, св. Милдреды, свт. Хада и проч.). В кон. XI в. мон. Колеман († 1113) составил Житие свт. Вульфстана Вустерского, к-рое сохранилось только в лат. переводе Уильяма из Малмсбери (ок. 1090 - ок. 1143). После нормандского завоевания (1066) традиция Ж. л. на народном языке пришла в упадок. Лат. агиография в кон. XI - нач. XII в., напротив, переживала подъем, что было вызвано в первую очередь стремлением англ. книжников «оправдать» англосакс. святых перед прибывшими из Нормандии церковными иерархами, к-рые часто относились к этим святым с подозрением. Развитие англ. Ж. л. в этот период связано с церковными писателями Госцелином († 1098), Осберном († ок. 1092), Эадмером (ок. 1060 - ок. 1128). Госцелин, переезжая с 1080 г. из одного англ. мон-ря в другой в поисках материалов для агиографических сочинений, составил т. о. жития святых, почитавшихся в Шерборне, Баркинге, Рамси, Или. Для Госцелина было характерно некритическое отношение к имевшимся в его распоряжении сведениям, тем не менее его сочинения являются ценным источником для изучения местного почитания святых в позднеанглосакс. период. В сочинениях Осберна, регента кафедрального собора в Кентербери, прослеживается явная полемическая и патриотическая направленность. Написанные им Жития свт. Эльфхеаха и свт. Дунстана в большой степени способствовали возрождению офиц. почитания этих святых. Преемник Осберна на посту регента Эадмер составил новые Жития святых Вильфрида, Дунстана, еп. Освальда и еп. Брегвине. Написанное им ок. 1123 г. Житие свт. Ансельма Кентерберийского положило начало новому направлению в англ. Ж. л.: это была гл. обр. биография святого, составленная зачастую на основе личных воспоминаний. С XII в. жанр жития-биографии прочно занял свое место в англ. Ж. л. (см., напр., Жития св. Годрика (автор Реджинальд Даремский), св. Гугона Линкольнского (автор Адам из Ившема), св. Фомы Бекета (автор Иоанн Солсберийский )). Уильям из Малмсбери, следуя примеру прп. Беды Достопочтенного, включил агиографические повествования в свои сочинения «Деяния английских королей», «Деяния английских епископов» и «О древностях Гластонберийской Церкви». Он составил также Жития св. Дунстана и св. Вульфстана. В его работах, как и в определенной мере в сочинениях Эадмера, продемонстрировано характерное для XII-XIII вв. соединение агиографии и историографии: едва ли не все авторы, внесшие свой вклад в расцвет англ. хронистики этого периода, были авторами и житийных сочинений ( Гиральд Камбрийский, Иоанн Солсберийский, Матвей Парижский (Мэтью Парис) и др.).

http://pravenc.ru/text/182317.html

Чтобы яснее показать великие труды святого на благо нашей Церкви, перечислим здесь его переводы: 1) Евангелие от Иоанна; 2) Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова; 3) Псалтирь, переведенная с верного греческого подлинника; 4) полная Библия ; 5) все поучения свтт. Василия Великого, Григория Богослова, творения препп, Мартирия, Иоанна Кассиана Римлянина, Максима Исповедника, Аввы Дорофея, Исаака Сирина, " О мести детей Каиновых " свт. Василия Великого, " Диалоги " свт. Григория Двоеслова, Папы Римского, " Лествица " преп. Иоанна Лествичника, " Беседы " преп. Макария, " О восьми пожеланиях " преп. Максима, " О двух естествах Сына Божия " преп. Иоанна Дамаскина, учение о вере святого Зосимы, творения других святых отцов; 6) " Слово евт. Григория Нисского на смерть его брата, свт. Василия Великого " , его же " Слово о девстве " и толкование на молитву Господню, его же " О посте " , и " О жизни св. пророка и Боговидца Моисея " ; 7) " О Рождестве Пресвятой Богородицы " ; 8) " Сказание о чудесах святых Архангелов " ; 9) жития святых: ап. Андрея Первозванного, апостола и евангелиста Иоанна Богослова, свтт. Василия Великого, Кесарийского, Григория Богослова, Николая Чудотворца, Афанасия Великого, Александрийского, сщмч. Климента, Папы Римского и Климента Анкирского, сщмч. Акепсима, вмч. Димитрия Солунского, вмч. Евстафия Плакиды и чад его, мчч. Баграта (Панкратия), Стефана Нового, Анфима, Феодора Стратилата, Феодора Пергильского и Евстратия, мч. Эласия и двух монахов, мчч. Мины, Ермогена, и Евграфа, прмц. Февронии, препп. Антония Великого, Онуфрия Великого, преп. Марии Египетской, трех святых отроков Алфия, Филадельфа и Киприана; 10) Чин монашеского пострижения; 11) О пострижении в схиму; 12) Полный Номоканон IV Вселенского Собора св. Иоанна Постника, Полный устав и история VI Вселенского Собора, бывшего при императоре Константине Погонате, внуке императора Ираклия, в 680г., с приложением к ним Прохиронов царей Леона Мудрого и Константина (практическое руководство для судей, один из источников православного церковного права), " Вопросы и ответы " Тимофея, архиеп. Константинопольского, Сказание о VII Вселенском Соборе и Василикон императора Василия Македонянина, часть Номоканона Иоанна Схоластика и Патриарха Константинопольского Фотия; 13) Постановление о Православной вере; 14) Чинопоследование полунощницы; 15) греческие молитвы Отцов; 16) каноны; 17) Краткий годичный Синаксарий; 18) ирмосы на весь Великий пост и на праздничные дни; 19) Книга " Об образе подвигов стояния " , написанная блаженным по просьбе одного брата.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

В 1772 г. устроен был в середине Симеоновской церкви и 16 февраля освящен третий придел во имя св. великомученика Евстафия Плакиды, в память рождения наследника престола цесаревича и великого князя Павла Петровича, которое случилось 20 сентября на день сего святого. Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале все в ряд под одним иконостасом, а в теплой - один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в церковь по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола. В 1797 г. император Павел I присвоил Симеоновскую церковь ордену св. Анны и велел поставить над главным входом в нее с западной стороны деревянный знак сего ордена, прилично украшенный; а внутри храма у правой колонны, ближайшей к алтарю, устроить императорское место из малинового бархата с золотым позументом. В то же, вероятно, время была сделана на левой стороне, против Царского места, проповедническая кафедра. В 1802 г. Симеоновская церковь была перечислена из придворного ведомства в епархиальное. С сего времени по 1808 г. произведены в ней значительные исправления и произошли некоторые изменения во внутренности ее при церковном старосте с.-петербургском купце Иване Васильевиче Тарасове. Так внутри церкви сделаны во всех окнах новые летние и зимние рамы, в двух боковых входах - большие железные двери, св. образа поновлены, все стены выкрашены, пересланы полы и в теплой церкви уничтожены возвышения для женских мест и перегородки, кроме тех стеклянных, которые отделяли холодную церковь от теплой, наконец, для большего распространения храма 3-й придел во имя вмч. Евстафия упразднен, и церковь сделана вся теплою. Снаружи, к северной стене алтаря, подле придела пр. Ефрема Сирина, сделана каменная пристройка для ризницы, казнохранилища и разжигания угля; на углу ограды по Симеоновской и Моховой улицам построена, под один стиль с церковью, часовня для поставления снаружи образов, а внутри с тремя маленькими покоями, назначенными первоначально для жительства церковнослужителям и сторожам и для кладовой, ныне в среднем покое поставлена часовенка, иконы и выручка для продажи свеч, а в двух боковых помещаются сторожа; сама ограда церкви возвышена и починена.

http://sobory.ru/article/?object=01538

В 60-х гг. XVII в. именно ивириты осуществляли контакты между Москвой и Георге Стефаном, находившимся в изгнании в швед. Померании, к к-рому отправился иверский архим. Исаак под предлогом «монастырских дел» (о поездке иверского архим. Исаака из Москвы в Штеттин и Стокгольм - РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1666 г. Д. 56. Л. 1-21; Αλεξανδροπολου. 1994. Σ. 64). Исаак приехал в Москву «на перемену» архим. Дионисию, однако рус. правительство продолжало удерживать в Москве и Дионисия, пользуясь его связями с политической элитой Дунайских княжеств и высокой квалификацией в печатном деле. Столь активное участие ивиритов и роль Дионисия Грека в дипломатических связях между молдав. господарем и Россией и в сношениях с христ. Востоком (особенно в эпоху подготовки «дела патриарха Никона») дают представление о том, почему царский двор настаивал на продолжении пребывания Дионисия в Москве. Не случайно спустя 7 лет после приезда в рус. столицу в челобитной Дионисий Грек писал, что «ты, великий государь, велел мне, богомольцу своему, еще пребыти на Москве до своего, великого государя, указу» (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 39). Об участии в каких-то сложных политических демаршах со стороны иверского архим. Исаака, царского посланца к гетману Юрию Хмельницкому Феоктиста Сухотина и самого гетмана свидетельствуют распросные речи Исаака в Москве о пребывании в Чигирине по пути в Россию (Там же. Л. 36-38). Архимандрит привез в Москву грамоту от проигумена и братии И. м., в к-рой ивириты сообщали о притеснениях со стороны и «франков» и «турок», об обветшании зданий и о долгах мон-ря. Жалуясь на прекращение ктиторской помощи груз. правителей после «Теймуразова разоренья» (имеется в виду потеря трона царем Кахети Теймуразом I в 1648) и смещения с престола пообещавшего отстроить разрушившуюся башню молдав. господаря Стефаницэ Лупу, ивириты просили помощи у царя. В качестве заслуг перед рус. правительством они указывали на присланные ранее с Дионисием Греком книги и «святую десную руку иже во святых священномученика и чюдотворца Василия епископа Амасийского» (Там же. 1662 г. Д. 28. Л. 25, ср.: Там же. 1655 г. Д. 22. Л. 38: длань была заключена в золотой мощевик, «весу в золоте 70 золотников»), а также на привезенные архим. Исааком мощи вмч. Евстафия Плакиды (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 606; Оп. 1. 1661 г. Д. 10. Л. 5-18; публ.: Белокуров С. А. Арсений Суханов. М., 1891. Ч. 1. С. CII-CV; библиогр.: Греч.-рус. связи. 1991. 63. Рис. 24; Греч. док-ты. 1995. С. 49. 28; Греч. рукописи Афона. 2004. С. 109. 1. 54). Известной иверской святыней и поныне является левая рука свт. Василия Амасийского, к-рую видел в мон-ре Григорович-Барский ( Григорович-Барский. 1887. Ч. 3. С. 152; Натроев. 1909. С. 88). О единственной в мон-ре реликвии, связанной с именем свт. Василия Амасийского, обозначенной как «часть длани с плотью», упоминает и католич. миссионер Николай Росси в письме от 20 окт. 1639 г. (Rom und der Athos/Einf. G. Hofmann. R., 1954. S. 79).

http://pravenc.ru/text/293365.html

Наравне с мужчинами, агиографические источники упоминают, в качестве подёнщиц, также и женщин, не имеющих другой возможности снискать себе пропитание. Такова некая Юлиания в Александрии, исцеляемая мучч. Киром и Иоанном 1376 , такова знаменитая Мария Египетская, по временам принуждённая браться за прялку, чтобы не умереть с голоду, такова жена муч. Евстафия Плакиды и мать свмч. Климента, принуждённые после кораблекрушения добывать пищу дневным трудом 1377 . Такова, наконец, та «беднейшая женщина, трудом рук своих снискивавшая себе ежедневное пропитание», которая упоминается в житии патр. Антония Кавлея 1378 . Что же касается пролетариев, принуждённых поступать в личное услужение, то хорошим примером их является пр. Симеон Юродивый, нанявшийся слугой к одному Эмесскому трактирщику, и подававший вино пьяным гостям, глумившимся над юродствами святого. Помимо этих своих непосредственных обязанностей Симеон должен был оказывать своему хозяину и его жене различные услуги по хозяйству (например, растапливать очаг). Что же касается до обращения с ним, то оно было крайне грубое и жестокое. Хозяин морил слугу голодом, всячески бранил его, наносил побои, и однажды так избил Симеона, что тот впал в обморок 1379 . Житие пр. Иоанна Милостивого рассказывает об одном александрийском бедняке, который был наёмным человеком (μσϑιος) некоего богача, и занимался согреванием воды для ванн, получая за это всего три номисмы в год, т. е. по 2½ обола в день, на которые он должен был кормить жену и двух детей 1380 . Наконец, о свободных наёмных слугах сообщают и чудеса вмч. Артемия, называя их состояние λευϑερικ πουργα 1381 . Несказанная нужда проходила красной нитью через всё существование византийского пролетария. Говоря о нищей братии византийских городов, как она очерчена в народнических житиях пр. Симеона Юродивого, Андрея Юродивого и Василия Нового, мы уже описывали убогую обстановку их жилищ, ютившихся где-нибудь под крышей константинопольских небоскрёбов, или гнездившихся в зловонных, заражённых переулках столицы. Мы уже говорили о жалких хитонах и плащах, составлявших единственную их одежду. Мы отмечали, как всякое вздорожание съестных припасов, всякое резкое понижение температуры зимой, ввергало их в новый ряд страданий. Мы указывали, наконец, на печальную смерть этих париев, и убогое погребение на кладбищах бесприютной голытьбы. В чудесах свт. Николая Угодника, этого величайшего византийского святого-народника все деяния которого направлены на смягчение социальных несправедливостей, есть характерный знаменитый рассказ о тайной помощи бедняку, который, не имея возможности выдать своих дочерей замуж, сам придумывает, как бы отдать их в публичный дом, чтобы дочерним позором прокормить себя и остальных членов семьи 1382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неизвестный святой. Рельеф вост. апсиды Атени Сиони. VII в. Неизвестный святой. Рельеф вост. апсиды Атени Сиони. VII в. Рельефы Атени Сиони (VII в.) различны по художественному уровню. На тимпане сев. портала в невысоком рельефе изображены грациозные олени у источника, на зап. фасаде в высоком рельефе - сцена охоты, отмеченная убедительно переданным движением оленей и всадника-лучника, рядом помещено плоскостное изображение сенмурва - персонажа зороастрийской мифологии. Орнаментальная трактовка одежды и головного убора всадника выполнена в традициях искусства сасанидского Ирана. На вост. апсиде находятся схематичные статичные композиции рельефов из зеленоватого камня, выделяющиеся на фоне желтой облицовки, с изображениями Иисуса Христа, святых и ктиторов. Г. Чубинашвили считает их работой подмастерьев и датирует временем постройки храма ( Чубинашвили Г. С. 156-178); Г. Абрамишвили и Н. Аладашвили относят их появление к X в.- времени реставрации храма ( Абрамишвили Г. С. 32-55; Аладашвили Н. С. 49). На апсидах вост. и зап. фасадов храма Мартвили (VII в.) расположены рельефные фризы. На зап. фасаде высечены «Вмч. Георгий, пронзающий копьем Диоклетиана», «Битва Соломона», «Святые Феодор и Димитрий, поражающие двуглавого дракона», «Прор. Даниил во рву львином», «Вознесение Господне»; на восточном - сцены «Благовещение», «Охота св. Евстафия Плакиды» и паскунджи (грифон в груз. мифологии), на кронштейнах под карнизами - полуфигуры святых и орнаменты. Фон образуют виноградные лозы и клюющие гроздья винограда птицы - райские и евхаристические мотивы, к-рые композиционно и тематически объединяют сцены, символизирующие вочеловечение Бога («Благовещение»), победу над злом и спасение от него силой веры (св. воины), теофанию («Вознесение Господне») и триумф христианства. Объемность фигур, их свободное размещение в пространстве указывают на влияние позднеантичного искусства. Пластика малых форм этого периода представлена рельефами эмбаза (купель) из Жалети (VI-VII вв.), плитой гробницы прп.

http://pravenc.ru/text/168199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ ПИР [греч. Πηρς - Калека или Τυφλς - Слепец], визант. гимнограф и мелод. Автор самогласных стихир и канонов (сохранились только ирмосы). Время жизни А. П. исследователи определяли по-разному - от сер. V до XI в. Самую раннюю датировку предлагал Г. Пападопулос, П. Трембелас предполагал, что А. П. был современником св. архиеп. Андрея Критского , наиболее вероятными датами считают VIII в. (И. Карабинов), IX в. (С. Петридес) или их рубеж (митр. Софроний (Евстратиадис), П. Николопулос); по мнению этих ученых, аскетический характер текстов самогласнов А. П. и нек-рые др. данные позволяют заключить, что их автор был монахом, вероятнее всего лавры св. Саввы Освященного, где наряду с др. представителем гимнографической школы савваитов , прп. Стефаном , писал стихиры, пополнившие Постную Триодь. Х. Г. Бек поместил А. П. среди гимнографов- студитов , такую возможность допускал и Трембелас. Судя по надписаниям в Стихирарях , А. П. является автором 85 стихир от Мясопустной недели до пятка ваий по 2 стихиры на каждый день, кроме суббот (на утрене и вечерне; в совр. слав. Триоди надписаны: «  » или «    » без имени автора). В греч. (гл. обр. зап. происхождения - Sinait. gr. 734 и 735, X в.; Crypt. gr. Δ. β. II, XII в.; Vat. Pii II. gr. 30, XI в.) и слав. (РГАДА. Син. тип. 137, XII в.) Триодях эти стихиры часто надписаны «γιοπολτου» (святоградца) или «восточны», что согласуется с палестинской локализацией А. П. В Стихирарях именем А. П. надписана также стихира Недели ваий «              » 2-го плагального (6-го) гласа. В греч. печатных Минеях помещены следующие стихиры А. П.: самогласны в службах новолетия (1 сент.) 4-го гласа, вмч. Евстафия Плакиды 4-го гласа, ап. Иоанна Богослова 1-го гласа, предпразднства Рождества Христова (20 дек.) 2-го гласа, Сретения Господня 2-го гласа, бессребреников Космы и Дамиана (1 июля) 2-го гласа, а также самоподобен апостолов Петра и Павла «      » (Ποος εφημιν στμμασιν) 2-го гласа с 2 подобнами.

http://pravenc.ru/text/115306.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010