Храм мон-ря Цилкани В памятнике церковного права XIII в. «Освящение мира» содержатся сведения о том, что царь мч. Арчил I и католикос К. Михаил II (774-780) установили иерархический порядок архиереев ГПЦ. Однако историки считают, что документ отражает более позднюю ситуацию. Согласно источнику, «когда коронуют царя и [он] садится на трон, епископы садятся согласно такому чину: прикажет католикос Картлийский и сядет справа от царя, на троне с сафьяном и подушкой; войдет Чкондидели и сядет слева от царя, с сафьяном и подушкой; войдет великий митрополит Сомхитский и сядет ниже католикоса, с сафьяном и подушкой; войдет архиепископ и сядет ниже митрополита, с сафьяном, без подушки» (ПГП. 1965. Т. 2. С. 47-48; Груз. док-ты IX-XV вв. 1982. С. 82). Т. о., высшее положение в иерархии ГПЦ занимали архиереи К.: митрополит Сомхитский и архиепископ Картлийский (Самтаврский). Далее в документе перечислены архиереи К., Кахети-Эрети, Тао-Кларджети и Сев. Армении. Согласно «Распорядку...», епископы К. занимали в иерархии следующие места: манглели (Манглисский) - 16-е, цинцкароели (Цинцкаройский) - 17-е, цилкнели (Цилканский) - 19-е, урбнели (Урбнисский) - 21-е, мровели (Руисский) - 22-е, самтавнели (Самтависский) - 23-е, никозели (Никозский) - 24-е, болнели (Болнисский) - 26-е, тбилели (Тбилисский) - 29-е, цалкели (Цалкский) - 30-е, дманели (Дманисский) - 33-е. Всего в источнике перечислены 35 архиереев, включая католикоса. С течением времени грузинская иерархия в связи с возвышением и падением отдельных архиереев, а также с введением различных должностных институтов претерпевала изменения. В кон. XVIII в. Самтаврский, Тбилисский, Руисский и Цилканский архиереи имели титул митрополита, Манглисский - архиепископа, Урбнисский, Самтависский и Никозский - епископа. На протяжении всего средневековья границы епархий ни разу не совпадали с адм. делением, что является одной из особенностей церковной географии Грузии. Нашествия монголов и других кочевых племен; образование царства К. Храм Эртацминда, во имя вмч. Евстафия Плакиды

http://pravenc.ru/text/1681187.html

искусстве житийных циклов свт. Николая. Большое количество сцен и их размещение в основном объеме храма (в центральных сводах и на стенах зап. рукава, а также в межрукавных пространствах) связаны с посвящением кафоликона свт. Николаю (в визант. традиции эти изображения обычно находились в нартексе и в приделах храма, реже - в жертвеннике). Роспись сохранилась плохо, большинство сцен погибло, однако принцип их распределения достаточно ясен. По мнению специалистов, изначально в храме было представлено не менее 20 сцен из Жития свт. Николая. Читаются «Крещение свт. Николая», «Рукоположение в священнический сан», «Низвержение идолов», «Свт. Николай спасает от казни трех воинов, невинно осужденных», «Спасение троих детей», «Чудо на море», «Благодарение троих воинов за спасение» (?), «Явление свт. Николая имп. Константину I Великому во сне» и др. Очевидно, сцены не следуют хронологии Жития святителя. Крупные фигуры мучеников, подвижников, пустынников, врачевателей, столпников, пророков изображены в проемах окон, а весь нижний регистр заполнен фигурами св. воинов. В нижнем регистре зап. стены, в плоских нишах с юж. стороны, помещены изображения вмч. Евстафия Плакиды с женой и 2 детьми и мучеников Кирика и Иулитты . Среди образов груз. святых особо выделяется большое поясное изображение просветительницы Грузии св. Нины на выступе южной стены. На зап. стене по сторонам входа на горизонтальном выступе помещены фигуры 4 груз. преподобных (Давида Гареджийского, Иоанна Зедазнийского, Шио Мгвимского и неизв. святого). Отдельная тема росписи связана с прославлением рода Багратиони. В нижнем регистре на сев. стене представлены: царь Георгий III (к тому времени уже скончавшийся), его дочь царица св. Тамара и ее сын царевич Георгий IV Лаша. Они изображены в 3/4-ном повороте перед иконой сидящего на троне Иисуса Христа. Члены царствующего дома представлены в росписи как преемники ветхозаветных царей; претензии Багратиони на происхождение от рода библейского царя Давида подчеркиваются введением в программу росписи композиции «Древо Иессеево» (юго-зап.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

XI в. Коллекция иконописи и церковной утвари (716 ед. хр., среди них - 234 иконы и креста) объединяет образцы рус. и груз. иконописи и церковную утварь XVIII - нач. XX в. Наиболее значимы иконы-энколпионы, представляющие собой триптихи: напр., образ Божией Матери со створками с изображением композиции «Благовещение» из церкви в с. Свири (19,5×15 см; Кут. 7143, XVI-XVII вв.), святые Кирик и Иулитта (Кут. 1867, XVII в.); комбинированные иконы (живописные в чеканных окладах): евангелиста ап. Иоанна Богослова из Накуралеши (27,8×32 см; Кут. 3196, XVII в.), вмч. Евстафия Плакиды (30,5×4,5 см; Кут. 3234, XVII в.), Божией Матери Елеусы из Кутаиси (31,5×27 см; Кут. 3186, XVIII в.) и др. Коллекция текстильных изделий содержит церковные (654 образца) и светские принадлежности (1254 ед. хр.), большинство из них датируется XVII-XIX вв. Примечательны церковные облачения из ткани, украшенной растительными орнаментами и сюжетами НЗ. На нек-рых есть надписи, позволяющие установить, кем и когда была пожертвована или сделана ткань. Коллекция изобразительного искусства содержит образцы станковой живописи и скульптуры (347 ед. хр.) XIX-XX вв., в т. ч. работы груз. и зарубежных художников Я. Паевского, В. В. Кроткова, Г. Зазиашвили, Л. Д. Гудиашвили, Е. Д. Ахвледиани, А. А. Бажбеука-Меликова и др. Фонд новой истории и просвещения Фонд новой истории и просвещения содержит 15 379 документов новой и новейшей истории, а также материалы (10 215 ед. хр.) из Музея народного образования Кутаисского педагогического ин-та (ныне Педагогический ин-т им. А. Церетели). Фото- и фоноколлекция включает 17 397 фотоматериалов, среди которых - произведения груз. и зарубежных фотографов А. Роинишвили, Д. И. Ермакова, Н. Сагарадзе, Д. Абашидзе, Д. Мхеидзе, Е. Крара, В. Барканова, Е. Г. Мушегяна, К. М. Заниса, А. Михайлова, М. Кахучова, А. Нордштейна, Э. Вестли, П. Мищенко и др. Значительная часть коллекции посвящена видам Кутаиси, семейным фотоархивам, материалам, представляющим быт и культуру города. Научная библиотека

http://pravenc.ru/text/2462341.html

В Знаменском храме под спудом почивали мощи прп. Давида, над местом его погребения, по описи 1745 г., находились иконы Вознесения Господня и прп. «Давида с венцем серебряным. Образа и покров - старые» ( Виноградов. С. 36), при этом неясно - Давида Серпуховского или тезоименитого ему святого прп. Давида Солунского. Над погребением прп. Давида стояла посеребренная металлическая рака, сооруженная в 1867-1870 гг. на средства купца Н. И. Котова. В Знаменской ц. находилась принесенная ок. 1788 г. из Киева гробница прп. Моисея Угрина, в к-рой почивали его мощи до переложения в новую раку, а также чтимые икона Божией Матери «Знамение», по преданию принадлежавшая прп. Давиду, и икона Всемилостивого Спаса. В ризнице хранился крест с мощами мн. святых, «древние» иконы, богослужебные сосуды XVII-XIX вв., облачения, пожертвованные в т. ч. кн. А. А. Суворовым-Рымникским. В б-ке, располагавшейся рядом с ризницей, хранились синодики 1651 и 1736 гг., неск. рукописных и ок. 2 тыс. печатных книг. После закрытия Д. п. в XX в. мн. святыни были утрачены. К 2006 г. в мон-ре находятся рака с мощами прп. Давида, частица гвоздя от Распятия Господня, частица хитона Господня, частица ризы Пресв. Богородицы, ок. 150 частиц мощей святых, в т. ч. Вифлеемских младенцев, вмч. Евстафия Плакиды, свт. Николая Чудотворца, преподобных Давида Солунского, Никиты Столпника, Ферапонта Можайского, Германа Аляскинского и др. Особой известностью пользуется источник прп. Давида на подворье Д. п. у дер. Талеж Чеховского р-на. Колокольня. Фотография. 2006 г. После 1917 г. Д. п. была закрыта, в 30-х гг. рядом с монастырем основан пос. Нов. Быт, часовня в Москве снесена в 30-х гг. Нек-рые из насельников до сер. 30-х гг. проживали в зданиях мон-ря и его окрестностях, позднее практически все были репрессированы; престарелый архим. Валентин замучен до смерти. Были снесены главы Вознесенского собора, Никольской и Знаменской церквей, в зданиях Д. п. открыли клуб и сельскохозяйственный техникум. В 50-х гг. уничтожено монастырское кладбище, на к-ром был погребен герой войны 1812 г. ген. от инфантерии Д. С. Дохтуров, представители рода Оболенских. Постройки ветшали и разрушались.

http://pravenc.ru/text/168568.html

Лит.: Gajano S. B. Agiografia medievale. Bologna, 1976; Gordini G. D. Aspetti e problemi degli studi agiografici//La Scuola Cattolica. 1981. Vol. 108. P. 281-324; Cioffari G. Agiografia in Puglia i santi tra critica storica e devozione popolare. Bari, 1991; Bibliografia agiografica italiana: 1976-1999/Ed. P. Golinelli e. a. R., 2001; Biblioteca agiografica italiana: Repertorio di testi e manoscritti, sec. XIII-XV/Ed. J. Dalarun, L. Leonardi et al. Firenze, 2003. 2 vol. + CD. Испанская и португальская . На Пиренейском п-ове местная Ж. л. сложилась на каталон., кастильском (испан.) и португ. языках. Каталон. и кастильская традиции зародились приблизительно одновременно, в сер. XIII в. Самым ранним каталон. памятником считается поэма «Песнь о св. Вере» (Cançó de S. Fe; XI в.). В кон. XIII в. в Руссильоне появилась каталон. переработка «Золотой легенды». Возникновение испан. агиографической традиции чаще всего связывается с именем поэта Гонсало де Берсео, писавшего на т. н. придворном романском языке (romano paladino). Наиболее значительным его произведением стало стихотворное Житие Доминика Силосского, прозаическая переработка которого на кастильском языке была вскоре предпринята силосским мон. Перо Марином. Ок. 1235 г. в Кастилии появилось Житие прп. Марии Египетской, среди др. народных переработок восточных легенд - Повесть о святых Варлааме и Иоасафе. Были составлены также народные Жития новых святых - Франциска Ассизского, Доминика, Антония Падуанского, Педро Гонсалеса. Интерес к древней истории и церковным деятелям вестготско-мосарабской эпохи, характерный для испан. агиографии с XI в., сказался и на вернакулярной традиции. Первое Житие свт. Ильдефонса Толетского было создано на кастильском диалекте мон. Бенефециантом из Убеды. В XV в. толедский архипресв. Альфонсо Мартинес составил прозаические Жития святителей Исидора Гиспальского и Ильдефонса (Ystoria de la vida santa que fizo el bienaventurado Yllefonso). К XIV-XV вв. относятся житийные сборники на испан. языке (Vidas de Santos). От XIV в. сохранился ряд житий древних святых, переделанных с учетом местных фольклорных и лит. традиций, напр. испан. «История кабальеро Пласида, который впоследствии стал христианином и получил имя Евстафий» является переработкой Жития вмч. Евстафия Плакиды в форме рыцарского романа.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Строительство первой деревянной церкви было начато на этом месте в 1712 году " тщанием царевича Алексея " . Храм с приделом во имя Архистратига Михаила был освящен 3 февраля 1714 в память о рождении дочери Петра I – Анны. Когда на престол вступила Анна Иоанновна , то она, исполняя свой обет, повелела приступить к возведению трехпрестольной каменной церкви с многогранным куполом и колокольней. Здание было заложено 8 октября 1731 (хотя начато двумя годами ранее) и строилось по проекту М. Г. Земцова. Его помощником был И. Я. Бланк. Новый храм имел приделы: Архистратига Михаила (правый) и прп. Ефрема Сирина (левый) - в память дня рождения императрицы. Сама императрица присутствовала на торжественном освящении главного престола 27 января 1734 архиепископом Новгородским Феофаном (Прокоповичем) в сослужении шести архиереев. Храм был причислен к придворным. 19 февраля 1734 года Св. Синодом был издан указ о том, что надлежит именовать церковь не Симеоновской, но свв. правв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы: " и в словесных разговорах произносить церковь, к церкви, при церкви (и о подобном же тому) святых Симеона и Анны " . Хотя внешне храм выглядел скромно, его внутреннее убранство было богатым. Великолепный четырехъярусный иконостас по рисунку зодчего вырезал Конрад Ган, лепку исполнил Игнатий Росси, образа написали А. М. Матвеев и В. И. Василевский при участии В. А. Ерошевского, А. И. Захарова и А. М. Поспелова, работавших в придворной конторе. В 1753 году были привезены для установления на колокольне куранты, взятые из закрытой Воскресенской церкви у Меншиковского дворца . В память рождения цесаревича Павла Петровича 16 февраля 1772 году был освящен придел вмч. Евстафия Плакиды . Со времени устроения третьего придела церковь была разделена на холодную и теплую: в холодной было три престола, устроенные в начале в ряд под одним иконостасом, а в теплой - один новопоставленный престол. Кроме того, при входе в храм по обеим сторонам были сделаны женские места, отделявшиеся перегородками с возвышением пола.

http://drevo-info.ru/articles/19851.html

Петра и Павла в те же числа (Зачатие 8 дек.). Из памятей свв. общие с нашими и в те же числа: Павла Фивейского, Антония Великого, Агнии, Агафии, Григория Великого, Кирилла Иерусалимского, вмч. Георгия, еван. Марка, Афанасия Великого, ап. Варнавы, Маккавеев, Лаврентия, Евстафия (Плакиды), еванг. Луки, Григория Неокесарийского, ап. Андрея Саввы, Николая, Амвросия; в другие числа: Тимофея 24 янв., Поликарпа 26 янв., Игнатия Богоносца 1 февраля, Кирилла Александрийского 9 февраля, 25 мучеников 10 марта, Иосифа Обручника 19 марта, Иоанна Дамаскина 27 марта, Льва Великого 11 апр., Иустина муч. 14 апр., ап. Филиппа и Иакова брата Господня 1 мая, Григория Богослова 9 мая, Василия Великого 14 июня, ап. Иакова Зеведеева 25 июля, Анны 26 июля, Назария и Цельсия 29 июля, вериг ап. Петра 1 апр., обретение мощей св. Стефана 3 авг., Елены 18 авг., ап. Варфоломея 24 авг., Киприана и Иустины 26 сент., еванг. Матфея 21 сент., Космы и Дамиана 27 сент., Хрисанфа и Дарии 25 окт., папы Мартина 12 ноября, Екатерины 25 ноября, ап. Фомы 21 декабря, Стефана 26 декабря, еванг. Иоанна 27 декабря, Младенцев 2 декабря, папы Сильвестра 31 декабря Специально римско-католические памяти, кроме западных святых, а) в честь Спасителя 1) праздник Тела Христова в четверг (как день установления евхаристии) отдания (в 8-й день) Пятидесятницы, установленный в XIII b. в отражение сомнений относительно пресуществления; 2) праздн. имени Иисусова во 2 воскресенье по Богоявлении, выделившийся из праздника Обрезания и узаконенный папою только в XVIII b.; 3) ряд воспоминаний отдельных событий и орудий страданий Христовых в некоторые дни Четыредесятницы и подготовительные к ней, как то: молитвы Гефсиманской, тернового венца, копья и гвоздей, плащаницы, 5 язв, крови Иисусовой или сердца Иисусова (последний в 1 воскр. июля); б) в честь Богоматери: 1) «Имени Ее» в 1 воскр. по Рождестве Богородицы (с XVI b.); 2) «Обручения её с Иосифом» 23 янв. (с XVI b.); 3) «Посещения (Visitatio) Ею прав. Елисаветы» 2 июля (с XIII b., ср.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Натлисмцемели. Вид с юго-востока [Груз. - Креститель], муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (VI - кон. XIV в.; посл. четв. XVI в.- не позже лета 1923; с 2000) в пуст. Гареджи (Многогорье, Гареджийское монашеское объединение) Сагареджойско-Ниноцминдской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). Расположен в 6 км к западу от лавры прп. Давида Гареджийского (Давидгареджи) в Тбилельской долине (край Кахети). Основная часть комплекса находится на юж. склоне хребта; на сев. склоне есть неск. пещер и резервуаров для воды, на прилегающей с севера к мон-рю территории террасами расположены угодья. Вместе с лаврой прп. Давида Н. являлся значительным духовным центром Грузии. История Н. в период средневековья Церковное предание связывает основание Н. с именем прп. Лукиана Гареджийского (см. в ст. Давид и Лукиан Гареджийские ), первого ученика прп. Давида Гареджийского, сведения о чем сохранились в редакции X в. Жития прп. Давида (ПДГАЛ. 1963. Т. 1. С. 239). Предание об основании обители жило еще в XIX в., настоятель мон-ря передал его А. Н. Муравьёву в 1840 г. ( Муравьёв. 1848. Ч. 1. С. 68). Опираясь на эти сведения и на известные на сегодняшний день вещественные материалы, Г. Чубинашвили предполагал, что лавра прп. Давида и Н. были основаны в одно время ( Чубинашвили. 1948. С. 31-33). Исследования последних десятилетий выявили документальные, эпиграфические и археологические материалы, связанные с разными этапами жизни Н. Вещественные материалы времен основания монастыря (VI-VIII вв.) на территории комплекса сохранились скудно: культурные слои раннего периода были утрачены в результате непрерывной на протяжении веков интенсивной монастырской жизни. На стеле Н. с изображением чуда вмч. Евстафия Плакиды (VI-VII вв.; была встроена в паперть главного храма, ныне в Национальном музее Грузии) сохранилась надпись, содержащая наиболее раннее упоминание имени ктитора Н.: «Этот крест воздвиг я, Марвуво, для молитвы за себя, мою супругу и моих детей».

http://pravenc.ru/text/2564744.html

С кон. XIV в. изображение В. С. включали в состав сложных иконографических программ, насыщенных историческими и символическими ассоциациями. На воздухе 1389 г. образ В. С. (соименный святой кн. Владимира Андреевича Серпуховского) был представлен с др., возможно, патрональными изображениями (вмч. Димитрий Солунский, Алексий, человек Божий), с фигурами Бориса и Глеба, а также с изображениями Московских митрополитов. В росписи собора в честь Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон-ре изображение В. С. в медальоне на юж. подпружной арке сопоставлено не только с фигурами его сыновей, но и с образом св. Евстафия Плакиды, к-рый, как позднее В. С., обратился к Христу и чьи дети, подобно Борису и Глебу, претерпели мученическую смерть (это сравнение известно также из «Чтения о святых мучениках Борисе и Глебе»), с изображениями Иосифа и Вениамина, любимых сыновей прав. Иакова, к-рым уподоблены Борис и Глеб в «Сказании о Борисе и Глебе», а также с изображениями святых Михаила и Феодора Черниговских, продолжающими тему княжеской святости ( Смирнова Э. С. Роспись подпружных арок собора Ферапонтова мон-ря: Состав фигур и замысел//К 500-летию создания фресок Дионисия в Ферапонтовом мон-ре: Рус. и поствизант. искусство рубежа XV-XVI вв. Ферапонтово; Кириллов, 20-24 авг. 2002 г. М., 2002. С. 60-61). В сер. XVI - XVII в. на столпах храмов стали размещать не только фигуры мучеников, но и рус. князей, изображения В. С., как правило рядом с сыновьями, стали традиционны для программ храмовых росписей (напр., в соборе Спасского мон-ря в Ярославле, 1563; в ц. Св. Троицы в Вязёмах, ок. 1600; в Рождественском соборе в Суздале, 1636 (под записью 1856), где присутствует и изображение кнг. Ольги; в Успенском соборе Княгинина мон-ря во Владимире (1647-1648); в Спасском соборе Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале (1689), где В. С. представлен в паре с Всеволодом (Гавриилом)). В нек-рых фресковых ансамблях образы В. С. связаны с посвящением храма (роспись св. ворот Кирилло-Белозерского мон-ря (1585) с сюжетами, соответствующими посвящениям монастырских престолов; несохранившееся изображение В. С. на паперти собора того же мон-ря у входа в ц. равноап. кн. Владимира (Опись строений... С. 73, 218). Этот принцип получил развитие в росписи аркасолия с гробницами преподобных Феодора и Павла (30-е гг. XVI в.?) в соборе Борисоглебского мон-ря на Устье: в люнете помещена композиция с Борисом, Глебом и припадающими преподобными Феодором и Павлом, на склонах арки представлены В. С. и свт. Леонтий Ростовский как просветители Руси и Ростовской земли.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Римо-католический церковный год     Нынешний р-католический календарь явился результатом вышеописанного постепенного сокращения и переделки (с. 449) псевдо-Иеронимова календаря. Нынешний свой вид получил при папе Григории XIII, который поручил исправить его кард. Вильгельму Сирлету, что тот и сделал к 1584 г. при участии знаменитого историка Бароничя и астронома Лилия, положив в основание Узуардов календарь. Хотя календарь имеет памяти на все дни, но ок. 70 дней года не имеют своих служб, почему Missale и Breviarium на эти дни не показывают в календаре памятей. Общее с нашим в календаре: все 12-е праздники и подобные им: Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение, ап. Петра и Павла в те же числа (Зачатие 8 дек.). из памятей свв. общие с нашими и в те же числа: Павла Фив., Антония В. Агнии, Агафии, Григория В., Кирилла Иерус., вмч. Георгия, ев. Марка Афанасия В., ап. Варнавы, Маккавеев, Лаврентия, Евстафия (Плакиды), ев. Луки, Григория Неокесарийского, ап. Андрея Саввы, Николая, Амвросия; в другие числа: Тимофея 24 янв., Поликарпа 26 янв., Игнатия Б. 1 ф., Кирилла Ал. 9 ф., 25 мучеников 10 мр., Иосифа Обручника 19 мр., Иоанна Дамаскина 27 мр., Льва В. 11 апр., Иустина муч. 14 апр., ап. Филиппа и Иакова брата Господня 1 м., Григория Б. 9 м., Василия В. 14 ин., ап. Иакова Зеведеева 25 ил., Анны 26 ил., Назария и Цельсия 29 ил., вериг ап. Петра 1 апр., обретение мощей св. Стефана 3 авг., Елены 18 авг., ап. Варфоломея 24 авг., Киприана и Иустины 26 сент., ев. Матфея 21 сент., Космы и Дамиана 27 сент., Хрисанфа и Дарии 25 окт., папы Мартина 12 в., Екатерины 25 н., ап. Фомы 21 д., Стефана 26 д., ев. Иоанна 27 д., Младенцев 2 д., папы Сильвестра 31 д. Специально р.-католические памяти, кроме западных святых, а) в честь Спасителя 1) праздник тела Христова в четверг (как день установления евхаристии) отдания (в 8-й день) Пятидесятницы, установленный в XIII в. в отражение сомнений относительно пресуществления; 2) праздн. имени Иисусова во 2 воскр. по Богоявлении, выделившийся из праздника Обрезания и узаконенный папою только в XVIII в.; 3) ряд воспоминания отдельных событий и орудий страданий Христовый в нек.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010