На другом берегу моря красивую его жену отнял шкипер и увез на корабле Бог знает куда. Евстафий взял детей за руки и отправился по неизвестной стране в пустыню. Тут пришлось ему переходить чрез реку. Что делать? Обоих детей взять на руки нельзя было. Он, оставив одного сына на берегу, другого перенес на другую сторону реки. Возвращаясь, смотрит: волк схватил дитя и понес в степи. Осмотревшись назад, видит: лев зубами схватывает другого сына и бежит в пустыню. Что оставалось делать Евстафию? Рассуждая по-человечески, оставалось там же, в реке, утопиться. Жену потерял, детей потерял и всего лишился. Но Евстафий был истинный христианин: Бога боялся и своей трусости устыдился. Он пошел в одну из деревень и нанялся в огородники, где 15 лет молился Богу, живя простым поселянином между простыми и бедными деревенскими жителями. Но на Рим напали неприятели. «Если бы у меня оставался Евстафий Плакида, я никаких неприятелей не устрашился бы», – сказал царь Римский, и послал искать Евстафия во все стороны. Долго ли или не долго искали, но нашли Евстафия, и он опять прибыл в Рим, опять предстал пред лицо царя, опять и в чести и славе, опять богач. Но он был истинный христианин. Кипит сердце царя тайным гневом против христианина Евстафия, да нужный человек боится сказать ему неприятное слово. Однажды чрез некую пустыню проходил Евстафий с своими войсками и расположился лагерем близ некоторой деревни, около огорода. В том огороде одна убогая женщина полола. Вдруг слышит она разговор двух воинов, которые, разговорившись, узнали, что они родные братья, и вспомнили, как одного волк, а другого лев схватил, и как они отнесены в пустыню были, и как земледельцы и пастухи отняли их у зверей. В огороде же была родная их мать, убогая, несчастная, ибо шкипер Божиим промыслом, не коснувшись ее, выбросил ее на берег. Она подошла к детям своим воинам и призналась им, что она их родная мать. И все трое пошли к военачальнику Евстафию. Он узнал свою жену и своих детей. Боже! Какая радость могла наполнить их души и сердца! Они возвратились в Рим после знатной над неприятелями победы, им возвращена слава, честь, богатство и все.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Через несколько дней празднуется память святых — великомученика Евстафия Плакиды, его жены Феопистии и его сыновей Агапия и Феописта. Их удивительная жизнь полна неожиданных поворотов. Евстафий был воеводой и вельможей, обладал большим богатством. Однажды на охоте он преследовал на быстром коне оленя, который остановился, взбежав на высокую гору, и Плакида вдруг увидел между его рогами сияющий Крест, а на нем — распятого Сына Божия. Пораженный Плакида услышал глас: «Зачем ты гонишь Меня, Плакида?» «Кто Ты, Господи, говорящий со мною?» — в страхе спросил Плакида. И услышал в ответ: «Я — Иисус Христос, Бог, воплотившийся ради спасения людей и претерпевший вольные страдания и Крестную смерть . Ты Меня, не зная, почитаешь, ибо твои добрые дела и обильные милостыни дошли до Меня. Явился Я здесь, чтобы обратить и присоединить тебя к верным рабам Моим. Ибо не хочу Я, чтобы человек, творящий праведные дела, погиб в сетях вражиих». Плакида воскликнул: «Господи, я верую, что Ты — Бог Неба и земли, Творец всех тварей. Молю Тебя, Господи, научи меня, что мне делать». И вновь прозвучал Божественный глас: «Иди к священику христианскому, приими от него Крещение, и он наставит тебя ко спасению». После этого явления он оставил свою привычную обеспеченную жизнь. Раздал свое имение нищим, незаметно ушел со своею семьею из Рима. Посвятивши свою жизнь Богу, мы ожидаем получить от Господа какую-то особую благодать. Но Евстафий оказался во власти злых людей, которые похитили у него на глазах жену, он бессилен был помочь. На его же глазах дикие звери утащили его детей. Он остался совсем один. Кому много дано, с того много и спросится. Оказывается, ему было дано так много, что он не отчаялся, не утратил веры, а как Иов со смирением, со слезами стал вести самую простую жизнь, нанялся поденщиком и исполнял тяжелую работу.   Видя его удивительное смирение и самоотверженность, Господь вознаградил его. В то время императору Траяну пришлось вести трудную для Рима войну. Он вспомнил доблестного полководца Плакиду и отправил воинов его разыскать . Посланные добрались до деревеньки. Евстафий сначала их накормил, потом открылся им, что это действительно он. Отправился в армию, принял вновь свой сан, почетное звание, но был уже другим человеком. Война окончилась успешно.   Бог благословил оружие, которое возглавлялось таким подвижником.

http://pravmir.ru/esli-zhit-radi-gospoda...

Армия проходила селение, в котором жила жена Плакиды, оказалось, что и сыновья их находились рядышком. Семья счастливо воссоединилась. Но Господь потребовал от них высшего мученического подвига. По окончании войны император повелел принести жертву языческим богам. Евстафий сказал, что он этого делать не будет, потому что война была выиграна благодаря истинному Богу, Которому он верит и служит и никогда не изменит. Именно через трудности, тяжелейшие испытания, выковывается вера и характер человека, в них они полностью раскрываются. Евстафий всегда чувствовал близость Божию, несмотря на те тяжелейшие скорби, которые ему пришлось пережить. Вся его семья приняла мученическую кончину.   Император в своем ослеплении вместо благодарности, воздал им злом за верную службу, они претерпели мученическую кончину. Они потеряли свою жизнь ради Христа и приобрели вечную жизнь. Теперь они как победители славят Бога в Царствии Небесном, являются для нас примером удивительно самоотверженной, хотя и полной скорбей и тяжелых испытаний жизни. У них жизнь была тяжелее, чем у нас, и хотя многие из нас живут в трудных обстоятельствах, разве можно сравнить! Дай Бог, чтобы глубокие слова Спасителя стали бы определяющими в нашей жизни, вдохнули мужество в наши сердца укрепили нашу веру, самоотверженность, чтобы этими словами мы руководствовались во всех обстоятельствах нашей жизни, особенно в трудных обстоятельствах. Когда мы будем со Христом, все сложности будут отступать перед нами, а не мы перед сложностями. Да благословит нас Господь Своею благодатию и человеколюбием. Храни вас Христос. Аминь. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 мая, 2022 8 мая, 2022

http://pravmir.ru/esli-zhit-radi-gospoda...

Проведя некоторое время в тюрьме, окруженные заботой местной общины, эти люди на суде могли отречься от Христа и перебраться в другой город, где все могло начинаться заново. Еще сложнее было получить доступ к подлинным протоколам и телам мучеников: римские власти, зная о почитании тел христианами, предпринимали много усилий для уничтожения их тел. Жития часто описывают, что страдальцы были сожжены, отданы на растерзание диким зверям или утоплены в море. В этих условиях появилось большое количество подложных или исторически недостоверных мартириев, авторы которых заполняли лакуны, вставляя обширные богословские куски, придавая им вид мученической проповеди. На самом деле римским судьям никогда бы не пришло в голову подробно записывать рассказы преступников о своей вере, а потому почти все мартирии, где мученик обращается к своим палачам с пространной проповедью, относятся к поздним текстам. Иногда фантазия христианских авторов была столь велика, что вместо короткого мартирия появлялся настоящий авантюрный роман, который впоследствии становился настоящим литературным сокровищем. Так в житии Евстафия Плакиды можно найти историю о трагическом разлучении и чудесном обретении жены и детей, рассказ о путешествии в далекие страны и множество других новелл, не имеющих отношения к мученичеству. Само же описание пыток и страданий святого занимает малую часть от всего повествования. Еще одной проблемой Древней Церкви, связанной с почитанием мучеников, было отношение к тем, кто отрекся от Христа, не выдержав пыток, или подкупил римских чиновников, чтобы избежать обвинений. Чтобы доказать свою невиновность, христианин должен был произнести отречение и принести жертву богам за здоровье императора. Часть верующих публично называла себя христианами, но затем под угрозой пыток отрекалась от веры и приносила жертвы. Таких людей ждало самое серьезное наказание — их отлучали от Церкви и не допускали к  причастию до самой смерти. Были и другие способы избежать гонений, которые наказывались не столь сурово: христианин мог подкупить римского чиновника, чтобы тот внес его в список принесших жертву, мог постоять у жертвенного огня, имитируя жертвоприношение, и, наконец, мог выдать под видом священных книг христиан еретические или языческие сочинения.

http://pravmir.ru/muchenik-oznachaet-svi...

Женщина решила утром явиться к стратилату и попросить его взять ее вместе с собой на родину. Потому она подошла к нему и говорит: “Господин мой, я родом из римской земли, но много лет прожила здесь, так как некому было помочь мне возвратиться в свое отечество. И вот я молю тебя, да не призришь ты женщину, стремящуюся обрести при твоей поддержке родину и находящуюся в столь великом затруднении”. Это показалось ей полезным для обеих сторон, то есть для супруга ее и детей — она возвращалась бы вместе с возвращающимися, а так как щитоносцы должны были сопровождать стратилата, то, следуя за ними, она могла бы видеть их и, разговаривая, приучать к своему облику и речи, и так постепенно добиться, чтобы юноши ее узнали и убедились в  ее кровной близости к ним; кроме того, власть стратилата могла помочь ей найти своего мужа, где бы он ни был. Так она решила и с такой просьбой обратилась к стратилату, а тот, участливый ко всем, особенно же к тем, кому жизнь принесла тяготы и печали, внял ее просьбе и согласился доставить на родину. Феописта подивилась на великую доброту и человеколюбие стратилата, стала оглядывать его внимательными глазами, и какой-то луч, словно осветив перед женщиной душевный склад и внешний облик стратига, позволил ей узнать его. Когда же она вполне уверилась, что стратилат — Евстафий, супруг Феописты, и у нее не осталось никакого сомнения, замерла без слов в душе и на языке, пораженная необычайностью происходящего и разделяясь между стыдливостью и любовью. Так как женщина сознавала свое ничтожество и славу этого мужа, она не могла подумать, как посмеет назваться его женой. Кроме того, Феописта не знала, как к ней теперь отнесется Евстафий — ведь прошло очень много времени, и это еще более сдерживало ее. Однако любовь сильна и исполнена дерзости, и нет такого недоступного препятствия, которое не оказалось бы для нее оборимым и ничтожным. И Феописта, уступив ей, дождалась подходящего часа, предстала перед мужем и, глубоко и печально вздохнув и проливая из глаз — это лучший способ убеждения — горькие слезы, сказала: “О благородный, злосчастный и многострадальный, из Плакиды ставший Евстафием, просвещенный к благочестию и наставленный о грядущем видением Святого Креста, данным тебе  через оленя, из счастливого ставший презренным и узнавший беды, некогда оставивший жену свою на корабле, а это, увы, была я, несчастная, кого варвар тот и убийца отнял в уплату за нашу переправу; тебе, горько плачущему, он велел сойти на берег, а меня, задумав злое, оставил у себя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

Повести о купцах в какой-то мере продолжают эллинистический роман, приемы и сюжеты которого проникли к нам через многие переводные жития – типа «Жития Евстафия Плакиды». Эти жития-романы были распространены на Руси в Четьих-Минеях, Прологах и патериках. Так же как жития-романы, повести о купцах рассказывают об опасных путешествиях, во время которых происходят всяческие приключения героев главным образом кораблекрушения и нападения разбойников. В повестях о купцах обычны испытания верности жены во время долгого отсутствия мужа, кражи детей, потом неузнанных или узнанных, предсказания и их исполнения. Важно, что повествование о купцах не подчиняется в такой мере этикету, как повествование о героях более «официальных» – церковных деятелях или военных. Чудесный элемент повествования получает в повестях о купцах иное значение и имеет иной характер, чем в агиографической литературе. В агиографической литературе чудо – вмешательство Бога, восстанавливающего справедливость, спасающего праведника, наказывающего провинившегося. В литературе о купцах чудесный элемент часто – чародейство. Это чародейство иногда не может осуществиться, а иногда сводится на нет, усилиями героя или вмешательством Божественной силы. Чудесный элемент – это и вмешательство дьявола, злой силы, тогда как в житиях ему противостоит вмешательство Бога. Вмешательство Бога в житиях уравновешивает, восстанавливает справедливость, сводит концы с концами. Чародейство, волхвование и пр. в купеческих повестях, наоборот, завязка действия. Но расширение социальной сферы действия литературных произведений не ограничивается купцами. Действие перебрасывается в сферу низшего и при этом также не отличающегося святостью поведения мелкого духовенства – белого и черного («Стих о жизни патриарших певчих»), кабацких ярыжек, кабацких завсегдатаев, мелких судебных служащих, крестьян и т. д. Это расширение сферы действия снижало изображение и изображаемое, повышало изобразительность литературного изложения, вводило в литературу новые сюжеты, усложняло интригу и т. д. Расширение социального круга действующих лиц идет все время параллельно с расширением круга «возможностей» литературы в области сюжетов, мотивов, изобразительных средств и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

◊ На вопрос ученика: «Батюшка, как исполнить слово Евангелия: „Болен бех и посетисте Мене?“» – старец ответил: «Не заботься о сем; посещай свою душу усердною ко Господу Богу молитвою, ибо душа твоя больна». ◊ Старец не предписывал иметь при молитве какое-либо определенное положение тела: «Молиться, – говорил он, – можно и сидя, и лежа, и ходя, и одному, и в присутствии других, чтобы ум внимал тому, что говорится устами, а не о другом чем мечтал». ◊ Один из учеников спрашивал: «Не грех ли молиться сидя и лежа?» Старец отвечал: «Нам старцы говорили: – хотя бы вверх ногами, да творить молитву; – многие по немощи лежа творили молитву, да бесов стоящих побеждали полки». ◊ Еще спрашивал старца один ученик о том, часто ли зажигать ему лампаду в келье? Старец отвечал: «Надо зажигать лампаду своего сердца, чтобы оно горело любовью к Господу Богу». ◊ Добродетели достигаются усиленными трудами и долгим временем. Тогда-то будешь ты их ценить, когда они достанутся тебе чрез труды твои. Если же что без трудов приобретено, то скоро и потерять можно. Мы бываем спокойны, когда беспрепятственно можем исполнять все свои желания и когда ничто нас не тревожит; захотим что есть, едим; захотим пить, пьем; захотим спать, спим; захотим пройтись куда, тоже себе не отказываем; а если захотим бороться против этого, то увидим скорби. ◊ Больше молчи и не внимай никаким помыслам, даже и добрым, никого не осуждай и не раздражайся. Авва Арсений сказал одному брату: «Молчи, непрестанно молчи». ◊ Необходимо потребно для спасения смирение: насколько человек смирит себя пред Господом, настолько и обрящет благодать. В житии святого Евстафия Плакиды (20 сентября) мы читаем, что Господь явился ему и сказал: «Егда же в глубину смирения приидеши, Аз вознесу тя и прославлю на небеси пред ангелы Моими». «Многие, – говаривал старец, – творили великие добродетели и даже претерпели некоторые мучения, как видим мы из слов пятидесяти святого Макария Египетского , а после впали в гнусные страсти и погибли». «Батюшка, это страшно, как же спастись можно?» – спросил однажды по поводу этих слов ученик.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Благодарю за уведомление о почившем Епископе и о отходящем. Такие вести поучительны: и нам предстоит путь туда же. Надо приготовиться. И Господь приготовляет судьбами своими тех, кто по силе сам приготовляется. 27 июня 1860 года. 276 Спаси Господи за уведомление о кончине Митрополита Григория. Хотя и скорбная весть, но судьбы Божии неизследимы, и им должно покоряться. Да дарует тебе Бог благополучно пожить при указе. Я и сам находил твою поездку сюда излишней. Мы не мирские люди! разговору у меня с тобой хватило бы только на пять минут. Гораздо лучше внимать себе, не оставляя места, данного Богом для спасения. Часть призыва в вечность для каждого из нас не известен но, непременно будет, и по большей части подкрадывается, яко тать в нощи. 11 июля 1860 года. 277. О приобретении села покаяния Недавно попало мне в руки завещание Святителя Тихона Воронежского. В этом завещании между многими благодарениями, праведник воссылает благодарение Богу за то, что даровал ему прежде кончины село покаяния, на коем сокровенна драгоценная жемчужина спасения. Но чтобы купить село покаяния, надо, по наставлению Евангелия, продать все имущество, то есть, пожертвовать видным земным положением, приводящим в рассеянность, и всеми земными приятными отношениями, развлекающими сердце и недопускающими углубиться в покаяние. В таком расположении души, сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим. 28 июня 1860 года. 278. О стяжании покаяния Я молю Бога, чтобы Он даровал мне поприще покаяния. По моему мнению я ещё не начинал покаяния, и вполне разделяю мнение преподобного Исаии Отшельника, высказанное им в послании к ученику его, авве Петру, что доколе человек находится в развлечении и попечении, дотоле он не может стяжать покаяния. 10 августа 1860 года. 279. О земном благополучии и земных скорбях, о печатании собственных сояинений и о др. предметах Господь являет милость Свою к рабам Своими не в земном благополучии а в земных скорбях. Очень утешительно изложена эта мысль в житии Великомученика Евстафия Плакиды: там сказано, что если Господь и даст земное благополучие рабам своим, то на короткое, время, чтобы они не испортились. Благополучие неизменное очень портит сердце. При нынешних переменах я могу ожидать, что предложат на покой: надо это счесть за великую милость Божию, дарующую время для тщательного покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   Дорогой, простите, потерпите; невозможно теперь написать Вам о многом очень и очень существенном. Покамест я писал эти немногие страницы, уже несколько раз потрясало все здание с гулом, и воем, и треском. Если Господь даст, будем живы, обо всем поговорим во славу Его.    Относительно Вашего излишне напряженного стремления к плачу и сокрушению: к Богу, Который «[есть] огнь поядаяй» (Евр.12:29), надо приближаться как можно тише, спокойнее, благоговейнее (см. «Едино на потребу», с. 16). Всячески надо оберегаться от искусственного нервного, кровяного возбуждения и от мечтательности. Простите; говорю в предупреждение, по любви своей к Вам. Католики, как мне приходилось слышать, именно этими недостатками и страдают. Поэтому у них наблюдаются случаи стигматизации и видений чувственных (вернее — привидений). С другой стороны, некоторые путают духовное с душевным или, совсем не понимая первого, то есть духовного плача, последний, как душевный, подвергают осуждению. Дай Господь познать Вам истинную, непрелестную умную молитву и духовный плач. А только скажу Вам, что дар сей очень немногие (единицы, подобно старцу отцу Силуану) получили скоро и сравнительно легко за смирение свое. Большинству же приходится трудиться и подвизаться смертным подвигом; много бурь, и опасностей, и скорбей на этом пути. К плачу не стремитесь слишком упорно, давя на сердце свое. Если сейчас нет (потому что еще не приготовлено к нему сердце страданиями), то позднее будет; придет, когда мы познаем свою нищету в подвиге поста, послушания и молитвы.    Читайте жития святых: особенно славянские Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского. В связи с помышлениями о Вас часто вспоминаю житие святого Великого Евстафия Плакиды (20 сентября). Читайте святоотеческие писания. Когда умным очам нашим предстанет образ евангельского человека, каким нас хочет увидеть Господь, когда мы воистину осознаем свое худородство по сравнению с тем божественным благородством, к которому хочет нас возвести Господь, когда увидим, как далеки мы от действительного спасения, тогда невольно рыдаем, горько плачем, но Господь горечь скоро прелагает на сладость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

Но от кого я могу услышать самый истинный ответ, как не от того ли, кого я уже упомянул, то есть от премудрого Соломона. Спрошу же его: премудрый Соломон, кого ты считаешь самым крепким и сильным? «Не думаю, – говорит он, – чтобы кто-либо был сильнее человека терпеливого: Долготерпеливый лучше храброго» ( Притч. 16:32 ). Вот кого называет Соломон самым крепким и сильным: мужа терпеливого. А я ожидал, что он начнет перечислять древних богатырей, витязей: Иисуса Навина, Гедеона, Иеффая и прочих, которые мужественно побеждали полки супостатов и истребляли до конца царей мадиамских, ханаанских, амморейских, овладевая их царствами. Я думал также, что он упомянет и Сампсона, который одной челюстью ослиной более, чем мечом и копьем, предал смерти многих филистимлян, выломал великие врата града Газы и отнес их на плечах своих на вершину горы, сотряс руками великие хоромы и обрушил их на землю. Думал я, что не забудет вспомнить и отца своего Давида, который, еще в юных летах, когда пас стада в пустыне, вместо забавы играл со львами, как с козлятами, и с медведями, как с агнцами овечьими, и который, еще не достигнув совершенных лет, поверг на землю, как некий великий дуб, прославленного и страшного исполина Голиафа. Когда же воцарился Давид, сколько при нем было славных витязей! Адинон Асоней, который сам одним своим копьем победил восемьсот человек супостатов. Елеазар, у которого во время храброй битвы с иноплеменными так «рука его утомилась», что «прилипла к мечу» ( 2Цар. 23:8, 10 ). Наконец, три витязя, которые, когда Давид, окруженный на поле врагами, «возжаждал и сказал: «Кто меня напоит водою от колодца Вифлеемского?» ( 2Цар. 23:15 ) – пробились через все неприятельские полки к Вифлеему и, почерпнув воды, принесли ее к Давиду, опять сражаясь с супостатами! Я думал, что Соломон начнет восхвалять силу и крепость всех этих витязей. И вдруг от него слышу: лучше муж, имеющий долготерпение, чем сильный телом. Предложу еще вопрос: чем муж долготерпеливый лучше и сильнее мужа крепкого телом? Но прежде, чем найдется ответ на этот вопрос, посмотрим, с чем борется терпение? Может быть, кто-нибудь скажет, что оно борется с враждой недруга своего. Я же без сомнения скажу, что оно борется прежде всего с враждебной, в себе самом заключающейся вещью – с нетерпением, с гневом и яростью. И если одолеет ее в себе, то легче поборет вражду недруга своего и явится в своем великодушном терпении более сильным, чем крепкий телом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010