Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРИНА [Маргарита; греч. Μαρνα] (III-IV (?) вв.), вмц. Антиохийская (пам. 17 июля). Единственный источник сведений о жизни М.- ранневизант. Мученичество, к к-рому восходят все ее последующие жизнеописания. Составленное в IV в. (судя по упоминанию пров. Писидия), оно было издано и изучено Г. Узенером ( Usener. 1886). Мученичество сохранилось в 2 основных редакциях (BHG, N 1055-1056 и 1057), относящихся как минимум к IX в. (Paris. gr. 1470, восходящий к списку 1-й трети IX в., и Sin. МГ 66, VIII-IX вв.), вопрос взаимосвязи и времени возникновения которых нуждается в дальнейшем исследовании, и 3-й, имеющей сходство с 2 первыми (Vat. Ottob. gr. 12, 422; Lesb. S. Ioan. 57; Lond. Brit. Lib. Add. 25881), а также в древнем латинском (BHL, 5303) и слав. переводах ( Творогов. 2008. С. 80; Иванова. 2008. С. 584-585). Автором Жития и Мученичества является, согласно тексту, некий христианин по имени Феотим, к-рый навещал М. в тюрьме, был очевидцем явлений Божественной силы во время страдания М. и присутствовал при ее казни. Согласно Мученичеству, М. род. в Антиохии Писидийской, была дочерью языческого жреца по имени Эдесий, который отдал ее на воспитание кормилице, жившей в 15 милях от города. После смерти матери М. кормилица, сильно привязанная к девочке, обратила ее ко Христу (согласно одной из версий, когда М. было 12 лет). Узнав об этом, отец стал гнушаться М., перестал считать ее своей дочерью. Когда М. исполнилось 15 лет, ее, вышедшую стеречь стадо овец, случайно увидел проезжавший мимо наместник провинции Олибрий (Олимврий), преследователь христиан. Он влюбился в М., но, узнав, что она христианка, заключил под стражу. На следующий день он публично допросил ее в Антиохии, предлагая ей вступить в законный брак и осыпать ее богатствами взамен на отречение от веры. Но, не добившись согласия, предал пыткам: М. растянули на лавке и били до крови палками, драли ее тело железными крюками. Раны ее были так ужасны, что Олибрий не смог вынести их вида. М. во время мучений молилась и славила Христа.

http://pravenc.ru/text/2562062.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Остатки склепа при ц. св. Адальберта в Бржевнове. 2-я четв. XI в. [чеш. Bevnov], одно из ранних бенедиктинских аббатств в Чехии (к северо-западу от Праги). Основано в 992-994 гг. сщмч. Адальбертом , еп. Пражским, к-рый пытался создать в Праге центр миссионерской деятельности. Существует предположение, что Б. был основан как мон-рь с двойным (зап. и вост.) церковным обрядом (по аналогии с рим. мон-рем святых Алексия и Бонифация на Авентине) и с употреблением слав. языка наряду с лат. в богослужении ( Живов В. М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры. М., 2002. С. 127-130). Данная гипотеза не находит прямых подтверждений в источниках, но не противоречит общей направленности церковной политики Пражского епископа. Буллой 993 г. папа Иоанн XV взял под свою защиту имущество и доходы мон-ря, предоставил монахам право самим выбирать аббата. В нач. XIII в. в тексте буллы были сделаны вставки, в к-рых Б. предоставлялось первенствующее место среди настоятелей чеш. мон-рей. Уже с первых дней основания Б. в числе братии наряду с итал. монахами-бенедиктинцами были и чеш. монахи (в т. ч. Кристиан, автор одного из ранних памятников чеш. церковной лит-ры - лат. Жития святых Вячеслава и Людмилы, т. н. Кристиановой легенды ). Первым аббатом Б. стал Анастасий, с 995 г. еще и аббат древнейшего венг. мон-ря в Паннонхальме . Временно в Б. был послушником Гауденций (Радим), сводный брат св. Адальберта. В XI в. в нем поселились монахи из Нидеральтайха . Вмц. Марина Антиохийская. Рисунок. Ок. 1400 г. (Музей изобразительных искусств. Будапешт) Вмц. Марина Антиохийская. Рисунок. Ок. 1400 г. (Музей изобразительных искусств. Будапешт) Первые строения Б. носили временный характер и были деревянными, каменное здание ц. во имя св. Адальберта было построено при аббате Мегинхарде († 1097?). Первоначальные постройки были сильно переделаны в эпоху готики. В ходе археологических раскопок ученым удалось обнаружить лишь остатки склепа и подземную часовню. В 1045 г. в Б. были перевезены мощи св. Гунтера, монаха из Нидеральтайха. В 1262 г. венг. кор. Бела IV даровал мон-рю мощи вмц. Марины (Маргариты) Антиохийской , в честь к-рой в 1545 г. была возведена церковь. В 1322 г. аббатом Баваром Нечтинским, на правление к-рого пришлось время расцвета Б., была основана дочерняя обитель аббатства в Броумове (нем. Браунау), где позднее укрылись аббат и монахи из разрушенного гуситами Б. (1420). Приор аббатства в Броумове с этого времени носил также титул аббата Б. С 1945 г. Б.- центр Славянской бенедиктинской конгрегации св. Адальберта и св. Маргариты.

http://pravenc.ru/text/153431.html

Мардарий Севастийский , мч. (13/26 декабря) Марина (Маргарита) Антиохийская , вмц. (17/30 июля) Мария Египетская , прп. (1/14 апреля; в Неделю 5-ю Великого поста) Мария , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Мария Константинопольская , Палестинская, прп. (26 января/8 февраля) Мария Магдалина , равноап., мироносица (22 июля/4 августа; в Неделю св. жен-мироносиц) Мария Радонежская , схимонахиня, мать прп. Сергия Радонежского (18/31 января; 28 сентября/11 октября) Марк Арефусийский , еп., исповедник, мч. (29 марта/11 апреля) Марк евангелист , ап. от 70-ти, еп. Александрийский (4/17 января ап.]; 25 апреля/7 мая) Марк Евгеник , Ефесский, митр. (19 января/1 февраля) Марк Печерский , Гробокопатель, прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (29 декабря/11 января; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Марк Псково-Печерский , прп., чудотворец (29 марта/11 апреля) Маркелл Апамейский , прп., игумен обители «Неусыпающих» (29 декабря/11 января) Маркелл Маккавей , мч. (1/14 августа) Маркиан Константинопольский , чтец, мч. (25 октября/7 ноября) Марон Сирийский , пустынник, прп. (14/27 февраля) Мартин Римский , папа, исп. (14/27 апреля) Мартиниан Белоезерский , прп., игумен (12/25 января; 7/20 октября) Мартиниан Ефесский , отрок (4/17 августа; 22 октября/4 ноября) Мартиниан Кесарийский (Палестинский), прп. (13/26 февраля) Мартирий Зеленецкий , прп. (1/14 марта; 11/24 ноября) Мартирий Константинопольский , иподиакон, мч. (25 октября/7 ноября) Мартирий Печерский , прп., диакон, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (28 августа/10 сентября [Печер.]; 25 октября/7 ноября) Марфа , прав., сестра прав. Лазаря (4/17 июня) Марфа Антиохийская , Едесская, прп., мать Симеона Дивногорца (4/17 июля) Марфа Каппадокийская , мать прп. Симеона Столпника (1/14 сентября) Матрона Анемнясевская , Касимовская, блж. (9/22 апреля) Матрона Московская , прав. (19 апреля/2 мая) Матрона Солунская (Фессалоникийская), мц. (27 марта/9 апреля) Матфей (Левий), ап. из 12-ти и евангелист, бывший мытарь, брат ап. Иакова Алфеева (16/29 ноября; 30 июня/13 июля ап.])

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Чудо арх. Михаила в Хонех. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Фрагмент Наряду с использованием «типовых» иконографических схем в иконах встречаются редкие варианты сюжетов, опирающиеся на апокрифические тексты. На иконе «Рождество Христово» (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) в миниатюрных сценках, расположенных на фоне плавно очерченных отрогов горок, подробно воспроизведено место из Протоевангелия Иакова, где говорится о Рождестве Спасителя с такими эпизодами, как «Елисавета, укрывающаяся с младенцем Иоанном в горе». Иногда программа иконы предстает не менее сложным организованным смысловым пространством, чем храмовая роспись, в образах раскрывающая догмат о Воплощении (напр., «Благовещение Устюжское» , нач. XII в., ГТГ). На Киккской иконе Богоматери (нач. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) вокруг средника с изображением Богоматери с Младенцем на престоле, на боковых полях, представлены попарно пророки с развернутыми свитками и символами их пророчеств о Богоматери; под средником, в центре,- прав. Иосиф Обручник со свитком, по сторонам от него - в молении родители Богородицы праведные Иоаким и Анна и родители св. Иоанна Предтечи праведные Захария и Елисавета; над средником - сидящий на радуге Спаситель во славе с символами евангелистов, серафимы и херувимы. Сюжетом иконы могли стать рассказ из аскетической лит-ры, напр. «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), один из праздников годового круга - «Чудо в Хонех» (кон. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае) или образ моления святого перед Христом или Богоматерью, к-рые изображены как икона в иконе - «Прп. Евфимий Великий в молении Богоматери» (XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае). Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Благовещение. Икона. Кон. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Именно в иконописи наиболее полно воплотились идеалы комниновского искусства.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Со времени постройки Красноярского острога (1628) православные на енисейских землях особо почитали вмц. Параскеву. С XVIII в. в Канском окр. известны явленные иконы вмц. Параскевы, ей посвящены св. источники. Источник вмц. Параскевы в с. Ирбейском стал почитаться после явления святой во время эпидемии сибирской язвы в 1790 г. Вмц. Параскева явилась во сне отроку-пастуху, привела его к источнику и повелела омываться в нем людям и окроплять водой животных. Ирбейцы сделали, как велела св. Параскева, мор животных прекратился. Заброшенный в советские годы источник вновь стал местом паломничества после открытия в селе в 1990 г. Спасского храма, над источником построена часовня. Со 2-й пол. XIX в. в с. Бражном, в дер. Ашкаул и в Канске почиталась явленная икона вмц. Параскевы. По преданию, течением р. Кан икону святой прибило к берегу в с. Бражном, трижды ее пытались оттолкнуть от берега, но она возвращалась, тогда позвали священника Петропавловской ц., и он вынул икону из воды. Вскоре о событии стало известно в Канске, власти потребовали передать икону в Спасский собор, но браженцы воспротивились. Спор затянулся, и при посредничестве епархиального епископа было решено на середине пути из села в город поставить часовню, где и поместить икону. Часовню выстроили в дер. Ашкаул (1887), еще одна часовня была поставлена на пути из Канска в Бражное (1893). В день Св. Духа из дер. Ашкаул совершался крестный ход с явленным образом в Канск, накануне 9-й пятницы по Пасхе икона возвращалась в часовню в дер. Ашкаул, во время крестного хода икону торжественно встречали в браженском Петропавловском храме. С иконой вмц. Параскевы совершался крестный ход по засеянным полям. В 10-х гг. XX в. икону перенесли в канский Спасский собор, образ исчез, по-видимому, в годы гражданской войны. В 30-х гг. XX в. часовни и Петропавловский храм в Бражном были разорены. 19 авг. 2011 г. между Канском и Бражным, на месте бывш. часовни, был установлен поклонный крест. До 30-х гг. XX в. иконы вмц. Параскевы почитались в храмах: Никольском в с. Агинском (Агинский р-н), Никольском в с. Апано-Ключи, Христо-Рождественском в с. Христорождественском, Покровском в с. Новоалександровском. В 1946-1964 гг. образ вмц. Параскевы хранился в Спасском соборе в Канске, в 1964 г., после закрытия собора, икона была перенесена в Спасский храм на берегу Кана. Особо почитаемым стал образ святой и во вновь построенном Петропавловском храме в Бражном (освящен в июле 2007).

http://pravenc.ru/text/1470267.html

2000. Кат. S-20); иконы (нек-рые работы мастеров Оружейной палаты) в собраниях Музеев Ватикана, Галереи Академии во Флоренции, Музея икон во Франкфурте-на-Майне. Широкое распространение почитания Е. отражает появление ее деревянных скульптур: «Вмц. Екатерина», Подвинье, XVII в. (АМИИ); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой», XVII-XIX вв. из с. Ныроб (ПГХГ); «Вмц. Екатерина», XVIII в. (собрание В. М. Момота). В XVIII в. прославление Е. как небесной покровительницы 2 царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений Е. на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы Е. создавались для новых храмов С.-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений Е. способствовало ее почитание как покровительницы наук. Облик Е. и атрибуты святой в произведениях этого времени восходят к западноевроп. образцам. Одежды Е. покрыты крупным растительным орнаментом, на распущенных волосах святой - венец в виде барочной короны: икона Алексея Андреева (1719, Москва, ГМИР); «Вмц. Екатерина», мастер Григорий Попов (1743, АМИИ). На иконе Григория Агапова (1726, Романов?) Е. представлена с крестом в правой руке и с цветком в левой, сошедший к ней ангел венчает ее главу, у ног святой изображено колесо, внизу, на фоне,- сцена перенесения 2 ангелами мощей Е. на Синайскую гору. Как дева с распущенными волосами и в короне Е. представлена на стихаре XVIII в. рус. работы (мон-рь вмц. Екатерины на Синае); как юная царица с распущенными волосами и в венце, с большим крестом в левой руке - на иконе «Вмц. Екатерина» в шитом окладе (кон. XIX - нач. XX в., мастерская Новотихвинского мон-ря, ЕМИИ); на иконе «Прп. Григорий и вмц. Екатерина. Избранные святые» (сер. XIX в., собрание Е. В. Ройзмана); с раскрытым свитком в руке - образ «Вмц. Екатерина, с избранными святыми на полях» (XIX в., частное собрание, Екатеринбург); как царица - в плате, украшенном жемчугами и каменьями, с красной накидкой на горностаевом меху, с ветвью, мечом и сломанным колесом у ног на иконе «Вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина с житием. Икона. Кон. XVI в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Развитие почитания Е. в XV-XVI вв., выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в т. ч. в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин - интенсивность контактов с мон-рем вмц. Екатерины на Синае; в кон. XV - нач. XVI в. в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами Е. был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; неск. мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе ( Меняйло. 2000. С. 94). Особо почиталась Е. в семье московских великих князей, т. к. являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами Е. был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Вел. Новгород (1471). В 1-й трети XVI в. в мастерской вел. кнг. Соломонии Сабуровой (?) была создана подвесная пелена «Вмц. Екатерина» (ГММК), где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные - поясные и ростовые - изображения преобладали в живописи Москвы и Ср. Руси: напр., на иконе из Мурома кон. XVI в. (МИХМ) - по пояс; на иконе из Вознесенского мон-ря в Московском Кремле, 1686 (?) в окладе 1686 (ГММК) - в рост. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: на указанной иконе из МИХМ фрагменты надписи: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое Екатерину при исходе душа его, проводи его миром». В XVI в. в рус. иконописи, очевидно, появились первые изображения Е. с орудием мучения - колесом («Походная церковь», ТОКГ); поясные фигуры святых на псковской иконе «Свт. Николай», Галерея Р. Темпла, Лондон). Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) Вмц. Екатерина с житием. Икона. 1668 (?) г. (ЯХМ) С XVI в. в рус. искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве,- «Моление вмц.

http://pravenc.ru/text/189599.html

XVII в. из Московского Кремля, икона вмц. Екатерины (с надписью на обороте: «Моление воеводы Петра Головина, 1678» из ЦМиАР, 2-я четв.- сер. XVII в. ЦМиАР); «Вмц. Екатерина, со сценами жития», кон. XVII в., АМИИ; «Вмц. Екатерина, с 4 сценами жития», 1-я пол. XVIII в., Русский Север, ЦАК МДА - у Христа свиток; «Вмц. Екатерина» (2-я четв. XVIII в., ГТГ). На развернутом свитке Е. в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног Е. изображают коленопреклоненные фигуры (иконы 30-40-х гг. XVI в. и XVIII в. из собрания М. Е. Елизаветина). В нек-рых произведениях в ответ на моление Е. Христос протягивает ей свиток (иконы из собрания М. Е. Елизаветина, ЦМиАР, ЦАК МДА). В XVIII в. под влиянием западноевроп. образцов, а также в связи с изменением текста Жития (об этом см. ниже) сложилась иконография «Обручение вмц. Екатерины». Е. сидит, на коленях Богоматери Младенец Христос надевает кольцо Е., что символизирует обручение святой с Церковью и Христом, у ее ног - орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева, 1778 г., Вел. Устюг (частное собрание) и на иконе 80-х гг. XVIII в., оклад 1786 г. (клеймо пробирного мастера «Н·М»), С.-Петербург (частное собрание). С XIX в. композиция встречается в гравюрах, лито- и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебрен(н)икова (1-я пол. XIX в., ГИМ). Кольцо в руках у Христа с XVIII в. встречается в изображениях молящейся Е.: икона 1-й четв. XVIII в., Москва (ГТГ); икона, 1721 (ГРМ). Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») Вмц. Екатерина. Икона. Кон. XVII в. (ГИМ, музей «Новодевичий монастырь») В рус. искусстве известно неск. икон XVII-XVIII вв., копирующих критские памятники с образом сидящей Е. («тип Палладаса»), напр. икона из ГРМ (ошибочно опубликованная как средиземноморский памятник в кн.: Синай, Византия, Русь.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Возможно, к сюжету Жития святой, содержащегося в «Золотой легенде» Иакова из Варацце, восходит образ Е., попирающей нечестивого царя (рим. имп. Максенция), при этом она могла быть изображена с книгой в руках (каменная скульптура сер. XIII в., собор в Падерборне, Германия), с мечом (деревянная скульптура, XVI в., Германский национальный музей, Нюрнберг), с книгой и мечом (деревянная скульптура нач. XVI в., ГЭ), с колесом и мечом (каменная скульптура собора Страсбурга, ок. 1330), с колесом, книгой и мечом (картина «Вмц. Екатерина» неизвестного нидерландского художника последней четв. XIV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк; картина Луки Лейденского, XVI в., Городской музей, Пиза). С XIV в. распространение получил встречающийся и ранее (фреска в апсиде церкви в Монморийоне, Франция, кон. XII - нач. XIII в.) сюжет «Мистическое обручение вмц. Екатерины» (восседающий на коленях Богоматери Младенец Христос (реже - Христос-Средовек: рельеф из житийного цикла, Тино да Камаино, 1-я треть XIV в., ц. Санта-Мария Доннареджина в Неаполе) вручает Е. кольцо): образ Микелино да Безоццо, ок. 1420, Национальная пинакотека, Сиена; витраж капеллы семейства Фольккамеров в хоре нюрнбергской ц. св. Лаврентия, мастер П. Геммель, 1481; Дж. Б. Бертуччи, ок. 1510-1515, Музей изобразительных искусств, Будапешт; А. Корреджо, «Обручение вмц. Екатерины в присутствии св. Себастьяна и с мученичеством двух святых», ок. 1526-1527, Лувр, Париж; Пармиджанино, между 1531 и 1535, Национальная галерея, Лондон; А. Санчес Коэльо, 1578, Прадо, Мадрид). Помимо сцен видений Е. (наряду с темой мистического обручения «Явление Богоматери ап. Луке и вмц. Екатерине» - А. Караччи, 1592, Лувр, Париж) в качестве выделенных из житийного цикла сюжетов получили распространение композиции с изображением мучений (витраж «Св. Екатерина перед императором; Бичевание», кон. XIV в., собор архидиак. Стефана, Вена; картина Л. Орси «Мученичество св. Екатерины», ок. 1560, Галерея д " Эсте, Модена; средник «Алтаря вмц. Екатерины», Л. Кранах Старший, ок. 1506, Картинная галерея, Дрезден; Я. Бассано «Св. Екатерина и мученики Александрии» (или «Мученичество св. Екатерины»), 1545, Городской музей, Бассано-дель-Граппа; Веронезе «Заточение вмц. Екатерины», ок. 1580-1585, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), а также композиция «Диспут вмц. Екатерины с философами» (фреска Пинтуриккио с учениками в Зале святых, Ватикан, 1492-1494; фреска Дж. А. Порденоне в ц. Санта-Мария ди Кампанья, Пьяченца). Реже в качестве самостоятельного сюжета избирались эпизоды, связанные с чудесным сокрушением колес (миниатюра, ок. 1480,- Paris. lat. 920. Fol. 288v), коронованием, перенесением мощей Е. на Синай и вознесением ангелами души святой.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Чудеса св. Евстратия. Фрагмент эпистилия. 2–3-я четв. XII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Согласно постановлению VII Вселенского Собора, разработавшего догмат об иконопочитании, неотъемлемой принадлежностью иконы является надписание имени святого, устанавливающее тождество между изображением и его прототипом. Надписи с поясняющим текстом сопровождают каждое клеймо Ж. и. В ранних памятниках они лаконичны. С увеличением повествования надписи становятся более содержательными. Если на Ж. и. XIV-XV вв. в сюжете исцеления больного надпись краткая, то в более поздних памятниках могут быть указаны имя исцеленного и его недуг. В настоящее время среди сохранившихся Ж. и. одной из древнейших является больших размеров кипрская икона «Вмц. Марина, с житием» (106×62 см) из ц. вмц. Марины (Византийский музей культурного центра им. архиеп. Макариоса, Никосия). В среднике вмц. Марина изображена в позе оранты; клейма сохранились лишь на левом поле. Атрибуция иконы затруднена вслед. плохого состояния красочного слоя: по мнению А. Папагеоргиу, она стилистически близка к синайским памятникам VIII-IX вв. (см.: Παπαγεοργιου. 1991. Σ. 5, 8-9), кон. XII в. предлагает датировать образ Шевченко ( Š ev enko. 1999. P. 150). Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) Св. Иоанн Креститель, с житием. Икона. Нач. XIII в. (мон-рь вмц. Екатерины на Синае) К XI в. восходит фрагмент триптиха с изображением Богоматери из «Благовещения» и 2 сценами из Жития свт. Николая Чудотворца (сюжеты рукоположения) из мон-ря вмц. Екатерины на Синае. Из того же собрания происходит уникальный эпистилий 2-3-й четв. XII в. «Чудеса св. Евстратия», где на 2 досках представлено 11 сюжетов; смысловой центр эпистилия - 3-фигурный Деисус. Иное композиционное решение на иконе из того же собрания «Св. Иоанн Креститель, с житием» (посл. четв. XII в.): 3 сюжета («Благовестие Захарии», «Рождество Христово», «Крещение») расположены в медальонах, вписанных в завершение арочной формы. Много Ж.

http://pravenc.ru/text/182315.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010