На Соборе они осудили еп. Иоанникия Созопольского, незаконно занявшего К-польский престол в отсутствие Иеремии. В 1543 г. в Иерусалиме также состоялся Собор, на котором И. вместе с Иерусалимским и К-польским патриархами низложил Антиохийского патриарха Дорофея III , обвиненного в неканонических действиях. Еп. Порфирий (Успенский) сомневался в достоверности сведений о Соборе 1543 г., считая, что в памяти позднейших хронистов произошло «раздвоение» Иерусалимского Собора 1523 г. Однако Антиохийский патриарх Макарий III в одном из исторических сочинений упоминал, что в архиве Патриархии в Дамаске хранилась грамота И. к Дорофею III, где сообщалось, что последний лишен сана. Грамота была написана на араб. языке, из-за чего Макарий приписал И. араб. происхождение. АПЦ при И. не избежала внутренних потрясений. Позднейшие источники сохранили сведения о неких конфликтах, неоднократно побуждавших И. оставлять престол и уходить в Синайский мон-рь. Известно послание 1523 г. Александрийского патриарха Филофея или Феофила к Римскому папе ( Le Quien. OC. T. 2. Col. 501). Если данный текст аутентичен (в чем нет полной уверенности), он указывает на то, что АПЦ непродолжительное время возглавлял др. патриарх. Известно, что в период своего Патриаршества И. сохранял тесную связь с Синайским мон-рем и подолгу жил там, а в 1529 г. на свои средства построил в мон-ре храм арх. Михаила. Даже в кон. 1559 г., когда престарелый И. отправлялся на Синай вместе с послом рус. царя, каирские христиане просили патриарха не оставаться в мон-ре, а вернуться к ним. Особые отношения с мон-рем вмц. Екатерины стали причиной конфликта И. с Иерусалимскими патриархами, претендовавшими на власть над Синаем. Уже в 1530 г. И. был вынужден подписать грамоту с отказом от претензий на пограничные с Иерусалимским Патриархатом области Газа, Керак и Синай. В 1540 г. Иерусалимский патриарх Герман восстановил на Синае архиепископскую кафедру, чтобы еще ослабить влияние И., к-рый более не мог совершать рукоположения синайских иноков.

http://pravenc.ru/text/468909.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ VI ибн Зияде († 1604, мон-рь вмц. Екатерины на Синае?), патриарх Антиохийский (1593 - нояб. 1603). Уроженец сел. Сисния (на границе совр. Сирии и Сев. Ливана). С 1575 г. занимал митрополичью кафедру г. Эмеса (Хомс), где в храмах Сорока мучеников и мч. Иулиана сохранились мн. рукописи с упоминаниями И. в колофонах; известна также икона из ц. мч. Иулиана с ктиторской надписью И. от 18 мая 1598 г. ( Успенский Ф. И. Археологические памятники Сирии//ИРАИК. София, 1902. Т. 7. Вып. 2/3. С. 140). По данным Антиохийского патриарха Макария III и др. летописцев, И. был возведен на престол после смерти патриарха Иоакима V Дау и через год междупатриаршества, т. е. в кон. 1593 г. Этому, однако, противоречит колофон 7101 г. (1 сент. 1592 - 31 авг. 1593) мон. Михаила, называвшего себя учеником И., о посещении г. Амида (ныне Диярбакыр, Юго-Вост. Турция) патриархом И. и митр. Баальбека Германом. Местный паша жестоко угнетал христиан, так что ситуация потребовала вмешательства патриарха и достижения договоренностей между пашой и И. В 1593 г. Ближ. Восток посетило русское посольство, к-рое возглавлял Т. Коробейников , с царской милостыней вост. патриархам. Весной в К-поле Коробейников передал находившемуся там Халебскому митр. Макарию 910 золотых и 2 сорока соболей, к-рые причитались Антиохийскому престолу: 300 золотых - патриарху, 390 - 3 митрополитам и 6 епископам, 120 - архимандриту Сайднайского мон-ря (число архиерейских кафедр, видимо, было сообщено патриархом Иоакимом V во время его пребывания в Москве) и 100 - на раздачу нищим. После посещения Иерусалима Коробейников приехал в Дамаск, где 18 апр. 1594 г. И. вручил ему благодарственную грамоту для царя Феодора Иоанновича (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. 6). Грамота была скреплена подписями патриарха и 14 архиереев на греч., араб. и сир. языках (это один из последних случаев употребления мелькитского каршуни - сир. письменности в среде православных). Большинство греч. подписей выполнено одной рукой. Т. о., грамота отражает не количество архиереев, находившихся в Дамаске весной 1594 г., а общее число епархий Антиохийской Церкви. В документе фигурируют кафедры Хомса, Латакии, Хамы, Мармариты, Триполи, Бейрута (2 последние занимал Анастасий ибн Муджалла, ближайший сподвижник Иоакима V), Аккара, Памфилии, Сайднаи, Баальбека, Эз-Забадани; единственный раз в истории Антиохийской Церкви названы епархии Бсиры, Сафиты и Схапитиса (последняя не локализуется).

http://pravenc.ru/text/468923.html

Еще в XII в. канонист патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон высказывал сомнения в том, что Л. а. И. действительно принадлежит ап. Иакову, ссылаясь на то, что помимо Трул. 32 ни одно др. каноническое правило, равно как и древнейшие памятники христ. лит-ры, ее не упоминает,- см. его 1-й канонический ответ на вопросы патриарха Александрийского Марка III (PG. 138. Col. 953). Этот канонический ответ был дан Феодором Вальсамоном, очевидно, в связи с инцидентом, случившимся в К-поле в 1194 г., когда находившийся в городе патриарх Александрийский Марк III объявил о намерении совершить Л. а. И. в храме Св. Софии, в ответ на что Феодор Вальсамон - как он сам пишет в толковании на Трул. 32 - выдвинул перед Синодом и перед царем свои возражения, расстроив планы патриарха Марка (PG. 137. Col. 621). Уже тогда, согласно Вальсамону, Л. а. И. совершалась в Палестине лишь в дни больших праздников (παρ τος Ιεροσολυμταις κα τος Παλαιστινιανοις νεργεται ν τας μεγλαις ορτας - Ibid.). После XIII в. Л. а. И. вышла из богослужебной практики греч. Церквей. Тем не менее в силу распространенности описанной выше легенды о происхождении текста Л. а. И. непосредственно от ап. Иакова, якобы записавшего его со слов Самого Господа Иисуса Христа, этот текст получил особый статус в богословии Нового времени: правосл. авторы ссылались на него в полемике с католиками по вопросу о времени пресуществления Св. Даров; протестанты использовали те или иные молитвы Л. а. И. при составлении своих богослужебных чинов; и т. д. Именно этим обусловлено большое число копий Л. а. И. в рукописях Нового времени. Греческие рукописи Известны ок. 40 греч. рукописей, включая фрагменты, Л. а. И. (см.: Brightman. 1896. P. XLIX-LII; Mercier. 1946. P. 132 - 154 Καζαμας . 2006. Σ. 32-83). Однако примерно половина общего числа полных рукописей датируется XV в. и позднее, так что их аутентичность сомнительна. Древнейшая известная к наст. времени греч. рукопись Л. а. И. обнаружена в числе новых синайских находок (в 1975 во время ремонтных работ в мон-ре вмц.

http://pravenc.ru/text/2110596.html

Каноническая территория — США и Канада; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Богослужение проводится в основном на английском языке, но также и на церковнославянском, греческом или на местных языках (испанском, алеутском, и т. д.) в зависимости от потребности. ПЦА разделена на 14 епархий (из которых одиннадцать территориальных и три — эт­нические), имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п. В Православной Церкви в Америке насчитывается около 650 приходов и 25 монастырей. В США является второй по численности православной деноминацией, уступая Константинопольскому патриархату. Имеет самую высокую среди православных общин США посещаемость и самый большой прирост числа верующих за десятилетие (по стоянию на 2011 год) — 21 %. С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке. Основателем и первым настоятелем подворья стал протопресвитер Даниил Губяк. С 2002 г. настоятелем подворья служил архимандрит Закхей (Вуд). В связи с запрещением в священнослужении архимандрита Закхея (Вуда), 28 июля 2011 года пастырское окормление прихода возложено на священника Иоанна Кечкина. С 2013 года настоятелем подворья назначен архимандрит Александр (Пихач). Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] НЬЮ-ЙОРК. Кафедральный Знаменский собор Русской Зарубежной Церкви: Собор Свт. Николая Антиохийской Православной Церкви. Мощи: Д. ДЖОРДАНВИЛЬ (штат Нью-Йорк, 250 км. к северо-западу от Нью-Йорка). Свято-Троицкий Джорданвильский монастырь Русской Зарубежной Церкви. Мощи и святыни: НАНУЭТ (штат Нью-Йорк, 30 км. к северу от Нью-Йорка). Ново-Дивеевский Успенский женский монастырь Русской Зарубежной Церкви: САУТ-КЕЙНАН (штат Пенсильвания). Монастырь Свт. Тихона Задонского Американской Православной Церкви. Мощи: МОНАСТЫРЬ ПРЕП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (штат Аризона, 120 км. к юго-востоку от Феникса). Мощи и икона:

http://azbyka.ru/palomnik/США

На Руси обе мученицы почитаются с домонг. времени. Один из первых образов святой с именем Пелагия был написан в ц. Спаса на Нередице в Новгороде (ок. 1199; см.: Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника ц. Спаса Нередицы в Новгороде//ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-228). Возможно, образ святой был представлен во фресках собора Св. Софии Киевской (40-е гг. XI в.). Имя Пелагия было широко распространено как в аристократической, так и в народной среде, напр., его носила одна из дочерей Д. А. Строганова (ок. 1612-1670), в замужестве Голицына ( Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 154). Образ ее небесной покровительницы помещался на вкладах семьи Строгановых: на пелене «Сретение, с избранными святыми» (1656, СИХМ); «Св. царевич Димитрий, с избранными святыми» (1656, ГРМ); «Положение во гроб» (ок. 1661, ГМЗРК); на епитрахили, с избранными святыми (1665, НГХМ); на плащанице (1650-1660, НГХМ); на палице «Благовещение» (1660 - нач. 70-х гг. XVII в., НГХМ); на пелене «Московские митрополиты, с избранными святыми» (1650-1660, НГХМ) (см.: Там же. Кат. 23, 31, 83, 88, 114, 116, 128) и др. Обе Мученицы не раз изображались на минейных иконах, как, напр., на октябрьской и майской минеях (нач. XVII в., ЦАК МДА). Мц. Пелагия Тарсийская представлена на минее на май из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина). В синодальный период во имя мц. Пелагии (не всегда ясно, какой из них) были освящены престолы в разных городах; во всех были иконы святой. Такой придел (1857) существовал в саратовском Крестовоздвиженском мон-ре в ц. ап. Иакова, брата Господня. Во имя мц. Пелагии Тарсийской освящен один из приделов ц. вмч. Екатерины в с. Рахманове Павлово-Посадского р-на Московской обл. (1904-1906). Прп. Пелагии Антиохийской посвящены приделы храмов: Богоявления в Воронеже (1841); вмц. Параскевы в Калашном ряду в Ярославле (1868); арх. Михаила в Архангело-Михайловском Пелагеевском мон-ре в с. Пелагеевка Новобугского р-на Николаевской обл., Украина (1898-1904). Изображение П. есть на внутренней стороне крышки ковчега в ц. прп. Сергия в Ст. Серебряниках, или в Крапивниках, известной по документам с 1625 г. и заново отстроенной после пожара 1678-1679 гг. В этом ковчеге, изготовленном в 1885 г. на фирме И. П. Хлебникова, хранятся частицы мощей особо почитаемых святых, в т. ч. святых Пелагии, Марии Магдалины, младенца Кирика, Соломонии, матери ветхозаветных мучеников Маккавеев.

http://pravenc.ru/text/2579918.html

П. придавал большое значение укреплению межправославных связей. За годы Патриаршества он посетил практически все Поместные Православные Церкви: К-польскую (6-10 июня 1997), Антиохийскую (17-22 февр. 1999), Русскую (см. ниже), Грузинскую (21-27 июня 2002), Сербскую (9-16 мая 2002), Румынскую (5-11 сент. 2003), Болгарскую (29 июня - 6 июля 1998; 8-12 мая 2003, участвовал в торжествах по случаю 50-летия восстановления Патриаршества и 1660-летия Сардикийского Собора), Кипрскую (21-28 мая 1999; 12-15 нояб. 1999, участвовал в освящении храма свт. Григория Паламы в Махерасском мон-ре; 16-22 окт. 2001, участвовал в торжествах по случаю 800-летия этой обители), Элладскую (17-25 мая 2001), Польскую (17-22 авг. 2001), Финляндскую (8-15 июня 1998). П. принимал участие в интронизации патриарха Иерусалимского Иринея (Скопелитиса) в Иордании (1-2 окт. 2001), архиеп. Афинского Христодула (Параскевиадиса) (9 мая 1998) и митрополита Чешских земель и Словакии Николая (Коцвара) (1-4 июня 2000). В разные годы принимал у себя предстоятелей Элладской (1998), Албанской (1998), Антиохийской (2002), Польской (2003) Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии (2003), а также архиеп. Карельского и всей Финляндии Льва (Макконена) (2004). 30 сент.- 1 окт. 1998 г. П. участвовал в работе Расширенного и Всеправославного Собора в Софии, который был созван по просьбе патриарха Болгарского Максима в связи с расколом в Болгарской Православной Церкви . 14-17 нояб. 2000 г. председательствовал на Расширенном Соборе в Никосии, созванном по просьбе Кипрской Православной Церкви для решения ее внутренних проблем (Собор проходил при участии патриарха Антиохийского Игнатия IV и архиеп. Кипрского Хризостома I). 23-26 дек. 2000 г. по приглашению патриарха Варфоломея I присутствовал на Собрании предстоятелей и представителей Поместных Церквей в Стамбуле по случаю 2000-летия Рождества Христова. 6-8 дек. 2001 г. посетил Синай, в мон-ре вмц. Екатерины вместе с патриархом К-польским Варфоломеем участвовал в торжествах в честь 2-тысячелетия от Рождества Христова и 3300-летия Закона Моисеева. 17-20 мая 2003 г. совершил паломничество вместе с патриархом Варфоломеем и католикосом-патриархом всей Грузии Илией II (Гудушаури-Шиолашвили) в Каппадокию .

http://pravenc.ru/text/2580338.html

Вид на сел. Маалула, Сирия Вид на сел. Маалула, Сирия На протяжении большей части средневековья М. практически не упоминалась в трудах мусульм. географов (за исключением беглого замечания у Якута, нач. XIII в.), европ. паломников и восточнохрист. авторов (см.: Le Strange G. Palestine under the Moslems. Beirut, 1965. P. 500). Это можно объяснить периферийным положением как самого селения, стоявшего несколько в стороне от дороги между Дамаском и Хомсом, так и всего горного р-на Каламун, слабо затронутого влиянием городских центров. В этой консервативной аграрной глубинке долгое время компактно проживало христ. население и сохранялся сир. язык. Так, один из первых известных по имени уроженцев М., синайский мон. Шемун, был переписчиком 2 сироязычных манускриптов 30-х гг. XIII в., хранящихся ныне в монастыре вмц. Екатерины на Синае. Известны сир. рукописи 1213 и 1280 гг., происходящие из монастыря мч. Сергия в М. ( Todt C.-P. Griechisch-orthodoxe (melkitische) Christen im zentralen und südlichen Syrien (635-1365)//Le Muséon. Louvain, 2006. T. 119. Fasc. 1/2. P. 75). К этому же веку относится древнейшая икона, хранившаяся в монастыре,- образ святых Сергия и Вакха предположительно кипрского письма ( Agn è s-Mariam de la Croix. 2006. P. 22-23). В монастырской церкви сохранились остатки фресок эпохи крестовых походов. Под 1366 г. упоминается участие митрополита М. в выборах Антиохийского патриарха Михаила I ( Панченко К. А. Вспомнить прошлое: Антиохийский патриарх Макарий III аз-За‘и  м как историк//Miscellania Orientalia Christiana. М., 2014. С. 381). Монастырь первомц. Феклы. Общий вид Монастырь первомц. Феклы. Общий вид С XVI в. на плато Каламун усиливались процессы арабизации и исламизации, а также увеличивалась миграция сельских жителей в Дамаск. По османским переписям того времени, из 37 деревень нахии Джуббат-эль-Ассаль, с севера примыкавшей к Дамаску, только в 5 сохранилось христианское население. В М. мусульман не было отмечено, а численность христиан в 1543 г. составляла 139 семейств и 67 неженатых мужчин, в 1569 г.- 190 и 130 соответственно. Необычно высокая доля неженатых мужчин, возможно, связана с некими социально-экономическими факторами ( Bakhit M. A. The Christian Population of the Province of Damascus in the Sixteenth Century//Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y.; L., 1982. P. 23).

http://pravenc.ru/text/2561112.html

Это нововведение не встретило к.-л. возражений со стороны тур. властей. В наст. время Синод КПЦ включает 6 митрополитов, проживающих в Турции (меняются каждые полгода), и 6 митрополитов из других стран (меняются каждый год). Однако это правило не распространяется на митрополитов «новых земель» в Сев. Греции, к-рые входят в состав Синода Элладской Православной Церкви (согласно акту 1928) и в связи с этим по экклезиологическим и каноническим причинам не могут участвовать в 2 Синодах одновременно. Осенью 2009 г. К-польской Патриархии удалось решить вопрос о расширении участия зарубежных иерархов в работе высших церковных органов КПЦ путем получения ими тур. гражданства. Патриарх Варфоломей неоднократно ходатайствовал о положительном решении этой проблемы перед тур. властями. В результате достигнутой договоренности с премьер-министром Эрдоганом, архиереи, к-рые получат тур. гражданство, смогут благодаря этому голосовать при избрании нового патриарха и быть избранными на Патриарший престол. До этого их участие в выборах ограничивалось предоставлением письменного согласия с избранной кандидатурой. В наст. время тур. гражданство приняли 35 иерархов КПЦ и клириков-сотрудников К-польской Патриархии. Межправославные отношения Одной из первых межправославных инициатив Патриарха Варфоломея стала состоявшаяся под его председательством 15 марта 1992 г. в Стамбуле встреча предстоятелей Православных Церквей, на к-рой обсуждались основные проблемы, стоящие перед Православием в совр. мире. РПЦ на этой встрече представлял патриарх Алексий II. Проведение подобных встреч глав Православных Церквей стало отличительной чертой политики нового Патриарха. В 1993 г. Варфоломей побывал с визитами в Александрийском, Антиохийском, Московском, Сербском, Румынском и Болгарском Патриархатах, а также посетил монастырь вмц. Екатерины на Синае, Швецию, Германию и Бельгию, где встретился с Делором. Патриарх Константинопольский Варфоломей и патриарх Московский и всея Руси Алексий II на Ассамблее в честь 2000-летия рождества св.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

Оставаясь в должности архиепископа Синайского до кончины, К. уделял большое внимание поддержанию благосостояния мон-ря вмц. Екатерины. Кроме того, имея большой опыт в делах управления церковной недвижимостью, К. от лица Восточных патриархов вел переписку с Синодом РПЦ относительно прав греч. монастырей, подворья к-рых после Бухарестского мира (1812) оказались на территории Российской империи. Деятельность К. была направлена на сохранение Православия и соблюдение церковных интересов в условиях активизации европейской дипломатии и ее вмешательства в дела Вост. Патриархатов. В качестве местоблюстителя Антиохийского престола для разрешения т. н. «дела о камилавках» (греко-униатский патриарх Максим в целях прозелитизма предложил униат. духовенству употреблять облачения правосл. священников) он обращался в Синод РПЦ. В результате российским дипломатам удалось добиться от Высокой Порты фирмана в пользу православных. Сознавая необходимость развития духовного образования в Сирии, К. ходатайствовал перед Синодом также и об открытии там правосл. школ и духовных уч-щ. В 1850 г. К. неоднократно выступал в защиту прав Иерусалимской Православной Церкви на св. места Иерусалима и Вифлеема против притязаний католиков. Иерусалим, по словам К., «не вооруженною рукою, но дипломатическими хитрыми средствами сделался спорным яблоком или каменем соблазна» (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 11). В ответ на брошюру Э. Боре «О святых местах на Востоке» К. написал «Опровержение против исключительных притязаний Западной Церкви и римско-католических государей на право обладания святыми местами» (Απντησις κατ το ζητματος το κ. Εγενου Βορ περ τν ν Ιεροσολμοις Αγων Τπων. Κωνσταντινοπολις, 1851). Единственно действенной мерой «против пагубного наводнения пропаганды» К. считал просвещение православной паствы и старался привлечь внимание российского императора «к западной политике, угрожающей Православной вере на Востоке»: «Что мы, слабые Патриархи, можем сделать, если сильная десница Его Императорского Величества (ходатайством Святейшего Синода) не поддержит в сих восточных странах Православную веру как небесный ее защитник?» (РГБ ОР. Ф. 188. Картон 7. Ед. хр. 30. Л. 7).

http://pravenc.ru/text/2057130.html

Большинство древних мон-рей Египта в эту эпоху находились в руках коптов. Из обителей, принадлежавших православным, наиболее известен мон-рь Эль-Кусайра на г. Мукаттам под Каиром, разрушенный в 1010 г. во время гонений аль-Хакима. С кон. XI в., после завоевания Палестины крестоносцами и упразднения правосл. Иерусалимского Патриархата, Александрийские Патриархи взяли под свое управление окраинные епархии Иерусалимского диоцеза - Синай, митрополию Петру, Газскую архиепископию и др. В сер. XIV в. эти территории были возвращены Иерусалиму, однако синайский мон-рь вмц. Екатерины еще неск. раз переходил из рук в руки и долгое время оставался предметом споров между Патриархатами. Ист.: al-Makin. Historia Saracenica ... a Georgio Elmacino/Ed. Th. Erpenius. Lugd. Batav., 1625; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897. Т. 2; Severus ben el Moqaffa‘. Historia patriarcharum Alexandrinorum//CSCO. Ser. 3. T. 1. Beryti, 1904-1910; Eutychii Patriarchae Alexandrini Annales//CSCO. Ser. 3. T. 6. P., 1906; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria/Ed. B. Evetts//PO. 1907. T. 1; Yahia Ibn Said Antiochensis. Annales//CSCO. Ser. 3. T. 7. P., 1909. (Рус. пер. отр. в кн.: Розен В. Р. Император Василий Болгаробойца: Извлеч. из летописи Яхъи Антиохийского//ЗИАН. 1883. Т. 44. Прил. 1); al-Maqrizi. Kitab al-Mava‘iz wa al-i‘tibar. Le Caire, 1911-1927 (франц. пер.: Maqrizi. Histoire de l " Égypte. P., 1908). Лит.: [Матвеевский П.] Очерк истории Александрийской церкви со времени Халкидонского собора//ХЧ. 1856. Кн. 1. С. 188-391; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по арабским источникам. СПб., 1897-1902. Т. 1-4; Бартольд В. В. Соч. М., 1966. Т. 6; Runsiman S. A History of the Crusades. Camb., 1968. Vol. 2-3; Skreslet S. The Greeks in Medieval Islamic Egypt (640-695). Diss. Yale, 1988; Бойко К. А. Арабская историческая литература в Египте IX-X вв. М., 1991; Большаков О. Г. История Халифата. СПб., 1993-1998. Т. 2-3; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-восточной церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998; Рансимен С. Восточная схизма: Византийская теократия. М., 1998.

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010