Особенно торжественно И. был принят на Афоне. После Великой лавры И. посетил груз. Иверский монастырь , в то время находящийся уже в юрисдикции К-польского Патриархата, где пробыл месяц и работал с груз. рукописями. Ему удалось получить разрешение временно вывезти из мон-ря Библию на груз. языке 1078 г. и 3 др. груз. рукописи: манускрипты были переданы в Тифлис, переписаны и возвращены на Афон. Посетив Грецию, И. с Кипра отправился в Дамаск, где получил благословение и «отпущение грехов» от патриарха Антиохийского Даниила (1767-1791), к-рый по примеру 2 предыдущих патриархов известил об этом Антония I. Сохранилось письмо груз. католикоса-патриарха К-польскому патриарху, в к-ром Антоний I подтвердил позицию в отношении статуса И. и указал, что И. «намерен обманом заполучить от блаженнейшего патриарха епархию Джавахети... муж сей Иона отвержен от Церкви и лишен чести архиерейской, дабы ни одна душа не вознамерилась содеять зло и ввести в заблуждение Ваше Святейшество и блаженнейшего патриарха Антиохийского» (НЦРГ. Н 2510; Кавтария. 1977. С. 143). Однако, несмотря на это, И. везде по предложению местных Глав Церквей и архиереев совершал богослужения, часто в патриаршем облачении. В Палестине И. был принят Иерусалимским патриархом, в Александрии - умирающим патриархом Александрийским Герасимом III (Гимарисом; 1783-1787/88), к-рый также «разрешил его от грехов». На подворье Екатерины великомценицы монастыре на Синае в Каире И. по просьбе братии мон-ря рукоположил во иереев неск. монахов; в мон-ре вмц. Екатерины он прожил 4 месяца. В Триесте И. встречался с имп. Свящ. Римской империи Иосифом II (1765-1790), в Яссах в 1789 г.- с кн. Г. А. Потёмкиным, с разрешения которого по ходатайству местоблюстителя Молдо-Влахийского Экзархата еп. Амвросия (Серебренникова) (22 дек. 1789 - 29 дек. 1791) И. был дан в управление мон-рь сщмч. Панкратия близ Ясс. В течение 2 лет обитель стала одной из самых богатых в Молдавском княжестве. В дек. 1791 г. И. получил приказ российской имп. Екатерины II выехать в Киев. Он был назначен викарием тяжелобольного митр. Киевского Самуила (Миславского) (22 сент. 1783 - 5 янв. 1796), жил в Киево-Печерской лавре и вел дела епархии, в т. ч. рукополагал священников (нач. 1792 - весна 1794).

http://pravenc.ru/text/578302.html

Павла Алеппского . Первый сообщает о 12 архиерейских хиротониях, проведенных Е. за свое Патриаршество, а второй упоминает о посещениях патриархом Халеба осенью 1640 и зимой 1644 г., в ходе объезда епархий и сбора десятины, о его торжественных встречах и проводах халебским духовенством. В отличие от др. вост. патриархов того времени Е. не стремился к активной внешнеполитической деятельности; Антиохийская Церковь сохраняла достаточно замкнутый и провинциальный характер. Известно только 2 попытки Е. расширить круг внешних контактов. В 1636 г. он рукоположил земляка Пахомия Хиосского во митрополита Сайднаи и отправил его в Грузию, с к-рой Антиохийская Церковь традиционно поддерживала тесные связи. Цель и результаты миссии митр. Пахомия неизвестны. Весной 1646 г. по совету Иерусалимского патриарха Паисия , проезжавшего незадолго перед этим через Дамаск, Е. отправил в Россию посольство во главе с Аккарским митр. Иеремией с просьбой о милостыне. Поездка окончилась неудачей: в нояб. вышло предписание царя Алексея Михайловича, согласно к-рому все вост. просители милостыни не пропускались далее Путивля, где и должны были получать определяемое им в Москве пожалование. Митр. Иеремия умер в Путивле в кон. дек. 1646 г., а его спутники были отправлены обратно с весьма скромными дарами. В отличие от Евфимия Кармы, которому отчасти были свойственны филокатолич. настроения, Е. старался держать дистанцию в отношениях с Ватиканом. Патриарх отказался подписать акт об унии с Римом, обсуждавшийся его предшественником с Конгрегацией пропаганды веры. Тем не менее в католич. историографии распространены утверждения о пролат. симпатиях Е., к-рые он якобы избегал выражать открыто. Подобное мнение проистекает из его приватных контактов с зап. миссионерами и из согласия на открытие иезуитской школы в Дамаске в 1643 г. Однако это было характерно для атмосферы веротерпимости, преобладавшей в Сирии в XVII в., и отнюдь не означало отказа Е. от православия. Сохранился акт об отлучении монахов монастыря вмц. Екатерины на Синае (1647), отправленный Е. Александрийскому патриарху Иоанникию ( Παπαδπουλος-Κεραμες. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Τ. 1. Σ. 209). Ист.: Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 682-686. Лит.: Εθμιος. Ο Γ.//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1044; Nasrallah. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 73-74, 86-87; idem. Euthyme III//DHGE. T. 16. Col. 57-58; Walbiner C.-M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einigen zeitgenossischen Quellen//Oriens Chr. 1998. Bd. 82. S. 99-152; Панченко К. А. Россия и Антиохийский патриархат: начало диалога (кон. XVI - 1-я пол. XVII в.)//Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 215-220. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ II Карма [Карама, Карме] (1572 - 1635), патриарх Антиохийский (с мая 1634), выдающийся церковный и лит. деятель

http://pravenc.ru/text/187731.html

находятся в разноязычных (арм., греч., груз., сир., араб.) и гетерогенных источниках (исторические хроники, жития святых, богословские и полемические трактаты, эпиграфика и т. п.), зачастую характеризующихся тенденциозностью и распыленностью в подаче материала. Ни в одном из них нет сколько-нибудь развернутой и объективной информации об А.-х., хотя произведения средневек. арм. авторов полны описаний догматических разногласий как в самой Армении, так и вне ее - в пределах обитания арм. этноса. Это противоречие объясняется тем, что произведений, принадлежащих А.-х., сохранилось не много: собрание богословских антимонофизитских документов, обнаруженных в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, историко-полемическое соч. «Повествование о делах армянских» (Narratio de rebus Armeniae) Анонима армянского (1-я пол. VII в.), «Типикон» Григория Бакуриани (XI в.) и ряд др. произведений. Из «Повествования» следует, что Каринский Собор 630 г. состоялся под давлением имп. Ираклия . Однако в источниках нет сведений о том, что на нем была поставлена проблема «единого действия» или «единой воли» Христа: в отличие от союза с сир. и егип. монофизитами эта формула не была выдвинута в качестве идейной основы для объединения с нехалкидонитской Армянской Церковью. В Армении не признавалось учение ведущего идеолога вост. монофизитства Севира Антиохийского, поэтому концепция единой воли, существенная для севириан, видимо, отсутствовала у арм. богословов. Монофелитство не получило широкого распространения среди А.-х., в большинстве находившихся в оппозиции к этой доктрине, к-рая, не оставив серьезного следа в культуре А.-х., быстро утратила влияние и в самой Византии. Арм. источники резко и точно оценивают Каринскую унию как полное приятие Халкидона. Католикосы Езр (630-641) и Нерсес III Строитель (641-661) в полемике с Ованнесом Майрагомеци отстаивали правосл. вероучение. Позднее Католикос Саак III Дзорапорци (678-703) и его свита, прибыв в К-поль, присоединились «к исповедующим во Господе и Боге нашем две природы, Божественную и человеческую, существующие в единой ипостаси нераздельно и неслиянно, и письменно поклялись никогда не возражать [против этого]» (Narratio.

http://pravenc.ru/text/76122.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святые Русской Православной Церкви АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых) АНАСТАСИЙ (кон. XII-haч.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЙ I СИНАИТ († 598), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 593), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНАСТАСИЯ Степановна Бобкова (1890 – 1938), прмц. (пам. 23 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), послушница АНАСТАСИЯ Петровна Титова (1873 – 1937), прмц. (пам. 4 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница АНАСТАСИЯ (Камаева Анастасия Леонтьевна; 1879-1937), мон., прмц. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АНАСТАСИЯ († 1922), мц., (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АНАСТАСИЯ Алексеевна Лебедева (1899 - между 1941 и 1945), мц. (пам. 29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНАСТАСИЯ Николаевна (1901-1918), мц. (пам. 4 июля, в Соборе Костромских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых), великая княжна, младшая дочь святых мучеников имп. Николая II и императрицы Александры Феодоровны

http://pravenc.ru/rubrics/122336_9.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ († после 1593), митр. Вифлеемский. Араб, род. в сел. Эль-Куфур в Кесруане (на севере Ливана). Был монахом лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима. Время епископской хиротонии и возведения на Вифлеемскую кафедру неизвестно. Наиболее ранним документом, связанным с И., является колофон рукописного Евангелия, где упоминается о паломничестве митрополита в мон-рь вмц. Екатерины на Синае при Синайском еп. Евгении (1567-1583) ( Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 4. С. 48). Ок. 1578 г. престарелый Иерусалимский патриарх-грек Герман принял решение уйти на покой и передать власть своему племяннику мон. Софронию ( Софроний V ). И. резко выступил против этого; возможно, он претендовал на Патриарший престол. Совместно с И. выступила серб. монашеская община, доминировавшая в лавре св. Саввы и в Архангельском мон-ре и добивавшаяся большей автономии от Иерусалимских патриархов. Для разрешения конфликта в Палестину прибыли экзархи Антиохийского и К-польского патриархов - митрополиты Сайднайский Симеон и Триполийский Дорофей Дау (впосл. Антиохийский патриарх Иоаким V ). Зимой 1578/79 г. им удалось примирить враждующие стороны. Экзархи подтвердили привилегии савваитов и, видимо, в качестве ответной уступки поддержали передачу Патриаршества Софронию. В мае 1579 г. к иерусалимскому кади поступило прошение о признании патриаршего сана Софрония; под документом стояли подписи всех палестинских архиереев и лидеров местной правосл. общины, кроме И. В нач. 80-х гг. XVI в. ухудшилось положение Вифлеемской кафедры, страдавшей от поборов властей и не имевшей средств на необходимый ремонт храма Рождества Христова. И. принял решение отправиться за милостыней к рус. царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. В июне 1582 г. он покинул Св. землю с рекомендательными грамотами Иерусалимского и Александрийского патриархов, в окт. посетил К-поль, где получил грамоту от К-польского патриарха Иеремии II. На 6 месяцев И. был задержан в Молдавском княжестве, в сент. 1583 г. прибыл в Чернигов. 1 дек. И. был принят в Посольском приказе в Москве, рассказал о положении Иерусалимской Церкви и бедствиях своей кафедры. И. поднес в дар царю часть мощей (руку) мч. Елевферия. Из-за смерти Иоанна Грозного и последовавшего за ней внутриполитического кризиса пребывание И. в России затянулось: он был отпущен в Палестину с милостыней (более 150 р. и 40 куниц) только 1 сент. 1584 г. На обратном пути И. несомненно должен был встретиться с находившимся в К-поле Антиохийским патриархом Иоакимом V, к-рый, вероятно, именно под влиянием И. также принял решение о поездке за милостыней в Россию, состоявшейся в 1586 г.

http://pravenc.ru/text/468887.html

Завершился визит Предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа (версия для печати)/Православие.Ru Завершился визит Предстоятеля Православной Церкви в Америке Митрополита Германа Православие.Ru , 8 декабря 2004 г. Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Герман в храме св. вмц. Екатерины, 7 декабря 2004г. Фото: mospat.ru С 3 по 8 декабря 2004 года проходил визит в Москву Блаженнейшего Германа, Архиепископа Вашингтонского, Митрополита всея Америки и Канады. Целью данного визита было участие в торжествах, посвященных десятилетию московского подворья Православной Церкви в Америке, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП. 4 декабря 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий и Блаженнейший Митрополит Герман совершили Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. В тот же день Предстоятели Церквей отслужили в Большом соборе Донского монастыря молебен перед мощами святителя Тихона, Патриарха Московского. Вечером Блаженнейший Митрополит Герман и члены сопровождавшей его делегации молились за всенощным бдением в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря, после чего за трапезой беседовали с архиепископом Орехово-Зуевским Алексием. 5 декабря Предстоятель Православной Церкви в Америке совершил Божественную литургию в московском Богоявленском соборе. Митрополиту Герману сослужили архиепископ Истринский Арсений, а также архиереи Православной Церкви в Америке архиепископ Детройтский Нафанаил, епископ Оттавский и Канадский Серафим и епископ Бостонский Никон. В тот же день в Патриаршей резиденции в Переделкине состоялась встреча Святейшего Патриарха Алексия и Блаженнейшего Митрополита Германа. Обсуждались различные вопросы церковной жизни. 6 декабря 2004 года в храме во имя святой великомученицы Екатерины на Всполье, где располагается подворье Православной Церкви в Америке, состоялось всенощное бдение, которое возглавил Блаженнейший Митрополит Герман. 7 декабря в Свято-Екатерининском храме состоялась Божественная литургия, которую совершили Святейший Патриарх Алексий и Блаженнейший Митрополит Герман. Предстоятелям Церквей сослужили архиепископ Истринский Арсений, епископ Сергиево-Посадский Феогност, архипастыри Православной Церкви в Америке архиепископ Детройтский Нафанаил, епископ Оттавский и Канадский Серафим, епископ Бостонский Никон, а также настоятели подворий Поместных Православных Церквей в Москве епископ Нифон Филиппопольский (Антиохийская Православная Церковь), архимандрит Антоний (Сербская Православная Церковь), архимандрит Игнатий (Болгарская Православная Церковь), архимандрит Закхей (Православная Церковь в Америке). 8 декабря 2004 года Блаженнейший Митрополит Герман отбыл в Америку. В аэропорту " Шереметьево-2 " его провожали архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Дмитровский Александр.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

В 1620-х гг. оба храма, трапезную и кельи сменили новые, которые в 1636 г. сгорели при пожаре. В 1638 г. монастырь перенесли на другое место и построили в нем трапезную с храмом Успения Пресвятой Богородицы и кельями. В том же году, узнав о нападении польского войска на Мгарский монастырь (основан владыкой Исаией в 1619-1624 гг.), густынские иноки оставили свою обитель, и ушли в Московию. В 1639 г. монастырь был возрожден и окружен защитным рвом, тогда же обитель посетил митрополит Киевский свт. Петр Могила. Ее жертвователем в это время выступил правитель Молдовы Василий. В 1641-1644 гг. здесь вновь был выстроен храм Св. Троицы. В разные дни 1654 г. обитель посетили патриархи: Константинопольский – свт. Афанасий Пателарий, и Антиохийский – Макарий с сыном архидиаконом Павлом Алеппским (последний отметил в дорожных записях, что увиденный им здесь иконостас храма Св. Троицы многократно превосходил великолепием бывшие в то время иконостасы Киево-Софийского собора и Успенского собора Киево-Печерской Лавры). В 1671 г. часть обители вновь уничтожил пожар, после чего здесь начали каменное строительство: в 1674 г. заложен храм Св. Троицы, в 1675 г. его освящение совершил Черниговский архиеп. Лазарь Баранович, который во время торжества рукоположил во иеромонаха будущего свт. Димитрия Ростовского (Туптало, †1709) ; на рубеже XVII-XVIII вв. построены трапезная с храмом Успения Пресвятой Богородицы, ограда, башня св. ворот с надвратным храмом свт. Николая Мирликийского, храм свв. апп. Петра и Павла, корпус настоятеля с северными воротами и домовым храмом св. вмц. Варвары (последние 3 сооружения включены в ограду); обитель стала образцовым архитектурным ансамблем в стиле украинского бароко. В XVII-XVIII вв. в обители составлены «Густынская летопись» и «Летопись Густынского монастыря», которые признаны важными источниками отечественной истории. В 1697 г. прилуцкий полковник Дмитрий Горленко перенес в крипту храма Св. Троицы прах своего отца – прилуцкого полковника Лазаря Горленко (убит в Крымском походе 1687 г. казаками, поднявшими бунт при известии о смене гетмана), и украсил наместную храмовую икону Божией Матери серебряной позлащенной ризой; на его же средства построены монастырские стены и храмы свт. Николая и свв. апп. Петра и Павла (1693-1708); обитель посещал его внук Иоаким – будущий свт. Иоасаф Белгородский (†1754) , отец которого, Андрей, был женат на дочери гетмана Даниила Апостола Марии.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

LVI-LXV/Ediderunt C. Laga et C. Steel. Leuven, 1990. P. 251–325. При цитировании в скобках будут указываться страницы этого издания 1384 Об этом ясно гласит одна из схолий: «Он (то есть преп. Максим. – А. С.) понимает под Давидом и Господа, и Евангелие, и духовный закон, и ведение, и созерцание, и разумное делание, и новый народ». 1385 В какой-то степени преп. Максим является преемником сщмч. Игнатия Богоносца , который говорит: «Если кто будет проповедовать вам иудейство (букв.: толковать иудаизм – ουδαισμòν ρμηνεη), не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, чем от необрезанного – иудейство» (Свт. Игнатий Богоносец . Послание к филадельфийцам. 6). См. также: Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 2. М., 2001. С. 127. 1386 О влиянии этой традиции на преп. Максима см.: Berthold С. Maximus Confessor: Theologian of the Word//Kannengiesser Ch. Handbook of Patristic Exegesis. The Bible in Ancient Christianity. Leiden; Boston, 2006. P. 238–239. 1388 Автор хорошей энциклопедической статьи о преподобном, И.И. Соколов, так суммирует эти сведения: «Из обстоятельств его жизни известно очень мало. Сохранились лишь известия, что он жил между 640 и 700 годами, в молодости получил хорошее богословско-философское образование, состоял иноком знаменитой в истории греко-восточного монашества Синайской обители и долгое время путешествовал по Сирии, Палестине и Египту для борьбы с различными еретиками монофизитами, северианами, феодосианами и другими примыкавшими в своих лжеучениях к ереси Евтихия. Патриархом Антиохийским он совсем не был, вопреки мнению некоторых западных ученых» ( Соколов И. Анастасий Синаит //Православная богословская энциклопедия. Т. 1. Петроград, 1900. С. 656). В новой энциклопедической статье (Бибиков М.В., Лосева О.В. Анастасий Синаит //Православная энциклопедия. Т. II. М., 2001. С. 250–252) на с. 250 преп. Анастасий почему-то назван «игуменом монастыря вмц. Екатерины на Синае», хотя точных сведений о его настоятельстве не сохранилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

ИОАНН МАКСЕНЦИЙ архим., лидер группы монахов из пров. М. Скифия (совр. Добруджа, Румыния), которые в 1-й пол. VI в. отстаивали теопасхитскую формулу 435-437 ИОАНН МАЛАЛА [Иоанн Антиохийский, Ритор], (80-е гг. V в. - после 578 (?)), визант. греч. хронист, автор (или один из авторов) хронографии 437-443 ИОАНН МАЛЫЙ [Жан Пёти, Пти] (между 1360 и 1364 - 1411), магистр богословия Парижского ун-та, советник Бургундского герц. Иоанна Бесстрашного, апологет тираноборчества 443-445 445-448 ИОАНН МИНЧХИ груз. гимнограф и мелург (X в.), подвизался в груз. общинах лавры прп. Саввы Освященного и Екатерины вмц. мон-ря на Синае 448-450 ИОАНН МОЛЧАЛЬНИК (Безмолвник, Исихаст, Постник, Савваит) (454-559), прп. (пам. 3 дек., 30 марта; пам. греч. 3 дек.) 450-451 451-455 ИОАНН МТБЕВАРИ [Мацкверели], еп. Тбетский, затем Ацкурский (не позже 995) , гимнограф, церковный писатель, переводчик 455-456 ИОАНН НЕПОМУЦКИЙ [Иоанн Непомук, Ян Непомуцкий, Ян из Помука], (между 1340 и 1350 - 1393), св. католич. Церкви (пам. 16 мая) 456-459 459-463 463-465 465-467 467-499 499-500 ИОАНН ПАРИЖСКИЙ [Иоанн Кидор] († 1306), доминиканец, средневек. богослов, политический писатель и полемист 500-502 ИОАНН ПАРМСКИЙ [Джованни Буралли] (ок. 1208 - 1289), блж. католич. Церкви (пам. 20 марта (в Парме и Камерино) и 24 марта (в Ареццо)), генерал ордена францисканцев в 1247-1257 гг. 502-503 ИОАНН ПЕКАМ († 1292), архиеп. Кентерберийский (с 1279), католич. церковный деятель, богослов, ученый и философ, член монашеского ордена францисканцев 503-520 ИОАНН ПЕТРИЦИ [Иоане, Философ] (сер. XI - 1-я четв. XII в.), груз. церковный писатель, переводчик, филолог, поэт, философ-неоплатоник, представитель гелатской литературно-богословской школы 520-527 527-528 528-577 ИОАНН ПРЕСВИТЕР [царь и поп Иван], легендарный царь-священник, вымышленный правитель могущественного христ. гос-ва на Востоке 577-581 581-582 583-584 ИОАНН РАИФСКИЙ († VII в.), прп., игум. Раифского мон-ря (пам. в субботу сырную и в среду Светлой седмицы в Соборе Синайских святых)

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

Зимой 1645/46 г. П. отправился в Палестину по суше через Анатолию и Сирию. В кон. янв. в Дамаске он встречался с Антиохийским патриархом Евфимием III , к-рому предложил обратиться к московскому царю с просьбой о милостыне Антиохийскому престолу. Соответствующее посольство во главе с Аккарским митрополитом было отправлено в марте; П. от своего имени дал ему рекомендательную грамоту (РГАДА. Ф. 51. Оп. 1. 8. 7155 г. Л. 21-24). В февр. 1646 г. П. прибыл в Иерусалим, возможно впервые. Святогробский греч. клир во главе с братом Феофана IV Вифлеемским митр. Афанасием принял нового патриарха - ставленника Василе Лупу. Однако араб. духовенство, при Феофане полностью оттесненное от управления церковными делами и финансами, отказалось признать патриарха, избранного без участия палестинского клира. По свидетельству летописи Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары , араб. священники набросали перед городскими воротами кучу камней в знак непокорности П. Патриарх тем не менее сумел привлечь на свою сторону османскую администрацию. 20 февр. его властные полномочия признал иерусалимский кади (судья), после чего сопротивление арабов было подавлено при поддержке османского репрессивного аппарата, т. о. в ИПЦ окончательно установилось доминирование греч. иерархии. Возможно, уже осенью 1646 г. П., оставив своим наместником в Палестине Вифлеемского митрополита, вернулся в столицу. В нояб. он принял участие в разбирательстве К-польским синодом конфликта между Александрийским патриархом Иоанникием и Екатерины великомученицы монастырем на Синае из-за каирского подворья синаитов и поддержал решение в пользу Александрийского патриарха (Собственноручные записки Иоанникия , патр. Александрийского, о синайских делах в Египте//Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 214). В янв. 1648 г. П. присутствовал на Соборе под председательством К-польского патриарха Иоанникия II . Собор, разбиравший тот же конфликт Александрийского престола и мон-ря вмц. Екатерины, принял решение о низложении Синайского еп. Иоасафа (Там же. С. 217).

http://pravenc.ru/text/2578659.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010