То обстоятельство, что Г. прибыл на Собор в Констанц лишь 2 года спустя после его созыва и своего возведения на митрополичью кафедру, свидетельствует, что решение об этой поездке было принято после длительных споров о том, на каких условиях западнорус. духовенство согласится участвовать в Соборе. В письме папе Мартину V от 1 янв. 1418 г. польск. кор. Владислав (Ягайло), извещая понтифика о выезде митрополита на Собор, употреблял очень осторожные формулировки о целях поездки: Г. едет, чтобы предложить и обсудить возможные пути и способы соединения своей паствы с католич. Церковью (Codex epistolaris Vitoldi. 1882. Append. S. 1030). Ранее в послании отцам Собора Владислав и Витовт писали, что правосл. духовенство противится этому соединению, т. к. не желает вторичного крещения ( Monczak J. Florentine Ecumenism in the Kyivan Church. R., 1987. P. 154, 156). 18 янв. 1418 г. Г. со свитой прибыл в Констанц ( Richental. S. 133, 136; Acta Concilii. 1923. P. 164) и 25 февр. был торжественно принят папой Мартином V, перед к-рым в присутствии имп. Сигизмунда I произнес приветственную речь. Источники не сообщают, было ли Г. произнесено «Слово похвальное...», обращенное к отцам Собора. Можно считать установленным, что с идеей заключения локальной унии Г. не выступал ни перед папой, ни перед Собором ( Първев Г. , Банев К. Срещата на Григорий Цамблак с папа Мартин V на Събора в Констанц през 1418 г.//ИП. 1982. 8. С. 124; ср.: Lewicki A. Sprawa unii kocielnej za Jagiey//Kwartalnik historyczny. 1897. S. 334-335). На это косвенно указывает и отсутствие обвинений Г. в приверженности унии в рус. источниках (напротив, летописный рассказ, помещенный под 1417 во мн. сводах, рисует его горячим ревнителем Православия, призывающим вел. кн. Витовта оставить «лятскую веру» - ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 418; Т. 27. С. 267-268, 341-342; др. летописи), и включение его исповедания веры в великорус. рукописи (вплоть до Великих Миней Четьих). Под 1418 г., не называя точной даты, летописи сообщают о возвращении митрополита в Литву (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 426; Т. 25. С. 244). Хроника Рихенталя свидетельствует, что все «духовные и светские господа из Королевства Польши, Литвы и Руси» уехали из Констанца после закрытия Собора, к-рое состоялось 23 апр. ( Richental. 1882. S. 150). О дальнейших примерно полутора годах жизни Г. источники молчат.

http://pravenc.ru/text/166685.html

Великий Князь Московский Василий Димитриевич в 1403 г. пожаловал также ему грамоту подтвердительную на грамоты Владимирову и Ярославову, данные духовенству (см. в прибавлении под 9) Но, с другой стороны, Киприан имел прискорбие видеть уменьшение своего стада. Великий Князь Ягайло обратил к римской Церкви половину своего столичного города Вильны и литовский народ, и хотя при вступлении на престол обещал православным свободу вероисповедания, но с тех пор духовенство римское начало преимуществовать перед русским и часто стесняло его вольность и гражданские права. В то же время в самом Киеве возобновленному Доминиканскому монастырю удельный от Литвы князь Киевский Владимир Олгердович дал право собирать поколодную, то есть померную с продаваемого на рынке хлеба пошлину, и уступил деревню на Сырече и потомственную безоброчную пашню, под названием Хлопач. Сию грамоту подтвердил и сын его, киевский же князь Александр Владимирович в 1411 году. Между тем польский король Владислав Ягелло в 1400 г. даже конституцией сеймовой лишил подданных своих православных права гербов, шляхетства и чиновной службы, предоставив оное только исповедывающим католическую веру, и многие русские церкви обратил в римские костелы, и хотя в том же 1400 году на Краковском сейме строгость сия была умерена, но в 1403 г. опять возобновлена; а в 1511 г. подтверждены только права и вольности православному духовенству, о чем ниже сказано будет. Уже Владислав III Ягеллович при коронации своей в 1434 г. сравнил православных мирян с неправославными в преимуществах и вольностях. Оставались однако же и до того некоторые Волынские и Литовские князья при исповедании восточном во времена Ягелла, несмотря на лишение своих прав, и защищали православную церковь . 30 . После кончины Киприана ФОТИЙ, грек родом из Мореи, прислан митрополитом из Константинополя от патриарха Матвея, а не от Каллиста, как сказано в Палинодии и каталоге Киевском. Ибо Каллист II, в 1396 г. возведенный, жил только 3 месяца и скончался, а после его с 1396 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Наметившиеся здесь тенденции получили продолжение в политике польского короля (и одновременно великого князя литовского) Владислава (Ягайла), под властью которого оказалась не только Галицкая земля (с 1387 г.), но и украинские земли, как, например, Волынь, в составе Великого княжества Литовского, на которые ранее лишь формально распространялись предписания буллы 1375 г. При решении вопросов, касавшихся этих земель, Ягайло действовал совместно с двоюродным братом Витовтом, с 1392 г. непосредственно управлявшим Великим княжеством Литовским. Между братьями вспыхивали споры из-за власти над церковными территориями, так как Витовт исподволь, но порой весьма эффективно стремился ослабить связь епископств на украинских землях Великого княжества Литовского с центром митрополии — Львовом, но в том, что касалось упрочения позиций католической Церкви в Восточной Европе, оба правителя выступали солидарно. Их деятельность в течение многолетнего правления привела к тому, что к 1430 г. все католические епископства на «русских» землях оказались обеспечены земельными владениями и иными доходами . Епископы, как правило, постоянно находились на территории своей епархии. При ряде кафедр были созданы органы церковного управления. Положение, однако, было разным на украинских землях Великого княжества Литовского, которые лишь после принятия Ягайлом в 1387 г. католичества стали объектом миссии католической Церкви, и на территории Галичины, где соответствующие процессы начались на несколько десятилетий раньше и поддерживались идущей из Польши колонизацией. Наименее значительными были результаты этой деятельности на территории Киевщины. Хотя с 1410 г. Киевским епископом стал близкий к Ягайлу доминиканец М. Трестка, крестный отец наследника трона Владислава, не сохранилось никаких следов его деятельности на территории диоцеза, владения кафедры были незначительными, у епископа не было ни капитула, ни кафедрального собора, ничего не известно и о каких-либо католических приходах за пределами Киева.

http://sedmitza.ru/lib/text/443000/

2015. С. 190). Летом 1431 г. началась польско-литов. война, сопровождавшаяся агрессией со стороны ордена. Краковский епископ возглавил королевскую делегацию на переговорах со Свидригайло в Полюбиче (2 февр. 1432). Эти переговоры не состоялись из-за несговорчивости Свидригайло ( Dlugossius. 2001. Т. 9. [Lib. 11-12]. P. 53-55; см.: Полехов. 2015. С. 222). Попытки кор. Владислава (Ягайло) урегулировать обстановку привели к возведению на литов. престол путем военного переворота компромиссного кандидата, младшего брата Витовта - стародубского кн. Сигизмунда Кейстутовича (ок. 1365-1440), которому 15 окт. 1432 г. в Гродно О. от имени монарха передал пожизненный титул вел. князя Литовского ( Dlugossius. 2001. Т. 9. [Lib. 11-12]. P. 67). Некоторые «русские земли» (Луцкая земля, Вост. Подолье, Киевщина), однако, по-прежнему признавали законной власть Свидригайло. В условиях раскола Литвы на 2 враждующие между собой части в польск. правящих кругах выдвигались планы раздела Великого княжества Литовского на неск. владений, чтобы ряд «русских земель» был включен при этом в состав Польского королевства. Об участии в этом проекте О. и его окружения может свидетельствовать его твердая позиция в переговорах с Тевтонским орденом в Бжесце-Куявски в дек. 1433 г.: важнейшим стало требование, чтобы орден перестал поддерживать Свидригайло, причем одновременно планировалось напасть на его волынские владения из «коронной Руси» ( Полехов. 2015. C. 351-354). Именно при участии О. были сформулированы условия 12-летнего Ленчицкого перемирия, подписанного 15 дек. 1433 г.: орден обязывался расторгнуть договор со Свидригайло и предоставить территориальные уступки Польше, при этом договор не мог быть пересмотрен императором или папой и т. д. (подробнее о Ленчицком перемирии см.: Neitmann. 1986. S. 204-205; Полехов. 2015. C. 351-355). Участие Краковского епископа в урегулировании польско-литовско-орденского конфликта помешало его приезду в 1431 г. на Базельский Собор, в работе которого он должен был принимать участие как представитель польского короля.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

18 февр. 1394 г. в Долатычах В. О. вместе с князьями Витовтом, Скиргайло Трокским и Федором Ратненским выступил в числе поручителей за своего брата бывш. полоцкого и псковского кн. Андрея Ольгердовича. После прихода в 1392 г. к власти в Великом княжестве Литовском Витовта король приказал всем русско-литов. князьям подчиниться новому правителю Литвы. Однако В. О. отказался принести Витовту клятву верности, мотивируя тем, что он уже дал ее королю. В 1393-1394 гг. в борьбе против Витовта В. О. поддержал новгород-северского кн. Димитрия-Корибута и подольского кн. Феодора Кориатовича . Весной 1394 г. Витовт и полоцкий кн. Иоанн-Скиргайло захватили в сев. части Киевской земли города Житомир и Овруч и вынудили В. О. пойти на переговоры, в результате к-рых был заключен мир на 2 года. Осенью 1394 г. в результате 2-го похода литов. князей В. О. лишился Киевского княжества, к-рым завладел Иоанн-Скиргайло. Местная знать оказала сопротивление новому правителю, к-рому пришлось с боем осаждать находившиеся к югу от Киева города Звенигород и Черкассы. По-видимому, в сер. 90-х гг. XIV в. В. О. стремился вернуть себе Киев с помощью московского вел. князя. На этот факт указывает «Хроника Быховца», где говорится, что «князь Володимер бегал на Москву и тем пробегал отчину свою Киев» (ПСРЛ. Т. 32. С. 162). Добиться поддержки вел. кн. Василия I Димитриевича в борьбе против Витовта В. О. не удалось, он был вынужден вернуться в Литву, где в 1395 г. получил освободившийся Копыльско-Слуцкий удел, а также ряд земель в Понеманье. В 1397 г. Иоанн-Скиргайло был отравлен Фомой, наместником митр. Киприана в Киеве. Однако киевский стол перешел не к В. О., а к верным сподвижникам Витовта - князьям Иоанну Борисовичу и Иоанну Ольгимонтовичу Гольшанскому. В 1398 г. В. О. примкнул к возглавляемой Витовтом оппозиции кор. Владиславу-Ягайло, недовольной условиями Кревской унии и требованием выплачивать дань в Польшу в пользу кор. Ядвиги (с правосл. земель Витебского княжества и Поднепровья). Осенью 1398 г. В.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Ещё один картографический выверт постиг Речицкий уезд – на сей раз адресатом «щедрого подарка» красной Москвы оказалась Латвия. Была российская, белорусская Речица – стала латышским Резекне. «Была тебе любимая – а стала мне жена»… То есть, танки НАТО на исторической (досоветской) белорусской земле стоят прямо сейчас. А аппетит, как известно, приходит во время еды… Судьба Перемышля, Холма и Белостока ещё более печальна. Их не просто отрезали от Радз iмы государственной границей. Именно из этих некогда российских, русских, белорусских городов (все три дефиниции исторически верны) в 2020 году осуществляется информационная агрессия, направленная на разрушение Союзного Государства России и Белоруссии, да и самой Белоруссии тоже. Впрочем, в среде поклонников бело-красно-белого флага вышеупомянутые потери белорусских земель нынче предпочитают затушёвывать, чтобы не портить картину «нерушимой дружбы» с революционным Киевом, Варшавой и прибалтийскими «младоевропейцами». Зато активно распространяется мифология о «Смоленском княжестве» как части белорусских земель. … Впрочем, у каждого государства – от Монголии до Парагвая и от Бирмы до Словакии – есть «миф основания». Миф – не в пошлом повседневном, а в лосевском смысле, как жизненно необходимая реальность сверхъестественного. Если же государство расположено на разломе между цивилизациями, то мифов основания возникает несколько. И они, увы, враждуют друг с другом. Иначе и быть не может. В Белоруссии (как части Юго-Западной России) ещё в XIX веке столкнулись два мифа основания – один был связан с польскими интеллектуальными кругами и Прибалтикой, его героями были Гедимин, Ольгерд, Владислав-Ягайло, Сигизмунд III, Иосафат Кунцевич и Анджей Бобола, Тадеуш Костюшко, Константин Калиновский. Другой, связанный с собственно белорусскими интеллектуальными кругами, сформировался как репрезентация историко-философского направления, получившего наименование «западнорусизм». Его герои – Свв. Владимир-Креститель, Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский; Константин Острожский, священномученик Афанасий Брестский, Святитель Георгий (Конисский), Митрополит Иосиф (Семашко). Нетрудно заметить, что первый из конструирующих национальную идентичность мифов почти полностью связан с западной, католической цивилизацией, а второй – несомненно, указывает на восточно-православный путь развития.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

М. привлекал к работе в курии гл. обр. итальянцев, занимавших ключевые посты, хотя сразу после окончания схизмы и объединения курий значительным было число представителей др. регионов. Согласно заключенным на Констанцском Соборе соглашениям, М. не должен был увеличивать число кардиналов (24) и, по-видимому, к этому не стремился. В 1419 г. в порядке компенсации он возвел в достоинство кардинала ранее отказавшегося от претензий на Папский престол Бальтазара Коссу (антипапа Иоанн XXIII), к-рому когда-то служил. 23 июля 1423 г. М. тайно назначил 2 кардиналов (их имена были объявлены лишь 8 нояб. 1430), 24 мая 1426 г.- 12 (в т. ч. двоих из них - Просперо Колонну, племянника М., и Джулиано Чезарини - in pectore), объявив их также 8 нояб. 1430 г. В тот день состоялось 3-е назначение, но назначенные тогда кардиналы Хуан Касанова, еп. Эльна (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция), и Гийом де Монфор, еп. Сен-Мало, были объявлены таковыми уже после смерти М. папой Евгением IV. Но в целом М. хотел ослабить влияние коллегии кардиналов и, по свидетельству современников, не очень считался с мнением ее членов. Надгробие папы Римского Мартина V. Ок. сер. XV в. (Латеранская базилика, Рим) Надгробие папы Римского Мартина V. Ок. сер. XV в. (Латеранская базилика, Рим) В историографии принято рассматривать переговоры М. с православными иерархами в контексте заключенной позднее Флорентийской унии (1439) (см. Ферраро-Флорентийский Собор ). 18 янв. 1418 г. в Констанц прибыл правосл. митр. Киевский Григорий Цамблак ; 25 февр. он был принят М. Инициатором этой поездки был польск. кор. Владислав (Ягайло) . Митрополит должен был подтвердить намерение короля осуществить объединение католиков и православных на подвластных ему территориях (подробнее см. в ст. Констанцский Собор ). Весной 1420 г. папа назначил легата на предстоящий Собор в К-поле, который должен был состояться по предложению имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). В июне 1422 г. в К-поль был направлен папский посланник Антонио да Масса Мариттима. Он заручился согласием фактического правителя Иоанна VIII Палеолога (император в 1425-1448) на проведение Собора, где планировалось обсудить разногласия между католическими и православными Церквами и определить пути разрешения церковного раскола. В 1426-1430 гг. папа и визант. император обменялись посольствами; в ходе переговоров были рассмотрены спорные вопросы, касавшиеся догматов о пресуществлении и об исхождении Св. Духа.

http://pravenc.ru/text/2562420.html

Юстиниан I Великий, ок. 482 – 565, византийский император с 527 г. Провел кодификацию римского права, в основе которой лежали централизаторские и универсалистские идеи: единая империя во главе с императором, обладающим неограниченной властью, единый закон, единая форма собственности, единая форма семьи, единая вера и т. д. Внешняя политика носила завоевательский характер. Во внутренней политике стремился к прочному союзу с Православной Церковью, преследовал еретиков и инакомыслящих, поощрял развитие торговли и ремесел и т. д. 137 Юсуф, пророк в исламе, сын пророка Якуба. Отличался необычайной красотой и умением толковать сны. История его жизни рассказана в 12-й суре Корана «Юсуф» 111 Ягайло (в крещении Владислав), великий князь Литовский в 1377– 1381,1382–1392 гг., король Польши в 1386–1434 гг., родоначальник династии Ягеллонов. Внук Гедимина, сын Ольгерда и православной княгини Иулиании. По мнению некоторых историков, в юности исповедовал Православие, по другим сведениям, до принятия католической веры был язычником 163 Якобсон В. А., известный российский востоковед, специалист по истории Древнего Востока и клинописи 12 Ян Длугош, 1415–1480, польский историк-хронист, дипломат, священнослужитель, автор 12-томной «Истории Польши» 163 Янин Валентин Лаврентьевич, род. в 1929 г., советский и российский историк, археолог, действительный член Российской академии наук. С 1962 г. возглавляет Новгородскую археологическую экспедицию МГУ. Историк первым стал использовать берестяные грамоты в качестве исторического источника. Автор более 700 научных работ – в основном в области изучения средневекового Новгорода, нумизматики, сфрагистики и эпиграфики древней Руси Янус, в римской религии являлся богом всякого начала (отсюда и название первого месяца в году – январь) и входа – выхода. Изображался с двумя лицами, смотрящими в разные стороны 35 Ярила (Ярило), языческое восточнославянское божество и ритуальный персонаж. Согласно мифам древних славян, приезжал к людям весной на зеленом или золотом коне, держа в руках зеленую ветвь либо сноп колосьев, открывал («отмыкал») от зимнего сна землю 128,181–183 Ярослав Всеволодович, 1191–1246, князь переяславский, галицкий, рязанский, переяславль-залесский, новгородский, торжский, волоцкий, великий князь Киевский, великий князь Владимирский (с 1238 г.), сын Всеволода Большое Гнездо, отец святого благоверного великого князя Александра Невского 157

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но намерение Витовта стать королем пришлось не по нраву польской знати, опасавшейся, что Литва таким образом выйдет из династической унии с Польским королевством. Первоначально согласившийся на коронацию Витовта Польский король Владислав Ягайло решил ей воспрепятствовать. Послы императора Священной Римской империи Сигизмунда Люксембурга, которые должны были доставить Витовту корону, были задержаны поляками по пути в Литву. Коронация Витовта не состоялась. Удрученный великий князь Литовский скончался 27 октября 1430 г. Весть об этом застала митрополита Фотия и великого князя Московского Василия в Новогрудке. Здесь же состоялась встреча свт. Фотия с пришедшим к власти в Литве великим князем Свидригайло Ольгердовичем (правил как великий князь Литовский в 1430–1432 гг.) и его братом польским королем Владиславом Митрополит Киевский и всея Руси свт. Фотий скончался в Москве 2 июля 1431 г. Выдающийся Первосвятитель был с почетом погребен в Успенском соборе Московского Вероятно, уже вскоре после кончины свт. Фотия в Москве состоялось наречение епископа Рязанского свт. Ионы на Киевский митрополичий престол (точная дата этого события неизвестна, Е. Е. Голубинский считал, что оно имело место во 2-й половине 1432 Сохранилась датированная 11 марта 1433 г. грамота Ионы, «нареченного в святейшую митрополью Рускую», которую святитель послал в нижегородский Печерский Вознесенский 27 августа 1433 г. датирована адресованная на имя свт. Ионы духовная грамота князя Василия внука последнего независимого галичского князя Дмитрия Ивановича. Очевидно, что данный документ, не имеющий отношения к Рязанской епархии (вотчина князя Василия Васильевича располагалась в Дмитровском уезде, который никогда не входил в состав Рязанской епископии, но находился в составе митрополичьей области), обращен к свт. Ионе как нареченному митрополиту, а не простому епархиальному В грамоте И. В. Минина, выданной землевладельцем при пожаловании села Аксиньинское в Звенигородском уезде в дар митрополичьей кафедре, также говорится, что она выдана «Ионе епископу нареченому в святейшую митрополью Правда, грамота эта не имеет точной датировки и может быть отнесена к 1441–1448 гг., когда свт.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

В последующее время начались открытые притеснения для православных жителей Галиции со стороны короля Ягайлы: так, в 1413 г. он отнял у них в Перемышле соборную церковь , построенную из тесаного камня, обратил ее в костел и отдал латинскому епископу, приказав в то же время выбросить из гробов тела русинов, которые были погребены в ней. Правда, дал Ягайло (1432) и православным обитателям города Львова, желая по обстоятельствам более расположить их к себе, привилегию, или грамоту, чтобы никого из них не принуждать к принятию латинского исповедания и чтобы церкви их не были разоряемы и опустошаемы. Но эта самая грамота уже заставляет предполагать, что тогда православные в Галиции были принуждаемы к латинству и церкви их подвергались грабежу и разорению. Сын Ягайлы, король польский Владислав III, в своей жалованной грамоте (1443) греко-русскому духовенству о сравнении его с духовенством римским по случаю Флорентийской унии прямо говорит, что прежде православные в подвластных ему областях, следовательно в Галиции, действительно терпели притеснения за свои отличия в вере 2873 . Впрочем, надобно заметить, что, несмотря на все усилия ревнителей латинства утвердить его в Галиции, число церквей этого исповедания было в ней очень ограничено даже к концу XIV и в начале XV в,, а следовательно, и число прихожан, которые притом, судя по приведенным выше словам Перемышльского епископа Матфея, состояли преимущественно, если не исключительно из католиков-переселенцев, что православные, при всех стеснениях, продолжали иметь у себя своих епископов в тех самых городах, где со времен Владислава Опольского учреждены были латинские епископства, и что есть следы существования даже православной митрополии Галицкой до самого конца настоящего периода 2874 . На севере России покушался распространить латинскую веру шведский король Магнус. В 1347 г. он созвал в Стокгольме государственный совет и объявил пред ним об этом своем намерении. Совет одобрил намерение короля, и Магнус с многочисленным войском отплыл к острову Березову, или Биорку, а оттуда послал сказать новгородцам: “Пришлите на съезд своих философов, а я пошлю своих: пусть они порассудят о вере; я хочу знать, какая вера лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010