Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Баба; 90-е гг. XIV в.), еп. Луцкий, претендент на Галицкую митрополию (см. в ст. Галицкая епархия ). Сведения об И. сохранились почти исключительно в грамотах К-польского патриарха 1393 и 1397 гг. В грамоте 1393 г. указывается, что, будучи Луцким епископом, И. вступил в спор с Владимиро-Волынским епископом о «правах», не подчинился решению Киевского митр. свт. Киприана , к-рый обратился с жалобами на И. к патриарху. В авг. 1391 г., после смерти Галицкого митр. Антония , К-польский патриарх Антоний IV поручил управление Галицкой митрополией иером. Симеону. Однако польск. кор. и вел. кн. Литовский Владислав (Ягайло) , под властью к-рого в кон. XIV в. находилась территория Галицкой митрополии, не признал этого распоряжения и передал Галицкую митрополию И., к-рый управлял ею более 2 лет, до отъезда в К-поль летом 1393 г. для поставления на митрополичий престол. В К-поле Патриарший Синод хотел рассмотреть жалобы на него митр. Киприана, но И., несмотря на неоднократные приглашения, до суда покинул город, заявив послам патриарха, что Галич дан ему королем; т. о. И. не получил посвящения. В послании свт. Киприану от окт. 1393 г. патриарх предписывал вызвать И. на суд, низложить его и поставить в Луцк др. епископа, митрополит также должен был предложить королю «изгнать» И. Патриарх написал королю, предлагая не принимать И. Однако король не посчитался с решениями патриарха и сохранил за И. Галицкую митрополию. По-видимому, после этого свт. Киприан сместил И. с Луцкой кафедры и назначил на нее еп. Феодора, к-рый в окт. 1397 г. вместе с митрополитом посетил Москву. К сер. 90-х гг. XIV в. создалось положение, когда К-поль и Краков оказались заинтересованы друг в друге. В К-поле от Литвы и Польши ожидали помощи в борьбе против осадивших город османов, а Ягайло намеревался созвать на территории своего гос-ва Собор для объединения католич. и правосл. Церквей. В этих условиях была предпринята попытка уладить связанный с И.

http://pravenc.ru/text/469454.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЬГЕРД [Альгирдас; литов. Algirdas] (1-я пол. 1300-х гг.- май 1377), кн. витебский (не позднее 1325-1345), вел. кн. Литовский (1345-1377). Из династии Гедиминовичей. Один из старших сыновей кн. Гедимина , отец Владислава (Ягайло) и Свидригайло . Деятельность до 1345 г. Ок. 1318 г. (или в кон. 1-й четв. XIV в.) О. женился на кнж. Марии Ярославне († 2-я пол. 40-х гг. XIV в.), к-рая, по версии «Родословия князей витебских» (не ранее XVI в.), была единственной дочерью и наследницей отца, витебского кн. Ярослава Васильевича (нек-рые исследователи сомневаются в точности этих данных, т. к. в случае брака с православной О. должен был и сам, согласно традиц. практике, перейти в Православие, чего не произошло). От отца О. получил Крево, впосл. ставшее уделом его сына, Ягайло. Впервые в источниках О. упомянут 1 нояб. 1338 г., когда вместе с отцом, братом - полоцким кн. Наримантом (Глебом), Полоцким епископом, полочанами и витеблянами участвовал в заключении договора Полоцка и Витебска с Ливонским орденом и г. Ригой сроком на 10 лет. В 1342 г. О. вместе с братом Кейстутом помог псковичам в борьбе с ливонцами, но отверг приглашение вокняжиться в Пскове, условием к-рого было правосл. крещение, отправив во Псков своего сына Андрея. Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) Свержение с виленского престола князьями Ольгердом и Кейстутом их младшего брата Явнута в 1345 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30.1. Л. 413) В 1345 г. по договоренности с О. кн. Кейстут сверг с виленского престола их младшего брата Явнута (Евнутия) и передал великое княжение О. Братья договорились о своеобразном разделе сфер полномочий в Великом княжестве Литовском (ВКЛ): О. вокняжился в Вильно, Кейстут - в Троках; О. распоряжался в вост. и юж. частях гос-ва, в т. ч. на присоединенных им рус. землях, где сажал на княжение своих сыновей (Ратно, Полоцк, Киев, чернигово-северские земли), Кейстут - в западной (Троки, Дорогичин, Городно, Берестье); О. во внешней политике отвечал преимущественно за вост. направление (отношения с рус. землями и Ордой), Кейстут - за зап. направление (Тевтонский орден и его подразделение - Ливонский орден, Польша, Мазовия, Венгрия, Свящ. Римская империя). Братья О. и Кейстута и их потомки, правившие в южнорус. землях (Любарт (Димитрий) Гедиминович - на Волыни, сыновья Корьята (Михаила) Гедиминовича - в Подолье), сохраняли значительную самостоятельность, даже оставаясь в политической орбите ВКЛ, и иногда присягали королям Польши и Венгрии. При этом О. принадлежала верховная власть в ВКЛ; в документах, отражающих взаимоотношения с соседями, он именуется более почетными титулами, чем кн. Кейстут, такими как «великий князь», «magnus dux» или «magnus rex». Внешняя политика

http://pravenc.ru/text/2578375.html

В 1397 г. в К-поле была предпринята попытка уладить конфликт. Патриарх направил в Галич в качестве своего экзарха архиеп. Вифлеемского Михаила. Патриарх предлагал, чтобы Иоанн (Баба) передал экзарху управление Галицкой митрополией, принес покаяние перед Киевским митрополитом и затем направился в К-поль, где, как заверял патриарх польск. короля, с ним поступят «согласно желанию благородства твоего». Патриарх также выражал свое согласие, если конфликт между Киприаном и Иоанном (Бабой) не будет разрешен, принять от короля иного кандидата на Галицкий митрополичий престол. Одновременно патриарх сообщил митр. Киприану, что решения Патриарших Синодов о создании, а затем о восстановлении Галицкой митрополии не могут быть пересмотрены, и выразил порицание Киевскому митрополиту за то, что он поставил епископа в пределах Галицкой митрополии. О том, осуществилась ли поездка архиеп. Михаила и каковы были ее результаты, сведений нет. В 1398 г. Иоанн (Баба) обещал королю, если тот поможет ему добиться поставления на Галицкий митрополичий престол, 200 «гривен русских» и 30 коней. На этом известия о Галицкой митрополии обрываются. В 1411/12 и 1420/21 гг. Киевский митр. св. Фотий совершил поездку в Галич, что было бы невозможно, если бы город не состоял в его юрисдикции (ПСРЛ. Т. 35. М., 1980. С. 33, 55, 56, 73, 78). В 1415 г. в Новогрудском Соборе, на к-ром Киевским митрополитом был избран Григорий Цамблак , согласно Никоновской летописи, участвовали епископы Иоанн Галицкий, Харитон Холмский и Павел Червенский (Перемышльский) (Там же. Т. 11. С. 226-227; в окружном послании западнорус. епископов 1415 г. назван только еп. Харитон - АЗР. Т. 1. 35). Впосл. правосл. Галицкие епископы неизвестны. От сер. XV в. сохранились документы, свидетельствующие о том, что управление делами Галицкой кафедры осуществляли назначавшиеся польск. королем миряне (старосты), часто делавшие право опеки над галицким Крылосом, где находился митрополичий мон-рь, предметом купли-продажи. 6 окт. 1423 г. Владислав (Ягайло) дал католич. Львовскому архиепископу право надзирать на территории его диоцеза за «еретиками» и «схизматиками» (православными), чтобы они не причинили вреда католич. Церкви, в 1516 г. грамота Ягайло была подтверждена польск. кор. Сигизмундом I .

http://pravenc.ru/text/161539.html

Тогда же, по городельскому акту, постановлено было раздавать должности только папистам, и не допускать браков с православными 15 . Вообще о действиях Ягайлы в 1413 году сами римско-католические писатели сознаются, что он употреблял меры насильственные: Стрыйковский пищет, что Ягайло и Витовт заставляли народ принимать римскую веру «частию дарами, а частию угрозами и карою» 16 . Кромер также говорит , что король обращал «partim donis, partim auctoritaie et minis» 17 . Правда, они говорят это об обращении язычников, но тогда и православных считали наравне с язычниками; какие меры, принимали с одними, такие считали позволенными и для других . В 1416 году Ягайло писал на Костницкий собор, что, если бы не был занят столько войнами, то давно бы обратил русинов православных Червонной или Галицкой Руси 18 . Вообще он так ревностно подвизался в распространении римско-католического исповедания, что за свое усердие в истреблении Православия назван был «апостолом Литвы» 19 . В 1434 году Владислав III (известный своею смертию при Варне), вступив на престол, уравнял в правах православных с папистами 20 ; но Поляки скоро сумели почти совершенно уничтожить эти права: под предлогом, что в Литве происходят религиозные волнения, они в 1436 году учредили трибунал святой инквизиции, и президентом назначили доминиканского монаха Николая из Ленчицы, с правом отыскивать и карать в Литве еретиков и отщепенцев 21 . Наконец известно, что в 1439 году, в самый год учреждения Братства Львовского, состоялся Флорентийский собор, на котором происками латин была провозглашена Уния. Желая ввести ее в юго-западной России, митрополит Исидор, после собора прибыл в Львов и совершал здесь литургию на латинском языке; по свидетельству Зиморовича, это было крайне неприятно русинам, и они не хотели присутствовать при Богослужении 22 . Само собою очевидно, что такие открытые покушения к истреблению Веры православной должны были глубоко тронуть сердца всех православных христиан . Они не могли не видеть, что рано или поздно Православие подвергнется всем насилиям и притеснениям, что к совращению православных будет придумана тысяча мер, что так или иначе, а вере православной грозит явная опасность.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

51 Дочь Владислава Локетка, отца Казимирова, Елизавета была замужем за венгерским королем Карлом Робертом, из дома Анжуйского. Сын Роберта Лудовик был, поэтому, племянником Казимира. 52 Владислав был сын силезского опольского князя Болеслава и Елисаветы, племянницы Казимира Великого, дочери Силезского же князя Бернарда: след. он был внуком Казимира. 53 Отправляясь в Великую Польшу, Владислав взял с собой из Галиции и перенес в Ченстохов чудотворную икону Божией матери, по преданию полученную великим князем Владимиром из Греции вместе с другими дарами за царевной Анной и отданную им Белзской церкви, в которой она потом и хранилась, как православная святыня. (Суша, Phoenix redivivus, 24. Длугош, 1, 73. Нарушев. VII; 233. Lelewel. Polska Dzieje, 1, 556. По смерти Лудовика Владислав домогался польской короны, но, не успев в этом, начал строить ковы против Польши. За это Ягайло отобрал у него землю Добрыньскую, а бывшие также во владении его земли Гневковская и Бидгощская перешли к королю по смерти дочери его, бывшей за братом Ягайла Вигундом. Владислав умер в 1394 г. 54 Акты 3. Р. Т. I 30. Этот князь в 1400 г. основал монастырь св. Василия в Уневе, в Золочевском округе, и одарил его имениями. Имя его сохраняется в Галиции, как ревнителя восточной церкви. Брат его Дмитрий († 1449 г.) пользовался большим уважением византийского императора Иоанна Палеолога. 59 Их сменилось в шесть лет четыре: Петр Шафранец, Петр Карнячан, каштелян добриньский, Андрей из Тачина, подстольный краковский, в Петр Влодкович Храбиновский, подстольный судомирский. 61 In sectam graecorum propensior existens, ritum graecorum ultra catholicum efferre et promovere nitebatur. Длугош. Hist. Polon. p. 611. Свидригайло женать был на дочери тверского князя Бориса Александровича – Софии. Акты 3. Р. Т. I, пр. 50. 62 Зубрицк. Галицкая Русь в XVI ст.,стр. 10. (Чтении в Общ. Ист. и древн. росс. 1862 г., кн. 3). 63 Впоследствии Каменец был не маловажным военным пунктом. В нем часто имел пребывание Витовт приглашавший сюда Ягайла на охоту в Беловежской пуще и для совещаний. Ныне Каменец – незначительное местечко Брестского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

В таком положении находились Литва и Юго-Западная Русь, когда в 1434 году умер король Ягайло. Поляки возвели на престол сына его Владислава, не без смут, впрочем, и сопротивления со стороны некоторых вельмож. Но перемена, совершившаяся в Польше, не изменила положения Литвы и Руси: здесь по-прежнему шла борьба между Сигизмундом и Свидригайлом, по-прежнему последний не хотел отказываться от прав своих на Литву и по-прежнему был несчастлив на войне: войска его потерпели сильное поражение под Вилькомиром. Но Сигизмунд недолго наслаждался своим торжеством: двое братьев, русские князья Иван и Александр Чарторыйские составили новый заговор, вследствие которого Сигизмунд лишился жизни. По убиении Сигизмунда литовские вельможи разделились: одни хотели видеть великим князем Владислава Ягайловича, короля польского; другие, возвеличенные Сигизмундом, держались сына его Михаила; третьи, наконец, хотели Свидригайла. Король Владислав был в это время в большом затруднении: венгры выбрали его на свой престол и просили поспешить приездом к ним, а между тем Литва требовала также его присутствия и в противном случае грозила отделиться от Польши. После долгих совещаний с польскими вельможами решено было, чтоб сам Владислав поспешил в Венгрию для упрочения себе тамошнего престола, а в Литву отправил вместо себя родного брата своего, молодого Казимира, не в качестве, однако, великого князя литовского, а в качестве наместника польского. Литовские и некоторые из русских вельмож вместе с Александром, или Олельком, Владимировичем, князем киевским, внуком Олгердовым, приняли Казимира, но никак не хотели видеть в нем наместника Владиславова и требовали возведения его на великокняжеский престол; поляки, окружавшие Казимира, никак не хотели согласиться на это требование, и тогда литовцы против их воли провозгласили Казимира великим князем. Видя это, король Владислав и его польские советники придумали средство обессилить Литву, отнять у ее князей возможность к сопротивлению польскому владычеству: это средство было - разделение литовских областей между Казимиром Ягеллоновичем, Михаилом Сигизмундовичем и Болеславом мазовецким; назначен был для этого уже и съезд в Парчеве, но сопротивление литовских вельмож помешало и этому намерению.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

русские князья Иван и Александр Чарторыйские, виленский воевода Довгирд и троцкий Лелуша, убили его в его замке. Казимир Ягайлович. – В Польше по смерти Ягайла (в 1434 г.), избран был королем старший сын его (от 4-й супруги, Софьи, княжны киевской) Владислав. В великом княжестве Литовском, по смерти Сигизмунда, одни предлагали избрать великим князем короля Владислава (Варнского), другие предлагали сына Сигизмундова Михаила 95 ; наконец выбор упал на королевского брата (другого сына Ягайла) Казимира. Литовцы выбрали этого юного князя (ему было только 13 лет) своим повелителем, обязав не нарушать их прав и не отдавать Литвы Польше. Почетное дворянство литовско-русское составило из себя подле него охранную стражу и сопровождало до Вильны. Но Польские паны не хотели и слышать о провозглашении его великим князем и требовали, чтобы он провозглашен был только королевским наместником. Тогда русские, угостив панов до опьянения, ввели Казимира ночью в соборный храм виленский, возложили на него шапку Гедимина, подали меч, покрыли мантией великих князей литовских и провозгласили великим князем. Проснувшиеся при радостных криках русского населения поляки принуждены были признать совершившийся факт. Казимир любил литовцев, выучился их языку и заботился о крае. В 1444 г. юный король Владислав погиб в битве под Варной. В следующем году поляки избрали королем брата его, великого князя литовского Казимира. Литовцы отговаривали его принять польскую корону, не желая отпустить от себя. Казимир также отказывался. Наконец поляки в 1446 г. на сейме в Петрокове положили уже выбрать Болеслава мазовецкого и угрожали свержением Казимира и возведением на литовский престол сына Сигизмундова Михаила. Тогда Казимир согласился принять корону, но актом 2-го мая 1447 подтвердил неприкосновенность литовских границ, нарушаемых вторжениями поляков в Волынь и Подолию. – Время правления в Польше Владислава и Казимира было периодом особенно сильного развития свободы польского народа. Уже Ягайло уступил ему несколько прав в ослаблению королевской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Между тем очевидно, что Герасим был поставлен Патриархом во главе всей Русской Церкви, а не только в качестве Западнорусского митрополита. Об этом свидетельствует, прежде всего, его именование в русских летописях (в том числе в великорусских) и житиях современных ему святых «митрополитом Киевским и всея Руси» или «митрополитом Русским». А. Е. Тарасов также обращает внимание на такой важный момент: поставление Герасима на митрополичий престол состоялось после кончины свт. Фотия, тогда как почти все более ранние попытки поставить отдельного митрополита на Западную Русь имели место в качестве альтернативы митрополиту, находившемуся на территории Северо-Восточной Руси, но имевшему статус и титул митрополита Киевского и всея О статусе Герасима как главы общерусской митрополии также свидетельствует отказ свт. Ионы, епископа Рязанского и нареченного митрополита, ехать на поставление в митрополиты в Константинополь после того, как туда отправился и вскоре был возведен на митрополию Герасим. Свое положение Предстоятеля единой Русской Церкви сам Герасим засвидетельствовал, когда 26 мая 1434 г. возглавил в Смоленске рукоположение архиепископа Новгородского св. Евфимия II Митрополичье правление Герасима оказалось недолгим. Если бы митрополит, несмотря на усобицы, затеянные потомками Димитрия Донского, все же решил бы перебраться в православную Москву и попытался бы наладить отношения с московскими князьями, быть может, он еще смог бы удержаться на митрополичьем престоле всея Руси. Но в Литве, где шла ожесточенная борьба между князьями-католиками Свидригайлом и Сигизмундом, православный митрополит неминуемо стал ее заложником и жертвой. 1 июня 1434 г. скончался польский король Владислав II Ягайло. Его преемником на королевском престоле стал Владислав III Варненчик, правление которого продолжалось до 1444 г. Кончина старого короля – родоначальника Ягеллонской династии – способствовала еще большему противостоянию между претендентами на Литовский великокняжеский престол. Стремясь заручиться поддержкой православного населения западнорусских земель, Сигизмунд Кейстутович 6 мая 1434 г. издал привилей православным князьям и боярам Великого княжества согласно которому они уравнивались в правах с католической знатью и получали наряду с ними привилегию принимать польские гербы. Также в документе содержалось подтверждение всех пожалований, которые ранее сделал православной Церкви великий князь Витовт.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

В 1387 г. последние венгерские гарнизоны были выведены из Галиции, вновь оказавшейся во владении польск. короны. Молдав. господарь Петру I принес вассальную присягу на верность польск. кор. Владиславу (Ягайло) в день Воздвижения Св. Креста в 1387 г. во Львове. Источники указывают, что господарь принес клятву по правосл. обряду, на церемонии присутствовал митр. Киевский свт. Киприан, давший на целование крест молдав. господарю (Documente moldoveneti. 1932. Vol. 2. P. 599). Отсутствие сведений о митр. Галицком Антонии после 1375 г. не позволяет ответить на вопрос, почему для принесения присяги был выбран не он, а митрополит Киевский. Тем не менее роль, отведенная свт. Киприану, довольно ясно указывает на то, что кор. Владислав пытался «привязать» Молдавское княжество к своим литовским владениям (впосл. свт. Киприан также принимал присягу правосл. князей, чьи земли входили в состав Великого княжества Литовского). Аналогичная тенденция наблюдалась и в католич. церковной организации. Не имея возможности изменить иерархическое подчинение Сиретского епископа непосредственно папе Римскому и перевести епископа в юрисдикцию Галицкой архиепископии, кор. Владислав решил эту проблему на личностном уровне: Сиретский еп. Андрей Васило (Ястрабец), наиболее последовательно отстаивавший интересы папы в регионе, был назначен на Виленскую кафедру, где ему было поручено обращение литовцев в католичество, а его место занял еп. Иоанн Луцкий, духовник польск. короля. Тем не менее нек-рые папские документы отражают неосведомленность папской канцелярии о положении дел в Молдавском княжестве, что также значительно ослабило позиции католичества в регионе. Очевидно, последние попытки сохранить влияние католич. Церкви делали францисканцы и доминиканцы, что отражено в истории с т. н. Сиретским чудом, когда ткань, к-рой доминиканский викарий Подолии и Молдовы Иоанн Янитор Стренуе во время своего паломничества в Иерусалим (ок. 1390) дотронулся до всех святынь, после стирки покрылась пятнами крови. Сиретская католич. церковь, где находилась эта реликвия, стала местом паломничества не только католиков, но и православных.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

К нач. XVI в. относятся попытки Львовского католич. архиеп. Бернарда Вильчека (1505-1540) подчинить себе правосл. население: в 1509 г., опираясь на грамоты королей Владислава II Ягайло (1423) и Владислава III Варненчика (1442), он добился декрета с подтверждением его прав на наместничество. Королевским привилеем признавалось право архиепископа рекомендовать кандидатов, которых утверждал король. Вписанные в книгу Коронной метрики королевские грамоты от 14 апр. и 16 нояб. 1509 г. подтверждали право архиеп. Бернарда на Галицко-Львовское правосл. наместничество. Угроза изъятия из юрисдикции киевского правосл. митрополита целой епархии обусловила изменения в его титулатуре - с сент. 1509 г. митр. Иосиф II (Солтан) начал титуловаться Киевским и Галицким и всея Руси. Новый титул был признан гос. властью и с тех пор использовался в королевских грамотах. Опасность утраты этой территории также явилась причиной осторожности иерарха в вопросе о восстановлении кафедры как центра отдельной церковно-адм. единицы. Соперничество католич. и правосл. иерархов и стоящих за ними политических сил вынуждало короля сохранять нек-рый баланс: так, после самоуправного ареста по приказу Львовского католич архиепископа в 1510 г. правосл. еп. Холмского Филарета, направленного митр. Иосифом II для визитации галицких храмов и мон-рей, кор. Сигизмунд I приказал освободить Филарета, а правосл. наместничество было восстановлено; в 1511-1522 гг. наместничеством руководил свящ. Василий Плетенский. В то же время кандидат архиеп. Бернарда шляхтич Яцко Гдашицкий королевским декретом от 30 сент. 1519 г. получил ц. св. Георгия (в Свято-Юрском мон-ре) «за Львовом» для «владения» и «администрирования», Виленская королевская привилегия от 17 нояб. того же года предоставила Гдашицкому также титул и полномочия архимандрита (во Львовском, в Галицком, Коломыйском, Каменецком, Снятынском, Жидачовском поветах), обеспечив ему право решения всех духовных «вопросов и дел», некогда принадлежавших к компетенции митрополита Галицкого. 1 сент. 1522 г. Сигизмунд I без ведома Киевского правосл. митрополита назначил Гдашицкого галицким наместником и дал ему сан архимандрита. В 1535 г. Яцко, к тому времени принявший монашество с именем Исаакий, был отстранен от должности наместника по воле Римско-католического архиепископа. Вероятно, ставленниками римско-католической иерархии были Иакинф (Яцко) Сикора (1535), наместник Иосиф (поп Гошовский; 1535), наместник Иакинф (Гиацинт) Клишко (1535; с 1537 архимандрит львовского Свято-Юрского мон-ря).

http://pravenc.ru/text/2110959.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010