Практически единственным значимым его деянием на этом посту стала поездка православной церковной делегации во главе с Григорием на Констанцский собор. Однако ее инициатива принадлежала отнюдь не Цамблаку, а Ягайлу и Витовту, которые, по сути, вынудили Григория принять участие в этом мероприятии католической Церкви. Это видно, в частности, уже по тому факту, что Григорий Цамблак приехал на Констанцский собор спустя 2 года после начала его заседаний, что практически совпало по времени с началом его деятельности в качестве главы православной Церкви в Великом княжестве Литовском. Скорее всего, Григория и подчиненное ему духовенство пришлось долго уговаривать принять участие в Констанцском соборе. При этом намерения и полномочия Григория оставались самыми приблизительными и мало к чему обязывающими. В послании к папе Мартину V от 1 января 1418 г. король Владислав II Ягайло, сообщив о выезде Григория Цамблака в Констанц, отмечал, что он едет предложить и обсудить возможные пути и способы соединения православной и католической Но в послании участникам Констанцского собора Ягайло и Витовт признавались, что западнорусское православное духовенство выступает против унии с Григорий выехал в Констанц в конце 1417 и прибыл на собор 19 февраля 1418 г. в сопровождении большой свиты. 25 февраля он был торжественно принят папой Мартином V в присутствии императора Священной Римской империи Сигизмунда I Люксембурга. Григорий произнес приветственную речь, обращенную к понтифику и, возможно, «Слово похвальное...», адресованное участникам Собора в Скорей всего, Григорий, как и митрополит Киприан, которого польский король и литовский великий князь также пытались вовлечь в униональные проекты, не являлся сторонником церковной унии в том ее понимании, которое было свойственно Риму, требовавшему подчинения восточных христиан власти папы на основе католического вероучения. В то же время Григорий был готов обсуждать с католиками спорные догматические вопросы и искать пути достижения церковного единства.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Из Киева святитель Киприан 6 марта 1390 года прибыл в Москву. Управляя Церковью в двух различных державах, он умел соблюсти единство церквей и строго преследовал неправды епископов. Он двукратно посетил Киев , ездил и в другие южные епархии для " утверждения православных в благочестии " . Участвовал на соборе, осудившем патриарха Макария; обратил в православие трех ханских вельмож. Весной 1399 года митрополит Киприан приехал в Тверь, где благословил политический союз между Москвой и Тверью, направленный против Литвы. В ходе очередной поездки в западнорусские епархии весной - летом 1399 года митрополит Киприан, похоже, сумел добиться перехода Галицкой митрополии под свой омофор, причем без одобрения Константинополя (официально Константинопольская патриархия объявила о воссоединении Галиции с митрополией Киевской и всея Руси только при преемнике Киприана - Фотии). Сохранилась жалованная грамота польского короля Владислава II Ягайло Перемышльской епископской кафедре, выданная по просьбе митрополита Киприана. В этом документе Киприан назван " митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси " . Из этой титуляции видно, что право на Галицкую митрополию было признано королем за Киприаном. В начале 1401 года польский король Владислав Ягайло и великий князь Литовский Витовт заключили новую государственную унию между Польшей и Литвой, по месту заключения получившую название Виленско-Радомской. Согласно этому документу Польша и Литва объявлялись союзными государствами. Союз с Польшей способствовал усилению Витовта, который 26 июня 1404 года после долгой осады вторично захватил Смоленск. Возможно, именно с повторным взятием Смоленска литовцами могла быть связана и поездка митрополита Киприана в Великое княжество Литовское в июле 1405 - январе 1406 года. Еще одной немаловажной целью его визита было устранение злоупотреблений, допущенных представителями митрополичьего наместничества в Киевской земле, следствием чего стали радикальные кадровые перестановки в Киеве: " наместника своего Тимофея архимандрита и слугъ своихъ тамошнихъ пойма и отосла в Москву " . Своим новым наместником в Киеве митрополит назначил " Феодосия, архимандрита Спасского " , которому в помощь " слугъ своихъ избра " , повелев им " на Киеве бытии со архимандритомъ наместникомъ его " .

http://drevo-info.ru/articles/7120.html

В 1393 г., после смерти митрополита Галицкого Антония (1391 г.), король Польши и сюзерен великих князей литовских Владислав (Ягайло) направил в Константинополь для поставления митрополитом Галицким епископа Луцкого Иоанна (Бабу). Одновременно святитель Киприан сообщил в патриархию об обвинениях, выдвинутых против Иоанна епископом Владимиро-Волынским (чем ipso facto заявил о своих правах на епархии Галицкой митрополии). Епископ Иоанн, не дожидаясь прибытия Владимиро-Волынского архиерея, покинул Константинополь, ссылаясь на то, что король уже назначил его митрополитом Галицким, а необходимое благословение Константинопольского патриарха он якобы получил, когда последний благословил его при встрече, согласно обычаю. Патриарх Антоний IV, возмущённый столь наглой подменой понятий, в октябре 1393 г. отправил святителю Киприану послание с поручением совершить над епископом Иоанном суд, низложить его и поставить на Луцкую кафедру нового архиерея (cm.: Darrouzes J. Les regestes des actes du Patriarcat de Constantinople. P., 1979. Vol. I. Les actes des patriarches. Fase. VI. Les regestes de 1377 ä 1410. N 2935. P. 214) – таким образом, патриарх фактически признал власть святителя Киприана над епархиями Галицкой митрополии. Король, однако, не прислушался к патриаршему решению, и епископ Иоанн вступил в управление епархиями митрополии; в 1397 г. патриарх Антоний IV предпринял новую попытку решить конфликт, направив королю послание с предложениями либо простить епископа Иоанна, если тот прибудет на суд «к своему митрополиту», либо поставить на митрополию иного кандидата; одновременно было направлено послание святителю Киприану с упреком о его вмешательстве в дела Галицкой митрополии (см.: Ibid. N 3039–3040. Р. 302–305). Чем в итоге разрешился конфликт, неизвестно, но во всяком случае в 1398 г. епископ Иоанн всё ещё не был поставлен митрополитом [см.: Флоря Б. Н. Иоанн (Баба)//Православная энциклопедия. M., 2010. Т. 23. С. 380], ав 1411–1412 гг. митрополит Киевский и всея Руси святитель Фотий совершил пастырскую поездку в Галич, что было бы невозможно в случае наличия там собственного митрополита. В 1423 г. Ягайло поручил надзор за «схизматиками» (то есть православными) Львовскому католическому архиепископу, что также указывает на отсутствие у Галицкой земли отдельного православного митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

С неизменным почтением и доверием относились к митрополиту Киприану многие сильные мира сего, иногда даже враждующие между собою. Это и московский князь Василий Дмитриевич, и тверской князь Иван Михайлович, и литовские князья Витовт и Ягайло... (В феврале 1386 года Ягайло принял католичество и стал польским королем Владиславом, но его дружбе с митрополитом Киприаном это не помешало.) Летом 1395 года совершилось событие, оставившее глубочайший след в духовной и исторической жизни русского народа, ставшее вечным примером веры и упования на Промысл Божий и на заступничество Пресвятой Богородицы. В Москву пришла страшная весть: с юга к городу двигались полчища Тамерлана (Тимура) - непобедимого и жестокого завоевателя. Непобедимого в прямом смысле этого слова: за всю свою долгую жизнь он не потерпел ни одного поражения. Тамерланом были завоеваны Персия, Ирак, Армения, Азербайджан, Месопотамия, Грузия, Индия и Сирия. К концу жизни Тамерлана, в 1405 году, его владения с востока на запад простирались от Черного моря до реки Ганг, а с севера на юг - от Аральского моря до Аравийского. В 1395 году этот грозный покоритель почти всей Малой Азии и Кавказа пошел на Русь, достиг рязанских пределов, разорил город Елец и, направляясь к Москве, приблизился к верховьям Дона. Великий князь Василий Дмитриевич мужественно вышел с московским войском к Коломне навстречу врагу, но все понимали, что силы слишком неравные. В этот великий и решающий момент истории стоял вопрос о существовании не только Москвы, но и всего Русского государства. Митрополит Киевский и всея Руси Киприан, возглавлявший Русскую Православную Церковь, как никто понимал это. Благословив в поход князя Василия, он призвал москвичей к покаянию, усердной молитве и всенародному посту. Затем по Божественному вдохновению он отправил во Владимир посольство, состоявшее из священнослужителей и бояр, за величайшей святыней Руси - Владимирской иконой Божией Матери. Десять дней грандиозным крестным ходом несли икону в столицу. На протяжении всего пути икону окружала огромная масса людей, которые, стоя на коленях, неустанно взывали: " Матерь Божия, спаси землю Русскую! " . Москва, во главе с митрополитом, семейством великого князя, духовенством и боярами, со слезами встречала икону Пресвятой Богородицы на Кучковом поле.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Новый Городок Литовский давно отпал, и яз его оправил» . В 1386 г. сын и преемник Ольгердов, Ягайло, в православии Иаков, желая получить руку польской королевы Ядвиги и сесть на польский престол, согласился принять веру римскую и распространить ее между литовцами. Его перекрестили в краковском костеле Станислава и назвали Владиславом. Вместе с ним перекрестились четыре брата его — Скиригайло, названный Казимиром, Коригайло — также Казимиром, Минигайло — Александром, и Свидригайло — Болеславом . Впрочем, почти все эти князья переменили веру только из видов политических, а в душе не переставали быть тем, чем были прежде. По крайней мере, о Скиригайле известно, что когда он сделался великим князем литовским, то «больше был расположен к распространению веры русской, нежели римской, потому что с малолетства был воспитан между Русью» . Равным образом и Свидригайло «оказывал более ревности к русскому исповеданию, нежели римскому», а наконец снова принял православие и свое прежнее имя Льва . Другие же братья Ягайлы не захотели последовать его примеру и остались с своими семействами в православии . Весьма также замечательно следующее обстоятельство: когда в 1387 г. Ягайло начал обращать литовцев к римской вере, то оказалось, что целая половина жителей Вильны исповедовала православие . Знак, что, кроме княжеских семейств, оно проникло уже тогда и в массы литовского народа. Двоюродный брат Ягайлы Витовт, занимавший престол литовский с 1392 г. по 1430, был сначала православным христианином. Он принял святое крещение с именем Александр еще в 1384 г. в троцком монастыре Рождества Пресвятой Богородицы и тогда же подарил этому монастырю разные земли. Но чрез два года вместе с родными братьями Ягайлы перешел в римскую веру и не изменял ей до конца жизни . Впрочем, и в правление Витовта православие было еще довольно сильно в Литовском княжестве. В 1393 г. легат папы, Мессинский епископ Иоанн, осматривал «много русских церквей в Вильне». В 1397 г. великий магистр Конрад Юнгинген перед всеми европейскими дворами свидетельствовал, что в Литве незаметно успехов латинства, потому что «литовцы больше обращаются в русскую веру» .

http://sedmitza.ru/lib/text/435879/

Ближайшие его преемники также не искали связей с Римом, а искали себе опоры у Константинопольского Патриарха и дорожили союзом с ним. Таковыми оказались плоды Флорентийской унии. Она не только не объединила Восточные Церкви с Римом, но, напротив, внесла разделение в среду епископов православного Востока и православного народа. Не достиг своей цели и император Иоанн Палеолог, предполагавший насильственным соединением Восточной Церкви с Римом получить от папы и западных государей помощь в борьбе с турками. Константинополь пал в 1453 г., не дождавшись ни от папы, ни от европейских властителей никакой поддержки. Гордое папство, добивавшееся сыновнего подчинения себе православного Востока, равнодушно отнеслось к падению Константинополя, этого древнего оплота христианства, чем и показало, насколько дорог был ему этот православный Восток. ЧАСТЬ ВТОРАЯ Литовская церковная уния КРАТКИЙ ОБЗОР ПРИЧИН, ПОРОДИВШИХ ЛИТОВСКУЮ ЦЕРКОВНУЮ УНИЮ Православная Церковь со времени первого соединения Литвы с Польшей (1386) очутилась в Литовско-Польском государстве лицом к лицу со своим непримиримым врагом — латинством. После принятия князем Владиславом Ягайло католичества государи Литвы стали исповедовать римскую веру, и православие в Литовском государстве стало терять свое первенствующее значение, несмотря на то что до Ягайло латинство там, по свидетельству литовских хроник, находилось едва в зачаточном состоянии. Хотя литовские князья и сознавали, что их Великое Княжество не столько литовское, сколько русское, так как оно населено было в громадном большинстве православно-русским народом и пользовалось русским языком как языком государственным, но как католики они тяготели более к Риму и в борьбе православия с латинством были более склонны к поддержке последнего. Вдобавок они опасались естественного тяготения православных западнорусов к единоплеменному и единоверному им Московскому государству и, чтобы ослабить это тяготение, вынуждены были вести политику возможно теснейшего сближения своих православно-русских подданных с католической Польшей. Вот почему мы нередко видим попытки литовско-польских государей к соединению Православной Церкви с Римской, или к так называемой «унии» с Римом. Попытки эти были неоднократны и настойчивы и благодаря тем тяжелым условиям, в которые была поставлена Западно-Русская Церковь в Литве, привели наконец к Брестскому Собору и принятой на нем унии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

(† 14.09.1407, Венев мон-рь, совр. Венёвский р-н Тульской обл.), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407), 2-й сын вел. кн. смоленского Святослава (Севастиана) Иоанновича. В источниках Г. С. упоминается с 1386 г., когда в войсках отца вместе со старшим братом Глебом Святославичем и двоюродным братом Иоанном Васильевичем он принял участие в походе с целью возвращения г. Мстиславля, захваченного литов. правителями. Во время похода, как отмечают летописцы, смоленские князья жестоко расправлялись с подданными Литовского великого княжества : «Воюючи землю Литовскую, а кого где изъимавши, и мучаху нещадно различными казньми, мужеи, и жон, и детеи, а иных в ызбы насажавше, и запирающе, и зажигаху» (ПСРЛ. Т. 35. С. 64, 70 и др.). 18 апр. 1386 г. смоленская рать подошла к Мстиславлю и осадила город. 29 апр., после того как на помощь осажденным подошли литов. войска во главе со Скиргайло, соправителем литов. вел. князя, смоляне потерпели сокрушительное поражение в битве на р. Вихре. Князья Святослав и Иоанн Васильевич были убиты, раненый Г. С. и его брат Глеб были взяты в плен. Вскоре литов. рать из-под Мстиславля появилась под Смоленском, город сдался и заплатил выкуп. Гедиминовичи передали смоленский стол Г. С., к-рый в сент. 1386 г. в Вильно заключил с польск. кор. Владиславом (Ягайло) и Скиргайло договор о союзе и об оказании военной помощи литов. стороне, а также о своем разрыве с полоцким кн. Андреем Ольгердовичем, сторонником московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича . Относительная мягкость, с какой литов. правители обошлись со смоленским князем, во многом объясняется родственными связями: Г. С. был женат 1-м браком на племяннице Скиргайло, жена участвовавшего в походе литов. кн. Витовта Анна была родной сестрой смоленских князей. В соответствии с договором в 1390 г., когда Витовт при поддержке Тевтонского ордена начал борьбу за литов. великокняжеский трон, брат Г. С. Глеб выступил против Витовта на стороне Ягайло и Скиргайло. В этой войне Глеб Святославич был вновь взят в плен и уведен в Литву.

http://pravenc.ru/text/164465.html

б) дети Юлиании: 6. Ягайло – Яков Владислав Король Польский; 7. Скиригайло-Иоаин К. Троицкий и Полоцкий † 1394 г. 8. Другий Корибут – Димитрий К. Новгородо-Северский, женатый на Княжне Рязанской, † после 1404 г. 9. Лугвен-Симеон. К. Волынский, † после 1404 г. 10. Свидригайло Лев Болеслав К. Витебский, †1452 г. 11. Коригайло-Константин Казимир К. Мстиславский, † 1390 г. 19. Вигунт – Василий Александр К. Пинский и Керновский умер в 1392 г. и погребен, как говорит Длугош, вместе с братом Коригайлом в Виленском костеле . Летоп. Даниловича стр. 47. 100. 208. Супрасл. л. 61–64. 95. 134. Соф. Вр. 1,351. 358. 378. 382. 420. 426. Собр. Лет. 4, 72. 75. 77. 92. 94. 104. 187. 193. Стрыковский у Карамз. 5. пр. 60., Нарушевич His. Pol. Т. 6. р. 34–43.). Двойное христианское имя показывает, что Князь сперва крещен в православии, потом перекрещен в латинство. Последнее было уже тогда, как Ягайло для Ядвиги дал клятву крестить всех в латинство. Длугош, сказав о крещении Ягайла с Коригайлом и Свидригайлом в Кракове, прибавляет: «прочих Князей Литвы, братьев Ягайлы, так как они давно получили крещение по греческому обряду, не могли довесть до повторения крещения». Lib. 10 р. 104. Сын Кн. Владимира Ольгерд. Андрей в завещани своем 1446 г. писал: «приездил есмь в Киев..., поклонихомся отца своего гробу, Князя Владимира и дядь своих гробам». След. не только Владимир Ольгердович, но и братья его Погребены в Киеве, как верные до гроба православию. Кто же именно? В 1394 г. погребен подле гроба Феодосиева Иоанн Скиригайло К. Киевский (Опис. Киев. Лавр. стр. 139). Но кто еще погребен? Не известно. Имя Иоанна Скиригайло записано было и в полоцком синодике (Акт. Зап. Рос. I. N 46). Кн. Симеон Лугвень, женатый на дочери В. К. Димитрия Иоанновича, родоначальник Князей Мстиславских, был строителем Онуфриева монастыря, а К. Андрей Ольгердович с сыном своим строил монастыри в Полоцке (Ак. Зап. Рос. I. N 13. 14. 43. 82 и прим. 8. 11). Кн. Димитрий Корибут жертвовал вклады Лаврашевскому монастырю. О самом Свидригайле Длугош пишет: «Любя греческую веру, он старался, по убеждению своей супруги, которую недавно взял у Князей Тверских, поставить Греческий обряд выше католического».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ягайло – «демон русской истории». Он предал и отца, и братьев, Литву, и Русь, объединился с Мамаем против Московской Руси и Православия, и верные Вере и Руси литовско- русские князья не дали им соединиться на поле Куликовом и уничтожить Православную Русь. Затем, в 1385 году женится на польской королеве Ядвиге и становится королем Владиславом, устраивает жесткие гонения на Православие на Западной Руси. Так и хочется попросить знатоков русского фольклора выяснить, имеет ли такой сказочный персонаж, как «баба Яга», какое – либо отношение к Ягайле? Говорят, что имеет , на Московской Руси так могли звать польскую королеву Ядвигу, супругу Ягайлы, соблазнившую его в католичество, на «Кревскую унию» и уничтожение литовской Руси. Таким образом, «Баба –Яга» — это символ современной литовской русофобии. Все «мазепы» и «бандеры»- продолжатели «дела Ягайлы»- «сжечь Москву и насадить унию. Как они все похожи с 14 го века по 21ый,от Ягайлы до Порошенко…. Православный русский князь Андрей Ольгердович- «антиЯгайло» Неслучайно князь Андрей Ольгердович стал главным героем «Задонщины». Этот этнический жемайт стал настоящим православным русским. Он не просто участвовал на стороне Московской Руси , но деятельно покаялся в походах на Москву , в которых он участвовал со своим отцом князем Ольгердом, буду псковским князем, и прямо отстаивал великое дело построения централизованного русского государства с центром в Москве и из-за этого вошел в конфликт с прозападными проуниатскими «олигархами» из псковского вече и пошел служить святому благоверному князю Дмитрию Донскому, а с целью организация Православного Русского Сопротивления и легитимного восстания против Ягайлы и «Кревской унии» с согласия Дмитрия Донского и по благословению святого митрополита Киевского, Московского и всея Руси Киприана он переходит на Западную Русь, становится Полоцким князем и вместе со св.Киприаном борется за Правослвие и единство Русской Церкви, блокирует проекты отдельной от Москвы западнорусской митрополии вместе со св.Кипираном. Князь Андрей прямо пишет о Ягайле: «Ягайло … хочет, желает и жаждет принять веру католическую святой Римской церкви» и «…обещает земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить, за что арестовывается его ставленником Скиргайло. Это арест за защиту православной веры и единства Руси является актом исповедничества. Раз уж прославили в лике святых святого киево- московского митрополита Киприана, то логично и подумать о прославлении его соратника, исповедника князя Андрея Ольгердовича.

http://ruskline.ru/opp/2020/09/21/maloro...

В К-поле К., по собственному свидетельству, пробыл 13 месяцев. Здесь обстоятельства сложились для него неблагоприятно. В своем 1-м письме преподобным Сергию и Феодору он выражал возмущение тем, что митрополичьей кафедрой в Москве управляет простой монах, к-рый носит святительские одежды и посох. Это не было, однако, самоуправством Михаила (Митяя): как указано в деянии 1389 г., патриарх Макарий поручил ему управление делами митрополии и пригласил в К-поль для поставления в митрополиты. В К-поле К. ждал приезда рус. послов, без участия к-рых его жалобы не могли быть рассмотрены. Вместе с др. архиереями К. принял здесь участие в низложении патриарха Макария. Михаил (Митяй) скончался близ К-поля в нач. осени 1379 г. Тогда же московские послы, сопровождавшие нареченного митрополита, приняли решение использовать чистые бланки, скрепленные печатями вел. князя, и предложить в качестве митрополита Пимена , архим. переславль-залесского Горицкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря. Спор между К. и послами начался сразу после избрания нового патриарха Нила в июне 1380 г. Международная ситуация способствовала обострению спора. К этому времени был заключен союз между вел. князем Литовским Ягайло (см. Владислав (Ягайло) ) и Мамаем, направленный против московского князя. Сборник деяний 1389 г. приводит слова послов: «Что бы там ни было... мы не примем кир Киприана, человека, взысканного литовским князем, злейшим нашим неприятелем» (ПДРКП. Прил. 33. Стб. 208). Видя, что дела складываются для него неблагоприятно, К. покинул К-поль. Собор во главе с патриархом в июне 1380 г. принял решение «рукоположить Пимена в митрополиты Великой Руси, наименовав его и Киевским». Соборное деяние патриарха Филофея было признано недействительным, а обвинения против К. в неканоничности его поставления были признаны правильными. Однако, поскольку К. не мог быть осужден заочно, было решено, что он останется митрополитом Малой Руси и Литвы, а после его смерти эти земли перейдут под управление Пимена.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010