(† 14.09.1407, Венев мон-рь, совр. Венёвский р-н Тульской обл.), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407), 2-й сын вел. кн. смоленского Святослава (Севастиана) Иоанновича. В источниках Г. С. упоминается с 1386 г., когда в войсках отца вместе со старшим братом Глебом Святославичем и двоюродным братом Иоанном Васильевичем он принял участие в походе с целью возвращения г. Мстиславля, захваченного литов. правителями. Во время похода, как отмечают летописцы, смоленские князья жестоко расправлялись с подданными Литовского великого княжества : «Воюючи землю Литовскую, а кого где изъимавши, и мучаху нещадно различными казньми, мужеи, и жон, и детеи, а иных в ызбы насажавше, и запирающе, и зажигаху» (ПСРЛ. Т. 35. С. 64, 70 и др.). 18 апр. 1386 г. смоленская рать подошла к Мстиславлю и осадила город. 29 апр., после того как на помощь осажденным подошли литов. войска во главе со Скиргайло, соправителем литов. вел. князя, смоляне потерпели сокрушительное поражение в битве на р. Вихре. Князья Святослав и Иоанн Васильевич были убиты, раненый Г. С. и его брат Глеб были взяты в плен. Вскоре литов. рать из-под Мстиславля появилась под Смоленском, город сдался и заплатил выкуп. Гедиминовичи передали смоленский стол Г. С., к-рый в сент. 1386 г. в Вильно заключил с польск. кор. Владиславом (Ягайло) и Скиргайло договор о союзе и об оказании военной помощи литов. стороне, а также о своем разрыве с полоцким кн. Андреем Ольгердовичем, сторонником московского вел. кн. св. Димитрия Иоанновича . Относительная мягкость, с какой литов. правители обошлись со смоленским князем, во многом объясняется родственными связями: Г. С. был женат 1-м браком на племяннице Скиргайло, жена участвовавшего в походе литов. кн. Витовта Анна была родной сестрой смоленских князей. В соответствии с договором в 1390 г., когда Витовт при поддержке Тевтонского ордена начал борьбу за литов. великокняжеский трон, брат Г. С. Глеб выступил против Витовта на стороне Ягайло и Скиргайло. В этой войне Глеб Святославич был вновь взят в плен и уведен в Литву.

http://pravenc.ru/text/164465.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ (Копыстенский Михаил Федорович; 50-е гг. XVI в., с. Копыстно (ныне Копысно в Прикарпатском воеводстве Польши) - нач. марта 1609, Перемышль, ныне Пшемысль, Польша), правосл. еп. Перемышльский и Самборский Западнорусской митрополии . Дата рождения М. неизвестна. Ко времени хиротонии на Перемышльскую кафедру в 1591 г. он, по характеристике К-польского патриарха Иеремии II Траноса в письме Киевскому митр. Михаилу (Рагозе) (май 1591), был молод, имел жену ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 281). Однако в соч. Христофора Филалета (см. Броневский Мартин ) «Апокрисис» (1597) противопоставляются правосл. епископы Львовский Гедеон (Балабан) и Перемышльский М. епископам-униатам: правосл. архиереи не только были равными униатам, но и «стояли» выше некоторых «възглядом уроженя» и «възглядом лет» (Апокрисис. 1882. Стб. 1300). Гипотетически М. мог родиться в 50-х гг. XVI в. Перемышльские судебные акты 80-90-х гг. XVI в. свидетельствуют, что в миру епископ имел имя Михаил ( Prochaska. 1896. S. 547-548). (А. И. Добрянский утверждал без указания на источник, что светское имя епископа было Матвей - Добрянский. История епископов трех соединенных епархий. 1893. С. 1.) М. происходил из древнего шляхетского рода владельцев имения Копыстно в Перемышльском повете (герб «Лелива»). В нач. XV в. Копыстно было наследственным имением Захарии, Льва и Малева. Неизвестный автор генеалогии семьи утверждает, что «протопластом и родоначальником» Копыстенских был Иосиф Бидун, к-рому кор. Владислав Ягайло в 1408 г. предоставил Копыстно как своему слуге (позже Копыстенские в спорах с соседями-шляхтичами ссылались на эту грамоту). Будучи владельцем села, Бидун принял фамилию Копыстенский, которая утвердилась в кон. XV в. (первые представители рода в источниках XIV-XV вв. именовались «с Копысно»). В посвящении П. Берынды издания «Бесед свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла» племяннику М. шляхтичу Ф. Копыстенскому (16 мая 1623) утверждается «зацность и старожитность» рода, получившего «вольности и прерогативы» от кн. Льва Галицкого и польских королей. В Копыстно хранились «митра и копия», т. е. символы архиерейства и священства ( Титов. 1918. С. 82, 84). М. был племянником (сыном сестры) Перемышльского еп. Арсения (Брылинского; † март 1591).

http://pravenc.ru/text/2563638.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЛЕБ СВЯТОСЛАВИЧ († 12.08.1399, на берегу р. Ворсклы), блгв. вел. кн. смоленский (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), старший сын вел. кн. смоленского Святослава (Севастиана) Иоанновича, брат кн. Георгия (Юрия) Святославича . В источниках Г. С. упоминается начиная с 1386 г., когда он вместе с отцом, кн. Георгием Святославичем и двоюродным братом кн. Иоанном Васильевичем участвовал в неудачном для смоленских князей походе с целью вернуть г. Мстиславль. 29 апр. 1386 г. в решающей битве на р. Вехре (совр. Вихра) перед стенами Мстиславля князья Святослав и Иоанн были убиты, а Г. С. и Георгий Святославич, получив серьезные ранения, попали в плен. На смоленский стол в мае 1386 г. литовцы посадили Георгия Святославича, Г. С. в качестве заложника был уведен в Литву. Исполняя условия мирного договора, заключенного в сент. 1386 г. Георгием Святославичем Смоленским, с одной стороны, и Владиславом (Ягайло) и Иоанном Скиргайло - с другой, Г. С. в 1390 г. выступил на стороне последних против Витовта, когда Витовт начал борьбу за литов. великокняжеский трон (по-видимому, Г. С. вернулся в Смоленск после заключения мирного договора в 1386). В боях на р. Вилия у сел. Вейкулишки под Вильно Г. С. вместе с др. русско-литов. князьями попал в плен к Витовту, к-рый в 1392/93 г. передал смоленский стол отпущенному для этой цели из плена Г. С., а его брата Георгия перевел в Рославль. В 1395 г. среди сыновей Святослава Иоанновича обострилась борьба за перераспределение владений в не подвластной Литве части Смоленского княжества. В сент. Витовт, объявив, что желает быть посредником и примирителем смоленских князей, пленил их во главе с Г. С. в своем шатре за стенами города, куда князья явились для переговоров, а затем занял Смоленск. По сведениям западнорус. летописей - Супрасльской (список 1520) и Слуцкой (список 20-х гг. XVI в.), косвенно оправдывающих Витовта, в 1395 г. будто бы наметился конфликт между вел. князем литовским и Г. С., к-рый «нача не в послушани быти», за что был лишен Смоленска (ПСРЛ. Т. 35. С. 65, 72).

http://pravenc.ru/text/165109.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВИТОВТ (в 1-м Крещении Виганд, во 2-м и 3-м - Александр; 50-е гг. XIV в., Ст. Троки? - 27.10.1430, Троки (ныне Тракай, Литва)), вел. кн. литовский, сын Кейстута , правителя Трок, брата и соправителя вел. кн. Ольгерда , и Бируты, по преданию похищенной Кейстутом языческой жрицы из Паланги. В 1368 г. вместе с др. литов. князьями В. участвовал в походе Ольгерда на Москву. От отца В. получил в удел часть его владений с центром в Гродно. По свидетельству «Летописца великих князей литовских», с молодости В. связывали дружеские отношения с буд. польск. кор. Владиславом-Ягайло , сыном Ольгерда. Когда после смерти отца (1377), согласно его завещанию, Ягайло занял великокняжеский трон, В. выступил посредником между ним и Кейстутом в момент резкого обострения отношений между 2 главными правителями Литовского великого княжества (ВКЛ). По свидетельству источника, В. не участвовал в перевороте 1381 г., в результате к-рого Кейстут отстранил племянника и сам занял великокняжеский трон. Самостоятельная политическая деятельность В. началась после событий лета 1382 г., когда его отец Кейстут был свергнут Ягайло с трона и убит в тюрьме. В., также заключенному в тюрьму, удалось бежать с помощью жены Анны. Он нашел приют во владениях одного из главных противников Литвы - Тевтонского ордена . Здесь В. принял Крещение с именем Виганд. Князь дал обязательство, что если орден поможет ему вернуть вотчину - Трокское княжество, то он примет эти владения от ордена в лен. У В. нашлись многочисленные сторонники в Литве. Желая избежать междоусобной войны с В., Ягайло стал искать примирения. В 1384 г. между братьями состоялось соглашение. В. получил часть бывш. владений своего отца - Гродно и Подляшье, но должен был принять Православие. Он снова крестился, приняв имя Александр. В 1386 г. В. участвовал в заключении брака Ягайло с принцессой Ядвигой и в церемонии вступления Ягайло на польск. трон с именем Владислав. Во время последовавшего затем Крещения литовцев В. в 3-й раз сменил конфессию, вновь присоединившись к католичеству. Заключение Кревской унии означало соединение ВКЛ с Польским королевством. В связи с этим представители правившего в Литве рода Гедиминовичей должны были принести присягу на верность не только Ягайло и Ядвиге, но и «Короне королевства Польского». Вместе с другими такую присягу принес и В.

http://pravenc.ru/text/158862.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Католический Костёл в Белоруссии: острие Запада. Завершение Костёл пытается осторожно действовать и в политическом поле 24.02.2023 553 Время на чтение 10 минут Завершение. Начало . Среди посягновений на историческое самосознание белорусов выделим, прежде всего, торжества Костела в Новогрудке (к слову, оставшееся в еще одно наследство от Польши название русского Новогородка) по случаю 600-летия брака 71-летнего польско-литовского короля Владислава Ягайло и 17-летней несчастной западнорусской княжны Софьи Гольшанской. Напомним, русский на ¾ по крови Иаков Альгердович прельстился опустелым троном слабой Польши и не только через Кревскую унию продал всё Литовско-русское княжество полякам, но и, предав истинную веру и собственное имя в крещении, начал окатоличивание русских земель, к тому времени уже 400 лет пребывавших в православной вере. Сотворившего эту самую большую трагедию в истории белорусского народа, закончившуюся Люблинской унией (аннексией Польшей западнорусских земель с последующей их насильственной полонизацией и окатоличиванием), иуду русского народа и его отпрысков Костел в Беларуси нагло характеризует так: «Владислав Ягайло, как и весь род Ягеллонов, внес великий вклад в строительство государственности будущей Беларуси»! Несколько позже папский нунций из Хорватии Анте Йозич принял участие в поддержании радикально русофобского и антигосударственного культа (аналог украинского «Голодомора») в урочище Куропаты на католические «дзяды» (введенный как тень православной Димитриевской родительской субботы). Иезуитская сущность раскрылась здесь во всей красе. Во-первых, в молитвах перед православными ликами. Во-вторых, во лжи о том, что «урочище Куропаты – лесной массив на северной окраине Минска, где в 1937-1941 гг. советские мучители из НКВД массово расстреливали невинных людей». Правда (и притом общеизвестная) заключается в том, что никакого урочища Куропаты до Великой Отечественной войны здесь не было, само название Куропаты произошло от операции нацистов curpaten juden по ликвидации («отеческой заботы») десятков тысяч привезенных из Европы иудеев. В связи с чем сами такие молитвы и установленные ряды католических крестов – сплошное кощунство.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/24/ka...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕСНИЦКИЙ [польск. Olenicki, z Olenicy] Збигнев (5.12.1389, Сенно, Польша - 1.05.1455, Сандомир, там же), еп. Краковский (с 1423), кардинал (с 1449), гос. и церковный деятель. Сын земского судьи (sdzia ziemski) Кракова. Начальное образование О. получил в коллегиальной школе в Сандомире. С 1406 г. учился в Краковском ун-те (предположительно на фак-те свободных искусств). Нек-рое время провел во Вроцлаве, где освоил нем. язык. Получив по окончании учебы степень лиценциата, О. поступил на службу секретарем в канцелярию польск. кор. и вел. кн. Литовского Владислава (Ягайло) (1386-1434). Он занимался чтением и переводом королевской документации, был составителем посланий, адресованных папской курии и курфюрстам Свящ. Римской империи, с жалобами на Тевтонский орден во время войны с ним Великого княжества Литовского в союзе с Польским королевством (1409-1411). Во время Грюнвальдской битвы (15 июля 1410) О. находился в числе наиболее приближенных к королю людей ( Dlugossius. 1997. T. 7 [Lib. 11]. P. 109-112). Он выполнял дипломатические поручения, связанные гл. обр. с решением польско-орденского конфликта (исследователи отмечают эрудированность О. в этом вопросе - Krzy aniakowa. 1976. S. 475-484; Wr ó bel. 2003. S. 38-39). С 1411 г. О. был членом делегации в Рим к антипапе Иоанну XXIII (ок. 1370-1419). Весной 1410 г. находился при дворе венгерского кор. Сигизмунда I Люксембурга (1387-1437, герм. король с 1411, император с 1433), к-рый выступил посредником в переговорах Польши с Тевтонским орденом. В 1420 г. кор. Владислав (Ягайло) назначил О. послом к Сигизмунду I. В 1424 г. О. с дипломатической миссией прибыл к бранденбургскому курфюрсту Фридриху I, заинтересованному в союзе с Польшей для возврата из владений Тевтонского ордена т. н. Новой марки, бывшей провинции Бранденбургского маркграфства. Назначение на Краковскую кафедру Возведение на епископскую кафедру О., к тому времени имевшего чин субдиакона (дата поставления неизв.), было связано с политической ситуацией.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОКОНЧАНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО Польский король Сигизмунд осаждает Смоленск. – Смута в Тушине по этому случаю. – Самозванец бежит из Тушина в Калугу. – Послы от русских тушинцев у короля Сигизмунда и предлагают русский престол сыну его Владиславу. – Условия избрания Владислава. – Положение Марины в Тушине. – Положение самозванца в Калуге. – Марина убегает из Тушина. – Поляки оставляют Тушино. – Народная любовь к князю Скопину. – Торжественный въезд его в Москву. – Затруднительное положение короля Сигизмунда. – Смерть Скопина. – Ляпунов поднимается против царя Василия. – Победа польского гетмана Жолкевского над русскими при Клушине. – Поход Жолкевского к Москве. – Самозванец под Москвою. – Свержение Шуйского. – Правительственные распоряжения в царствование Шуйского Мы видели, что при вступлении Шуйского на престол королю Сигизмунду, угрожаемому страшным рокошем, было не до Москвы. Но рокош кончился торжеством короля, который имел теперь возможность заняться делами внешними, а между тем в дела Московского государства вмешалась чуждая и враждебная Польше держава. Сигизмунд еще мог ждать спокойно развязки дел, пока Шуйский боролся с самозванцем, но когда Шуйский завел переговоры с шведами, с Карлом IX, заклятым врагом Сигизмунда и Польши, когда между царем московским и королем шведским заключен был вечный союз против Польши, тогда Сигизмунд оставаться в покое не мог; с другой стороны, послы польские, возвратившиеся из Москвы, уверяли короля, что бояре за него, что стоит только ему показаться с войском в пределах московских, как бояре заставят Шуйского отказаться от престола и провозгласят царем королевича Владислава. После Сигизмунд объявлял испанскому королю, что он предпринял московскую войну, во-первых, для отмщения за недавние обиды, за нарушение народного права, потом, чтоб дать силу своим наследственным правам на престол московский, ибо предок его Ягайло был сыном княжны русской и женат был также на княжне русской, наконец, чтоб возвратить области, отнятые у его предков князьями московскими. Поход был, впрочем, предпринят не из одних частных выгод короля, но и для блага всего христианства: король видел, что колеблющемуся государству Московскому, с одной стороны, угрожают турки и татары, с другой – еретические государи: в войсках Шуйского были татары, были еретики французы, голландцы, англичане, набранные теми (шведами), которые хотели, заключив союз против Польши с варварами, истребить католическую религию и основать еретическое государство с титулом империи, который москвитяне себе присваивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЛУГОШ [польск. Dugosz; лат. Dlugossius] Ян (1415, Бжезница, близ Радомско - 19.05.1480, Краков), польск. историк, дипломат. Род. в Бжезнице, где его отец, участник Грюнвальдской битвы, занимал пост бургграфа, помощника старосты в местном замке. Вскоре отец был назначен в г. Новы-Корчин, где Д. начал посещать школу. Родители Д. желали, чтобы сын сделал церковную карьеру. Вероятно, важную роль в судьбе Д. сыграл его дядя Бартош, капеллан польск. кор. Владислава (Ягайло) , впосл. священник в богатом приходе в Клобуцке. В 1428 г. 13-летний Д. поступил на философский фак-т Краковского ун-та, однако, недоучившись, покинул его в 1431 г. Благодаря семейным связям Д. получил место писаря в канцелярии Краковского еп. Збигнева Олесницкого. Став впосл. секретарем Олесницкого, а затем и управляющим всеми земельными владениями Краковского еп-ства, Д. проявил большие адм. способности и составил уникальную «Опись доходов Краковского диоцеза» (Liber beneficiorum dioecesis Cracoviensis, 1440). Личная преданность епископу, одному из лидеров группировки церковных и светских магнатов М. Польши, к-рая фактически правила страной в малолетство кор. Владислава III Варненьчика и во время пребывания его в Венгрии (2-я пол. 30-х - 1-я пол. 40-х гг. XV в.), повлияла на формирование Д. как историка Польского гос-ва. Возможно, именно Олесницкий побудил Д. заняться сбором материала по польск. истории и создать общепольск. исторический свод. При содействии Олесницкого развивалась и церковная карьера Д. В 1434 г. он был рукоположен во пресвитера в г. Клобуцке, а в 1436 г. стал каноником Краковского капитула. Эти должности Д. занимал вплоть до смерти Олесницкого (1455). Ориентация кругов польск. духовенства, объединившегося вокруг Олесницкого, определялась связью с Соборным движением , хотя по ряду вопросов польск. духовенство занимало особую позицию. Так, оно было последовательно враждебно по отношению к гуситам, постоянно в отличие от польск. королевского двора отклоняя их предложения о совместной борьбе против Тевтонского ордена и не желая одобрить решения Базельского Собора , вступившего в соглашение с гуситами и разрешившего им принимать причастие под обоими видами.

http://pravenc.ru/text/178573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗИМИР IV ЯГЕЛЛОНЧИК (29/30.11.1427, Краков - 7.06.1492, Гродно), Литовский вел. князь (с 1440), король Польши (с 1447). Младший, 3-й сын польск. короля и Литовского вел. кн. Владислава (Ягайло) и Софьи Гольшанской. После смерти отца (1434) опекуном К. Я. стал Краковский еп. Збигнев Олесницкий, недоброжелательно к нему относившийся. В 1438 г. утраквисты выдвинули кандидатуру К. Я. на чеш. трон в противовес австр. герц. и герм. кор. Альбрехту II Габсбургу, однако год спустя после 2 неудачных военных походов К. Я. отказался от борьбы. В 1440 г., после убийства вел. кн. Литовского Сигизмунда Кейстутовича, в Великом княжестве Литовском начались междоусобицы, связанные с желанием части литов. знати разорвать унию с Польшей. Брат К. Я., кор. Владислав III Варненчик, направил его наместником в Великое княжество Литовское, однако без согласия польск. короля и сейма и в отсутствие Владислава в стране 29 июня 1440 г. литов. бояре провозгласили К. Я. вел. князем, что фактически означало разрыв унии между Польшей и Литвой. Юному вел. князю, действовавшему в согласии с боярами, удалось добиться стабилизации положения в стране (подавление бунта «черных людей» в Смоленске в 1440-1441, преодоление сепаратистских настроений в Жмуди) и мирным путем урегулировать территориальные споры с соседними гос-вами. Правление К. Я. в Литве стало временем усиления магнатских родов и формирования крупных магнатских латифундий. Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) После гибели кор. Владислава III (1444) К. Я. был избран на польск. трон 23 апр. 1445 г. на съезде в Серадзе, однако, согласился стать королем только после отказа польск. стороны от условий Гродненской унии 1432 г. и признания привилея от 17 сент. 1446 г., устанавливавшего равноправие Польши и Великого княжества Литовского в объединенном гос-ве, а также равенство шляхты, проживавшей на обеих территориях.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Баба; 90-е гг. XIV в.), еп. Луцкий, претендент на Галицкую митрополию (см. в ст. Галицкая епархия ). Сведения об И. сохранились почти исключительно в грамотах К-польского патриарха 1393 и 1397 гг. В грамоте 1393 г. указывается, что, будучи Луцким епископом, И. вступил в спор с Владимиро-Волынским епископом о «правах», не подчинился решению Киевского митр. свт. Киприана , к-рый обратился с жалобами на И. к патриарху. В авг. 1391 г., после смерти Галицкого митр. Антония , К-польский патриарх Антоний IV поручил управление Галицкой митрополией иером. Симеону. Однако польск. кор. и вел. кн. Литовский Владислав (Ягайло) , под властью к-рого в кон. XIV в. находилась территория Галицкой митрополии, не признал этого распоряжения и передал Галицкую митрополию И., к-рый управлял ею более 2 лет, до отъезда в К-поль летом 1393 г. для поставления на митрополичий престол. В К-поле Патриарший Синод хотел рассмотреть жалобы на него митр. Киприана, но И., несмотря на неоднократные приглашения, до суда покинул город, заявив послам патриарха, что Галич дан ему королем; т. о. И. не получил посвящения. В послании свт. Киприану от окт. 1393 г. патриарх предписывал вызвать И. на суд, низложить его и поставить в Луцк др. епископа, митрополит также должен был предложить королю «изгнать» И. Патриарх написал королю, предлагая не принимать И. Однако король не посчитался с решениями патриарха и сохранил за И. Галицкую митрополию. По-видимому, после этого свт. Киприан сместил И. с Луцкой кафедры и назначил на нее еп. Феодора, к-рый в окт. 1397 г. вместе с митрополитом посетил Москву. К сер. 90-х гг. XIV в. создалось положение, когда К-поль и Краков оказались заинтересованы друг в друге. В К-поле от Литвы и Польши ожидали помощи в борьбе против осадивших город османов, а Ягайло намеревался созвать на территории своего гос-ва Собор для объединения католич. и правосл. Церквей. В этих условиях была предпринята попытка уладить связанный с И.

http://pravenc.ru/text/469454.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010