ГЛАВА ШЕСТАЯ. ОКОНЧАНИЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ВАСИЛИЯ ИВАНОВИЧА ШУЙСКОГО Польский король Сигизмунд осаждает Смоленск. – Смута в Тушине по этому случаю. – Самозванец бежит из Тушина в Калугу. – Послы от русских тушинцев у короля Сигизмунда и предлагают русский престол сыну его Владиславу. – Условия избрания Владислава. – Положение Марины в Тушине. – Положение самозванца в Калуге. – Марина убегает из Тушина. – Поляки оставляют Тушино. – Народная любовь к князю Скопину. – Торжественный въезд его в Москву. – Затруднительное положение короля Сигизмунда. – Смерть Скопина. – Ляпунов поднимается против царя Василия. – Победа польского гетмана Жолкевского над русскими при Клушине. – Поход Жолкевского к Москве. – Самозванец под Москвою. – Свержение Шуйского. – Правительственные распоряжения в царствование Шуйского Мы видели, что при вступлении Шуйского на престол королю Сигизмунду, угрожаемому страшным рокошем, было не до Москвы. Но рокош кончился торжеством короля, который имел теперь возможность заняться делами внешними, а между тем в дела Московского государства вмешалась чуждая и враждебная Польше держава. Сигизмунд еще мог ждать спокойно развязки дел, пока Шуйский боролся с самозванцем, но когда Шуйский завел переговоры с шведами, с Карлом IX, заклятым врагом Сигизмунда и Польши, когда между царем московским и королем шведским заключен был вечный союз против Польши, тогда Сигизмунд оставаться в покое не мог; с другой стороны, послы польские, возвратившиеся из Москвы, уверяли короля, что бояре за него, что стоит только ему показаться с войском в пределах московских, как бояре заставят Шуйского отказаться от престола и провозгласят царем королевича Владислава. После Сигизмунд объявлял испанскому королю, что он предпринял московскую войну, во-первых, для отмщения за недавние обиды, за нарушение народного права, потом, чтоб дать силу своим наследственным правам на престол московский, ибо предок его Ягайло был сыном княжны русской и женат был также на княжне русской, наконец, чтоб возвратить области, отнятые у его предков князьями московскими. Поход был, впрочем, предпринят не из одних частных выгод короля, но и для блага всего христианства: король видел, что колеблющемуся государству Московскому, с одной стороны, угрожают турки и татары, с другой – еретические государи: в войсках Шуйского были татары, были еретики французы, голландцы, англичане, набранные теми (шведами), которые хотели, заключив союз против Польши с варварами, истребить католическую религию и основать еретическое государство с титулом империи, который москвитяне себе присваивают.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЛУГОШ [польск. Dugosz; лат. Dlugossius] Ян (1415, Бжезница, близ Радомско - 19.05.1480, Краков), польск. историк, дипломат. Род. в Бжезнице, где его отец, участник Грюнвальдской битвы, занимал пост бургграфа, помощника старосты в местном замке. Вскоре отец был назначен в г. Новы-Корчин, где Д. начал посещать школу. Родители Д. желали, чтобы сын сделал церковную карьеру. Вероятно, важную роль в судьбе Д. сыграл его дядя Бартош, капеллан польск. кор. Владислава (Ягайло) , впосл. священник в богатом приходе в Клобуцке. В 1428 г. 13-летний Д. поступил на философский фак-т Краковского ун-та, однако, недоучившись, покинул его в 1431 г. Благодаря семейным связям Д. получил место писаря в канцелярии Краковского еп. Збигнева Олесницкого. Став впосл. секретарем Олесницкого, а затем и управляющим всеми земельными владениями Краковского еп-ства, Д. проявил большие адм. способности и составил уникальную «Опись доходов Краковского диоцеза» (Liber beneficiorum dioecesis Cracoviensis, 1440). Личная преданность епископу, одному из лидеров группировки церковных и светских магнатов М. Польши, к-рая фактически правила страной в малолетство кор. Владислава III Варненьчика и во время пребывания его в Венгрии (2-я пол. 30-х - 1-я пол. 40-х гг. XV в.), повлияла на формирование Д. как историка Польского гос-ва. Возможно, именно Олесницкий побудил Д. заняться сбором материала по польск. истории и создать общепольск. исторический свод. При содействии Олесницкого развивалась и церковная карьера Д. В 1434 г. он был рукоположен во пресвитера в г. Клобуцке, а в 1436 г. стал каноником Краковского капитула. Эти должности Д. занимал вплоть до смерти Олесницкого (1455). Ориентация кругов польск. духовенства, объединившегося вокруг Олесницкого, определялась связью с Соборным движением , хотя по ряду вопросов польск. духовенство занимало особую позицию. Так, оно было последовательно враждебно по отношению к гуситам, постоянно в отличие от польск. королевского двора отклоняя их предложения о совместной борьбе против Тевтонского ордена и не желая одобрить решения Базельского Собора , вступившего в соглашение с гуситами и разрешившего им принимать причастие под обоими видами.

http://pravenc.ru/text/178573.html

Поддержавшие его православные подданные смогли вернуть себе большую часть своих прав. Но все же господствующим исповеданием в Литве отныне стало считаться католичество. Витовт-Александр и большинство последующих великих князей Литовских уже были католиками. Продолжали действовать, хотя почти не исполнялись на практике, дискриминационные законы в отношении православных. Однако в 1413 г., в момент усиления польского влияния, они были вновь официально повторены на Городельском сейме. Дипломатический талант Киприана и его умение находить компромисс со всеми много способствовали благу Православия в Литве и Польше. Так, вполне дружественно складывались у Киприана отношения с Ягайлом, который после своего перехода в католичество именовался королем Владиславом II. Между Ягайлом и Киприаном даже была достигнута договоренность по поводу переговоров о возможном соединении Православной и католической церквей, к которым они собирались подключить Константинополь. Однако едва ли Киприана можно заподозрить в подлинных униональных симпатиях. Скорее он, как и многие греки, еще верил в возможность реального восстановления общения с Римом без подчинения ему. Эта идея увлекала тогда многих эллинов, чаявших в ее претворении в жизнь спасения гибнущей Византии силами христианского Запада. Не исключено, однако, что это был тактический прием, направленный на то, чтобы разговорами об унии, не имеющими серьезного продолжения, обеспечить православным Польши и Литвы более благоприятные условия существования. Приверженность Киприана традициям афонского паламитского исихазма и поддержка, оказанная ему преп. Сергием и другими отцами русского монашества, свидетельствуют наиболее красноречиво о том, что сторонником латинства Киприан быть не мог. С Витовтом у Киприана тоже складывались вполне ровные отношения, так как, в отличие от Ягайло, Литовский князь был весьма веротерпим, будучи лишь формальным католиком. Кроме того, между Москвой и Литвой на время наступило перемирие, так как Василий Димитриевич вступил в брак с Софьей, дочерью Витовта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1371 г., после неудачного восстания против власти литовцев в пользу Москвы, к-рое было поддержано Киевским митр. св. Алексием и не названным по имени местным епископом (РИБ. Т. 6. Прил. 24. Стб. 136-138), Брянская земля в Великом княжестве Литовском вместо наместничества вновь была сделана княжеством (Гомей являлся его частью), к-рым в 70-х гг. XIV - 1-й четв. XVI в. преимущественно владели правосл. князья. Возможно, Гомей до нач. 90-х гг. XIV в. принадлежал племяннику Ольгерда кн. Федору Кориатовичу. В сер. XIV в. расположенные по соседству с Гомейской вол. земли (с городами Свислочь, Любошаны, Бобруйск, Кричев, Пропойск, Чичерск, Горволь, Речица, Мозырь, Бчичь) оказались в числе литов. великокняжеских владений. (В кон. XIV - нач. XV в. Гомель (Гомин), Пропойск (Пропошеск), Речица, Рогачёв, Стрешин, Чичерск и др. были названы в списках «всим градом рускым, далним и ближним» в числе киевских городов.) С 1358 г. они зависели от «ключей» виленского и трокского, а также от великокняжеской казны - «скарба». В кон. XIV в. здесь появились владения католич. Виленского капитула - 3 апр. 1399 г. его каноники от имени литов. вел. кн. Витовта получили жалованную грамоту на владение «вечно, непорушно» Березынской землей (на границе между друцкими и гомийскими землями, находилась ранее в держании у правосл. кн. Юрия Толочко) (АЗР. Т. 1. 15. С. 28). Такого рода пожалования производились и позднее. Между 1399 и 1401 гг. Ср. Посожье с согласия кор. Владислава (Ягайло) было отдано литов. вел. кн. Витовтом своему младшему брату католику Сигизмунду Кейстутовичу. В состав его владений вошли среди др. городов замки Гомей и Речица (Vitoldiana. N 7. S. 11-12). В 1432-1439 гг., после перехода Сигизмунда Кейстутовича на литов. великокняжеский стол, Гомей управлялся его наместниками, в 40-х гг. XV в. отдельные земли были даны представителям правосл. и католич. шляхты. В 1446-1447 гг. вел. кн. Казимир IV Ягеллончик пожаловал Брянск, Стародуб, Гомей и Мстиславль кн. Василию Ярославичу - стороннику Василия II Васильевича , бежавшему из Москвы от вел. кн. Димитрия Юрьевича Шемяки. Позднее эти земли, кроме Мстиславля, отошли вел. кн. Свидригайло, к-рый владел ими до смерти в 1452 г.

http://pravenc.ru/text/166101.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗИМИР IV ЯГЕЛЛОНЧИК (29/30.11.1427, Краков - 7.06.1492, Гродно), Литовский вел. князь (с 1440), король Польши (с 1447). Младший, 3-й сын польск. короля и Литовского вел. кн. Владислава (Ягайло) и Софьи Гольшанской. После смерти отца (1434) опекуном К. Я. стал Краковский еп. Збигнев Олесницкий, недоброжелательно к нему относившийся. В 1438 г. утраквисты выдвинули кандидатуру К. Я. на чеш. трон в противовес австр. герц. и герм. кор. Альбрехту II Габсбургу, однако год спустя после 2 неудачных военных походов К. Я. отказался от борьбы. В 1440 г., после убийства вел. кн. Литовского Сигизмунда Кейстутовича, в Великом княжестве Литовском начались междоусобицы, связанные с желанием части литов. знати разорвать унию с Польшей. Брат К. Я., кор. Владислав III Варненчик, направил его наместником в Великое княжество Литовское, однако без согласия польск. короля и сейма и в отсутствие Владислава в стране 29 июня 1440 г. литов. бояре провозгласили К. Я. вел. князем, что фактически означало разрыв унии между Польшей и Литвой. Юному вел. князю, действовавшему в согласии с боярами, удалось добиться стабилизации положения в стране (подавление бунта «черных людей» в Смоленске в 1440-1441, преодоление сепаратистских настроений в Жмуди) и мирным путем урегулировать территориальные споры с соседними гос-вами. Правление К. Я. в Литве стало временем усиления магнатских родов и формирования крупных магнатских латифундий. Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) Кор. Казимир IV. Портрет. XIX в. (Литовский художественный музей, Вильнюс) После гибели кор. Владислава III (1444) К. Я. был избран на польск. трон 23 апр. 1445 г. на съезде в Серадзе, однако, согласился стать королем только после отказа польск. стороны от условий Гродненской унии 1432 г. и признания привилея от 17 сент. 1446 г., устанавливавшего равноправие Польши и Великого княжества Литовского в объединенном гос-ве, а также равенство шляхты, проживавшей на обеих территориях.

http://pravenc.ru/text/1319876.html

Правда, дал Ягайло (1432) и православным обитателям города Львова, желая по обстоятельствам более расположить их к себе, привилегию, или грамоту, чтобы никого из них не принуждать к принятию латинского исповедания и чтобы церкви их не были разоряемы и опустошаемы. Но эта самая грамота уже заставляет предполагать, что тогда православные в Галиции были принуждаемы к латинству и церкви их подвергались грабежу и разорению. Сын Ягайлы, король польский Владислав III, в своей жалованной грамоте (1443) греко-русскому духовенству о сравнении его с духовенством римским по случаю Флорентийской унии прямо говорит, что прежде православные в подвластных ему областях, следовательно в Галиции, действительно терпели притеснения за свои отличия в вере . Впрочем, надобно заметить, что, несмотря на все усилия ревнителей латинства утвердить его в Галиции, число церквей этого исповедания было в ней очень ограничено даже к концу XIV и в начале XV в., а следовательно, и число прихожан, которые притом, судя по приведенным выше словам Перемышльского епископа Матфея, состояли преимущественно, если не исключительно из католиков-переселенцев, что православные, при всех стеснениях, продолжали иметь у себя своих епископов в тех самых городах, где со времен Владислава Опольского учреждены были латинские епископства, и что есть следы существования даже православной митрополии Галицкой до самого конца настоящего периода . На севере России покушался распространить латинскую веру шведский король Магнус. В 1347 г. он созвал в Стокгольме государственный совет и объявил пред ним об этом своем намерении. Совет одобрил намерение короля, и Магнус с многочисленным войском отплыл к острову Березову, или Биорку, а оттуда послал сказать новгородцам: «Пришлите на съезд своих философов, а я пошлю своих: пусть они порассудят о вере; я хочу знать, какая вера лучше. Если окажется лучшею вера ваша, я пойду в вашу веру; а если лучше наша, вы примите нашу веру, и будем все, как один человек. Но если вы не примете нашей веры, тогда я пойду на вас всею своею силою».

http://sedmitza.ru/lib/text/435942/

Весной 1398 г. 3-тысячное войско новгородцев выступило в поход и летом опустошило не только Двинскую землю, но и владения В. Д.: Белоозеро, Вологду, Устюг, галичские и кубенские волости. Вел. князь вынужден был отступиться от Двинской земли и осенью 1398 г. заключить мир с Вел. Новгородом. На такое решение московских властей повлияло и то, что в апр. 1398 г. литов. вел. кн. Витовт договорился с тевтонскими рыцарями о разделе граничивших с ними и Литвой рус. земель: Ордену должен был отойти Псков, Литве - Вел. Новгород. Соглашение было утверждено 12 окт. 1398 г. Продолжение войны с Новгородом толкало новгородцев в сторону Литвы, возвращением же Двинской земли Новгороду московский вел. князь добивался перехода новгородцев на свою сторону и получал важного союзника при отражении возможного литовско-нем. наступления на рус. земли. Подготовка наступления шла весьма интенсивно. Витовт намеревался использовать силы не только Ордена, но и Польши, где правил его двоюродный брат кор. Владислав-Ягайло, а также укрывавшегося в Литве хана Тохтамыша. Последний рассчитывал с помощью литов. вел. князя вернуть себе власть над Ордой. В. Д. предпринял ряд шагов, чтобы противостоять угрозе: он заключил договор с Тверью, к-рая ранее при обострении московско-литов. отношений принимала сторону Литвы. Договор 1399 г. носил более равноправный характер, чем заключенный между ними договор 1375 г. Москва и Тверь обязывались вместе выступать против общих врагов: литовцев, немцев и татар. В договоре 1399 г. были подтверждены право московских князей на территорию бывш. Владимирского вел. княжения, их контроль над Вел. Новгородом, незыблемость границ последнего. Видимо, по тайной договоренности Твери была передана Ржева, за обладание к-рой боролась Литва. Тем самым московский князь осложнял отношения Литвы с Тверью, заставляя правителя последней действовать на своей стороне. Общие положения договора впосл. входили во все московско-тверские соглашения XV в. Заключив договор с Тверью, В. Д. сумел добиться единения остальных, менее могущественных рус. князей, к-рые дружно послали грамоты Витовту о расторжении с ним мира. Литов. вел. князь должен был понять, что он будет воевать с коалицией рус. князей, тем не менее Витовт выступил в поход. Однако до нападений на рус. земли дело не дошло. Ордынский хан Тимур-Кутлуг, узнав о планах Витовта и опасаясь восстановления власти в Орде Тохтамыша, собрал громадное войско и встретил литов. вел. князя с его союзниками на р. Ворскле (под Полтавой). 12 авг. 1399 г. на ее берегах произошло сражение, Тимур-Кутлуг одержал полную победу, и угроза рус. землям с запада перестала существовать. На неск. лет Витовт вынужден был отказаться от активной внешней политики, затрагивавшей интересы московского вел. князя.

http://pravenc.ru/text/150783.html

Однако начнем издалека и увидим Божий Промысел в многовековой исторической подготовке Белой Руси к этому своему служению. На взгляд всякого русского человека, история белорусских земель и проживающей на них северо-западной части русского народа весьма трагична и незавидна. В эпоху древней Руси здесь не возникло мощных центров православной духовности с великими преподобными. Не было дано и выдающихся самоотверженных благоверных князей, которые бы заложили крепкие основы государственности (пусть и удельной). Впрочем, не было и соблазнов западными коронами и заигрыванием с католическим Римом, как это произошло в Галицкой Руси, предопределив ее прискорбную историческую участь. Однако, когда татаро-монгольское нашествие разделило Русь и литовские князя с северо-запада предприняли определенный напор, князья и бояре белорусских земель не сумели сплотиться, но покорно пошли под их власть. Инородное господство само по себе еще не страшно: сами Рюриковичи были отнюдь не местные. Но за полтора века литовские князья совершенно не спешили расставаться с язычеством, а составлявшие подавляющее большинство западнорусские подданные ВКЛ оказались во многом «хатаскрайниками», «пекущимися о мнозе службе» и забывшие о «едином на потребу»: а забота о православности своего Отечества и его державы неотделима от заботы о спасении своей личной души, как бы ни еретичествовали либеральные обличители «политического богословия». Не нашлось радетелей Святой Руси ни среди князей-собирателей, ни среди монахов-просветителей. Как следствие, в какой-то момент русский на ¾ по крови и ставший в обход своих благочестивых старших братьев великим литовским князем Ягайло, крещеный в Православие с именем Иаков, принял польскую корону с именем Владислав и главным обещанием обращения в католицизм населения всей Западной Руси (составлявшей на тот момент львиную долю всей Древней Руси). А западнорусские князья и народ в целом хоть и попытались восстать против вероломных литовских предателей, но оказались слабыми, разрозненными и потерпели поражение.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/16/be...

Битва крестоносцев с гуситами. Миниатюра из Йенского кодекса. Рубеж XV и XVI вв. (Jenský kodex/Jena Codex. Praha, Knihovna Národního muzea. IV B 24. Fol. 56) Битва крестоносцев с гуситами. Миниатюра из Йенского кодекса. Рубеж XV и XVI вв. (Jenský kodex/Jena Codex. Praha, Knihovna Národního muzea. IV B 24. Fol. 56) 1-й крестовый поход против гуситов был объявлен 1 марта 1420 г. папой Римским Мартином V (1417-1431). Имп. Сигизмунд I Люксембург собрал в Силезии войско из нем., польск. и венг. рыцарей, ополчения силезских городов и итал. наемников. Одновременно на северо-западе Свящ. Римской империи собирались войска из Бранденбурга, Пфальца, Трира, Кёльна и Майнца, на юге - из Австрии и Баварии. В апр. 1420 г. армия имп. Сигизмунда I направилась к Кутна-Горе, где находился лагерь чеш. сторонников Габсбургов. Король потребовал от жителей Праги снять осаду с городской цитадели, которую удерживал верный ему гарнизон. Однако к городу подошло войско таборитов (ок. 9 тыс. чел.) во главе с Яном Жижкой. Отразив атаку крестоносцев, гуситы заняли город. Летом они разбили отряд крестоносцев, осадивший г. Табор. 14 июля на Витковой горе состоялось решающее сражение, в котором войскам имп. Сигизмунда I не удалось добиться успеха. Крестоносцы были вынуждены отступить и снять осаду с Праги. В нояб. они потерпели поражение под Вышеградом. К началу 2-го похода войско гуситов оказалось разделено из-за конфликта между таборитами и утраквистами. В сент. 1421 г. крестоносцы осадили г. Жатец близ границы с Саксонией, однако армия Яна Жижки заставила их снять осаду и покинуть Богемию. В дек. имп. Сигизмунд I смог захватить Кутна-Гору, однако 8 янв. 1422 г. он потерпел поражение у Габри. Во время преследования отступавших рыцарей табориты захватили брошенный ими обоз и заняли г. Немецки-Брод (ныне Гавличкув-Брод). В 1423 г. Жижка совершил поход в Моравию и Венгрию, где его войску пришлось отступить при встрече с мощной венг. армией. Гуситы понесли потери при отходе в Богемию. 3-й поход начался в 1425 г. Гуситское войско было ослаблено вооруженным противостоянием таборитов и чашников, а также эпидемией чумы. Поход готовили наспех, к нему не присоединились польский кор. Владислав (Ягайло) (1386-1434) и вел. кн. литов. Витовт (1392-1430), к-рые в 1422 г. заверили папу Римского, что могут вернуть еретиков в лоно католич. Церкви мирным путем. Витовт взял чехов под свое покровительство, а также отправил наместником в Богемию двоюродного племянника Сигизмунда Корибутовича ( Turnbull. 2004. P. 12). Армия во главе с эрцгерц. Альбрехтом Австрийским, игравшая ведущую роль в походе, потерпела поражение в Моравии и была вынуждена отступить на территорию Австрии. В 1426 г. преемник Жижки верховный гетман таборитов Прокопий Голый (Великий) осадил г. Усти-над-Лабем. Объединенное войско Саксонского, Майсенского и Тюрингского княжеств попыталось снять осаду, однако было разбито.

http://pravenc.ru/text/крестовые ...

на 16-й сессии Собора была осуждена основная доктрина убийства тирана без упоминания имени И. М. и без рассмотрения отдельных положений его учения. Жерсон не оставлял попыток добиться полного осуждения учения И. М. В итоге более 60 богословов и канонистов из 80 присутствовавших на Соборе высказались за допустимость учения И. М. Решением комиссии от 15 янв. 1416 г. приговор, вынесенный в Париже, аннулировался. Однако борьба между сложившимися в ходе конфликта партиями, представителями к-рых были Жерсон, с одной стороны, и Аррасский еп. М. Поре - с другой, не утихала. Весной 1416 г. имп. Сигизмунд I Люксембург потребовал от Собора окончательно осудить сочинения И. М. и упразднить тем самым решение комиссии по этому вопросу. В ответе комиссии императору подчеркивалось, что такое дело не может решаться единолично епископом Парижским и что следует дождаться решения всего Констанцского Собора. Однако большинство участников Собора уже не желали слышать о деле И. М. Речь Жерсона, произнесенная 17 янв. 1417 г. и призванная вновь привлечь внимание к делу И. М., не имела успеха. Последний раз учение И. М. обсуждалось в нач. 1418 г., когда его сочинения вновь рассматривались Собором вместе с памфлетом польского доминиканца Яна Фалькенберга, также отстаивавшего правомерность убийства тирана (таковым он считал кор. Польши и вел. кн. Литовского Владислава (Ягайло)). Делегаты от «наций» приняли решение об осуждении и о сожжении книги Яна Фалькенберга, однако на общем заседании Собора вопрос не обсуждался. Буллой от 10 марта 1418 г. папа Мартин V провозгласил, что в вопросах веры (in causis fidei) необходимо подчиняться решениям Папского престола. 3 нояб. 1418 г. в отсутствие Парижского епископа решение 1414 г. об осуждении учения И. М. было отозвано генеральными викариями. Соч.: La justification du duc de Bourgogne sur la mort du duc d " Orléans// Gerson J. Opera/Ed. E. du Pin. Amst., 1706. Col. 15-42; Le livre du «Champ d " or» et autre poèmes inédits/Éd. P. Le Verdier. Rouen, 1895; Fragmente aus der 2.

http://pravenc.ru/text/471369.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010