Архиепископы Г. обладали значительными каноническими правами и привилегиями: созывали провинциальные Соборы, утверждали избрание епископов на территории Польши, принимали от епископов присягу, проводили визитации еп-ств, имели право наказывать подчиненных им епископов. В 1207 г. папа Иннокентий III предоставил Гнезненскому архиеп. Генриху Кетличу и его преемникам право предношения креста (crux erecta) по всей Польше; в 1238 г. эта привилегия была подтверждена папой Григорием IX . После Кревской унии (1385-1386), положившей начало объединению Польского королевства и Литовского великого княжества , и католич. крещения Литвы (1387) архиеп-ству Г. были подчинены литов. католич. еп-ства. На Констанцском Соборе Гнезненский архиеп. Николай Тромба получил для себя и буд. преемников титул примаса Польши, в ведении к-рого была 2-я по значимости католич. митрополия в Польше -Львовская (Галицкая). 25 июля 1515 г. папа Лев X буллой «Pro excellento preeminentia» даровал архиеп. Яну Ласкому и его преемникам титул «прирожденный легат апостольского престола» (legatus natus Sedis Apostolicae). 22 сент. 1749 г. папа Бенедикт XIV пожаловал архиеп. Адаму Коморовскому и его преемникам право ношения кардинальского облачения на территории Польши. Архиепископы Г. играли важную роль в гос. жизни Польши. Они короновали польск. королей, сохранив это право и после перенесения в 1370 г. места коронации из Гнезно в Краков. Эта привилегия была подтверждена папским легатом (1375), королями Казимиром IV Ягеллончиком (1451), Сигизмундом I (1512), Сигизмундом II Августом (1550), Папским престолом (1589 и 1675) и конституциями сейма (1633, 1641 и 1736). Архиепископы Г. имели право благословлять королевские брачные союзы, короновать королев, совершать погребение королей и членов их семей. С XIV в. архиепископы Г. замещали польск. короля в случае его отсутствия; с 1360 г. они пользовались титулом «первый князь» (primus princeps); в 1411 г. кор. Владислав II Ягайло даровал им наименование «генеральный викарий нашего Польского королевства» (vicarius Regni nostri Poloniae generalis). На сейме в 1572 г. архиепископам Г. была предоставлена должность временного главы гос-ва в период междуцарствия (interrex). В обязанности входило уведомление о смерти короля правителей др. гос-в, ведение текущих гос. дел, прием иностранных послов, созыв элекционного сейма, назначение времени и места избрания короля, а также провозглашение, приведение к присяге и коронация нового короля. Архиепископы Г. обладали правом чеканить монету (с 1293; подтверждено в 1286, 1564 и 1666), основывать города и устанавливать в них рынки и ярмарки (подтверждено в 1550 Сигизмундом II Августом). Со времен Казимира III Великого (XIV в.) архиепископ Г. имел ряд судебных привилегий.

http://pravenc.ru/text/165185.html

– А ну как король первый объявит войну? – спрашивали соседи. Но Мацько качал головой: – Видите ли… Всего я насмотрелся и многое уразумел. Будь король из нашего древнего королевского рода, что правил у нас испокон христианских веков, может, он и ударил бы первый на немцев. А наш Владислав Ягайло (я не хочу умалять его достоинство, благородный он государь, дай Бог ему здоровья!), прежде чем мы выбрали его королем, был великим князем литовским и язычником. Христианство он принял недавно, и немцы брешут везде, будто душа у него все еще языческая. Не подобает ему первому объявлять войну и проливать христианскую кровь. По этой причине он и не выступает на помощь Витовту, хоть руки у него и чешутся; ято знаю, что крестоносцы для него хуже чумы. Такими речами Мацько снискал себе славу человека проницательного, который всякое дело растолкует тебе и разжует. По воскресеньям в Кшесне его после обедни окружала толпа народа, а потом у соседей повелось со свежими новостями отправляться в Богданец к старому рыцарю, который тут же разъяснял то, чего не могла уразуметь простая шляхетская голова. Мацько радушно принимал всех и охотно беседовал с каждым, а когда гость, наговорившись всласть, уезжал, неизменно провожал его такими словами: – Вы дивитесь моему уму, вот воротится, даст Бог, Збышко, тогда будете дивиться! Ему в королевском совете впору заседать, уж и башковит же, шельма, уж и хитер! Внушая гостям эту мысль, он в конце концов внушил ее и самому себе, а заодно и Ягенке. Збышко казался им обоим прямо сказочным королевичем. Когда наступила весна, они с трудом могли усидеть дома. Прилетели ласточки, прилетели аисты, на лугах засвистели коростели, в зеленях закричали перепелки, еще раньше прилетели вереницы журавлей и чирков; один Збышко не возвращался. Птицы тянули с юга, а с севера крылатый ветер приносил вести о войне. Рассказывали о битвах и многочисленных стычках, в которых ловкий Витовт то побеждал крестоносцев, то терпел поражение; рассказывали о большом уроне, который понесли немцы от зимних морозов и болезней.

http://azbyka.ru/fiction/krestonoscy-gen...

Еще при жизни Казимира, в 1355 году, послы от сейма вытребовали у Людовика подтверждения шляхетских прав. Двенадцатилетнее правление Людовика ознаменовано было беспрестанными смутами, потому что король жил в Венгрии и не обращал большого внимания на Польшу, предоставленную, таким образом, самой себе. В 1382 году умер Людовик; не имея сыновей, он назначил наследником по себе в Польше мужа старшей своей дочери Марии, Сигизмунда, маркграфа бранденбургского, сына чешского короля и немецкого императора Карла IV. Но польские вельможи, собравшись у Радома, постановили: присягнуть второй дочери короля Людовика, Ядвиге, и выбрать ей в мужья князя на всей своей воле. Нашелся и жених: то был князь от крови Пяста, Семовит мазовецкий, которого и выбрали по согласию большинства. Началась война между Семовитом и Сигизмундом, сопровождаемая внутренними волнениями и кровопролитиями. Наконец, в 1384 году Ядвига приехала в Краков и была принята с большою радостию всем народом, который ждал от нее избавления от смут междуцарствия. Надобно было теперь думать о ее браке; Семовит мазовецкий уже успел приобресть нерасположение поляков насильственными поступками против тех, которые не хотели признать его; кроме того, присоединение Мазовии к владениям Казимира великого мало льстило вельможам; по той же причине отвергнут был и другой искатель - Владислав, князь опольский, также потомок Пяста. У Ядвиги был еще другой жених, с которым они вместе воспитывались, к которому была привязана нежною страстью: то был Вильгельм, герцог австрийский. Но Вильгельм не нравился польским вельможам, потому что от него нельзя было ожидать скорой помощи. Их внимание обратил на себя более выгодный жених: в 1385 году явились к Ядвиге послы литовские с предложениями, что князь Ягайло примет римскую веру не только сам, но и со всеми родственниками, вельможами и народом, выдаст без окупа польских пленников, захваченных литовцами в предыдущих войнах, соединит навеки с Польшею свои наследственные и приобретенные владения, поможет Польше возвратить потерянные ею земли, привезет в нее некоторые из отцовских и дедовских сокровищ, заплатит сумму, должную Вильгельму австрийскому за несдержание обещания насчет руки королевиной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Один из князей, Глеб Святославич, выехал к нему навстречу с небольшою дружиною, был принят с честию, отпущен с миром, причем Витовт велел сказать остальным князьям: " Чтоб вам, всем князьям братьям, выехать ко мне с любовию, по охранной грамоте (по опасу); слышал я, что между вами нет единства и вражда большая; так если будет между вами какой спор, то вы сошлитесь на меня как на третьего, и я вас рассужу справедливо " . Смоленские князья обрадовались, что нашелся беспристрастный третий судья, который рассудит их по всей справедливости и разделит им вотчину по жребию: все они собрались и поехали к Витовту с дарами; но Витовт, взявши дары, велел перехватать всех князей и отослал их в Литву, потом подступил к городу, пожег посады, взял крепость и посадил здесь своих наместников (1395 г.). Но старший из смоленских князей, Юрий, оставался на свободе, в Рязани, и в конце 1395 года тесть его Олег вместе с ним и другими князьями опустошил литовские владения; но еще не успел Олег возвратиться в Рязань, как услыхал, что Витовт пустошит его собственные волости. Тогда, оставив свою добычу в надежном месте, Олег ударил врасплох на литовцев, рассеявшихся для грабежа, и поразил их; Витовт испугался и ушел домой. Великий князь московский при всех этих событиях явно держал сторону тестя: в 1396 году он ездил на свидание с ним в Смоленск, праздновал здесь пасху, я когда рязанский князь снова вошел с полками в землю Литовскую и осадил Любутск, то Василий отправил к нему посла и отвел его от того города. Потом, когда Витовт вошел в рязанские владения и пролил здесь кровь, как воду, по выражению летописей, и людей побивал, сажая их улицами, то из Москвы не было ему никакого препятствия, напротив, зять встретил его в Коломне, поднес дары и оказал большую честь. Мы видели, что в 1397 году оба князя, и московский и литовский, заодно посылали требовать от новгородцев, чтоб те разорвали мир с немцами; но тогда же московский князь мог узнать, какого союзника он имел в своем тесте, ибо в то же время Витовт требовал от новгородцев, чтобы те поддались ему; получивши отказ, он послал в 1399 году в Новгород грамоту разметную (объявление войны) и велел сказать новгородцам: " Вы меня обесчестили: что было вам мне поддаться, а мне было вашим князем великим быть и вас оборонять: но вы мне не поддались " . Но не один Витовт объявлял свои притязания на Новгород: еще в 1389 году приехал туда князь Симеон-Лугвений Олгердович, был принят новгородцами с честию и за эту честь дал брату своему королю Ягайлу следующую запись: " Так как господин Владислав (Ягайло), король польский, литовский, русский и иных земель многих господарь, поставил нас опекуном над мужами и людьми Великого Новгорода, то мы королю и Ядвиге королеве вместе с новгородцами обещались и обещаемся, пока держим Новгород в нашей опеке, быть при короне Польской и никогда не отступать от нее " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В. Е. Адодуров и В. К. Тредиаковский для обозначения взрывного Г предлагали ввести в рус. азбуку букву («га», усеченное от «гамма»). Активным противником этого нововведения был Ломоносов, в ходе полемики написавший стихотворение «О сомнительном произношении буквы Г в российском языке» (1748-1754). Буква начертание к-рой восходит к курсивному или декоративному начертанию греч. буквы «гамма», известна на Руси с XIV в. (напр., в надписях на хранящейся в ГТГ иконе вмц. Варвары из Углича, кон. XIV в.). Данная буква была кодифицирована в «Грамматике церковнославянского языка» Мелетия (Смотрицкого) 1619 г. (исключена из московского издания 1648 г.) для написания слов, заимствованных из греч. и лат. языков:  ,  ,  ,  . («гамма», «кгамма») вошла в букварную традицию Юго-Зап. Руси для обозначения взрывного звука [г]. Ранее, начиная с XIV в., в деловой письменности Юго-Зап. Руси для обозначения взрывного Г (в основном в иностранных именах и заимствованных словах) использовалось сочетание «гк» (напр., «Скиригкаило» в договорной грамоте 1386 г. смоленского кн. Юрия Святославича с польск. кор. Владиславом (Ягайло) . В совр. укр. языке обозначает взрывной звук, фрикативный звук передается буквой Г. Начертание буквы в кириллице восходит к унциальному варианту греч. буквы «гамма» (Г), к-рая по рисунку и названию представляет собой видоизменение финик. знака «гимель» (верблюд) . В уставных и полууставных почерках на протяжении всего периода их существования начертание буквы отличается исключительной устойчивостью. В южнослав. рукописях нач. XIII в. ( Вуканово Евангелие , Боянское Евангелие ) встречается особое начертание в форме лат. F - «двойное» или «с молоточком» ( Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. С. 183). Начертание печатной буквы в XVIII в. воспроизводило рукописный полуустав. Совр. вариант рукописных начертаний оформился на основе нового московского письма (канцелярского курсива) кон. XVII - нач. XVIII в. и ренессансного шрифта «антиква» и вошел в широкий обиход в нач. XVIII в., после реформы гражданского алфавита. Отличающиеся друг от друга рукописные начертания строчной и прописной буквы - восходят к скорописи XVIII в., воспринявшей нек-рые начерки юго-западнорус. (киевской) скорописи XVII в., в частности для Г - .

http://pravenc.ru/text/161185.html

«Анналы...» - главный нарративный источник польск. истории (и отчасти истории Литовского великого княжества ) кон. XIV-XV в., однако события освещаются с позиций той группировки, к к-рой принадлежал Д. Так, он постоянно отмечает превосходство католической Церкви над светской властью, в росте прав и привилегий светских феодалов видит опасность для гос-ва, неоднократно критикует вельмож за то, что они заботятся о собственных интересах, а не об интересах страны. В «Анналах...» нашло отражение враждебное отношение этой группировки к гуситам: автор умалчивает о фактах, предосудительных с его т. зр., напр. о переговорах Владислава (Ягайло) с гуситами. Для Д. и его окружения было характерно чувство превосходства по отношению к вост. соседям - «варварам»-литовцам и «схизматикам»-русским, к-рые, по выражению Д., «живут скромно и убого» и морально испорчены пороками, типичными для «греческого» мира. Политики вокруг Олесницкого выдвигали планы раздела вост. соседа - Великого княжества Литовского на неск. частей, подчиненных польск. власти. Такая политика подкреплялась в «Анналах...» вымышленными рассказами о завоевании древнерус. земель сначала Болеславом I, а затем Болеславом II. Болеслав I якобы поставил на р. Суле железные столбы, обозначавшие вост. границы Польского королевства. Эти аргументы были использованы польск. политиками в XVI в. при инкорпорации Киевской земли и Волыни в состав Польского королевства. Во вводной части «Анналов...», написанной позднее основной, среди «рек Польши» фигурирует Днепр, среди «городов Польши» - Луцк и Киев; родоначальник русских Рус - потомок одного из родоначальников поляков, Леха. «Поляне», живущие вокруг Киева на Днепре,- это тот же народ, что и «поляне», живущие в Вел. Польше и давшие ей полное название, а Киев основан «польским языческим князем Кием». В той части «Анналов...», что посвящены ранней истории, помещены вымышленные рассказы о повторном крещении рус. княжон, выходивших замуж за поляков. Мнения исследователей расходятся по поводу того, какие русские летописи использовал Д. Согласно т. зр. Н. И. Щавелевой, хронист привлекал для работы южнорусский летописный свод 1-й трети XIII в. и Смоленский летописный свод, в основание к-рого были положены Радзивиловская и Софийская I летописи.

http://pravenc.ru/text/178573.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИСЛАВ (Ягайло) (50-е гг. XIV в.- 1.06.1434, Краков), вел. кн. литов. (1377-1386), кор. польск. и вел. кн. литов. (1386-1434), 3-й сын вел. кн. литов. Ольгерда от 2-го брака с тверской кнж. Иулианией Александровной († 1392). В отличие от детей от 1-го брака, посаженных отцом на «русских» землях и принявших Православие, Ягайло и его родные братья находились с отцом в Литве и были язычниками. Владислав (Ягайло), кор. польский и вел. кн. литовский. Гравюра из кн.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio. P. 33v. (РГБ) Владислав (Ягайло), кор. польский и вел. кн. литовский. Гравюра из кн.: Guagnini A. Sarmatiae Europeae descriptio. P. 33v. (РГБ) Ягайло вступил на престол в трудной обстановке. В кон. 70-х гг. XIV в. усилилось наступление на литов. земли Тевтонского ордена , к-рый опирался на поддержку всего европ. рыцарства, охотно участвовавшего в крестовых походах против язычников. Против нового вел. князя стали выступать старшие братья, недовольные предпочтением, оказанным ему отцом. Литов. власть над «русскими» землями стала ослабевать. Попытка Ягайло укрепить свое положение, заключив союз с фактическим правителем Орды темником Мамаем против вел. кн. св. Димитрия Иоанновича Донского, не привела к успеху и способствовала падению авторитета литов. правителя. В окт. 1381 г. Ягайло был свергнут с престола своим дядей трокским кн. Кейстутом и получил в удел Витебск и Крево. Летом 1382 г. с помощью родных братьев Ягайло вернул себе престол в Вильно, а свергнутый Кейстут был задушен в тюрьме. Эти смуты еще больше ослабили Литовское великое княжество . Сын Кейстута Витовт нашел приют у нем. крестоносцев, что грозило продолжением смут. Под влиянием матери Ягайло пытался преодолеть трудности, заключив союз с Димитрием Донским. Он обязался принять Православие и жениться на дочери московского вел. князя. В дальнейшем, однако, Ягайло и литов. знать приняли решение искать союза с католич. Польшей. В 1385 г. было выработано соглашение, по к-рому Ягайло должен был жениться на наследнице польск. трона Ядвиге, дочери умершего венг. и польск. кор. Людовика I Анжуйского, и вступить на польск. трон. Ягайло принял обязательство вместе со своими подданными-язычниками принять католичество, освободить всех пленных христиан, использовать все силы для возвращения Польше утраченных земель и присоединить (applicare) навечно к ней Литовское великое княжество.

http://pravenc.ru/text/154995.html

Положение в Литовско-Русском государстве существенно изменилось при преемнике Ольгерда, его сыне Ягайло-Иакове (1377 – 1434), не мужественном, коварном, достигавшим власти всеми способами. Он велел удавить дядю своего, Кейстута, заключенного им в тюрьму; готовил ту же участь сыну последнего, Витовту, спасенному супругой Анной Святославной, дочерью князя Смоленского, сумевшей переодетым вывести его из заключения. Ягайло принял план польских панов и епископов о супружестве с молодой польской королевой Ядвигой, внучатой племянницей Казимира Великого. Прекратилась мужеская линия древнего королевского дома Пястов. Паны рассчитывали соединением корон Польши и Литвы в лице Ягайло усилить Польшу. Латинское же духовенство надеялось окатоличить Литву, а затем и западную Россию. Ягайло легко согласился не только променять Православие на латинство, но перевести в католичество литовцев. Ядвига долго не соглашалась на этот брак, будучи обвенчанной с Вильгельмом, герцогом австрийским. Но ее убедили совершить богоугодное дело, ибо Ягайло тогда примет латинство и окатоличит Литву. В 1386 г. брак этот состоялся. Ягайло отрекся от православия и принял католичество с именем Владислава. Он, исполняя обещанное, прежде всего крестил в католическую веру язычников. Новые христиане получали от Ягайлы белые, суконные кафтаны. В Жмуди самоуправство ксендзов вызвало восстание народа, которое было жестоко подавлено. Затем начались стеснения православных. Литовцам католикам разрешалось вступать в брак только с теми русскими, которые переходили бы в латинство. Казнены были два литовца, занимавшие видные места, за отказ отречься от Православия. Издан был закон о предоставлении прав чиновной службы только католикам. Наибольшия насилия производились в Галиции. Унижались православные епископы и возвышались католические. В Перемышле передан был католикам православный собор. Но повсюду русский народ оставался верен Православию. Не отреклись от него братья и другие родственники Ягайло. Оставались православными: князья Андрей Кейстутович Полоцкий, Димитрий-Корыбут Ольгердович Брянский (оба участвовали в Куликовской битве), другие Ольгердовичи – Владимир Киевский, Скиригайло Трокский, двоюродный брат Ягайлы – Феодор Любартович Волынский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Присягавшие Людовику князья заявляли, что не желают повиноваться младшему брату. Андрей и Димитрий Ольгердовичи выехали к Димитрию Донскому, приняв участие в Куликовской битве. Произошел конфликт между Ягайло и Кейстутом, закончившийся гибелью старого князя. Выход из трудностей искали первоначально в соглашении с Москвой. В 1383 г. был заключен договор, по к-рому Ягайло обязывался жениться на дочери Димитрия Донского и принять Православие. Однако договор не был осуществлен. Перед политической элитой Л. в. к. вскоре открылись др. возможности. Польская (прежде всего малопольская) знать предложила Ягайло принять христианство, жениться на дочери кор. Людовика Ядвиге и занять польский трон. 14 авг. 1385 г. Ягайло дал обязательство вместе с братьями и подданными-язычниками принять католич. веру, освободить всех пленных христиан, находившихся в Л. в. к., использовать все силы и средства для возвращения земель, утраченных Польским королевством, наконец, «присоединить» (applicare) земли Литвы и Руси к Короне королевства Польского. 15 февр. 1386 г. в Кракове состоялось крещение Ягайло и его братьев, 4 марта была его коронация. Вместе с Ягайло крестились мн. литов. бояре. 17 февр. 1387 г. было учреждено католич. еп-ство в Вильно, вошедшее в состав Гнезненской церковной провинции. В городе построили кафедральный собор святых Станислава и Владислава, еп-ству были переданы часть г. Вильно и обширные земельные владения, наделенные полным податным и судебным иммунитетом. Православные кафедры таких прав не имели. Юрисдикция католич. Виленских епископов распространялась на всю территорию современных Литвы и Белоруссии. Затем последовали уничтожение языческих святилищ и массовое крещение язычников-литовцев. Гос. власть приступила к строительству приходских храмов, прежде всего на землях, заселенных литовцами. При заключении соглашения польская сторона дала ясно понять, что именно она будет играть главную роль в возникшем объединении. Князья, приехавшие в 1386 г. к Ягайло в Краков, принесли присяги кор.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

князьями. Восстановление Литовской митрополии сопровождалось канонизацией Виленских мучеников, вероятно как ее патронов. На решение Патриархии оказало влияние создание в 1375 г. лат. архиеп-ства в Галиче (с 1412 - во Львове), которому должны были подчиняться ранее лишь формально существовавшие еп-ства в Перемышле, Холме и Владимире-Волынском. В этих условиях нельзя было оставлять православных Киевской митрополии без верховного пастыря. Решение Патриархии предусматривало, что после смерти митр. Алексия свт. Киприан станет главой объединенной общерус. митрополии, но Киприану удалось занять кафедру свт. Алексия на краткое время в 1381-1382 гг., а затем до нач. 90-х гг. XIV в. Киприан находился в Л. в. к. 2-я пол. 70-х - 1-я пол. 80-х гг. XIV в. были временем, благоприятным для православных в Л. в. к. Планы католич. миссии реализованы не были, а свт. Киприан оказался опытным архипастырем, сумевшим наладить порядок в церковной жизни и установить хорошие отношения со светскими властями. Владислав Ягайло возлагает на себя польск. корону. Фрагмент фрески капеллы св. Крыжа в Вавельском соборе в Кракове. 1475–1480 гг. Владислав Ягайло возлагает на себя польск. корону. Фрагмент фрески капеллы св. Крыжа в Вавельском соборе в Кракове. 1475–1480 гг. 2-я пол. 70-х гг. XIV в. стала трудным временем для политической элиты Л. в. к., во главе к-рой был один из младших сыновей Ольгерда - Ягайло (см. Владислав (Ягайло) ), из-за усилившегося натиска крестоносцев, войска к-рых неоднократно подходили к столице Л. в. к. Вильно. В нач. 80-х гг. XIV в. Ягайло был вынужден пойти на уступки ордену, в частности отказавшись от большей части Жямайтии. Произошли неудачи и на др. направлениях. Так, начавшаяся в 1377 г. война с польск. и венг. кор. Людовиком привела к тому, что была утрачена значительная часть Волыни, а оставшиеся в др. части литов. князья вынуждены были стать вассалами короля. Попытка Ягайло ослабить Москву, вступив в союз с правителем Орды Мамаем, также не привела к успеху. Начались конфликты среди политической элиты.

http://pravenc.ru/text/Литовское ...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010