После вступления в 1386 г. на польск. королевский трон Владислава-Ягайло В. О. признал власть и сюзеренитет своего младшего брата. В 1386, 1388 и 1389 гг. киевский князь приносил клятву верности королю, его супруге кор. Ядвиге и Польской Короне. При основании католич. епископства в Вильно В. О. вместе с правосл. князьями Иоанном-Скиргайло Троцким и Димитрием-Корибутом Новгород-Северским, а также католиками - гродненским кн. Александром-Витовтом и польск. панами 2 и 17 февр. 1387 г. выступал в качестве свидетеля в привилеях Владислава-Ягайло Виленскому епископу. Католич. кафедре были пожалованы дома в Вильно и др. городах, площади, земли, ряд волостей на территории Великого княжества Литовского, а также право на ловлю рыбы в Немане; епископ был освобожден от всех налогов и получил полную судебную власть над людьми, жившими в его владениях. Правосл. Церковь в Великом княжестве Литовском таких привилегий никогда не имела. По-видимому, после оглашения этих привилеев В. О. покинул Вильно, поскольку не был в числе свидетелей привилея 20 февр. 1387 г., к-рым король даровал ряд льгот литов. боярам, принимавшим или собиравшимся принять Крещение по католич. обряду (Lietuvos Metrika. Knyga Nr. 25 (1387-1546): Urašymu knyga 25. Vilnius, 1998. 1. S. 35-37). Вел. кнг. Иулиания Александровна , мать кор. Владислава-Ягайло и мачеха В. О., поддерживавшая правосл. Церковь в Литве, до конца своей жизни сохранила добрые отношения с киевским князем и провела при его дворе последние годы. Духовником вдовствующей вел. княгини был архим. Киево-Печерского мон-ря Давид, в Киеве перед смертью она приняла монашеский постриг с именем Марина и была похоронена в монастырских пещерах (ПСРЛ. Т. 25. С. 219). С Тверским княжеским домом, из к-рого происходила кнг. Иулиания, В. О. был породнен также благодаря замужеству дочери в 1385 г. за кн. Василием Кашинским - племянником кнг. Иулиании, 4-м сыном тверского вел. кн. св. Михаила Александровича . В 1390 г. В. О. поддержал Владислава-Ягайло в его борьбе против Витовта, вместе с киевской ратью участвовал в осаде Гродно.

http://pravenc.ru/text/159102.html

Но, «в XIV ст. за почином царгородського для а за тим на означення держави назва Мала Русь (у земель яку звали Великою Руссю — що його перебрали для держави , по Фасмеру же это название появилось с 1292 года . Литовцы, управлявшие поначалу Малой Русью, приняли православие, не отягощали чрезмерно русское население. Русские надеялись, что литовские князья – это преемники Рюриковичей, что литовско-русское государство имеет блестящее будущее. Но история не оправдала этих надежд. В 1377 году скончался великий князь литовский Ольгерд, постригшись перед смертью в монахи, сменив мирское имя Александр на Алексий. После него князем стал его сын Ягайло, в крещении Иаков. Вильна могла стать центром объединения русских земель, ведь к 1386 году при Дмитрии Донском, как свидетельствует Платонов, «Литва была вполне русским государством с русской культурой, с господством русского князя и православия» . Православное русское население составляло 9/10-х от общей численности граждан литовского государства и отличалось, несомненно, высшей культурой, чем языческая Литва. Однако история иначе распорядилась судьбой Литвы. В середине 80-х годов поляки сделали предложение Ягайле стать королем. Ягайло принял католичество, вступил в брак с королевой Ядвигой и так соединил Польшу и Литву династическим браком. Ягайло был провозглашён польским королём Владиславом. Вскоре после этого началось наступление на православных. Литовским боярам, принявшим католичество, Ягайло даровал многочисленные привилегии… «А Литва начинает клониться к погибели в то самое время, когда она достигает, казалось бы, полного расцвета своих сил», – утверждает С.Ф. Платонов. Почему? Уния посеяла семена внутренней вражды разложения между русскими и литовцами, православными и католиками. Уния ввела в Литву латинство, которое провозглашалось господствующим. Окатоличивание сопровождалось полонизацией. Польское духовенство, польские аристократы сменяли русских придворных при литовском дворе. Польские нравы и обычаи сменяют русские. Так возникает не только религиозная, но и национально-культурная вражда... Литовская православная Церковь имела при Ягайле мучеников…

http://bogoslov.ru/article/4120317

Явление вел. кн. Димитрию иконы свт. Николая Чудотворца на Угреше. Средник иконы-складня. 2-я пол. XIX в. (СПИГИАХМЗ) Тем временем осложнились отношения с Литвой. В 1377 г., после смерти Ольгерда, литов. великокняжеский стол занял один из его младших сыновей от 2-го брака Ягайло (см. Владислав (Ягайло) ), что вызвало враждебную реакцию его старших братьев, родившихся от 1-го брака Ольгерда. Осенью 1377 г. один из них, полоцкий кн. Андрей, ушел с дружиной к Д. И. и зимой 1377/78 г. стал наместником Московского вел. князя в Пскове. В дек. 1379 г. рус. войско во главе с князьями Владимиром Андреевичем, Андреем Ольгердовичем и Д. М. Боброк-Волынским предприняло поход на земли Великого княжества Литовского и заняло города Трубчевск и Стародуб. На службу к Д. И. вместе с семьей, боярами и дружиной перешел младший брат кн. Андрея - Дмитрий Ольгердович. Очевидно, к этому времени в Москве уже располагали сведениями о заключении союза между Мамаем и Ягайло и поход был реакцией Москвы на это событие. К лету 1380 г. рус. княжества во главе с Москвой оказались в сложном положении - против них выступил Мамай. Фактический правитель Орды тщательно готовился к походу, его войско было усилено наемными отрядами с Сев. Кавказа (осетины, черкесы) и из итал. колоний в Крыму и в Азаке (совр. Азов). Авторитет Мамая в степи усиливал заключенный союз с Литвой. В мае 1380 г. в Давыдишках Литовский вел. кн. Ягайло с братьями заключил мирное соглашение со своим воинственным зап. соседом - Тевтонским орденом - и получил возможность двинуть войска на восток. К союзникам присоединился рязанский кн. Олег (Иаков) Иванович , желавший таким образом обезопасить свои владения от ордынцев. Согласно договоренности, войска союзников должны были встретиться 1 сент. 1380 г. на Оке. В ожидании прихода литов. войска Орда Мамая вместе с ханом Тюляком находилась на полях «за Доном». По свидетельству Пространной «Летописной повести», Мамай мог отказаться от похода, если бы ему дали такой «выход», какой платила Сев.-Вост.

http://pravenc.ru/text/178205.html

Р. с их кафедр. В 1375 г. папской буллой для этой земли была учреждена митрополия с центром в Галиче (с 1412 во Львове), в состав к-рой были включены ранее созданные еп-ства в Перемышле, во Владимире и в Холме. Вскоре после выдачи буллы Владислав Опольский наделил католич. митрополичью кафедру во Львове обширными земельными владениями и десятиной от городских пошлин. В 1384 г. кафедра получила значительные земельные дарения от венг. кор. Марии. К 1385 г. в центре католич. диоцеза был построен кафедральный собор. Эти тенденции получили продолжение в политике польск. кор. и вел. кн. литов. Владислава (Ягайло), под власть к-рого Г. Р. перешла в 1387 г. Одним из главных итогов его правления стало то, что к 1430 г. все католич. еп-ства на «русских землях» Польши и Великого княжества Литовского (последнее с 1392 находилось под непосредственным упр. Витовта , поддерживавшего в этом аспекте политику Ягайло) оказались обеспечены земельными владениями и иными доходами. В 1426 г. Ягайло подтвердил право Львовского католич. архиепископа взимать налог со всех крестьян - как католиков, так и православных,- что ясно показывало намерения власти содержать католич. Церковь за счет правосл. подданных. Легче было положение православных в Перемышле, где сохранялась епископская кафедра. Деятельность правосл. Церкви в Г. Р. начиная с кон. XIV в. подвергалась многочисленным ограничениям, сохранявшим силу до кон. XV в.: ограничивалась свобода богослужения (были запрещены крестные ходы, правосл. священники не имели права посещать больных со Св. Дарами и провожать умерших в церковных облачениях и со свечами, в нек-рых местах не разрешался колокольный звон), действовал запрет на строительство правосл. храмов, правосл. мещане не допускались в состав городских магистратов, не принимались в цехи, в судебных спорах с католиками не могли выступать ни в качестве одной из сторон, ни в качестве свидетелей. Однако совр. исследования показывают, что, несмотря на это, распространение католицизма на восточнослав.

http://pravenc.ru/text/161541.html

1393-1395 годы были временем больших перемен во внутриполитической жизни Великого княжества Литовского. Здесь была ликвидирована большая часть существовавших на отдельных землях удельных княжеств, где власть сосредоточилась в руках великокняжеских наместников. Нужно было, вероятно, налаживать отношения с новыми носителями власти, к-рые в отличие от сидевших здесь ранее князей не были православными - это были представители католич. литов. знати. Кроме того, поездка К. была, вероятно, связана с развернувшейся после смерти в 1391/92 г. правосл. Галицкого митр. Антония борьбой вокруг судьбы Галицкой митрополии. После смерти Антония патриарх передал управление митрополией иером. Симеону, находившемуся под опекой влиятельных валашских землевладельцев из Марамороша - вассалов венг. короля. Такое решение столкнулось с противодействием польск. кор. Владислава (Ягайло), поручившего управление митрополией Луцкому еп. Иоанну (Бабе), в 1393 г. он послал его в К-поль для поставления в Галицкого митрополита. К этому времени у претендента начались конфликты с К. и др. правосл. иерархами. Еще до его приезда в К-поль на него поступили жалобы К., и здесь было назначено расследование его спора с Владимиро-Волынским епископом. Обвинения были, видимо, достаточно серьезными, т. к. Иоанн покинул К-поль, не дожидаясь суда. В окт. 1393 г. патриарх предложил К., чтобы он низложил Иоанна и поставил в Луцк др. епископа. В окт. 1397 г. в поездке в Москву К. сопровождал Луцкий еп. Феодор. Очевидно, после приезда в Киев митрополит провел расследование, к-рое закончилось низложением Иоанна. Затем К. поставил одного из епископов на территории Галицкой митрополии (вероятно, Перемышльского) и известил об этом патриарха. К. явно стремился вернуть Галицкую землю в состав общерус. митрополии. О позиции, занятой в этой сложной ситуации Патриархатом, дают представление инструкции для Вифлеемского архиеп. Михаила, к-рый должен был снова отправиться с важной миссией в Вост. Европу, и грамоты патриарха, адресованные Владиславу (Ягайло) и К. В послании К. патриарх порицал его действия на территории Галицкой митрополии («сделано нехорошо») и утверждал, что принятые в К-поле решения о создании Галицкой митрополии должны сохранять свою силу. В послании Владиславу (Ягайло) он предлагал королю послать Иоанна (Бабу) к К., чтобы Иоанн покаялся в своих «проступках», и, когда митрополит благословит его и «разрешит», патриарх исполнит желание короля, т. е. поставит его «в митрополиты Галицкие». Вместе с тем патриарх готов был поставить на митрополию и др. человека, «достойного посвящения». Патриаршие грамоты были составлены в янв. 1397 г. Очевидно получив послание патриарха, К. понял, что распространить его власть на земли Галицкой митрополии не удастся. Луцкий еп. Феодор поехал вместе с К. в Москву, возможно, потому, что в Луцкой епархии при поддержке польск. короля распоряжался Иоанн (Баба).

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Причинами, побудившими правителей «Мамаевой Орды» начать поход на земли рус. княжеств в 1380 г., были многолетняя задержка выплаты дани в пользу «Мамаевой Орды» с рус. земель, желание вернуть ордынский «выход» в прежнем размере, ранее собиравшийся на Руси при хане Джанибеке, а также необходимость взять реванш за поражение на Воже. Главными задачами темника Мамая, реального правителя правобережной Орды, по-видимому, были разорение княжеств Сев.-Вост. Руси, ликвидация властных полномочий правителя Владимирского и Московского великих княжеств и его замена новым лицом, к-рое должно было стать проводником политики правителя «Мамаевой Орды». Вероятно, им должен был стать Михаил Александрович Тверской, хотя в более позднем «Сказании о Мамаевом побоище» (нач. XVI в.) утверждается, что такие планы якобы были у Рязанского вел. кн. Олега (Иакова) Иоанновича . В предстоящем походе должно было принять участие население, зависимое от «Мамаевой Орды» и ее улусов, а также войска союзников, связанных с ней вассальными и данническими отношениями. Кроме того, в 1-й пол. 1380 г. Мамай заключил союзы с Литовским вел. кн. Ягайло (см. Владислав (Ягайло) ), ставшим в 1377 г. преемником своего отца вел. кн. Ольгерда Гедиминовича, ранее уже получавшего от Мамая ярлыки на нек-рые рус. земли и княжества, что, очевидно, привело к началу выплаты ордынского «выхода» в «Мамаеву Орду» с нек-рых земель Литовского великого княжества (далее - ВКЛ). Летом 1380 г. с помощью дипломатических мер и демонстрации своей военной силы Мамай вновь принудил к военно-политическому подчинению «Мамаевой Орде» самого влиятельного правителя в Юго-Вост. Руси - Рязанского вел. кн. Олега Иоанновича. И Ягайло Ольгердович, и Олег Иоаннович опасались падения своего авторитета в общерусских делах и усиления значения и военно-политической инициативы Димитрия Иоанновича. С кон. 60-х гг. XIV в. на его сторону стали переходить, заключая военно-политический союз или устанавливая служебные отношения, правители и представители знати почти из всех земель Руси (напр., князья Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский, Роман Михайлович Брянский, Иван Васильевич Смоленский, Андрей Ольгердович Полоцкий, Дмитрий Ольгердович Трубчевский, Александр Федорович Остей и др.). Мамай заранее пообещал Литовскому и Рязанскому вел. князьям решить в их пользу все их земельные и финансовые претензии к Димитрию Иоанновичу и его союзникам.

http://pravenc.ru/text/2462231.html

Второе поучение к Киево-Печерской братии было написано Фотием по случаю праздника Вознесения . Вскоре после этой поездки Фотия в пределы Западной Руси здесь стала складываться обстановка, крайне неблагоприятная для православной Церкви. 2 октября 1413 г. польский король Владислав II Ягайло и великий князь Литовский Витовт на сейме в Городло не только подтвердили польско-литовскую государственную но и совместно утвердили так называемый Городельский привилей, которым подтверждались и расширялись права литовской католической знати. В частности, документ декларировал, что только католики могут занимать в Великом княжестве Литовском высшие государственные должности, пользоваться имущественными льготами и получать родовые гербы польской Очевидно, с намерением свт. Фотия устроить дела своих западнорусских епархий в условиях нового усиления католического прозелитизма следует связать принятое митрополитом решение вновь посетить Великое княжество Литовское во время поездки из Москвы в Константинополь, совершив при этом остановки в Смоленске и других городах, подвластных Витовту и Владиславу Ягайло. Весной 1414 г. Фотий выехал из Москвы и прибыл в Смоленск, где «остави свою Возможно, митрополит предчувствовал, что его поездка в Литву может обернуться конфликтом и не напрасно: в Гродно, где святитель был на Благовещение и за богослужением произнес очередное поучение к его ограбили по приказу Витовта и «възврати ко Тем не менее в ходе этой неудачной поездки в Литву Фотию все же удалось поставить нового епископа: на Владимиро-Волынскую и Берестейскую кафедру митрополит рукоположил иеромонаха Герасима, выходца из который впоследствии, около 1428 г., по желанию Витовта был переведен в Смоленскую а после смерти свт. Фотия поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Причины агрессивного поведения Витовта по отношению к Фотию очевидны. Литовского великого князя по-прежнему не устраивал митрополит, под омофором которого православные Западной Руси составляли единую Русскую Церковь вместе со своими собратьями в Северо-Восточной Руси. Грюнвальдская победа придала уверенности Ягайлу и Витовту, и их стремление способствовать распространению католицизма в западнорусских землях усилилось. После Гродненского скандала 1414 г. Витовт запретил митрополиту Фотию приезжать в пределы Великого княжества Литовского и конфисковал принадлежавшие Русской митрополичьей кафедре земли, передав их литовской знати. Витовт также нашел замену Фотию в лице Григория Цамблака. При поддержке короля Владислава Ягайло великий князь Литовский обратился в Константинополь с предложением поставить Григория Цамблака митрополитом на Литовскую часть Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/4591481/

Мы видели, что в случае смерти Ягайла бездетным престол польский мог перейти к нему, но Ягайло от второго брака имел уже двоих сыновей, и королева Софья была беременна третьим ребенком; Витовт придумал средство: ославив мать, лишить и сыновей надежды на престол; в 1427 году на сейме в Городне Витовт обвинил молодую королеву в неверности Ягайлу; пыткою вынудили показания у некоторых придворных женщин, перехватили указанных виновников преступления; но королева успела очистить себя присягою, и Ягайло успокоился. Тогда Витовт стал думать о другом средстве достать независимость для Литвы и корону королевскую для себя: для этого он обратился к императору Сигизмунду. Сигизмунд, находясь в затруднительном положении по случаю войны с гуситами и турками, требовал и не мог добиться помощи от слабого Ягайла, который сам признавался, что не может ничего сделать без совета с Витовтом; вот почему императору очень хотелось сблизиться с Витовтом. " Вижу, - говорил он, - что король Владислав - человек простоватый и во всем подчиняется влиянию Витовта, так мне нужно привязать к себе прежде всего литовского князя, чтоб посредством его овладеть и Ягайлом " . Начались частые пересылки между Сигизмундом и Витовтом, наконец положили свидеться в Луцке, куда должен был приехать и Ягайло. В 1429 году был этот знаменитый съезд трех коронованных лиц вместе со множеством вельмож польских, литовских и русских. После празднеств начались совещания, и на одном из них император сказал следующие слова: " Я понуждаю папу, чтоб он созвал собор для примирения с гуситами и для преобразования церкви; отправлюсь туда сам, если он согласится; если же не согласится, созову собор собственною моею властию. Не должно пренебрегать также и соединением с греками, потому что они исповедуют одну с нами веру, отличаясь от нас только бородами да тем, что священники у них женатые. Но этого, однако, не должно ставить им в порок, потому что греческие священники довольствуются одною женою, а латинские держат их по десяти и больше " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В Новгород И. вернулся 8 февр. 1389 г. Весной того же года к И. приехала делегация псковичей с просьбой поставить в псковские храмы безместных священников. Затем архиепископ отправился в Псков, страдавший от морового поветрия, «и молитвою его преста мор» (НПЛ. 1950. С. 383; ср.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 351, 366-367). Вероятно, И. принимал участие в погребении бывшего архиеп. Алексия, скончавшегося 3 февр. 1390 г. в Деревяницком монастыре. В 1390 г. новгородцы после похода на Псков и заключения мира подтвердили мир с Москвой при новом вел. кн. Василии I Димитриевиче . Кроме того, Новгород отправил делегацию с целью заключения мира «с Немци» (Ригой, Ревелем, Любеком, Дерптом (Юрьевом; ныне Тарту) и Готландом); договор был заключен на съезде с представителями ганзейских городов и Ливонии в Изборске осенью 1391 г., ратифицирован в Новгороде в янв.- февр. 1392 г., после 7 лет отсутствия торговых отношений («Нибуров мир»). В 1389 г., когда князем в Новгороде стал Семён (Лугвень) Ольгердович, брат польск. кор. и вел. кн. Литовского Владислава (Ягайло) , резко усилились пролитов. настроения в Новгороде, что, по-видимому, явилось одной из главных причин последовавшего вскоре конфликта новгородцев с митр. св. Киприаном и Московским вел. кн. Василием Димитриевичем. В вассальной грамоте от 25 мая 1389 г., отправленной кн. Семёном (Лугвенем) Ягайло из Сандомира, говорится, что Ягайло «поставил нас опекалником мужем и людем Великого Новагорода». Вместе «с теми людьми с Великого Новагорода» кн. Семён (Лугвень) принес присягу верности королю, написав, что «не хочем тако ж николи отступить их Коруне королевстве полского» (АЗР. Т. 1. С. 26, 10). 11 февр. 1391 г. в Новгород прибыл новый митр. всея Руси св. Киприан, к-рого сопровождал Рязанский еп. Феогност. И. «створи пиры многи и чести митрополита 2 недели с новгородци честью великою и дары многими». Приезд Главы Русской Церкви был вызван в первую очередь отказом новгородцев в 1385 г. митр. Пимену в праве совершать в Новгороде месячный суд (право месячного суда состояло в том, что в продолжение месяца митрополит или его представитель в Новгороде рассматривал судебные дела и тяжбы новгородцев, в к-рых миряне подлежали суду Церкви, кроме того, в Москве митрополит принимал апелляции на суд Новгородского архиепископа; все сборы и штрафы по таким делам шли в митрополичью казну). Собравшись на вече, новгородцы в 1385 г. целовали крест и подписали клятвенное обещание о том, чтобы им судиться у Новгородского архиепископа. Об этом поступке новгородцев было доведено до сведения К-польского патриарха Антония IV , к-рый, по-видимому по просьбе митр. Киприана, в 1390 г. прислал грамоту с призывом к новгородцам подчиниться суду митрополита (грамота известна по упоминанию в патриаршей грамоте 1393 г. в Новгород по тому же вопросу - РИБ. Т. 6. Прил. Стб. 237-240, 37). Патриаршее послание новгородцами было отвергнуто.

http://pravenc.ru/text/469552.html

Поскольку Лацко не имел детей, престол занял его племянник Петр (Петру) - сын его сестры Мушаты (Маргариты) и воеводы Кости. Новый господарь Петру I, прозванный по имени матери Мушат, положил начало новой династии молдав. господарей, которые правили до посл. четв. XVI в. В начале своего правления Петру I в религ. отношении ориентировался на Рим. Однако религиозно-политические изменения, происшедшие в Европе во 2-й пол. 80-х гг. XIV в. (смерть кор. Людовика I Анжуйского 10 сент. 1382, Польско-литовская уния 1385 г., схизма в католической Церкви ), подтолкнули и Петру I к смене религиозно-политических предпочтений. В 1387 г. во Львове молдав. господарь принял вассальную присягу польск. кор. Владиславу (Ягайло) в присутствии митр. Киевского и всея Руси свт. Киприана с целованием креста согласно правосл. обряду (Documente moldoveneti. 1932. Vol. 2. P. 600). Присутствие на церемонии свт. Киприана как высшего духовного правосл. авторитета в Вост. Европе придавало М. к. особый статус в польско-литов. политической и религ. системе, а также давало право на учреждение собственной правосл. митрополии. По просьбе Петру I Мушата К-польский патриарх основал в М. к. в юрисдикции К-польского Патриархата митрополию Мавровлахии (греч. Μαυροβλαχα). Еп. Иосиф I (Мушат) , возглавлявший Аспрокастронскую епископию (по мнению мн. историков, так называлась Белгород-Днестровская епископия), подчиненную Галицкой митрополии, был переведен в столицу М. к. Сучаву (см. в ст. Молдавская митрополия ). Крепость в Сучаве Крепость в Сучаве Ориентация молдав. господаря на Польско-Литовское гос-во была закреплена также и тем, что польск. кор. Владиславу (Ягайло) был предоставлен долг в размере 3 тыс. р. серебром (538 кг серебра или 52 кг золота). В качестве залога польск. корона предоставила обл. Покутье на юге Галиции, что впосл. вызвало длительные молдо-польские конфликты и взаимные претензии на эти земли. Во внутренней политике Петру I Мушат поддерживал развитие торговых связей; выпустил первые молдавские серебряные монеты (не позднее 1377) - гроши; укрепил гос.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010