В 1434 г. О. не смог поехать на Собор из-за смерти Владислава (Ягайло). Намерение епископа взять на себя бразды гос. управления при малолетнем Владиславе III (1434-1444) вызвало опасения мн. представителей знати и привело к формированию оппозиции, попытавшейся опротестовать право Владислава III на польск. престол. Усилиями О. по соблюдению Едлинского привилея (1430) и др. актов, закреплявших право престолонаследия Владислава III, планы оппозиции были сломлены. Тот факт, что во главе оппозиции польск. знати стояли сторонники гуситов (учение чеш. проповедника Яна Гуса было осуждено Констанцским Собором (1414-1418), а сам Гус сожжен) - шляхтичи Спытек из Мельштына (1398-1439) и Дзерслав из Рытвян (1414-1478), организаторы съезда в Опатуве, позволяет нек-рым исследователям рассматривать этот съезд как начало противоборства 2 групп: объединения польск. гуситов под предводительством Спытека из Мельштына и конфедерации во главе с О. (см., напр.: Moraczewski. 1844. S. 261, 300). Такая т. зр. скорее всего неверна: во-первых, вряд ли на тот момент можно говорить о сколько-нибудь оформленных объединениях ( Dzieduszycki. 1853. Т. 1. S. 16-17), во-вторых, при описании съезда в Опатуве хронист Ян Длугош о гусизме не упоминает ( Dlugossius. 2001. Т. 9. [Lib. 11-12]. P. 130-132). Вполне вероятно, что Длугош намеренно не придавал значения религ. аспекту в разногласиях О. с представителями оппозиции, т. к., по-видимому, это не было определяющим фактором в данном конфликте. О. был опекуном младшего сына Владислава (Ягайло), кор. Казимира IV Ягеллончика (1427-1492), и фактически регентом королевства до нач. 40-х гг. XV в. После кончины имп. Сигизмунда I (1437) чеш. гуситы выдвинули кандидатуру Казимира на чеш. престол в противовес зятю покойного императора - австр. герц. Альбрехту V Габсбургу (1404-1439, венг. и чеш. король с 1437, герм. кор. Альбрехт II с 1438). Предложение гуситов было поддержано польск. знатью на Новокорчинском сейме 20 апр. 1438 г. Такие политические шаги, по-видимому, помешали намерению О.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Речь Посполитая в XVII веке Речь Посполитая ( " Республика обоих народов " , сокращ. Rzeczpospolita - республика), федеративное государство, объединившее Польшу и Великое княжество Литовское . Существовало с 1569 по 1795 год Попытки объединения Польши и Литвы с разным успехом предпринимались с XIV века. Великий князь литовский Ягайло в Польше искал опоры против Ливонского ордена ; Польша с своей стороны также нуждалась в поддержке Литвы против того же ордена. Переход Ягайла из православия в католичество под именем Владислава, брак его с Ядвигой и коронование королем польскими осуществили личную унию Польши и Литвы в 1385 году в Креве. Сначала Ягайло и Ядвига действовали в согласии с Витовтом , благодаря чему отнята была у Венгрии Червонная Русь , но затем Витовт заключил союз с орденом, сделался пожизненным, ленным Польше вел. князем литовским ( Островская уния ) и основал громадное польско-литовское государство. В 1413 году была подтверждена уния Литвы с Польшей в Городле, при чем допущено было принятие литовской шляхты и панов в роды и гербы польские, а также общие их, с согласия короля, съезды в Парчове или Люблине. Между тем в 1414 году борьба с орденом вспыхнула снова. Витовт , потеряв надежды на королевский престол после рождения в 1424 году у Ягайла сына Владислава, признанного наследником, решил разорвать унию с Польшей и сделаться при содействии Сигизмунда самостоятельным литовским королем. Он добился согласия на то Ягайла, и только смерть Витовта ( 1430 ) помешала делу, против которого готовилось уже вооруженное сопротивление. Поляки тотчас присоединили к Польше Подолию как первый шаг к инкорпорации Литвы. Это дало повод к восстанию части Литвы и всех русских областей во главе с Свидригайлом , братом Ягайла, объявившим себя наследственным великим князем литовским и вступившим в союз с имп. Сигизмундом, орденом и Молдавией. В этой борьбе (с 1431 г.) православия и русской народности против католицизма и полонизма поляки воспользовались услугами таборитов против ордена, признанием Сигизмунда, брата Витовта, в качестве пожизненного вел. князя (за уступку Польши Волыни и Подолии), взаимной враждой сословий в Венгрии и ордене; в 1432 году они объявили равноправность " схизматиков " (православных) с католиками.

http://drevo-info.ru/articles/13673222.h...

Олег (Иаков) Иоаннович (кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 1402), великий князь Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402) Олег (Иаков) Иоаннович (кон. 30-х - сер. 40-х гг. XIV в.- 1402), великий князь Рязанский (не позднее июня 1353-1371, 1372-1380, 1381-1402) Из-за тяжелого политического и экономического положения Рязанского великого княжества летом 1380 г. О. И. был вынужден решать сложную дипломатическую задачу: с одной стороны, не допустить разорения своих владений войском Мамаевой Орды, а с другой - не оказаться в прямом противостоянии с правителем Москвы. В результате О. И. вступил в союзнические отношения с вел. кн. Литовским Ягайло (см. Владислав (Ягайло)) и Мамаем (на помощь последнему был направлен отряд рязанцев), к к-рым на переговоры ездил его посол боярин Епифан Кореев. Одновременно с этим О. И. поставил в известность вел. кн. Владимирского Димитрия Иоанновича о движении на Русь войск Мамая. В Куликовской битве 1380 г. О. И. и рязанцы участия не принимали. Однако после нее они разрушали мосты (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 140), нападали на отдельные отряды ратников, возвращавшихся с Куликова поля, захватывали последних в плен и отбирали у них богатые трофеи (Там же. Т. 25. С. 205; существует мнение, что эти сведения являются тенденциозными приписками московских летописцев). Перед угрозой ответных действий московских войск О. И. вместе с семьей и приближенными бежал из столицы. Оставшиеся в ней рязанские бояре известили об этом вел. кн. Владимирского Димитрия Иоанновича Донского и приняли московских наместников в Переяславле-Рязанском (Там же. Т. 15. Стб. 140-141). 2 авг. 1381 г. при посредничестве митр. Киевского и всея Руси Киприана О. И. снова примирился с правителем Москвы и заключил с ним договор (ДДГ. 10. С. 29-30), по к-рому признал себя его «братом молодшим» и «братом» серпуховско-боровского кн. Владимира Андреевича Храброго. Правитель Переяславля-Рязанского фактически лишался права на самостоятельную внешнюю политику, обязуясь действовать в отношении Великого княжества Литовского (ВКЛ), Орды и рус. княжеств в соответствии с политикой московских князей, а также должен был отпустить пленных, захваченных им в 1380 г. Статьи этого неравноправного по отношению к реальному статусу О. И. договора действовали недолго. Уже в авг. 1382 г. О. И. нарушил его условия, указав хану Тохтамышу тайные броды через р. Оку во время набега ордынцев на Москву (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 143). Однако это не спасло владения О. И., т. к. на обратном пути из Москвы через Коломну Тохтамыш разорил и рязанские земли (Там же. Стб. 146). Не успев оправиться от этого разорения, осенью 1382 г. Рязанское вел. княжество подверглось еще более сильному опустошению московскими войсками (Там же).

http://pravenc.ru/text/2578287.html

По случаю разделения Руси на восточную и западную и русская иерархия разделилась, но не враждебно; и киевские, и московские митрополиты назначались константинопольским патриархом; в нехоторых только случаях, при неблагоприятных политических обстоятельствах, местные иерархи с князьями избирали митрополитов, не требуя согласия константинопольских патриархов, но никогда не подчинялись папам римским. Так жила Русь литовская или западная пока не был избран в короли польские великий князь литовский Ягелло (Ягайло) и не обращен из православия, в котором он назывался Яковом, в латинство, под именем Владислава 21 . Фанатизм и неразвитость польского духовенства того времени не признавали для людей спасения вне исповедания римской церкви, и всех, не принадлежавших к ней, ставили наравне с язычниками. Польские историки, говоря, что Ягелло (Ягайло) ввел в конце XIV столетия христианство в Литву, вводят в заблуждение многих, понимающих под именем Литвы все западные губернии, бывшие тогда во владении Литвы: все языческое население этой страны состояло в то время исключительно из литовского и самогитского (жемойтского, жмудского) племен, заселяющих теперешнюю Ковенскую и часть Виленской губернии. Народонаселение же прочих областей, то есть нынешних губерний: Подольской, Киевской, Волынской, Гродненской, Минской, Витебской и Могилевской, исповедовало исключительно веру православную. Язык в этих областях был русский, и не было в них следов римского католицизма, только со времен Ягелла (Ягайлы) начал он втискиваться между православными. Хотя поляки и после Ягелла (Ягайлы) продолжали избирать в короли себе великих князей литовских, но Литва еще не переставала быть самостоятельною: спорили даже о границах между Польшей и Литвой. Русское население Литвы противилось усилиям поляков соединить эту страну с Польшей, опасаясь уже осязательных в то время стремлений Польши к подавлению в Литве православия и русской народности. При всем том, некоторые из русских и обруселых литвинов, побуждаемые желанием высших должностей в государстве и приобретения государственных земель, начали переходить в латинство, так что в XVI столетии число этих вельмож-ренегатов достигло уже значительной цифры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/yu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОЛЕСНИЦКИЙ [польск. Olenicki, z Olenicy] Збигнев (5.12.1389, Сенно, Польша - 1.05.1455, Сандомир, там же), еп. Краковский (с 1423), кардинал (с 1449), гос. и церковный деятель. Сын земского судьи (sdzia ziemski) Кракова. Начальное образование О. получил в коллегиальной школе в Сандомире. С 1406 г. учился в Краковском ун-те (предположительно на фак-те свободных искусств). Нек-рое время провел во Вроцлаве, где освоил нем. язык. Получив по окончании учебы степень лиценциата, О. поступил на службу секретарем в канцелярию польск. кор. и вел. кн. Литовского Владислава (Ягайло) (1386-1434). Он занимался чтением и переводом королевской документации, был составителем посланий, адресованных папской курии и курфюрстам Свящ. Римской империи, с жалобами на Тевтонский орден во время войны с ним Великого княжества Литовского в союзе с Польским королевством (1409-1411). Во время Грюнвальдской битвы (15 июля 1410) О. находился в числе наиболее приближенных к королю людей ( Dlugossius. 1997. T. 7 [Lib. 11]. P. 109-112). Он выполнял дипломатические поручения, связанные гл. обр. с решением польско-орденского конфликта (исследователи отмечают эрудированность О. в этом вопросе - Krzy aniakowa. 1976. S. 475-484; Wr ó bel. 2003. S. 38-39). С 1411 г. О. был членом делегации в Рим к антипапе Иоанну XXIII (ок. 1370-1419). Весной 1410 г. находился при дворе венгерского кор. Сигизмунда I Люксембурга (1387-1437, герм. король с 1411, император с 1433), к-рый выступил посредником в переговорах Польши с Тевтонским орденом. В 1420 г. кор. Владислав (Ягайло) назначил О. послом к Сигизмунду I. В 1424 г. О. с дипломатической миссией прибыл к бранденбургскому курфюрсту Фридриху I, заинтересованному в союзе с Польшей для возврата из владений Тевтонского ордена т. н. Новой марки, бывшей провинции Бранденбургского маркграфства. Назначение на Краковскую кафедру Возведение на епископскую кафедру О., к тому времени имевшего чин субдиакона (дата поставления неизв.), было связано с политической ситуацией.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Католический Костёл в Белоруссии: острие Запада. Завершение Костёл пытается осторожно действовать и в политическом поле 24.02.2023 553 Время на чтение 10 минут Завершение. Начало . Среди посягновений на историческое самосознание белорусов выделим, прежде всего, торжества Костела в Новогрудке (к слову, оставшееся в еще одно наследство от Польши название русского Новогородка) по случаю 600-летия брака 71-летнего польско-литовского короля Владислава Ягайло и 17-летней несчастной западнорусской княжны Софьи Гольшанской. Напомним, русский на ¾ по крови Иаков Альгердович прельстился опустелым троном слабой Польши и не только через Кревскую унию продал всё Литовско-русское княжество полякам, но и, предав истинную веру и собственное имя в крещении, начал окатоличивание русских земель, к тому времени уже 400 лет пребывавших в православной вере. Сотворившего эту самую большую трагедию в истории белорусского народа, закончившуюся Люблинской унией (аннексией Польшей западнорусских земель с последующей их насильственной полонизацией и окатоличиванием), иуду русского народа и его отпрысков Костел в Беларуси нагло характеризует так: «Владислав Ягайло, как и весь род Ягеллонов, внес великий вклад в строительство государственности будущей Беларуси»! Несколько позже папский нунций из Хорватии Анте Йозич принял участие в поддержании радикально русофобского и антигосударственного культа (аналог украинского «Голодомора») в урочище Куропаты на католические «дзяды» (введенный как тень православной Димитриевской родительской субботы). Иезуитская сущность раскрылась здесь во всей красе. Во-первых, в молитвах перед православными ликами. Во-вторых, во лжи о том, что «урочище Куропаты – лесной массив на северной окраине Минска, где в 1937-1941 гг. советские мучители из НКВД массово расстреливали невинных людей». Правда (и притом общеизвестная) заключается в том, что никакого урочища Куропаты до Великой Отечественной войны здесь не было, само название Куропаты произошло от операции нацистов curpaten juden по ликвидации («отеческой заботы») десятков тысяч привезенных из Европы иудеев. В связи с чем сами такие молитвы и установленные ряды католических крестов – сплошное кощунство.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/24/ka...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фрагмент фото flickr.com/photos/alexxx-malev/ Среди русских святых есть... бывший литовский князь. Рассказываем его интересную историю 3 мин., 24.08.2023 Богатейший землевладелец, воин и воевода, участник Грюнвальдской битвы, князь Федор Острожский закончил жизнь в пещерах Киево-Печерской лавры. Как же случилось, что литовский князь стал русским монахом и православным святым? Времена не выбирают… Родился будущий святой на Волыни в 1360 году. По одной версии, его предками были Рюриковичи, по другой — литовские князья Гедиминовичи. Впрочем, обе эти рода почитались наравне с королевскими. Времена были нестабильные. Обессиленная Юго-Западная Русь, едва оправившаяся от монголо-татарского нашествия, предпочла войти в состав набиравшего силу Литовского княжества. Тем более что его правители были православными. Однако к концу XIV века ситуация резко изменилась. Литовский князь Ягайло, желая получить королевский престол, вступив в брак с королевой Ядвигой, заключил Кревскую унию о союзе Литвы и Польши. А заодно принял католичество, поменяв свое имя на Владислава. Условиями унии подразумевалось обращение в католичество некрещенных литовцев. Но, как часто случается с перешедшими в другую веру неофитами, Владислав-Ягайло начал истово «окатоличивать» православное большинство Литвы, включавшей в те времена и территории современной Украины. Герой Грюнвальда Борьбу против этого «ползучего окатоличивания» возглавил литовский князь Свидригайло. А князь Федор Острожский почти всю свою жизнь был его верным соратником. И не только в схватках с периодически срывавшимися с катушек польскими магнатами. Папа Римский, как рачительный хозяин, щедро поддерживал и Варшаву, и соперничавший с ней Тевтонский орден крестоносцев, который привлекал в свои ряды со всей Европы все новый «сброд голубых кровей» — рыцарей, обычно из числа оставшихся без наследства младших сыновей, жаждавших богатой добычи и славы. Развязка наступила 15 июля 1410 года близ деревни Грюнвальд: войска Ордена, несшего католицизм на острие своих мечей, потерпели сокрушительное поражение, и его могущество быстро сошло на нет. Одним из главных полководцев этого эпохального сражения был князь Федор Острожский. «Почивает в целом теле»

http://foma.ru/sredi-russkih-svjatyh-est...

Рыцарству же русскому, виосками и околицами мешкаючему, мети права свои и свободы, на добра и на бытья зупельне, як се установлено шлахетному рыцарству польскому, з якым едночитися тым, як з ровными 56 и свободными во вшеляких 57 справах и урядах, и выборы судовыи чинии и вных судитись по еднему праву, коронному 58 польскому. Теж и поспольству бути на одних правах и повинностях з поспольством Польским. А належите до веры, альбо религии Католической Русской, то мети ее водном поважению з религиею Католическою Польскою, яко ся здавна так они були; а диспута о едносцях 59 их належе до капланства, а не до мирского люду, яким бути мендзы собо злагодне и боронити ойчизну и вшелякий интерес ей справовати куждему в своей вере свободне и без зневаги». При соединении Малой России с державой Польской, первыми в ней гетманами оставлены потомки природных князей русских, Светольдов, Ольговичев или Олельковичев и Острожских, кои по праву наследства, признанному и всегда уважаемому от королей польских и великих князей литовских, правительствовали своим народом 60 уже в качестве гетманов и воевод по конституциям королевства, а не по достоинствам княжеским. И сие продолжилось до пресечения их династии в мужеской линии, что и в Литовском княжестве с тамошними княжескими фамилиям устроено было и так же продолжалось. Из сих гетмановавших князей русских Венцеслав Светольдович, защищая воинством своим общее королевство Польское от страшных тогда немецких крыжаков, расширявших завоевания свои при берегах 61 Балтийского моря, оказал первому королю своему, Владиславу Ягайло 62 , и всему его королевству знатные услуги. И когда в 1401 году от магистра крыжацкого Магнуса, после многих с ним ошибок и перемирий, присланы к королю Владиславу с нарочитым посланником два окровавленные меча, означающие по тогдашнему решительную и жестокую войну и вызов на оную, то Венцеслав, по повелению королевскому, соединился с воинством Польским и Литовским, имевши притом, своего войска тридцать семе тысяч, при воеводах Ольговичу и Острогету, да при полковниках: Рогдаю, Полеличу, Громвалу, Колядичу и Купалдею, наступил с ними на крыжаков около городка Динабурга, и между тем, как они по немецким своим строям поворачивались и были во всегдашних движениях и оборотах, Венцеслав позади своих войск провел знатную часть пехоты под начальством Рогдая к низкому берегу реки Двины, и оттоль вломившаяся пехота в средину стана крыжацкого, ударила на них русскими своими копьями в тыл и во все стороны, и привела их в смятение, а окружавшие войска напали тогда на них со всех сторон и сделали решительное им поражение, так что сочтено их убитыми и в плен взятыми пятидесяти тысяч. Запасы и снаряды со всем станом достались в добычу победителям, и таким образом надолго крыжаки оные усмирены.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Король Владислав, был чрезвычайно доволен и признателен к таким важным услугам 63 гетмана Венцеслава и всего Русского воинства, наградил их разными почестями и подарками; а когда от чинов литовских учинены некоторые попытки на преимущества и имения чинов русских и их рыцарства, то он, по представлению о том гетмана в 1409 году, апреля 13 дня, издал подтвердительную привилегию на пакты 64 соединения, и она есть следующего содержания: «Промышлением Божеским и доброю волею нашею и станов наших народных, зъедночивши мы Дедычное княжество наше Литовское и подлеглыя ему от своей воли княжества Русские з народом и королевством Польским, установили есьмо на те и подписали достаточные пакты едноченя. Але некоторые чины литовские, як ся ускаржано нам от гетмана русского, не уймуются ничовать зупельной едности з ними чинов русских и шляхты тутейшой побытом вызволеня их от ярма татаров. И пре то мы уставуим и повтор стверждаем ухундованы 65 и укреплены пакты з едноченя народу русского з народом польским и литовским, и буты им яко ровный з ровными и вольный з вольными вечне и непреложне, и права свои русские тримати без прешкоды, якось они слушны есть и за тым приенты в княжеству нашем Литовским заедне з письмом 66 русским, альбо славянским 67 , и по ним все суды меты и справы одерживяти и добрами своими дедычными и набытыми обладати и як хотя оборочати не оупречне 68 и без прешкоды иншими правами. Теж и лицарству Русскому з лицарством Польским и Литовским единость держаты, яко ровный з ровным, на каждых справах и урядах, без жадной упреки и неваги. А претензии альбо докоры о давним поратунку люду русского от ярма татарского найбарзей ничуем и касуем, яко ты справы знатне одплачоны и одслужоны лицарством Русским против супостатов литовских, здравливых ливонцов и тых нестатечных крыжаков и инших наступцов на ойчизну, од яких русняки слушно нас оборонили 69 , и головы свои на плацу положили, и за докору их сроги кары и навязки на виновайцов укладамы». По кончине короля Владислава Ягайло наследовал сын его старший, Владислав второй, прозванный Ягеллоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

обеспечить династии Ягеллонов права на чеш. и венг. корону путем браков Владислава III и Казимира IV с дочерьми Альбрехта Габсбурга (см.: Koczerska. 1978. S. 779). Это подтверждает Длугош, к-рый писал о том, что Краковский епископ опасался «чешского отступничества» (heresis Bohemice) от католич. веры ( Dlugossius. 2001. Т. 9. [Lib. 11-12]. P. 181). Однако в описании хронистом избрания Казимира IV Ягеллончика на чеш. престол нет прямых упоминаний о гуситах, якобы требовавших избрания Казимира (есть лишь сведения о поддержке этой кандидатуры жителями Табора, центра радикального гуситского крыла - Ibid. P. 184-185), не говорится и о проектах О. по избранию представителей династии Ягеллонов на чешский и венгерский престолы (Ibid. P. 180-181). О. стал инициатором создания антигуситской конфедерации в Корчине (25 апр. 1438). Он поддержал военную кампанию польской знати против Альбрехта II Габсбурга в Силезии, что способствовало пополнению конфедерации представителями польской шляхты. Неудачи Казимира Ягеллончика в Чехии, перемирие с кор. Альбрехтом II Габсбургом, а также внутренняя нестабильность в королевстве (по сведениям Длугоша, этому способствовали голод и распространение фальшивой монеты - Ibid. P. 190-191) привели к росту недовольства политикой О. Возглавивший оппозицию Спытек из Мельштына в мае 1439 г. организовал конфедерацию в г. Новы-Корчин. В ее состав вошли представители знатных магнатских родов (Мельштыньские, Рытвяньские, Роговские, Щекоцкие), не занимавшие к.-л. должностей и посему игравшие незначительную роль в государственной политике ( Czwojdrak. 2002. S. 204). Поддержку оппозиции оказала кор. Софья Гольшанская, вдова Владислава (Ягайло), которая хотела отстранить О. от власти. Противостояние О. магнатской оппозиции привело к открытым военным действиям. В сражении под Гротниками (1439) Спытек погиб. После смерти кор. Альбрехта II Габсбурга (1439) венг. престол оказался вакантным. О. выступил с инициативой заключения личной унии между Польским и Венгерским королевствами и в 1440 г.

http://pravenc.ru/text/2578301.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010