В 1632 г. в Польско-Литовском гос-ве и в жизни П. произошел ряд важных событий. После смерти кор. Сигизмунда III Вазы , поощрявшего нападки Контрреформации на правосл. Церковь, в Речи Посполитой наступило «бескоролевье», когда разные слои общества получили легальную возможность обратиться со своими требованиями и к претендентам на трон, и к др. участникам выборов нового монарха. Одновременно началась Смоленская война между Россией и Речью Посполитой. В этих условиях у западнорус. правосл. иерархов наметились разные позиции. Тесно связанный с казачеством митр. Исаия (Копинский) на казацких радах убеждал казачество перейти под рус. власть. П., опиравшийся на правосл. шляхту, полагал, что в сложившейся ситуации следует добиваться признания законности существования в Речи Посполитой особой правосл. Церкви и правосл. иерархии. П., несомненно, учитывал то, что в условиях начавшейся Смоленской войны и гос. власть, и политическая элита Речи Посполитой, заинтересованные в лояльности ее правосл. жителей, будут вынуждены пойти на уступки православным. В отличие от Исаии (Копинского), к-рый игнорировал выборы короля, П. принял в их подготовке самое активное участие. Он добивался того, чтобы правосл. шляхта участвовала в работе сейма, выдвигая свои требования, он организовал сбор средств на содержание многочисленной правосл. делегации. Договаривался П. о сотрудничестве и с главой протестантов Великого княжества Литовского Кристофом Радзивиллом. П. лично участвовал в спорах униатов и православных на конвокационном сейме (в июне 1632), вступив в открытые столкновения с униат. митр. Иосифом Рутским. Подготовленный проект соглашения не удовлетворил православных. В посланиях, отправленных во все «русские» воеводства, П. призывал правосл. шляхтичей как можно более активно участвовать в работе элекционного сейма, чтобы добиться более благоприятных условий соглашения. И этой цели удалось достичь при участии главного претендента на трон - королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ). К 1 нояб. 1632 г. были составлены «Статьи успокоения», удовлетворявшие ряд важных требований православных. Они получили право свободно совершать богослужения, ремонтировать и строить церкви, открывать семинарии, школы, типографии; признавалось существование отдельной правосл. иерархии, к-рой передавались Киевская митрополичья кафедра и ряд епископских кафедр. Особая комиссия должна была провести раздел церковного имущества между православными и униатами. Не сформулированная в этом тексте договоренность предусматривала, что митрополит и епископы, поставленные в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV без санкции короля и сейма Речи Посполитой, должны уйти, а новые иерархи будут избраны правосл. духовенством и правосл. шляхтой.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный Белорусскому Экзархату РПЦ), в г. Гродно (Белоруссия). Учрежден в 1843 г. в корпусах бывш. базилианского мон-ря, основанного в 1635 г. при Пречистенской ц., построенной на Подоле, согласно исследованиям археолога И. М. Чернявского, в кон. XII в. (см.: Пречистенская ц. XII в. в Гродно//Древнерус. гос-во и славяне: Мат-лы симп., посвящ. 1500-летию Киева. Минск, 1983). Гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2006 г. Гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2006 г. Вероятно, именно Пречистенский храм упоминается в королевской грамоте (29 апр. 1506) кн. Михаилу Глинскому, к-рый, будучи душеприказчиком киевского воеводы Димитрия Путяты, пожертвовал по воле покойного воеводы на нужды храма 10 коп литов. грошей (АЗР. Т. 1. С. 369-371). В XVI в. вместе с др. гродненскими храмами Пречистенская ц. получила 190 дес. 900 кв. сажен земли в Ольшанском урочище. Пречистенская ц. упоминается в реестре уволочного измерения Гродно, составленном в 1558 г. королевскими ревизорами Лаврином Войной и Себастианом Дыбовским (Писцовая книга Гродненской экономии/Изд. Виленской комис. для разбора древних актов. Вильна, 1882. Ч. 2. С. 87-88). С 1565 г. при храме существовал госпиталь и богадельня, на содержание к-рой кор. Сигизмунд II Август (1565) и кор. Стефан Баторий (1581) учредили постоянный доход из королевских имений. Первоначально Пречистенский храм, как и др. приходы Гродно, подчинялся Туровским епископам, с рубежа XIV и XV вв.- непосредственно Киевским митрополитам. После принятия большинством западнорус. архиереев во главе с Киевским митрополитом Брестской унии 1596 г. Пречистенская ц. в 1609 г. перешла униатам. В 1633 г. польск. кор. Владислав IV Ваза передал униат. Смоленскому архиеп. Льву Кревзе «гродненскую протопопию при церкви соборной Рождества Пресвятой Богородицы с домом и подданными, до церкви соборной належачими» (АВАК. Т. 1. С. 57-59).

http://pravenc.ru/text/168165.html

И. принял участие в сейме 1632 г., избравшем королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ) кандидатом на польск. престол и обсуждавшем вопросы урегулирования положения православных в Речи Посполитой. На элекционном сейме были разработаны «Пункты успокоения», в к-рых за православными был признан ряд прав. Документ был обнародован 1 нояб. 1632 г. Помимо прочего в «Пунктах успокоения» предусматривалась организация смешанных комиссий для раздела храмов между православными и униатами. И. входил в одну из таких комиссий по «успокоению» правосл. Церкви, о чем сообщается в изданном в 1632 г. Виленским братством анонимном соч. «Synopsis, albo Krótkie spisanie praw, przywilejów, swiebód i wolnoci od... królów... polskich i wielkich ksit litewskich... narodowi ruskiemu, w Cerkwi Wschodnej pod posuszestwem w. ojca patriarcha Konstantynopolitaskiego... trwajcemu, nadanych» (Синопсис, или Краткий список прав, привилегий, свобод и вольностей, предоставленных... королями Польскими и великими князьями Литовскими... народу русскому, в Церкви Восточной под послушанием святейшего отца патриарха Константинопольского... пребывающему), где изложены привилегии, данные польск. правительством «народу русскому», и описаны притеснения православных униатами. Возможно, одним из авторов «Синопсиса...» был И. В сочинении рассказывается о дискуссии, к-рую вели на заседаниях комиссии И. и Древинский с униат. иерархами Иосифом Рутским и Христофором Белозором, требуя возвращения захваченных униатами храмов. «Пункты успокоения» и ряд др. соглашений, принятых в 1632-1633 гг., предусматривали создание на территории Литовского великого княжества правосл. Мстиславской, Оршанской и Могилёвской епархии вместо захваченной униатами Полоцкой кафедры. Юрисдикция Мстиславского епископа распространялась на православных, живших на территории униат. Полоцкого архиеп-ства: в Полоцком, Витебском и Мстиславском воеводствах. Резиденция правосл. архиерея должна была находиться в могилёвском Спасо-Преображенском монастыре, насильно переведенном в унию. В «Пунктах успокоения» монастырь предписывалось вернуть православным, но из-за противодействия униатов это постановление было отменено и обитель позднее вновь была закреплена за униатами. 12 нояб. 1632 г. епископом Мстиславско-Оршанско-Могилёвским на совещании правосл. духовенства и мирян, состоявшемся после сейма в Варшаве, был избран И., к-рому 15 нояб. 1632 г. король выдал офиц. документ «Copia conferowania» (Копия вручения), подтверждавший его избрание на «Могилёвское и Мстиславское владычество». 14 марта 1633 г. была издана соответствующая королевская грамота (диплом), на основании к-рой И. получил из королевской кассы 10 тыс. злотых и мог приступить к исполнению своих обязанностей. Не позднее 12 окт. 1633 г. епископ прибыл в Могилёв.

http://pravenc.ru/text/578493.html

Иерархи прекрасно понимали, как трудно до­биться намечаемых целей в том положении, в котором они находились. «В этой атмосфере безнадёжности и возникла переписка митр. Иова с Москвой в 1625 г. Конечно, не без полномочий со стороны широких кругов Киевского каза­чества, митр. Иов отправил в Москву предло­жение – принять Южную Русь в Московское подданство» (20). Церковь нуждалась в правовой защите и опоре гражданской власти и искала её. В Речи Посполитой в годы правления короля Сигизмунда III это оказалось невозможным, поэтому православные, как говорится, обречены были искать её под протекторатом соседней пра­вославной Москвы. Но слабое после полити­ческой Смуты Московское государство не реши­лось пойти на этот, грозящий обострением и так напряжённых отношений с Польшей шаг и оставило обращение митрополита Иова без последствий. Тем более что в самой Речи Поспо­литой произошли обнадёживающие изменения. В 1632 г. умер основной вдохновитель и насади­тель Унии со стороны государства польский король Сигизмунд III Ваза. «...Основная цель, которую он ставил введением Унии – полная латинизация Церкви в Речи Посполитой, достигнута не была. Православная Церковь , как и прежде, жила, хотя сфера её деятельности сильно сузилась. В то же время фанатизм короля породил такие негативные тенденции в госу­дарстве. как мысль о возможности отторжения православных территорий... и присоединение их к одному из соседних государств... Разруши­тельные действия Сигизмунда привели его наследника Владислава IV к убеждению о необходимости изменения конфессиональной политики в государстве» (44). С другой стороны, у самих православных оживилась надежда на улучшение положения. Они весьма активно стали готовиться к участию в избрании нового короля. Согласно традиции король, вступая на трон, давал присягу, что он исполнит условия, поставленные ему дворянством, мещанами и Церковью. Православные деятели всех корпо­раций: духовенства, шляхты, церковных братств, цехов и украинские казаки изложили свои требования о возвращении им отнятых прав и частично имуществ и представили их как предварительное условие их активного участия на Избирательном сейме.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мн. насельники В. м. занимали архиерейские кафедры Западнорусской митрополии . В 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил правосл. западнорус. иерархию. Настоятель В. м. архим. Леонтий (Карпович) был избран епископом Владимирским и Брестским. Архим. Леонтий скончался, не успев получить хиротонии, во архиепископа Полоцкого в том же году был хиротонисан др. насельник В. м.- Мелетий (Смотрицкий), ставший после своего возвращения в Вильно настоятелем мон-ря. В 1623-1633 гг. во главе В. м. стоял архим. Иосиф (Бобрикович; с 1633 еп. Мстиславский), к-рый добился от светских властей разрешения на строительство в обители каменной церкви. 18 марта 1633 г. вступивший на престол кор. Владислав IV Ваза пожаловал В. м. грамоту на постройку храма «по подобию других церквей и костелов, а не в виде крепости». Грамотой также подтверждался статус мон-ря при Свято-Духовском храме как общежительного по чину свт. Василия Великого; к обители приписывались 17 муж. и 2 жен. мон-ря. Братии разрешалось получать пожертвования, беспрепятственно распоряжаться движимым и недвижимым имуществом, а судебные дела рассматривать в суде высшей инстанции - в главном трибунале. В 1634 г. в В. м. был построен каменный храм Сошествия Св. Духа на апостолов с приделами во имя равноапостольных Константина и Елены и ап. Иоанна Богослова. При В. м. продолжало существовать уч-ще, конгрегации правосл. студентов и учеников монастырского уч-ща принадлежал Константино-Еленинский придел Свято-Духовского храма. После поставления Иосифа (Бобриковича) на Мстиславскую кафедру настоятелями В. м. являлись Митрофан (Дементьянович; упом. в 1635), затем Самуил (Шитик-Залесский; упом. в 1637), происходивший из местной шляхты. Вместе со званием настоятеля («старшего») мон-ря Самуил носил также титул «наместника митрополии в Великом княжестве Литовском», т. е. ему подчинялось все правосл. духовенство митрополичьей епархии. В нояб. 1637 г. игумен В. м. Леонтий (Шитик-Залесский) ездил в Москву и получил от царя Михаила Феодоровича 200 р. в качестве пожертвования на обитель. В 1655 г., после взятия Вильно рус. войсками, были обретены и перенесены в В. м. мощи Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , святыню поместили в пещерном склепе Свято-Духовской ц. В 1661 г. город вновь перешел к Речи Посполитой. В 1676 г. сейм запретил всем ставропигиальным мон-рям на территории Польского гос-ва обращаться по вопросам веры к К-польскому Патриарху и в спорных случаях предписал обращаться к гражданским судам.

http://pravenc.ru/text/158674.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора . Род. в с. Клементьеве, принадлежавшем Троице-Сергиеву мон-рю, происходил из детей боярских. В возрасте 24 лет был возведен в сан диакона, а в 1608 г. в возрасте ок. 38 лет - в сан священника. При приближении к Троице-Сергиеву мон-рю войск «тушинского вора» Лжедмитрия II Н. покинул Клементьево, чтобы укрыться за стенами обители. Н. провел в мон-ре весь период осады, длившийся почти 16 месяцев, с 1608 по 1610 г. Будучи непосредственным участником героической обороны обители во главе с архим. Иоасафом, Н. позже описал эти события в своих сочинениях. После снятия осады с мон-ря Н. не вернулся в родное село, выжженное войсками самозванца, а остался в Троице-Сергиевом мон-ре, чтобы иметь возможность помочь пастве. Он исполнял требы для мирян в ц. прп. Сергия, сблизился с новым архимандритом - прп. Дионисием (Зобниновским) . Наряду с прп. Дорофеем Н. помогал прп. Дионисию устраивать в с. Клементьеве за счет монастырской казны дома и больницы для обездоленных людей, разоренных войной. Вместе с радонежскими преподобными Н. заботился о больных и увечных, совершал таинства Евхаристии и Елеосвящения. Последующие политические изменения в стране - низложение царя Василия Иоанновича Шуйского и призвание на рус. трон польск. королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ) - были крайне отрицательно восприняты в только что освободившейся от польск. осады обители. Прп. Дионисий, тесно связанный с патриархами Московскими, святителями Иовом и Ермогеном , был убежденным сторонником династии рус. происхождения. Монастырские власти активно поддержали 1-е и 2-е Ополчения. При посредничестве архим. прп. Дионисия удалось добиться объединения сил князей Д. М. Пожарского и Д. Т. Трубецкого. С 1610 по 1612 г. из Троице-Сергиева мон-ря прп. Дионисий рассылал многочисленные послания (сохр. экземпляры в Казани и Перми, остальные известны в пересказе Н.) с призывами к освобождению от инославной власти. В грамотах архимандрита проводилась мысль о том, что «окаянные лютори не щадят никого», и для спасения от «еретиков и поляков, вечных врагов и богоборцов литовских людей» необходимо «всем православным христианом быть в соединении и стать сообща против вечных врагов креста Христова - польских и литовских людей». Прп. Дионисий своим авторитетом снимал с жителей России, присягнувших принцу Владиславу, грех клятвопреступления. В изложении Н. он убеждал, что Сам Бог «помощник был бедным, и отчаянным, и худым, и не могущим стояти против супостатом». Впосл. Н. говорил о своем непосредственном участии в составлении этих воззваний, сыгравших важнейшую роль в изгнании из Москвы польск. гарнизона и последующем созыве Земского собора 1613 г.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

деятельности в регионе был каменец-подольский во имя Св. Троицы муж. мон-рь . В нач. XVII в. в ходе борьбы против унии в Подолье были учреждены новые обители: в частности, в 1616 г. в Виннице был создан Преображенский муж. мон-рь. К нач. XX в. в Подолье сохранялись древнейшие правосл. храмы: Иоанно-Предтеченская (кон. XVI в.) и Петропавловская (1580, сохр. до наст. времени) церкви в Каменце-Подольском, Покровская ц. (кон. XV в., сохр. до наст. времени) в с. Сутковцы совр. Ярмолинецкого р-на Хмельницкой обл., Троицкая ц. (1521) в мест. Зиньков (ныне село Виньковецкого р-на Хмельницкой обл.), Иоанно-Богословская ц. (1659) в с. Щедрова (ныне пос. Летичев Хмельницкой обл.), ц. вмц. Параскевы (1675) в с. Паланка (ныне Томашпольского р-на Винницкой обл.). Не позднее 1618 г. в унию перешли правосл. священники Матфей и Андрей из Шаргорода, грамоту с осуждением деятельности к-рых 30 сент. этого года издал Львовский еп. Иеремия (Тиссаровский) . В авг. 1621 г. казаки убили шаргородского униатского протопопа Матфея, после его смерти униат. протопопия продолжала существовать. В 1626 г. в Шаргороде служил протопоп-униат Андрей Копытинский, тогда же в городе жили 2 правосл. священника, так что полного отпадения Шаргородской протопопии в унию не было, хотя униатам покровительствовал местный магнат Т. Замойский, который грамотой от 3 авг. 1622 г. освободил принявших унию жителей Шаргорода от всех налогов и повинностей. В др. частях Подолья священники и прихожане исповедовали Православие. Митр. Иов (Борецкий) , управлявший церквами Брацлавщины, 9 нояб. 1626 г. учредил Воскресенское братство в Немирове. В XVII в. в Каменце были известны правосл. братства: при кафедральной Троицкой ц. (с 1603), при Иоанно-Предтеченской ц. (с 1606), при Покровской ц. (с 1672). 2 апр. 1635 г. кор. Владислав IV Ваза дал грамоту шляхтичу М. Кропивницкому на основание в Виннице правосл. Благовещенского жен. мон-ря. При обители была учреждена школа, к-рая в 1639 г. была выведена из Винницы по требованию иезуитов.

http://pravenc.ru/text/1470091.html

монастырь был перенесен в урочище Холмы, в котором ранее стоял Никольский храм. 12 апр. 1664 г. в Варшаве польск. кор. и Литовский вел. кн. Ян II Казимир Ваза пожаловал М. м. разрешение на строительство в Холмах ц. во имя св. прав. Анны. Правитель Речи Посполитой подтверждал, что обитель основана «для обучения девиц дворянскаго и городскаго сословия». Признавая стесненность монахинь, к-рые после пожара не имеют «приличнаго помещения», власти М. м. через посредничество братчиков просили, чтобы по «королевской милости, позволили им на их грунте, называемом Холмы, лежащем за рекою Днепром и купленом у Елисея Лазаревича, обывателя Могилевскаго, построить церковь во имя святой Анны, матери Пресвятой Девы Марии». При этом кор. Ян II Казимир подтверждал все привилегии, данные М. м. его покойным братом кор. Владиславом IV, а также освобождал насельниц от всех «городских податей и казенных повинностей». Он разрешал монахиням «строить на нем церковь» и давал «полное право пользоваться на содержание своего монастыря всякими доходами от той церкви и от того грунта, дабы оне молили Господа Бога о благополучном царствовании нашем и наших преемников». Король подчеркивал, что «этих прав никто, а особливо замковый Могилевский суд не смеет нарушать и сокращать». С этой целью король выдавал «сию нашу привилегию, к которой, для большей силы, подписавшись нашею рукою, повелели приложить печать Великаго Княжества» (Там же. 55. С. 80-81). Еще в 1669 г. на посаде Могилёва недалеко от берега Днепра братчики заложили каменный крестово-купольный 3-нефный Никольский собор. Его главный фасад был украшен нишами, пилястрами и колонками, к-рые на верхних этажах были «покрыты лепным растительным орнаментом». Фасад завершался 2 башнями, в средней части - фигурным козырьком. По мнению историков архитектуры, «декоративная обработка фасада рассчитана на постепенное облегчение архитектурных форм от нижних частей к верхним. Так, нижний фасад расчленен тремя большими нишами». Декор Никольского храма близок к декору храмов московской архитектуры нарышкинского стиля.

http://pravenc.ru/text/2563900.html

Напряженная государственная деятельность преподобного, его близость с первоиерархом явились, как увидим, прологом к той исключительной роли, которую Троицкий архимандрит вынужден был принять на себя по заключении патриарха Ермогена, которое, увы, последовало очень скоро. Михаил Скотти. «Преподобный Дионисий Зобниновский вручает патриотическую грамоту воину — защитнику осаждённого Троице-Сергиева монастыря» (1851, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник) Время смутное, все зыбко и переменчиво… Прп. Дионисий стал настоятелем Троице-Сергиева монастыря в конце зимы – начале весны 1610 года, а в середине лета того же года царь Василий Шуйский был свергнут; 17 августа Москва присягнула польскому королевичу Владиславу. Непременным условием воцарения Владислава был его переход из католичества в Православие, однако отец королевича, король польский Сигизмунд III Ваза, совершенно не желавший идти на подобные уступки, тянул время; ведь в его планах было без всяких лишних сложностей просто присоединить Русское царство к своей Речи Посполитой. В Москве появилось множество поляков, чувствовавших себя в столице хозяевами. Напряженность нарастала день ото дня; но особенно важную роль в этой ситуации играла позиция патриарха. Свт. Ермоген был убежден, что без принятия Владиславом Православия воцарение королевича станет узаконенной экспансией католицизма и, таким образом, концом для православной России; оснований для такого мнения было более чем достаточно, поскольку дерзкие поляки не считали нужным скрывать свои настроения. Патриарх обратился к народу с воззванием; были написаны и разосланы по городам грамоты с призывом восстать на защиту Отечества. Вскоре появилось народное ополчение, возглавил его замечательный человек своего времени, Прокопий Ляпунов. 19 марта 1611 года в Москве произошла схватка с поляками, которые устроили резню москвичей в Китай-городе. Те стали обороняться и вскоре даже перешли в наступление. Но захватчики подожгли Белый город, и в Москве начался страшный пожар. Весть об этих событиях скоро достигла Троице-Сергиевой обители. Прп. Дионисий послал на помощь москвичам довольно большой отряд и отправил гонцов в Переяславль-Залесский просить у воевод помощи Москве. В.М. Васнецов. Архимандрит Дионисий диктует инокам патриотическую грамоту     

http://pravoslavie.ru/157107.html

Несмотря на это, 17 янв. 1633 г. Н.-С. м. подвергся нападению «литовских людей», к-рые «архимандрита спасского изсекли, и старцев, и крестьян побили» (Воссоединение... 1953. Т. 1. 68. С. 118). 28 февр. 1635 г., после окончания войны, кор. Владислав IV Ваза издал привилей о передаче оставленного монахами Н.-С. м. ордену иезуитов и об учреждении иезуитских коллегиума, школы и костела в Новгороде-Северском (Воссоединение... 1953. Т. 1. 85. С. 148-151). В 1636 г. иезуиты открыли в обители начальную школу, в 1646 г. преобразованную в коллегиум (просуществовал до 1648). 1648-1923 гг. После начала восстания Б. М. Хмельницкого и перехода городов Северской земли под его контроль Н.-С. м., вероятно, был возрожден как православный. Ключевую роль в развитии обители в XVII в. сыграл архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Лазарь (Баранович), избранный на кафедру в нач. 1657 г., еще при жизни еп. Черниговского и Новгород-Северского Зосимы (Прокоповича; † 1659). С весны 1657 до осени 1672 г. резиденцией архиерея являлся Н.-С. м. Благодаря усилиям архиеп. Лазаря были осуществлены работы по восстановлению Преображенского собора и приведению других монастырских построек в надлежащее состояние. В февр. 1664 г. Н.-С. м. заняли польск. войска во главе с кор. Яном II Казимиром, был разорен епископский дом. Архиеп. Лазарь создал в мон-ре скрипторий, в 1667 г. учредил небольшую славяно-лат. школу (в 1689 переведена в Чернигов), а в 1-й пол. 70-х гг. XVII в.- типографию (1-е издание вышло в свет в 1675; в 1679 переведена в Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужской монастырь в Чернигове). Намереваясь перевести архиерейскую кафедру в Чернигов, архиеп. Лазарь восстановил в Н.-С. м. архимандритию, утвердил своей грамотой от 2 февр. 1670 г. архимандритом Михаила (Лежайского), продолжившего масштабные восстановительные и строительные работы в обители и управлявшего мон-рем до кончины в 1699 г. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 31 марта 1785 г. была создана Новгород-Северская и Глуховская епархия , архиерейская кафедра к-рой разместилась в Н.-С.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010