В 1257 и 1287 набеги повторились. После набега краковский князь Болеслав Стыдливый издает указ о застройке Кракова на основании магдебурского городского права. И в 1257 году вводится сохранившийся до сих пор план средневекового города с огромной для того времени и крупнейшей в Европе (200 х 200 м) рыночной площадью в центре, и сетью расположенных вокруг неё в шахматном порядке улиц. Первая коронация на короля Польши князя Владислава Локетека в 1320 году в Вавельском кафедральном соборе закрепила за Краковом положение столичного королевского города. Во времена правления последнего короля из династии Пястов Казимира Великого ( 1333 - 1370 ) город полностью оказывается в кругу западноевропейской культуры. Этому способствовало основание в 1364 году Ягеллонского университета, который позднее стал одним из важнейших университетов Европы, давших миру многих замечательных учёных и среди них - Николая Коперника . В XIII - XV веках вокруг города возводятся каменные стены, соединяющиеся с Вавельскими. Строится 47 башен (из них до наших дней сохранилось лишь 4). На рубеже XV и XVI веков Ягеллоны создали в Центральной Европе могущественную династию, а Краков приобрёл славу главного города этой части континента. В столичном городе наступает бурное развитие ренессансной культуры. Со смертью Сигизмунда Августа , последнего короля из династии Ягеллонов, подходит к концу эпоха расцвета и могущества Кракова. После заключения унии между Польшей и Литвой в 1569 году Краков, оказавшись на окраине огромной Речи Посполитой , теряет своё прежнее историческое значение, уступая место Варшаве , расположенной в центре государства. Окончательный перенос столицы завершает в 1609 году король Сигизмунд III Ваза ( 1587 - 1632 ). Поводом для этого послужил случившийся на Вавеле пожар; после него король решил не восстанавливать замок, а просто переехать в Варшаву. После первого раздела Польши Краков стал пограничным городом. И после второго раздела Польши в 1795 году город вошел в состав Австрийской империи . Эпоха классицизма почти не коснулась обедневшего города. После изгнания Наполеона город в течение 2 лет был оккупирован русскими войсками. А затем по Венскому договору 1815 года становится Вольным Городом.

http://drevo-info.ru/articles/3425.html

С нач. XVI в. клирики Свято-Духовской ц. при поддержке Полоцких и Витебских архиепископов принимали активное участие в отстаивании прав и льгот, пожалованных правосл. храмам и мон-рям города литов. вел. князьями и нередко нарушавшихся местными властями. В частности, витебский воевода Я. Костевич прекратил выдавать полагавшиеся храмам церковную десятину, лишил их рыбных ловель, заставлял исполнять городские повинности. Грамота кор. Сигизмунда I витебскому воеводе 24 июля 1516 г. предписывала не нарушать права и пожалования правосл. храмам, «што еще продкове наши надали» (АЗР. Т. 2. 65. С. 54). После заключения Брестской унии 1596 г. приход Свято-Духовского храма, как и др. правосл. храмов на территории Великого княжества Литовского, начал терпеть притеснения от католиков и униатов. Согласно инвентарю Полоцкой епархии 10 янв. 1618 г., в Свято-Духовской ц. «в Поле» богослужения не совершались уже в нач. XVII в. В подготовленных к 30 окт. 1632 г. «пунктах успокоения народа русского греческой религии» предполагалось передать храм в ведение униатского Полоцкого и Витебского архиеп. Антония (Селявы) , но в окончательную редакцию текста, утвержденную 1 нояб. 1632 г., этот пункт не вошел ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники. К., 1898. Т. 2. Прил. С. 7). В нарушение прежних привилеев литов. вел. князей и польск. королей Владислав IV Ваза своей грамотой 14 марта 1635 г. приказал: «В Витебске... неуниаты не должны иметь никакой церкви». В нач. 1650 г. делегация правосл. духовенства во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) на Варшавском сейме просила подтвердить данное кор. Яном II Казимиром под Зборовом обещание о предоставлении свободы вероисповедания правосл. населению («не во унии живущим») и передаче православным храмов, в т. ч. «в Витепску Благовещения в Нижнем замку и церковь в поле стоящую Святаго Духа» ( Заборовский. Ч. 1. С. 68). Однако вместо этого 20 февр. 1652 г. Ян II Казимир подтвердил привилей, данный униатам Владиславом IV 14 марта 1635 г.

http://pravenc.ru/text/158856.html

Закрыть Памятник русской дипломатии 02.07.2018 705 Время на чтение 5 минут Древний Свято-Успенский Низкиничский мужской монастырь, расположенный на холме в одном из живописнейших уголков Волыни, создан в XVII веке православным сенатором Речи Посполитой (Польши), киевским воеводой (статус, сопоставимый в Российской империи с должностью военного губернатора) Адамом Григорьевичем Киселем. Родовое поместье Киселей на Волыни отдаленно напоминает несохранившийся замок киевского воеводы на горе Киселевке в столице нынешней Украины . В киевском замке у Адама Григорьевича бывал гетман Богдан Хмельницкий. Оба способствовали воссоединению защитников православия на территории польского государства - Запорожского казачества - с каноническим православием, сохранившимся в Российской империи. После падения в 1453 году под натиском агарян христианская Византийская империя, основанная святым равноапостольным Константином Великим в 324 году и просущество-вавшая более 1000 лет, оправиться уже не сумела... Насильственная уния Константинополя с папством нарушала незыблемую апостольскую традицию. В то время как Русская Православная Церковь сохранила ее со времен святого равноапостольного князя Владимира. В Смутное время уния подобралась и к Москве , когда юный польский королевич Владислав IV, представитель шведской династии Ваза, был наречен государем московским. Заслугой Адама Киселя считается добровольный отказ Владислава - через год после коронования в Речи Посполитой - от титула Московского царя! Впоследствии Адам Григорьевич был принят в Москве в качестве посла Речи Посполитой. Его связывала обширная дружеская переписка с московскими боярами и князем Юрием Долгоруким. Имения Адама Григорьевича граничили с поместьями князя. Заслуга восстановления дружеских отношений между Речью Посполитой и Московским Царством целиком принадлежит дипломатическим усилиям Адама Григорьевича. Именно он выхлопотал возвращение в Москву мраморного надгробья, где хранилась рака со святыми мощами благоверного князя Михаила Черниговского, увезенными в Смутное время в Варшаву.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/03/pamy...

Свт. Петр (Могила), митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) Свт. Петр (Могила), митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XIX в. (НКПИКЗ) 6 сент. 1627 г. на сейме в Житомире, созванном соборными печерскими старцами, духовенство и миряне избрали архимандритом Петра (Могилу), «воеводича земель молдавских». Между тем 13 сент. житомирский староста римо-католик Ян Тышкевич во главе вооруженного отряда занял Киево-Печерский мон-рь, чтобы обеспечить «избрание» печерским архимандритом своего родственника - униат. свящ. Германа Тышкевича, ставленника униатского митр. Иосифа Вельямина Рутского. Однако, несмотря на угрозы со стороны Яна Тышкевича, братия категорически отказалась избрать архимандритом униата. 29 нояб. 1627 г. кор. Сигизмунд III грамотой утвердил Петра (Могилу) архимандритом Киево-Печерского монастыря (Там же. C. 296-297, 557). Трудами нового настоятеля в Киево-Печерском мон-ре начались значительные преобразования, являвшиеся частью тех реформ, к-рые святитель провел в Киевской митрополии и к-рые оказали влияние на церковную и культурную жизнь восточноправосл. мира. Деятельность свт. Петра проходила на фоне усиления позиций правосл. Церкви в Речи Посполитой - в 1632 г. при избрании на престол кор. Владислав IV Ваза принял обязательства соблюдать права православных. При архим. Петре были отреставрированы и благоустроены пещеры, построены новые гробницы для мощей. Новый настоятель завершил начатый его предшественниками процесс канонизации Киево-Печерских святых. Именно он инициировал печатное издание КПП на польском языке (1635) и начал собирать сведения о «новых» чудесах печерских отцов, происходивших в пещерах. В 1638 г. эти материалы были опубликованы мон. Афанасием Кальнофойским в кн. «Тератургима». Митр. Петр обратился к К-польскому патриарху с просьбой об офиц. прославлении печерских отцов. В 1643 г. вышел «Канон печерским святым», авторство которого, возможно, принадлежит патриаршему протосинкеллу Мелетию Сиригу. 12 янв. 1628 г. архим. Петр (Могила) обратился с посланием к московскому царю Михаилу Феодоровичу с просьбой оказать помощь обители (Там же. С. 337-338).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

при участии близкого к нему теолога В. Магни, хотя учитывал далеко не все пожелания православных, тем не менее признавал за ними право свободно совершать богослужение, строить новые церкви, иметь семинарии, школы, типографии, православные получали доступ к должностям в городах. Главой правосл. Церкви «Пункты успокоения» признали правосл. митрополита, к-рому должен быть передан собор Св. Софии в Киеве. Православным возвращались также 3 епископские кафедры - Львовская , Луцкая , Перемышльская , для православных на территории Литовского великого княжества была создана Мстиславская епархия . «Пункты успокоения» предполагали передать православным Киево-Печерский мон-рь, все храмы и мон-ри в Киеве, кроме Выдубицкого Всеволожа во имя арх. Михаила мон-ря , 3 храма в Вильно и часть храмов на территории Мстиславской епархии. Кроме того, предусматривалась организация комиссий в каждой епархии для раздела храмов между православными и униатами. Важное значение имело установление, что на землях униатской епархии могут жить православные, подчиняющиеся архиерею соседней правосл. епархии. 1 нояб. 1632 г. «Пункты успокоения», скрепленные подписью и печатью В., были внесены в варшавские городские книги. Папскому нунцию, недовольному документом, В. сказал, что лучше униаты сохранят за собой часть владений, чем будут силой лишены имущества казаками. Однако и католич. епископы, и униаты заявили, что согласятся принять «Пункты успокоения», если они будут одобрены папой. 14 нояб. 1632 г. В. был избран на польск. трон. Опираясь на «Пункты успокоения», православные провели выборы кандидата на митрополичий престол, а также на Луцкую и Мстиславскую кафедры. Одновременно Конгрегация пропаганды веры предписала нунцию добиваться, чтобы сейм не утверждал «Пункты успокоения». На собравшемся в февр. 1633 г. коронационном сейме вопрос о «Пунктах успокоения» снова стал предметом дискуссии. Отрицательные отзывы дали католич. теологи, католич. епископат выступал против реализации документа. В., к-рому нужна была поддержка православных в условиях военных действий, опираясь на правосл.

http://pravenc.ru/text/155001.html

В ситуации, когда начиналась Смоленская война с Россией и Речь Посполита нуждалась в поддержке Запорожского войска (см. Запорожская Сечь ), были приняты «Пункты успокоения», предусматривавшие офиц. признание правосл. Церкви, передачу православным митрополичьей кафедры в Киеве, 3 епископских кафедр на Украине и одной в Белоруссии, а также раздел храмов в больших городах между униатами и православными. Кандидатов для занятия кафедр должны были предложить правосл. духовенство и шляхта. 14 нояб. был избран королем Владислав IV Ваза , сын Сигизмунда III. К. активно способствовал организации съезда, участники которого сразу после избрания предложили новому монарху для возведения на митрополичью кафедру 2 кандидатов, один из них был Петр (Могила). Т. о., благодаря усилиям К. было заключено соглашение, обеспечившее верность православных Польско-Литовскому гос-ву, во главе правосл. митрополии оказался человек, лояльный к Речи Посполитой. Действия К. принесли ему расположение кор. Владислава и должность «королевского секретаря». Борьба за осуществление на практике «Пунктов успокоения» разгорелась на собравшемся в нач. 1633 г. коронационном сейме, где К. неоднократно выступал как выразитель общего мнения православных послов - участников сейма. Именно К. 15 февр. внес предложение подтвердить «Пункты успокоения» решением сейма. Это предложение столкнулось с сопротивлением католиков, говоривших, что подобное можно сделать лишь с одобрения папы Римского. К. энергично отстаивал противоположную т. зр. Ему приписывают созданное в это время анонимное сочинение, где излагались такие взгляды. На этом сейме в 1-й раз была предпринята попытка лишить К. депутатских полномочий. После долгих споров был принят «Диплом» Владислава IV, который должен был действовать до следующего сейма. «Диплом» включал признание правосл. иерархии, права православных на находящееся в их руках имущество, обещание создать комиссию для раздела в больших городах церквей и мон-рей между приверженцами 2 конфессий. В марте 1633 г. были выданы королевские грамоты Петру (Могиле) и др. кандидатам на епископские кафедры. Летом 1633 г. К. содействовал заключению соглашения, по к-рому Исаия (Копинский) отказался от притязаний на митрополичью кафедру. В марте 1633 г. К. принял от униат. еп. Иеремии Почаповского Жидичинскую архимандритию с имениями, церковью Богородицы в предместье Луцка и передал ее православному Луцкому еп. Афанасию (Пузыне) .

http://pravenc.ru/text/1841129.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 18.02.1653, Могилёв), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ), автор трактатов по риторике и философии. Биография Происходил из старинного западнорусского мелкошляхетского рода, к которому принадлежали, как следует из внесенного И. в синодик Златоверхого киевского во имя архангела Михаила монастыря поминания своих родственников, также и духовные лица - иером. Феодор и архим. Леонтий. Помимо Киева представители данного рода жили в Могилёве; в частности, могилёвский мещанин Федор Кононович-Горбацкий в 1633 г. вел борьбу против произвола со стороны Г. Гостиловского, настоятеля униат. могилёвского Преображенского мон-ря, и насельников, к-рых он обвинял в бесчинствах. Первые сведения об И. относятся к 1635 г., когда он был профессором риторики в Киево-Могилянской коллегии (возможно, И. был приглашен из Львова). В 1636-1642 гг. И. преподавал в коллегии философию. Соответствующие знания И. мог получить в Виленской братской школе и в католич. Замойской академии (к-рую он, вероятно, окончил одновременно с Сильвестром (Косовым) ). И. был одним из первых преподавателей философии и риторики в Киево-Могилянской коллегии. В сент. 1640 г. в Киеве он участвовал в качестве делопроизводителя в Соборе, утвердившем «Православное исповедание веры» митр. св. Петра (Могилы) . В 1642 г. И. был назначен игуменом киевского Братского в честь Богоявления монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, занимал эту должность до 1645 г. Он присутствовал вместе с Игнатием (Оксёновичем-Старушичем) и Исаией (Трофимовичем-Козловским) на Соборе в г. Яссы в Молдавском княжестве (15 сент.- 30 окт. 1642), на к-ром представители греч. духовенства обсуждали «Православное исповедание веры» митр. Петра (Могилы). И. выступил в защиту сочинения. По свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария , на Соборе И. и его товарищи показали себя «мужами, поистине достойными удивления и всякой мудростью и знаниями украшенными». На Варшавском сейме 5 марта 1645 г. польск. кор. Владислав IV Ваза дал И. привилей на игуменство в киевском Златоверхом мон-ре, в должность настоятеля И. был введен 29 мая. Вероятно, в 1646 г. И. участвовал в работе над созданием Требника под редакцией митр. Петра (Могилы).

http://pravenc.ru/text/578513.html

Пафнутия разломана. У р. Нары 10 июля 1610 г. войско Л. подверглось нападению крымских татар, пришедших на помощь Василию Шуйскому, но затем татары, очевидно поняв, что им нечего ждать от правительства Василия Шуйского, ушли, и армия Л. двинулась к Москве и подошла к ней почти одновременно с польск. армией во главе с гетманом С. Жолкевским. Самозванец попытался договориться с гетманом. В письме, отправленном Сапеге, вероятно, для передачи гетману в обмен на помощь в борьбе за рус. трон, Л. обещал в течение 10 лет выплачивать Речи Посполитой по 300 тыс. золотых в год, вернуть Речи Посполитой ее земли в Ливонии, предоставить Сигизмунду III 15-тысячное войско для завоевания Швеции (Русский архив. 2012. 47). Жолкевский на эти предложения не реагировал. Сохранились сведения, что «простые» люди из Москвы стали перебегать в лагерь Л., но знать, дети боярские, духовенство, купечество не хотели подчиняться его власти. Попытки войск самозванца овладеть Москвой оказались безуспешными. 28 авг. 1610 г. между представителями рус. сословий в Москве и гетманом Жолкевским был заключен договор об избрании на рус. трон сына кор. Сигизмунда III Владислава (см. Владислав IV Ваза ). Согласно этому договору, гетман был обязан вместе с боярами «думати и промышляти», как бы Л. «изымати или убити», «против того вора стояти и биться», «отвести» от самозванца польско-литов. войско Сапеги. В соответствии с этой договоренностью гетман Жолкевский вел переговоры с войском Сапеги, к-рое начало склоняться к тому, чтобы пойти на королевскую службу, выхлопотав для Л. какое-либо владение, но самозванец на этот план не согласился. Гетман и бояре хотели захватить Л. в его резиденции - Угрешском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . Предупрежденный об этом, самозванец бежал на юг с неск. сотнями казаков. Находившиеся в его московском лагере служилые люди принесли присягу Владиславу. Однако и позднее власть Л. распространялась на достаточно обширную территорию. Ему подчинялись не только Северская земля и города по Оке, но и ряд земель в Поволжье и на северо-западе. Один из главных опорных пунктов Л. на северо-западе - Вел. Луки - русским сторонникам Владислава удалось взять штурмом после длительной осады лишь в дек. 1610 г. Часть польско-литов. войска Л. ушла к нему в Калугу. Не уверенный в своем положении, Л. принимал меры, чтобы подготовить себе новую столицу на юге - в Воронеже или в Астрахани.

http://pravenc.ru/text/2463627.html

Папа Урбан VIII Тем не менее новый король Владислав IV Ваза весьма отличался от своего отца Сигизмунда, и, несмотря на недовольство и неблагословение Папы Урбана VIII, утвердил избрание Киевского Митрополита Петра (Могилы) и даже дал ему право на преобразование Киевского братского училища в коллегию, которая позже стала называться Киево-Могилянской Академией — она стала первым в Восточной Европе православным высшим учебным заведением, официально удостоенным этого звания. Практически весь сонм архиереев XVIII столетия в имперской России получил образование именно здесь. Константинопольский Патриарх дал свое благословение на избрание, после чего Петр (Могила) был рукоположен в сан Митрополита в единственной православной епархии, оставшейся после униатского погрома прошедших десятилетий. Этой епархией была, как это ни странно сегодня звучит, Львовская… После смерти в 1607-м году Гедеона (Балабана), который не подписал соглашений в Бресте в 1596-м году, униаты пытались захватить Львовскую кафедру, но львовяне воспротивились этому с оружием в руках и избрали Иеремию (Тиссаровского), который по благословению Константинопольского Патриарха стал епископом Волошским, т.е. рукоположенным в Валахии. В самом этом свободном выборе епископа на свою кафедру отчетливо чувствуется сила и влияние Львовского православного братства, его соборная воля, столь часто смущавшая прежних Львовских епископов. Так и почивший Гедеон (Балабан) довольно долго колебался между Римом и Константинополем как раз из-за Львовского братства, и только в последний момент, переступив через накопившиеся обиды и претензии к братчикам, все-таки остался православным и не подписал решений об унии с Римом на Брестском соборе в 1596-м году. Вернувшись из Валахии, епископ Иеремия, прежде всего, успокоил паству окружным посланием, в котором заявлял о своей верности Православию и увещевал львовян и прочих жителей Червонной Руси стоять непоколебимо в своей отеческой вере, несмотря ни на какие гонения от ее врагов. К этому-то, единственному признаваемому польским правительством иерарху, последнему православному епископу Южной Руси, и отправился Петр (Могила) с тремя епископами, посвященными в сан Патриархом Феофаном в 1620-м году. В братской Успенской церкви в присутствии всего Львовского братства и множества православных дворян совершилось торжество посвящения в епископский сан нового Киевского Митрополита.

http://pravoslavie.ru/152672.html

В М. м. на средства Огинского и Мирского были построены ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и кельи. Потребность в появлении обители для местного правосл. населения была огромной, т. к. после Витебского восстания 1623 г. и убийства униата архиеп. Иосафата Кунцевича по приказу польск. кор. Сигизмунда III Вазы в городе были закрыты все православные храмы. Правда, 7 окт. 1633 г. витеблянам были возвращены все льготы после удачной Смоленской военной кампании по грамотам польск. кор. Владислава IV Вазы, который, однако, подтвердил в них права униатов на Полоцкую епархию, подчеркивая, что «в Витебске же, в Полотске и в Новогородке неуниаты никогда не должны будут иметь никакой церкви». Это решение короля было подтверждено 14 марта 1635 г. (Там же. 1883. Т. 1. 57/58. С. 114-115; 66. II. С. 127-129). В 1638 г. М. м. получил от ктиторов 2 имения - Марковщину и хутор Шидловщина. Митр. Петр (Могила) по просьбе ктиторов прислал в М. м. игумена и монахов. Согласно письменному распоряжению кн. Огинского, М. м. должен был всегда оставаться православным. Если его настоятель станет униатом и поддержит Брестскую унию 1596 г., то тогда он должен быть низвергнут из М. м. Это распоряжение было весьма актуально, т. к. еще 1 мая 1636 г. кор. Владислав IV Ваза послал свой указ Полоцкому, Витебскому и Мстиславскому архиеп. Сильвестру (Косову) , бывш. земянину Витебского повета. Правитель Речи Посполитой запрещал ему приезд в Полоцк и Витебск, где архиерей должен был совершать правосл. богослужения и др. святительские обязанности (Там же. 61. С. 118-119). Соборная ц. во имя Св. Троицы (1690–1691). Акварель. 1866 г. Худож. И. П. Трутнев (б-ка Вильнюсского гос. ун-та) Соборная ц. во имя Св. Троицы (1690–1691). Акварель. 1866 г. Худож. И. П. Трутнев (б-ка Вильнюсского гос. ун-та) Однако архиеп. Сильвестр нарушил королевский наказ: он посетил Витебск, где 13-23 мая 1636 г. жил «в квартире на плаце Браславскаго судьи Ивана Мирскаго», родственника С. Мирского. В городе он совершал богослужения и, несомненно, посетил М.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010