Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора . Род. в с. Клементьеве, принадлежавшем Троице-Сергиеву мон-рю, происходил из детей боярских. В возрасте 24 лет был возведен в сан диакона, а в 1608 г. в возрасте ок. 38 лет - в сан священника. При приближении к Троице-Сергиеву мон-рю войск «тушинского вора» Лжедмитрия II Н. покинул Клементьево, чтобы укрыться за стенами обители. Н. провел в мон-ре весь период осады, длившийся почти 16 месяцев, с 1608 по 1610 г. Будучи непосредственным участником героической обороны обители во главе с архим. Иоасафом, Н. позже описал эти события в своих сочинениях. После снятия осады с мон-ря Н. не вернулся в родное село, выжженное войсками самозванца, а остался в Троице-Сергиевом мон-ре, чтобы иметь возможность помочь пастве. Он исполнял требы для мирян в ц. прп. Сергия, сблизился с новым архимандритом - прп. Дионисием (Зобниновским) . Наряду с прп. Дорофеем Н. помогал прп. Дионисию устраивать в с. Клементьеве за счет монастырской казны дома и больницы для обездоленных людей, разоренных войной. Вместе с радонежскими преподобными Н. заботился о больных и увечных, совершал таинства Евхаристии и Елеосвящения. Последующие политические изменения в стране - низложение царя Василия Иоанновича Шуйского и призвание на рус. трон польск. королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ) - были крайне отрицательно восприняты в только что освободившейся от польск. осады обители. Прп. Дионисий, тесно связанный с патриархами Московскими, святителями Иовом и Ермогеном , был убежденным сторонником династии рус. происхождения. Монастырские власти активно поддержали 1-е и 2-е Ополчения. При посредничестве архим. прп. Дионисия удалось добиться объединения сил князей Д. М. Пожарского и Д. Т. Трубецкого. С 1610 по 1612 г. из Троице-Сергиева мон-ря прп. Дионисий рассылал многочисленные послания (сохр. экземпляры в Казани и Перми, остальные известны в пересказе Н.) с призывами к освобождению от инославной власти. В грамотах архимандрита проводилась мысль о том, что «окаянные лютори не щадят никого», и для спасения от «еретиков и поляков, вечных врагов и богоборцов литовских людей» необходимо «всем православным христианом быть в соединении и стать сообща против вечных врагов креста Христова - польских и литовских людей». Прп. Дионисий своим авторитетом снимал с жителей России, присягнувших принцу Владиславу, грех клятвопреступления. В изложении Н. он убеждал, что Сам Бог «помощник был бедным, и отчаянным, и худым, и не могущим стояти против супостатом». Впосл. Н. говорил о своем непосредственном участии в составлении этих воззваний, сыгравших важнейшую роль в изгнании из Москвы польск. гарнизона и последующем созыве Земского собора 1613 г.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 18.02.1653, Могилёв), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ), автор трактатов по риторике и философии. Биография Происходил из старинного западнорусского мелкошляхетского рода, к которому принадлежали, как следует из внесенного И. в синодик Златоверхого киевского во имя архангела Михаила монастыря поминания своих родственников, также и духовные лица - иером. Феодор и архим. Леонтий. Помимо Киева представители данного рода жили в Могилёве; в частности, могилёвский мещанин Федор Кононович-Горбацкий в 1633 г. вел борьбу против произвола со стороны Г. Гостиловского, настоятеля униат. могилёвского Преображенского мон-ря, и насельников, к-рых он обвинял в бесчинствах. Первые сведения об И. относятся к 1635 г., когда он был профессором риторики в Киево-Могилянской коллегии (возможно, И. был приглашен из Львова). В 1636-1642 гг. И. преподавал в коллегии философию. Соответствующие знания И. мог получить в Виленской братской школе и в католич. Замойской академии (к-рую он, вероятно, окончил одновременно с Сильвестром (Косовым) ). И. был одним из первых преподавателей философии и риторики в Киево-Могилянской коллегии. В сент. 1640 г. в Киеве он участвовал в качестве делопроизводителя в Соборе, утвердившем «Православное исповедание веры» митр. св. Петра (Могилы) . В 1642 г. И. был назначен игуменом киевского Братского в честь Богоявления монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, занимал эту должность до 1645 г. Он присутствовал вместе с Игнатием (Оксёновичем-Старушичем) и Исаией (Трофимовичем-Козловским) на Соборе в г. Яссы в Молдавском княжестве (15 сент.- 30 окт. 1642), на к-ром представители греч. духовенства обсуждали «Православное исповедание веры» митр. Петра (Могилы). И. выступил в защиту сочинения. По свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария , на Соборе И. и его товарищи показали себя «мужами, поистине достойными удивления и всякой мудростью и знаниями украшенными». На Варшавском сейме 5 марта 1645 г. польск. кор. Владислав IV Ваза дал И. привилей на игуменство в киевском Златоверхом мон-ре, в должность настоятеля И. был введен 29 мая. Вероятно, в 1646 г. И. участвовал в работе над созданием Требника под редакцией митр. Петра (Могилы).

http://pravenc.ru/text/578513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владислав IV Ваза. Гравюра. XVII в. (9.06.1595, Краков - 20.05.1648, Мереч, ныне Мяркине, Литва), польск. король (1632-1648). В ходе польско-швед. интервенции часть рус. знати в февр. 1610 г. провозгласила королевича В. царем в Русском гос-ве, по Поляновскому миру 1634 г. В. отказался от претензий на рус. престол. Правление В. в Польше было осложнено множеством внешне- и внутриполитических конфликтов. Последние зачастую имели религ. характер и были следствием религ. политики, проводившейся отцом В. кор. Сигизмундом III Вазой и имевшей главной целью утверждение приоритета католичества на территории Речи Посполитой над Православием и протестантизмом. Сигизмунд III старался не давать важных гос. должностей протестантам и православным, активно содействовал заключению Брестской унии 1596 г. , не признавал правосл. иерархов, поставленных в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном IV . В. имел др. политические цели. После смерти Сигизмунда III весной 1632 г. началась Смоленская война с Россией. Правящие круги Речи Посполитой нуждались в лояльности правосл. населения, прежде всего Запорожского казачьего войска, упорно выступавшего против религ. политики Сигизмунда III. В этих условиях В. был инициатором уступок правосл. населению страны. Он мог опираться на поддержку шляхты Волынского, Киевского и Брацлавского воеводств, выбравших правосл. послов на сейм, к-рый должен был определить порядок и условия выборов на польск. трон. На сейме была создана комиссия во главе с В. для урегулирования положения правосл. Церкви в Речи Посполитой, о чем были срочно уведомлены послы Запорожского казачьего войска. Однако никаких серьезных решений сейм не принял. На собравшемся 27 сент. 1632 г. элекционном сейме, еще до избрания В. на трон, участники поручили В. разработать документ, к-рый определял бы положение правосл. Церкви в Речи Посполитой. Проект соглашения - «Пункты успокоения»,- созданный В.

http://pravenc.ru/text/155001.html

В четвертом томе своей «Истории», вышедшей на днях в издательстве «АСТ», Борис Акунин наконец пишет о чем-то действительно для себя эмоционально важном, сокровенном. Об упущенной возможности России модернизироваться и стать западной страной под водительством мужа Марины Мнишек. Или, на худой конец, о провалившейся «евроинтеграции» под властью королевича Владислава Жигмонтовича, при котором «цари из рода Ваза неизбежно обрусели бы, но так же неизбежно полонизировалась бы и русская элита». Акунин доходит до прямых сожалений, что «Речь Посполитая упустила исторический шанс объединить под своей властью славянские народы и стать великой державой». «Дмитрий Первый» — главный герой Акунина. Он отважен, рыцарствен, демократичен, стремится к инновациям, не желает зла даже врагам, стреляет из пушки, играет в снежки, затевает крестовый поход и хочет завести в России школы. Недостатки самозванца, в сущности, продолжение достоинств — излишняя легковерность и несолидность, недостаточное уважение к православию (подумать только — всего-то построил у царского дворца маленький костел). «Москва стала изменять свой суровый характер… — восторгается Акунин словами историка-украинофила Костомарова. — В корчмах наряжались в хари, гулящие женки плясали и пели веселые песни». В общем, полное «пуссирайот» — вот такого прекрасного царя невежественные москали и убили. Хоть Дмитрий и принял страшную смерть, но дело его оживает во втором самозванце. В лагере тушинского вора «днем и ночью шумели кабаки, не умолкали женские крики, — как веселые, так и жалобные, поскольку кроме гулящих отовсюду привозили и насильно похищенных… Одним словом, в Тушине жили куда разгульней и праздничней, чем в скучной, напуганной Москве». Акунин не жалеет комплиментов для команды «веселых» — польских интервентов, устроивших москвичам столь шумное соседство. Он не упускает случая похвалить «дипломатические таланты» гетмана Жолкевского, вздохнуть о смерти «знаменитого военачальника» Яна Сапеги, потрафить кровавому палачу Москвы полковнику Гонсевскому, который был, конечно, «неважным администратором, но хорошим воякой». Ну, а уж грабитель и разбойник Лисовский и вовсе превращается в «легендарного кондотьера». Добрым словом автор обходит разве что короля Сигизмунда III, не может простить, что из-за католического фанатизма он отказался обмануть русских и всучить им польского царя.

http://pravoslavie.ru/99264.html

Святитель Петр (Могила) В апреле 1632 года, после 45 лет, проведенных на престоле Речи Посполитой, отошел на суд Божий Сигизмунд III из шведской королевской династии Ваза, роковая фигура для народа Южной Руси. За год до этого скончался и Митрополит Киевский Иов (Борецкий). На место его был избран пожилой Исаия (Копинский). Перед конвокационным сеймом православные сплотились вокруг архимандрита Киево-Печерского монастыря Петра (Могилы), дабы в который раз истребовать у будущего короля и правительства возвращения прав своей Церкви. Королевич Владислав оказался более отзывчивым человеком, — в отличие от своего отца, он желал примирения и успокоения религиозной смуты, да и понятно: кому нужны были эти бесконечные словесные баталии в судах и на сеймах между двумя основными конфессиями, то и дело переходящие в вооруженную борьбу, обоюдные насилия и настоящие восстания, заканчивающиеся отнюдь не примирением противоборствующих сторон, но казнями и расправами, ослабляющими и без того обескровленное во внешних войнах польское государство? Владислав согласился рассмотреть на сейме новые жалобы православных, с тем чтобы принять какие-то реальные меры по успокоению общества Речи Посполитой. Один из послов, прибывших на конвокационный сейм, так рассказывал о «духовном наследии», оставшемся православным после почившего короля: «В Киеве церковь Св. Софии и другие опустошены, равно как и Выдубицкий монастырь, находящийся во владении униатов. В Луцке церкви обращены в корчмы. В Холме, Львове и других местах запрещено ходить открыто со Святыми Тайнами к больным и провожать тела умерших христиан до могилы. В Вильне церкви обращены в корчмы, кухни, гостиницы; православных выгнали из магистрата и цехов, и людей невинных заключали в оковы, сажали в подземные тюрьмы ратуши; если кто отказывал по духовному завещанию что-либо на церковь, запрещено было принимать; на шляхетских грунтах, по силе королевской грамоты, не допускали ставить каменную церковь (Свято-Духовскую); приказами из надворных судов и иными позывами людям невинным причиняли всякое беспокойство и наносили им притеснения и обиды разными другими способами. В Минске церковный плац отдали под татарскую мечеть. В Полоцке принуждали к унии оковами, а других выгнали из города. В Турове насильно отобрали церкви с имуществами и православного владыку (грека Авраамия (Стагонского)) выгнали из города. В Пинске священников-неуниатов забивали в бочки и мучили. В Орше, Могилеве, Мстиславе и разных других городах церкви запечатывали и не дозволяли молиться Богу даже в шалашах. В Ковне церковь разграбили и церковные земли отобрали. Монастыри Трокский, Лаврищевский, Гродненский и другие до крайности опустошены. В Бельске состоялся такой декрет: если кто из мещан не пойдет за процессией из церкви, то будет казнен смертью. В Мятзеле люди греческой веры были насильно принуждаемы к унии тамошним старостой, и осуждены, подобно арианам, на изгнание из города...».

http://pravoslavie.ru/152672.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРОДНЕНСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ставропигиальный Белорусскому Экзархату РПЦ), в г. Гродно (Белоруссия). Учрежден в 1843 г. в корпусах бывш. базилианского мон-ря, основанного в 1635 г. при Пречистенской ц., построенной на Подоле, согласно исследованиям археолога И. М. Чернявского, в кон. XII в. (см.: Пречистенская ц. XII в. в Гродно//Древнерус. гос-во и славяне: Мат-лы симп., посвящ. 1500-летию Киева. Минск, 1983). Гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2006 г. Гродненский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь. Фотография. 2006 г. Вероятно, именно Пречистенский храм упоминается в королевской грамоте (29 апр. 1506) кн. Михаилу Глинскому, к-рый, будучи душеприказчиком киевского воеводы Димитрия Путяты, пожертвовал по воле покойного воеводы на нужды храма 10 коп литов. грошей (АЗР. Т. 1. С. 369-371). В XVI в. вместе с др. гродненскими храмами Пречистенская ц. получила 190 дес. 900 кв. сажен земли в Ольшанском урочище. Пречистенская ц. упоминается в реестре уволочного измерения Гродно, составленном в 1558 г. королевскими ревизорами Лаврином Войной и Себастианом Дыбовским (Писцовая книга Гродненской экономии/Изд. Виленской комис. для разбора древних актов. Вильна, 1882. Ч. 2. С. 87-88). С 1565 г. при храме существовал госпиталь и богадельня, на содержание к-рой кор. Сигизмунд II Август (1565) и кор. Стефан Баторий (1581) учредили постоянный доход из королевских имений. Первоначально Пречистенский храм, как и др. приходы Гродно, подчинялся Туровским епископам, с рубежа XIV и XV вв.- непосредственно Киевским митрополитам. После принятия большинством западнорус. архиереев во главе с Киевским митрополитом Брестской унии 1596 г. Пречистенская ц. в 1609 г. перешла униатам. В 1633 г. польск. кор. Владислав IV Ваза передал униат. Смоленскому архиеп. Льву Кревзе «гродненскую протопопию при церкви соборной Рождества Пресвятой Богородицы с домом и подданными, до церкви соборной належачими» (АВАК. Т. 1. С. 57-59).

http://pravenc.ru/text/168165.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание И МСТИСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Могилёве. 2000–2015 гг. Фотография. 2016 г. Кафедральный собор в честь Преображения Господня в Могилёве. 2000–2015 гг. Фотография. 2016 г. (Белорусского Экзархата РПЦ), учреждена в 1632 г. как Мстиславская, Оршанская и Могилёвская, с 1650 г. Витебская, Мстиславская, Оршанская и Могилёвская, с 1672 г. Могилёвская, Оршанская, Мстиславская и Белорусская, с 1772 г. Могилёвская, Оршанская и Мстиславская, с 1795 г. Могилёвская и Полоцкая, с 1797 г. Белорусская и Могилёвская, с 1803 г. Могилёвская и Витебская, с 1833 г. М. и М. е., с ок. 1920 г. Могилёвская и Гомельская, в ок. 1922-1935, 1942-1944 гг. и с 1989 г. М. и М. е. Территория епархии включает Белыничский, Горецкий, Дрибинский, Климовичский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Круглянский, Могилёвский, Мстиславский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский, Шкловский районы Могилёвской обл. (Белоруссия). Кафедральный город - Могилёв. Кафедральные соборы - в честь Преображения Господня в Могилёве, во имя св. кн. Александра Невского в Мстиславле. Правящий архиерей - еп. Софроний (Ющук ; с 7 окт. 2002). Епархия разделена на 6 благочиний: Горецкое, Климовичское, Могилёвское, Мстиславское, Чаусское, Шкловское. В 2017 г. в епархии имелось 80 приходов, мужской и женский мон-ри. В клире епархии состояли 77 священников и 7 диаконов. При ЕУ работают отделы: по сотрудничеству с Вооруженными силами и МВД, по сотрудничеству с исправительными учреждениями, по делам молодежи, по сотрудничеству с учреждениями образования, миссионерского служения и катехизации, по социальной деятельности, а также Центр защиты материнства и семейных ценностей, комиссия по канонизации святых. 1632-1917 гг. На сейме 1632 г., избравшем королевича Владислава (см. владислав IV Ваза ) кандидатом на польский престол, обсуждались вопросы урегулирования положения православных в речи посполитой и были разработаны «Пункты успокоения», в которых за православными был признан ряд прав. Документ был обнародован 1 нояб. 1632 г. «Пункты успокоения» и несколько других соглашений, принятых в 1632-1633 гг., предусматривали создание на территории Литовского великого княжества (ВКЛ) правосл. Мстиславской, Оршанской и Могилёвской епархии вместо захваченной униатами Полоцкой кафедры. Юрисдикция Мстиславского епископа распространялась на православных, живших на территории униат. Полоцкого архиепископства: в Полоцком, Витебском и Мстиславском воеводствах

http://pravenc.ru/text/2563894.html

передал мон-рю навечно свою часть мест. Жировичи, что в 1620 г. подтвердила их дочь Богдана Прецлавская. 22 авг. 1616 г. канцлер Великого княжества Литовского Лев Сапега пожертвовал Ж. м. «шмат ворной земли и корчму» в имении Шиловичи, о чем сделал собственноручно запись в подаренном обители рукописном Евангелии XVI в. (Жировичское Евангелие. Б-ка АН Литовской Республики. Л. 376-377; Добрянский. 1882. 32). Канцлер передал в церковь литургическую утварь и колокол. 18 февр. 1628 г. папа Римский Урбан VIII утвердил устав Жировичского братства. В 1667 г. польск. кор. Ян Казимир отписал мон-рю 134 волоки земли в деревнях Булла и Боровики, позже прибавились еще 2 фольварка, часть Квасевич и половина Охонова (в Слонимском повете). Жировицкая икона Божией Матери в Успенском соборе. Фотография. 2008 г. Жировицкая икона Божией Матери в Успенском соборе. Фотография. 2008 г. Благодаря чудотворной иконе и щедрости благотворителей Ж. м. стал крупнейшим центром религ. жизни и паломничества; здесь многократно происходили конгрегации василиан (1629, 1658, 1659, 1661, 1675, 1679, 1694). Это объясняется не только материальной обеспеченностью Ж. м., но и тем, что протоархимандрит ордена часто пребывал в соседнем Бытенском мон-ре. С 1636 г. богослужения проводились по греческим и римским обрядам. В XVII-XVIII вв. к иконе приезжали польские короли и великие князья литовские накануне важных событий: Владислав IV Ваза с королевой (9-10 дек. 1644), Ян II Казимир Ваза (1651), Ян III Собеский (29 апр. 1683), Август III (1744), Станислав Август Понятовский (80-е гг. XVIII в.). 14 мая 1613 г. кор. Сигизмунд III Ваза пожаловал Жировичам городское право, 21 июня 1652 г. Ян Казимир подписал грамоту на получение Магдебургского права. В 1655 г., во время войны Московского царства с Речью Посполитой, Ж. м. был сожжен войсками кн. А. Н. Трубецкого, к-рый писал царю Алексею Михайловичу о том, что «в городе Слониме литовских людей, которые застали, посекли и город Слоним и слободы и Журавицкой унияцкой монастырь каменной город и около Журавицкого монастыря и костелы жгли и людей побивали… и воевали сентября по 1-е число» (Энцыклапедыя ricmopыi Бeлapyci.

http://pravenc.ru/text/182311.html

В 1632 г. в Польско-Литовском гос-ве и в жизни П. произошел ряд важных событий. После смерти кор. Сигизмунда III Вазы , поощрявшего нападки Контрреформации на правосл. Церковь, в Речи Посполитой наступило «бескоролевье», когда разные слои общества получили легальную возможность обратиться со своими требованиями и к претендентам на трон, и к др. участникам выборов нового монарха. Одновременно началась Смоленская война между Россией и Речью Посполитой. В этих условиях у западнорус. правосл. иерархов наметились разные позиции. Тесно связанный с казачеством митр. Исаия (Копинский) на казацких радах убеждал казачество перейти под рус. власть. П., опиравшийся на правосл. шляхту, полагал, что в сложившейся ситуации следует добиваться признания законности существования в Речи Посполитой особой правосл. Церкви и правосл. иерархии. П., несомненно, учитывал то, что в условиях начавшейся Смоленской войны и гос. власть, и политическая элита Речи Посполитой, заинтересованные в лояльности ее правосл. жителей, будут вынуждены пойти на уступки православным. В отличие от Исаии (Копинского), к-рый игнорировал выборы короля, П. принял в их подготовке самое активное участие. Он добивался того, чтобы правосл. шляхта участвовала в работе сейма, выдвигая свои требования, он организовал сбор средств на содержание многочисленной правосл. делегации. Договаривался П. о сотрудничестве и с главой протестантов Великого княжества Литовского Кристофом Радзивиллом. П. лично участвовал в спорах униатов и православных на конвокационном сейме (в июне 1632), вступив в открытые столкновения с униат. митр. Иосифом Рутским. Подготовленный проект соглашения не удовлетворил православных. В посланиях, отправленных во все «русские» воеводства, П. призывал правосл. шляхтичей как можно более активно участвовать в работе элекционного сейма, чтобы добиться более благоприятных условий соглашения. И этой цели удалось достичь при участии главного претендента на трон - королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза ). К 1 нояб. 1632 г. были составлены «Статьи успокоения», удовлетворявшие ряд важных требований православных. Они получили право свободно совершать богослужения, ремонтировать и строить церкви, открывать семинарии, школы, типографии; признавалось существование отдельной правосл. иерархии, к-рой передавались Киевская митрополичья кафедра и ряд епископских кафедр. Особая комиссия должна была провести раздел церковного имущества между православными и униатами. Не сформулированная в этом тексте договоренность предусматривала, что митрополит и епископы, поставленные в 1620-1621 гг. Иерусалимским патриархом Феофаном IV без санкции короля и сейма Речи Посполитой, должны уйти, а новые иерархи будут избраны правосл. духовенством и правосл. шляхтой.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Несмотря на это, 17 янв. 1633 г. Н.-С. м. подвергся нападению «литовских людей», к-рые «архимандрита спасского изсекли, и старцев, и крестьян побили» (Воссоединение... 1953. Т. 1. 68. С. 118). 28 февр. 1635 г., после окончания войны, кор. Владислав IV Ваза издал привилей о передаче оставленного монахами Н.-С. м. ордену иезуитов и об учреждении иезуитских коллегиума, школы и костела в Новгороде-Северском (Воссоединение... 1953. Т. 1. 85. С. 148-151). В 1636 г. иезуиты открыли в обители начальную школу, в 1646 г. преобразованную в коллегиум (просуществовал до 1648). 1648-1923 гг. После начала восстания Б. М. Хмельницкого и перехода городов Северской земли под его контроль Н.-С. м., вероятно, был возрожден как православный. Ключевую роль в развитии обители в XVII в. сыграл архиеп. Черниговский и Новгород-Северский Лазарь (Баранович), избранный на кафедру в нач. 1657 г., еще при жизни еп. Черниговского и Новгород-Северского Зосимы (Прокоповича; † 1659). С весны 1657 до осени 1672 г. резиденцией архиерея являлся Н.-С. м. Благодаря усилиям архиеп. Лазаря были осуществлены работы по восстановлению Преображенского собора и приведению других монастырских построек в надлежащее состояние. В февр. 1664 г. Н.-С. м. заняли польск. войска во главе с кор. Яном II Казимиром, был разорен епископский дом. Архиеп. Лазарь создал в мон-ре скрипторий, в 1667 г. учредил небольшую славяно-лат. школу (в 1689 переведена в Чернигов), а в 1-й пол. 70-х гг. XVII в.- типографию (1-е издание вышло в свет в 1675; в 1679 переведена в Болдинский во имя Святой Троицы и пророка Божия Илии мужской монастырь в Чернигове). Намереваясь перевести архиерейскую кафедру в Чернигов, архиеп. Лазарь восстановил в Н.-С. м. архимандритию, утвердил своей грамотой от 2 февр. 1670 г. архимандритом Михаила (Лежайского), продолжившего масштабные восстановительные и строительные работы в обители и управлявшего мон-рем до кончины в 1699 г. Указом имп. Екатерины II Алексеевны от 31 марта 1785 г. была создана Новгород-Северская и Глуховская епархия , архиерейская кафедра к-рой разместилась в Н.-С.

http://pravenc.ru/text/2577761.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010