Подобно Новгороду, здесь вечерня без литии совершалась в том случае, когда ночью полагалось всенощное бдение. В таком случае после вечерни, как и в Новгороде, служился молебен. Так, на праздник Успения Божией Матери чиновник говорит: «Ключари повелят звонити к вечерне. И, вшед государь во церков, прикладывается ко святым иконам, и приемлет от патриярха благословение, и ставится на своем царском месте. А вечерню протопоп с протодия-коном начинают, а псалмы дияконы глаголют, и власти ходят по два по два, государю поклоняются, таж патриярху. А певчие государевы поют на правом крылосе, а патриярховы поют на левом крылосе, а на выход власти облачаются, и протопопы, и священицы. Литея не бывает, а во время стиховны патриярх входит Царьскими Дверми в олтар и облачается со властьми. И по отпоусте вечернем патриярх пел молебен пред образом Пречистыя Богородицы, и по отпоусте молебна патриярх благословил государя, а государь пошел во своя царьския пола-ты. Ко всенощному благовестят за 6 часов. Как власти во цер-ков сошлися, и потом входит патриярх, ставится на своем месте и полагает начало. И потом входит государь царь во цер-ков, а ключари повелят звонити ко всенощному, и прикладывается государь ко святым иконам, и приемлет от патриярха благословение, и ставится на своем царском месте. Всенощное начинает протопоп с протодияконом, певчия поют по кры-лосом; на выход власти и на литею облачаются. По концы всенощнаго чтут статию зазвонную, ключари повелят звонити к заутрени, и по чтении глаголют псалмы, ектения великая; таж величание» 597 . Такой порядок чиновники указывают неоднократно 598 . В тех же случаях, когда всенощное бдение не отправлялось, а полагалась лишь утреня, предваряемая полунощницей, с вечера служили вечЬрню с литией и за ней – молебен. Так, в службе на принесение в Москву Владимирской иконы Божией Матери, 23 июня, чиновник говорит: «Празнество: вечер и оут-ро благовесть в новой болшей колокол, трезвон во вся, поют по уставу, а начинает вечерню недельной поп со дияконом; на выход и на литею власти и священицы соборные облачаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

О, Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, всемощная 22 Заступнице, непостыдное наше упование! Благодарим Тя о всех благодеяниих, российским людем от Тебе бывших, отдревле 23 и доднесь 24 от чудотворныя иконы Твоея явленных. И ныне, Преблагая Владычице, призри на ны, грешныя и недостойныя рабы Твоя, яви нам милость Твою и моли Сына Твоего, Христа Бога нашего, о еже 25 избавитися нам от всякаго зла и сохранитися царствующим градом, всякому граду и веси 26 , и всей стране нашей, от глада, губительства, труса 27 , потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани. Сохрани и умудри пастырей Церкве, еже достойно пасти стадо Христово и право правити 28 слово истины; укрепи христолюбивое всероссийское воинство, подаждь дух совета и разума военачальником, градоначальником и всем, Иже во власти суть; низпосли святое Твое благословение и всем православным христианом, покланяющимся Ти и молящимся пред цельбоносною 29 Твоею иконою. Буди нам Заступница и Ходатаица пред Престолом Всевышняго, идеже предстоиши. К кому убо прибегнем, аще 30 не к Тебе, Владычице? Кому принесем слезы и воздыхания, аще не Тебе, Пресвятая Богородице? Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве 31 Тебе, Небесная Царице. Под Твой покров притекаем: молитвами Твоими низпосли нам мир, здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение 32 , избави ны от всяких бед и скорбей, от всяких недугов и болезней, от внезапныя смерти и от всех озлоблений врагов видимых и невидимых. Вразуми и научи ны, о Всемилостивая Заступнице, путь земнаго сего жития безгрешно прейти. Ты веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру веси, и упование видиши: темже 33 даруй нам исправление греховныя жизни и умягчи злая сердца наша. Укрепи в нас правую веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, терпения и любве, в добрых делех преуспеяние: избави же нас от искушений, от пагубных душевредных учений, от неверия, развращения и погибели вечныя. Тебе убо просим, Пречистая Владычице, и припадающе пред святою Твоею иконою, молимся: умилосердися на ны и помилуй ны, в Страшный же день Суда ходатайством и заступлением Твоим сподоби ны стати одесную 34 Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и Пресвятым и Благим и Единосущным Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Молитва пред иконою Божией Матери «Владимирской-Елецкой»

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-per...

В приказе св. Синода от 1847 г. по штату положен одинсвященник, дьякон, дьячек, пономарь. На постройку церкви и жилья для священнослужителей было отведено до четырех десятин земли. По причине недостатка удобной земли не было выделено пахотных и сенокосных участков. Это говорит о том, что территория села Люм к этому времени была уже достаточно освоена и все плодородные земли заняты. На отведенной церкви земле были построены два дома для священника и пономаря. Дьякон и дьячек жили на квартирах. Имелись казенные постройки: помещения для рабочих, амбар для хранения всякого рода пожертвований, полати для покойников, доставленных для отпевания. Несмотря на нехватку удобной земли, церкви была отведена значительная площадь лесов. До сегодняшних дней сохранился топоним «попчача» - поповский лес. Жителям села Люм запрещалось рубить здесь дрова и даже собирать хворост. Несмотря на то, что христианизация удмуртов началась еще в первой половине XVIII в., на территории с.Люм и Люмской волости она продолжалась вплоть до середины 50-х г.г. XIX века. В церковных документах за 1850 и 1854 г.г. еще зафиксированы сведения о новокрещенных удмуртах. В 1850 г. число жителей с.Люм составляло 192 человека обоего пола, из них 49 чел. составляли некрещеные местные жители. По сведениям 1915 г., в с. Люм проживало 465 удмуртов и 60 русских. Большое значение имела просветительская деятельность священнослужителей. На этом поприще они становились порой своего рода этнографами и краеведами, снабжая необходимыми сведениями не только церковное начальство, но и исследователей Вятской губернии. В связи с этим следует упомянуть священника Алексея Алексеевича Левитского. В 1878 г. он был определен на должность настоятеля Владимирской церкви. С 1879 по 1888 г.г. занимал должность законоучителя в местном училище, состоящем в ведении министерства народного просвещения. В декабре 1880 г. был награжден набедренником «За благовестное служение Святой церкви и обучение инородческих детей грамоте». Набедренник- четырехугольный плат, несколько продолговатый, с изображением креста.

http://sobory.ru/article/?object=45016

в письменности XIV–XIX вв. (Краткий обзор списков и редакций)//Методическое пособие по описанию славяно-русских рукописей. Μ., 1989. Вып.5; он же. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского//ТОДРЛ. 1989. Т.42. С. 241–254; он же. Из истории русской литературы XIV в.//ВВ. 1992. Т.53. С. 140–152; Lenhoff G. Canonization and Princely Power in Northeast Rus’: The Cult of Leontij Rostovskij//WdSl. 1992. Bd. 37/1–2. S. 359–380.) 653 Его Житие, возникшее в послемонгольское время, издано: ПрСоб. 1858. Март. С.434–450 (две редакции); см.: Ключевский В.О. (прим. 272). С. 22–26 [Каган М.Д. Житие Исайи//СлККДР. Вып.2. 4.1. С. 276–280, где прочая литер. – Прим. изд. (А.Н.)]. 656 Ср.: Des Metropoliten Ilarion Lobrede (прим. 55). S. 99 f. (38.1–12); Молдован А.Μ. (прим. 55). С.91. См. выше, прим. 582. Относительно предшествующей цитаты из Евангелия от Матфея ( Мф.8:17 ) см.: Des Metropoliten... S.86 f. (33.24–34.5); о параллелях со Сказанием о Борисе и Глебе см.: Бугославский С. (прим. 556). 657 Шахматов А.А. (прим. 88). С.64; см. также ниже, раздел III, 5. Приложение. О митрополите Леоне/Леонтии см. прим. 130. 658 ПСРЛ. Т.1. Стб. 367–371 (под 1175 г.); Т.2. Стб. 580–595 (под тем же годом; пространная редакция); Серебрянский Н. (прим. 533). С. 87–89 (церковная редакция летописного рассказа); см. об этом: Барсуков Н. (прим. 474). С. 36; Лихачев Д.С. Русские летописи (прим. 360). С. 241–246; Воронин Н.Н. (прим. 556); Насонов А.Н. (прим. 651). С. 144–158 [см. также: Колесов В.В. Повесть об убиении Андрея Боголюбского//СлККДР. Вып. 1. С.365–367, где литература. – Прим. изд. (А.Н.)]. 660 ПСРЛ. Т.1. Стб. 346 (под 1154 г.); Т.2. Стб.482 (под 1155 г.); Спасский Ф. К происхождению иконы и праздника Покрова//ПрМ. 1953. Т.9. С. 138–151 [см. также: Плюханова Μ. Сюжеты и символы Московского царства. СПб., 1995. С.37–44. – Прим. изд. (К.А.)]. 662 ПСРЛ. Т.1. Стб.352 (под 1164 г.). См.: Ключевский В.О. Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. (ОЛДП. 30). [СПб.], 1878. С.3–18; Забелин И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Братия! Какой высокий идеал истинной христианки являет нам св. Наталия. а)  Не припоминаются ли вам, братия при этом противоположные образы женщин , о которых так много говорят и пишут в последнее время; – отбрасывается естественная стыдливость женского пола, усвояются мужские манеры, поднимается неугомонная гоньба за всевозможными учениями, без рассуждения, нужно ли это им, полезно ли, относятся ли эти учения к тем обязанностям, которые их ожидают, небрежение о родном доме, стремление к ранней самостоятельности, дерзкие слова матери, желание избавиться от власти отца, негодование пред мыслию о какой-либо власти, наконец, охлаждение к Церкви, к той Церкви Господней, которая и вызвала женщину из рабства и открыла ей высокое назначение… О таких женщинах и девицах, наверное, не будут плакать у гроба их, или будут плакать слезами горя, не имущего упования. б)  О подобных женщинах и девицах нужно сказать, что вообще вся их жизнь идет ненормальным путем. Подобные девицы в большинстве случаев и замуж выходят не по расположению, а по непростительному легкомыслию или по грубому расчету. Поэтому с самой первой поры сделается подобной девице ненавистной эта совместная жизнь, эта необходимая зависимость от мужа. Брачные узы ей кажутся тяжкими оковами. Дети для нее лишнее бремя, помеха в жизни, а если она, по-видимому, и любит их, то любит для себя, для своей суетности, и переливает в них свою пустоту, развращение своего сердца. Такая женщина, может быть, и схватит несколько преступных удовольствий, но жизнь же непременно даст ей почувствовать, что нельзя безнаказанно попирать ее уставы, и смерть ее не вызовет уже горячих слез ни у мужа, ни у детей. III. Жизнь же сердца в нравственной красоте и святыне целомудрия влияет на окружающих женщин так, что в виду ее они не позволяют сказать ни одного нескромного слова. Живое религиозное чувство, которому женское сердце может быть отличным проводником и дома, и в обществе, безраздельные чувства супруги и матери, полное посвящение себя воспитанию детей, чувства любви христианской с ее милосердием и состраданием к бедствующему человечеству – вот где истинное назначение и истинная доблесть жены христианки. (Составлено по Четьи Минеям и «Словам и речам» прот. П. Смирнова, ч. 2-я). Поучение 2-е. День Владимирской иконы Божией Матери

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Так она была выставлена в Московском Историческом музее на Красной площади, где должна была, по-видимому, выступать как важный памятник русской истории. В 1930 г. она была перемещена в Третьяковскую галерею, где стала важной вехой исторической перспективы этого художественного собрания, ставившей своей целью познакомить посетителей со стилистической эволюцией национальной живописи от первых свидетельств XI в., вплоть до произведений века XIX. В 1980-х и в 1990-х гг., когда началось усиленное стечение верующих, одушевлённых желанием почтить заступницу всея Руси, руководству музея стало очевидно, что необходимо найти способ сочетания требований благочестия и культурного туризма. Найденное решение оказалось, на мой взгляд, гениальным. Было решено вновь освятить бывшую часовню, устроенную Третьяковым в здании галереи, и использовать её в качестве экспозиционного зала только для Владимирской иконы, сделав её доступной как изнутри, так и снаружи галереи 1174 . Более радикальным было решение, принятое в Новгороде относительно иконы Знамения Божией Матери, почитаемой за знаменитое чудо, обеспечившее независимость города в 1170 г., во время его осады суздальскими войсками, которые она отразила, послав против них их же собственные стрелы 1175 . Государственный музей искусства и истории в этом случае согласился передать икону в пользование находящегося рядом Софийского собора, выдвинув в качестве условия только помещение её в контейнер, который кажется отличным сочетанием кивота и проскинитария. Тем самым обеспечиваются полная обозримость образа и его правильное хранение. В то же время у верующих имеется возможность почитать её возожжёнными пред нею свечами, коленопреклонением и лобзаниями, которые не разрушают живописную поверхность, поскольку уста верующих по необходимости касаются лишь стекла. На этом фоне развернулась научная дискуссия по проблемам истории чудотворных образов, и ясно, что имеет особую важность, между прочим, и по политическим мотивам, строгое определение образов, причисляемых к этой категории.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желание усыновить Меня с детства очень тянуло к детям. У меня есть старший брат, и я просила маму родить нам еще братика или сестренку, чтоб был кто-то младше нас. Потом я очень ждала рождения двоюродного брата. Сейчас меня удивляет доверие ко мне взрослых тогда: моя тетя доверяла мне своего маленького сына. Если он спрашивал, можно ли ему пойти купаться, тетя спрашивала: «А Оксана поедет?». И если ответ был положительным, тетя отпускала со мной (12-летней) своего 3х-летнего сына. У меня есть племянники, есть крестники. Несколько лет назад я была прихожанкой храма Владимирской иконы Божьей Матери в Кронштадте, там увидела проспектик епархиальной школы приемных родителей «Умиление». Тогда я как раз закончила писать кандидатскую диссертацию и почувствовала некое опустошение, стала думать, как себя применить. Хотела пристроиться помогать в дом малютки или в детскую больницу, но гармоничного варианта не нашлось (не получалось быть обязательной в волонтерском графике из-за занятости на основной работе). И вот, увидев информацию о школе приемных родителей, я позвонила по указанному в проспектике телефону – трубку взяла матушка Надежда, супруга руководителя «Умиления» священника Феодосия Амбарцумова. Спрашиваю: «Если я закончу у вас обучение, то в течение какого-то конкретного срока должна буду принять решение о приеме ребенка в семью?» Матушка Надежда ответила: «Нет, только тогда, когда вы захотите, когда будете готовы». Это вот как одно дело – пройти обучение в автошколе и получить водительское удостоверение, другое дело – купить машину. Так что я записалась в ШПР, решив, что получу такие знания, которые в любом случае пригодятся. Потом в моей жизни был сложный период, сопровождавшийся сильными душевными переживаниями, и тогда я старалась ежедневно читать акафист Божией Матери перед Ее образом «Скоропослушница». Однажды ехала на работу в больницу (я – врач), и появилась мысль, от которой стало очень радостно и очень спокойно: «Если обращаешься к Богородице с доброй просьбой, как же Она может не помочь? Обязательно поможет! Она даст решение, полезное для нас. Может, не такое, как мы просим, но обязательно откликнется». У меня есть подруга, тоже врач. Она безотказный человек – многих людей бесплатно консультирует, ни одно сообщение не оставит без ответа. При этом она совершенно искренне считает себя грешным человеком. И была мысль, что если грешный человек готов так помогать другим людям, то Богородица и святые не могут не откликнуться, не помочь – они несоизмеримо выше нас.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/16/chtoby...

Зачем нужны неудачи? Беседа с настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери (в с. Быково) протоиереем Валентином Дроновым – Отец Валентин, прежде чем начать разговор о детских неудачах, хотелось бы понять, как верующий человек должен воспринимать те жизненные сложности и проблемы, которые не удалось разрешить? Уместно ли вообще говорить об удаче или неудаче применительно к событиям жизни церковного человека? – Действительно, если выйти за рамки чисто обывательского взгляда на жизнь, то понятия «удачи» или «неудачи» вызывают сомнения. Для христианина очевидно, что те или иные завоевания и «удачи» принадлежат вовсе не нам, а возможны лишь благодаря помощи Божией. Точно так же и неудачи не всегда свидетельствуют о нашей несостоятельности, бесталанности и никчемности, а посылаются нам во имя каких-то целей. В христианстве понятие удачи – в том смысле, который в него обычно вкладывают, – не существует. Когда говорят, что человеку сопутствует удача, то подразумевают какое-то необъяснимое везение, не связанное с затраченными трудами и заслугами. Удача в обыденном представлении – скорее действие слепой судьбы, чем результат приложенных усилий. Если же основываться на христианском мировосприятии, то говорить об удаче можно лишь в одном смысле: когда человеку нечто удается благодаря своим усилиям. Причем, достигнутый результат – это не только и не столько плод его личного труда, но и свидетельство Божиего присутствия и покровительства. То же и с неудачами: человек верующий отнесется к несбывшимся мечтам и несостоявшимся планам с точки зрения Промысла Божия. А значит, задумается о себе, попытается осмыслить свой путь, усомнится в правильности тех или иных решений. Для верующего человека неудачи – повод к переосмыслению своей жизни, а значит – прямой путь к созиданию и самосовершенствованию. – Как помочь ребенку в преодолении тех испытаний, которые кажутся ему неудачами? – Восприятию неудач ребенок учится в семье. Он будет относиться к сложностям и испытаниям так, как их воспринимают родители. Если в семье жизнь воспринимается с точки зрения действия Божиего Промысла, то и ребенок отнесется к своим проблемам по-христиански. Он будет знать, что трудности посылаются во благо, что неудачи существуют для их преодоления, а испытания – для взросления и закалки.

http://pravoslavie.ru/31855.html

Потому-то многие читают Священное Писание, но ничего не понимают. «Отче наш» каждый день читают, а не видят, что там есть такие слова: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Не видят, что надо всех за все прощать, а иначе тебе Господь не простит твои грехи. Чем мы можем оправдаться на Страшном суде перед Богом, чем можем загладить миллиарды грехов, которые совершаем? Да ничем, мы можем надеяться только на прощение. А прощение наше зависит только от качества нашей души. Сам умеешь прощать? сам умеешь терпеть? сам умеешь отрекаться от своего? желаешь душу свою погубить ради Евангелия? Если есть это в тебе, тогда достигнешь; если нет, то не достигнешь. Господь скажет: а помнишь, ты вот тому-то не простил? Все, Царствие Небесное для тебя закрыто, иди в муку вечную, потому что ты злодей, тебе Господь прощал миллиарды грехов, ты жил и всем пользовался на земле, ел, пил, хохотал, телевизор смотрел и еще всяческими радостями наслаждался – а сам не мог простить человеку даже малость. Вот почему мы читаем и не понимаем. Нам мешает понимать грех . Это наш единственный враг. Поэтому для чего мы исповедуемся постоянно? какая цель? Не просто назвать грехи – надо увидеть весь ужас этого греха, в котором мы каемся. А некоторые даже имеют дерзость оправдывать себя на исповеди, вместо того чтобы каяться. Это совершенно полная бессмыслица: стоим на суде Божием, перед крестом и Евангелием и начинаем вместо покаяния сами себя оправдывать, как будто Спаситель нам не нужен. Вместо того чтобы сказать: да, Господи, я вот это натворил, прости, прости, больше не буду, постараюсь, лучше мне умереть, – нет, начинает человек свою волю искать, оправдывать себя, какие-то обстоятельства придумывать, как будто Бог не знает всех обстоятельств, не знает всех наших оправданий. Поэтому нам нужно стараться учиться покаянию, для того чтобы душу постоянно очищать. Вот увидел в себе грех, осознал: я вот в этом грешен. Ну и положи труд – год, два, двадцать лет, чтобы этот грех в себе изжить, истребить. Самому человеку это невозможно, но только постоянной молитвой, постоянным себя окаиванием, постоянным вопрошением помощи Божией. Вот знаю, такой-то грех есть на душе. Утром встал – первый помысл об этом: Господи, сохрани меня в этот день от этого греха, помоги мне, не дай мне забыться, дай мне внимание, чтоб не было у меня забвения, чтоб грех мой всегда передо мной стоял. Вот как в псалме сказано: «Грех мой предо мною есть выну» – всегда передо мной, чтобы я на секунду даже не отвлекся, потому что я могу согрешить. Но мы немощны, иногда отвлекаемся и опять согрешаем. Тогда опять покаяться: прости, Господи, вот снова мое окаянство. Осудить себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Слова Христа вроде не имеют отношения к действительности на первый взгляд. Люди очень много чего творят и большого масштабного, грандиозного, как кажется, а совершено не вспоминая о Христе. Тем не менее, Господь говорит эти слова. Говорит потому, что все что имеет отношение к Царству Небесному, все что остается в памяти Божией, все что может быть соотнесено и без стыда показано на Страшном Суде - все это без Христа  не делается. А если делается, то имеет совершенно другие характеристики. В духовной жизни каждого - то же. Даже добродетели настоящие без испорченности, тщеславия, гордости не может творить, пока этого не сделает с ним Христос. Мы это хорошо по себе знаем. Год за годом, десятилетние за десятилетием приносим Господу исповедь в Таинстве покаяния, каемся, иногда в одних и тех же грехах, и не можем их преодолеть, пока, наконец, в каком-то внутреннем плаче или крике не скажем: Господи, ничего у меня без Тебя не получается, я без Тебя ничего не могу, только Ты можешь чудом освободить меня от этого греха. И вдруг он заканчивается. Человек вдруг понимает, что его больше не тянет к этому греху. Страсть, болезнь сердца, которая руководила актом этого греха, исцелена. Но до тех пор, пока человек считает, что он может сам это сделать, до конца ни одну страсть исцелить нельзя, хотя без человеческого усилия Господь этого тоже не делает. Слова апостола как раз о том, что человек может многократно больше, нежели кажется по его силам, сделать, если он готов противостоять тщеславию, не приписывать это себе, но смирено молиться, помоги Господи, я не знаю. Допустим, учитель перед тем, как войти в трудный класс молится Господу, что вот не знаю я, как справиться с детьми, они становятся все сложнее и сложнее, не уважают начальство, ни во что ставят учащих, что мне делать, благослови их, Господи, дай им разум, помоги мне. И вдруг входит, что получается значительно лучше, чем если бы она прочитала множество книг по педагогической психологии, хотя и это нужно. И так во всем: в молитве, проповеди, в обращении других ко Христу, человек не может ничего сделать, пока он приписывает это себе, и много может, если он обращается за помощью ко Господу. Этот удивительный праздник Владимирской иконы Божией Матери в память о победе без битвы, без ратного труда, а только по молитвам перед образом Пречистой, он нас учит этому явлению в национальном масштабе.

http://radonezh.ru/2021/07/26/prospala-n...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010