Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Феодоровская - Костромская икона Божией Матери Память 14 марта , 16 августа Согласно церковному преданию, написана евангелистом Лукой ; по иконографии близка к Владимирской иконе Божией Матери . Название своё икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича , носившего в святом крещении имя Феодор - в честь святого великомученика Феодора Стратилата . Обретена она была, по преданию, его старшим братом, святым благоверным князем Юрием Всеволодовичем (+ 1238) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца (впоследствии на том месте был устроен Городецкий Феодоровский монастырь ). Князь Ярослав-Феодор , ставший после гибели святого Юрия в битве с татарами на Сити великим князем Владимирским, в следующем, 1239 году торжественно перенёс его мощи из Ростова в Успенский собор Владимира , а оставшейся от брата иконой благословил своего сына, святого Александра Невского , вступившего в том же году в брак с полоцкой княжной Брячиславой. Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери - благословение отца - постоянно находилась при князе Александре, была его моленным образом. После его смерти (14 ноября 1263 года) икона, в память о нём, была взята его младшим братом Василием . В 1276 году князь Василий умер в Костроме и там же был погребен. Святая икона пребывала с тех пор в Костромском соборе святого Феодора Стратилата . Восстановление памяти Феодоровской иконы Божией Матери и широкое распространение её почитания по всей России связано с событиями начала XVII века - прекращением Смутного времени . В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлён при избрании на царство Михаил Романов . В память об этом историческом событии иконе было установлено повсеместное празднование 14 марта . Появились многочисленные списки с Костромской Феодоровской иконы, один из первых был заказан и принесён в Москву матерью царя Михаила - инокиней Марфой. Со второй половины XVII века получают распространение иконы Феодоровской Божией Матери с клеймами, изображающими события из истории чудотворного образа.

http://drevo-info.ru/articles/9649.html

Внизу: с лева, при входе в церковь , 2-й придел 3-х святителей казанских. На горнем месте икона 130-ти изображений Божией Матери, в средине же дски вложена икона Божией Матери Ахтырской, в серебряной вызолоченной ризе, а ниже ея вложена еще малая икона Владимирской Божией Матери. Местные иконы Спасителя и Владимирския Божией Матери помещены в клеймах, золоченых и как бы привышены на колоннах. По правой стороне живописные иконы: 1) Великомученицы Варвары и Евпраксии, 2) живописная же икона Кирика и Иулитты. На хорах с правой стороны в приделе св. мученицы Маргариты и преподобныя Марии (26 января), на правой стороне большая икона Смоленской Божией Матери в бисерной ризе с разными простыми и драгоценными камнями. Икона хорошего греческого письма. На левой стороне придела малая икона Божией Матери «Утоли моя печали», жертвованная устроительницею сего придела, казанскою купчихою Марьею Семеновною Чижевою. Жемчужная риза на иконе – ее работы. На иконе оклад серебряный вызолоченный. Придел с левой стороны св. Иоанна Предтечи устроен Татьяной Гавриловной Крупениковой. Она жила и умерла в монастыре. В св. алтаре этого придела на запрестольном 8 конечном кресте с распятием имеется надпись (на исподней стороне креста) об освящении придела во имя св. Иоанна Предтечи Высокопреосвященнейщем Григорием, Архиепископом Казанским в 1849 г. 3 мая. Местная небольшая икона Божией Матери Кареунской – жертва игумении Досифеи. Иконы: на правой стороне: 1) Нерукотворенный Образ в фольговой резной ризе (работа весьма искусная) – жертва и работа монахини рукодельницы Анемаисы († 1878 г.) 2) Икона Тольгской Божией Матери, риза обновлена игумениею Анфиею, а равно ею обновлены иконы: Иоанна Крестителя, муч. Димитрия, муч. Евдокии, праведн. Елизаветы и мн. другие. В теплом же соборе на правой стороне св. алтаря, помещается ризница. Из утвари, хранящейся в ризнице, мы представим сведения о некоторых наиболее замечательных предметах. 7. Ризница 1. Евангелия 1 . Первое Евангелие так описывается в одной древней описи: «Евангелие большое, печатано на александриевской бумаге, в лето от сотворения мира 7197 (1689.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij-Malov/...

Владимирская икона Божией Матери остановила пожар в екатеринбургском спорткомплексе Екатеринбург, 21 апреля 2009 г. В ночь с 21 на 22 февраля в помещении спорткомплекса для сотрудников спецподразделения - отряда милиции особого назначения областного ГУВД - в результате короткого замыкания произошел пожар. На стене, как раз над очагом возгорания, висела бумажная икона Божией Матери " Владимирская " . В результате пожара стена выгорела, но икона осталась невредимой. Мало того, огонь потух без помощи человека, будто бы Сама Пресвятая Богородица предотвратила распространение пожара, сообщает " Информационное агентство Екатеринбургской епархии " . Через несколько дней после пожара, по благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, духовный наставник отряда протоиерей Георгий Викторов совершил перед иконой молебен с акафистом и увез ее в мастерскую, где для святого образа сделали новый оклад. Сейчас святыня возвращена в отряд. Накануне, чтобы свидетельствовать о чуде, на базе ОМОН побывал отец Георгий. Батюшка вкратце рассказал бойцам об истории Владимирской иконы Божией Матери и о многочисленных чудесах, происходивших с ней и от нее. Так, в 1135 году соборный храм, где находилась Владимирская икона, сгорел, но Богородичный образ остался неповрежденным. Сотрудники ОМОН по очереди приложились к иконе, которая явила чудо. Этот бумажный образ в 2004 году в одном из подсобных помещений нашел инструктор отряда по боевой и физической подготовке Станислав Николаев. Образ был не в лучшем состоянии. Будучи человеком верующим, Станислав подклеил, подреставрировал икону и повесил ее в тренерской комнате. В 2008 году икона была помещена в борцовском зале спорткомплекса, где в феврале этого года и произошел пожар. Молебны с акафистом перед Владимирской иконой Божией Матери теперь каждую неделю будут совершаться в домовом храме на территории базы ОМОН. Протоиерей Георгий Викторов выразил надежду, что Пресвятая Богородица будет и в дальнейшем помогать бойцам спецподразделения в их служении Отечеству. 21 апреля 2009 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/30149.html

Рубрики Коллекции Почему на одной иконе изображают нескольких святых? 1 мин., 20.02.2022 Поделиться « Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них » (Мф 18:20). Смысл этих евангельских строк очень хорошо раскрывается в иконографии соборов святых, память которых мы празднуем в течение всего церковного года. Святые объединены либо по лику святости, либо по местности, краю, обители, где они подвизались. Например, Церковь почитает собор Московских святителей, Оптинских старцев, преподобных отцов Киево-Печерских. Каждому празднованию соответствует своя иконография. Это очень интересные многофигурные композиции, которые могут включать трех, четырех святых, а могут изображать и более ста праведников. Еще в доиконоборческую эпоху иконописцы изображали собор 12-ти апостолов, предстоящих Христу. В основе образа лежало историческое событие — Апостольский Собор 51 года в Иерусалиме. Собор апостолов Греция, XIV век icons.pstgu.ru Святые на соборных иконах, как правило, изображаются горизонтальными рядами. Они предстоят благословляющему Христу Вседержителю, Богородице, Святой Троице. На иконе может помещаться икона Богородицы, Честной Крест, престол, храм, обитель. Так, на иконе собора святителей Московских по традиции изображается главный православный храм Русского государства XV–XIX веков — Успенский собор Московского Кремля. Святители предстоят перед престолом, а над ним находится Владимирская икона Божией Матери. Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской) Симон Ушаков, XVII век На иконах соборов часто изображают чудотворные иконы, особо чтимые в конкретной местности. Например, владимирские святые молятся иконе Успения, а тульские — образу Троицы. Святые на соборных иконах могут быть слегка развернуты в молении Христу или Богородице, а могут смотреть прямо на нас. Они словно приглашают к общей, соборной молитве. Ведь святые на иконе и молящиеся соединены пространством как физически существующего храма, так и вневременным бытием Церкви Небесной. Символически любая икона собора святых являет собой образ Единой Церкви. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-na-odnoj-ikone-iz...

Образ И. включен в сонм Вологодских чудотворцев, предстоящих Спасу Вседержителю на неск. иконах 2-й пол. XVII-XIX в. На вологодских иконах И., как правило, показан седым старцем с непокрытой головой, с правильными тонкими чертами лица, с окладистой бородой до середины груди. Его образ помещен в верхней части композиции, в молении, без к.-л. атрибутов в руках, рядом с др. Пермскими святителями. Так, на иконе этого извода 3-й четв. XVII в. (под записью) из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре близ Вологды И. изображен верхним в правой группе (ВГИАХМЗ, упом. в Описи имущества мон-ря 1675 г.- ОПИ ВГИАХМЗ. Ф. 3. Оп. 1. Д. 1. Л. 2 об.). На иконе 1-й четв. XVIII в. из вологодской ц. равноапостольных Константина и Елены (ВГИАХМЗ) в верхнем регистре представлены все Великопермские святители, в левой части - Стефан, Антоний Вологодский и И., справа - Питирим и Герасим. И.- седой старец с пышными, немного волнистыми волосами. Святители Герасим, Питирим и Иона, епископы Пермские. Роспись ц. вмц. Варвары. Кон. ХХ в. (Скоропослушнический Богородицкий мон-рь в г. Печора, Республика Коми) Святители Герасим, Питирим и Иона, епископы Пермские. Роспись ц. вмц. Варвары. Кон. ХХ в. (Скоропослушнический Богородицкий мон-рь в г. Печора, Республика Коми) На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Спаса Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) напротив изображенного справа И. (седые кудрявые волосы лежат 4 волнами, окладистая борода разделена на 3 пряди) написан св. Модест, патриарх Иерусалимский. На иконе XVIII в. из вологодской Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье (ВГИАХМЗ) седовласый И. представлен между святителями Питиримом и Герасимом Пермскими. На иконе 2-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери (ВГИАХМЗ) И. также изображен между ними, у святителя широкая прямая борода со значительной проседью. На иконе «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» 2-й пол. XVIII в. предположительно работы великоустюжского мастера (ВУИАХМЗ) И.- в левой части композиции, с длинными кудрявыми волосами до плеч и пышной, раздвоенной на конце, слегка волнистой бородой, правая рука прижата к груди, левая опущена и отведена в сторону.

http://pravenc.ru/text/578252.html

Но если, братие мои, Она имеет полное право на наше самое глубокое к Ней благоговение, то как не правы те из нас, кто единую Богоматерь как бы разделяет в своем представлении, и то у них «запрестольная Божия Матерь, то Казанская, то Скорбящая» и т.д. Други мои! Ужели нужно доказывать, что Богоматерь едина, а это только иконы Ее разные, и что пред той ли, другой ли иконой вы молитесь, вы все той же единой Богоматери молитесь, которая предстоите на небе престолу Сына Своего, превыше архангелов и ангелов херувимов и серафимов, молящися о нас ко Господу, – что не Божия Матерь – запрестольная, Казанская, а это только иконы Ее зовутся: запрестольная, Казанская, Владимирская? Зовутся же они так потому, что запрестольная икона занимает место за престолом, а прочие пишутся по образцу икон, первоначально прославленных в том или ином городе, например: в Казани, Владимире. Но понятное дело, повторю и еще раз, сама то Божия Матерь все же одна, и как бы она ни изображалась, стоящей или сидящей, во весь рост или в пояс, с Младенцем Иисусом на руках или без Него (как на иконе Боголюбской), в существе дела разницы тут положительно нет никакой, и тот в высшей степени неразумно поступает, кто отслушал, например, молебен Божией Матери пред Ее иконой, зовомой Казанскою, и тут же просит начать другой молебен – «,запрестольной» Богородице и потом – Скорбящей и т.д. Как будто Божия Матерь не одна? «Но у меня, скажешь, есть желание помолиться и пред другой иконой?» Прекрасно. Но скажи ты мне: когда мы пред иконой молимся, иконе ли собственно должны мы молиться, или тому, кто изображен на иконе? Конечно, никак уже не изображению вещественному, как бы оно ни было для нас священно. А когда так, вот и суди: где же тут здравый-то смысл, что ты требуешь 3–5 молебнов отслужить к ряду Божией Матери? Ты, значит, иконе молебствуешь? Но это неправильно. Нет, скажешь, молебствую Божией Матери. Но ты выслушал уже Ей молебен. Сошлешься на то, что тебе очень нравятся песнопения из службы в честь той или иной иконы? Что же, так и попроси служащих пропеть три-четыре тропаря, а молебен все же пусть будет один, и если угодно, с акафистом 6 . Вообще надо сказать вам, братие мои, большинство из вас, при всем своем усердии, которого я ни отрицал в вас, ни порицать, само собою, и не думаю, не право судить о молебствиях, полагая суть их в том, чтобы сразу, как можно больше, справить молебнов и притом каждому святому, каждой иконе, свой молебен, отдельный. Как будто счет и количество значит тут что-нибудь?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Иверская икона Божией Матери. 18 в. Монастырь святой Екатерины на Синае/ pstgu.ru Всегда ли на Иверской иконе есть рана на щеке? 1 мин., 09.04.2024 Вопрос читателя: Здравствуйте. На Иверской иконе Богородицы кровоточащая рана на щеке всегда присутствует? Подарили икону как Иверскую, что написано, не разобрать, кровоточащей раны нет, терзаюсь сомнениями. Помогите, если можете. Спасибо. Ольга Ответ священника: Протоиерей Михаил САМОХИН Здравствуйте, Ольга! История Иверского образа, которая есть, в том числе, и на нашем сайте , предполагает рану на лике Пресвятой Богородицы как неотъемлемую часть иконографии. Невозможно судить об иконе, не видя ее, поэтому могу только напомнить, что Иверский образ принадлежит к иконографическому типу Одигитрия, и к группе икон, которые называют Елеуса, то есть Милостивая. На этой иконе рана есть, но не очень видна. Иверская икона Божией Матери. 18 в. Монастырь святой Екатерины на Синае/ pstgu.ru Как указывают авторы академического словаря, в греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще Гликофилуса (греч. Γλυκοφιλουσα — сладко любящая), что иногда переводят как Сладколобзающая или Сладкое лобзанье. Можно перечислить следующие чтимые иконы Богородицы, относимые к типу Елеуса: Владимирская, Донская, Феодоровская, Ярославская, Почаевская, Жировицкая, Гребневская, Ахренская, Взыскание погибших, Дегтярёвская икона, как и, собственно, «Умиление». Понять, какая из этих икон досталась Вам в качестве подарка, может компетентный сотрудник или священник ближайшего храма. Увидев образ, он сможет понять какая из многочисленных перечисленных икон Вам принадлежит. Хотя, полагаю, уточнение этого скорее является удовлетворением любопытства. Независимо от точного названия образа, Вы можете спокойно молиться Пресвятой Богородице, и Матерь Божия ответит на Ваши искренние молитвы. Желаю Вам хорошей молитвы и помощи Пречистой Девы в Ваших трудах и благих намерениях! Читайте также: Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также После многочисленных связей друг ничего не чувствует. Может ли вера вернуть чувства? 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/vsegda-li-na-iverskoj-iko...

П. часто изображали в составе сонма преподобных или избранных святых. Напр., он представлен на иконе-трехряднице с Воздвижением Креста, Покровом Пресв. Богородицы и избранными святыми 1565 г. письма Д. И. Усова (ГТГ), на иконе «Вознесение Господне, с избранными святыми» нач. XVII в. (с прописями) строгановского мастера (ЦМиАР). Как покровитель рода Годуновых П. предстает в памятниках с соименными святыми семьи царя Бориса Феодоровича (створки складня с избранными святыми, кон. XVI в., ГТГ; серебряный окладень-кузов, кон. XVI - нач. XVII в., из коллекции Г. А. Покровского, ЦМиАР). В описи 1651 г. ц. прор. Илии в Ярославле значится образ П. вместе с преподобными Александром Свирским и Макарием Калязинским письма государева иконописца Истомы Савина, работавшего по заказам Строгановых. В описи Пафнутиева Боровского мон-ря и его вотчин 1701 г. указан местный «обр[аз] Спасителев, в подножии Сергий и Пафнотий Боров[ский], писаны на красках» в ц. свт. Николая Чудотворца в с. Русиново (Боровск. 1888. С. 247). Преподобные Иосиф Волоцкий и П. были изображены на полях пядничной иконы Спасителя, находившейся в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд./Сост.: З. В. Дмитриева, М. Н. Шаромазов. СПб., 1998. С. 81). Образ П. помещен среди фигур рус. святых, вышитых на вставной полосе XVIII в. к саккосу митр. Казанского Лаврентия 60-х гг. XVII в. (НМРТ). На иконе-пяднице посл. четв. XIX в. (ЦМиАР (под записью?)) П. представлен вместе со свт. Николаем Чудотворцем в молении Св. Троице (в сегменте на верхнем поле). Одно из ранних изображений П. в составе минейного цикла имеется на иконе-святцах на май нач. XVII в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя в Москве (вместе с прор. Иеремией); в более позднее время - на годовой минее с избранными святыми (кон. XVIII - нач. XIX в., с дополнениями 2-й пол. XIX в., ЦМиАР). В качестве приписного святого П. запечатлен на Владимирской иконе Божией Матери кон. XVI в. (вклад Александра (Булатникова) в Соловецкий мон-рь; ГММК). Ростовой образ П. встречается на списках Колочской иконы Божией Матери (1897, ЦАК МДА).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 7 (96) , (1) . в этом году (за прошлые годы с 2019-01-27) Происхождение изображения: Загружено 2019-01-27, анонимно. Описание: Лубенская икона Божией Матери была одной из главных святынь Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Из монастырской летописи нам известно, что перед революцией и закрытием монастыря паломники шли сюда прежде всего для того, чтобы поклониться главным святыням, которые находились в Спасо-Преображенском соборе: чудотворной Лубенской иконе Божьей Матери (как свидетельствует летопись монастыря, в 1736 году икона находилась за клиросом у правой колонны Спасо-Преображенского собора) и мощам святителя Афанасия, которые стояли напротив иконы (за клиросом, у левой колонны собора). Одно из названий этой иконы«Владимирская» (возможно, из-за того, что празднование в ее честь происходило в один день с празднованием Владимирской иконе), но по своей иконографии она относится не к типу «Елеуса» («Милостивая»), как Владимирский образ Божией Матери, а к типу «Одигитрия» («Путеводительница»). «Владимирская-Лубенская» икона была написана в 1850 году и еще до революции прославилась множеством чудес. Про эту икону, к сожалению, нам мало что известно. Во время гонения на Церковь от безбожной власти обитель была разрушена, святыни вывезены, документы уничтожены. Промыслом Божиим икона сохранилась у верующих христиан, которым удалось спасти святыню. После возрождения Мгарского Спасо-Преображенского монастыря икону вернули обители, где святыня Лубенского края вновь заняла свое место. Отныне верующие люди снова смогут возносить свои молитвы к Божией Матери перед этим святым образом. По благословению Высокопреосвященнейшего Филиппа, митрополита Полтавского и Миргородского, днем празднования иконе установлено 8/21 января. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Лубенская " .

http://pravicon.com/image-33498

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 21 мая, 23 июня, 26 авг.), самая ранняя из известных сохранившихся чудотворных икон Др. Руси, одна из великих святынь России. История ее почитания, подробно зафиксированная в летописях и сказаниях, отличается глубокой духовной связью событий церковной и гос. жизни. По сказанию XV в., В. и. написана ап. Лукой. Исследователи видели в иконе выдающееся произведение визант. искусства, принадлежащее кисти к-польского мастера, и датировали ее от XI в. (А. И. Анисимов) до 1-й пол. XII в. ( Лазарев. 1986; Grabar. 1974). Художественно-стилистические особенности и исторические данные свидетельствуют, что В. и. была создана в 1-й трети XII в., до 1130 г. Иконография, художественный образ, история реставрации В. и. Икона двусторонняя: на лицевой стороне - образ Богоматери с Младенцем, на обороте - Престол и орудия Страстей Христовых. Фон светло-охристый, позем сиреневатый, с коричневыми разводами «под мрамор», поля темно-охристые, надписи (IC ХС. НИ КА) красные. Поля иконы надставлены с 4 сторон: первоначальный размер с узкими полями - 78 ´ 55 см, с надставленными полями - 104 ´ 69 см. На лицевой и оборотной сторонах - глубокие ковчеги с крутой лузгой (ГТГ: Кат. собр. Кат. 1. С. 35-40). Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ) Владимирская икона Божией Матери. Константинополь. До 1130 г. (Ц. свт. Николая в Толмачах при ГТГ) Изображение Богоматери поясное, Младенец Христос на Ее правой руке (слева); ноги Младенца закрыты хитоном, видны лишь ступня правой ноги, слегка согнутой в колене и поставленной параллельно иконной плоскости, и подошва левой ноги. В. и. принадлежит к иконографическому типу, получившему название «Умиление» («Ласкающая»), и представляет тот его вариант, в к-ром Младенец Христос, прильнув щекой к склоненному лику Матери, обнимает Ее левой рукой за шею (под мафорием), а правую руку простирает к Ее плечу; Богородица поддерживает Сына правой рукой, Ее левая рука поднята и молитвенно обращена к Христу. Поскольку живопись XII в. на одеждах Младенца сохранилась лишь в небольших фрагментах, нек-рые исследователи полагают, что Он мог быть изображен иначе: либо с обнаженными до колен ножками, либо стоящим ( Грабарь И. Э. Древнейшая песнь материнства// Он же. О древнерус. искусстве. М., 1966. С. 209-221; Антонова В. И. К вопросу о первонач. композиции иконы Владимирской Богоматери//ВВ. 1961. Т. 18. С. 198-205). Однако наиболее верным представляется мнение А. И. Анисимова , показавшего, что первоначальная композиция В. и. оставалась без существенных изменений ( Анисимов. Владимирская икона. С. 57-58).

http://pravenc.ru/text/154962.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010