Теперь, когда я открыл поисковик и обнаружил, что франшизу на второй и последующий сезоны «Берсерк» выкупили американцы и продолжают снимать в Японии, то почему-то засомневался. Мои сомнения оправдались: я увидел, как христианские пастыри в обличии демонов разрушают государство, а оставшиеся язычники вынуждены восстанавливать порядок. «Инквизиция объединённого христианства» - так это называется в «Берсерке», пытает и убивает невинных жителей деревень и просто путешественников из других стран. Откуда-то появляются бессмертные православные старцы в железных и кожаных доспехах - поясняется, что приходят на помощь братьям. Причём технологии при съёмке задействованы современные. Несмотря на то, что новый сериал ругают в интернете, просмотров на выпусках намного больше. По-моему, в задачу производителя входит возмутить потребителя! Обидно становится, что многие мультфильмы и кинокартины принимают в разработку религиозные убеждения человека, на которых строят сюжет и диалоги. Не думая о потребителе, вскоре производители забудут и о себе. Слава Богу, что любители массового видео-продукта разбираются, где пародия и ширпотреб, а где настоящая история. Ещё до просмотра фильма А.Учителя «Матильда», например, отец Артемий Ахметшин сказал, что не надо было рвать на себе тельняшку и как-то комментировать ситуацию. В итоге мы же выступили бесплатными маркетологами, благополучно сделали картине отличный «PR». - Вычурность и мишура - она ведь видна сразу, - говорит отец Артемий. - Можно слова преподобного Ефрема Сирина привести: «Всё нам можно, но не всё полезно». Но куда лучше не отвлекаться на иностранщину, тем более столь вредную для восприятия. Что тебе даёт просмотр «топового» сериала, снятого для «BBC» или для канала «History»? Что после увиденного ты чувствуешь? Опустошение. Зная, что там выдумка и спецэффекты, надо всё равно смотреть - по чьей-то рекомендации? Есть же хорошие православные мультфильмы, если приглядеться к ним: «Путеводительница» - мультфильм о Тихвинской иконе Божией Матери. «Встреча» - о Казанской иконе Божией Матери. «Свет Неугасимый» - об Иверской иконе Божией Матери. «Заступница» - о Владимирской иконе Божией Матери. Из серии «Жития святых» можно посмотреть: «Братья» - о святых Борисе и Глебе. «Сказание о Петре и Февронии». «Про Василия Блаженного». «Андрей Первозванный». «Егорий храбрый». «Святой преподобный Серафим Саровский чудотворец». «Необыкновенное путешествие Серафимы». В России выходит много чего полезного, только нужно интересоваться правильно!

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/25/ka...

Константином Острожским в Спасо-Преображенский монастырь в Дубно (см. ст. Дубенская Острожская икона Божией Матери ). Икона не приведена и в подробном перечне «Икон Богородицы в России, дни празднования которым неизвестны или сами иконы малоизвестны», составленном архиеп. Сергием (Спасским) в кон. XIX - нач. XX в. Ее изображение не представлено ни в одном из известных сводов икон Богородицы, как гравированных, так и иконописных. Об иконографии древней иконы можно судить по литографии. Д. и. относится к типу «Умиление» и близка к изводу Владимирской иконы Божией Матери . Младенец Христос сидит на правой руке Богородицы, охватив левой ручкой Ее шею и приникнув головкой к щеке Матери; левая ножка Богомладенца открыта выше колена. В наст. время известно неск. списков Д. и. Один из них, украшенный чеканным окладом с камнями, был похищен 29 окт. 1994 г. В наст. время в мон-ре находится 2 списка Д. и.: небольших размеров чтимый образ в окладе помещен в киоте на сев. стене ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы; другой, самый ранний подписной и датированный список Д. и.,- в алтаре того же храма. Он был привезен в мон-рь в 2004 г., накануне празднования иконе в день Преполовения Пятидесятницы. Его обрели в одном из заброшенных домов недалеко от Вологды. Икона по письму и особенностям надписи имеет западнорус. происхождение и неск. отличается от древнего образа; возможно, принадлежала переселенцам с Украины. В сравнении с изображением на литографии Мафорий Богоматери имеет треугольный, а не квадратный вырез у горловины. Младенец Христос облачен в белый хитон и охристый гиматий, а не в рубашечку, подвязанную пояском. Его лик повернут почти фронтально, глаза смотрят прямо. В положении фигур и рук расхождений нет. Фон красноватый, нимбы выполнены в виде свечения охристого цвета с прорисованными в нем красными лучами. Надпись на нижнем поле сделана темно-коричневой краской по зеленому фону: «                               1864        ». Ежегодно 24 авг. вокруг монастырской горы совершался крестный ход с Д. и. с чтением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . Празднование в день Преполовения Пятидесятницы было установлено в память избавления от пожара и эпидемии оспы. В этот день в наст. время список Д. и. обносят крестным ходом по всем кельям и помещениям мон-ря с чтением Акафиста Божией Матери. Празднование Д. и. совершается по службе иконе Божией Матери «Утоли моя печали» . Ист.: ГАЧО. Ф. 131. Оп. 1. Д. 37. Лит.: Думитрашко Н., прот. Ист.-стат. очерк Золотоношского Красногорского Богословского 2-кл. жен. мон-ря Полтавской епархии. Полтава, 1859; Сагарда Н. Город Золотоноша и его святые храмы//Полтавские ЕВ. 1897. 33, 20 нояб. С. 1316-1317; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 3. Указ. 3. С. 659; Толкушин О. Свет земли Антиповской. Черкассы, 2006. С. 15. Э. В. Шевченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/180510.html

Впоследствии деревянный храм во имя иконы Владимирской Божией Матери был разобран, и вместо него известным архитектором Аристотелем Фиоровенти был воздвигнут новый храм; через несколько лет была построена вновь и церковь святой Марии Египетской, причисленная к монастырским храмам. В 1552 году в Сретенском монастыре с крестным ходом был встречен победитель Казанского царства царь Иоанн Васильевич, который, приложившись к чудотворной иконе Владимирской Божией Матери, оделся здесь в царскую одежду, в порфиру и Мономахов венец и шел во главе крестного хода, при колокольном звоне в соборы Кремля и во дворец. В 1586 году царь Феодор Иоаннович обнес Сретенский монастырь каменной стеною; в 1613 году, 2 мая, близ Сретенского монастыря был встречен духовенством и народом вновь избранный царь Михаил Феодорович, а через шесть лет игумену Сретенского монастыря Ефрему было поручено отправиться в Польшу сопровождать в Россию находившегося в плену отца царя Михаила Феодоровича – Святейшего Патриарха Филарета Никитича. Благочестивый царь Алексей Михайлович ежегодно посещал Сретенский монастырь в день крестного хода 26 августа и 1 апреля, когда празднуется святой Марии Египетской. Примеру его следовал и сын его, царь Феодор Алексеевич, построивший ныне существующий соборный храм и много жертвовавший в пользу этой обители. В царствование императора Петра I в монастыре устроен храм святителя Николая с колокольней, а в 1707 году, 18 февраля, в Сретенский монастырь была принесена константинопольским послом Емельяном Игнатьевичем Украинцевым драгоценная святыня – ковчег с большой частью мощей преподобной Марии Египетской, дарованный ему с грамотой Иерусалимским патриархом Досифеем. Святыня эта находится в соборном храме обители, и перед нею совершается много молебнов. Во время нашествия неприятелей в 1812 году часть драгоценной утвари была вывезена из Москвы, но большая часть драгоценностей оставалась на месте. Несколько человек братии остались в монастыре и успели спрятать много ценных вещей. Неприятели ограбили Сретенскую и Мариинскую церкви, но храм святителя Николая Чудотворца остался невредим, и в нем ежедневно совершались богослужения. Строения монастырские уцелели, и в них жил с октября месяца архиепископ Московский Августин, совершивший в Никольском храме 8 ноября 1812 года первое торжественное благодарственное молебствие об избавлении России от неприятелей. В этом же храме и находились чудотворные иконы Иверской и Владимирской Божией Матери. Чудотворная икона Иверской Божией Матери была перенесена в ноябре месяце в часовню ее имени, что у Воскресенских ворот, а икона Владимирской Богоматери, ввиду исправления Успенского собора, была перенесена из Сретенского монастыря в Кремль в апреле месяце 1813 года. В 1812 году из Сретенского монастыря 12 декабря был совершен крестный ход вокруг Москвы в память избавления от нашествия неприятелей.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Владелец: deryevao Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Эта икона досталась мне от бабушки!!! Под изображением Божьей Матери написано: (что-то не понятное вначале)......С-Петербургского Духовно-Цензурнаго Комитета печатать дозволяется. С-Петербургъ 12 июня 1906 г. Цензоръ Архимадритъ Мее...(далее не понятно) Хромолитография Е.И.Фесенко. Одесса. Ответов: 2. Последний ответ: Икона Божией Матери " Владимирская " . Хромолитография Е.И. Фесенко. 1906 год, отпечатанная в Одессе с разрешения Цензора Санкт-Петербургского Духовного Цензурного Комитета. Надпись на иконе примерно такая же как и на этой иконе, выпущенной той же [...] Добавлено на опознание: 2012-03-04 09:06:51 Владелец: AvilkinS Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Икона приобретена мною в антикварной лавке. К сожалению, не знаю кто из святых изображен. В левой руке изображения юношы крест с двумя поперечными и одной наклонной перекланиной. От имнен на иконе сохранились некоторые буквы. при увеличении фото хорошо видны. Ответов: 1. Последний ответ: Слева, возможно, Сергий Радонежский. Справа - скорее всего мученик (или даже мученица? - очень смущают буквы, похожие на нца над головой этой фигуры) Добавлено на опознание: 2012-02-27 00:02:37 Владелец: AnnaMary Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: Эта икона в нашей семье очень давно-более 50 лет. Привезена из отчего дома матери в России. Помогите найти хоть какую нибудь информацию. Ответов: 3. Последний ответ: Да скорее литография гна бумаге, в центре святая Троица, это так называемая житейная икона так как всё, что вокруг основного изображения является сценами из жития Господа нашего Иисуса Христа. Не старенькая конец 19го начало двадцатого. Добавлено на опознание: 2012-02-25 17:56:59 Владелец: Fatinia Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: доска, изображены лики шести святых Ответов: 4. Последний ответ: Это не " Собор Архангела Михаила " , но Архангел Михаил на иконе действительно есть. Он изображен в центре с убрусом (платком) с ликом Христа. Его часто так изображают в центре на иконах с избранными святыми. Но остальных святых определить по такому ф [...]

http://pravicon.com/unknown/83

Икона эта вырезана на аспидном камне и обложена серебром и золотом. Византийская икона Празднование ей совершается 7 апреля, под каковым числом и помещены о ней сведения. Икона «Нечаянная Радость» Сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость», помещены под 9 декабря. Андрониковская икона Сведения о ней см. под 22 октября. 2 мая Путивльская икона Богоматерь изображена на этой чудотворной иконе с Предвечным Младенцем, держащим в левой руке шар, символ Его вседержительства и обладания всем миром. У правой руки Богоматери изображена лестница; это символ того, что Она, родив Иисуса Христа, примирившего Бога с человечеством, соединила таким образом земное с небесным. Подобным образом изображается Богоматерь на Молченской иконе, но эти две иконы не следует смешивать (Молченской иконе празднуется 18 сентября). Явление чудотворной Путивльской иконы Богородицы последовало 2 мая 1635 года. Путивльской она именуется, потому что некоторое время пребывала в городе Путивле Курской губернии на городских воротах; впоследствии она была перенесена в путивльский Печерский монастырь. Размер ее: 1 арш. и 2 вершка в ширину и 1 1/2 аршина в высоту. Икона украшена сребропозлащенной ризой. Владимирские иконы в г. Нерехты В городе Нерехты Костромской губернии есть две местночтимых Владимирских иконы Богоматери. Находятся они в городской Владимирской церкви, стоящей на месте упраздненного Сретенского Девичьего монастыря. Одна из них прославилась в 1635 году, а время прославления второй относят к 1634 году. Относительно этой последней предание добавляет, что ее принес в город Нерехты из Ярославля тамошний купец Иван Аверкиев по повелению Божией Матери, явившейся ему в сонном видении. Других, более подробных сведений об этих иконах не имеется. Вутиванская икона Предание не сохранило сведений о месте и времени явления сей чудотворной иконы. Посему она известна только по изображению. Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне с Предвечным Младенцем в руках. По бокам трона стоят два ангела.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

Большинство сохранившихся построек относятся ко 2 половине XIX в. «Владимирская – Заоникиева или Богородицкая за Оникиева, также Аникиевская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 года), Вологодской губернии и уезда, Фетиньинской волости, в 14 верстах к северу от Вологды, в низкой лощине между деревнями Лусниковым и Обуховым, при пруде. Основана на месте явления чудотворной иконы Божией Матери в 1588 году преподобному Иосифу, мощи коего, а также и двух его преемников Антония и Иоанникия, почивают здесь под спудом; память их чтится 23 июня, в день явления иконы, которая до настоящего времени находится в соборном храме, построенном в 1869-1881 годах. Издревле ежегодно 23 июня совершается крестный ход в монастырь из церкви святого Василия Великого, что на Едке, находящейся в 7 верстах, а 21 сентября из монастыря в часовню, находящуюся в деревне Обухово, родине преподобного Иосифа». Располагалась между деревнями Лучниково и Обухово в Вологодском уезде Вологодской епархии, ныне Вологодский район Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Заоникиевской пустыни показано на листе карты шифр 88-8. Основатель пустыни – преподобный Иосиф Заоникиевский (Вологодский) Христа ради юродивый, чудотворецРодился в деревне Обухово в крестьянской семье, мирское имя Илларион. Постриженик и первый насельник Заоникиевой пустыни. Для изнурения плоти юродивый Иосиф носил в пазухе камни, песок или землю. И зимой и летом ходил босиком. Под одеждой власяницу носил такую жесткую, что тело его кровоточило. Почувствовав смерть, просил похоронить его в часовне, им же и устроенной. Скончался на 84-ом году жизни 21 сентября 1612 года, день памяти 4 октября. В 1588 году в Васильевской Едковской церкви слепой крестьянин Илларион молился о своем исцелении, ему явился святой Косма и привел незрячего на опушку Оникиева леса (в этом лесу было пристанище разбойника Аники). Святой угодник пообещал Иллариону, что здесь на следующий день Бог поможет страдальцу. На другой день на этом же месте явились слепцу оба бессребреника Косма и Дамиан и подвели его к парившей в воздухе иконе Божией Матери «Казанская». Прикоснувшись к иконе, Илларион прозрел. Произошло это 23 июня в день празднования иконы Божией Матери «Владимирская». Илларион поставил на месте явления иконы Животворящий Крест и устроил часовню, где поместил новоявленный образ. От иконы стали совершаться чудеса. И тогда епископ Вологодский и Великопермский Антоний повелел устроить в этом месте монастырь. Илларион постригся в монашество с именем Иосиф. Начальствовать в пустыни Иосиф отказался, первым игуменом был назначен Силуан.

http://sobory.ru/article/?object=06923

Эта икона, чье имя в переводе с греческого «Божий Дар», появилась на Руси почти одновременно с Владимирским образом Богоматери и находилась прежде в волжском Городце. После полного разорения Городца отрядами Батыя, святыня, согласно Сказанию, была перенесена св. вмч. Феодором Стратилатом в Кострому в праздник Успения Богородицы, и обретена на следующий день в пригородном лесу на речке Запрудне. Это произошло 16/29 августа 1239 года. Сразу же определился статус этой иконы как покровительствующей властям, поскольку она была явлена не крестьянину, не монаху или торговцу, а именно князю рода Рюриковичей (возможно владимирскому великому князю Ярославу Всеволодовичу). Важным смысловым моментом стала и сама сцена обретения святыни, когда икона не далась в руки князю, а только пришедшим из Костромы священникам. В ней легко прочитывается образ взаимодействия светских и духовных властей, их симфонии. (По сию пору икону Покровительницы власти по традиции могут брать в руки только священники). Упование русских князей, а затем и монархов на помощь и заступничество Божией Матери через Ее Феодоровский образ, ясно просматривается на протяжении нескольких столетий. Так, костромской князь Василий Ярославич, в 1272 году став владимирским великим князем, остался на месте и правил четыре года до своей смерти из Костромы. В его княжение специально для Феодоровской иконы был выстроен каменный Успенский собор, причем его алтарь обратили не на восток, а на север - в сторону места явления святыни, что совершенно немыслимо для той эпохи. Со временем вокруг собора вырос костромской кремль, ставший местом укрытия многих «иже во власти суть» и их семей во время смут и внешних опасностей. Св. князь Дмитрий Донской вместе с семьей скрывался здесь от Тохтамыша (1382 г.); его сын, вел. кн. Василий I, с семьей укрывался при нашествии Едигея (1408 г.); вел. кн. Василий II Темный дважды (1433, 1447 гг.) скрывался в Костроме во время смуты. Сохранились свидетельства о жалованных царских грамотах, даровавших права и преимущества костромскому Успенскому собору, подписанных князем московским и владимирским Василием III и царями Иоанном Васильевичем Грозным, Феодором Иоанновичем, Борисом Феодоровичем Годуновым и Василием Шуйским. В XIV-XV вв. была создана первая служба Феодоровской иконе. Ее текст свидетельствует о возникшем общерусском почитании святыни. Об этом же говорят сохранившиеся списки с костромской святыни XIII, XV и XVI вв., находившиеся в разных городах Руси и даже на Афоне. В конце XVI века по заказу Бориса Годунова в дар Ипатьевскому монастырю была впервые написана тронная Феодоровская икона Божией Матери. Это свидетельствует о возрастании почитания образа Богородицы в эти годы. К концу Смутного времени, количество осадных домов в костромском кремле, принадлежавших самым известным русским фамилиям, приблизилось к двум сотням. И один из них принадлежал инокине Марфе.

http://ruskline.ru/analitika/2016/03/26/...

Сия чудотворная икона Владимирской Богоматери послужила в начале XVII века благодатным освящением сего пустынного места и с того времени всегда привлекала народ в обитель Задонскую. Христианское усердие верных сынов Православной Церкви к сей иконе Матери Господа Вышнего документально подтверждается сохранившимся в архиве указом Воронежской Духовной консистории (от 1783 года 1917), где свидетельствуется, «что уже в то время к чудотворной иконе (Богородичной) местной многие притекали с великою верою». Из преданий о сей иконе признается достовернейшим то, что она есть благословенная от Сретенского Московского монастыря основателям монастыря Задонского, благочестивым старцам Кириллу и Герасиму, получившим сию святыню в 1610–15 годах во свидетельство памяти о благодатном для Москвы видении здесь Тамерлану в 1395 году, как некогда преподобный Антоний получил на Афоне в благословение на основание Киево-Печерской лавры икону Успения Богоматери. Чудесно уцелевшая среди пожара 1692 года в монастыре, она всегда пребывает покровом обители сей. К ней как к чудотворной имели особенное благоговение святитель Христов Тихон, схимонах Митрофан, строгий инок Аарон и затворник Георгий 69 . В 1830–31 годах, во время свирепствования холеры, чудодейственная сила от этой честной иконы Богоматери Владимирской открылась с новой благодатью. Холера, действовавшая в городе Задонске смертоносно, не могла так сильно проявляться и действовать внутри монастыря: хотя и здесь заболевали многие, но, к удивлению всех, умерших не было. Это милостивое заступление Царицы Небесной более послужило свидетельством, что сия честная икона есть верный покров с верой прибегающим и усердно молящимся перед нею. Посему, когда все, возлагая крепкую надежду на Матерь Божию, единодушно начали приглашать в дома образ Богоматери Владимирской, тогда и смертоносная язва не похищала жертв и прекратилась. Милость Заступницы рода христианского, по молитвам святителя Христова Тихона, и недавно была видима для всех граждан г. Задонска во время двух страшных пожаров, истреблявших Задонск: первого – в конце июня 1861 года и второго – 1 августа 1869 года. Когда чудотворная икона Владычицы с молебным пением была приносима к месту пожарищ, тогда ветер, до сего жестоко бушевавший, тотчас стихал, и разливавшийся пламень, сосредоточиваясь, подымался вверх от горевших строений, что давало полную возможность жителям отстаивать другую часть города и тушить горевшие уже строения. По недавности то и другое событие имеют неопровержимое свидетельство. Да и кроме сего немало совершалось и совершается чудес воочию верующего народа православного от честной иконы Богоматери Владимирской. Вследствие таковых благодатных утешительных событий все жители г. Задонска, а равно и из окрестностей, с большим усердием притекают и в радостях, и в скорбях своих в монастырь к всечестной иконе Божией Матери Владимирской, перед которой по окончании служб – утрени, обедни, вечерни – ежедневно совершается молебное пение с акафистом.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

В совр. лит-ре была предпринята попытка объяснить с т. зр. названия и иконографии происхождение Н. и. от образа Божией Матери «Никопея», но она не получила убедительной аргументации ( Козлова И. Д. К опыту осмысления эволюции православной иконографии: О богородичной иконе «Никейская» - «Бысть чрево Твое святая трапеза...»//Вестн. Томского гос. ун-та. 2011. 2:] Культурология и искусствоведение. С. 52-58). Происхождение иконографии Н. и. неясно. Не исключено, что она имеет зап. источники, переосмысленные в рус. изобразительной традиции в нач. XVIII в. Среди гравюр в 2 известных иллюстрированных рукописных экземплярах сб. «Солнце Пресветлое» (МГУ НБ. 293; ГИМ. Муз. 42) изображение Н. и. отсутствует. Впервые под названием «Бысть чрево Твое святая Трапеза» оно встречается на происходящей из московской ц. апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул. иконописной раме к Владимирской иконе Божией Матери со сводом Богородичных икон 1722 г. работы московского иконописца Ивана Дорофеева (частное собрание). Это же название присутствует в качестве наименования и на всех позднейших самостоятельных иконах такого извода, поскольку иконография Н. и. с ним тесно связана и посредством ряда символических деталей наделена евхаристическим смыслом. На иконе представлено поясное изображение Богоматери с поднятыми руками по типу чудотворной Новгородской иконы Божией Матери «Знамение», но Ее голова слегка повернута влево. Перед Пресв. Богородицей на храмовом престоле стоит чаша в форме потира с полуфигурой Младенца Христа в ней. В XVIII в. извод имел дополнительные детали: изображения развернутого свитка в левой руке Младенца и града между Богоматерью и потиром. Эти детали известны по очень редким памятникам того времени (ГМИР, храм св. Иоанна Предтечи на Пресне). По-видимому, они повторяли некий единый гравюрный образец. Самостоятельные иконы в отличие от клейма на раме имеют зеркальный перевод, и в них утрачена важная деталь - изображение Св. Духа в виде голубя в округлом медальоне сияния, нисходящего на чашу со Христом, к Которому и был развернут лик Богоматери.

http://pravenc.ru/text/2565330.html

Спаса Нерукотворного в Московском Кремле (ГММК). Вторая, меньшего размера, исполнена учеником Симона Ушакова Феодотом Протопоповым Ухтомским (ГРМ). На обеих иконах авторское наименование образа не приведено. На первой - на фоне дан текст пророчества прав. Симеона Богоприимца о крестных муках Спасителя: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу,- да откроются помышления многих сердец» (Лк 2. 34-35). Этой цитате соответствует страстная атрибутика в руках Младенца Христа - достоверно переданный уменьшенный в размерах Голгофский крест с терновым венцом на нем, копие и трость. По кайме мафория Божией Матери на обеих иконах начертан ответ Богоматери арх. Гавриилу при Благовещении: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» (Лк 1. 46-47). Эта иконографическая схема, но без евангельских цитат точно повторена на гравюре 1713-1714 гг. московского мастера Г. П. Тепчегорского, вклеенной в сб. «Солнце Пресветлое» рядом с текстом сказания о Н. и., где в авторской подписи указано название «Новоникитская». Очевидно, идентификация уже существовавшего извода как Н. и. произошла благодаря изображению креста в руках Спасителя. С тем же названием этот извод представлен на первом по времени создания изобразительном своде чтимых Богородичных образов - на раме к Владимирской иконе Божией Матери, выполненной в 1722 г. Иваном Дорофеевым (частное собрание). Новоникитская икона Божией Матери. Роспись Благовещенской ц. в Ярославле. 1-я четв. XVIII в. Новоникитская икона Божией Матери. Роспись Благовещенской ц. в Ярославле. 1-я четв. XVIII в. Точный источник иконографии Н. и. неизвестен; на ее зап. происхождение указывают следующие особенности: сложенные на груди руки Богородицы, синий цвет Ее мафория, короткая белая рубашка у Младенца Христа, крест и орудия страстей в Его руке. Близкие по композиции изображения встречаются в европ. печатной графике XIV-XVII вв., в частности на нем. ксилографии XV в., где, как и на иконе работы Ушакова, есть мотив «Симеонова проречения», поскольку грудь Божией Матери пронзает меч.

http://pravenc.ru/text/2716436.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010