Еще не раз Москва была избавлена от нашествия татар заступничеством Пресвятой Богородицы, получая неизменную помощь по молитвам пред чудотворной Владимирской иконой. Святой образ пребывал в Успенском соборе Кремля. К чудотворной Владимирской иконе Божией Матери приходили люди со всех концов России. Перед ней совершалось избрание и поставление Российских митрополитов, а затем – Патриархов, начиная с первого – святителя Иова и кончая святителем Тихоном. Весь народ почитал Владимирскую икону как главную святыню русской земли. Молясь Пресвятой Богородице пред иконой Ея Владимирской, мы, уповая на Ее помощь и заступление, говорим: “Никтоже притекаяй к Тебе, посрамлен от Тебе исходит, Пречистая Богородице Дево, но просит благодати и приемлет дарование полезному прошению”. Празднование Божией Матери в честь Владимирской Ее иконы совершается 3 июня (21 мая) , 6 июля (23 июня) и 8 сентября (26 августа). Казанская. Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии. На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Голова Божией Матери чуть склонена к Богомладенцу. Явление Казанской иконы произошло при следующих обстоятельствах. После покорения Казани Иваном Грозным там была учреждена епархия и начала распространяться православная вера. Но вскоре магометанство стало оказывать сильное сопротивление. В 1579 году в Казани случился пожар, которым были уничтожены половина кремля и часть города, прилегавшая к нему. Магометане стали говорить, что Бог гневается на русских. “Вера Христова стала притчею и поруганием”, – свидетельствует летописец. Именно в это тяжелое для православных время Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону. Дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне трижды являлась Богоматерь с приказанием возвестить архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Пресвятая Богородица указала место, где на пепелище недавно сгоревшего дома следовало искать святой образ. Но словам девочки не придали значения, и тогда она с помощью матери решила исполнить повеление Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Замолодино (ГРМ) . Кроме того, святители П. и Алексий изображались в композиции, иллюстрирующей 11-й кондак Акафиста Пресв. Богородице (роспись Дионисия в Ферапонтовом мон-ре), а также в клеймах на Владимирской иконе Божией Матери, со сказанием (сон Темир-Аксака, видение во время нашествия Махмет-Гирея). Иконография П. в синодальный период в целом повторяла сложившиеся типы и изводы: иконы 90-х гг. XIX в. письма И. С. Чирикова (частное собрание) и 1901 г. М. И. Дикарёва (ГМИР), выходцев из Мстёры, владельцев московских мастерских. Тогда же Дикарёв написал образ П. (в митре, с дикирием и трикирием в руках) в академической манере (1901, ГМИР). В 1890 г. Чириков создал образ святителей Московских П., Алексия, Ионы, Филиппа с равноап. вел. кн. Владимиром (ГИМ; в надписи на обороте иконы сообщается, что она была поднесена кн. В. А. Долгорукову Обществом хоругвеносцев семи кремлевских соборов и мон-рей в память его 25-летнего служения московским генерал-губернатором). Среди 5 Московских святителей образ П. помещен на иконе «Вход Господень в Иерусалим, с избранными иконами Божией Матери и святыми» 1916 г. работы В. П. Гурьянова и мастерской (частное собрание; написана, вероятно, по заказу прмц. вел. кн. Елисаветы Феодоровны). Образ П. вводился в композиции «Собор Московских святых» (напр., 2 иконы кон. XIX - нач. XX в., ЦМиАР), «Образ всех российских чудотворцев» (старообрядческие иконы XVIII-XIX вв., ГМИР, ГТГ, ГИМ, МИИРК). Свт. Петр, митр. Московский, и св. Иоанн Предтеча. Фрагмент иконы «Петровская икона Божией Матери, с избранными святыми». 1837 г. Иконописец И. С. Пешехонов (ЦМиАР) Свт. Петр, митр. Московский, и св. Иоанн Предтеча. Фрагмент иконы «Петровская икона Божией Матери, с избранными святыми». 1837 г. Иконописец И. С. Пешехонов (ЦМиАР) Своеобразный иконографический вариант представлен на иконе 2-й четв. XIX в. (собрание В. М. Федотова), выполненной в живописной манере. П. изображен дважды: пишущим икону Божией Матери в свой келье и изготавливающим себе гроб. Два сюжета из Жития П., вероятно, служили дополнением к единоличной иконе святого, могли располагаться под или над его местным образом в иконостасе храма.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Лубенская " 21 января по благословению митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа, в Мгарском монастыре празднуют день Лубенской иконы Пресвятой Богородицы. Описания иконы Икона Лубенская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Икона Божией Матери «Лубенская», является одной из святынь Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, находящегося в селе Мгарь, Лубенского района Полтавской области Украины. До революции и закрытия монастыря, богомольцы приходили в Мгарский монастырь прежде всего для того, чтобы поклониться двум его главным святыням — Лубенской иконе Божией Матери и мощам святителя Афанасия. О Лубенской иконе, до настоящего времени как ни странно, нет почти никаких известий. Между тем верующими она упорно почитается как чудотворная — следовательно, чудотворения от нее были, в противном случае вряд ли молва о них могла возникнуть на пустом месте. Одно из названий этой иконы - «Владимирская» (возможно, из-за того, что празднование в ее честь происходило в один день с празднованием в честь Владимирской иконы), но по иконографии своей она относится не к типу «Умиление» (как Владимирский образ Божией Матери), а к типу «Путеводительница». Трудно это понять по репродукции, но Лубенская икона Пресвятой [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Чудотворная икона Божией Матери «Лубенская-Владимирская». XIX век. Мгарский Спасо-Преображенский монастырь, с. Мгар, Лубенский район, Полтавская область, Украина. Файл 32197.jpg:   Размер: 700x920, 0.64 MPix, 289 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (151) , (3) . Описание: Лубенская икона Божией Матери была одной из главных святынь Лубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря. Из монастырской летописи нам известно, что перед революцией и закрытием монастыря паломники шли сюда прежде всего для того, чтобы поклониться главным святыням, которые находились в Спасо-Преображенском соборе: чудотворной Лубенской иконе Божьей Матери (как свидетельствует летопись монастыря, в 1736 году икона находилась за клиросом у правой колонны Спасо-Преображенского собора) и мощ[...] Файл 33498.jpg:   Размер: 640x774, 0.5 MPix, 418 Kb. Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (96) , (1) .

http://pravicon.com/icon-471

30 нояб. 1562 г. перед походом на Полоцк царь Иоанн IV вместе с братом Юрием пешком с крестным ходом, возглавляемым митр. Макарием и архиеп. Ростовским Никандром, в сопровождении священников отправился к ц. во имя святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот, неся с собой Донскую икону Божией Матери. За царем следовало воинство. В храме был отслужен молебен о даровании победы, после чего царь с войском отбыл, взяв с собой кресты (среди них был особо почитаемый крест прп. Евфросинии Полоцкой) и Колочскую икону Божией Матери . 27 нояб. 1612 г. состоялось особое общегородское богослужение - москвичи и воины ополчения одновременно молились перед чудотворными иконами Божией Матери Казанской и Владимирской, вынесенными архиеп. св. Арсением Элассонским с крестным ходом из освобожденного от интервентов Кремля. После установления празднований Казанской иконе Божией Матери в 1613 г. (8 июля, в день обретения в Казани, и 22 окт., в день освобождения от поляков) во Введенскую ц. на Сретенке из Успенского собора Московского Кремля стали совершать большие крестные ходы. В шествиях принимали участие царь и патриарх, проносили Владимирскую и Казанскую иконы Божией Матери. Помощь Божией Матери через Ее Донскую икону войскам царя Алексея Михайловича видели в отражении нападения крымских татар на Украину (1646), в честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с иконой в Донской мон-рь. В 1649-1660 гг. совершались ежегодные крестные ходы в день празднования Донской иконе Божией Матери. Во время больших крестных ходов этот образ выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Покаянные крестные ходы, к-рым предшествовал общенародный пост, устраивались во время стихийных бедствий (напр., в июне 1518 по случаю затяжных дождей). Ряд благодарственных крестных ходов проводился традиционно. С 1591 г. до сер. XIX в. в память о победе над крымскими татарами ежегодно 19 авг. совершался малый крестный ход в Донской монастырь из кремлевских соборов через Боровицкие ворота, Каменный мост, Якиманку и Донскую ул.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

На месте, где в настоящее время находится Сретенский монастырь, в древности было Кучково поле, служившее местом казни преступников. Так, в летописи имеется запись, что здесь в 1378 году был казнен тысяцкий Иван Васильевич Вельяминов со своим сообщником купцом Некоматом, противившиеся великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому. В 1385 году здесь была построена небольшая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Спустя десять лет грозный ордынский царь Темур-Аксак с несметными силами вторгся в пределы России, сжег город Елец, избил массу народа и устремился к Москве. Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил навстречу врагу с войсками в г. Коломну, а управлять Москвою поручил своему дяде князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Великий князь Василий Дмитриевич, глубоко веруя в заступление Царицы Небесной, написал к Московскому митрополиту Киприану, чтобы из Владимира была принесена с подобающей честью чудотворная икона Владимирской Божией Матери, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукою. Желание великого князя было исполнено, и 26 августа 1395 года чудотворная икона Владимирской Божией Матери была принесена в Москву. Навстречу этой святой иконе из Кремля направился крестный ход, и на Кучковом поле чудотворная икона была встречена москвичами; с крестным ходом икону понесли в Успенский собор; народ падал ниц пред святыней, восклицая: «Мати Божия, спаси землю русскую», и совершилось чудо: завоеватель Темур-Аксак в самый день 26 августа поспешно оставил русскую землю. Летописцы сообщают, что в тот самый день и час, когда москвичи на Кучковом поле встречали икону Владимирской Божией Матери, татарский хан дремал в шатре, и ему представилось видение: с вершины высокой горы сходили к нему святители с жезлами, а над ними в лучезарном сиянии Божия Матерь, окруженная множеством воинов, вид которых был как молния и которые устремились на Темура. Проснувшись, хан страшно испугался и поспешно оставил пределы русской земли. Великий князь Василий Дмитриевич в благодарность Господу Богу за избавление России от разорения татарами заложил на Кучковом поле храм во имя Владимирской Божией Матери и в нем поставил точный снимок с чудотворной иконы Владимирской Божией матери, а при этом был основан Сретенский монастырь. Сама чудотворная икона была поставлена в Кремле, в соборном храме Успения Богоматери, где находится и в настоящее время. В память избавления России от нашествия татар 26 августа установлен в 1395 году в Сретенский монастырь крестный ход.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Никольское. Владимирской иконы Божией Матери церковь. Церковь. Действует.   Престолы: Владимирской иконы Божией Матери Год постройки:Между 2013 и 2015. Адрес: Россия, Тверская область, Калязинский район, с. Никольское Координаты: 57.312255, 38.025129 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм расположен при въезде в коттеджный поселок " Никольское " , в одном километре от Селищ. 22 июля 2013 г. под Калязином состоялась встреча митрополита Тверского и Кашинского Виктора со строителем нового большого храма в деревне Селище Алексеем Куракиным. В сопровождении благочинного Кимрского округа протоиерея Евгения Морковина и священников-преподавателей ПСТГУ Глава Тверской митрополии прибыл на место строительства будущего храма для того, чтобы совершить чин освящения закладного камня. Деревянный храм в честь святителя Филиппа, митрополита Московского, в Селищах заложен Владыкой Виктором в середине 1990-х гг. и построен Алексеем Куракиным для приютских детей в 2002-2003 гг. Недавно рядом появились две часовни: в честь святителя Николая и в честь Новомучеников и Исповедников Российских, начато строительство часовни над источником в честь преподобного Сергия Радонежского. Будущий двухэтажный шестипрестольный храм приписан к Калязинскому приходу. Главный престол будет посвящен Владимирской иконе Божией Матери, центральный - святым Царственным страстотерпцам, двум приделам определено именоваться в честь прп. Макария Калязинского – покровителя Калязинской земли, – и великого равноапостольного князя Владимира – в память юбилея 1025-летия крещения Руси. Двум престолам еще предстоит определить свое именование. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Церковь Владимирской иконы Божией Матери при въезде в коттеджный поселок " Никольское " . 22 июля 2013 года совершен чин закладки храма. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=36204

Двадцать третий день. Поучение 2-ое. Празднование Владимирской иконе Божией Матери. (В чем заключается тайна спасительного заступления Божией Матери за Россию?) I. Празднование Владимирской иконе Пресвятой Богородицы, ныне совершаемое, установлено по следующему случаю. В 1480 г., не получая дани от русских, хан Золотой орды Ахмет двинулся на Россию, чтобы разграбить ее и разорить столицу – Москву. Он дошел уже до реки Угры, которую русские называли «поясом Богоматери», охраняющим московские владения. Москва была в страхе, и все молились о спасении. Царь Иоанн III решился бороться с ханом и стал с войском на берегу Угры, против полчищ татарских. Он велел войску отступить от берега, но татарам вообразилось, что русские заманивают их в сети – вызывают на бой, приготовив засаду. Тогда великий страх объял хана, и он гонимый сильнейшим страхом поспешил удалиться, оставив множество добычи русским. Современники справедливо приписывали это спасение от татар заступлению Пресвятой Богородицы, и установили 23 июня праздник Владимирской иконе с крестным ходом. II. Братия христиане! воспоминая милости Богоматери, от древних лет являемые отечеству нашему, к чему мы обязываемся? Если Богоматерь так милосерда к нам грешным, так любит правоверующий род христианский, то очевидно и нам надлежит особенно заботиться о том, чтоб этой любви Богоматерней соответствовать своею благодарною любовию. Более всего нам должно крепко блюсти чистоту нашей веры и жизни, чтобы заслужить благоволение Богоматери, Которая не может взирать Своим чистейшим взором ни на что нечистое и порочное, гнездящееся в душе человека, доколе человек не сознает этой нечистоты своей и не постарается омыть ее слезами покаяния. Вникая в события отечественной нашей истории, мы убеждаемся, что вера, молитва и святость жизни угодников Божиих, живших в земле русской, в особенности привлекали благоволительный взор Богоматери на предков наших и приближали дивную Ея помощь во дни тяжких общественных бедствий. Представители земли русской преподобные Антоний и Феодосий печерские , преподобный Сергий Радонежский, святители Петр, Алексий, Иона и Филипп, Фотий и Киприан и многие другие своими святыми молитвами воздвигали на ходатайство Богоматерь и низводили Ея помощь отечеству нашему во время благопотребное.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Боголюбская икона Божией Матери. Начало XX в. (ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) Боголюбская икона Божией Матери. Начало XX в. (ц. свт. Николая в Клённиках. Москва) в Летописном лицевом своде (ок. 1568) приведен цикл иллюстраций к житию А. Ю. Б., однако в миниатюрах отсутствуют устойчивые иконографические черты, отличающие А. Ю. Б. от др. князей (РНБ. Лаптевский том. F IV. 233. Л. 184-208, 2-я пол. XVI в.; РНБ. Голицынский том. F IV. 225. Л. CIC об., 2-я пол. XVI в.). Его изображения присутствуют на Владимирской иконе Божией Матери: в ряде клейм, иллюстрирующих Сказание о ее чудесах, напр. на иконе 1-й трети XVII в. (ГММК); раме письма Афанасия Соколова 1680 г. (ГТГ); иконе кон. XVII - нач. XVIII в. иконописца Кирилла Уланова (ПЗИХМЗ). В сер. XVII в. в Успенском соборе Владимира находилась икона А. Ю. Б. в коленопреклоненном молении Христу. В XVIII в. получили распространение иконы под названием «Моление о народе» (один из изводов Боголюбской иконы Божией Матери) с фигурой молящегося Богородице А. Ю. Б.- одного (как на иконе кон. XIX - нач. ХХ в. (ЦАК МДА)) или в группе предстоящих; святой облачен в княжеские одежды, иногда в имп. мантию, подбитую горностаем. На иконе, созданной в кон. XIX - нач. ХХ в. мстерским иконописцем О. С. Чириковым (ГЭ), А. Ю. Б. представлен в древнерус. одеянии, без головного убора, с крестом в правой и жезлом в левой руке, на фоне пейзажа с видом на архитектурный комплекс - вероятно, дворец в Боголюбове. Образ написан в традициях репрезентативного княжеского портрета. Поясное изображение А. Ю. Б. в медальоне, с иконой в руках, включено в мозаичное убранство храма Воскресения Христова (Спас на крови) в С.-Петербурге, 1894-1907 гг. Лит.: Порфирий, архим. Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе. Владимир, 1903; Побединская А. Г., Уханова И. Н. Произведения мстерских художников М. И. Дикарева и О. С. Чирикова в собрании Эрмитажа//Культура и искусство России XIX в. Л., 1985; Большаков. Подлинник иконописный. С. 123; Маркелов. Святые Древней Руси. М., 1998. Т. 2. С. 50.

http://pravenc.ru/text/115338.html

И. 2006. С. 354-355. Кат. 107). На иконе «Ростовские чудотворцы» 2-й пол. XVIII в. (ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 230. Кат. 145) И.- крайний слева в 1-м ряду, вполоборота вправо, с седой бородой, левая рука на груди, правая раскрыта ладонью. Подобные изводы иконографии известны и в гравюре: напр., на листе 1809 г. из собрания Д. А. Ровинского ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. 1616А) фигуры святителей Леонтия и И. занимают центральное место в композиции. На иконе избранных святых перед Владимирской иконой Божией Матери (1-я четв. XIX в., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 416-417. Кат. 124) у И. длинная борода с проседью, внизу более узкая и раздвоенная. Судя по надписи на Владимирской иконе Божией Матери с избранными святыми на полях (1855, ГМЗРК; см.: Она же. 1998. С. 105-106), создание этого образа было значимым для жителей Ростова. Икона была выполнена ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины Ярославского ополчения, участвовавшей в Крымской войне; впосл. образ был поставлен в Успенском соборе Ростова. На полях иконы в овальных медальонах представлены поясные изображения рус. святых, преимущественно Ростовских, И.- 3-й сверху на левом поле. Икона «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1645, с дополнениями XVIII и XIX вв., ГМЗРК; см.: Вахрина В. И. 2006. С. 250-253. Кат. 70), согласно подписи на нижнем поле, была создана при Ростовском митр. Варлааме и по его благословению поставлена «над вратами града» (очевидно, в башне над воротами Петровского въезда земляной крепости), а в 1743 г. по благословению митр. сщмч. Арсения (Мацеевича) перенесена в ростовскую ц. Всех святых; вероятно, тогда на иконе были дописаны во 2-м ряду Ростовские чудотворцы. На иконе «Избранные святые» 2-й пол. XVII в. из церкви с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл. (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат./Авт.-сост.: Л.

http://pravenc.ru/text/674806.html

5304. К ПРАЗДНОВАНИЮ 600-летия Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Москве. – 1995, 9–10, 21. 5305. СИДОРИНА И. Возвращенная радость. (Икона “Всех скорбящих Радосте” (с горошиками). – 1992, 1, 27. 5306. КОЛОМЕНСКАЯ икона Божией Матери “Державная”. – 1993, 3, 31. 5307. СКАЗАНИЕ о явлении Державной иконы Божией Матери. – 1996, 3, 37. 5308. ВТОРОЕ обретение чудотворной Державной иконы Божией Матери. 1996, 3, 38. 5309. ФИЛАТОВ В. Заметки по поводу второго обретения Державной иконы Божией Матери в России. – 1996, 3, 39. 5310. МАЛИНИН А., свящ. “Яко необоримую стену …” (икона Божией Матери “Знамение”). – 1992, 3, 33. 5311. ЖИЛКИНА М. Возвращение московской святыни (Иверской иконы Пресвятой Богородицы). – 1995, 11, 24. 5312. ТОЛГСКИЙ В., прот. Сказание о высокочтимой иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. – 1996, 10, 29. 5313. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25–27 декабря 1991 года: О сверхъестественном событии (истечение с глаза слезы на иконе Божией Матери “Казанской”), происшедшем в смоленском кафедральном соборе. – 1992, 3, IX. 5314. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода (1993–1994): Признать происшедшее в Казанской церкви с. Пучкова события (истечение мира от Казанской иконы Божией Матери) чудом, а Казанскую икону чудотворной. – 1994, 7–8, 4. 5315. КИРЕЕВСКИЙ И. Святыня земли Рязанской. (Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Корчевная”. – 1990, 6, 19. 5316. КОМАРОВ Е. С молитвой к курской святыне. – 1990, 9, 46. 5317. ВОЙНАКОВ В., прот. Максимовская икона Божией Матери. (К 700-летию иконы). – 1999, 6, 41. 5318. ИОСИФ (БАЛАБАНОВ), архим. “Неупиваемая Чаша”. – 1997, 10, 65. 5319. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ , свт. Матерь милосердия. (Рассказанные события изображается на иконе Пресвятой Богородицы, именуемой “Нечаянная Радость”). – 1989, 12, 38. 5320. ЛЕБЕДЕВ Л., прот. Почитание Святителя Николая в России. (К 900-летию перенесения мощей в Бар град). (Исторический экскурс). – 1987, 5, 74; 6, 67. 5321. СЫРЧИН М., прот. Образ Святителя и Чудотворца Николая, именуемый Радовицким. – 1992, 7, 35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010