Особенностью русской Ж. л. в XVII в. стало появление большого числа сказаний, посвященных чудотворениям от местночтимых икон, прежде всего Божией Матери (образов «Знамение», «Одигитрия», «Умиление», Рождества и Успения Пресв. Богородицы, многочисленных списков Владимирской, Казанской, Смоленской, Тихвинской икон, см.: Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B.; Wiesbaden, 1990), а также Нерукотворного образа Спасителя, Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца (Житие и чудеса св. Николая чудотворца, архиеп. Мирликийского, и слава его в России/Сост.: А. Вознесенский, Ф. Гусев. СПб., 1899. М., 1994р). Со сказаниями об иконах тесно связаны сказания об основании монастырей (напр., Игрицкого Песоченского (Песошенского), Нижнеломовского, Оранского, Смоленского на Бору, Страстного, Толгского, Черногорского, Усть-Шехонского), пустыней (Заоникиевой, Лукиановой, Семигородной, Соезерской, Усть-Недумской, Христофоровой). Сказания повествуют об установлении почитания Абалацкой и Казанской в Тобольске, Курской, Феодоровской икон Божией Матери. Во мн. произведениях рассказывается о событиях Смутного времени, как, напр., в Сказаниях об осаде Тихвинского мон-ря шведами в 1613 г., о приходе польско-литов. войск под Устюжну-Железнопольскую, о Новодевичьем мон-ре в Ярославле и о чудотворном образе Казанской Божией Матери, об иконе Бабаевской Божией Матери, в Чуде о Корсунской Торопецкой иконе Божией Матери; о спасении благодаря заступничеству Богоматери от эпидемии чумы сер. XVII в. (Сказания о Седмиезерной, Смоленской в Успенском соборе Ярославля, Югской, Шуйской иконах Божией Матери) или от осады (Сказания об иконе Божией Матери Тихвинской в Цивильске, Чудеса от иконы Божией Матери Изборской и от иконы Божией Матери Туровецкой). Сказания о явлении икон на месте, где впосл. была выстроена часовня или церковь или создана обитель, продолжали активно создаваться и в XVIII-XIX вв. Помимо оригинальных сказаний и повестей об иконах в посл. трети XVII в. в России широкое распространение получил переводной сборник легенд о чудесах Пресв. Богородицы « Звезда Пресветлая », последнюю, 15-ю гл. которого составили рус. легенды и сказания.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Князь поставил икону во Владимире. С этого времени – 1160 года – святая икона стала именоваться иконой Божией Матери «Владимирской». В 1164 году икона Божией Матери «Владимирская» была с князем Андреем Боголюбским в походе против волжских болгар. Перед боем князь Андрей исповедовался и причастился и, молясь перед иконой Богоматери, восклицал: «Всяк уповаяй на Тебя, Владычица, не погибнет!» Все воины вслед за князем со слезами приложились к иконе и, призывая в помощь Божью Матерь, спокойно шли в бой. Болгары были разбиты. После победы на поле сражения перед святой иконой было совершено молебствие. Во время этого богослужения в виду всего русского войска совершилось чудо: от иконы и Животворящего Креста заблистал свет, озаривший всю местность. Так как в этот же день византийский император Мануил видел свет от Креста Господня и, подкрепленный этим знамением, разбил сарацин, то по общему согласию князя Андрея Боголюбского с императором был установлен 1 августа праздник «Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня». B 1175 году князь Андрей Боголюбский был убит во время мятежа во Владимире. Город был во власти грабителей. Тогда один священник, Николай, понес по улицам икону Божией Матери, и мятеж утих. Были дивные чудеса и с самой иконой. В 1135 году соборный храм, где находилась икона Божией Матери Владимирская, сгорел дотла, но святая икона осталась совершенно неповрежденной. В 1237 году вместе с другими святынями чудотворная икона пострадала от нашествия татар, с нее была сорвана драгоценная риза, но сама она осталась цела и невредима. В 1395 году Тамерлан с полчищами татар вступил на Русскую землю и приближался к Москве. У русского народа осталась надежда только на помощь Божию. Великий князь Московский Василий Димитриевич отдал распоряжение принести икону Божией Матери Владимирской из Владимира в Москву. Десять дней продолжался путь иконы от Владимира до Москвы. По сторонам дороги стоял народ на коленях и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В Москве икону ждала торжественная встреча. Крестный ход со всем духовенством Москвы, семья великого князя, бояре и московское население вышли за город на Кучково поле и, встретив икону, провожали ее до Успенского собора Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/chudotvo...

В кон. XVI - 1-й пол. XVIII в. миниатюры «Повести на сретение Владимирской иконы» широко использовались для написания икон с клеймами сказания. Вероятно, 1-я икона со сказанием (115 ´ 84 см; ПГХГ) была создана в 80-х гг. XVI в. царским изографом Истомой Савиным по заказу Н. Г. Строганова для ц. Похвалы Пресв. Богородицы в Орле-городке (ныне пос. Орёл Пермской обл.) в память о победе в 1581 г. над сибир. татарами во главе с кн. Бехбелей-Ахтаном, пытавшимися завоевать и села Строгановых ( Каменская Е. Ист. сюжет в клеймах иконы «Владимирская Богоматерь» Истомы Савина//[ГТГ]: Мат-лы и исслед. М., 1956. Вып. 1. С. 44-51). За образец были взяты иконы с клеймами из соборов Московского Кремля: «Богоматерь Владимирская, с праздниками» 1514 г. (из Успенского) и «Богоматерь Тихвинская, в раме со сказанием» 2-й пол. XVI в. (из Благовещенского). На иконе Истомы Савина вместо изображений праздников в 18 клеймах помещены иллюстрации к сказанию о В. и. Выбор сюжетов, повествующих о нашествии Темир-Аксака в 1395 г. и его изгнании, был определен заказчиком. Композиции клейм по образцу иконы 1514 г. из Успенского собора вписаны в 5-лопастные арочки с килевидными завершениями. Черный цвет фона в клеймах, возможно, также восходит к иконе 1514 г. с ее насыщенным бирюзовым цветом, к-рый под потемневшей олифой мог выглядеть как черный. На основе миниатюр повести иконописец создал варианты композиций. Изображения чудотворной В. и. в клеймах не выделены; внимание уделено фигурам победителя - вел. князя московского и побежденного - Темир-Аксака. Однако образ В. и. в среднике точно передает иконографию поновленной в 1514 г. святыни, а также ее драгоценный убор - жемчужный чепец и венцы с крупными драгоценными камнями, нарисованные красками. Владимирская икона Божией Матери с 18 клеймами сказания на полях из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка. Истома Савин. 80-е гг. XVI в. (ПГХГ) Владимирская икона Божией Матери с 18 клеймами сказания на полях из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Орла-городка. Истома Савин. 80-е гг. XVI в. (ПГХГ)

http://pravenc.ru/text/154962.html

Среди византийских икон комниновского периода Владимирскую Богоматерь выделяет также свойственное лучшим произведениям этого времени глубокое проникновение в область человеческой души, ее скрытых тайных страданий. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь. Мастерство, с которым живописец сумел передать тонкое духовное состояние, скорее всего, и послужило возникновению предания о написании образа евангелистом Лукой. Следует напомнить, что живопись раннехристианского периода — времени, когда жил прославленный евангелист-иконописец, была плоть от плоти искусства позднеантичного времени, с его чувственной, «живоподобной» природой. Но, в сравнении с иконами раннего периода, образ Владимирской Богоматери несет печать высочайшей «духовной культуры», которая могла быть только плодом вековых христианских раздумий о пришествии Господа на землю, смирении Его Пречистой Матери и пройденном ими пути самоотречения и жертвенной любви. Чтимые чудотворные списки с иконами Владимирской Божией Матери С Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на протяжении столетий было написано множество списков. Некоторые из них прославились чудотворениями и получили особые именования в зависимости от места происхождения. Это: Тропарь иконе Божией Матери Владимирская, глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва,/яко зарю солнечную восприимше, Владычице, чудотворную Твою икону,/к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе взываем сице:/о, пречудная Владычице Богородице,/молися из Тебе воплощенному Богу нашему,/да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих,//и спасет души наша, яко Милосерд. Кондак Владимирской иконе Божией Матери, глас 8 Взбранной Воеводе победительная,/яко избавльшихся от злых пришествием Твоего честнаго образа,/Владычице Богородице,/светло сотворяем празднество сретения Твоего и обычно зовем Ти://радуйся, Невесто Неневестная. Молитва Владимирской иконе Божией Матери

http://pravmir.ru/vladimirskaya-ikona-bo...

Иконография Е. и. близка к Владимирской иконе Божией Матери , ставшей прототипом мн. рус. изводов типа «Умиление». В гравированных и иконописных сводах икон Божией Матери Пресв. Богородица представлена с Младенцем Христом на правой руке, левая - в молитвенном жесте. Христос, приникнув к щеке Богоматери, обнимает Ее левой ручкой (скрыта). Он облачен в хитон, обе ножки обнажены от колен. В отличие от литографического изображения ножки Богомладенца не перекрещиваются (левая за правой), правая рука расположена на уровне груди, а не выше. Е. и. изображена: в ряду произвольно расположенных 130 явленных икон Божией Матери на гравюре 2-й пол. XVIII в. (РНБ ОЭ. Собр. А. В. Олсуфьева. РНК. T. 3. 479. 1216; Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 477-479); в минейном порядке на иконе «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Божией Матери (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве; на 4-листовой гравюре «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравера Е. Н. Долгова; под 11 янв. изображена Е. и., под 5 февр.- Елецкая Черниговская; Там же. С. 483) и на иконе «Неопалимая Купина» со 156 образами Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в. (?), частное собрание). В ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве находится больших размеров икона 2-й пол. XVIII в. в бисерном окладе, изготовленном, очевидно, елецкими мастерицами (мастерская елецкого монастыря в честь иконы Божией Матери «Знамение»?). К особеностям извода относится изображение ангелов, венчающих Богородицу короной. В елецком соборе Вознесения Господня в киот у правого клироса помещена икона, написанная по литографии кон. XIX в. (см.: Поселянин. 1909. Ил. на с. 115), ее иконография имеет отличия по сравнению с более ранней иконографией, представленной на гравюрах и иконах свода чудотворных икон Божией Матери. Появление в Ельце начиная со 2-й пол. XIX в. посвящений Е. и. храмов и престолов связано, очевидно, с прославлением Елецкой Аргамаченской иконы Божией Матери, написанной в 1735 г.

http://pravenc.ru/text/189783.html

Иисус Христос, Царственные страстотерпцы Николай II и Александра Феодоровна, с избранными святыми. Икона. Нач. XXI в. Иконописец С. Марзоев Иисус Христос, Царственные страстотерпцы Николай II и Александра Феодоровна, с избранными святыми. Икона. Нач. XXI в. Иконописец С. Марзоев Образы Н. А. включаются также в деисусные ряды храмовых иконостасов, напр. икона в ц. во имя Царя страстотерпца на Головинском кладбище в Москве (2011, иконописец С. Вершинин). Предание об отсечении головы Н. А. легло в основу его изображений как кефалофора. Этот образ, очевидно, связан с серб. иконографией обезглавленного на Косовом поле кн. мч. Лазаря Хребеляновича, изображаемого с усеченной главой в руках. С ней сходна икона молящихся государя и его супруги с изображением Христа в небесном сегменте (2002, собрание иконописной школы МДА; иконописец В. Фёдоров). Еще один вариант (нач. XXI в., иконописец С. Маликова) представляет имп. чету в молении Феодоровской иконе Божией Матери, на фоне многокупольного храма, под к-рым показана сцена убиения царской семьи в подземелье. «Снятие пятой печати». Икона. Ок. 1998 г. (ц. Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мон-ря, Москва) «Снятие пятой печати». Икона. Ок. 1998 г. (ц. Владимирской иконы Божией Матери Сретенского мон-ря, Москва) Существуют парные иконы Н. А. и Александры Феодоровны в молении ко Христу или к Божией Матери. Царственная чета изображается также в предстоянии Христу, восседающему на троне. Эта иконография восходит к изображениям визант. императоров (напр., на иконе 2004 г. С. М. Марзоева царственные супруги страстотерпцы одеты в имп. византийские одежды). Достаточно редко встречаются иконы, на к-рых Н. А. представлен с др. святыми, чаще - со свт. Тихоном, патриархом Московским и всея России. Так, на одной из икон оба святых изображены предстоящими Распятию Христову, к которому слетают ангелы с орудиями Страстей; на Н. А.- накинутая на парадный мундир горностаевая мантия, в руках - сабля. Еще один вариант иконографии: Н. А. и свт. Тихон показаны на фоне Кремля, над ними - Державная икона Божией Матери и ангелы с орудиями Страстей; на Н. А.- шинель. Вместе со свт. Тихоном Н. А. предстоит Богоматери с Младенцем на Державной иконе Божией Матери из Казанской ц. в с. Пески Поворинского р-на Воронежской обл. (нач. XXI в.). Известны также иконы, на к-рых государь изображен с равноап. кн. Владимиром.

http://pravenc.ru/text/2566092.html

Под иконой чудной святой Богородицы со всей вероятностью должно разуметь именно икону Владимирской Божией Матери (ибо другой иконы, которую бы разуметь, не может быть и указано). В месяцеслове одной Следованной псалтыри XVI в., находящейся в библиотеке Троицкой Сергеевой Лавры, говорится под 23 Июня: «прииде чюдотворная икона пречистыя Богоматере из Володимира в град Москву 6988» (1480), – см. печатные Описания ч. II, стр. 99. Нынешняя риза на Владимирской иконе Божией Матери сделана митрополитом Фотием, о чём см. статью покойного К. И. Невоструева : «Монограмма всероссийского митрополита Фотия на окладе Владимирской чудотворной иконы Пресвятой Богородицы в Московском Успенском соборе», напечатанную в Сборнике Общества древне-русского искусства при Московском Публичном Музее на 1866 год. Естественно предполагать, что Фотий сделал новую ризу по причине утраты старой ризы. Но в правление Фотия старая риза могла утратиться именно только быв содрана с иконы Татарами при набеге их на Владимир (в 1408 году приходил под Москву Едигей, но Москва не была им взята). Наконец, установленное в 1480 году празднование Владимирской иконе Божией Матери в 23 день Июня заставляет предполагать принесение иконы из Владимира: этот 23 день Июня, в который установлено празднование, очевидно, был днём знаменательным по отношению к иконе; но так как Ахмат бежал с Угры не 23 Июня, а 7 Ноября, то другой знаменательности, кроме того что 23 Июня икона принесена из Владимира в Москву, не может быть предполагаемо.– В 1401 году принесена была в Москву из Суздаля другая святыня – так называемая страсти Господни (кровь Спасителя и частицы вещей, относящихся к Его страданию – тернового венца, трости, копия, губы и пр.), которые в 1382 году принёс из Константинополя суздальский архиепископ Дионисий «премногою ценою искупив», которые почему-то сокрыты были, быв зазданы или закладены в каменной стене церковной, и которые в 1401 году были обретены, – Никоновская летопись, IV, 131 и 299 (в настоящее время ковчег с этими страстями Господними находится в ризнице московского Благовещенского собора, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Никейская икона Божией Матери («Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери со сводом Богородичных икон. Иконописец Иван Дорофеев. 1722 г. (частное собрание) Никейская икона Божией Матери («Бысть чрево Твое святая Трапеза»). Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери со сводом Богородичных икон. Иконописец Иван Дорофеев. 1722 г. (частное собрание) Эта история позаимствована с незначительными изменениями из другого краткого сказания в составе сб. «Солнце Пресветлое», относящегося к Евтропьевской иконе Божией Матери . Местом действия в нем названа не Никея, а Палестина, событие отнесено к 792 г. (МГУ НБ. 293. Л. 38 об.- 39). Литературным источником этого текста является упоминание в соч. архим. Иоанникия (Галятовского) «Небо Новое» о чуде с иконой, где образ Богоматери не имеет собственного названия (Львов, 1665. Л. 66 об.- 67). Архим. Иоанникий указал на источник своего текста: «Евтропий. Кн. 21. О речах Римских» (очевидно, от этой ссылки образовано название иконы «Евтропьевская» в сб. «Солнце Пресветлое»). По-видимому, здесь подразумевается сочинение римского историка Евтропия Флавия († после 380) «Бревиарий римской истории от основания города» в 10 книгах, в тексте к-рого приводимый архим. Иоанникием сюжет отсутствует ( Кобяк Н. А. К вопросу об источниках сочинения о чудесах богородичных икон «Солнце пресветлое»//Вспомогательные исторические дисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития: Мат-лы XXVII междунар. конф. Москва, 9-11 апр. 2015 г. М., 2015. С. 245-247). Никейская икона Божией Матери. Роспись свода окна жертвенника ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Ярославле. Ок. 1709 г. Никейская икона Божией Матери. Роспись свода окна жертвенника ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Ярославле. Ок. 1709 г. Когда и при каких обстоятельствах история Евтропьевской иконы закрепилась за Н. и., неясно. Возможно, это произошло при переписывании сб. «Солнце Пресветлое» или близкого к нему по содержанию аналогичного сборника в старообрядческой среде. Так, в Клинцовском иконописном подлиннике присутствует ошибочная идентификация Н. и. с Антиохийской иконой Божией Матери ( Ровинский. Народные картинки. Т. 4. C. 690).

http://pravenc.ru/text/2565330.html

Наиболее ранняя икона такой иконографии (3-я четв. XVII в. под записью XIX в., ВГИАХМЗ) происходит из иконостаса собора Спаса Всемилостивого в Димитриевом Прилуцком мон-ре. На иконе 1-й пол. XVIII в. из вологодской ц. Преображения на Болоте (ВГИАХМЗ) И. находится между преподобными Григорием Пельшемским и Галактионом Вологодским, у него высокий лоб и прямая борода до середины груди. На иконе из ц. Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ) по сторонам ростового образа Спасителя И. изображен в числе 81 святого, он имеет широкую длинную бороду и волнистые с проседью волосы. Образ И. (высокий лоб и длинная клинообразная седая борода) помещен в правой части иконы «Спас Всемилостивый, с предстоящими и припадающими святыми» (2-я пол. XVIII в., ВГИАХМЗ). На иконе «Иисус Христос Великий Архиерей, с Вологодскими чудотворцами» (3-я четв. XVIII в., ВГИАХМЗ) И. изображен в правой части иконы во 2-м регистре сверху, вполоборота влево, рядом с прп. Герасимом Вологодским, напротив - прп. Арсений Комельский и свт. Николай Чудотворец. И.- средовек с тонкими чертами лица, почти без седины в лежащих «шапкой» волосах, борода широкая и пышная, с проседью. Одеяния писаны по золоту, складки обозначены коричневым цветом, параман и куколь темно-синего цвета с белыми крестами. На иконах 1778 г. кисти Лазаря Ершова «со товарищи» (из кафедрального Троицкого собора Архангельска, АМИИ) и 1779 г., написанной вологодскими мастерами Димитрием и Иваном Сумароковыми (из ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды, ВГИАХМЗ), И. представлен в левой части композиции коленопреклоненным, руки сложены крестообразно на груди, волосы с проседью, спускаются на шею короткими волнистыми прядями, борода на конце раздвоена. На иконе из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (нач. XIX в., ВГИАХМЗ) И. также показан в земном поклоне (вместе с преподобными Сергием Нуромским и Арсением Комельским), в темно-вишневой мантии и красной рясе, куколь и параман синие. На иконе XVIII в. «Явление Богородицы и свт. Николая пономарю Юрышу, с русскими чудотворцами» из ц. Преображения на Болоте Вологды (ВГИАХМЗ) И. показан коленопреклоненным справа в нижнем ряду предстоящих. В иконостасе вологодской ц. свт. Лазаря, еп. Кипрского, между северными и царскими вратами имеется писанная маслом икона нач. ХХ в.- на золотом фоне изображена Богоматерь с Младенцем и предстоящие прп. Корнилий Комельский и И.

http://pravenc.ru/text/389625.html

Владимирские иконы Богоматери в слободе Мстеры В Богоявленской церкви слободы Мстеры, находящейся в Вязниковском уезде Владимирской губернии, в 14-ти верстах от станции Московско-Нижегородской железной дороги того же имени, есть две замечательных иконы Владимирской Божией Матери. Одна из них находится в главном иконостасе Богоявленской церкви, по левую сторону от царских врат, а другая — в отдельном киоте, расположенном перед алтарной солеей. Владимирская икона Богоматери в главном иконостасе Богоявленской церкви носит на себе следы древнего московского письма начала XVII века. Оклад ее современен иконе, т. е. тоже XVII века, и украшен насеченным орнаментом с чернью и дробницами с изображением святых. Этот оклад покрывает не только поля иконы, но и ее фон, отнюдь не составляя собой одного целого, как это было принято в древности. Средняя же часть иконы прежде была открытой, но с 1852 года она покрыта новой ризой. Венец, украшающий икону, древний, но цата более позднего времени, может быть, даже XVIII века. На венчике имеется новая корона. На иконе сохранился древний, бархатный подриз, вышитый жемчугом и камнями. На дробницах изображены свв. апп. Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, а также св. Мария и преподобный Василий. Изображение преподобного Василия дает повод думать, что эта икона пожертвована боярином князем Василием Григорьевичем Ромодановским, отец которого скончался в 1628 году, а сын в 1671 г. Образ Владимирской Богоматери вставлен в другой образ с изображением жития и чудес Богоматери. Другая Владимирская икона Божией Матери, находящаяся в отдельном киоте перед алтарной солеей, также по своему письму московского характера должна быть отнесена к XVII веку. Само изображение носит на себе местами следы чинки. Современный иконе чеканный орнаментом оклад покрывает поля и оплечье. Столь же древни венчики и цата. Средина иконы покрыта малиновой бархатной ризой, вышитой в рисунок жемчугом и каменьями. Как орнамент чеканного оклада, так и вышивка превосходно исполнены. Вообще вся эта икона представляет собой ценный для археологов памятник древнего иконографического искусства на Руси. И. А. Голышев в своем докладе «О сохранении памятников», между прочим, упоминает, что в 1866 году священник мстерской Богоявленской церкви и церковный староста, заручившись разрешением местного преосвященного Феофана, собирались уже уничтожить эти драгоценные оклады Владимирской иконы и заменить их новыми, и самому Голышеву едва удалось помешать этому и доказать владыке, что данная Владимирская икона Богоматери в неподновленном виде имеет археологическое значение и теряет всякую ценность, как памятник древнего иконографического искусства, если ее оклад и живопись будут переделаны современными художниками.

http://sedmitza.ru/lib/text/440293/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010