Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. По обычаю, сначала на столы раскладывали хлеб и пироги. Хлеб ставили на середину стола, одна буханка на другую, справа и слева от него находились две тарелки с пирогами, на каждой по три пирога. По краю стола напротив определенного каждому гостю места укладывали ломоть ржаного хлеба, а на него продолговатый пирог. Перед молодыми ставили два круглых хлеба, размещенных один на другом и прикрытых платком. После того как гости занимали свои места, начинали подавать напитки и еду. Блюда приносили попеременно, т. е. сначала подавали одно блюдо, потом второе, третье и т. д., чередуя с напитками. Количество блюд должно было быть четным, т. к. с четными числами связывались обычно представления о счастье и удаче. Угощения различались по способу приготовления: холодные, горячие, жаркие, варева, похлебки, пирожные и т. п. Набор блюд для свадебного стола в разных местностях России был различным. Так, например, во Владимирской губ. на стол сначала приносили холодные блюда: окорок, баранью голову, студень, потом горячие: похлебку из гусиных потрохов, жареное баранье плечо, поросенка, гуся, кашу, пшенник, сальник, а затем сладкий пирог или пряник. В Вятской губ. сначала ставили рыбные пироги, потом щи, затем мясо, гуся, холодные блюда – телячью губу, а ближе к концу кисель и пирог. Подача очередной перемены сопровождалась разливанием пива, браги, водки, вина, кваса. Столовую утварь, еду и напитки выносили главные чины свадьбы – дружка, тысяцкий, сваха – и некоторые из поезжан, называвшиеся хлебник, пивник, чашечник, ложечник, наливашник, стольник, погребенщица и т. п. Последним блюдом свадебного пиршества был курник – пирог с куриным мясом – или свадебный каравай. Свадебный пир проходил обычно в два этапа, или, как говорили крестьяне, в два стола. Первый стол назывался свадебным, второй – горним. Участниками первого свадебного стола являлись жених с невестой, поезжане, родители «князя молодого», его женатая и замужняя родня. Свадебный пир начинался с т. н. открывания «молодой княгини», которая после венца входила в дом, закрыв платком лицо. Как правило, отец жениха или тысяцкий, держа в руке горбушку хлеба или пирог, поднимал ими платок невесты, затем брал его в руки и трижды обводил им вокруг голов новобрачных. Присутствовавшие родственники кричали: «Хороша молодая княгиня, хороша!» Этот обряд перекликался со смотринами просватанной девушки перед сговором и был необходим как обряд знакомства родни жениха с новым членом родственного коллектива.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященный Алексий 157 переведён с Рязанской кафедры на Тверскую вследствие многочисленных на него жалоб в Синод от духовенства. Огорчённый этим перемещением, Преосвященный хотел вовсе оставить службу и идти на покой, но убеждённый письмом Митрополита —776— 1878 г. Филофея решился покориться своей судьбе. В письме этом повторены были мысли покойного Митрополита Филарета, высказанные сим последним кому-то из архиереев в подобных обстоятельствах. О назначении Преосвященного Леонида на Ярославскую кафедру не было рассуждения в Синоде, но это назначение состоялось по частным переговорам Митрополита Иннокентия с Обер-Прокурором. Митрополит хотел почётным образом удалить от себя старшего Викария, который будто бы уже довольно явно начал домогаться Московской митрополии. Об Епископе Муромском Иакове, викарии Владимирском, Владыка сообщил мне, что протоиерей И. В. Рождественский делал в Св. Синоде неодобрительный отзыв об его характере. Да и сам Митрополит отозвался мне о Преосв. Иакове так: „он имеет в себе нечто отталкивающее“. Такой отзыв в устах такого серьёзного и правдивого мужа, как Митрополит Филофей, весьма многозначителен. Известие о посвящении во священника неженатого профессора (впоследствии ректора) Московской д. академии А. В. Горского (в 1860 г.) принято было в Синоде с удивлением; а протопресвитер В. И. Кутневич 158 сильно восставал против этого, небывалого в России, факта. Члены Синода протоиереи – аномалия. Если Синод заменяет патриарха, то нет Синода. Книга священника Белюстина „О сельском духовенстве“, напечатанная Погодиным в Берлине, сделалась известной прежде всего при Дворе (В. Княгини Елены Павловны), и о ней, через Обер-Прокурора Св. Синода, Графа А.П. Толстого, требовался от Преосвященного Филофея, бывшего архиепископа Тверского, отзыв, Но когда преосвященный потребовал объяснения о книге от её автора, Белюстина, этот последний имел бессовестность отречься от своего неблагонамеренного произведения. Тот же Белюстин написал, по поводу моей рецензии (в 1865 г.) на его сочинение: „Страстная седмица“ (Компиляция из сочинения Ренана: Vie de Iésus Christ), и представил в Синод дерзкую

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Перед сражением с врагами Всеволоду Георгиевичу и всему его войску было замечательное видение, о котором так сообщает летопись: «Когда был Всеволод за Суздалем, увидели чудную Матерь Божию Владимирскую (т.е. златоверхий Владимирский храм) и весь город до основания, как будто стоящим на воздухе; явил Бог и Святая Богородица новое чудо, (которое) зрели Князь и весь полк, и все, видя такое чудо, говорили, Княже, ты прав, поезжай против него!» (т.е. Мстислава Ростиславича 18 ). Однако Всеволод Георгиевич, «будучи благосерд», по замечанию летописи, пытался мирными переговорами отвратить кровопролитие, и только когда мирные предложения были отвергнуты, он вступил в битву и разбил Мстислава на поле близ города Юрьева Польского 27-го июня 1176 года. Но еще все время до 1182 года можно считать таким периодом великого княжения Всеволода Георгиевича, в который он должен был утверждать свою власть, выступая в походы то против не покорявшихся ему Рязанских князей, то против вольнолюбивого Новгорода, то даже против Киевского князя Святослава Всеволодовича, с которым вообще, и ранее и после того, был в большой дружбе. В последующее время своего княжения Всеволод Георгиевич также должен был иногда усмирять непокорность и междоусобия Русских князей; но власть Всеволода Георгиевича теперь была уже настолько упрочена в Русской земле, что он мог нечасто прибегать к силе оружия; и вообще по своему миролюбию он предпочитал действовать не оружием, а путем мирных договоров. Только Рязань и ее князей еще 4 раза принужден был усмирять Всеволод Георгиевич силой оружия да, чтобы устрашить враждебных ему тогда Черниговских князей, завоевал принадлежавшую им область Вятичей. Утвердив прочно свою власть, охраняя и восстановляя мир в земле Русской своим мудрым управлением, великий князь мог обратить свое оружие против врагов внешних и заняться благоустроением своих областей. В 1183 году, во главе князей: Рязанских, Муромского 19 , Смоленского и сына князя Киевского, Всеволод Георгиевич отправился в поход против волжских болгар. На пути присоединились к Русским князьям еще половцы, – и можно было от этого похода ожидать весьма большого успеха. Но едва только стали готовиться к осаде первого неприятельского города (Великого города в серебряной Болгарии), родной племянник великого князя, юный, отважный Изяслав Глебович, преждевременно выступивший на врагов, был смертельно ранен, – и пораженный горестью Всеволод Георгиевич вскоре возвратился из похода. Однако его войска успели еще одержать две победы над врагами, и последние стали просить мира. Изяслав Глебович скончался на возвратном пути на острове Исадах на р. Волге, и тело его Всеволод Георгиевич привез во Владимир для погребения в соборном храме. Кроме этого похода великий князь совершил еще успешный поход против половцев (1199), а воеводы его ходили два раза с успехом против волжских болгар (в 1186 и в 1205 годах).

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Доверие Преосв. Феофана к людям и в частности к подчиненным ему должностным лицам было безгранично. По своей нравственной деликатности и благородству души он боялся оскорбить человека даже каким-либо намеком на подозрение или недоверие к нему. Принимая бумаги от представителей различных ведомств и учреждений, Преосвященный всегда советовался с ними, а нередко прямо спрашивал, какую лучшую положить резолюцию на деле. Так совместно с секретарем консистории он обсуждал общеепархиальные вопросы, с благочинным по его округу, с экономом по ведению хозяйства архиерейского дома и т. д. Столь идеальная сама по себе нравственная черта однако в практике епархиального управления нередко являлась источником важных неудобств, а иногда прямых злоупотреблений. Лица, облеченные доверием, не всегда оправдывали его. Некоторые из них, особенно из консисторских деятелей, нашли тут для себя повод и получили свободу для крайне неправильного и пристрастного решения дел. Отсюда возникали жалобы на епархиального архиерея, а вместе с ними и тяжелые личные неприятности для него. Один факт – именно определение диакона Владимирского собора прямо в протоиереи – уездные настоятели особенно возбудил большие нарекания и даже ропот и доставил епископу серьезное беспокойство. Пользуясь указанной чертой характера Преосв. Феофана, некоторые частные лица позволяли себе незаконное вмешательство в дела епархиального управления. Так известен случай, когда почитательница его княгиня Л-ская вмешалась в дело одного воспитанника Тамбовской семинарии, формально уволенного за дурное поведение. По ходатайству княгини Преосв. Феофан потребовал от семинарского начальства обратного возвращения ученика в семинарию, и последний был принят снова. Другой факт. Преосвященному нужен был учитель для своего племянника и ему рекомендовали иеромонаха Троицкого Козловского монастыря Ам-ия из студентов семинарии. Последний, вызванный в Тамбов, не пожелал взять на себя предложенных обязанностей и уже был отпущен обратно в свою обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Дом князя Юрия Владимировича был на Никитской, один из самых больших и красивых домов в Москве. 251 На большом и широком дворе, как он ни был велик, иногда не умещались кареты, съезжавшиеся со всей Москвы к гостеприимному хозяину, и как ни обширен был дом, в нем жили только князь с княгиней, их приближенные и бесчисленная прислуга. А на летнее время князь переезжал за семь верст от Москвы в Петровское-Разумовское 252 , где были празднества и увеселения, которых Москва никогда уж больше не увидит… Все дано было князю Юрию Владимировичу от Бога, что может сделать жизнь счастливою, и он умер, однако, разбитый горем, потому что лишился всех близких, так что свое огромное состояние оставил не близкому наследнику, а сестрину внуку, Салтыкову. Прежде всех умер его сын, потом княгиня в 1811 году, потом зять его, князь Горчаков, внучка – дочь княгини Варвары Юрьевны, княжна Лидия Алексеевна, выданная за графа Бобринского, и, наконец, княгиня Горчакова. Почти девяностолетний старик совершенно осиротел и умер, можно сказать, на чужих руках, но он был хороший христианин и потому не роптал на Господа, с твердостью переносил все потери и смиренно нес свой крест. Князь Юрий Владимирович скончался в ноябре месяце, во время первой холеры 1830 года. Схоронили его рядом с женой в подмосковной усадьбе, в селе Никольском, где-то в сторону от Владимирской дороги, за Кусковом, верстах в 15 от Москвы. На моей памяти только и были такие два вельможеские дома, как дома Долгорукова и Апраксина, и это в то время, когда еще много было знатных и богатых людей в Москве, когда умели, любили и могли жить широко и весело. Теперь нет и тени прежнего: кто позначительнее и побогаче – все в Петербурге, а кто доживает свой век в Москве, или устарел, или обеднел, так и сидят у себя тихохонько и живут беднехонько, не по-барски, как бывало, а по-мещански, 253 про самих себя. Роскоши больше, все дороже, нужды увеличились, а средства-то маленькие и плохенькие, ну, и живи не так как хочется, а как можется. Поднял бы наших стариков, дал бы им посмотреть на Москву, они ахнули бы – на что она стала похожа… Да, обмелела Москва и измельчала жителями, хоть и много их.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

197 ж. п. Скончалась 7 декабря, отпевали 9 декабря 1877 г. Служившего в С.-Петербургском Императорском Воспитательном Доме смотрителем строительных материалов, титулярного советника князя Лукомского вдова Пелагея Сергеева. От размягчения мозга. 63 лет. Отпевал протоиерей Николай Парийский. Погребена на Смоленском кладбище» л. 330 об. – 331]. А.Д. Тарбеевой. 16 декабря 1877 г. «То, о чем писано 14 , уже ожидалось со дня на день… Упокой Господи новопреставленную. Она была добрая и искренно верующая. Кое-какие спицы постерлись последними страданиями» с. 592–593]. В.Т. Свиридовой. 12 января 1878 г. «Княгиня будет нашею молитвенницею. Господь не презрит трудов ее… За день причастилась. Она все была с Господом. Он, верно, принял ее… руками ангелов» с. 24–25]. Источники и литература 1 . Говоров А.Г. Воспоминания о преосвященном Феофане Затворнике близкого родственника. М., 1894. С. 6. 2 . Вера и разум: журнал богословско-философский, издаваемый при Харьковской духовной семинарии. 1895. Т. I. Ч. I. Отдел церковный. С. 51–53. 3 . ГАВлО(Государственный архив Владимирской области). Ф. 556. Оп. 2. Д. 226. Л. 39 об. – 40. 2. 4 . Душеполезное чтение. 1875. Ч. 3. С. 113–115. 5 . Душеполезное чтение. 1895. Ч. 2. С. 136–137. 6 . Душеполезное чтение. 1904. Ч. 1. С. 453–454. 7 . Душеполезное чтение. 1909. Ч. 1. С. 160. 8 . Душеполезное чтение. 1910. Ч. 1. С. 211–212. 9 . Душеполезный собеседник. 1908. Вып.1. С. 24–25. 10 . ИР НБУ(Институт рукописей Национальной библиотеки Украины им. В.И. Вернадского) 160 N1968. Письма преосв. Феофана родным и др. адр. Копия. Л. 33–34 об. 11 . Каменская М.Ф. Воспоминания/Подгот. текста, сост., вступ. ст. и коммент. В.М.Боковой. М.: Худож. лит., 1991. С. 121–122. 12 . Каширина В.В. Истолкование духовного сна княгини П.С. Лукомской святителем Феофаном и преподобным Амвросием Оптинским //Феофановские чтения: Сб. науч. ст. Вып. XII. Рязань, 2019. С. 31–38. 13 . Ключарев А. Преосвященный Феофан Затворник и его пастырская деятельность//Православный собеседник. 1904. Ч. 2. С. 49.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Вопрос остается «открытым» до находки иных записей относительно южного (киевского) предания о происхождении св. Ольги. А что эти находки возможны, доказывает найденная нами запись владимирского летописца XV века и вариант того же известия в летописи XVII века, разумеется в его первоначальном (а не испорченном неудачной поправкой летописца) виде. Архимандрит Леонид Дозволено цензурою. Киев, 12 октября 1889 года. Типорафия Г.Т. Корчак-Новицкого, Михайловская ул. Дом 2 Замечательно, что в Ипатском списке (половины XIV или начала XV века) место это было написано, а потом зачеркнуто. Вероятно, списатель его знал, что оба места первоначальной летописи, в которых упоминается Плесков (под 903 и 947 годами), есть вставка в нее из новгородского летописного свода нач. XIII века и потому хотел их исключить вовсе из своего списка: второе исключил, а первое запамятовал исключить. Новгородский же летописный свод, как известно, составлен вскоре после 1204 г. (см. начало Новгородской летописи в рукоп. графа Толстого. Отд. II, 119). Итак, вот когда именно (после 1204 г.) попали в него эти и другие вставки, сделанные на основании народных легендарных преданий, во славу Новгорода, соперничавшего искони с «матерью градов русских», перенявшей у него первенство ещё в 882 г., удержавшего оное в продолжении 3 ½ столетий (1237 г.). Из новгородского летописного свода, вставки эти перешли в летописный свод серединной (владимирской) Руси в первой же половине XIII века (после 1237 и не позже 1250 г.). 3 Кстати, позволим себе заявить здесь многоуважаемому И.И. Малышевскому и всем интересующимся обсуждаемым вопросом, что свидетельство о южном происхождении св. Ольги приведено нами из подлинной рукописи, в коей находится владимирский летописец, с дипломатической точностью: слово в слово и буква в букву (с раскрытием титл), а потому и вопрос исследователя, верно ли прочтено или переписано выражение «в Болгарех», не стоит ли вместо него «в Болярех», места не имеет. Полагаем, что такое чтение не может быть допущено и в виде догадки, потому что будучи не лишено смысла в настоящее время, по отношению к первоначальному периоду нашей истории, оно едва ли найдет подтверждение в примере.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Древние гробницы во Владимирском Успенском женском монастыре и погребенные в них княгини и княжны (Дополнение к статье «Великая княгиня Мария, основательница Успенского женского монастыря во Владимире») Статья о Великой княгине Марии, представляющая в кратком виде жизнь и кончину основательницы Успенского женского монастыря во Владимире, может быть дополнена сведениями о ее гробнице и о других древних гробницах в этом монастыре, в которых погребены близкие родственницы Марии, княгини и княжны 150 . В главном монастырском храме (Успенском), где почивают нетленные мощи св. страстотерпца Аврамия, в левом приделе, в правой стене алтаря, под сводом особой глубокой ниши, стоит гробница основательницы монастыря, Великой княгини Марии, в инокинях Марфы. Т.к. сведения о самой личности Великой княгини Марии изложены в особой (упомянутой) статье, то здесь, после указания на место ее гробницы, позволительно перейти прямо к другой гробнице, с которой первая имеет непосредственное соотношение. В той же части храма, где находится гробница основательницы монастыря Великой княгини Марии, погребена вторая супруга Всеволода Георгиевича Анна. Гробница ее первоначально поставлена была, конечно, рядом с гробницей Великой княгини Марии, а ныне обе гробницы вместе обложены посеребренным металлом, так что представляют собой по виду как бы одну двойную гробницу, и только два креста, вычеканенные вверху оклада, указывают на два гроба под ними. Степенная Книга ясно говорит о погребении Великой княгини Анны рядом с Великой княгиней Марией: «У нея же (Марии Шварновны) после положена была и вторая супруга Всеволода Анна…в приделе Благовещения, от севера на правой стороне, Великая княгиня инокиня Марфа, дочь Сварна, да Великая княгиня Анна». Но в Сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века, при указании погребенных во Владимирском женском монастыре, почему-то не упоминается Великая княгиня Анна. Здесь упоминается только о какой-то гробнице возле гробницы Великой княгини Марии, именно в следующих словах: «да с нею же (Великой княгиней Марией) лежат другие мощи невелики, княгини Марии по плечи». Неизвестно, указывают ли эти слова на вторую супругу Всеволода Георгиевича.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны доставлены в Томск Москва, 14 сентября 2004 г. Мощи святых мучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары доставлены во вторник из Кемерова в Томск. Их встретил архиепископ Томский и Асинский Ростислав, сообщает РИА " Новости " . " В Томск мощи прибыли в специальном вагоне-храме из Кемеровской и Новокузнецкой епархии, где за пять дней им поклонились 140 тысяч человек " , - отметили в Фонде Андрея Первозванного (ФАП). " Это стало возможным благодаря помощи губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, который предоставил вертолет для перемещения святыни по городам области " , - добавили в ФАП. В Томске мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары будут установлены в кафедральном Богоявленском соборе. Здесь перед ними пройдут Всенощное бдение, а затем Божественная литургия. На следующий день главный ковчег с мощами (в нем хранятся правая рука Великой княгини Елисаветы и частицы мощей инокини Варвары) крестным ходом перенесут в Богородицко-Алексеевский мужской монастырь - единственную действующую обитель Томска. Там мощи Великой княгини и ее сподвижницы будут находиться рядом с другой прославленной святыней, связанной с Домом Романовых - мощами праведного Феодора Томского. Он известен в народе как старец Федор Кузьмич и, согласно одному из исторических преданий, под этим именем скрывался в 1837-1864 годах покинувший престол царь Александр Первый. Малый ковчег с мощами Великой княгини Елизсветы Феооровны инокини Варвары, изготовленный из досок гробов святых мучениц, в это же время побывает в областной клинической и психиатрической больницах и в четырех исправительно-трудовых колониях. Малый ковчег будет доставлен также во второй кафедральный город епархии - Асино и, в частности, асинскую тюрьму. Кроме того, планируется доставить святыню в закрытый город Северск - в храм Владимирской иконы Божией Матери и в приют для престарелых. Томск, основанный при царе Борисе Годунове, несколько дней назад отметил 400-летие. Население города составляет сегодня около 450 тысяч человек. Ожидается, что многие жители города и области воспользуются уникальной возможностью поклонится святыням, которые постоянно хранятся в иерусалимском храме Русской Зарубежной Церкви. Мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары покинут Томскую и Асинскую епархию 17 сентября и отправятся в Новосибирск. 14 сентября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/11075.html

Великая княгиня Анна была дочь князя Витебского Василька Брячиславича, потомка Владимира святого по старшему сыну его (от Рогнеды) Изяславу. С нею в брак вступил Всеволод Георгиевич года через 4 после кончины первой супруги его Марии, в 1209 году. Когда скончалась Анна Васильковна – неизвестно. В южном приделе, не в алтаре, а перед иконостасом на правой стороне – гробницы супруги св. Великого князя Александра Невского, Великой княгини Александры и дочери его княжны Евдокии, а на левой стороне – гробница второй супруги того же князя – Великой княгини Вассы 151 . Обе гробницы, подобно гробнице Великих Княгинь Марии и Анны, обложены медными посеребренными листами. Но гробница Великой княгини Александры и княжны Евдокии не имеет вида двойной гробницы, подобно гробнице Великих княгинь Марии и Анны, и, таким образом, остается место предположению, что здесь, в южном приделе, одна из гробниц уничтожена и останки Великой княгини и княжны положены в одной общей гробнице. В Сборнике Троице-Сергиевой Лавры 17 века говорится о гробнице княжны Евдокии, что эта гробница стояла на правой стороне южного придела «в стене»; следовательно, она находилась в 17 веке под сводом ниши в южной стене храма. В этом Сборнике, при исчислении погребенных во Владимирском женском монастыре, прямо не упоминается имени Великой княгини Александры 152 , но вслед за сообщением о гробнице Евдокии говорится: «в другом каменном гробе подле и лежат мощи неизвестно чьи». Вероятно, эти слова указывают именно на гробницу первой супруги Александра Ярославича. Великая княгиня Александра была дочерью Полоцкого князя Брячислава. В брак с Александром Ярославичем она вступила, когда он был еще князем Новгородским, в 1239 году. Бракосочетание совершено было в городе Торопце, но брачные торжества свои князь Александр повторил и в Новгороде, «не из любви к пирам, по замечанию одного историка, а из желания делиться своею радостию с народом» 153 . Ранее того времени, в Полоцке жила и скончалась (23-го мая 1173 года) знаменитая полоцкая княжна, преподобная Евфросиния. Жизнь и подвиги преподобной, конечно, с детства хорошо были известны невесте Александра Ярославича и, несомненно, влияли на нравственное воспитание последней. Это, между прочим, видно и из того, что княжна Александра, отправляясь на свое бракосочетание в город Торопец, взяла с собой из Полоцка чудотворную икону Богоматери, присланную в дар св. Евфросинии Полоцкой Греческим императором Мануилом Комниным 154 . Когда скончалась Великая княгиня Александра – неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010