рус. князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. князя, по-видимому, связано с его гибелью в битве, а также с уподоблением Г. В. его патрональному святому - вмч. Георгию Победоносцу (в надписи на раке XVII в. Г. В. именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу. С. 36). Др. необычной для рус. княжеской иконографии деталью является головной убор в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающий изображения Г. В. на крышке раки и мч. царевича Димитрия Иоанновича Угличского на покрове его раки 1628-1630 гг. в Архангельском соборе Московского Кремля. Возможно, это подчеркивало принадлежность Г. В. к династии владимирских вел. князей - предков московских государей. Этот типичный извод княжеской иконографии с нек-рыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. - 2-й пол. XVII в.: в Успенском соборе владимирского Княгинина жен. мон-ря 1647-1648 гг. (Г. В. с благословляющей десницей), в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. ч. длинное платье, украшены орнаментами, на голове - шапка, волосы и борода - с проседью ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 140); в Успенском соборе ТСЛ 1684 г. (живопись поновлена мастерами артели Н. М. Сафонова в 1859, 1865-1866). В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. с гравированным поясным образом Г. В.- сравнительно молодого, с очень короткой бородой, в шубе и шапке с меховой оторочкой,- помещенная над частицей его мощей в нижней части Кийского креста сер. XVII в. (храм прп. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве). К реликвиям имп. семьи принадлежит мощевик 2-й пол. XVII в. из Гатчинского дворца (ГЭ), включающий живописный образ Божией Матери «Одигитрия», гравированное изображение Г. В. на внутренней стороне крышки (в шубе, открытом городчатом венце, с мечом) и его же рельефную, покрытую многоцветной эмалью фигуру - редкий образец иконографии святого в виде воина (без шапки, в доспехах, с мечом и стягом) - на лицевой стороне.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

В настоящее время в селе три каменные церкви: холодная, теплая и кладбищенская. Холодная церковь с колокольнею построена в 1769 г., в ней три престола: в честь Богоявления Господня, в честь Толгской иконы Божией Матери и во имя св. и чудотв. Николая. В сей церкви находилась могила князя Петра Ивановича Багратиона, обнесенная железною решеткою, на которой имеется надпись: «Князь Петр Иванович Багратион, находясь у друга своего князя Бориса Андреевича Голицына, Владимирской губернии Юрьевского уезда в селе Симе, получил Высочайшее повеление быть Главнокомандующим 20-й западной армии; из Симы отправился к оной и, будучи ранен в деле при Бородине, прибыл опять в Симу и скончался сентября 11 дня». В 1839 г. по воле императора Николая Павловича прах П.И. Багратиона перенесен был на Бородинское поле ко времени торжественного открытия памятника во славу падших воинов на этом поле. Теплая церковь построена в 1775 г. и освящена в честь св. Дмитрия Солунского, а придельные в ней престолы: во имя Всех Святых и во имя св. муч. Зинаиды (устроен в 1845 г. графом Константином Карловичем Толь). Кладбищенская церковь с одним престолом – в честь св. благ. князя Александра Невского построена в 1868 г. усердием княгини Анны Васильевны Голицыной и прихожан; одновременно с церковью сооружена каменная колокольня. Церковная утварь и ризница пожертвованы в церковь той же княгиней Анной Голицыной. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1827 г.; опись церковного имущества составлена в 1865 г. и хранится в церкви. Церковной земли имеется: усадебной 1 дес. 1511 кв. саж., сенокосной 4 дес. и 55 пахотной дес.; плана на землю и межевой книги не имеется. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика. На содержание причта получается: от земли 150 руб., процентов с капитала, положенного на содержание причта, 110 руб. и за требоисправления 1200 руб., а всего в год до 1460 руб. Дома у причта собственные, на церковной земле. Приход: село Сима и деревни: Коленово, Марково, Теслово, Бильдино и Петрятково, расстоянием от церкви не далее 4 верст; всех дворов в приходе 387, душ муж. пола 1131, а жен. 1336 душ. В селе имеются три народные школы: министерская двухклассная мужская, церковно-приходская женская и школа грамотности.

http://sobory.ru/article/?object=02539

князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. в московской фирме Оловянишникова (ГЭ, опубл.: Синай, Византия, Русь: Правосл. искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Мон-рь св. Екатерины на Синае, ГЭ. [СПб.], 2000. Кат. R-62). Образ св. княгини был включен в скульптурное убранство наружных правых дверей юж. стены храма Христа Спасителя (отлиты из бронзы по моделям скульптора Ф. П. Толстого) наряду с изображениями царевича мч. Димитрия и св. Василия Блаженного и общей надписью: «Приближитеся Богу и приближится вам» (Иак 4. 8). В росписи 70-х гг. XIX в. интерьера храма образ Е. Д. был помещен в зап. части придела блгв. вел. кн. Александра Невского. В группе подвижников XV в. (по дате преставления) образ Е. Д. в княжеских одеждах имеется в росписи галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (живопись кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 70-х гг. XX в.). Ростовое изображение Е. работы В.М. Васнецова вошло в программу росписи Владимирского собора в Киеве (1885-1896, ГТГ; см.: Гос. Третьяковская галерея: Кат. собр. М., 2007. Т. 2. Кн. 1: Рисунок XIX в. С. 293-294. Кат. 1715). В 2005 г. в ГТГ прошла экспертизу икона на холсте " Св. Евфросиния Московская " , выполненная ок. 1891 г. М.В. Нестеровым (Собрание С.И. Кузьмина, Москва). В композициях Соборов Русских святых Е. Д. представлена погрудно, в куколе, в числе преподобных княгинь и праведных жен - на поморских иконах кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из собр. ЦАМ СПбДА (ГРМ; прорись - Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 463), 1-й пол. XIX в. из дер. Чаженьга Каргопольского р-на Архангельской обл. (ГТГ). На иконе нач. XIX в. из Черновицкой обл. (НКПИКЗ) фигура святой помещена крайней справа в 1-м ряду, в княжеском одеянии, белом плате и венце, подписана «Ефросиния». На иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР) - Е.

http://pravenc.ru/text/187095.html

Вся вышеозначенная земля, на которой в настоящее время помещаются церковные дома и дровяной двор, отведена была причту Владимирской церкви именными указами императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны… Причт с самого построения Владимирской церкви и до настоящего времени всегда был подчинен петербургскому епархиальному начальству. Всех домов, находящихся в приходе в настоящее время, можно считать до 300. Большую часть народонаселения прихода составляют православное русское купечество и мещанство, из которых одни имеют собственные дома, а другие живут на временных квартирах; а также разного рода мастеровые, которые производят работы на фабриках и заводах. Меньшая же часть народонаселения состоит из чиновников, принадлежащих к военному и гражданскому ведомствам, а равно и состоящих в настоящее время на службе. Некоторые из последних имеют собственные дома, а большая часть живет на временных квартирах. Прихожан по исповедным росписям значится в 1874 году муж. пола 4080, жен. 5335 душ, обоего пола 9415. Несмотря на то, что в приходе владимирском находятся четыре домовых церкви, открытых для народа, приходская церковь в воскресные и праздничные дни бывает полна молящимися (церковь может вместить в себе полторы тысячи и даже более человек). В большие же праздники, когда служба бывает одновременно в двух церквах, т.е. в верхней и нижней, народу собирается до четырех тысяч человек и более. В приходе Владимирской церкви находятся следующие учебные заведения: первая гимназия, Владимирское уездное училище, коммерческое училище, Мариинское женское училище и несколько частных учебных заведений, временно помещающихся в приходе Владимирской церкви. Кроме церквей, находящихся в зданиях московского и синодального подворий, первой гимназии, коммерческого училища и свирскаго подворья, в приходе владимирском есть две церкви, устроенные в домах частных лиц. Одна из них находится в доме наследников княгини Белосельской-Белозерской, что у Аничкова моста. Она устроена в 1810 г. во имя рождества Христова, а переделана в 1852 г., достопримечательных редкостей в ней нет, так как и сама церковь существует с недавнего времени. Службу отправляют в ней приходские священники. Другая церковь находится в доме Каншиных; она устроена в 1868 году.

http://sobory.ru/article/?object=01577

Исследователи связывают с М. М. включение в ростовскую летопись рассказа о мученической смерти ее мужа от рук захватчиков (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 465-467); это повествование вошло в т. н. свод княгини Марьи ( Лихачев. 1947. С. 282-288; Рудаков В. Н. Монголо-татары глазами древнерус. книжников сер. XIII-XV вв. М., 2009. С. 50). М. М. была инициатором местного почитания в Ростове памяти своего отца и его боярина Феодора, принявшего вместе с ним смерть в Орде. По всей видимости, по поручению М. М. была составлена одна из ранних редакций Жития св. блгв. вел. кн. Михаила Всеволодовича. Об этом свидетельствуют тексты нек-рых списков Пространной редакции древнерусского Пролога под 20 сент. В древнейшем тексте этого Жития, известного по спискам со 2-й пол. XIV - 1-й четв. (нач.?) XV в., отмечается, что «вложи Бог в сердце благочестивым правоверным князем внукома его Борису и Глебу, и матери их Марьи» создать церковь во имя св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича и установить день его памяти 20 сент. ( Лосева. 2009. С. 296). Осенью 1258 г. вместе с еп. Кириллом II М. М. встретила в Ростове вернувшегося из Орды своего старшего сына кн. Бориса Васильковича, а также младшего - кн. Глеба Васильковича и его молодую жену, бывшую знатную монголку, нареченную в 1257 г. Феодорой († 20 дек. 1273). По этому случаю в Успенском соборе было проведено торжественное богослужение. В 1259 г. вся ростовская княжеская семья во главе с М. М. принимала в Ростове возвращавшегося из Новгорода Владимирского св. блгв. вел. кн. Александра Ярославича Невского, к-рый заезжал к ним помолиться в Успенском соборе у мощей свт. Леонтия Ростовского и принять благословение у еп. Кирилла II. М. М. и ее дети «чтиша Олександра с великою любовью», а он в ответ «въздасть им честь и дары многи» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 475; Вып. 2. Стб. 524; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 114). Почти полное отсутствие упоминаний о М. в источниках между 1259 и 1269 гг. косвенно свидетельствует в пользу того, что в те годы она могла прекратить политическую опеку над своими детьми и уйти для пострижения в основанную ею (по примеру прп. кнж. Евфросинии Полоцкой или св. блгв. вел. кнг. Марии Шварновны ) вблизи города обитель. К югу в 1 км от Ростова на зап. берегу оз. Неро на средства М. М. был построен ростовский Княгинин в честь Преображения Господня жен. мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

Теренеево. Церковь Михаила Архангела. Михаило-Архангельская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Михаила Архангела Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1768. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, с. Теренеево Координаты: 56.3194, 40.4212 Проезд:Дорога А113 Владимир-Суздаль, на 15 км от Владимира за с. Павловское первый левый поворот, далее 2км с. Семеновское-Красное, в центре села левый поворот возле Никольской ц. и выезд по земляной насыпи запруды искусственого водоёма направлением на Теренеево 2 км. Асфальтированная дорога. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Протокол 148 заседания Президиума Облисполкома Ивановской Промышленной области. 1085 от 15 октября 1934 г. СЛУШАЛИ: О ликвидации церкви в селе Теренееве Суздальского района. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание, что Президиум ВЦИК своим постановлением от 2/III – 1933 года. 1). Расторгнул договор с религиозной общиной церкви в селе Теренееве 2). Предложил Облисполкому пересмотреть налогообложение указанной церкви и обсудить вопрос о заключении договора на молитвенное здание//Л. 7 об. с другими общинами верующих, что после выполнения этого постановления ВЦИК и ст. 34 постановления ВЦИК и СНК от 8/IV - 1929 года «О религиозных объединениях» заявлений от других общин о передаче им здания и имущества культа не поступало, – церковь в селе Теренееве, как молитвенное здание, ликвидировать и передать его Райисполкому через особую часть по госфондам при Суздальском РайФО под зернохранилище местного колхоза. Поручить Суздальскому Райисполкому настоящее постановление провести с соблюдением ст. 40 указанного постановления ВЦИК и СНК. ГАИО. Ф. Р-1510. Оп. 1. Д. 401. Л. 7-7 об. Церковь в Теренееве каменная, в честь Архангела Михаила, с придельным престолом во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, построена в 1768 г. тщанием княгини Наталии Михайловны Хилковой с прихожанами. Архангельская церковь утварью, ризницею, св. иконами и богослужебными книгами снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1800 г., исповедные росписи с 1820 г.; опись церковного имущества составлена в 1822 г. Церковной земли имеется: усадебной 60 кв. саж. длиннику, а поперечнику 10 кв. саж., сенокосной и пахотной 33 дес.; земля значится в общем с крестьянами плане. От земли и требоисправлений дохода получается до 300 руб. сер. в год. В селе Теренееве 72 двора, 187 душ муж. пола и 187 жен. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=01884

1896 . Война Италии с Абиссинией. Заключение мира между Японией и Китаем. Избрание в президенты Франции Феликса Фора. 1896. Поражение итальянцев абиссинцами при Адуе и заключение мира. Положение об управлении школами церковно-приходскими и школами грамоты Ведом. Правосл. Исповедания. Высочайшее соизволение на присвоение иереям монашествующего и белого духовенства права возлагать на себя св. крест серебряный на такой же или металлической цепочке. Священное Коронование Их Императорских Величеств. Торжественное освящение Киево-Владимирского собора. Открытие движения по Западно-Сибирской жел. дороге. Открытие мощей св. Феодосия Углицкого, архиеп. Черниговского. 1897 . Первая всеобщая перепись населения Российской империи. Испано-Американская война. Поражение испанского флота и заключение мира. Открытие памятника Императору Александру II в Москве. Греко-турецкая война. 1898 . Открытие в С.-Петербурге музея Императора Александра III. Уступка Китаем России на 25 лет портов Артур и Талиенван (переимен. в Дальний). Присоединение к православию в С.-Петербурге живущих в Персии несториан – епископа Судурганского Ионы и др. состоящих при нем клириков. Открытие радия. 1899 . Отмена и ограничение ссылки вт. Сибирь. Открытие судебных учреждений в Туркестанском крае. Кончина Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Александровича. Высочайший указ об именовании Великого Князя Михаила Александровича Государем Наследником и Великим Князем. Устав миссионерских курсов в Казани. Открытие в г. Владивостоке института восточных языков. 1900 . Англо-Бурская война. Война Китая с европейскими державами. Убийство итальянского короля Гумберта анархистом и вступление на престол Виктора-Эммануила. Поход союзных войск к Пекину я взятие его. Открытие Народного дома имени Императора Николая II в С.-Петербурге. Кончина проф. С.-Петерб. Академии В. В. Болотова . Кончина Вел. Княгини Александры Петровны, в инокинях Анастасии, основательницы Покровского мон. в г. Киеве. 1901 . Кончина английской королевы Виктории и вступление на престол Эдуарда VII. Неурожай в восточной и юго-восточной части Европейской России, в Западной Сибири и в степном крае. Избрание президентом С.-Американских штатов Рузвельта. Учреждение комитета попечительства о русской иконописи. Отлучение графа Л. Н. Толстого от общения ст. Православною Церковию. Установление торжественного празднования в духовно-учеб. заведениях и цер. школах 11 мая – дня памяти первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. Инструкция настоятелям церквей. Высочайшее повеление об утверждения устава жен. учил. духов. ведомства, одобрен. Государыней Марией Феодоровной. Окончание войны европейских держав с Китаем и подписание мирного договора. Установление особого знака отличия для кандидатов духовных академий, не состоящих в духовном сане, для ношения на правой стороне груди. Новые правила о народных чтениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир (Алявдин), еп. Тобольский. Портрет. 40-е гг. XIX в. (РГИА) (Алявдин Василий Федорович; 28.07.1791, Владимир - 20.05.1845, Тобольск), еп. Тобольский и Сибирский. Сын священника, служившего во владимирском Княгинином жен. мон-ре . С мая 1799 г. учился во Владимирской ДС, с марта 1812 г. преподавал в семинарии франц. язык. 11 марта 1812 г. подал прошение Владимирскому и Суздальскому еп. Ксенофонту (Троепольскому) о пострижении в монашество, однако вскоре обратился с просьбой не совершать пострига ранее, нежели он достигнет 30 лет. В 1814 г. поступил в МДА, к-рую окончил в 1818 г. со степенью магистра и получил назначение в Пензенскую ДС профессором философии, древнеевр. языка и инспектором. Затем исполнял должность ректора Пензенского ДУ, в кон. 1820 г. переведен инспектором, профессором философии и франц. языка во Владимирскую ДС. 7 янв. 1827 г. пострижен в монашество архим. Никодимом в Боголюбском в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери мон-ре , 20 янв. Владимирский еп. Парфений (Чертков) рукоположил В. во иеромонаха и определил строителем Сольбинской во имя свт. Николая Чудотворца пуст. 15 окт. того же года В. был переведен в С.-Петербург инспектором ДС и профессором философии и толкования Свящ. Писания, исполнял также должность ректора Александро-Невского ДУ. 29 янв. 1828 г. возведен в сан архимандрита и назначен действительным членом конференции СПбДА. 25 сент. 1829 г. назначен ректором и профессором богословия в Калужскую ДС и настоятелем Доброго мон-ря близ Лихвина. 5 дек. 1834 г. вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения. 20 янв. 1835 г. в Свято-Духовской ц. Александро-Невской лавры состоялась хиротония В. во епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, к-рую возглавил С.-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) . 26 сент. 1836 г. В. был перемещен на Костромскую кафедру. Вел борьбу со старообрядчеством, восстановил Ипатиевский во имя Св. Троицы мон-рь , создал причетнические школы. В 1838 г. награжден орденом св. Анны 1-й степени.

http://pravenc.ru/text/159040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИЯ МИХАЙЛОВНА († 9.12.1271, ростовский Княгинин в честь Преображения Господня на Песках жен. мон-рь), кнг. ростовская (1227-1271), одна из младших дочерей Киевского, Новгородского и Черниговского св. блгв. вел. кн. мч. Михаила Всеволодовича , племянница Владимирской св. блгв. вел. кнг. мц. Агафии Всеволодовны , младшая сестра Черниговского и Брянского вел. кн. мч. Романа Михайловича Старого и кнж. Феодулии Михайловны (в монашестве прп. Евфросинии Суздальской), тетка брянского св. блгв. кн. Олега Романовича , жена ростовского и белозерского св. кн. мч. Василия Константиновича . М. М. вышла замуж за кн. Василия (Василька) Константиновича благодаря посредничеству Владимирского св. блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича , который договорился о свадьбе старшего племянника со своим шурином Черниговским вел. кн. Михаилом Всеволодовичем. Этот брак должен был укрепить военно-политический союз рус. князей и подтвердить привилегированные права князей Сев.-Вост. Руси на Новгородский стол в Сев.-Зап. Руси и Переяславскую землю, расположенную в юго-вост. части Ср. Поднепровья. На княжение в последнюю был отправлен младший брат кн. Василька Константиновича - ярославский кн. Всеволод (Иоанн) Константинович . Союз князей распался в 1230-1231 гг. Зимой 1226/27 г. венчание молодых состоялось в Благовещенском соборе Чернигова, а в субботу, 12 февр. 1227 г., они приехали в Ростов, где «бысть радость велиа» (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 450; Присёлков. 1950. С. 310; Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 108). 18 мая 1231 г. вместе с мужем, горожанами, черным и белым духовенством М. М. встречала перед въездом в Ростов вернувшегося из Киева Ростовского еп. Кирилла II , поставленного на Ростовскую кафедру Киевским митр. свт. Кириллом I (II) . Княгиня неоднократно посещала богослужения в ростовском Успенском соборе и внимательно слушала поучения местного архиерея. 14 авг. 1231 г. она приняла участие в торжествах по случаю великого освящения Успенского собора. По-видимому, в кон. янв.-марте 1238 г. вслед за Ростовским еп. Кириллом II вместе с детьми М. М. укрывалась на Белоозере от монг. изгонных ратей царевича Батыя ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 203). В кон. марта-апр. 1238 г., после возвращения в Ростов, М. М. и еп. Кирилл II приняли экстренные меры по поиску тела св. блгв. кн. мч. Василька Константиновича, казненного захватчиками в Шеренском лесу. М. М. и еп. Кирилл II отправили своих людей к поповичу Андриану, жена которого обнаружила останки князя. Тело кн. Василька Константиновича было перенесено в Ростов и в присутствии его семьи торжественно захоронено в ц. Успения Пресв. Богородицы рядом с останками св. блгв. вел. кн. Георгия Всеволодовича (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 466; Приселков. 1950. С. 318).

http://pravenc.ru/text/2562150.html

В 1269 г. вместе с Ростовским еп. Игнатием и своим сыном кн. Глебом Васильковичем М. М. присутствовала при пострижении «в черньци и в скиму» юрьевского св. блгв. кн. Димитрия Святославича , сына Владимирского вел. кн., суздальского и юрьевского св. блгв. кн. Святослава (Гавриила) Всеволодовича . Умиравший был военно-политическим союзником Александра Невского; по-видимому, М. М. и ее сын кн. Глеб Василькович стали его душеприказчиками (кн. Димитрий был похоронен в Юрьеве-Польском во имя арх. Михаила муж. мон-ре - Приселков. 1950. С. 329-330). М. М. скончалась в ростовском Княгинином мон-ре в праздник Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы (см. ст. Иоаким и Анна ), когда во всем городе шла литургия. При ее кончине присутствовали ростовский кн. Борис Василькович, его жена кнг. Мария Ярославна и внуки М. М.- князья Дмитрий и Константин Борисовичи (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 525). Белозерский кн. Глеб Василькович в это время был в Орде. «Благовернаа христолюбивая княгыня Васильковая», как отмечал летописец, «предасть душу тихо и нетрудно и безмятежно». Прощаться с М. М. пришли жители Ростова, еп. Игнатий, настоятели обителей, все черное и белое духовенство. Они «певшее над нею обычныа песни, и погребоша ю у святого Спаса, в своем еи манастыри с многими слезами» ( Приселков. 1950. С. 331). Имя М. М. было внесено в синодики ростовских соборов и мон-рей. Согласно синодику ростовского Успенского собора 1642 г., здесь читалась «Бл(а)говерному кн(я)зю Василию Константиновичю Ростовьскому оубиеному от окаяннаго Батыя за веру хр(и)стианскую и княгине его Марие вечная память» (РГБ. Ф. 344. Собр. Шибанова. 99. Л. 42 об.; Конев. 1995. С. 100). В посл. трети XIII-XV в. М. М. почиталась местно как представительница правящей в Ростове династии, а также как основатель и ктитор ростовского Княгинина жен. мон-ря. В кон. февр. 1279 г. рядом с М. М. по благословению еп. Игнатия и при одобрении правителя Ростова кн. Дмитрия Борисовича были перезахоронены из ростовского Успенского собора кн. Глеб Василькович и его жена кнг.

http://pravenc.ru/text/2562150.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010