Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо, отразились на церковном статусе города. Поставленный по выбору Всеволода III на Ростовскую кафедру 11 марта 1185 г. Лука имел титул епископа «Ростову, и Володимерю, и Суждалю» (ПСРЛ. М., 2001. Т. 1. Стб. 391); такой же титул до 1214 г. носил и преемник Луки свт. Иоанн . Кн. Всеволод продолжил храмоздательную деятельность брата и «многы же церкви созда по власти своеи». После опустошительного пожара во Владимире в 1185 г., когда сгорели 32 церкви и получил значительные повреждения Успенский собор, последний был не только восстановлен (к 1189), но и расширен за счет пристроек с севера, юга и запада. В 1192 г. был заложен, в 1197 г. освящен храм в честь Рождества Пресв. Богородицы и при нем основан владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь . В 1194-1197 гг. шло сооружение дворцового во имя вмч. Димитрия Солунского собора , князь украсил его «дивно иконами и писаньем» и вложил в храм «доску гробную из Селуня святаго мученика Димитрия, мюро непрестанно точащю» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414) и сорочку мученика. В 1196-1197 гг. по повелению свт. Иоанна на вратах, ведущих в Успенский собор, была возведена ц. во имя Богоотец Иоакима и Анны. В 1200 г. заложен и через 2 года освящен храм Успения Пресв. Богородицы во владимирском Княгинином жен. мон-ре . Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Церкви во имя первомч. архидиак. Стефана (1780) и во имя св. князей Бориса и Глеба (1152) в Кидекше (Суздальский р-н). Фотография. 2003 г. Наиболее раннее известие о церковном строительстве в Суздале зафиксировано в летописной статье под 1096 г., рассказывающей о вторжении муромского кн. Олега Святославича в Ростово-Суздальскую землю. Описывая разорение города, летописец сообщает о наличии в нем ц. вмч. Димитрия и двора Киево-Печерского мон-ря (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 237, 238). С кон. XI в. известен суздальский во имя вмч. Димитрия мон-рь, находившийся за р.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Пр.13:5–9, 22:1–2, 16 или Иер.17:11 ) или нагорная проповедь Иисуса Христа. Не сии ли суть, ихже ублажая, Христос Господь братиями нарицает? – Братьями своими Христос называл своих учеников и последователей, см. Мф.12:49–50 : «И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мой брат, и сестра, и матерь». Не сии ли продают елей, имже во сретение Владычне возжигается светилник? – Возникновение обычая возжигать светильник (свечи) в праздник Сретения Господня (на 40-й день после Рождества) связывают со словами Симеона Богоприимца: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» ( Лк.2:29–32 ). «Гряди, Творче и Владыко, яко да с горящими светильники чистоты изыдем на сретение Твое» (Акафист Сретению Господню, икос 11). ..мамоною неправды... – Лк.16:9 . 167 ...якоже в Житии святыя благоверныя великия княгини Анны, супруги святаго, написано обретохом. – Макарий ссылается на запрещенное в его время Житие благоверной княгини Анны Кашинской (см. вступ. статью). 169 Между же тем умре ордынский царь ...по согласию с турками прием... – В 1313 г. после смерти хана Тохты во главе Орды стал хан Узбек, первый ордынский хан, принявший мусульманство. Сарацины – один из народов, живших на территории Аравии. Первоначально сарацинами называли кочующие разбойничьи племена, в Средние века христианские писатели называли сарацинами арабов, а впоследствии – мусульман. 170 ...Кончину царевну, сестру свою, даде в жену... – Сестру хана Узбека, ставшую женой Юрия Даниловича Московского, звали Кончака. 177 ...великий князь Михаил... прииде во отечество свое... – В действительности, в это время великие владимирские князья, как правило, не жили во Владимире, а, имея титул великого владимирского князя, оставались в своем княжестве. Так, Михаилу не нужно было уходить из Владимира, поскольку, будучи великим князем Владимирским, он жил в Твери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скорби того жестокого века не миновали святых супругов. Ослабевшее Ростовское княжество было присоединено великим князем Иваном Калитой к княжеству Владимирскому. Присоединение сопровождалось высылкой неугодных Москве бояр и знатных горожан. В их число попал и боярин Кирилл, переселившийся на неосвоенные земли близ села Радонеж. К тому времени у Кирилла и Марии было трое сыновей. Старший, Стефан, и младший, Петр, женились и жили со своими семьями, а Варфоломей, хотя и желал скорее принять иноческий постриг, жил с родителями, не решаясь оставить их в старости одних. Можно ут­верж­дать, что семья стала для него первой школой христианского подвига. Высокий нравственный пример родителей учил детей смирению и любви. В конце жизни Кирилл и Мария приняли монашество в Хотьковском Покровском монастыре. Перед смертью они были пострижены в великую схиму. Из поколения в поколение передавался завет преподобного Сергия о том, чтобы всякий, желающий посетить его обитель, сначала помолился у святых останков его родителей, пра­ведных Кирилла и Марии, в Хотьковском монастыре. Из Деяния Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского) (1848–1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) (1873–1922) и иже с ним убиенных архимандрита Сергия (Шеина) (1866–1922), Юрия Новицкого (1882–1922) и Иоанна Ковшарова (1878–1922), Великой княгини Елисаветы (1864–1918) и инокини Варвары (†1918) (Свято-Данилов монастырь, 31 марта — 4 апреля 1992 года) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Свидетельство даже до смерти Истины Христовой в Церкви Божией именуется мученичеством, и Сам Христос, “Свидетель Верный” (Откр 1:5), “на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине” (Ин 18:37) и чтобы в Крестных страданиях отдать жизнь Свою для искупления многих. По слову Апостола, мы искуплены “драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца” (1 Пет 1:19). Свидетельство христиан есть прославление Бога и в жизни, и в умирании: “Живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим 14:8).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

СЛУШАЛИ: 2. Прошение Преосвященного архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона об освобождении игумена Феодосия (Чернейкина) от обязанностей наместника мужского монастыря в честь Новомучеников и исповедников Российских города Новосибирска по состоянию здоровья. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить игумена Феодосия (Чернейкина) от обязанностей наместника мужского монастыря в честь Новомучеников и исповедников Российских города Новосибирска. СЛУШАЛИ: 3. Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об освобождении игумении Антонии (Шаховцевой) от обязанностей настоятельницы Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира, о назначении ее на должность настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области и о назначении монахини Олимпиады (Хоружей) на должность настоятельницы Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить игумению Антонию (Шаховцеву) от обязанностей настоятельницы Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира. 2. Назначить игумению Антонию (Шаховцеву) на должность настоятельницы Свято-Боголюбского женского монастыря поселка Боголюбово Владимирской области. 3. Назначить монахиню Олимпиаду (Хоружую) на должность настоятельницы Свято-Успенского Княгинина женского монастыря города Владимира. СЛУШАЛИ: 4. Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия о назначении монахини Феодоры (Трубач) на должность настоятельницы Свято-Благовещенского женского монастыря города Киржача Владимирской области. ПОСТАНОВИЛИ: Назначить монахиню Феодору (Трубач) на должность настоятельницы Свято-Благовещенского женского монастыря города Киржача Владимирской области. СЛУШАЛИ: 5. Прошение Преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия об открытии Знаменского женского монастыря в городе Ковров Владимирской области и о назначении монахини Афанасии (Воловик) на должность настоятельницы указанного монастыря. ПОСТАНОВИЛИ:

http://pravoslavie.ru/45479.html

Патрахель бархот рытой черчатой по белой земле, обложена тафтою лазоревою; у ней десять пугвиц серебряных глатких; у ней же десять кистей шелковых розной шелк; ердань киндяшная лимонная.   (Л. 21 об.) Да в казенной полатке лежит паликадило медное о двунатцети шанданех, у него кисть шелковая, у него ж чепь железная. В той же казенной полатке блюдо белое медное. Испорчено. Лошка серебряная кутейная. Чаша водосвятная медная. Шесть потсвешников медных водосвятных. Да в казне жь сосуды церковные праздничные: дискос, и потир, и звезда серебряные; на дискосе, и на потире, и на звезде Спасов образ золочен. Да на дискосном блюде (Л. 22) покровец тафта таусинная, а на нем шит Спасов образ шелком белым, венец шит золотом, по сторонам обложен дорогами черчатыми, по углом евангилисты шиты шелком и золотом, а слова шиты белым шелком. На потире покровец, вышит по черчатой тафте Распятие Господне белым шелком, венцы шиты золотом, обложен тафтою таусинною, по углом шиты херувими. Третей покров, а на нем вышит крест по черчатой камке серебром, а по концам по темно-синей тафте шито золотом и серебром травы. (Л. 22 об.) Воздух, а на нем вышит Спасов образ по черчатой камъке золотом и серебром. Плащаница, а на ней вышит Спасов образ, что выносят в Великую суботу в Погребение, шита золотом, и серебром, и шелки; венцы у Спасова образа, и у Пречистые Богородицы, и у святых обложены серебром сканным; летопись на плащанице шита в ысподи серебром по черчатой камке, обложена кругом участъком золотным, подложена киндяком черчатым. Деветь покровцов сосудов камка (Л. 23) червчатая, опушены камкою зеленою мелкотравною; повседневные. Покров надгробной благоверныя великия княгини Марии, во иноцех Марфы, да благоверные великие княгини Анны камка черчата, крест на покрове миткалинной; и тот покров ветх. Покров надгробной благоверные великие княгини Вассы камка зеленая; на нем крест миткалинной. Две срачицы налойные выбойка турская, на них кресты киндяшные лазоревы. (Л. 23 об.) Покров благоверные великие княгини Евдокеи камка гвоздичная, крест на нем миткалинной.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

И хотя одежды великокняжеской четы не сохранились, однако остались фотографии, благодаря которым их можно описать. Голову Великой княгини венчает кокошник – колоритный элемент русской одежды. Состоятельные древнерусские женщины украшали свои кокошники жемчугом и самоцветными камнями. Подобные головные уборы на Руси носили как незамужние девушки, так и замужние женщины, которые, в соответствии с русской традицией, полностью покрывали волосы. Удивительно, но в Нью-Йоркском музее сегодня хранится праздничный кокошник крестьянки Владимирской губернии начала XIX века, похожий на головной убор Великой княгини Елизаветы Федоровны. Говоря о Елизавете Федоровне, необходимо отметить, что на балу 1903 года Великая княгиня была признана первой красавицей. Она явила собой образец духовной красоты и утонченного вкуса, представ в костюме русской княгини XVII столетия. Роскошная одежда с длинными и широкими рукавами подчеркивала белизну и румянец лица. А когда вместе с княгиней Юсуповой Великая княгиня Елизавета Федоровна вышла солировать в красивейшем русском танце, то, по воспоминаниям присутствующих, от великолепия и грациозности этого зрелища невозможно было отвести глаз. Так же роскошен и прекрасен был и костюм князя Сергея Александровича, который предстал в образе русского князя XVII столетия. Бархатный кафтан был практически лишен ярких украшений. Однако богатые оплечья в драгоценных камнях и высокий стоячий воротник, а также широкий пояс с роскошной золотой пряжкой подчеркивали благородство высокой фигуры Сергея Александровича. Великий князь лично продумывал детали своего костюма, что свидетельствует об особой любви Сергея Александровича к русской культуре. Он прекрасно разбирался в исторических деталях национального искусства, глубоко понимая русское видение духовной красоты. Исследуя воспоминания о Царской семье, Великом князе Сергее Александровиче, Великой княгине Елизавете Федоровне и других членах Дома Романовых, мы не перестаем удивляться их благоговейному и трепетному отношению к русской истории и русской культуре, что в полной мере отобразилась в символизме «Русского бала» 1903 года.

http://pravoslavie.ru/151154.html

Каждый базар, коих в бытность Елисаветы Феодоровны было множество, имел свой собственный индивидуальный облик, свою конкретную цель, культивировал ценность личной коллекции продаваемых товаров, которые выделяли их владельца как человека определенных эстетических предпочтений, разнообразных вкусов. Каждый новый базар содействовал пробуждению творческой мысли в наиболее культурном слое общества, помогал занять свое неповторимое место в исторической эволюции этого вида благотворения. Следует заметить и то, что каждый благотворительный базар выявлял основной культурный фон эпохи, ее центральные темы и пристрастия. Строгий стиль и изящество одних предметов соседствовали с яркостью других, образуя несколько разных смысловых стержней базара. Когда базар закрывался и его покидал последний посетитель, все ждали приближения к каждому павильону Великой княгини. Это был достойный повод для расточения сдержанных комплиментов. Елисавета Феодоровна подыскивала для каждого утешительное слово, которое становилось духовным подарком, давало дополнительный импульс в повседневной жизни. 4.4. Дружба с творческой интеллигенцией Москвы Жизнь великокняжеской четы, особенно в тот период, когда Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, отмечена дружбой с выдающимся русским историком Иваном Егоровичем Забелиным, фактическим создателем первого национального Исторического музея, председателем которого после воцарения Александра III стал Великий князь Сергей Александрович. Дневник И.Е. Забелина, являясь достоверным свидетельством своего времени, вызывает в памяти образы великокняжеской четы, осознанно и целенаправленно содействующей сохранению и приумножению национального исторического наследия. Записи выдающегося русского историка выявляют существенную сторону бытия великокняжеской четы — превращение принципов отношения к истории России в норму повседневной деятельности. Примечательны в этом отношении свидетельства И.Е. Забелина об участии Великого князя Сергея Александровича и его супруги в работе подготовительного комитета X Археологического съезда, в изучении планов старого дворца в Кремле и организации раскопок в его подземной части. Проводились постоянные консультации с И.Е. Забелиным о приобретении и дарении Историческому музею различных экспонатов (древних монет, крестов, икон, старинного оружия). Важным свидетельством этого сотрудничества являются постоянные отчеты И.Е. Забелина перед Великим князем о работе Исторического музея, оказание помощи в открытии Екатерининского, Владимирского, Суздальского и других залов.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Исправлено; в рукописи ошибочно: сере (Л. 79) серебряных. Исправлено; в рукописи ошибочно: микиткалинной. Исправлено; в рукописи ошибочно: чюдотворца. В слове буква «а» вписана убористо. Так в рукописи; эта же годовая дата фигурирует в тексте отписных книг 1665 г. (Опись Владимирского Успенского Княгинина девичьего монастыря… С. 100). В подлиннике грамоты подтверждения царя Ивана Васильевича датированы 5 января 1550 г. и маем 1551 г. соответственно; кроме того, выдача обители ежегодной руги (из денежной суммы, вырученной за продажу монастырских вотчин) была оформлена еще в 1512 г., в основном тексте документа (см. публикацию грамоты: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Императорской Академии наук. Т. 1. СПб., 1836. 155. С. 125, 126). Так в рукописи. Исправлено; в рукописи ошибочно: жаловянная. Так в рукописи. Исправлено; в рукописи ошибочно: Бл(а)голюбского. Впоследствии эта грамота была отыскана и в конце XIX в. продолжала храниться в монастырском архиве (см. ее публикацию: [Преображенский В. И., Добротворский М. И.] Историческое описание… Приложения. IX. С. XIX–XXI). В имени буква «с» написана по другой букве. В рукописи слово исправлено из: розсыльщиком. 125 Слова написаны убористо. Исправлено; в рукописи ошибочно: опуше н. («н» подчеркнута, так как она — выносная) В слове буква «п» написана по смытой букве. Слово написано убористо над строкой. Исправлено; в рукописи ошибочно: пуручи. То же. В слове буква «о» написана по букве «у». В слове буква «ж» написана по другой букве. Исправлено; в рукописи ошибочно: копенками. 134 Слова написаны убористо. Между л. 92 об. и 93 рукописи вложен клочок бумаги, с одной стороны подвижно закрепленный под сгибом тетради. На нем почерком, схожим с таковым в основном тексте рукописи, оформлена служебная помета: по сю статью не смотрено. Даже при допущении, что в процессе бытования источника местоположение рассматриваемой записи оставалось неизменным, соотнести ее с какой-либо из статей, присутствующих на означенном развороте рукописи, не представляется возможным.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

Из всего этого следует такое заключение: оба предания (новгородско-псковское и киевское), по своей первоначальной записи, не далеки одно от другого и потому оба заслуживают равного внимания любителей отечественной истории. Многоуважаемый И.И. Малышевский , исследуя варианты отрывка владимирского летописца, приложенного к нашей статье (числом 8), подверг их подробному анализу; шесть из них, по обнаруженным тщанием исследователя первоначальным источникам, оказались достаточно доброкачественными в историческом отношении (хотя и не все в равной степени), седьмой вариант: «Деревы (Древляне); рекше Литва», он назвал «неудачным». He отрицая справедливости этого эпитета, замечу однако, что летописец XV века словами «рекше Литва» вовсе не желал выразить (как полагает исследователь) мысль, что он считает древлян литовским, а не славянским племенем, а то, что в его время (в XV веке) древляне жили в пределах литовской, а не московской Руси. Заметим при этом, что предыдущие варианты (числом 7) имеют не самостоятельное, а лишь пояснительное значение и состоят всего из двух, много трех слов, и уже по одному этому не могут идти в сравнение с главным вариантом владимирского летописца, то есть, с тем его местом, которое свидетельствует о южном происхождении св. Ольги и читается так: «Игоря же жени (Олег) в Болгарех, поят же за него княжну, именем Ольгу и бе мудра вельми». Пред нами не два и не три пояснительных слова, а цельное, округленное предложение, выраженное при том ясно и определенно 3 . Досточтимый И.И. Малышевский , приступая к исследованию этого главного варианта летописи, прямо заявил, что он считает его «собственным домыслом» летописца, вероятно на том основании, что источник этого варианта им не обнаружен. Мы не удивляемся такому предположению, но согласиться с ним не можем. Весьма понятно, что почтенный исследователь, признавая неоспоримым известие о северном происхождении св. Ольги (в защиту которого и написана его статья) и как принадлежащее, по его мнению, первоначальной летописи, писанной в Киеве в нач.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В ответном слове С.В.Медведева высказала искреннюю благодарность за столь высокую оценку осуществленных начинаний и инициатив. «Праздник этот был благословлен Святейшим Патриархом Алексием. Поэтому, наверное, нам всем так легко было работать», – отметила она. По ее мнению, главный результат, главная награда – это благодарность людей за то, что теперь в России есть свой праздник, посвященный семье, любви и верности. Она поблагодарила за труды членов оргкомитета и всех, кто принимал участие в подготовке общероссийского празднования Дня семьи, любви и верности. Вице-президент оргкомитета, заместитель председателя оргкомитета Российского фонда культуры, директор Дирекции международных программ Т.В.Шумова была удостоена ордена святой равноапостольной княгини Ольги (III степени). Орденом святой княгини Ольги (II степени) была награждена член попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» Е.Г.Катаева. Среди награжденных Патриаршими грамотами – начальник Департамента аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе М.Н.Белогубова, руководитель международных программ Дирекции международных программ И.Э.Борисова, руководитель департамента семейной и молодежной политики города Москвы Л.И.Гусева, вице-президент Общероссийской общественной организации работников средств массовой информации «Медиасоюз» Е.К.Зелинская, секретарь попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России» А.М.Катаев, генеральный директор ФГУП «Гознак» А.В.Трачук, главный военный герольдмейстер Федеральной службы охраны Н.И.Уколов. Архиерейские грамоты были вручены членам Оргкомитета поэтессе Е.В.Авдеевой, главе округа Мурома Владимирской области В.А.Качевану, директору ТВ дирекции Группы компаний «Красный квадрат» И.А.Кривицкому, аудитору Счетной палаты Российской Федерации С.Н.Рябухину, секретарю Организационного комитета Всероссийского дня семьи, любви и верности Е.М.Рязанцевой, секретарю Организационного комитета Д.А.Ужеговой, а также благотворителям, в том числе генеральному директору юридической компании «Семеняка и Компания» С.С.Пупко и генеральному директору «Мособлгаза» Д.А.Большакову.

http://pravoslavie.ru/28290.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010