В XIV в. В. К. м. оставался наиболее почитаемым среди жен. обителей, о чем свидетельствует статья Степенной книги о закладке вел. кнг. московской св. Евдокией (в иночестве Евфросинией) в Москве каменного Вознесенского храма, к-рый «сотворила паче всех княгинь великих, разве только Мария, княгиня Всеволода, внука Мономахова, что во Владимире». В XV в. В. К. м. запустел, Успенский собор обрушился. Возобновление иноческой жизни в обители относится, по-видимому, к нач. XVI в., поскольку в жалованной грамоте вел. кн. Василия III Иоанновича 1512 г. мон-рь, утративший именование «Княгинин», назван «новым», в грамоте царя Иоанна Грозного 1557 г. он также именуется «новым», в сер. XVII в. обитель утратила это именование. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Фотография. 2004 г. Собор в честь Успения Пресв. Богородицы. Сер. XVI в. Фотография. 2004 г. Согласно жалованной грамоте вел. кн. Василия III 1512 г., подтвержденной грамотой царя Иоанна IV 40-х гг. XVI в., в обители жили игумения, 36 монахинь, 4 священника, 2 диакона, пономарь и просвирница. В кон. XVII в. в мон-ре помимо игумении находились 62 монахини, 4 священника, 2 диакона. В 1715 г. насельницами В. К. м. являлись игумения, казначея, уставщица, 26 «крылошанок», 88 «стариц». В описи мон-ря 1763 г. значатся игумения, казначея, 2 соборные монахини, 8 «крылошанок», 21 монахиня и 6 мирянок, готовившиеся к постригу. При мон-ре также жили 5 священников, 2 диакона, канонарь, стряпчий, 20 служителей, а также 10 отставных военных на пропитании и 3 колодницы. В XIII в. обители принадлежал огород, данный «по великой княгине Евдокее да по великой княгине Васце, как они тот Успенский девичий монастырь строили». Основные земельные владения В. К. м. были получены по жалованным грамотам вел. князей и царей в XVI - 1-й пол. XVII в. К 1678 г. мон-рь владел во Владимирском и Юрьевском уездах 1460 дес. земли, на к-рых находился 151 двор (проживал 471 чел. муж. пола). По ружным книгам 1675-1699 гг., обители полагалось 87 р. 11 алтын 2 деньги и «панихидных» 50 р. 6 денег, 170 четв. с осминой ржи и 168 четв. с четвериком овса. К кон. XVII в. мон-рь был особножительным.

http://pravenc.ru/text/154985.html

В 1645 г., 5 генваря открыты мощи благоверного великого князя Георгия Всеволодовича († 1238), и раку для них серебряную, в которой они доселе открыто почивают во владимирском Успенском соборе, устроил «по обещанию» патриарх Иосиф, как гласит ее надпись . В 1647 г. Суздальский архиепископ Серапион донес государю и патриарху, что в Суздальском уезде, в дворцовом селе Глумове, явилась чудотворная икона Божией Матери Казанской и что для расследования совершившихся от нее чудес он посылал ключаря соборной церкви и своего приказного человека, которые и убедились в достоверности этих чудес. Царь и патриарх приказали архиепископу, чтобы он сам съездил на место явления чудотворной иконы, допросил тех, над которыми совершились чудеса, равно как и свидетелей, записал показания тех и других и за подписями их и их отцов духовных прислал в Судный патриарший приказ. В том же году царево-кокшайский воевода Спиридонов писал государю о явлении чудотворной иконы святых жен-мироносиц, прислал самую роспись чудесных исцелений, совершившихся от нее, и бил челом от лица всех жителей Царево-Кокшайска и «новокрещеных» татар, чтобы им дозволено было воздвигнуть церковь на месте явления чудотворной иконы. Государь велел снять список с нее и оставить в Царево-Кокшайске, а подлинную икону прислать в Москву с подобающею честию и разрешил построить на месте явления ее церковь во имя святых жен-мироносиц. В 1648 г., 22 октября, в день празднования Казанской иконе Богоматери Бог, даровал царю Алексею Михайловичу сына Димитрия, и признательный царь повелел, чтобы этот праздник, доселе праздновавшийся в одной только Москве по случаю освобождения ее от поляков, впредь праздновался всегда во всех городах и во всем царстве. В том же году по определению Собора и повелению государя свидетельствованы были 7 ноября мощи преподобного Кирилла Новоезерского Вологодским архиепископом Маркеллом и найдены нетленными, а в 1651 г. для них прислана из Москвы при царской грамоте серебряная рака . В 1649 г. по указу царя и благословению патриарха Иосифа свидетельствованы были архиепископом Тверским Ионою мощи благоверной княгини Анны Кашинской, супруги великого князя Михаила Ярославича Тверского, а в следующем году перенесены из-под деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор кашинский Ростовским митрополитом Варлаамом в присутствии самого царя Алексея Михайловича и всего его семейства .

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

М. Ш. была старшей сестрой кнг. Анны (Елены?), жены новгородского кн. Ярослава Владимировича, а также кнг. Марфы Ясыни, жены черниговского и козельского кн. Мстислава (Пантелеимона) Святославича (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 624-625. Л. 219; Кузьмук О. [С.] в Блuжhix лаври. Nyблikaцiя рукописноï пам,ятки другоï пол. XVII ст.//Лаврський альманах: Зб. наук. праць. Киïв, 2007. Вип. 18. 7). С. 17. Л. 9; Зотов Р. В. О черниговских князьях по Любецкому синодику и о Черниговском княжестве в татарское время (Исслед.). СПб., 1892. С. 25. (ЛЗАК; Вып. 9)). Почитание После кончины М. Ш. ее имя было записано в синодик владимирского Успенского собора, а также в синодики др. соборов и мон-рей Владимирской епархии. Древнейшая часть несохранившегося раннего синодика Успенского собора позже была переписана при создании соборных синодиков других городов Сев.-Вост. Руси. Так, напр., в нижегородском Печерском в честь Вознесения Господня муж. мон-ре (основан в 1330) в состав помянника под киноварным заголовком «Великые кн(я)зи Владимерские и их кн(я)гини и дети» после погибшей 7 февр. 1238 г. семьи Георгия Всеволодовича записали кн(я)гиню Мар(ь)ю, во иноцех Марфу» (Синодик Нижегородского Вознесенского Печерского мон-ря 1552 г. Синодик опальных царя Иоанна Грозного. Н. Новг., 2009. Л. 24 об. (список 1556 г.); РГБ. Ф. 256. Рум. 387. Л. 41 об., выписка нач. XIX в.), в помяннике «Благоверных великих княгинь» повторно указали память «великия княгини Марфы» (РГБ. Ф. 256. 387. Л. 43 об.). В сер. XIII - нач. XV в. владимирский Княгинин жен. мон-рь пользовался вниманием потомков правящей династии св. блгв. вел. кн. Ярослава Всеволодовича, к-рые нередко называли своих дочерей Мариями. Особую духовную связь с Княгининым мон-рем имела Московская св. блгв. вел. кнг. Евдокия Димитриевна (прп. Евфросиния), к-рую сравнивали с М. Ш. Старшая сестра Московской вел. княгини была наречена Марией, как и одна из дочерей св. блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского и вел. кнг. Евдокии Димитриевны, а также дочь вел. кн. Василия I Димитриевича .

http://pravenc.ru/text/2562162.html

Преподобный Андрей Рублев Преподобный Андрей Рублев: История в картинках Андрей Рублев. Звенигородская история Созерцая «Троицу» Благоверного князя Андрея Боголюбского Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству Святителя Андрея Критского, архиепископа Почему святителю Андрею Критскому молятся как преподобному? Великий канон Преподобной Марфы Антиохийской, матери Симеона Дивногорца   Обретение мощей преподобного Евфимия, Суздальского чудотворца   Православные праздники 18 июля Преподобного Афанасия, игумена Афонского Афон Обретение честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца Преподобный Сергий Радонежский в миру имел имя Варфоломей. С детских лет он веровал в Бога. После смерти своих благочестивых родителей жил в глухом лесу, где основал вместе с 12 иноками Троице-Сергиеву лавру. В то время святой предсказал победу русским войскам в борьбе с татарским игом. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского, который одержал победу в Куликовской битве. Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобной мученицы великой княгини Елисаветы и инокини Варвары (Яковлевой) Княгиня Елисавета была женой великого князя Сергея Александровича Романова. После его убийства она первая поехала собирать останки мужа, просила у царя о помиловании преступника, увившем его. Елисавета открыла Марфо-Мариинскую обитель, назвав ее в честь святых жен-мироносиц Марфы и Марии. Всю свою жизнь она посвятила благотворительности и помощи больным и обездоленным. Елизавета Федоровна Романова Дармштадтские принцессы при русском дворе Православные праздники 19 июля Собор Радонежских святых Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобных Сисоя Великого и Сисоя, схимника Печерского   Православные праздники 20 июля Преподобной Евфросинии (в инокинях Евдокии), великой княгини Московской Святая Евдокия была женой Дмитрия Донского и имела 12 детей. После смерти мужа она надела вериги, наложила на себя пост и стала каждый день ходить в церковь. Она построила женский монастырь в Кремле, несколько храмов в Переяславле-Залесском, занималась благотворительной деятельностью. Евфросиния способствовала перенесению чудотворной иконы Владимирской Божией Матери в Москву, тем самым отвратив нашествие Тамерлана на Москву.

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

Во В. е. восстанавливается система духовного образования. В 1991 г. при епархиальном управлении были созданы годичные пастырские курсы, реорганизованные в 1992 г. во Владимирское ДУ. В 1997 г. ДУ было преобразовано во Владимирскую Свято-Феофановскую семинарию (в 2004 помимо существовавшей ранее заочной формы была открыта очная форма обучения). В епархии действуют духовные уч-ща в Гусь-Хрустальном и муромском Спасо-Преображенском мон-ре, а также регентская школа в Княгинином Успенском мон-ре. В Суздале при Покровском жен. мон-ре существует катехизаторская школа, в Лакинске действуют курсы псаломщиков. Во В. е. открыты более 100 воскресных школ, 6 правосл. гимназий (2 во Владимире, по одной в Суздале, Вязниках, Гусь-Хрустальном, Петушках). Большое значение в епархии придается проповеди, лучшие проповеди публикуются в епархиальной печати. Интерьер Успенского собора во Владимире. Фотография. 2004 г. Интерьер Успенского собора во Владимире. Фотография. 2004 г. В 1999 г. 14 исправительно-трудовых учреждений Владимирской обл. были закреплены за священнослужителями благочиния тюремных храмов и приходов, окормляющими ок. 17 тыс. осужденных. Храмы действуют в 3 колониях, еще 3 храма находятся на завершающей стадии строительства, во всех остальных учреждениях, за исключением следственных изоляторов, есть молитвенные комнаты. В 2003 г. во Владимире была создана Ассоциация тюремного духовенства, решающая вопросы работы священников в тюрьмах с учетом опыта подобного служения в России и за рубежом. В епархии открыты 6 правосл. детских приютов (в Успенском Княгинином мон-ре, в Свято-Введенской Островная пуст., в муромском Свято-Троицком, Боголюбском, в Стефано-Махрищском мон-рях и в г. Радужном). В храмах установлены кружки для сбора средств «для самых бедных», при приходах и мон-рях действуют ок. 90 благотворительных столовых. В 90-х гг. XX - нач. XXI в. благодаря деятельности епархиальной комиссии по канонизации святых было возобновлено местное почитание преподобных Зосимы Пустынножителя, Лукиана и Корнилия Александровских, Софии Суздальской, Романа Киржачского, свт.

http://pravenc.ru/text/154964.html

Чистуха. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1772. Адрес: Владимирская область, Камешковский район, с. Чистуха Координаты: 56.2865, 40.6729 Проезд:От Владимира в сторону Нижнего Новгорода 11 км по трассе М7 Москва-Уфа. В населенном пункте Новая Быковка поворот на север, далее 14км через сёла Нестерково, Палашкино. Дорога местами асфальт, местами щебень. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью К Казанской церкви села Палашкина приписана Троицкая церковь села Чистухи. Пустошь Чистуха упоминается в жалованной грамоте вел. князя Иоанна III Васильевича Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю 1749 г. Этой грамотой великий князь разрешил монастырю перезывать и селить людей в Чистуху и освобождал этих поселенцев от дани и пошлин на 10 лет. Впоследствии Чистуха значится в вотчине кн. Вяземских. В 1694 г. местным помещиком, стольником князем Петром Васил. Вяземским была построена в Чистухе церковь, которая в 1695 г. была освящена во имя св. муч. Георгия. Вместо этой деревянной церкви в 1772 г. на средства княгини Вяземской была построена каменная церковь, эта церковь с каменною шатровою колокольнею существует и до настоящего времени. Престолов в церкви два: в холодной – во имя Преосвященной Троицы, в теплой – во имя св. муч. Георгия. Церковные документы хранятся в целости: копии метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1829 г. Земли при церкви: усадебной 1 дес., пахотной 33 дес. и сенокосной 1 дес. 300 кв. саж. Причта по штату при церкви нет, но имеются викарные священник и псаломщик. Дохода они получают от прихода около 200 руб. в год. Для викарного священника имеется общественный деревянный дом. В соединенном приходе Палашкино – Чистуха по клировым ведомостям числится в Палашкине 402 души муж. пола и 451 жен.; в Чистухе 296 душ муж. пола и 336 жен. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 1. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1893

http://sobory.ru/article/?object=02476

Когда (в 1871 году), по усердию главным образом двух благочестивых жен – Евдокии Мироновны Платоновой (покойной первоначальной основательницы странноприимного дома при соборе) и Феодосии Яковлевны Беляевой, предпринято было построение нового помещения для странноприимного дома: то последняя из названных благотворительниц «испросила благословение Владимирскаго Архипастыря (Антония) новому странноприимному дому быть не только приютом для успокоения труждающихся ради Господа бедных братий наших, но и местом повседневнаго моления о упокоении всех великих Князей и Княгинь, почивающих в соборном храме, и всех Святителей, которые осеняли храм сей своими молениями» 129 . И вот, во вновь устроенном здании странноприимного дома, примыкающем к самой соборной ограде, вдоль ее, стало совершаться и доныне совершается неумолкающее ни днем, ни ночью чтение псалтиря и, вместе, поминовение почивающих в соборе Князей и Святителей. В 1884 году, после внутренней реставрации кафедрального собора, происходило торжество обновления сего храма. При этом 3-го ноября, перед всенощной, было совершено перенесение св. мощей Владимирских Чудотворцев из Георгиевского собора, где они находились во время реставрации, в древний реставрированный храм. На другой день, в воскресенье, Высокопреосвященнейшим Феогностом была совершена в этом храме торжественно воскресная литургия, а 5-го числа им была совершена здесь торжественная заупокойная литургия по почивающим в храме Князьям и Святителям. В 1888 году в самом соборе, во время богослужений, введено чтение синодиков, а в этих синодиках первее всего – имена Князей и Святителей, почивающих в соборе. Их имена произносятся нередко и священником на возгласе заупокойной эктении за литургией. О, поистине достойны вечного поминовения почивающие во Владимирском кафедральном соборе благоверные державные Князья и блаженные Святители! Молитвенно воспоминая их и благоговейно преклоняясь перед их священными гробницами, достойно озаботиться нам и о подражании их крепкой вере и высоким добродетелям!..

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

Эти жалобы дошли до Мосгордумы. Отца Алексия вызвали на специальное заседание, и он был вынужден защищаться. Впоследствии община храма обратилась к экологам, которые проводили экологическую экспертизу, делали специальные расчеты… Одним словом, удалось доказать, что расположение храма не нарушит экологической обстановки в Москве. За эти годы мытарств по различным инстанциям Мосгордума стала добрым союзником. В сентября нынешнего года ее председатель В. М. Платонов принял священника Алексия Ладыгина. В ходе встречи были обсуждены вопросы проведения в 2007 году на уровне Москвы 600-летнего юбилея со дня блаженной кончины преподобной Евфросинии Московской. От имени депутатов Мосгордумы Платонов заверил настоятеля храма препдобной Евфросинии отца Алексия, что будет оказывать всяческое содействие в подготовке и проведении в Москве юбилейных торжеств. …Символично, что строительство началось в нынешнем году, когда в Болгарии и Москве прошли торжества, посвященные 600-летию со дня преставления митрополита Киевского и всея Руси Киприана, великого сына болгарского народа, великого русского святителя. Именно деревне Котлы, где состоялась встреча великой княгини и ее сына, великого князя Василия, с митрополитом Киприаном, который дал согласие возглавить Московскую кафедру, мы, потомки выдающихся русских государственных и духовных мужей и жен, должны быть благодарны, что Москва при этом великом святителе стала утверждаться как столица Руси. А через несколько лет после судьбоносной для Руси встречи в деревне Котлы состоялось принесение в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери, которая помогла защитить ее от грозного Тамерлана. В основанном на месте сретения святыни Сретенском монастыре все эти долгие столетия возносятся молитвы преподобной Евфросинии и святителю Киприану. Недавно, накануне праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня, прямо над местом строительства храма преподобной Евфросинии произошло чудо: на безоблачном небе появился крест. Стоял теплый, погожий день. Небо над районом Котловка было без единого облака.

http://pravoslavie.ru/653.html

в честь Успения Пресв. Богородицы. В правление В. Ю. в Сев.-Вост. Руси продолжилось монастырское строительство, впервые упоминаются обители: владимирский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь и владимирский Княгинин в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь , ярославский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и др. Над образами и фресками для церквей и мон-рей работали артели визант. и рус. иконописцев. На протяжении ряда лет были обновлены или сооружены укрепления в Суздале, Владимире, Переяславле Залесском, Москве, Дмитрове, Городце-Радилове на Волге и в др. городах Сев.-Вост. Руси, а также в родовой «отчине» В. Ю. Городце (Городке) на р. Остёр, на территории Переяславского княжества. После смерти киевского кн. Святослава Всеволодовича в Юж. Руси в 1194-1196 гг. за обладание Киевской землей развернулась борьба между Рюриком и Давидом Ростиславичами, с одной стороны, и князьями черниговской ветви (Ольговичами) - с другой. В. Ю., к тому времени прочно утвердивший свое влияние в Рязанской земле (что в итоге привело к созданию независимой от Чернигова епархии во главе с еп. Арсением в кон. 90-х гг. XII в.), старался активно участвовать в этой борьбе. Его признавали «старейшим в Володимере племени», т. е. среди потомков Владимира Мономаха (был единственным здравствующим из его внуков). Это давало ему возможность покровительствовать Ростиславичам и в то же время пытаться играть роль арбитра в их противостоянии с Ольговичами. В 1196 г. В. Ю. женил сына - блгв. кн. Константина Всеволодовича - на дочери белгородского кн. Мстислава (Бориса), племянника Рюрика и Давида, а затем на стороне последних вмешался в войну напрямую, совершив поход на Черниговскую землю. В результате усобицы Киев остался за Рюриком, но Ольговичи не отказались от претензий на него в будущем. Владимирскому князю удалось добиться от Рюрика передачи себе городов Торческа, Корсуни, Богуславля, Треполя и Канева, к-рые ранее киевский князь обещал отдать своему зятю Роману Мстиславичу. В. Ю. послал в эти города посадников, а Торческ отдал зятю Ростиславу Рюриковичу. Это расстроило отношения Рюрика с Романом, к-рый примкнул к черниговским князьям. Между тем узнав позднее (все в том же 1196), что В. Ю. заключил мир с Ольговичами без его ведома, правитель Киева вернул себе эти города. Борьба за киевский стол вновь обострилась в 1202-1205 гг., когда против Рюрика, заключившего союз с черниговскими Ольговичами, выступил владимиро-волынский и галицкий кн. Роман Мстиславич. В. Ю. склонялся к союзу с последним, но, как и в 90-х гг. XII в., старался открыто не втягиваться в усобицу и сохранять роль арбитра. В 1205 г., после гибели Романа, борьбу за Киев и Галич повели Рюрик и сын Святослава Всеволодовича черниговский кн. Всеволод Чермный. В этой ситуации, потерпев неудачу в борьбе с Ольговичами за Галич, сын В. Ю. Ярослав под угрозой военной силы был вынужден оставить княжение в Переяславле Русском и вернуться к отцу.

http://pravenc.ru/text/155472.html

Олимпиада (Медведева) неск. раз подвергалась арестам и ссылкам, поддерживала связь с находившимся в заключении и ссылках Ковровским еп. священноисп. Афанасием (Сахаровым) . В переданном Владимирскому музею монастырском Успенском соборе был устроен склад, с 1931 г.- зернохранилище. После осмотра в 1924 г. собора П. Д. Барановским началась реконструкция здания, в 50-60-х гг. храм был восстановлен в формах XVI в., реставрационные работы проводились под рук. А. В. и И. А. Столетовых; в 1967-1983 гг. группа реставраторов под рук. А. И. Некрасова раскрыла росписи XVII в. В 1945 г. в храме разместилась Владимирская реставрационная мастерская, с 1958 г. Успенский собор принадлежал ГВСМЗ, в 1985 г. в соборе открылась экспозиция музея. В Казанской ц. в 1928-1997 гг. располагалось хранилище документов ГА Владимирской обл. Бывш. монастырские кельи стали собственностью жилищно-арендного кооперативного товарищества. По инициативе товарищества было уничтожено монастырское кладбище, на территории к-рого появилась спортивная площадка. В 1928 г. была снесена большая часть ограды, в 1932 г.- колокольня. Возрождение В. К. м. в 1993-2004 гг. Мч. Авраамий Болгарский. Икона. Кон. XIX в. (Успенский собор мон-ря) Мч. Авраамий Болгарский. Икона. Кон. XIX в. (Успенский собор мон-ря) 22 марта 1993 г. Успенский собор В. К. м. был передан Церкви. Определением Свящ. Синода 11 июня 1993 г. В. К. м. был возрожден, настоятельницей утверждена мон. александровского в честь Успения Божией Матери жен. мон-ря Антония (Шаховцева), возведенная в 1995 г. в сан игумении. В 1997-1999 гг. в Успенском соборе был установлен новый резной 2-ярусный иконостас, в местном ряду находится икона Успения Божией Матери (XVII в., вклад Патриарха Иосифа), переданная мон-рю на хранение Владимиро-Суздальским музеем. Воссозданы поврежденные и уничтоженные росписи нижнего яруса собора. В соборе пребывает Боголюбская икона Божией Матери , перенесенная весной 1992 г. из ГВСМЗ. В 1993 г. крестным ходом из кафедрального Успенского собора во В.

http://pravenc.ru/text/154985.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010