А в прежней грамоте царя Василья Ивановича 114 года, какову Черногорской пустыне старец Александр положил в Новгородской четверти перед диаки нашими перед Баймом Балтиным да перед Дементьем Образцовым, за приписью дьяка нашего Григорья Елизарова написано: на реке Пинеге близко волока Пинегскаго в диком лесу Черная гора от нижния стороны дворища вверх no той горе и по едоме до верхней стороны белоручья и туже по речке по кумочевой и по сю (?) двои на волочкии лапозерские и кумочерские лесные озерка и истоки, и он де Макарий на той горе по обещанию поставил часовню и келью, а впредь ему Макарью на том месте поставить церковь во имя Похвалы Пресвятыя Богородицы, а оброку с того места в нашу казну от ручья по малетинскую воргу и с пожен оброку сходить по пяти алтын и по той грамоте велено выборному земскому судье взяв с собою тутошних и сторонних людей, сколько человек пригоже, того места досмотреть сколько того места десятин, и кто почему тем местом владеет, и сколько с того места оброку и где платят, да тот список велено прислать к Москве и в оброчныя тое Черную гору велено написать за черным попом Макарием и поручная запись взять, что ему Макарью Черная гора на оброке держать и оброк в нашу казну платить, а в Двинских книгах письма и меры Мирона Вельяминова с товарищи 130, 131 и 132 годов написано: на волоку на Пинегском монастырь Черногорской и на монастыре церковь Похвалы Пречистыя Богородицы, а в монастыре игумен Макарий да девять келей братских и служних, а в них девять братов, пашни монастырския середния земли осьмнадцать четей с третником в поле, а дву по томуж, сена меж ноль я поконец поль десять и пять копен, починок морковской, а в нем двор крестьянской, а людей в нем три человека, пашни паханые худыя земли три чети в поле, а в дву потому же, сева меж поль и поконец поль десять копен, лесу не пашеннаго десятина, да новорасчистныя земли от ручья от Бобровца во Черной горе к Малетине до ворги, да речка Кумочева с сенными покосы с наволочки, старово оброку десять алтын, пошлин три деньги, a Черногорскому монастырю и пашни с нашими крестьяны волока Пинегскаго с деревнею Плешковскою и с деревнею Малетинскою, но жалованной грамоте 114 года от Черногорскаго монастыря вниз по Пинеге реке владети по бобров ручей, что течет меж Васильевскаго починка и промеж монастырския земли, и по верхнюю сторону Пинеги реки и Малютинской ворги по глубокой коровей ручей, что течет в Пинегу реку, а владеть игумену с братиею по тем межам по Черной горе и землю распахивать в лес в гору и бобровым ручьем с монастырскую сторону, a что под Черною горою с нашея земли в деревни Плешковской и меж монастырскою землею по подгорью и по подприслонью, что под большею Черною горою

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Били нам челом Двинскаго уезда с Пинеги Черногорския пустыни строитель старец Сергий с братиею, сказал: в нынешнем 161 году, по благословению и по грамоте отца нашего и богомольца великаго господина святейшаго Никона патриарха московскаго и всея России, велено им из монастыря его слати в Сибирские городы и на великую реку Лену и на Собачью реку старца или вкладчика с образом Пречистыя Богородицы Одигитрия чудотворныя иконы и сбирати в Сибирских городех, которые торговые люда и промышленные что дадут по обещанию в дом Пречистыя Богородицы на церковное строение деньгами и соболями, и нам бы пожаловати с тое монастырской казны с соболей и денег десятой и с них старца и со всяких проезжих пошлин и мытов и головщины по городам и по заставам нашим иметь не велели, и велеть бы зимою на возех, а летом водяным путем в судех с тою монастырскою казною с собольми и деньгами старца или вкладчика пропущать без задержания, и о том дать в Сибирь нашу проезжую грамоту, и в Сибирских городех стольникам и воеводам нашим и дьяком и таможенным и заставвым головам и всяким приказным людем Двинскаго уезду с Пинеги Черногорскаго монастыря Старца или вкладчика, как они поедут в Сибирь и из Сибири, с монастырскою сборною казною с деньгами и с собольми, которые деньги и соболи сберут в Сибири на церковное строение велеть пропущати без задержания и на те деньги и на соболи откуда их повезут, давати им проезжия грамоты и с тех соболей и денег не имать никаких пошлин, и с них старца или со вкладчика мыта и перевозу и головшин имать не велеть, a тому старцу или вкладчику у воевод и у дьяков, и у письменных голов у служилых и у торговых и у промышленных людей мягкую рухлядь и денег себе не имать и за свое мимо городов и застав не провозить ни которыми делы, а будет тот старец, или       вкладчик      у      воевод и у письменных голов и у дьяков и у служилых      и      у торговых и      промышленных людей мягкую рухлядь или деньги взять и за свое провозить и про то сыщется: и тому старцу, или вкладчику от нас за то быти в опале, a прочитая сю вашу грамоту списывая с нее списки оставлять у себя, а сю нашу грамоту отдавати Черногорския пустыни старцу или вкладчику, которой с нею поедет

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Грузинская икона Божией Матери будет представлена на выставке в Центре искусств «Волхонка Гранд» 18.04.2014 Уникальная вновь обретенная чудотворная Грузинская икона Божией Матери будет частью выставки «Образ священный» вместе с более чем 300 другими редкими русскими иконами. Выставка пройдет в Москве , в Центре искусств «Волхонка Гранд», что на территории Храма Христа Спасителя , с 25 апреля по 25 мая, — сообщает официальный сайт Центра искусств. Икона была приобретена купцом Стефаном Лазаревым в 1625 году и возвращена в Россию, в Красногорский (Черногорский) Богородицкий монастырь под Архангельском в 1629 году. Иконе приписывалось сотворение многих чудес, излечение болезней. Согласно преданию, список с этой иконы чудесным образом остановил эпидемию чумы в Москве в XVIII веке. Икона исчезла в в 1922 году и была обретена вновь в 1946 году в том же монастыре и вновь была утрачена после совершения крестных ходов. Представленная на выставке Икона обретена вновь в 2014 году неподалеку от Красногорского Богородицкого монастыря под Архангельском. Икона каноническая, датируется 17 веком. Правмир.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 18.04.2014 16:35:19

http://drevo-info.ru/news/17006.html

Апостол Павел, продолжая мысль процитированного стиха, завершает словами: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего...» (2 Фес. 2:8), — а это уже апокалипсис и для всего современного мира, и для нашего земного Отечества — России. — 2. Христианская этика — это нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом. Однако, пророчествуя о временах антихриста, Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея произнес слова: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Из этих слов видно, что угасанию любви человека к Богу, к своему ближнему, да и к самому себе предшествует грех, возведенный в разряд беззакония и порока, вытесняющий из личности человека добро и замещающий его возрастанием личного эгоизма и разрушающего зла. Главным источником греха, беззакония и порока является помраченное состояние человеческой души, о чем также свидетельствуют слова Христа: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21-23). Все эти грехи и беззакония убивают в человеке любовь, которая есть то вечное, бессмертное, божественное начало, придающее бренной человеческой жизни отсутствующий в ней смысл. Через любовь человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он делает. Необходимо неустанно проповедовать созидательную силу добра и одновременно ограждать человека от зла в любых его проявлениях, чтобы научить любви и уважению к нравственному закону, данному нам в Евангелии и положенному в основу христианской этики. Поэтому и процесс предупреждения греха и беззакония надлежит начинать с духовно-нравственного воспитания человека в детском возрасте, когда ребенок делает первые шаги и произносит первые слова. Познание законов духовно-нравственного бытия, воспринятое в детстве и закрепленное в юношестве, обретает в зрелом возрасте фундаментальную ценность для личности человека и его отношения к Богу, ближнему и к самому себе как носителю образа и подобия Божия.

http://patriarchia.ru/db/text/3775717.ht...

Архив Пн Практика создания и поддержания приходского сайта 17 мая 2011 г. 14:55 Статья сотрудника Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации Московской епархии , клирика Успенского храма г. Красногорска священника Павла Островского опубликована в новом номере журнала «Приход» 3, 2011). Зачем нужен приходской сайт? Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1 Кор. 9:19-23) Мир серьезно изменился за последние несколько десятилетий. За это время был совершен невероятный скачок в области информационных технологий и средств коммуникаций. О чем это говорит? О том, что люди все меньше и меньше общаются друг с другом лично, предпочитая реальному общению виртуальное: в первую очередь Интернет. Сегодня не нужно звонить на какую-нибудь фирму, чтобы узнать часы работы и когда у них перерыв на обед. Достаточно зайти на сайт этой организации и узнать там всю информацию. Если произошло какое-то событие, то многие люди не ждут выпусков новостей по телевизору, а сразу заходят на новостные сайты и получают полную информацию о всевозможных новостях. Осознавая все это, сегодня стало понятно, что наличие приходского сайта это не некая прихоть того или иного члена прихода, а именно необходимое для просвещения и информирования прихожан действо. Конечно, в идеале было бы хорошо, чтобы человек, когда захотел бы пойти в храм, то зашел бы в него, узнал расписание, а потом пришел бы на службу. Но сегодня вероятнее всего будет другой вариант: человек захочет пойти в храм, зайдет в Интернет, и не найдя сайта храма, соответственно, не узнав расписание служб, просто никуда не пойдет.

http://patriarchia.ru/db/text/1482390.ht...

В день памяти святого пророка Илии в храмах Москвы пройдут архиерейские богослужения 31 июля 2009 г. 13:15 2 августа, в день памяти пророка Божия Илии, в московских храмах в честь святого по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоятся архиерейские богослужения. В храме пророка Илии в Обыденском переулке богослужение возглавит архиепископ Истринский Арсений . В храме пророка Илии на Новгородском подворье богослужение возглавит епископ Красногорский Савва . В храм пророка Илии в Черкизове богослужение возглавит епископ Дмитровский Александр . Святой пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета. Он родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином за 900 лет до Рождества Христова. С юных лет он поселился в пустыне и жил в строгом подвиге поста и молитвы. Призван на пророческое служение в царствование царя Ахава-идолопоклонника, который поклонялся Ваалу (солнцу) и заставлял народ еврейский делать то же. Господь послал Илию к Ахаву и повелел предсказать ему, что если он и его народ не обратятся к истинному Богу, то его царство постигнет голод. Ахав не послушался пророка, и в стране настала засуха и большой голод. Во время голода Илия прожил год в пустыне, куда ему вороны носили пищу, и более двух лет у одной вдовы в г. Сарепте. Через три с половиной года Илия вернулся в Израильское царство и сказал царю и всему народу, что все бедствия израильтян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. За свою пламенную ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на небо живым в огненной колеснице. Свидетелем этого чудного восхождения был пророк Елисей. Затем в Преображении Господнем он явился вместе с пророком Моисеем и предстал пред Иисусом Христом, беседуя с Ним на горе Фавор. По преданию Святой Церкви, пророк Илия будет Предтечей второго пришествия Христа на землю и во время проповеди примет телесную смерть. Пророку Илии молятся о даровании дождя во время засухи. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/707898.htm...

Во все времена Православная Церковь переживала испытания и трудности. Преодоление их во многом зависит от тех, кого «Дух Святой поставил блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян.20, 28), и кому дан пример Доброго Пастыря, полагающего жизнь Свою за овец. Отчетливо понимая, сколь великой должна быть для воплощения этого евангельского идеала степень самоотречения и самопожертвования, я вновь возлагаю надежды на Бога и святых. Особое упование я возлагаю на заступничество Царицы Небесной. Она никогда не оставляла меня Своим Материнским покровом, являя великие милости особенно через Свой чудотворный образ «Дубенский». Верю, что и ныне Она укрепит и наставит меня в предстоящем святительском служении. Надеюсь также и на молитвы тех, кто на протяжении многих лет были моими духовными наставниками, были и остаются примером человечности и христианской любви. Все то светлое и доброе, чем щедро делились они со мною, надеюсь, умножит во мне силы нести нелегкий крест архипастырства, чтобы не посрамить доверие, оказанное мне Святой Церковью. В этот день хочу поблагодарить моих родителей. Их глубокая добросовестность и трудолюбие, простота и нелицемерие научили меня прислушиваться к голосу совести, что и помогло мне прийти к Богу. Невольно в этот день вспоминаются слова, сказанные пророку Иеремии: «... прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя...» (Иер. 1, 5). С самого раннего возраста, сколько помню себя, я всегда испытывал любовь и непреодолимое влечение к Церкви и ощущал управляющую мной десницу Божию. Я с величайшей благодарностью и умилением возношу молитвы о упокоении приснопамятной игуменьи Красногорского Золотоношского монастыря матушке Августе. Ее духовной опекой: молитвами, кроткими и мудрыми наставлениями, примером смиренного несения монашеского креста я многие годы был руководим на стези монашеской жизни. С благодарностью Богу вспоминаю время, проведенное в обители преподобного Аввы Сергия и в стенах Московских духовных школ .

http://patriarchia.ru/db/text/256158.htm...

Для православного сознания жизнь человека не кончается с телесной смертью — именно поэтому Церковь не оставляет душепопечения о приговоренных к высшей мере наказания». Таким образом, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» заявляется о предпочтительности отказа от смертной казни. Такой подход исключает совершение непоправимой ошибки правосудия и предоставляет больше возможностей для пастырского душепопечения о преступниках. — Владыка, добрый день. 1. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» читаем: «Задача светского закона — не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад». Скажите, владыка, насколько хорошо, на Ваш взгляд, выполняет свою задачу светский закон в современном мире и в России? 2. Ваше Преосвященство, какие меры Церкви, по Вашему мнению, сейчас наиболее актуальны для максимально широкого распространения христианской этики? Лариса, Балашов — 1. Светский закон в современном мире, как и внутренний нравственный закон, вложенный в человека Богом при его сотворении, если, конечно, они не утрачены человеком через пребывание в грехах и беззакониях, регулируют отношения граждан в государстве и являются «удерживающим началом» общественной и государственной жизни и деятельности граждан нашей страны. Святой апостол Павел во втором Послании к Фессалоникийцам пишет, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). По учению святых отцов слова «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» относятся к светским законам, которые держат в каких-то разумных границах неправопослушных граждан от совершения преступлений и бунтов. Конечно, во всем мире, как и у нас в России, юриспруденция несовершенна, однако чего-либо иного, более лучшего человечество до сих пор не придумало. И отсутствие светских законов способно превратить весь мир в хаос, в котором невозможно будет выжить правопослушному гражданину, в котором невозможно будет сохранить отеческую веру и национальную культуру, в котором не будет границ, защищающих дом, семью, детей, женщин и стариков от нашествия иноплеменников.

http://patriarchia.ru/db/text/3775717.ht...

И еще раз упомянем о двух важнейших обстоятельствах, о которых иногда забываем в суете: 1) Не бывает молитвы, если нет любви к Богу и ближнему: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто» ( 1Кор.13:2 ). Это «ничто» не способно молиться. 2) Не бывает молитвы, если человек живет ради корысти и власти: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» ( Мф.6:24 ). Корыстность и властолюбие не способны молиться. Рекомендуемая (из многих трудов по этой теме) литература о молитве для раздела 4.4.9.: 1) Любое издание книг «Добротолюбие» в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского . Т. 1–5. 2) Иеромонах Илларион Святогорец. Исповедание православной веры святого Григория Паламы . – М.: Издание Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря в г. Москве, 1995. 3) Любое издание книги преподобного Исаака Сирина «Слова подвижнические». 4) Письма великих оптинских старцев. – М.: Издание Сретенского монастыря. 2003 – Письмо преподобного Макария: Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву. 5) Варсонофий, игумен (Веревкин В.С.) Учение о молитве по Добротолюбию. – Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2002. 6) Умное делание о молитве Иисусовой. Сборник поучений Святых Отцов и опытных ее делателей. Составил игумен Валаамского монастыря Харитон. – М.: Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992. 7) Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати. Составлено на основе келейных записей архиепископа Антония (Голынского-Михайловского) . – Красногорск: Издание Красногорского Успенского храма, 2000. 8) Жемчужина отцов. Составитель – священник Сергий Молотков. В 2-х томах. – Санкт-Петербург: САТИСЪ, ДЕРЖАВА, 2006. 9) Новиков Н. М. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий. Учение святых отцов и подвижников благочестия от древности до наших дней: Обзор аскетической литературы: В 4 т. – М.: «Отчий дом», 2004, 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

К сожалению, на практике порой случается так, что человек (мужчина или женщина), получив справку о церковном разводе, приходит в храм и, обратившись в свечную лавку, оформляет заказ на венчание в церкви без предварительного собеседования со священником и исследования причин развода. В настоящее время этой порочной практике на приходах создаются серьезные препятствия, поскольку Святейший Патриарх Кирилл обязал священнослужителей проводить катехизические собеседования с лицами, готовящимися к Таинствам крещения и венчания. И если вторичное браковенчание было совершено только на основании справки о расторжении предыдущего церковного брака, то это является обманом и усугубляет вину человека, который не только разрушил семью по вине прелюбодеяния, но и посягнул на повторный церковный брак, не имея на то разрешения и благословения правящего архиерея епархии, в границах которой он проживает. Должен сказать, что Церковь признает законным гражданский брак, если он официально зарегистрован согласно законодательству страны в ЗАГСе, где мужчина и женщина публично свидетельствуют перед обществом, что с сегодняшнего дня они являются мужем и женой. Эта практика бракосочетания признана Церковью, особенно когда дело касается лиц, вступающих в брак и принадлежащих к разным вероисповеданиям: супруги в такой семье не могут быть обвинены в грехах любодеяния. Относительно второбрачных — при наличии церковного развода невиновная сторона имеет право вступить не только в гражданский брак, но и получить разрешение на браковенчание в церкви. Однако виновная сторона лишается этого права и может вступить только в гражданский брак с регистрацией бракосочетания со своей новой избранницей. Но и в этом случае брак виновной стороны, законный в плане дел гражданского состояния, все равно будет нести на себе отпечаток пребывания в грехе, поскольку начало ему положено через разрушение семьи и пребывание в грехе прелюбодеяния. Последствия неправедного и неблагоговейного участия в Таинствах Церкви — в данном случае в браковенчании, полученном незаконным путем, ведут к разрушению духовной жизни человека и могут оказаться катастрофическими. Все это можно представить, вникая в смысл слов святого апостола Павла из первого Послания к Коринфянам, где говорится о Таинстве Евхаристии и последствиях недостойного участия человека-грешника в Причащении Святых Христовых Таин: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирают» (1 Кор. 11:27-30).

http://patriarchia.ru/db/text/3775717.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010