Канонизацией М. следует считать включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших; его состав был определен во время подготовки к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 374). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 5. Д. 695. Л. 314-315 об. Ист.: Пролог: Март-авг. М., 1660. Л. 1739-1743; Макарий (Миролюбов), архиеп. Ист. описание Красногорского мон-ря//ЧОИДР. 1880. Т. 3. С. 1-131; Савельева Н. В. Сказания XVII в. о святынях, святых и подвижниках Рус. Севера: Пинега и Мезень. СПб., 2010. С. 78-154. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 793; Описание Рос. империи в ист., геогр. и стат. отношениях. Т. 1. Кн. 2: Пушкарев И. Архангельская губ. СПб., 1845. С. 37; Максимов С. Год на Севере. СПб., 1864. Ч. 2: Поездка по северным рекам. С. 515-518; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 345; Голубинский. Канонизация святых. С. 361; Сергий (Спасский). Т. 3. С. 565; Строев. Списки иерархов. Стб. 826; Ключевский. Древнерус. жития. С. 332, 398; Зверинский. Т. 2. 888. С. 189-190; Васильев А. Ист. очерк Красногорского мон-ря Архангельской губ. Пинежского у. СПб., 1880; Челмогорский В. Красногорский Богородицкий мон-рь//Кр. описание мон-рей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 321-379; Кириллов А. В. Рукописные сборники сказаний о Грузинской иконе Божией Матери, что в Красногорском мон-ре Архангельской епархии//Архангельские ЕВ. 1911. Ч. неофиц. 17. С. 708-715; 18. С. 738-745; 20. С. 797-803; Кукушкина М. В. Монастырские б-ки Рус. Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI-XVII вв. Л., 1977. С. 35, 44-45, 176; Ebbinghaus A. Die altrussischen Marienikonen-Legenden. B., 1990. S. 242-244; Смирнов Я. Е. Б-ка ярославских купцов Лыткиных в 1-й пол. XVII в.: Проблемы историогр. и источниковедческого изучения//Чтения по истории и культуре древней и новой России: (Мат-лы конф. Ярославль, 7-9 окт. 1998). Ярославль, 1998. С. 87-102; Белоброва О. В. Повесть о Черногорском мон-ре//СККДР. Вып. 3. Ч. 3. С. 237-240; Савельева Н. В. Сказания XVII в. о святынях, святых и подвижниках Рус. Севера: Пинега и Мезень. СПб., 2010. С. 11-77.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

иконы Богоматери, называемой Грузинскою); Фон Пошман, “Опис. Архан. губ.», I, 117; “Арханг. губ. вед.», 1845 г., 23 (Чернышев, “Красногорский мон.»); 1848 г., 22 (Шенкурск; икона Грузинской Божией Матери); 1849 г., 36 (Сказание о Преч. иконе пресв. Девы Богород., именуемой Грузинскою); 1857 г., 33 (Беломорского, “Красногор. мон.»); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1852 г., 87 (надел. лесом); “Ярослав. губ. в.», 1854 г., 24 (история иконы Грузинской в опис. церкви Рожд. Богор.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 826, 6; “Акты истор.», II, 72 (Ц. гр. 1606 г. об отдаче иноку Макарию Черной горы на оброк под постройку м-ря и дозорная память об угодьях его); III, 166 (Ц. гр. 1631 г. об утверждении за пустынею земли и угодьев; игум. Макарий); “Дополн. к Акт. истор.», III, 110 (Проезж. грам. 1653 г. посланному в Сибирь с иконою Грузин. Бож. Мат.; строит. старец Сергий); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 151 (в 1744 г. имел 22 души крестьян); 1874 г., I, смесь, 9 (в 1713 г. погреб. кн. Василий Вас. Голицын); 1878 г., III, 17 (христиан. в предел. Архан. губ.); 1880 г., III, 1–136 (еписк. Макария “Истор. опис. м-ря с 3 изображ., видом, икон Владим. и Грузин. Бож. Мат.»); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было игумен, 3 иеромонаха и монах); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библиот.», I, 77, 3 (служба преч. Богород. честного ее образа Одигитрия, иже Грузинская наречется, иже в Двинстей области в Черногорском м-ре); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1791 г., XVIII, 17 (в 1608 г. воевода Ив. Чепчугов, осужденный двинянами на смерть, обещался до смерти своей иметь веру м-рю Пречистой Богород. в Черную гору), 61 (м-рь в 1698 г. имел владения в Двинском уез., в Сояльском стане и в Валдокурском погосте). 889. Красногорский – Николаевский – Гадяцкий, мужской, ныне село Монастырские Будища, Полтавской губ., Гадячского у., в 6 вер. к югу от Гадяча, при р. Псле, на горе Красной. Основан в XV ст. (1442 г.), когда многие православные, страшась преследований от католиков и униатов, искали убежище в пустынях.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Не менее же, как тогда, и теперь священная его глава ежедневно источает дивные действия, подавая исцеления и врачуя всякую болезнь. Ибо остальное тело по частям давно разобрано верующими, благоговейно сохраняющими это священное достояние; а другие говорят, что латиняне, после завоевания царствующего града (1204 года), овладевши и Силивриею, увезли в древний Рим тело мученика, как и многие другие мощи. Потому что латиняне, попущением Божиим, держали в своей власти царственный город пятьдесят лет и увезли много драгоценностей из церквей, дворцов и домов, пока не изгнаны были крепкою рукою царя Михаила Палеолога, первого принадлежавшего в дому Ангелов. Тело сего императора раздутое (γκομενσς) видится и теперь в этом нашем городе, в монастыре Спасителя Христа: потому что, достигши высших почестей, изменил вере, преследовал граждан и похитил царство у сына Феодора Ласкариса, за что и был отлучен от церкви святейшим патриархом Арсением». Когда персидский шах Аббас, в 1622 году, в царствование Михаила Феодоровича, покорил Грузию и взял там многоцелебную ризу Господню: тогда и иные многие святыни и честные иконы взяты были персами не для почитания, а для продажи бывшим в Персии русским купцам, коих благоговение к святыне известно было и персам. Посему к одному из русских купцов, Стефану, некто персиянин, зная, что россияне благоговейно чествуют священные изображения, принес для продажи украшенную серебром и золотом Грузинскую икону Богородицы. Стефан с радостию купил св. икону в 1625 году и хранил у себя. В это время в Ярославле некто Григорий Лыткин, по делам коего Стефан находился в Персии, получил во сне откровение от Бога о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь Архангельской губернии, основанный в 1603 году. Когда Стефан в 1629 году возвратился на родину свою с иконою и показал ее Григорию, Григорий, вспомнив о своем видении святыни, приобретенной Стефаном, отправился с иконою в Двинские пределы в обитель Черногорскую, так названную оттого, что построена на гористом месте, которое по причине густых лесов представляло вид мрачный и от этого издревле называлось Черною горою.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Избранная под монастырь местность не представляла на первых порах выгодных условий для жизни, много требовалось труда, чтобы приспособить землю к производительности; и вот начинается расчистка лесов, мало-помалу образуются пашни, луга. Но без права, законным порядком утверждённого, владение землёю и труд не были ограждены от сторонних притязаний. Требовалось ходатайство на отвод и закрепление избранного места монастырю. Священноинок Макарий в 1606 г. челобитною в Москве испрашивает на то позволение Царя. Василий Иоаннович Шуйский, грамотою 28 августа 1606 г. на имя земского судьи (паволок Пинежский) Ивана Назарова избранное под монастырь (на Черной горе) место утвердил со взносом в казну 5 алтын; причём велено определить количество земли, кто владеет ею и за какую плату. По сему Волокопинежский выборный судья Иван Назаров доносил, что на Черной горе расчищено пахотной и сенокосной земли для возделывания годной десять десятин, половина земли пахана, другая под лесом не очищена, и что оброку в казну за всю ту землю следует с чёрного попа Макария 10 алтын, в чем и взята с него поручная запись на владение Черною горою со взносом оброка в казну. Количество и границы, данной в надел монастырю земли, точнее определены грамотою Царя Михаила Феодоровича 1631 года: «За монастырем пашни паханые, худые земли три чети в поле, а в двух по тому же, сена меж поль и по конец поль десять копен, лесу не пашенного десятина, да новорасчищенные земли от ручья Бобровца по Черной горе к Малетине до Ворги, да речка Кумечева с сенными покосы и наволочки, старого оброку десять (10) алтын, пошлин 3 деньги, а межа черногорскому монастырю и пашни с нашими крестьяны волока Пинежского с деревнями Плешковскою и Малетинскою, от Черногорского монастыря вниз по реке Пинеге владеть по Бобров ручей, что течёт меж Васильевского починка и монастырской земли, а в верхнюю сторону Пинеги реки и Малетинской Ворги по глубокий Коровий ручей, что течёт в Пинегу реку, владеть игумену с братией по тем межам по Черной горе и землю распахивать, а что под Черною горою наши земли от Бобровца до Ворги, игумену с братией не владеть!». Но при всем том утвержденная за монастырём земля подвергалась притязаниям и захвату.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Строитель Сергий в челобитной 1650 года писал Царю Алексею Михайловичу, что многие близ монастыря живущие крестьяне вступаются в монастырские земли и убытки чинят. Так крестьянин Малетинской деревни Иван Афанасьев, условившийся с игуменом Макарием на 15 лет расчищать лес, распахивать землю и ставить сено по нижнюю сторону монастыря от Бобровца до глубокого ручья и в гору до болот, из третьей части выгод урожая, не только условия не выполнил, но и хотел обратить всю эту землю в свое владение, по сему и просил Царя и составителей писцовых книг о записи за ним монастырской земли, давши ей в своей просьбе ложное название «Васильев починко», потому, что прежде будто бы ту землю распахивал и двор поставил Василий Шелутко. Только исследование дела на месте раскрыло обман; земля возвращена монастырю и занесена в писцовые книги Мирона Вельяминова. Притязания на монастырскую землю возобновлялись впоследствии от крестьян Валдокурского прихода, возникли пререкания, споры, иски, суды, стоившие немало хлопот и издержек монастырю. Конец беспорядкам положил Царь Алексей Михайлович. Грамотою 1659 г. он подтвердил все данные прежде права Красногорскому монастырю на владение землёю и строго повелел, чтобы крестьяне и всякие воровские люди от монастыря были отрезаны и границы их точно обозначены. По возвращению из Москвы с грамотою Василия Иоанновича Шуйского, которою велено записать Черную гору за иеромонахом Макарием, он отправляется в Новгород испросить благословения митрополита на постройку храма и основание монастыря. Митрополит Исидор, утвердивши братство предложенного Черногорского монастыря, произвел Макария в игумена, выдает антиминс на освящение храма и другие потребности церковные, при грамоте своей от 20 октября 1608 года. Между тем монах Иона при содействии благочестивых людей расчистил место для храма, заготовлял лес и построил келью. В 1607 году положено основание первого храма, а к осени следующего 1608 г., когда Макарий возвратился из Новгорода, постройка его была уже окончена, и храм, при участии ближайшего сельского духовенства, торжественно освящён во имя Пресвятой Богородицы честной её Похвалы. В тоже время приобретено четыре колокола в 14 пудов, которые за неимением колокольни были повешены на двух столбах; построено две кельи, где жили три старца и три работника. С течением времени число монашествующих и строений возрастало. Между 1622–1629 годами находилось кроме игумена, 9 человек братии, жившие в особых кельях, и трое работников крестьян, имевших отдельный крестьянский двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Утрата первообраза Г. и. Красногорского мон-ря (описание сохр. в монастырской описи - Макарий (Миролюбов). 1880; Васильев. 1880; Челмогорский. 1902) отчасти возмещается списком 1707 г., исполненным жалованным изографом кремлевской Оружейной палаты Кириллом Улановым с сыном Иваном (43×30 см; происхождение неизвестно, ГТГ) ( Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. 907; Чудотворный образ: Иконы Богоматери в Третьяковской галерее. М., 1999. 16). На нижнем поле иконы надпись: «     написан сей святый Богоматере образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре, имянуемыя Грузинския». Ниже - надпись с указанием имен мастеров, выполненная более мелкими буквами. В икону вмонтированы 4 крупных мощевика, залитые мастикой; отверстия сохранили следы крепления оклада. Иконография списка 1707 г. совпадает со всеми известными ранними образами Г. и. Этот вариант Одигитрии близок к изводу Перивлепты. Богородица изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к Младенцу головой; полы мафория расходятся, открывая горловину хитона; окаймления хитона, мафория и зарукавья украшены жемчугом и драгоценными камнями. Левой рукой в традиц. положении Богородица поддерживает сидящего и повернутого к Ней Младенца, правая - в жесте моления (как знак поклонения Сыну). Голова Младенца слегка откинута назад, правая благословляющая рука поднята вертикально, в левой - свиток. Особенностью извода Г. и. является изображение правой ножки Младенца, подвернутой под левую обнаженной подошвой наружу (эта деталь не характерна для Перивлепты и иная, чем на Тихвинской иконе Божией Матери). Одежды Богоматери и Младенца на образе 1707 г. разделаны сплошным ассистом, что характерно для работ царских изографов. Возможно, эта особенность согласуется с драгоценной сплошной ризой первообраза, известной по монастырской описи («Обложен весь образ серебром резью: венцы, средина и поля, и позолочен весь оклад почестным серебром» - Макарий (Миролюбов). 1880). Если на первообразе сохранялся характерный для груз. икон сплошной чеканный оклад, то это определяло особенность украшения списков ассистом и драгоценной ризой, оставляющей незакрытыми только личное, как и на груз. иконах.

http://pravenc.ru/text/168197.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРУЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 22 авг.), чудотворный образ. Согласно сказанию, Г. и. была вывезена персами из Грузии в 1622 г., во время завоевания страны шахом Аббасом I, в 1625 г. выкуплена Стефаном Лазаревым, приказчиком ярославского купца Григория Лыткина, находившимся в Персии по торговым делам. По возвращении Лазарева в Ярославль в 1629 г. Лыткин, увидев икону, вспомнил о бывшем ему таинственном внушении отправить святыню в Черногорский (Красногорский) мон-рь на Пинеге (под Архангельском), к-рому покровительствовали рус. купцы. Доставив икону в мон-рь, он построил по своему плану церковь, пожертвовал ей утварь и собрание книг ( Смирнов. 1998), большую часть к-рых сам переписал. Грузинская икона Божией Матери из ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. 1654 г. (?) Грузинская икона Божией Матери из ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. 1654 г. (?) По прибытии иконы в мон-рь начались чудесные исцеления. В 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича и патриарха Никона было установлено празднование иконе «ради чудес ее» в день принесения в мон-рь. В 1698 г. было постановлено каждый год этот образ приносить в Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости»; также икону носили в Вологду, Вел. Устюг, Переславль-Залесский, Москву и в Сибирь, на Лену. Грузинская икона Божией Матери. XVII в. (ц. Воскресения Христова в Сокольниках, Москва) Грузинская икона Божией Матери. XVII в. (ц. Воскресения Христова в Сокольниках, Москва) Икона исчезла после закрытия обители (1920-1922), позже возвращена в мон-рь: в отчете 1946 г. в Московскую Патриархию еп. Архангельского Леонтия (Смирнова) упоминается о том, что Г. и. носили во время крестного хода, к-рый совершался в 1946 г. в Архангельске. Дальнейшая судьба Г. и. неизвестна. Особой вехой в истории и прославлении иконы был ее привоз в Москву в 1654 г. Икону поместили в ц. Св. Троицы в Никитниках, где имели двор ярославские выходцы купцы Никитниковы, ктиторы построенного на их средства храма (1628-1651). Существует мнение, что икона была привезена для поновления и наложения новой ризы.

http://pravenc.ru/text/168197.html

И мы великий государь Двинскаго уезду Черногорскаго монастыря Пречистыя Богородицы Похвалы строители старца Сергия с братиею, для чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы Одигитрия Иверския, пожаловали велели им в Черногорский монастырь для их скудости давати жалованья руги по пятидесяти рублев на год и на Холмогорах из наших из таможенных доходов, да им же для монастырския их скудо ти велено посылать на море для рыбнаго и зверинаго и сольнаго промыслу наемных людей из покруту летом дву кочах, а весною в карбасах, а как они с промыслу придут и что у них каково рыбнаго и зверинаго помыслу будет, и от того их монастырскаго промыслу со всего что у них будет у Архангельскаго города и на Холмогорах и на Мезени имати ваши таможенныя пошлины десятое, и как к вам сия наша грамота придет и вы б по сему вашему указу Двинскаго уезду Черногорскаго монастыря чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы Одигитрия Иверския строителю старцу Сергию с братиею в монастырь для их скудости велели давать нашего жалованья Холмогорским таможенным головам из наших из таможенных доходов руги по пятидесяти рублев на год с нынешняго 161 года, да им же для монастырския их скудости велели посылати на море для рыбнаго и зверинаго и сальнаго промыслу наемных людей из покруту летом дву кочах, а весною в карбасах, а как они с моря с промыслу придут к Архангельскому городу или на Мезень, и что у них каково рыбнаго и зверинаго и сальнаго промыслу будет, и вы б с того их монастырскаго со всего промыслу что у них будет в привозе велели имати гостем и таможенным головам и целовальником вашим таможенныя пошлины в правду по нашему указу, а лишних пошлин, и сверх тое цены по чему они продадут имати не велели, а сколько чего с них взято будет наших таможенных пошлин и в том велели б есте им давати выписки за таможенными печатьми, для того чтоб с них на Холмогорах в другой раз десятаго не имали, а буде они у Архангельскаго города и на Мезени десятаго не заплатят и с них десятое имати на Холмогорах, а как они ту морскаго промыслу рыбу и зверь и сало продадут, и на те деньги де купят в монастырь на церковный обиход воск и ладон и мед и про монастырской обиход хлебными и всякия рыбныя запасы и масло и соль и одежду и обувь, и тех запасов, которые они повезут в монастырь в судех или на возех для монастырскаго обиходу наших таможенных пошлин имати не велели, а пропущати без задержания, а прочесть сию нашу грамоту велеть с нее списати список, да тот список оставили в нашей казне в съезжей избе, и сю нашу грамоту отдали б есте Черногорскаго монастыря строителю старцу Сергию с братиею, впредь для иных наших окольничих и воевод, и дьяков

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

И мы Двинскаго уезду Пречистыя Богородицы Черногорскаго монастыря строителя старца Сергия с братиею пожаловали у Архангельскаго города и на Холмогорах и на Устюге великом и на Тотьме и на Вологде и в Ярославле и Переславле Залеском и в иных городех таможенным головам и целовальником и по мытом мытчиком и на реках перевощиком и мостовщиком и откупщиком и всяким пошлинным на заставах и на мытах и на реках и на мостах их держать, и проезжих пошлин и перевозного и мостовщины и с людей головщины имать не велели, a велели их зимою на санех, а летом верхом, и водяным путем в крытых судех и в малых лодках с рыбою и с солью и со всякими монастырскими обиходы пропущати везде без задержания и по городам окольничему вашему и воеводам и дьяком и таможенным головам и целовальником и откупщиком и по мытом мытчиком и по перевозом перевощиком и всяким пошлинником Черногорскаго монастыря строителя с братиею, как они поедут из монастыря к Москве о монастырских делех нам бити челом, или они повезут из монастыря всяких харчевых обиходов в рыбные и звериные промыслы старцу и служебником и всяким монастырским и работным людем на пропитание, а не на продажу, и у Архангельского города и на Холмогорах и на Устюге великом и на Тотьме и на Вологде и в Ярославле и в Переславле Залеском и в иных городех, и на заставах и на мытах и на реках и на мостах их не держати и проезжих пошлин и перевозного и мостовщины и с людей головщины имати не велели, а велети их зимою на санех, а летом верхом и в телегах и водяным путем в крытых судех и в малых лодках с рыбою и со всякими монастырскими обиходы пропущать везде без задержания, а прочитав сю вашу грамоту отдавали б есте Черногорскаго монастыря строителю старцу Сергию или слушкам, которые из монастыря посланы будут. Писана на Москве лета 7161 декабря в 30 день. Подлинная подписана собственною рукою так: Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея России. Приложение 2. Хронологический список настоятелей монастыря 1. Игумен Макарий, основатель монастыря 1608–1036 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

А ныне на Двине вы сверх того сыску на те их монастырския земли и всякия угодья у них отнимаете и отдаете тяглые в тягло, а оброчные на оброк изнаддачи сторонним людям, а те де земли они изпуста распахивали своею силою и монастырскими работниками, и наши де доходы спуста платили за многие годы. А крестьяне де емлют монастырския земли в тягло и на оброк по своему ложному челобитию и сами не владеют, и иным продают и закладывают, монастырскими трудами и роспашью корыстуются. А что они платили спустя тягло и оброк многое время и распахивали те земли просто по нашему указу и от того же монастыря издержано монастырские казны много, а место Черная гора пустынна убогая в суземье, в черном лесу, от людей удалено, место горнее, сенных покосов монастырю строиться и им питаться нечем. А нашего жалованья вотчин и крестьян и бобылей за ними нет ни одного человека, и вам бы их пожаловать для чудотворнаго образа Пречистыя Богородицы Грузинския монастырских их земель, которыя за Черногорским монастырем в тягле и на оброке по нашему указу, по грамотам и по отводным памятем и по всяким письменным крепостем до соборнаго уложения сторонним людем на перекуп в тягло и на оброк из наддачи не велеть, а велети бы теми землями и вперед владеть им по прежнему нашему указу, чтобы им от того врознь не разбрестись и в конец не погибнуть. И мы строителя Черногорскаго монастыря старца Сергия с братиею пожаловали те земли, которыя у них в тягле и на оброке до соборнаго уложенья. А владеют ими по закладным или по воеводским отводным и по крепостем и тягло с тех земель и оброк платят, переоброчивать и отнимать у них не велели, и велели им о том дать нашу грамоту, а на челобитной наш указ велели поместить думному нашему дьяку Алмазу Иванову. И как к вам сия наша грамота придет и вы бы тех земель, которыя за Червогорским монастырем в тягле и на оброке до соборнаго уложения, и владеет теми землями Черногорскаго монастыря строитель с братиею по закладным и по воеводским отводным и по крепостям и тягло с тех земель и оброк платят они в нашу казну, переоброчивать и отнимать не велели.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010