По сему поводу дана следующая грамота: «От царя и великаго князя Алексея Михайловича всея Руси на Двину окольничему нашему в воеводе Борису Ивановичу Пушкину, да дьяку нашему Ивану Ларионову. Били нам челом Двинскаго уезду с Пинеги Черногорския пустыни Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, чудотворнаго ея образа Одигитрия Грузинския и всех святых строитель старец Сергий с братиею. В прошлом де в 157 году по нашему указу и по грамоте из Новгородские чети за приписью думнаго дьяка Михаила Волошенинова, по прежним жалованным грамотам 114 года блаженныя памяти царя и великаго князя Василья Ивановича всея Руси, да 139 и 143 году отца нашего блаженные памяти и великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси самодержца и по отводной памяти 154 году стольника нашего и воеводы князя Ивана Черкасскаго, и по правой выписи с приговору 156 году боярина нашего и воеводы князя Юрья Петровича Ростовскаго, и по отводной памяти 157 года окольничего нашего и воеводы князя Василия Григорьевича Ростовского, велено им Черною горою владеть и монастырскою землею с угодьи из оброку по прежним нашим грамотам и по правой выписи. А Валдокурского погоста и Малетинской и Плешевской деревень крестьянам в Черную гору вступаться не велено и впредь отказано. А на Холмогоры их в том деле по их Валдокурскаго погоста крестьян ложному челобитью волочить и убытчить не велено, и тех волостей от крестьян и ото всяких воровских людей Черногорский монастырь велено оберегать (чтоб тот монастырь от того не запустел. И в прошлом де 158 году по нашей грамоте из приказу сыскных дел сыскивано в Двинском уезде про монастырския земли и всякия угодья кто почему владеет, и к тому сыску с наших грамот и с отводных памятей и со всяких монастырских письменных крепостей взяты списки и присланы к нам к Москве в сыскной приказ и по нашему указу из сыскнаго приказа те их монастырския земли не отняты. И в прошлом 160 году по нашему указу дана им наша грамота из Новгородския четверти; велено им с тех земель, которыя за ними по закладной и по отступным памятям и по отводным до соборнаго уложения наши всякия доходы данные и оброчные деньги платить в нашу казну на Двине целовальникам, а в земские отпуски земским старостам против розметных памятей по окладу сполна.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

От царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России на Двину стольнику вашему и воеводе князю Василью Петровичу Ахамашукову Чершескому да дьяку нашему Ивану Ларионову: бил нам челом Двинскаго уезда с Пинеги реки Черногорской пустыни Похвалы Пречистыя Богородицы игумен Макарий с братиею, в прошлом де 114 году бил челом он игумен Макарий царю Василью Ивановичу, жили де по Пинеге реке все русские люди, а постритчися и прибегнуть было им негде, нашего богомолья общаго монастыря не было, и по его де челобитию дана ему Макарью наша грамота на наволок Пинегской к выборному судейке Ивану Назарьеву с товарищи, а велено того места досмотреть, а осмотря отвести, где зачати наше богомолье, и монастырь устроили, и двор где служебником жити поставили, и пашню распахати и угодой сенных покосов к тому монастырю приписати и на те угодья велено оброку положити по десяти алтын на пуд, и он де игумен Макарий на том де месте пустом устроив церковь деревянную во имя Пресвятыя Богородицы Похвалы и братии собрал десять братов, и в прошлом де 133 году писцы Мирон Вельяминов с товарищи тот монастырь на Пинеге реке писали и нам бы их игумена Макария с братиею пожаловати прежнюю грамоту велети переписать на наше имя. И как к вам ся наша грамота придет, и вы Черногорскаго монастыря игумену Макарию с братиею пашнею и сенные покосы и всяким угодьем велели владеть по прежней нашей грамоте и писцовым книгам Мирона Вельяминова с товарищи и в те их угодья вступаться никому насильством ее велели, а оброк с тех угодьей в нашу казну велели им платить по прежнему. почему они платили наперед сего, а прочесть нашу грамоту и списав с нее список оставили у себя, а сию нашу подлинную грамоту отдали б естс игумену Макарию с братиею впредь для иных наших воевод и дьяков, и почему им землею и всякими угодьи владеть и оброк в нашу казну платить. Писан на Москве лета 7139 февраля в 9-й день. От царя и великого князя Алексия Михайловича всея России. В Сибирские городы стольником нашим и воеводам и дьяком и таможенным и заставным головам и всяким приказным людем.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Преподобная Анфуса происходила от знатных родителей в Селевкий. Когда она познакомилась с христианской верой, то, выпросившись как бы навестить свою кормилицу, прибыла к святому Афанасию, епископу Тарса Киликийского, чтобы креститься. По внушении Божию, святой Афанасий вышел к ней навстречу. По его молитве явился источник воды для крещения, и святые ангелы подали новокрещенной белую одежду. Родители рассердились на дочь за то, что она приняла крещение; но сватая скрылась из дома, приняла от Афанасия пострижение и начала подвизаться в пустыне. Св. Афанасий вскоре после пострижения Анфусы был замучен. Вместе с ним замучены были уверовавшие во Христа, мучители его Харисим и Неофит. Анфуса же чрев 20 лет после смерти Афанасия скончалась мирно. Грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в ΧVII веке. Когда, в 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда взяты были персами и многие другие святыни и иконы, для продажи русским купцам в Персию. В 1625 г. некто персиянин продал взятую в Грузди икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина. В это время в Ярославле, самому Георгию, было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь, Архангельской епархии, в 16 верстах от Холмогор, основанный в 1603 г. (прежде монастырь назывался Черногорским, от имени горы). Купец Георгий отнес икону, и 22 авг. 1629 г. она поставлена была в монастыре. Здесь прославилась она многими чудотворениями. После праздника 22-го авг. каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск, «для освящения города и христолюбивых народов», где она бывает долгое время и затем с торжеством возвращается обратно в монастырь. Списки с Грузинской иконы имеются: в Москве, в церкви близ Варварских ворот, и в Раифской обители, Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная из Грузии. 23-е число Мученик Лупп был слугой св. великомученика Димитрия. Находясь при кончине своего господина, он омочил его кровью свои одежды и перстень и творил ими многие чудеса в Солуне, за что, по повеленью Максимиана, был усечен мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

60 . МИХАИЛ, в 1763 году, Марта 15 дня, произведён из Казначеев Иеромонахов Ферапонтова Белоезерского монастыря. В Сентябре 1764 года по упразднению монастыря вытребован со всеми монашествующими в Вологодскую духовную Консисторию, и все они распределены по Вологодским монастырям. Черкасский Онуфриевский Жаботинский монастырь См. Жаботинский Онуфриевский Черкасский. Черменский Ильинский монастырь Мужской. Находился в Новгородской Епархии в Водской пятине. Упоминается в 1629 году, Октября 21 дня по такому же случаю, как и Чащинский Спасский. См. выше под сим словом. Чермозерская пустынь Мужская упразднённая, находилась в Новгородской Епархии в Каргопольском уезде и была приписана к Спасокаргопольскому монастырю. Черниговский Борисоглебский монастырь См. Борисоглебский Черниговский. Черниговский Предтечев монастырь Мужской упразднённый, находившийся в городке Чернигове, бывшем близ города Сольвычегодска, в прежней Устюжской, а ныне Вологодской Епархии вверх по реке Вычегде, на устье впадающей в неё речки Чёрной, от коей и наименование своё имел городок и монастырь оный. Тот и другой сгорели в 7054 (1546) году, но паки выстроены и в писцовых 7094 года книгах писаны были существующими на старом городище, в коем тогда было две ЦЕРКВИ: 1) Иоанна Предтечи и 2) Царя Константина; а при них находился тогда же один Иеромонах и два монаха. Городок этот с монастырём по причине построенного близ него города Сольвычегодска вскоре потом уничтожился. Черниговский Успенский Елецкий монастырь См. Успенский Елецкий Черниговский, часть VI, стр. 488 и далее. Черногорский Архангельский монастырь См. Красногорский Архангельский. Черноезерская пустынь Или на Чёрных Озерках Антониевская пустынь. См. выше, ч. III, стр. 103 под словом Антониева на Чёрных или при Чёрных озерках. Черноезерская Троицкая Ветлужская пустынь См. Ветлужская Троицкая Черноезерская. Черноезерский Николаевский монастырь Мужской упразднённый, находился в Новгородской Епархии Шелонской пятины в Щирском погосте, который состоит ныне в Псковской Епархии в Гдовском уезде на западном берегу озера Чёрного расстоянием от Новгорода к западу в 150, от Гдова к юго-востоку в 70, от Порхова к северу в 82, от Пскова к северо-востоку в 75 вёрстах. При переписи 1628 года сказано, что этот монастырь от Литовцев и Шведов выжжен, а церковь была деревянная во имя Святителя Николая. До Штатов 1764 года был приписным к Новгородскому Духову монастырю, а по Штатам упразднён. Крестьян имелось 42 души. Черноморская Екатеринолебежская Николаевская пустынь

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

известие, что святой Апостол Иуда проповедовал христианство и в Персии, оттуда и написал свое соборное послание. Поводом к написанию сего послания послужило то обстоятельство, что в общество верующих вкрались нечестивые люди, которые обращали благодать Божию в случаи к беззаконию и под видом свободы христианской дозволяли себе всякие греховные дела. В этом послании содержится частью учение догматическое: о таинстве Св. Троицы, о воплощении Иисуса Христа, о различии ангелов добрых и злых и о будущем Страшном Суде; содержится также и нравственное учение: увещание избегать нечистоты греховной, плотской, хулы, гордости, непослушания и прочих пороков; Апостол увещает всех быть постоянными в обязанностях и должностях своих, — в вере, молитве, в любви, увещает печься об обращении заблудших и сохранять себя от еретиков. подробно об этом можно читать в повествовании о житии св. Ап. и Евангелиста Матфея, под 16 числом ноября месяца. Память святой мученицы Вассы и чад ее: Феогния, Агапия и Писта Максимиан управлял восточною половиною Римской империи с 305 г. по 311 г. Эдесса находился в Македонии. верховный бог древнегреческой религии, считавшийся родоначальником прочих богов. святой мученицы Вассы и чад ее последовала в нач. IV века. В Халкидоне около 450 года существовал храм, построенный в честь святой мученицы Вассы. Страдание святой мученицы Евлалии Барселона. Диоклитиан царствовал с 284 г. по 305 г. святой мученицы Евлалии последовала ок. 303 г. святого Филикса празднуется св. Церковью 22 августа. Празднество в честь Грузинской иконы Божией Матери Феодорович царствовал с 1613 г. по 1645 г. 1622 г. Грузия. Красногорскому. икона Богоматери принесена была в Черногорский (или Красногорский) монастырь в 1629 г. царствование Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) чудотворная Грузинская икона Богоматери была носима в Сибирь на реку Лену и во внутренние города России: Устюг, Вологду, Переяславль Залесский и Москву. — Чудесные знамения милости Царицы небесной не перестают совершаться от Грузинской иконы и до настоящего времени. Так, в 1897 году (17 июня) была исцелена при этой иконе от крайне тяжелой и опасной болезни жена священника села Шуйского, Тотемского уезда, Вологодской губернии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

(Купец Егор Лыткин пожертвовал ее в основанный в 1629 году Черногорский мужской монастырь на Пинеге, находящийся недалеко от Холмогор. Впоследствии монастырь стал именоваться Красногорским). Вскоре на Севере этот образ стал почитаться как чудотворный, и в 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери – 4 сентября (по новому стилю). На сегодняшний день судьба легендарного подлинника неизвестна. Но легендарный список в Раифе, сразу же прославившийся чудотворениями, пережил и пожар 1689 года, превративший деревянный Раифский монастырь в пепел, и поругание уже отстроенной в камне обители в богоборческие годы.      История его появления на Казанской земле связана с именем митрополита Лаврентия. До назначения в Казань он служил на Севере – в Важском монастыре, неподалеку от Черногорского монастыря. Слава о Грузинской иконе распространилась не только по окрестным весям: в царствование Алексея Михайловича ее носили по разным городам России, включая Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский. Крестные ходы с ней доходили до реки Лены в Сибири. За тысячи верст отправил владыка Лаврентий одного из лучших иконописцев на далекий Север, чтобы тот снял точный список с чудотворной иконы! Затем список торжественным крестным ходом, возглавляемым митрополитом Лаврентием, доставили в Раифский монастырь. В наши дни в возрожденной после поругания обители братия свой богослужебный день начинает с утренних молитв, полунощницы и молебна перед главной монастырской святыней – иконой Божией Матери «Грузинская». И поток верующих к ней все эти годы велик. Накануне 350-летия принесения святыни в обитель у ее стен, на берегу Раифского озера, было установлено мозаичное панно с Грузинским образом, выполненное в уникальной технике – из морской гальки и ракушек на бетонной основе. На мозаику ушло около двух тонн камней, а вообще перебрали пять тонн. Камни по просьбе художниц привозили из разных уголков земли. Цвет их уникален – и никаких красителей! Это панно высотой в четыре метра и длиной в три метра мастерицы создавали с помощью трудников, соблюдая особые правила иконописи – держали пост, посещали утренние богослужения, причащались, усиленно молились.

http://pravoslavie.ru/127441.html

«Семистрельная» икона Божией Матери написана на холсте, наклеенном на доску, и свое наименование получила от самого изображения. Богоматерь на ней изображена без Предвечного Младенца, Одна, пронзенная семью стрелами или мечами — четыре с левой стороны и три с правой. Живопись этой иконы носит на себе явные следы давнего происхождения, и знатоки утверждают, что она написана около 500 лет тому назад. Несмотря на такую давность, живопись прекрасно сохраняется и до сих пор. С этой «Семистрельной» иконы Богородицы был сделан один точный список, который также прославился чудесами. Он хранится ныне в городе Вологде, в приходской церкви прп. Димитрия Прилуцкого, что на Наволоке. Наконец, упомянем еще об одной иконе Божией Матери, которая называется «Симеоново проречение», или «Умягчение злых сердец». Ее не следует смешивать с «Семистрельной» иконой Богородицы, хотя на ней Богоматерь также изображается с семью воткнутыми в сердце мечами. Сведения об иконе «Симеоново проречение» помещены под 2 февраля и там же указано, чем она отличается по изображению от «Семистрельной» иконы Божией Матери. Черногорская или Красногорская икона Сведения об этой иконе помещены под 21 мая. 14 августа Нарвская икона Нарвская икона Богоматери прославилась в 1558 году, когда русские войска осаждали город Нарву. Во время этой осады пьяные нарвские немцы нашли в одном доме, в котором когда-то жили русские купцы, икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. Хозяин этого дома, а вместе с ним и его нетрезвые гости стали глумиться над св. образом. Этого словесного глумления и одного ругательства им показалось мало, и скоро они перешли к действию. Хозяин дома сделал дерзкое предложение, которое было принято всеми пьяными и обезумевшими от злобы на русских гостями. — Эта безобразная доска, — говорил он, — поставлена была для русских купцов; нам же она не нужна, поэтому бросим ее в огонь. Тотчас же икона была снята со стены и со злобой брошена в огонь под котлы, в которых варилось пиво. Но пламя вместо того, чтобы сжечь образ Богоматери, устремилось кверху и зажгло крышу дома. Это было в воскресный день. Воздух был чист и тих. Однако, как только показалось пламя на крыше дома, внезапно поднялась сильная буря; ветер раздувал пламя, быстро перебрасывал его с одного дома на Другой, и вскоре почти весь город был охвачен ужасным огненным потоком.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

    Св. муч. Анфуса и дружина ее. В Деяниях св. (Aug. IV. 499) после исторического исследования сказание рутиенского монаха Лаврентия согласное в главном с прологом, в конце говорится, что тело ее, найденное спустя несколько лет пустынницею Полихрониею по указанию пантери зверя, погребено монахом Аврамием с братиею и близ пещеры основался монастырь Селевкия, место ее рождения, или трахеотская или сирийская. Афанасий епископ и двое слуг ее пострадали не в один день, Анфиса же умерла долго спустя (более 20 лет) после их кончины в мире, по житию, а не мученически. Почему всем им вместе празднуется 22 августа, неизвестно. Житие ее 22 августа содержится в древней минее, по Монфокору, IX века, а двои акты: одни Афанасия, другие Харисима и Неофита, 24 августа. Касательно проложного сказания о них св. Димитрий в собственном прологе замечает: сии вельми подобни св. муч. Пелагии, яже мая 4.     Грузинская икона Богоматери. В. царствование Михаила Феодоровича она принесена из Персии прикащиком ярославского купца. Купец поставил ее в 1229 г. 22 августа в Черногорском или Красногорском монастыре архангельской епархии в 16 верстах от Холмогор. Праздник установлен церковно патриархом Никоном в 1650 году. Список ее также чудотворной находится в раифской обители казанской епархии. См. Слава Пресв. Владычицы. 23     Муч. Лупп. В Деяниях св. (Aug. IV. 593) довольно на говорено, но в заключении оказалось, что точных сведений ни о месте, ни о времени мучения его нет. Никодим также об нем ничего не видал в рукописных прологах. По Папеброху был епископ и мученик Лупп в Сирмии в Паннонии. В некоторых памятниках мученику Луппу, по смешению, приписывается то, что идет Иривею лионскому или Каллинику цареградскому, коих памяти ныне, и потому даже изображают его в святительском облачении. Впрочем издатели Деяний и Ассемани не безосновательно полагают (Cal. univ eccl. VI. 536), что этот самый Лупп слуга великомуч. Димитрия (26 окт.), который, предстоя своему господину во время его кончины, омочил кровию его одежды и перстень и после в Солуне творил ими многие чудеса, так что Максимиан велел отсечь ему главу. Действительно в стишном прологе в стихословии он называется рабом. Не известно, почему он в следованной Псалтири и славянской минее относится в временам Аврелиана. Довольно сведений об нем в каноне Иосифа, но из него не видно, чтобы Лупп был епископом или рабом; кажется, Иосиф песнописец имел акты его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Уникальная икона будет представлена на выставке в Центре искусств «Волхонка Гранд» 18 апреля, 2014. Новостная служба Представленная на выставке Икона обретена вновь в 2014 году неподалеку от Красногорского Богородицкого монастыря под Архангельском. 18 апреля. ПРАВМИР. Уникальная вновь обретенная чудотворная Грузинская икона Божией Матери будет частью выставки «Образ священный» в центре искусств «Волхонка Гранд» вместе с более чем 300 другими редкими русскими иконами. Выставка пройдет в Москве, в Центре искусств «Волхонка Гранд», что на территории Храма Христа Спасителя, с 25 апреля по 25 мая, — сообщает официальный сайт Центра искусств . Икона была приобретена купцом Стефаном Лазаревым в 1625 году и возвращена в Россию, в Красногорский (Черногорский) Богородицкий монастырь под Архангельском в 1629 году. Иконе приписывалось сотворение многих чудес, излечение болезней. Согласно преданию,  список с этой иконы чудесным образом остановил эпидемию чумы в Москве в XVIII веке. Икона появлялась на землях русских как избавление от несчастий во все времена, когда земли православные возрождались после войн, сражений и гнета иноземных врагов, когда земли русские объединялись после раздробленности и междоусобиц. С тех пор икона почиталась как чудотворная, празднование иконы установлено 22 августа (4 сентября). Икона исчезла в в 1922 году и была обретена вновь в 1946 году в том же монастыре и вновь была утрачена после совершения крестных ходов. Представленная на выставке Икона обретена вновь в 2014 году неподалеку от Красногорского Богородицкого монастыря под Архангельском. Икона каноническая, датируется 17 веком. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 апреля, 2016 29 апреля, 2014 18 декабря, 2013 27 ноября, 2013 11 сентября, 2013 11 сентября, 2013

http://pravmir.ru/unikalnaya-ikona-budet...

И тогда начали совершаться многоразличные чудеса от той святой иконы; подавались исцеления многим больным; так например, благодать Пресвятой Богородицы исцелила некую женщину, по имени Неонилу, бывшую в расслаблении; была исцелена также и другая женщина, по имени Феодосия, страдавшая очами. Пресвятая Богородица явила помощь Свою некоему человеку, по имени Кодрату, одержимому беснованием и гонимому бесами по пустыне в течении десяти недель, — ничего не евшему и не пившему; Богоматерь, явившись ему, укрепила его, указала ему путь к дому его родителей и повелела придти в Свою обитель к чудотворной иконе, обещая даровать ему полное исцеление от болезни, кое и подала действительно. По заступлению Матери Божией был спасен от потопления некий человек, по имени Иоанн, занимавшийся ловлею рыбы и утопавший на озере; кроме сего Богоматерь явилась еще иному человеку, по имени Павлу, жившему в стране приморской и одержимому желудочною болезнью в течении целого года; явившись сему Павлу, Матерь Божия научила его божественному Писанию и исцелила его от болезни. Точно так же Богоматерь исцеляла и от многих других неизлечимых болезней и недугов, как-то: от болезней желудка, опухолей тела, различных глазных и зубных болезней; исцеляла также одержимых нечистыми духами и доныне являет чудодейственную силу Свою исцелением от различных болезней И не только там, но и в Москве совершаются многие чудеса от списка с той честной иконы, который находится в храме Святой Троицы. Список же с иконы был сделан по следующему поводу. В 1654 году чудотворная Грузинская икона Богоматери была принесена из Черногорского или Красногорского монастыря в Москву для поновления живописи и была поставлена, как полагают, или в Троицкой, в Никитниках, церкви, или в доме одного из прихожан сей церкви. На первой неделе Великого поста того же года иеромонах Макарий, по просьбе некоего ремесленника Гавриила Евдокимова, имевшего тяжко больного сына, принес эту икону к нему в дом для молебствия, и болящий получил исцеление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010