Когда Персидский шах Аббас в 1622 году, в царствование Михаила Феодоровича, покорил Грузию и взял там многоцелебную Ризу Господню 672 , тогда и иные многие святыни и честные иконы взяты были персами не для почитания, а для продажи бывшим в Персии русским купцам, коих благоговение к святыне известно было и персам. Посему к одному из русских купцов, Стефану, некто перс, зная, что россияне благоговейно чествуют священные изображения, принес для продажи украшенную серебром и золотом Грузинскую икону Богородицы. Стефан с радостью купил св. икону в 1625 году и хранил у себя. В это время в Ярославле некто Григорий Лыткин, по делам коего Стефан находился в Персии, получил во сне откровение от Бога о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь Архангельской губернии, основанный в 1603 г. 673 . Когда Стефан в 1629 году возвратился на родину свою с иконою и показал ее Григорию, Григорий, вспомнив о своем видении святыни, приобретенной Стефаном, отправился с иконою в двинские пределы, в обитель Черногорскую, так названную оттого, что построена на гористом месте, которое по причине густых лесов представляло вид мрачный и от этого издревле называлось Черною горою. Впоследствии переименован монастырь в Красногорский. Вместе с иконою Григорий принес от себя немало пожертвований для украшения святыни. Здесь св. икона прославилась многими чудотворениями 674 . В то самое врема, как в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой в 1564 году снят был точный список и поставлен в храме св. великомученика Никиты, что в Глиницах. В это время один из жителей Москвы помышлял оставить столицу, опустошенную язвою: ему свыше указано было идти помолиться пред Грузинскою иконою Богоматери. Исполнив это, он остался невредим со всем своим семейством. Такое событие разгласилось в народе, который толпами начал притекать с молитвою к чудотворной иконе. Истинная вера действительно оправдывалась прекращением смертоносной язвы. С того времени в Москве стали распространяться по церквам списки с Грузинской иконы. Один из них, богато украшенный царем и патриархом, находится в московском Алексеевском девичьем монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Нынешний Красногорский монастырь в первое время своего существования назывался Черногорский. Приведенная в настоящий вид прекрасная местность горы до 1603 г. представляла чащу непроходимого леса, бывшего жилищем зверей. По тому впечатлению, какое производил угрюмый вид высокой лесистой горы, она носила название «Черная гора», и монастырь впервые на ней построенный – Черногорский. Настоящее название Красногорского монастырь получил впоследствии от приятного вида, сообщенного местности производительным трудом, не ранее 1633 года, когда ярославский купец Егор Лыткин церковь прекрасную воздвигнул, чудотворные иконы жемчугом и драгоценными камнями украсил, снабдил храм приличною утварью и книгами. Но свет во тьме светится. Господь Бог благоволил прославить место Черной горы избранием в селение своей Пречистой Матери. Черная гора в очах Божиих имела особое значение, должна была прославиться принесением чудотворных икон Божией Матери, дабы явлением знамений и чудес, от них исходящих, утверждать св. веру православную. И просвещенный верою ум не может не признать здесь действия промысла Божия, устрояющего спасение избранных своих. Матерь Божия, по неложному обещанию своему, данному Апостолам, не оставляет прибегающих к её заступлению и своим покровом осеняет мир христианский. Но особенно велики милости ее православным. Сколько знаков видимого её благоволения к ним в посредстве источающих чудотворения св. икон! Явлением и чудотворениями икон Божией Матери ознаменованы православные страны востока и России. Дальнему северу Архангельской губернии суждено позднее обрести эту святыню. Исторические сведения о крае нынешней Архангельской губернии начинаются с IX века, когда земля ее вместе с Вологодскою, Вятскою и Пермскою губерниями, входили в состав древней Биармии или Пермии. Племена ее населявшие, были: лопари, корелы, зыряне, самоеды и югра. Господствующим же народом был заволоцкая чудь, это многочисленное и далеко распространенное финское племя, поклонявшееся идолу Иомале, частию вытесненное отсюда, частию обращенное в христианство дружинами и переселенцами новгородскими от XI до XV века, при постепенном покорении земли Новгородцами. Первыми представителями христианства были здесь новгородские переселенцы. Новгородские Архиепископы, князья, посадники, бояре и все знатные новгородцы приобретали земли, леса, реки, озера и при них рыбные и звериные промыслы, и посылали туда своих рабов или нанимали вольных русских людей и половников, приглашали также промышленников. Так образовались в нынешней Архангельской губернии мало-помалу небольшие русские селения.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

по ссылкам: Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович) Памяти митрополита Амфилохия (Радовича; † 30.10.2020) «Мы идём до Христовой победы» 31.10.2022 Выступление епископа Будимлянского и Никшичского Иоанникия (Сербская Православная Церковь) на конференции «Нарушение прав верующих на Украине» 07.06.2019 Власть, которая думает, что принесет благо, совершая насилие - безумна Беседа с епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием 23.09.2015 Под знаком креста и свободы 20.11.2007 БЛАГОПРИЯТНЫЙ МОМЕНТ ДЛЯ СБЛИЖЕНИЯ 25.04.2002 Все статьи Митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий (Мичович) Генассамблея ООН по Украине Гремучая смесь безволия и апатии Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования 10.01.2023 Победа любой ценой Поражение обойдётся дороже 17.11.2022 Распад НАТО был бы идеальным вариантом Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения 15.11.2022 Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН» Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине 15.11.2022 8 июля скончался Валерий Ганичев «Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России 08.07.2022 Все статьи темы Новости Москвы Выставка к Международному дню освобождения узников фашистских концлагерей откроется в Красногорском филиале Музея Победы 05.04.2024 В Музее Победы откроется художественная выставка про Крым 04.04.2024 Неконтролируемую миграцию нужно устранить Православная общественность обратилась к Владимиру Путину в связи возросшей угрозой национальной безопасности нашей страны после теракта в Крокус Сити Холле 04.04.2024 Угроза информационной безопасности России О террористическом акте в Крокус Сити Холле 04.04.2024 Кто же их посадит, они же – олигархи?! На владельцев «Крокус Сити» подали заявление о возбуждении на них уголовного дела 03.04.2024 Все статьи темы Последние комментарии Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против Новый комментарий от Бармалей 05.04.2024 11:56 «Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко» Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии 05.04.2024 11:21 Русский мир и славянский мир – попытка конструктивного плана будущего на фоне исторического опыта и современных событий Новый комментарий от Дмитрий_белорус 05.04.2024 10:21 Косоворотке — быть! Новый комментарий от РОНОЛ 05.04.2024 10:18 Пионерия и комсомол: прошлое без будущего Новый комментарий от С

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Таким образом, Красногорский монастырь основанием своим обязан постоянству труда и терпения игумена Макария (в мире священника Мирона). Не привлекательный на вид, скудный постройками, бедный по средствам и малочисленности братии, Красногорский монастырь в начале существования своего представлял убогую пустынь, со всех сторон огражденную высоким, густым лесом. Первобытный вид и его состояние в писцовых книгах Мирона Вельяминова изображается в следующих чертах: «На волоку Пинежском Черногорский монастырь, а в монастыре деревянная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы с папертью. В церкви образа: Похвалы Пречистой Богородицы на золоте умиления ее, Воскресения Господня, Пречистой Богородицы Одигитрии; царские двери, столпцы и сень на празелени, деисус, под ним одиннадцать образов, да пятнадцать образов пядничных, против деисуса два медных паникадила; в алтаре за престолом образ Пречистой Богородицы на празелени, евангелие Московской печати в бархате, евангелисты серебряные под золотом, три креста воздвизательных деревянных, крест выносной, да пять разных образов, сосуды церковные: потир, дискос и лжица оловянные; ризы полотняные, оплечья черного бархата, епитрахиль, крашеные ветхие, кадило медное, книг два октоиха на восемь гласов Московской печати, два Апостола, один Московской печати, другой письменный в полдесть, две псалтири, одна в полдесть Московской печати, другая письменная, часовник печатный, устав письменный в десть листа, книга сборник в полдесть, святцы, ирмологий, два каноника; на колокольнице четыре колокола, в них весу 14 пуд. В монастыре же в келье игумен Макарий, да девять келий братских и служних, а в них девять братов; за монастырем двор коровий; пашни монастырские средние земли осмнадцать частей с третником в поле, а в двух по тому ж, сева меж поль и по конец поль пятнадцать копен; починок Марковской, а в нем во дворе крестьянин Марко Тимофеев сын Клыков, у него два сына Артемко да Исачко; пашни паханые худые земли три чети в поле, а в двух по тому ж; сена меж поль и в конец поль десять копен; лесу не пашеного десятина, да новорасчищенные земли от ручья Бобровца по Черной реке к Малетины до Ворги, да речка Кумечева с сенными покосы и наволочки. Старого оброку десять алтын три деньги».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В то время находились в Персии по торговым делам русские купцы, у которых вывозимые персами священные вещи находили выгодный сбыт. Для продажи одному из них, приказчику ярославского купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву принёс персиянин икону Пресвятой Богородицы Одигитрии, украшенную серебром и золотом, зная, что русские благоговейно чествуют священные изображения и весьма дорожат ими. Благочестивый Стефан с великой радостью купил принесённую к нему св. икону. Между тем как это происходило в Персии, в Ярославле купцу Егору Лыткину открыто было во сне: «Приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе бесценный бисер, егда же принесет к тебе, ты же посли его в Двинскую область в Чёрную гору». Непонятное вначале явление это вызвало Лыткина на размышление и совет с московским патриархом Филаретом. Но дело объяснилось само собой. Вскоре возвращается из Персии и Стефан Лазарев с иконою Божией Матери, им купленною. С радостью принял Егор Лыткин бесценный бисер – святую икону, и, признавши удивительное стечение обстоятельств выражением воли Божией, по совету и дозволению патриарха, он немедленно отправляется в предназначенное место, и своими руками, 22 августа 1629 года, приносит чудотворную Грузинскую икону Божией Матери в Красногорский монастырь. День принесения св. иконы для монастыря был торжественным праздником. Праздник этот принят православною церковью, и с 1650 года состоит в ряду местно чтимых чудотворных икон Божией Матери. После свидетельства, бывшего по наряду новгородского митрополита Никона, о чудесах, совершившихся от святой Грузинской иконы Божией Матери, им утверждено и празднование в честь её, и дана на это грамота Холмогорскому поповскому старосте Трофиму Рогуеву. «Бил нам челом строитель старец Сергий с братией, что в нынешнем 158 году по нашему приказу был у них в том Черногорском монастыре и о тех чудесах свидетельствовал и то де свидетельство о образе Пречистой Богородицы Грузинские подано нам, а указа от нас о тех чудесах и о празднестве Пречистой Богородицы образа Грузинские им Черногорскому строителю старцу Сергию с братией в которое число праздновать не указано. И мы великий господин преосвященный Никон митрополит великого Новаграда и Великолуцкий Двинского уезда Черногорского монастыря строителя старца Сергия с братией благословил и велел праздновать в той Черногорской пустыни, в храме Пречистой Богородицы, образу Грузинские августа в 22 число на память священномученика Агафоника. И как к тебе сия наша грамота приидет, и ты бы в Двинском уезде в Черногорской пустыни велел праздновать Пречистой Богородицы образу Грузинские и на Холмогорах и во всём Холмогорском уезде августа в 22 число на память священномученика Агафония, да о том к нам отписал в великий Новгород, а сию нашу грамоту отдал бы Черногорского монастыря строителю старцу Сергию. Писана на Москве на Новгородском подворье лета 7158, февраля в 8-й день!»

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Писан на Москве лета 7161 мая в 3 день. Подлинную подписал: Царь и великий князь Алексей Михайлович всея России. Грамота Царя Алексея Михайловича на открытие рыбных и звериных промыслов и выдаче из казны пособия От царя и великаго князя Алексия Михайловича всея России. На Двину окольничему и воеводе нашему Ивану Ларионовичу. Били             велвкаго князя      Алексея Мнхайловпча всея Рсип. Писана на Москве лета 7161 ноября в 21 день. Грамота его же на свободный пропуск посылаемых от монастыря От царя и великаго князя Алексея Михайловича всея России, Двинскаго уезду от Черногорскаго монастыря до Архангельскаго и до Вологды и до Холмогор и до Устюга великаго и до Тотьмы и до Ярославля и до Переславля Залескаго и до Москвы по городам окольничему нашему и воеводам и дьяком и всяким приказным людям и таможенным головам и целовальником и во мыточным и по перевозом перевощиком и всяким пошлинником. Били нам челом Двинскаго уезду Пречистыя Богородицы Черногорскаго монастыря строитель старец Сергий с братиею, ездят они из монастыря к Москве бить нам челом о всяких монастырских делех и посылают старцев и монастырских работников зимою на санях, а летом в телегах и водяным путем в крытых судех и в малых лодках со всякими монастырскими харчовыми обиходы мимо Архангельской город и Холмогоры и иные городы, и в рыбные и звериные промыслы, и по городам и по заставам таможенные головы в целовальники и по мытом мытчики и перевозные и мостовые откупщики и всякие пошлинники на заставах и на мытах и на реках и на перевозех и на мостах их задерживают и мостовщину и с людей головщину и с саней и с телег и со всяких монастырских обиходов всякую проезжую пошлину имеют, и от того им чинятся убытки великия. И нам бы их пожаловати на Холмогорах и у Архангельскаго города и на Устюге великом и на Тотьме и на Вологде и в иных городех и на заставах таможенных головам и целовальником и по мостом мостовщиком и на реках перевощиком и мостовщиком и откупщиком и всяким пошлинником держати и мостоваго и перевознаго и с людей головщины и со всяких монастырских харчевых обиходов всяких проезжих пошлин имати не велети, и велети б их зимою на санех, а летом верхом и в телегах водяным путем в крытых судех и в малых лодках со всякими монастырскими харчевыми обиходы пропущать везде безпошлинно.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

спасенную от иноверцев (в данном случае – интервентов, во время борьбы земского ополчения с тушинцами в Верхней Поволжье) чудотворную икону Богородицы Казанскую во вновь построенную церковь , ставшую первым храмом основанного впоследствии женского монастыря под Ярославлем (см.:Солодкин Я. Г. «Сказание вкратце о новом девичье монастыре, что в Ярославле в остроге большой осыпи, и о чюдотворном образе Пречистыя Богородицы»//Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 1998. Вып. 3. Ч. 3. С. 383–385). Первоначальная запись истории принесения иконы Богородицы Грузинской в монастырь и первых 15 чудес от этой иконы, очевидно, была сделана в монастыре кем-то из присланных Георгием Лыткиным людей. Этот текст сохранился в двух списках (РГАДА, ф. 181, оп. 1, 748 и РГБ, ф. 173. 1. , 202), он имеет самозаглавие «Сказание о пришествии чюдотворныя и многоцелебныя иконы Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария, херувимскаго Царя Матере, честнаго и славнаго ея Одигитрия из Кизылбаш в Рускую землю» (исследование и публикацию текста см.: Савельева Н. В. К истории текста Повести о Черногорском монастыре//ТОДРЛ. СПб., 2006. Т. 57. С. 545–548:566–568). Именно он лег в основу Повести о начале Красногорского монастыря. Второй период в прославлении иконы Богородицы Грузинской связан с пинежанами по происхождению, купцами Щепоткиными (документальные источники о промышленной деятельности пинежан Щепоткиных собраны в работе: Воскобойникова Н. П. Род крестьян Щепоткиных//Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1983. Вып. 15. С. 129–144). Род Щепоткиных ведет свое начало с кон. XVI в. Среди его представителей были купцы гостиной сотни, торговые люди средней и мелкой руки и простые крестьяне. В первой половине XVII в. Щепоткины владели землями в Кеврольском и Двинском уездах по рекам Пинеге и Мезени. В царствование Михаила Федоровича был зачислен в гостиную сотню первый представитель этого рода – Богдан Семенович Щепоткин, однако он не сразу переселился в Москву, а некоторое время продолжая жить в Кеврольском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Она находится в Красногорском монастыре в Пинежском уезде Архангельской губернии, в 16 верстах от города Холмогор, и принесена сюда в 1629 году, 22 августа, одним из ярославских купцов, Григорием Лыткиным. Этот образ Богоматери первоначально находился в Грузии. Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, он взял там многоцелебную ризу Господню, которую в 1626-м году принес в дар патриарху Филарету. Тогда же многие и другие святыни Грузинской митрополии были захвачены персами, но не для почитания, а для продажи бывшим в Персии русским купцам, от которых персы узнали, что россияне благоговейно чествуют священные изображения. Среди многих похищенных священных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персиянин принес ее приказчику купца Лыткина, Стефану Лазареву, бывшему тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя. В это время живший в Ярославле купец Григорий Лыткин в сонном откровении узнал о драгоценном приобретении своего приказчика Лазарева и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь Архангельской губернии. Об этом откровении Григорий на некоторое время позабыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему чудотворную икону, то Григорий тотчас же вспомнил об указании, данном ему во сне и, желая исполнить его, немедленно же отправился с Грузинской иконой в Двинские пределы, в Черногорскую обитель, так названную потому, что она была построена на гористой, с виду мрачной, окруженной густыми лесами местности, издревле известной под именем Черной горы. Наименование «Красногорский монастырь» обитель эта получила только впоследствии. В Красногорской обители Грузинская икона Богоматери прославилась многочисленными чудесами. Так, при самом внесении ее в обитель получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. Уже в 1650 году патриарх Никон, бывший тогда Новгородским митрополитом, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа.

http://sedmitza.ru/lib/text/440302/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых История Грузинской иконы Божией Матери История этой удивительной Чудотворной иконы следующая. В 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, захватив многие святыни Грузинской земли для продажи русским купцам, бывающим в Персии. Среди многих похищенных вещей находилась и Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом. Один персидский торговец предложил её приказчику купца Егора Лыткина, Стефану Лазареву, находящемуся тогда по торговым делам в Персии. Стефан с радостью купил чудотворный образ Богородицы в 1625 году и некоторое время хранил его у себя. В это время Ярославский купец Егор Лыткин в ночном сновидении увидел эту икону и ему было открыто, что она находится у его приказчика Лазарева, и в то же время получил приказание отослать Грузинскую икону в основанный в 1603 году Красногорский монастырь на Пинеге в Архангельской епархии. Об этом откровении Лыткин на некоторое время забыл. Но когда Стефан в 1629 году возвратился на родину и показал ему икону, то купец тотчас же вспомнил о видении. Он немедленно отправился с Грузинской иконой в Двинские приделы в Черногорскую обитель, где и исполнил виденное ранее предзнаменование. Черногорской обитель была названа потому, что была построена на гористой, мрачной с виду, окруженной густыми лесами местности, известной под именем Черной горы. Наименование " Красногорский монастырь " обитель эта получила только впоследствии. Уже к середине 17 века Грузинская икона почиталась как Чудотворная. Так, при самом внесении её в обитель, получил исцеление монах Питирим, долгое время ничего не видевший и не слышавший. В 1650 году патриарх Никон, тогда бывший митрополитом Новгородским, исследовал сказания о чудесах от этого образа Богородицы и установил празднование ему 22 августа (4 сентября по новому стилю). Как далеко была распространена слава о Грузинской иконе, видно из того, что в царствование Алексея Михайловича её носили по разным городам России например в Москву, Устюг, Вологду, Переяславль-Залесский и многие другие, крестные ходы с ней доходили даже до реки Лены в Сибири. Документ 1698 года говорит, что " Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою " . В 1698 году было постановлено каждый год этот образ приносить в г. Архангельск " ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости " . Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Фёдором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

http://pravicon.com/info-3722

Таким образом, Красногорский монастырь основанием своим обязан постоянству труда и терпения игумена Макария (в миру священника Мирона). Не привлекательный на вид, скудный постройками, бедный по средствам и малочисленности братии, Красногорский монастырь в начале существования своего представлял убогую пустынь, со всех сторон огражденную высоким, густым лесом. Первобытный вид и его состояние в писцовых книгах Мирона Вельяминова изображается в следующих чертах: «На волоку Пинежском Черногорский монастырь, а в монастыре деревянная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы с папертью. В церкви образа: Похвалы Пречистой Богородицы на золоте умиления её, Воскресения Господня, Пречистой Богородицы Одигитрии; царские двери, столпцы и сень на празелени, деисус, под ним одиннадцать образов, да пятнадцать образов пядничных, против деисуса два медных паникадила; в алтаре за престолом образ Пречистой Богородицы на празелени, евангелие Московской печати в бархате, евангелисты серебряные под золотом, три креста воздвигательных деревянных, крест выносной, да пять разных образов, сосуды церковные: потир, дискос и лжица оловянные; ризы полотняные, оплечья чёрного бархата, епитрахиль, крашеные ветхие, кадило медное, книг два октоиха на восемь гласов Московской печати, два Апостола, один Московской печати, другой письменный в полдесть, две псалтыри, одна в полдесть Московской печати, другая письменная, часовник печатный, устав письменный в десть листа, книга сборник в полдесть, святцы, ирмологий, два каноника; на колокольнице четыре колокола, весу в них 14 пудов. В монастыре же в келье игумен Макарий, да девять келий братских и служних, а в них девять братов; за монастырем двор коровий; пашни монастырские средней земли восемнадцать частей с третником в поле, а в двух по тому-ж, сена меж поль и по конец поль пятнадцать копен; починок Марковской, а в нем во дворе крестьянин Марко Тимофеев сын Клыков, у него два сына Артемко да Исачко; пашни паханые худые земли три чети в поле, а в двух потому-ж; сена меж поль и по конец поль десять копен; лесу не пашенного десятина, да новорасчищенные земли от ручья Бобровца по Черной реке к Малетины до Ворги, да речка Кумечева с сенными покосы и наволочки. Старого оброку десять алтын три деньги».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010