Алфавитный указатель икон Божией Матери, упоминаемых в месяцеслове Акафистная (12/25 января) Албазинская «Слово плоть бысть» – см. «Слово плоть бысть» Албазинская («Знамение») Александрийская (1/14 сентября) Андрониковская (22 октября/4 ноября; 1/14 мая) Арапетская (Аравийская) (6/19 сентября) Ахтырская (2/15 июля) Ацкурская (15/28 августа) Балыкинская (30 июня/13 июля) Барловская («Блаженное Чрево») (26 декабря/8 января) Барская (1/14 октября) Бахчисарайская (15/28 августа) Белыничская (12/25 апреля) «Беседная» (14/27 августа) Благовещение (Киевская и Московская) (25 марта/7 апреля) Благовещение (Устюжская) (8/21 июля) «Благодатное Небо» (6/19 марта) Боголюбская (18 июня/1 июля) Боголюбская (Зимаровская) (18 июня/1 июля; 31 марта/13 апреля) Боголюбская (Московская) (18 июня/1 июля) Богородско-Уфимская (6/19 июля) Борколабовская (11/24 июля) Браиловская (1/14 октября) «В скорбех и печалех Утешение» (19 ноября/2 декабря) «Взыграние» (7/20 ноября) «Взыскание погибших» (5/18 февраля) Виленская (15/28 февраля; 14/27 апреля) Виленская-Остробрамская (26 декабря/8 января) Владимирская (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля; 26 августа/8 сентября) Владимирская (Заоникиевская) (21 мая/3 июня; 23 июня/6 июля) Владимирская (Красногорская, Черногорская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Оранская) (21 мая/3 июня) Владимирская («Умиление») (Псково-Печерская) (21 мая/3 июня) Владимирская (Ростовская) (15/28 августа) Влахернская (7/20 июля) Влахернская (Грузинская) (15/28 августа) Волоколамская (3/16 марта) Воронинская – см. «Одигитрия» Воронинская «Воспитание» (5/18 марта) «Всеблаженная» (в Казани) (1/14 сентября) «Всех скорбящих Радость» (24 октября/6 ноября) «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) (23 июля/5 августа) Выдропусская – см. «Одигитрия» Выдропусская Высочиновская – см. Казанская (Высочиновская) Вышенская – см. Казанская (Вышенская) Вязниковская – см. Казанская (Вязниковская) Гаенатская (15/28 августа) Галатская (4/17 июля) Галичская (Чухломская) (28 мая/10 июня; 20 июля/2 августа; 15/28 августа)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ (Мирон; † 28.06.1636, Красногорский мон-рь), прп. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших), Красногорский основатель и игумен Красногорского (Черногорского, на Чёрной горе) в честь Грузинской иконы Божией Матери мон-ря (ныне пос. Красная Горка Пинежского р-на Архангельской обл.). Основными источниками сведений о М. являются «Повесть о Черногорском (Красногорском) монастыре» (научное название цикла из 2 сказаний - о Владимирской и о Грузинской иконах Божией Матери, находившихся в Черногорском мон-ре), а также актовые материалы. Как установила Н. В. Савельева, «Повесть...» была написана не позднее 1645 г. купцом московской гостиной сотни И. Б. Щепоткиным, уроженцем Пинеги (содержала 15 чудес, последнее из которых относится к 1643 г., а 1645 г. датируется запись о написании «Повести...» в ркп. ГИМ. Увар. 544 (410); списки указаны в кн.: Савельева. 2010. С. 33. Примеч. 3). «Повесть...» основана на сведениях «Сказания о пришествии чюдотворныя и многоцелебныя иконы Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мария херувимскаго Царя Матере честнаго и славнаго ея Одигирия из Кизылбашъ в Рускую землю», составленного до 28 июня 1636 г., поскольку его автор беседовал с М. в Черногорском мон-ре: «Тако ми поведа Высокохолмский Черные Горы игумен Макарий и с ним ту пребывающии иноцы» (Там же. С. 79). Не ранее 1655 г. (этим годом датировано 28-е чудо) к первоначальной редакции «Повести...» было добавлено еще 15 чудес, так появилась редакция с 30 (31) чудесами. В печатном Прологе (М., 1660) читается краткое «Сказание об иконе Грузинской Божией Матери». Его возможным составителем и инициатором помещения в Пролог был также Щепоткин, служивший в последние годы жизни дьяком приказа Печатного дела ( Савельева. 2010. С. 55-56). Существует Московская редакция «Повести...», составленная в кон. XVII или в нач. XVIII в. на приходе московской Троицкой ц. в Никитниках (опубл.: Там же. С. 128-148).

http://pravenc.ru/text/2561300.html

Повесть о начале Красногорского монастыря на Пинеге «Повесть о начале Красногорского монастыря на Пинеге» – под таким названием вошло в исследования по древнерусской литературе сказание о двух иконах Богородицы, прославившихся в Черногорском (позднее Красногорском) монастыре, который был основан в 1603 г. в низовьях реки Пинеги. Явление чудотворной иконы Богородицы Владимирской послужило поводом для основания монастыря, чудотворная икона Богородицы Грузинская прославила Красногорский монастырь далеко за пределами Русского Севера. Все исследователи, обращавшиеся к повести (П. М. Строев, В. О. Ключевский , О. А. Белоброва, А. Эббингхауз), были единодушны во мнении, что уже первоначальная редакция произведения включала в себя рассказ об этих иконах. Об этом свидетельствуют риторические вступления и заключения в обеих частях повести, стилистически однородные географические описания Двинской земли в одной и Иверской – в другой части, стилистически сходные описания икон. Вероятно, существовали какие-то первоначальные записи об иконе Богородицы Владимирской и истории основания монастыря, которые были стилистически обработаны и включены в основную канву повести, но эти записи нам неизвестны. Историю же прославления второго чудотворного образа – Богородицы Грузинской – можно достаточно полно представить на основании сохранившихся источников. История общерусского почитания иконы Богородицы Грузинской, в том числе и литературная, развивалась вне монастырской традиции, по купеческой линии. В ней можно выделить два самостоятельных периода. Первый период связан с ярославским купцом Георгием (Третьяком) Лыткиным, который в 1629 г. вложил в монастырь чудотворную икону, вывезенную из Персии, а впоследствии выделял деньги на монастырское строительство и почти полностью создал монастырское книжное собрание. Замечательно, что покровительство обители и прежде всего принесение сюда иконы Богородицы Грузинской для Георгия Лыткина было продолжением семейной традиции. Его старший брат, гость Василий Лыткин, также вложил в 1610 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Владимирская Красногорская (Черногорская) " Описания иконы Описание иконы Владимирская Красногорская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери известна с 1603 года. Игумен Варлаам, служивший в храме Воскресения Христова в Кевроле, на реке Пинеге, имел у себя список с Владимирской иконы Божией Матери. В 1603 году он услышал во сне кроткий женский голос, указывающий ему передать Владимирскую икону священнику Мирону. Через некоторое время к игумену Варлааму пришел для сбора святительской дани священник деревни Юролы по имени Мирон. Игумен поведал ему о своем сне и узнал, что близ Юролы есть пустынная гора, называемая Черной, которая была бы удобной для устроения обители. Игумен Варлаам передал свою икону иерею Мирону, который поставил святыню в местной церкви. От принесенной иконы совершилось исцеление местной жительницы Марфы, которой во сне явилась Матерь Божия и указала место, куда иерей Мирон должен перенести Ее образ, что иерей и исполнил. Водрузив на Черной горе крест, Мирон приступил к строительству храма, имея помощником пришедшего из Москвы монаха Иону. Иерей[...] Икона Владимирская Красногорская (Черногорская) - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников В царствование Бориса Феодоровича Годунова, в 1603 году, при храме Воскресения Христова, в Кевроле, на реке Пинеге (правый приток Северной Двины), жил игумен Варлаам. Он имел список (копию) ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Богоматери, к которому питал большое уважение и с которым никогда не расставался. На старости лет, чувствуя, что время кончины его приближается, он задумал передать эту икону некоему юродивому Харитону, человеку праведной и богочестной жизни. Однако Бог устроил иначе. Однажды, придя в свою келью, Варлаам задремал; и вот он видит во сне, что двери кельи отворились, и некая Жена говорит ему: «Зачем ты, старец, хочешь отдать икону Пресвятой Богородицы мужу неискусному? Лучше отдай её вдовому попу Мирону. Бог хочет прославить иконой этой место Чёрной горы». Пробудившись от сна, Варлаам недоумевал, кто бы это был вдовый поп Мирон, ибо такого священника он не знал. Но по Божьему соизволению священник Мирон сам пришёл к Варлааму. Он священствовал в деревне Юролы, версты за две от Чёр[...]

http://pravicon.com/icon-60

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Владимирская Красногорская (Черногорская) - описание В царствование Бориса Феодоровича Годунова, в 1603 году, при храме Воскресения Христова, в Кевроле, на реке Пинеге (правый приток Северной Двины), жил игумен Варлаам. Он имел список (копию) ВЛАДИМИРСКОЙ иконы Богоматери, к которому питал большое уважение и с которым никогда не расставался. На старости лет, чувствуя, что время кончины его приближается, он задумал передать эту икону некоему юродивому Харитону, человеку праведной и богочестной жизни. Однако Бог устроил иначе. Однажды, придя в свою келью, Варлаам задремал; и вот он видит во сне, что двери кельи отворились, и некая Жена говорит ему: «Зачем ты, старец, хочешь отдать икону Пресвятой Богородицы мужу неискусному? Лучше отдай её вдовому попу Мирону. Бог хочет прославить иконой этой место Чёрной горы». Пробудившись от сна, Варлаам недоумевал, кто бы это был вдовый поп Мирон, ибо такого священника он не знал. Но по Божьему соизволению священник Мирон сам пришёл к Варлааму. Он священствовал в деревне Юролы, версты за две от Чёрной горы, и в Кевролу пришёл для сбора епархиальных податей. Когда он явился к игумену Варлааму, то последний стал расспрашивать его о Чёрной горе. Мирон отвечал: «Есть такая гора, но она необитаема. Думаю, что она удобна для монашеской жизни, и верую, что Господь не оставит сего места». Выслушав ответ Мирона, Варлаам в свою очередь поведал о видении, бывшем ему, и о том, что он по Божьему соизволению вручит ему Владимирскую икону. Сказав это, игумен повёл Мирона в церковь, где находилась сия икона Богоматери, облачился в священнические ризы и отслужил перед ней молебен. Горячо молился он перед образом Богоматери и затем отдал его Мирону, сделав на задней доске его следующую надпись: «Божией милостью и молитвами Пресвятой Богородицы, Ее явлением, Воскресенской игумен Варлаам, Кеврольския десятины, благословил вдового попа Мирона образом Пречистыя Богородицы сея иконы, и по Ея явлению велел строити пустыню на Чёрной горе, где Она произволила».

http://pravicon.com/info-267

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Понедельник, 3 июня 2024 г. (21 мая ст.ст.) Седмица 5-я по Пасхе Глас 4, Поста нет Попразднство Преполовения . Владимирской иконы Божией Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.). равноапп. царя Константина (337) и матери его, св. царицы Елены (327) . блгвв. кнн. Константина (Ярослава Святославича) (1129) и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев . Обретение мощей блж. Андрея Симбирского (1998) . прп. Кассиана грека, Угличского чудотворца (1504) . Собор Карельских святых. Собор Симбирских святых. Собор Уфимских святых. иконы Богородицы «Умиление» Псково-Печерская (1524) . иконы Богородицы Владимирская (Заоникиевская) (1588) . иконы Богородицы Владимирская (Красногорская, Черногорская) (1603) . иконы Богородицы Владимирская (Оранская) (1634) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 Лит.: Ап.- Деян.12:12-17 Ев.- Ин.8:42-51 равноапп.: Лит.: Ап.- Деян.26:1-5,12-20 Ев.- Ин.10:1-9 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской» Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4 Днесь светло красуется славнейший град Москва,/яко зарю солнечную восприемши, Владычице,/чудотворную Твою икону,/к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице:/о, пречудная Владычице Богородице!/Молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему,/да избавит град сей и вся грады и страны христианския/невредимы от всех навет вражиих,//и спасет души наша, яко Милосерд. Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-06-...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Владимирская Красногорская Красногорская (Черногорская) Владимирская икона Божией Матери известна с 1603 года. Игумен Варлаам, служивший в храме Воскресения Христова в Кевроле, на реке Пинеге, имел у себя список с Владимирской иконы Божией Матери. В 1603 году он услышал во сне кроткий женский голос, указывающий ему передать Владимирскую икону священнику Мирону. Через некоторое время к игумену Варлааму пришел для сбора святительской дани священник деревни Юролы по имени Мирон. Игумен поведал ему о своем сне и узнал, что близ Юролы есть пустынная гора, называемая Черной, которая была бы удобной для устроения обители. Игумен Варлаам передал свою икону иерею Мирону, который поставил святыню в местной церкви. От принесенной иконы совершилось исцеление местной жительницы Марфы, которой во сне явилась Матерь Божия и указала место, куда иерей Мирон должен перенести Ее образ, что иерей и исполнил. Водрузив на Черной горе крест, Мирон приступил к строительству храма, имея помощником пришедшего из Москвы монаха Иону. Иерей Мирон принял иноческий постриг от игумена Варлаама с именем Макарий. Он предпринял путешествие в Москву, привез грамоту на постройку храма и сооружение монастыря на Черной горе. В 1608 году возведение церкви было закончено и она была освящена в честь Похвалы Богородицы. Обитель, основанная при храме, получила наименование Красногорской (отсюда еще одно название чудотворной иконы), а иеромонах Макарий был возведен в сан игумена. Чудотворная Владимирская икона Божией Матери, подававшая исцеления всем с верой притекающим к ней, была поставлена в церкви. Кроме наименований Черногорской или Красногорской, эта икона Пресвятой Богородицы имеет еще название «Умиление». Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Владимирская Красногорская (Черногорская) " .

http://pravicon.com/info-31

В 3–4-х верстах по сторонам приветливо ютятся селения, благоговейно взирая с подножия горы к престолу Богоматери. Благоговение западает в сердце при взгляде на величие и святость места, избранного по воле Царицы Небесной в основание обители. Здесь живее представляется сознание величия Божия и своего недостоинства, равно и той бездны зол житейских, которая заграждает восход к небожителям, но и сильнее является надежда на помощь Царицы Небесной. Таковые чувства пробуждает место святой Красногорской Обители. В Красногорском монастыре два храма: один каменный, в связи с такою же колокольнею, во имя чудотворной Грузинской иконы Божией Матери с приделом и для чудотворной иконы Владимирской; другой деревянный холодный устроенный в 1882 г. стоит отдельно с западной стороны над каменными святыми вратами монастырской ограды в честь Похвалы Божией Матери. По ту и другую сторону между ними находятся помещения монашествующих; два каменные одноэтажные дома с правой стороны, деревянный и гостиница с левой. За оградою на запад стоит ветряная мельница, а к северу отдельно дворы конский, коровий и прочие службы монастыря. Нынешний Красногорский монастырь в первое время своего существования назывался Черногорский. Приведенная в настоящий вид прекрасная местность горы до 1603 г. представляла чащу непроходимого леса, бывшего жилищем зверей. По тому впечатлению, какое производил угрюмый вид высокой лесистой горы, она носила название «Черная гора», и монастырь впервые на ней построенный – Черногорский. Настоящее название Красногорского монастырь получил впоследствии от приятного вида, сообщенного местности производительным трудом, не ранее 1633 года, когда ярославский купец Егор Лыткин церковь прекрасную воздвигнул, чудотворные иконы жемчугом и драгоценными камнями украсил, снабдил храм приличною утварью и книгами. Но свет во тьме светится. Господь Бог благоволил прославить место Черной горы избранием в селение своей Пречистой Матери. Черная гора в очах Божиих имела особое значение, должна была прославиться принесением чудотворных икон Божией Матери, дабы явлением знамений и чудес, от них исходящих, утверждать св.

http://sobory.ru/article/?object=23771

Тверская Донецкий-Предтечев-Успенский Новгородская Духов-Боровичский Нижегородская Духов-Рязанский Духов-Новосильский Калужская Духов-Галактионова пустынь Курская Духов-Якобштадтский Московская Екатерининская, что в Ермолинской роще Рязанская Железноборовский-Предтеч.-Яковлевский Тверская Зеленецкий-Троицкий Знаменский-Богородицкий-Обоянский Воронежская Знаменский-Хотмыжский Новгородская Игрицкий-Богородицкий-Песошенский Рязанская Ильинский-Богоявленский-Саранский Тульская Исаакова-Рождествен.-Богородицкая Вологодская Иоанно-Богословский-Крыпецкий Курляндская Иоанно-Богословский-Череменецкий Московская Иоанно-Предтечевский-Торопецкий Иоанно-Предтечев-Астраханский Костромская Иоанно-Предтечев-Казанский Казанский-Юхнов С.-Петербургская Керботовский-Успен.-Новомлинский Курская Коневский-Рождеств.-Богородицкий Коренная-Рождество-Богородицкая Курская Корсунский-Онуфриевский-Гуляницкий Костромская Красногородищенская-Введенская Красногорский-Богородицкий или Черногорский Пензенская Крестовоздвиженский-Саратовский Крестовоздвиженский-Кизлярский Ярославская Богоявленский-Слободский Псковская Кривоезерская-Троицкая С.-Петербургская Куряжский-Старохарьковский-Преображен. Псковская Лопотов-Григорьево-Пельшемский Астраханская Лукианова-Рождество-Богородицкая Казанская Макариевская-Свияжская Смоленская Макариевская-Решемская Черниговская Мироносицкая-Царевококшайская Выборгская Могилевская-Успенская Курская Молчанская-Рождество-Богородицкая Киевская Николаевская-Солбинская Николаевская-Чуркинская-Высокогорская Смоленская Николаевский-Туринский Архангельская Николаевский-Беседный-Тихвинский Николаевский на Болоте-Переяславский Саратовская Николаевский-Белогорский-Миропольский Терская Николаевский-Клабуков-Кашинский Вятская Николаевский-Малицкий Костромская Николаевский-Перервинский Харьковская Николаевский-Петровский Николаевский-Прилуцкий Вологодская Николаевский-Розважский Владимирская Николаевский-Троицкий-Гороховецкий Казанская Николаевский-Улейминский Костромская Нилова-Столбенская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Красногорский Богородицкий (прежде Черногорский), зашт., общ., в 16 в. от г. Пинеги. Основан в 1603 г. священником Мироном, в иночестве Макарием, который впоследствии был в нем игуменом и погребен здесь. В соборном храме находится чудотворная Грузинская икона Божией Матери (см. 22 авг.), принесенная сюда 22 авг. 1629 г. ярославским купцом Григорием Лыткиным, а в приделе – чудотворная Владимирская Черногорская или Красногорская икона Божией Матери, полученная основателем мон., по указанию свыше, от игумена Варлаама (жившего в Кевроле на р. Пинеге) в благословение на устроение обители на Черной горе. Св. икона прославилась многими чудесами. Грузинская икона Богоматери ежегодно переносится в Архангельск к 26 авг.; ко времени проводов её в мон. (в 3-е воскресенье Вел. поста) в Архангельск приносится и Владимирская Черногорская икона. Крестный Ставрос-Кийостровский , 2 кл., на о. Кие Онежского залива, близ устья р. Онеги, в 15 в. от г. Онеги. Основан в 1656 г. патр. Никоном в благодарность за спасение его от бури во время переезда из Анзерского скита и назван им «Ставрос» (крест, крестный). В соборном каменном храме, во имя Воздвижения Креста Господня, хранится из кипариса крест, обложенный листовым вызолоченным серебром, устроенный, согласно желанию патр. Никона, в Палестине по точному размеру креста Христова, животворящей силе которого патр. Никон приписывал свое избавление от смерти. В сребропозлащенных ковчегах креста вложены части древа креста Господня и ризы Господней, камня гроба Господня, камня вертепа, где родился, и пещеры, где постился Господь, камня гроба Пресвятой Богородицы и водружено по лицевой стороне крестообразно 97 частей мощей угодников Божиих. Крест имеет 4 арш. 13 верш. длины. По сторонам креста находятся писанные изображения свв. равноап. Константина и Елены, царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны и коленопреклоненного самого патр. Никона. В библиотеке хранится рукописное житие патр. Никона, написанное Иваном Шушерой, патриаршим ставрофором.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010