«Пусть Господь вселит жертв в Царство Небесное, и пусть семьи утешатся и обретут духовные силы перенести это горе», — пожелал митрополит Черногорский и Приморский Иоанникий. Соболезнования в связи с бесчеловечным терактом в подмосковном Красногорске также выразил епископ Будимлянско-Никшичский Мефодий. «Пораженные вчерашним страданием наших единородных детей, братьев и сестер во время террористического нападения, в глубине нашей души в боли и скорби верим, что наш добрый Бог примет в Свое Царство их невинные души и всем их ближним даст силы, чтобы жизнью и молитвой хранить их в нашей единоверной семье», — говорится в письме владыки Мефодия, направленном послу России в Черногории В.В. Масленникову. Отметив, что любовь и страдание сербского и русского народов, народов Черногории и России, продолжаются на протяжении веков, архиерей подчеркнул: «Поэтому мы глубоко сопереживаем, скорбим и молимся. В надежде на спасение невинно пострадавших и победу добра над злом примите выражение Нашего соучастия и передайте его всему русскому народу». Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944). Мц. Параскевы Кочневой (1939). На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32 . На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7 . Притч. XI, 19 – XII, 6 . На 1-м часе поклонение Кресту. Вместо «Стопы моя...» поется «Кресту Твоему...» и стихиры на целование Креста (как в Неделю Крестопоклонную). Подобным образом поклонение Кресту на 1-м часе бывает и в среду (в пятницу поклонение Кресту – в конце изобразительных). На всех часах и изобразительных в эти дни по «Отче наш» – кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/6115654.ht...

– Между запасной братской одеждой перечисляются далее кожи оленьей, нерп, моржей, невод частик в сорок сажень. Зернового хлеба в монастырских амбарах хранилось: ржи 200 четвертей, ячменя 400 четвертей, кроме не вымолоченного; муки ржаной 20 четиер., ячной 10 четв. В числе братии и слуг Красногорского монастыря тогда состояли: казначей черный поп Герасим, келарь старец Кондрат, соборный старец Сергий (бывший строитель), старец Александр, старец Иона, старец Игнатий; больничные старцы: Савватий, Дионисий, Севастиан, Тихон, старик Ерил, старик Фомка Попов, старик Пронька Матфеев; да служебники: Куземка Семенов, Лазарько Кирилов, Васька Давыдов, Афонька Агапитов, Федька Лукин, Трофимко Романов, Бориско Клядышев, Митька Сухов, жена у него на воловьем дворе слепая, да сын малой Степанко. Принявши Красногорский монастырь, игумен Петроний не долго управлял им. В 1664 году вкладчик Черногорского монастыря, Фома Харгалов, в челобитной писал царю Алексею Михайловичу, что посланный с Москвы в Черногорский монастырь игумен Петроний, живучи в том монастыре, многих старцев древних и больных и вкладчиков смиряет, бьет без вины и хлебные запасы и всякие монастырские заводы и деревни пустошит и от того де Черногорский монастырь опустел, и чтоб великий государь пожаловал его велел того игумена Петрония из Черногорского монастыря взять, и в том монастыре быть иному строителю. По грамоте Алексея Михайловича 1664 г., после того как жалоба подтвердилась свидетельством братии и вкладчиков, игумена Петрония в монастырской казне велено счесть и строителями, избрать старца добра. По описи 1664 г. оказывается, что игумен Петроний с 1661–1664 г, роздал монастырские деньги разным лицам под расписки и закладные, сто пятнадцать рублей тридцать один алтын. В рухольную при нем поступило 10 красных лисиц, сорок черных песцов, пять белых, песец голубой, три песца серых, два меха песцовых белых, одеяло песцовое белое, сто десять песцовых хвостов белых, две шкуры белых медведей, две пищали (оружья), пара пистолетов, двадцать кож ворванных больших дубленых, три кожи нерпичьи, двадцать трубок, что льют свечи, двадцать носков железных звериных, десять рогатин, два шандана медных, четыре шандана струнных, четыре матки ставных, триста восемьдесят сажен моржевого ременья, двести восемьдесят сажен волосяных тетив для неводов, исправлена монастырская ограда, построена новая игуменская келья двухэтажная в восемь окоп, – на Сояльском озере открыта рыбная ловля, поставлена изба и амбар, заведено три невода два девяноста сажен, а один шестьдесять, семь пешней, да лодка, кроме того сделан заказ на постройку новой ладьи. В Архангельске на сальном берегу поставлен новый амбар и монастырское место обнесено забором. Там было шесть пудов пять фунтов перья утиного, шесть пудов пуху гусиного, тридцать пять фунтов перья лебединого, восемьдесят два пуда пятнадцать фунтов – куропаточного. V, VI и VII

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

В то время находились в Персии по торговым делам Русские купцы, у которых вывозимые Персами священные вещи находили выгодный сбыт. Для продажи одному из них, приказчику Ярославского купца, Егора Лыткина, Стефану Лазареву принес Персиянин икону Пресвятой Богородицы Одигитрии, украшенную серебром и золотом, зная, что Русские благоговейно чествуют священные изображения и весьма дорожат ими. Благочестивый Стефан с великой радостью купил принесенную к нему св. икону. Между тем как это происходило в Персии, в Ярославле купцу Егору Лыткину открыто во сне: «Приставник имения твоего Стефан, сый в Персиде, купи тебе бесценный бисер, егда же принесет к тебе, ты же посли его в Двинскую область в Черную гору». Непонятное вначале явление это вызвало Лыткина на размышление и совет с московским патриархом Филаретом. Но дело объяснилось само собой. Вскоре возвращается из Персии и Стефан Лазарев с иконой Божией Матери, им купленной. С радостью принял Егор Лыткин бесценный бисер – святую икону, и, признавши удивительное стечение обстоятельств выражением воли Божией, по совету и дозволению патриарха, он немедленно отправляется в предназначенное место, и своими руками, 22 августа 1629 года, приносит чудотворную Грузинскую икону Божией Матери в Красногорский монастырь. День принесения св. иконы для монастыря был торжественным праздником. Праздник этот принят православной церковью, и с 1650 года состоит в ряду местночтимых чудотворных икон Божией Матери. После свидетельства, бывшего по наряду новгородского митрополита Никона, о чудесах, совершившихся от святой Грузинской иконы Божией Матери, им утверждено и празднование в честь ее и дана на сие грамота Холмогорскому поповскому старосте Трофиму Рогуеву. «Бил нам челом строитель старец Сергий с братией, что в нынешнем 7158 году по самому указу был у них в том Черногорском монастыре и о тех чудесах свидетельствовал и то де свидетельство о образе Пречистой Богородицы Грузинской подано нам, а указу от нас о тех чудесах и о празднестве Пречистые Богородицы образа Грузинские им Черногорскому строителю старцу Сергию с братией в которое число праздновать не указано. И мы великий господин преосвященный Никон митрополит Великого Новограда и Великолуцкий Двинского уезду Черногорского монастыря строителя старца Сергия с братией благословил и велел праздновать в той Черногорской пустыни, в храме Пречистой Богородицы, образа Грузинского августа в 22 число на память священномученика Агафоника. И как к тебе сия наша грамота придет, и ты бы в Двинском уезде в Черногорской пустыни велели праздновать Пречистой Богородицы образ Грузинский и на Холмогорах, и во всем Холмогорском уезде августа в 22 число на память священномученика Агафоника, да о том к нам отписал в Великий Новгород, а сию нашу грамоту отдал бы Черногорского монастыря строителю старцу Сергию. Писана на Москве на Новгородском подворье лета 7158, февраля в 8-й день».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Грузинская Чудотворная сия икона находится в Красногорском монастыре Архангельской епархии. Точный снимок с этой иконы находится в Москве, в церкви Святой Троицы, что близ Варваринских ворот. Об иконе Грузинской Богоматери известно следующее. Когда персидский шах Аббас в 1622 году пленил землю грузинскую, то персы захватили там много священных вещей и в числе их ризу Господню и чудотворную икону Грузинской Богоматери. Ризу Господню шах Аббас поднёс в дар патриарху Филарету, а икону Грузинской Богоматери купил у персов бывший в Персии по торговым делам приказчик ярославского купца Григория Лыткина – Стефан Лазарев. В это время Лыткин в Ярославле получил во сне откровение от Бога о драгоценности, приобретённой Стефаном, и приказание отправить её в Красногорский мужской монастырь Архангельской епархии. По возвращении Стефана на родину Лыткин с радостью встретил святую икону и с честью проводил её в Двинские пределы, в обитель Черногорскую, построенную на горе, покрытой дремучими лесами, отчего с древних времён она называется Чёрною горою. Впоследствии монастырь переименован Красногорским. Вместе с иконою Григорий принёс значительные пожертвования на украшения святыни. В дремучих лесах св. икона прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была туда и Грузинская икона, с которой тогда же снят был точный список и поставлен в храме св. великомученика Никиты, что в Глиницах. Народ толпами устремился с молитвою к чудотворной иконе. Истинная вера оправдывалась прекращением смертоносной язвы. В 1658 году, по указу царя и благословению патриарха Никона , установлено чудотворной Грузинской иконе празднество 22 августа. В грамоте 1698 года говорится: «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и прежде и ныне творит многие чудеса и исцеления приходящим с верою». 22.08. Грузинская-Раифская Грузинская-Раифская На северо-западе от Казани в 30 верстах, а от г. Свияжска к северу в 18 находится Раифская-Богородицкая общежительная пустынь. Основание сей пустыни относится к половине XVII столетия. Чудотворная икона Грузинской Божией Матери, верный список Красногорской, хранится в Раифском соборном храме во имя Грузинской Богоматери. Пустынь называется Раифскою от церкви преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. Крестный ход из пустыни в Свияжск с Чудотворною иконою продолжается и доныне. 23.08. Михайловская – в Большой Писаровке

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

тело мученицы и обвили его плащаницею при плаче ее родителей и всех верующих. Св. Филипп, пострадавший за Господа после, взирая на лице умершей мученицы, со слезами сказал: «Евлалия! ты прежде нас сподобилась мученического венца!» Тогда лицо св. умершей девы улыбнулось говорившему, как живое, и все бывшие там стали петь псалом: «воззваша праведные, и Господь услыша их»... (Четьи-Минеи). Празднество Пречистой Деве Богородице, ради чудес от иконы Ее честные Грузинские Когда персидский шах Аббас в 1622 году, в царствование Михаила Феодоровича, покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда персами взяты были и многие другие святыни и честные иконы не для почитания, a для продажи бывшим в Персии русским купцам. В 1625 году одному из русских торговцев, именем Стефану, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина, один персиянин принес для продажи взятую в Грузии икону Божией Матери. Стефан с радостью купил св. икону и хранил ее у себя. В это время хозяину Стефана, Георгию, находившемуся в Ярославле, было во сне откровение от Бога о драгоценности, приобретенной Стефаном, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь в Двинской области (теперь Архангельская губерния), основанный в 1603 году. Когда Стефан в 1629 году возвратился с иконою на родину и показал ее Георгию, последний, вспомнив о бывшем ему видении, отправился со св. иконою в Двинские пределы в обитель Черногорскую, названную так от того, что она построена на гористом месте, представлявшем, по причине густых лесов, мрачный вид и называвшемся поэтому издавна Черною горою (впоследствии этот монастырь, находящийся в 16 верстах от Холмогор, переименован Красногорским). Вместе с иконою Георгий принес от себя не мало пожертвований для ее украшения. Грузинская икона Божией Матери, поставленная в Красногорском монастыре 22 августа 1629 года, прославилась здесь многими чудотворениями. В то время, когда Георгий прибыл в монастырь с иконою, в монастырском храме шло всенощное бдение; в числе молящихся в церкви присутствовал один монах, много лет ничего не видевший и ничего не слышавший.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Грузинская Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, многие христианские святыни были похищены, отвезены в Персию и проданы находившимся в то время в этой стране русским купцам. Так Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом, попала к некоему купцу Стефану, который хранил ее с глубоким почитанием и благоговением. В это же время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа она так потому, что была построена на гористом и мрачном месте, издавна именовавшемся Черной горой; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся перед ней избегали смертоносной язвы. Ныне икона пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы. Множество списков с Грузинской иконы Божией Матери, хранящиеся и хранившиеся ранее во многих храмах Москвы, храме святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Раифской Богородичной общежительной пустыни Казанской епархии, разрушенном в 1935 году храме в честь Грузинской иконы Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии), свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Грузинская " .

http://pravicon.com/info-127

Умоли стяжати нам Царствие Небесное и по скончании жизни нашея одесную Престола Божия стати, идеже Ты, о Всепетая Дево, Святей Троице в вечней славе предстоиши. Удостой и нас с лики Ангелов и святых тамо восхвалити пречестное имя Сына Твоего со Безначальным Его Отцем и Всесвятым и Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь. 22 августа Грузинская икона Икона сия находится в Красногорском монастыре Архангельской епархии, который прежде назывался Черногорским от имени горы. Она прославилась в XVII веке. Когда в 1622 году Персидский шах Абас покорил Грузию, тогда взяты были персами многие грузинские святыни и иконы для продажи русским купцам в Персии. В 1625 году один из персиян продал взятую им в Грузии икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Лыткина. В это время в Ярославле самому Лыткину было откровение о драгоценной иконе, приобретённой его приказчиком, и повеление отослать её в Красногорский монастырь. Купец отнёс икону, и здесь она прославилась многими чудотворениями. В 1654 году, когда в Москве свирепствовала моровая язва, привезена была сюда Грузинская икона и с неё снят список, который поставлен в храме близ Варварских ворот. Молитва пред чудотворной иконой была услышана Богом, и моровое поветрие скоро прекратилось, В 1658 году установлено было празднование Грузинской иконе 22 августа. После, 22-го ежегодно из монастыря берут икону в Архангельск, где она бывает долгое время «для освящения города». Есть чудотворные Грузинские иконы: в Москве, в Алексеевском монастыре . Икона эта прославилась в 1654 году. Когда в Москве и её окрестностях открылась смертоносная язва, в это время к одной монахине, заболевшей язвой и желавшей помолиться пред Грузинской иконой, пришёл неизвестных монах и сказал: «Зачем ты печалишься, что не можешь помолиться пред Грузинской иконой Богоматери? У вас есть точно такая же икона, принесённая из Грузии. Она находится у вас в монастыре, в пещере. Отыщи её, и от неё подано будет исцеление не только тебе, но и многим другим». Об этом видении больная рассказала сёстрам монастыря, и долго думали, что это за пещера, где находится икона, и наконец, нашли икону в ризнице, в шкафу, устроенном наподобие пещеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

По его инициативе служба дважды редактировалась людьми, хорошо известными в истории русской культуры кон. XVII–haч. XVIII в. Одна из редакций была составлена в 1692 г. Андреем Артамоновичем Матвеевым, служившим в 1691–1693 гг. двинским воеводой. А. А. Матвеев – ближайший сподвижник Петра I, выходец из влиятельной и просвещенной семьи, сын государственного деятеля, дипломата, мецената и библиофила Артамона Сергеевича Матвеева, человек незаурядной судьбы, обладавший обширной эрудицией. Служба была написана им, вероятно, по просьбе Афанасия Холмогорского, с которым А. А. Матвеева сблизило и общее участие в делах государственных и уездных. Но служба в редакции А. А. Матвеева сохранилась только в единственной списке (РНБ, Сол. 988/1097). Редактирование текста службы Андреем Матвеевым по существу свелось либо к модернизации, либо к усложнению языка, отягощению его новыми метафорами, по-видимому, такой текст не удовлетворил требований холмогорского архиепископа. Во всяком случае в 1697–1698 гг. Афанасий Холмогорский официально заказал новую редакцию службы «Печатного двора смотрителю» Феодору Поликарпову. Именно эта редакция после ряда поправок, внесенных самим архипастырем, была рекомендована пастве и вытеснила в рукописях текст первоначальной службы. Общерусское почитание не только самой иконы Богородицы Грузинской, но и копии с нее, находящейся в Москве в церкви Св. Троицы в Никитниках, отразилось в создании уже в Москве при этой церкви еще одной редакции повести. В ее основе лежал текст Ивана Щепоткина, но сама история принесения образа Богородицы Грузинской в Красногорский монастырь была переписана, а главный акцент сделан на чудотворениях московской копии (исследование и публикацию текста см.: Савельева Н.В.К истории текста Повести о Черногорской монастыре... С. 557–562, 569–583). Мы публикуем текст Повести о начале Красногорского монастыря на Пинеге по списку нач. XVIII в. (РГБ. ф. 214 (Оптина пустынь), 163), исправления и утраченное в данном списке окончание текста дается по рукописи cep. XVIII в. (РГАДА, ф. 181, 554). Все исправления выявлены курсивом. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 16. - 2010. - 663 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На иконах изображается и Роман Сладкопевец , хотя он жил гораздо раньше, в VI–VII веках. О нем предание рассказывает так. Этот добрый, но неученый человек был пономарем в церкви Константинополя и пользовался расположением патриарха. Из зависти другие пономари заставили его однажды петь похвалу Христу, но Роман не смог и получил великое поношение. Когда он остался один, то долго плакал и молился перед иконой Пресвятой Богородицы. Ночью Она явилась ему во сне – и с тех пор уста его отверзлись, и наполнился он премудрости. Вскоре Роман стал диаконом и сотворил много хвалебных песен в честь Богоматери и Христа. “Покров Пресвятой Богородицы” празднуется 14 (1) октября. Грузинская. Лик Богоматери повернут налево, к Сыну, Который восседает на Ее левой руке и изображен в рост. Правая рука Христа благословляет, левая держит свернутый свиток. Правая рука Богородицы – перед грудью, левая кисть – на одеждах Младенца. Когда в 1622 году персидский царь напал на Грузию и покорил ее, в качестве добычи он взял и эту икону, обложенную золотом и серебром. В Персии приказчик одного ярославского купца увидел грузинскую икону, купил ее за высокую цену и привез в Россию в 1623 году. Здесь икона была помещена в Черногорский монастырь на реке Пинеге Архангельской области, построенный в 1606 году и позднее переименованный в Красногорский. Отсюда пошли ее списки. В царствование Алексея Михайловича, в 1654 году, икона была перенесена в Москву. От иконы совершалось множество исцелений. Известно несколько чудотворных списков Грузинской иконы Богородицы. Празднование установлено 4 сентября (22 августа). Иерусалимская. Иерусалимская икона Богоматери писана, по преданию, святым евангелистом Лукой в пятнадцатое лето по Вознесении Господнем в Гефсимании. В середине V века перенесена из Иерусалима в Константинополь. В VII веке после чудесного избавления от нападения скифов перенесена во Влахернскую церковь . В конце IX века перенесена в Херсонес, а после взятия князем Владимиром города послана им новгородцам, когда те приняли крещение. В 1571 году образ отдан в Московский Успенский собор после завоевания Новгорода Иваном Грозным.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Грузинская " Описания иконы Описание иконы Грузинская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, многие христианские святыни были похищены, отвезены в Персию и проданы находившимся в то время в этой стране русским купцам. Так Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом, попала к некоему купцу Стефану, который хранил ее с глубоким почитанием и благоговением. В это же время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа она так потому, что была построена на гористом и мрачном месте, издавна именовавшемся Черной горой; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икон[...] Икона Грузинская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Первоначально этот образ находился в Грузии, но во время покорения страны в 1622 году персидским шахом Аббасом икона вместе с другими ценностями была вывезена в Персию, где предприимчивые персы организовали торговлю православными святынями. Через три года после этих событий к русскому приказчику ярославского купца Григория Лыткина Стефану Лазареву, бывшему в Персии по торговым делам, местный житель принес Грузинскую икону Божией Матери и предложил её купить. Лазарев не смог упустить возможности выкупить православную святыню и, несмотря на высокую стоимость иконы, украшенной серебром и золотом, приобрел её. В это время купец Лыткин в сонном откровении узнал о приобретении его приказчика и получил указание свыше отдать святыню в Красногорский монастырь в Архангельской епархии. Первоначально этот монастырь, построенный на горе, покрытой дремучими (чёрными) лесами, назывался Черногорским. Об этом откровении купец вскоре забыл, но когда через четыре года его приказчик вернулся на родину [...]

http://pravicon.com/icon-227

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010