Скачать epub pdf Слово на день праздника Введения во храм Пресвятыя Девы Марии Матерь Божия как пример смиренного и безропотного несения скорбей Пречистая Божия Матерь ублажается Церковью земною и небесною славнейшею всех серафимов и честнейшею всех херувимов. Так почитается она потому, что получила от Бога великую и бесподобную сравнительно со всеми разумными тварями благодать быть Матерью Самого Бога, Второй Божественной Ипостаси. Но вот на что в данный момент мне хотелось бы обратить ваше внимание, мои возлюбленные о Христе чада. Слово Божие и св. отцы Церкви свидетельствуют, что не даром Пречистая Дева Мария получила от Бога эту благодать, а за Свои великие духовные подвиги. Самым первым из них и было введение Ее во храм трехлетнею Отроковицею, что ныне празднуется св. Церковью. Некогда ко Христу подошел один юноша и спросил Его: «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус ответил: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди...» Юноша говорит Ему: «Все это сохранил я от юности моей: чего еще недостает мне?» Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, ...и приходи и следуй за Мною». Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» ( Мф. 19,16–17. 20–22 ). На этот путь совершенства стали ученики Христа. Ради Него они отреклись от мира и всецело отдались Господу, чтобы Одному Ему принадлежать и ради Него только жить на земле. Но они это сделали в зрелом возрасте. Дева же Мария отреклась от мира и всех его радостей в трехлетнем возрасте. Этот подвиг Ее был не чем иным, как иночеством, явлением изумительным не только для людей, но и для ангелов и которого среди женского пола совсем не существовало в Ветхом Завете. Вот почему в ответ на размышления известного в России великого подвижника Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения, кто была первою инокиней, ему явилась Пречистая Божия Матерь и сказала: «Я была первой монахиней». Как свидетельствует слово Божие и церковное предание, Пречистой Деве Марии был присущ и другой великий подвиг – христианского несения скорбей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово на день св. Пасхи. Истолкование второго тропаря девятой песни пасхального канона 99 «О, Пасха велия и священнейшая, Христе... подавай нам истее Тебе причащатися в невечернем дни Царствия Твоего». Вот слова пасхальной песни, которые мы так часто слышим с вами, мои возлюбленные о Христе братия и сестры, во дни пасхальных богослужений. Спасительно нам знать, в каком смысле Господь наш Иисус Христос называется Пасхою? Это наименование Христа станет для нас вполне понятным, если мы вспомним установление пасхи в Ветхом Завете при освобождении израильского народа от египетского рабства. Перед десятою египетскою казнью сказал Господь Моисею и Аарону: «Скажите всему обществу Израиля... пусть возьмут себе каждый агнца... и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня этого месяца: тогда пусть заколет его все собрание... к вечеру. И пусть возьмут от крови его, и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его... А Я пройду по земле Египетской в эту самую ночь и поражу всякого первенца... от человека до скота... И будет у вас кровь знамением на домах... и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной... И да будет этот день вам памятен и празднуйте его... в роды ваши; как установление вечное» ( Исх. 12:1, 3, 6–7:12–14 ). Как видим, праздник пасхи был установлен в память избавления Богом ветхозаветного Израиля посредстном крови пасхального агнца от смертоносной язвы. Но пасха ветхозаветная была прообразом Пасхи новозаветной. Только здесь Господь избавляет нас от смерти не кровию агнца, а кровию Своего Единородного Сына, Господа Иисуса Христа. Своею смертию и воскресением Господь попрал смерть и даровал нам вечную жизнь, почему в пасхальном тропаре и сказано: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Хотя смерть еще действует в мире, но сила ее уже попрана, и при всеобщем воскресении она окончательно и навсегда будет уничтожена. Тогда во всей полноте осуществятся слова Ап. Павла: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» ( 1Кор. 15:55 ; ср. Ос. 13:14 ) Впрочем, новозаветная Пасха является для нас избавлением не только от смерти телесной, но и от смерти духовной, или от власти греха. Это избавление даруется нам также кровию и смертию новозаветного пасхального Агнца, и мы получаем его в таинствах Церкви, когда воспринимаем внутреннюю возрождающую благодать Святого Духа. При помощи этой благодати мы не только избавляемся от порабощения греху, но получаем возможность неуклонно соблюдать спасительные заповеди, достигать святости, быть сынами Божиими по благодати и наследниками небесного Царства. Вот в каком смысле Господь Спаситель наш называется священнейшею Пасхою.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово на Прощеное Воскресенье. О спасительном значении для нас поста, если он сопровождается нашею истинною любовию к ближним 95 Господь Спаситель наш перед тем, как выступить на открытую духовную борьбу с князем мира сего и со всеми его злыми духами, действующими в людях, подверг Себя сорокадневному посту. Этим самым Он показал всю спасительную для нас силу поста. Какое значение имеет пост, это явствует также из слов Христа: «Сей же род не исходит, токмо молитвою и постом» ( Мф. 17:21 ). Отсюда понятно, почему Ап. Павел сказал: «Я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» ( 1Кор. 9:26–27 ). «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6:12 ). В строгом соответствии с этим божественным и апостольским учением, показывали всю силу поста и св. отцы Церкви. Они, на основании своего собственного опыта, учили, что бороться с искушениями демонов и со всем злом диавольским в мире можно только при благодатной одухотворенности нашего плотского состава, которая достигается прежде всего постом. А св. Иоанн Кассиан говорит, что и самое наше духовное преуспеяние измеряется постом. В то же время св. отцы Церкви свидетельствуют, что молитва наша только тогда имеет особое чудотворное действие, когда сопровождается постом. Поэтому великими чудотворцами были преимущественно выдающиеся постники, как например, святые: Антоний Великий , Серафим Саровский , а также праведник Русской Церкви о. Иоанн Кронштадтский . Последний однажды, говоря в Андреевском Кронштадтском соборе проповедь за литургией, на которой мы присутствовали, сказал, что Бог исполняет наши молитвы, если они сопровождаются воздержанием, что им самим было испытано тысячу раз. Точно так же необходим пост и для покаяния, почему Господь требует, чтобы люди каялись, т.е. обращались к Нему от грехов своих, в посте и молитве. «И ныне глаголет Господь Бог ваш: обратитеся ко Мне всем сердцем вашим, в посте и в плачи, и в рыдании» ( Иоил. 2:12 ). История ветхозаветного Израиля, как свидетельствует Библия , говорит нам, что когда израильтяне желали испросить прощение у Бога в грехах своих, то они налагали на себя пост, и он был неизменным спутником покаяния для умилостивления праведного Божественного гнева.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери Архиепископ Серафим (Соболев) Икона Божией Матери Казанская «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5-9). Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е. такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48). Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. «Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира» (Ин. 17:24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова. Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должно осуществлять слова ап. Павла, сказавшего «последуйте смиренным» (Рим. 12:16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6, ср.: 1 Петр. 5:5, Притч. 3:34).

http://pravoslavie.ru/49500.html

Совершивши это дело, Иеремия обратился к Богу с молитвою, в которой выражает свое недоумение: «Ты, Господи, определил всю землю эту отдать халдеям: зачем же велел мне купить ее?» (16–25). На эту молитву пророка, Господь отвечает, что хотя халдеи и завладеют всею этою землею, но не навсегда; наступит время, когда евреи воротятся из плена и снова завладеют каждый своим участком земли и снова будут совершать купчие книги (26 – 36). Затем пророчество переходит в Мессианское: и будут они Моим народом, а Я буду их Богом, и дам им иное сердце, чтобы они благоговели предо Мною на счастье себе и детям их, – и заключу с ними вечный завет (ст. 38–41). В конце главы утверждает Господь истинность Своего обетования: как Я исполнил угрозы, так исполню и утешительные сие обетования (ст. 42–43). Глава 33-я Указанное в 32 главе утешительное обетование продолжается и в 33 главе. Разрушенный Иерусалим, говорит Господь, снова восстановится и в большем величии, так что народы языческие изумятся и затрепещут от всех благодеяний и всего благоденствия, которое Я доставлю ему (ст. 1–9). И снова в нем будут веселье и радость, снова будут приносить в нем жертвы и воспевать Господу, ибо Он благ, ибо в век милость Его (ст. 10–11). И все другие города восстановятся (ст. 12–13). В то время Я возращу Давиду Отрасль праведную – Мессию, и Он будет Царем вечным на престоле Давида ( Ис. 11, 1 ; Лук. 1, 32 ). И у священников – левитов не будет недостатка в муже пред лицом Моим, во все дни приносящем всесожжение и жертвы благодарения – вечность церкви Христовой ( 1Петр. 2, 5 ; Мал. 3, 3 ). С 20 – 26 ст. утверждается истинность обетования: как не может разориться завет Мой со днем и нощно, чтобы не быть им во время свое; так не разорится завет Мой с Давидом, чтобы не быть от него Сыну, вечно царствующему на престоле его, а также и с левитами и священниками – рабами Моими (Исайи, 66 гл.). Общий смысл пророчества Иеремии Из обозрения книги пророка Иеремии открывается, что причиной всех бедствий Иуды было его вероломство, заключавшееся в отступлении от Завета с Господом, и нераскаянность, несмотря на не перестававший Божественный призыв к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Сразу после жертвоприношения Е. узнал, что многие из израильского народа, включая священников и левитов, породнились с окрестными народами и участвуют в языческих культах. Услышав об этом, Е. разодрал на себе одежду и обратился к Богу с молитвой покаяния за свой народ (1 Езд 9). Эта молитва Е. оказала действие на многих из израильтян, осознавших свое преступление; было решено заключить с Богом завет и отпустить всех иноплеменных жен и рожденных ими детей, а руководителем в этом деле назначить Е., к-рый впосл. успешно довел его до конца (1 Езд 10). «Когда наступил седьмой месяц», весь израильский народ собрался в Иерусалиме, чтобы просить Е. читать им на площади книгу закона Моисеева. Е., священники и левиты с «деревянного возвышения» «читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и народ понимал прочитанное». Это производило такое впечатление, что «весь народ плакал, слушая слова закона» и «отвечал: «аминь, аминь»,- поднимая вверх руки свои» (Неем 8. 1-9). На следующий день представители народа обратились к Е., «чтобы он изъяснял им слова закона» (Неем 8. 13). Было решено исполнить указание о том, «чтобы сыны Израилевы в седьмом месяце, в праздник, жили в кущах» (Неем 8. 14; ср.: Лев 23. 33-36). Длившееся, согласно указаниям закона, 7 дней празднование сопровождалось ежедневным чтением «из книги закона Божия» (Неем 8. 18). После этого весь народ собрался «во вретищах и с пеплом на головах своих» (Неем 9. 1), левитами была произнесена от лица всех покаянная молитва, и затем было дано обязательство «исполнять все заповеди Господа» и «не отдавать дочерей своих иноземным народам, и их дочерей не брать за сыновей своих» (Неем 10. 30). В последнем упоминании о Е. в Библии сообщается, что он шел впереди «сыновей священнических» во время освящения стен Иерусалима (Неем 12. 35-36). Иосиф Флавий в качестве источника информации о деятельности Е. использовал, вероятно, греч. текст неканонической 2-й Книги Ездры и др. источники ( Шарапов. 1910. С. 26), весьма возможно, и перевод Септуагинты канонической 1-й Книги Ездры ( Соболевский. 1913). Он уделяет Е. гораздо меньше внимания, чем нек-рым др. библейским фигурам, поэтому для выяснения его отношения к Е. нередко более важным оказывается не то, что он говорит о нем, а то, что из библейского текста он опускает ( Feldman. 1993. P. 210). На первый взгляд это отношение к Е. кажется необъяснимым ввиду его значимости для всей иудейской традиции. Кроме того, именно для Иосифа Флавия личность Е. могла быть привлекательной по 2 причинам: известно враждебное отношение Иосифа Флавия к самаритянам, к-рые в свою очередь считали Е. главным врагом ( Idem. 1992), извратившим, по их мнению, текст и содержание Торы ( Idem. 1993. P. 191); Иосиф Флавий очень ценил свое священническое происхождение ( Ios. Flav. Vita. 1-2) и отмечал важность исследования генеалогий для семей священников ( Idem. Contr. Ap. 1. 31-32), а Е. был священником, и его генеалогия приводится в Библии (1 Езд 7).

http://pravenc.ru/text/189571.html

Ст. 7. А дом израилев не хочет слушать, ибо они все непокорны и жестокосердны. Ст. 8. Но Я сделаю лицо твое сильным против них, и чело твое крепким против их лба. Ст. 9. Я сделаю чело твое крепче камня, не бойся их. Ст. 10. И сказал Господь: сын человеческий, обсуди, что Я открыл тебе. Ст. 11. Иди к пленникам и говори им: «так говорит Господь.» Ст 12. И взял меня дух, и я услышал за собою голос Божий: «благословенна слава Господня от места ее», и видение стало удаляться. Ст. 13. И слышал я шум от крыльев животных, ударяющихся друг о друга, шум колес и голос от восклицания, т. е. животные захлопали крыльями, колеса пришли в движение, и видение удалилось. Ст. 14. Дух поднял меня и взял оттуда, я пошел и был вознесен по направлению духа, и рука Господня была крепка на мне, т. е. я был во вдохновении. Ст. 15. Я пришел к пленникам и обошел живших при реке «Ховаръ» я остановился и был среди них 7 дней в молчании, приготовляясь к служению. Здесь определенное число вместо неопределенного, т. е. я был продолжительное время, пока не ознакомился с правами и жизни их. Ст. 16. По прошествии 7 дней, было ко мне слово Господне. Ст. 17. Я сделаю тебя сторожем, чтобы ты слышал Мои слова и предотвращал людей от погибели нравственной. Ст. 18. Когда я скажу беззаконному: «ты погибнешь», а ты не будешь вразумлять его и отвращать от нечестивого пути, то ты будешь виноват: беззаконник погибнет и Я взыщу с тебя его кровь. Здесь Господь указывает на строгую ответственность, которой подвергался пророк. Ст. 19. Но если ты будешь вразумлять его, стараться отвратить от ложного пути, а он не послушает, то он погибнет, а ты спасешь жизнь свою. Cm. 20. И если праведник отступит от правды, а ты не будешь вразумлять его, то и он умрет и Я взыщу с тебя кровь его. Cm. 21. Но если ты скажешь праведному, чтобы он не согрешал и он согрешит, то он не будет жить, а ты спасешься. Cm. 22. Я был во вдохновении и сказал мне Господь: восстань, иди в поле, там Я скажу тебе. Cm. 23. Я встал, пошел и увидел славу Господню подобно тому, как я видел при реке Ховаре, я упал на землю, но (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Таково учение о самодержавной царской власти и ее значении в нашей жизни по данным Божественного Откровения и святоотеческого учения. Но это не все. В Св. Писании мы находим учение о царе как о помазаннике Божием. Избирая в цари изра ильские Саула, Господь повелевает пророку Самуилу помазать его елеем, 295 что и сделал пророк, сказавший Саулу, что его осенит Дух Господень. Точно так же, когда Господь предопределил Давида быть царем израильского народа, то Он повелел тому же пророку Самуилу помазать его на царство: Наполни рог твой елеем... встань, помажь его, ибо это он. 296 И после этого помазания сошел на него Дух Святый, почему в Библии и сказано: помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня. 297 Отсюда ведет свое начало таинство миро помазания, которое совершалось над царями в Византии, а затем у нас в России над великокняжескими и царскими самодержцами. Это помазание является многознаменательным по своему значению фактом, одинаково – как для царя-самодержца, так и для его подданных, ибо оно увеличивает его авторитет и достоинство, делая его священным и осуществляя над ним слова Св. Писания: вознес избранного из народа... святым елеем Моим помазал его... И истина Моя и милость Моя с ним. 298 Замечательно, что Господь за много веков до поставления Им царя, помазанника Божиего, обещал Аврааму, несомненно, как величайшую для него награду, происхождение от него царей, говоря: и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. 299 Это обстоятельство, а также тот факт, что учреждение царя предвозвещалось за много веков прежде еще Аврааму Богом, следовательно, есть дело Его вечного предопределения, показывает нам, как высоко мыслится в очах Бога достоинство царя, помазанника Божиего. Такое достоинство для нас должно быть понятным. Через таинство миропомазания царь делается священною особою. С этого момента его власть окружается Божественным ореолом, что в особенности важно в глазах верующего народа для его повиновения своему царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Тем же Своим дивным промыслом Господь обратил в православную веру и нашего князя Владимира, основоположника христианской царской власти в русском православном народе. Ясно отсюда, что и христианская царская власть получила свое происхождение непосредственно от Бога, Небесного Царя. 289 Нет нужды доказывать, что Божественное Откровение в своем свидетельстве о происхождении царской власти от Бога в то же время говорит нам, что она есть власть самодержавная. Это самодержавие исходит из самой природы власти. Ведь никто из людей, водимых голосом разума и совести, не будет оспаривать естественное и Божественное право отца налагать свою волю на детей, требовать от них ее исполнения и наказывать их за ее нарушение. Всякое ограничение детьми воли отца и нежелание повиноваться ей в то время, когда она соответствует воле Божией есть ничто иное, как преступление. Власть отца по отношению к своим детям является самодержавной. Такою же самодержавной является и власть царя, ибо он получает ее не от народа, и потому она не может быть народом ограничена и перед ним ответственна. Царская власть как происшедшая от Бога только перед Ним ответственна и может ограничиваться только волей Самого Бога, Его святыми законами, с которыми она должна строго сообразоваться, не уклоняясь от них. Впрочем, мы находим на это и прямое указание Св. Писания. При установлении царской власти в Ветхом Завете Господь потребовал, чтобы царь был полным владыкой израильского народа и его повелителем. Господь сказал израильтянам: и сами вы будете ему рабами. 290 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов, и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии; чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своем он и сыновья его посреди Израиля. 291

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Теперь, предположим сначала, что этот Иисус из Назарета был только обыкновенный человек; и при этом мог ли Он Сам по Себе подлежать естественной смерти? Очевидно, нет. Не имеющий в Себе греха – жала смерти, Он должен был без смерти непосредственно перейти в прославление. Правда, Он мог подлежать смерти насильственной и это только потому, что Он принял наше тело и вообще стал в условия человеческого земного бытия; но и в этом случае при насильственной смерти Его прославление или воскресение, не есть ли необходимое следствие Его безгрешности? Бог необходимо должен был прославить Его или воскресить из мертвых. Иначе, это было бы прямым противоречием самой цели творения мира и человека и, вместе с тем, показывало бы, что смерть не есть следствие греха, потому, что и безгрешный остался в узах смерти. Не говорим о том, что это противоречило бы ясным указаниям Писания, в которых смерть представляется возмездием греха, и человек является созданным для жизни без зачатка смерти, – в таком случае смерть являлась бы чем-то существенным, а не случайным явлением, и причину ее нужно бы искать или в ограниченности твари, или в определении Творца. Но и то, и другое не может быть принято даже здравым разумом. Итак, если Иисус Христос, как безгрешный, умер насильственною смертью, то Он не мог пребыть в смерти, смерть не могла содержать Его в своих узах, так как в Нем не было греха – жала смерти, дьявол не имел над Ним никакой власти, так как не имел в Нем ничего такого, чт о бы давало ему власть над этим святейшим Существом ( Ин.14:30 ). Прославивший Бога Своею жизнью и деятельностью ( Ин.13:14; 15:8 ) необходимо и Сам должен быть прославлен Им, так как это снова вело к прославлению Бога. Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем. Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе и вскоре прославит Его ( Ин.13:32 ). Вот слова полной уверенности и надежды на необходимо имевшее последовать прославление Иисуса Христа, или Его воскресение. Оно столь необходимо, столь неизбежно вытекает из самой жизни и деятельности Иисуса Христа, что если уже в этой жизни, как безгрешной и святой, Бог прославился, то и Он со Своей стороны должен прославить и вскоре прославить прославившего Его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010