Православный христианин во всех жизненных обстоятельствах должен быть верен этому высокому званию. Поведение его должно быть естественным. Избегая показного фарисейского благочестия, он всегда должен помнить, что призван быть исповедником своей спасительной веры и побеждать в себе малодушие. Архиепископ Серафим (Соболев ; 1881–1950), архиерей высокой духовной жизни, писал: «К великому сожалению, и до сих пор большая часть русских людей, по крайней мере, проживающих за границей, не может расстаться с этим позорным и гибельным стыдом, и хотя имеет православную веру, но ее не исповедует как свою господствующую силу. Поэтому к ним относятся слова Христа: А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным ( Мф. 10:33 . Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет во славе Отца Своего со святыми Ангелами ( Мк. 8:38 . Приведенные слова Христа показывают, что недостаточно только веровать православно: надо еще нашу веру исповедовать, если мы не хотим быть отверженными от Бога за наш ложный стыд, который, конечно, исходит из нашего тщеславия. А грех тщеславия так велик, что при нем нельзя даже иметь истинной спасительной веры во Христа, почему Он и сказал: Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу( Ин. 5:44 . Разумеется, мы не имеем исповеднической веры не только по тщеславию, но и по другим основаниям. Мы скрываем свое православие в силу страха от смертельной опасности, что в особенности наблюдается теперь в России; или – вследствие опасения лишиться временных для нас выгод, что имеет место не только на родине нашей, но и здесь, за границей» (Русская идеология. Гл.3). Необходимо прилагать разум ко всем обстоятельствам, снисходить порой к духовным немощам окружающих нас людей, но никогда не идти на поводу их. Нужно угождать Богу. Люди же могут соблазнятся по любому поводу. Архиепископ Александр (Толстопятов; 1878–1945), немало лет проведший в лагерях, вспоминал двух архиереев, находившихся с ним в заключении. Один любил всегда молиться уединенно. При всякой возможности уходил в укромное место, где никто не мешал ему совершать духовный труд. Люди соблазнялись и говорили: никогда не молится. Другой архиерей умел общаться с Богом при любом многолюдстве. Те же самые люди вновь соблазнялись и говорили: молится на показ. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом ( Фил.4:5–6 ). Правда ли что за многочисленные грехи Ангел-Хранитель может покинуть человека?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Продолжая свою речь, пророк от лица Божия обличает пастырей Израильских, которые, не исполняя нравственных своих обязанностей, довели народ до развращения и погибели. Горе вам, пастыри: разве пасут сами себя пастыри, не стадо ли они должны пасти? Между тем, вы заботились только о себе, о своем земном благополучии, а людей слабых в вере не укрепляли, больных нравственно не врачевали, правили ими с насилием и жестокостью, – и вот рассеялись Мои овцы без пастырей и сделались пищей зверям (ст. 1–6). Поэтому, Я отниму от этих нечестивых пастырей овец Моих и Сам буду пасти их, и они не будут уже расхищаемы (ст. 7 – 22). Я поставлю над ними одного пастыря, раба Моего Давида, Он будет пасти их ( Иоан. 10, 11 ). Я, Господь, буду их Богом, и раб Мой Давид будет князем среди их. И заключу с ними завет мира, освобожу их из рук поработителей и они будут в своей земле жить безопасно и счастливо, и тогда все узнают, что Я, Господь их, с ними и они – народ Мой (ст. 23–31). Очевидно, здесь предъизображается не только освобождение из плена, но и наступление Мессианских времен. Глава 36-я. Воскресение и обновление Израиля В 36-й главе содержится пророчество о политическом и духовном воскресении Израиля. Хотя враги народа Божия думают, что они вечно будут владеть землей Израиля и будут вечно держать его в рабстве, но это их намерение не исполнится (1 – 21). Не по заслугам Моего народа, но для славы Моего Имени, чтобы все народы познали и почитали Меня, как единого истинного Бога, Я воздвигну руку Мою на народы и они примут свое бесчестие, а народ Свой Я соберу из рассеяния и введу в землю, которую дал отцам его, и ниспошлю на нее Свое благословение, и он будет благоденствовать на ней (политическое оживление – ст. 22, 24). И воскроплю на людей Моих воду чисту (благодать– Ис. 44, 3 ; Зах. 13, 2 ), и они очистятся от всех грехов своих; и дам им новое сердце и новый дух, отниму сердце каменное (упорное) и дам сердце плотяное (нужное, благочестивое– Иер. 72, 39 ) и дух Мой дам им ( Иоан. 2, 28 ), и они будут бояться Меня и исполнять Мои заповеди во все дни своей жизни (Исайя 59, 21), и Я вступлю с ними в вечный завет (ст. 25 – 28 – Мессианское воскресение). Глава 37-я. Пророчество о воскрешении Израиля

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Пророк в скорби начинает ходатайствовать за согрешивший народ, но получает ответ: «ты не молися о людех сих (ст. 14). Зачем возлюбленная Моя (дочь Сиона) в доме Моем сотворила мерзости многие; разве одни внешние обряды могут избавить тебя от гнева и наказания! Я сделал тебя доброй маслиной, но ко времени обрезания сделались непотребными ветви твои и, как сухие, они должны быть брошены в огонь. И Господь сил глаголал на тя зло за злая твоя» (ст. 15–17). За такие грозные речи иудеи решили погубить пророка, но Господь открыл ему их коварные замыслы. «Господи, Ты мне сказал, и я узнал намерения их, а раньше я, как ягненок незлобивый, не понимал, что они составили против меня заговор, говоря: придите, вложим яд в хлеб его и истребим его с лица земли» (ст. 18–19). Пророк, из ревности о Боге, призывает мщение на врагов своих и получает ответ, что его соотечественники, запрещают ему проповедовать и грозящие смертью , сами погибнут со всем своим потомством (ст. (20–23). Глава 12-я Грозные речи Иеремии о погибели Иерусалима и отведении народа в плен, которые он говорил в храме, возбудили гнев Пасхора священника, поставленного от царя надзирателем в храме (ст. 1). Этот нечестивый священник ударил Иеремию и заключил его в темницу, бывшую здесь у ворот Вешаминовых, т. е. ведущих на север в колено Вешаминово (ст. 2). Когда на другой день Пасхор выпустил Иеремию из темницы, он объявил ему грозное определение Божие: не Пасхор нарек Господь имя тебе, что значит «мир везде», но Магор – Миссавив, что значит: «ужас кругом» (ст. 3). Ибо так говорит Господь: вот Я отдал в руки царя Вавилонского и тебя, и всех друзей твоих, и всего Иуду, и они падут от меча врагов своих в Вавилоне, и ты сам со всем родом своим пойдешь в плен и там умрешь за то, что пророчествовал ложь (4–6). Затем пророк, измученный и физически и нравственно, обращается с жалобной молитвой к Богу: «Ты увлек меня, Господи, на пророческое служение, и я увлечен; Ты сильнее меня и превозмог, хотя я отказывался от пророческого служения, как трудного, по моей немощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Пророк приходит в царский дворец и говорит царю и всем жителям Иерусалима: «если вы не исправитесь нравственно, то погибнете (ст. 1–9). Напрасно вы плачете об умершем (царе Иосии), плачьте об отведенном в плен в Египет (Иоахазе), ибо он более не воротится в землю свою, но умрет там (ст. 10–12). Горе Иоакиму, настроившему себя насилием много прекрасных дворцов: разве ты можешь царствовать, если не подражаешь своему отцу, который хотя ел и пил (не постился формально), но творил суд и правду, а сердце свое направляешь к сребролюбию, к пролитию неповинной крови, к обидам? Ибо так говорит Господь: не оплачут его и не будут рыдать о нем и не удостоится он почетного погребения, но погребением ослиным погребется, брошен будет за воротами Иерусалима за то, что не внимал голосу Божию из уст пророческих» (ст. 13–23). Действительно Иоаким, умерший во время осады Иерусалима, не удостоился царского погребения, а погребен был спешно, зарыт, подобно умершему ослу, вне города. «И Иехония царь будет отвержен и, отведенный в плен Вавилонский, там умрет, и никто из племени его не будет сидеть на престоле Давидовом» (ст. 24–30). Глава 23-я Изрекши суд Божий на царей, как главных виновников развращения и погибели народа, пророк в 23 главе излагает суд Божий на других виновников этого развращения и погибели Евреев – пастырей нечестивых и ложных пророков. «Горе пастырям, расточившим овец Моих», – говорит Господь устами пророка, – «Я накажу вас за злые деяния ваши, а остаток овец Моих соберу и поставлю над ними истинных пастырей» (ст. 1–4). В параллельном месте у пророка Иезекиля под этими пастырями разумеется Единый Истинный Пастырь – Мессия ( Иез. 34, 12–17 ). И у Иеремии далее говорится о Нем же: «Я восставлю Давиду Отрасль Праведную, и воцарится Царь и будет поступать мудро и справедливо во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно и будет имя Его: Господь, оправдание наше» (ст. 5–6). Это избавление будет гораздо славнее избавления из рабства Египетского, которое поэтому потеряет силу и значение (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Протоиерей А. Соболев говорит: «Должно подчеркнуть, что наше перечисление качеств пастырского духа только условное и дидактическо 90 . Истинно сказать, все качества пастыря есть источники Живой воды Духа, текущие в вечную жизнь. Основное же (о нем мы беседовали ранее) – это дух любви, без которой ничто достигнутое не будет иметь никакой цены в очах Божиих. Любовь же пастырская присылается Богом, как подобная Подобным, и одаряется непостижимой наградой. «Не видел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( Ис. 64, 4 ). Носитель власти Христовой, с строгой кротостью к людям, безжалостный к самому себе, благоговейный, правдивый, молитвенный, смиренный, мирный, любовный, – как не возгорится он, такой пастырь, благодарностью Богу, как не возрадуется обо всех этих великих дарах Его Духа?! «Духа не угашайте», «Духом пламенейте!», «всегда радуйтеся!», «за все благодарите!», – эти апостольские призывы да станут победным стягом пастыря, в сени которого укроет он бесстрашно своих пасомых, ведя их по пути праведности и мира, и радости в Царствие Божие. Тот же «пастырь», который сам не стяжал этого внутреннего Царствия, достигаемого нашими усилиями, никогда не узрит и Царствия Божия, и грядущего во славе», – так говорит великий Филарет, митрополит Московский. Время теплохладного пастырствования, обывательщины, привитой столетиями в жизни духовенства, чиновничьего отношения к священнейшим и ответственнейшим нашим обязанностям, казенной семинарщины и сухой академической рассудочности и прочего расслабления Духа, – все это должно быть уделом прошлого. Структура государственного строя, изменившая в корне жизнь нашей Родины, повлияла и на людей ратного Христова поля. Новое духовенство наше должно быть образцом для всех в слове, в житии, в любви, в духе и вере, и в чистоте! О вере пастыря «Образ буди верным… верою…» (Ап.Павла к Тимофею). От пастыря люди теперь ждут веры прежде всего. И не какой-либо иной, но той, которую исповедует Святая Православная Церковь , той, которая содержится в Священном Писании и Предании, которой дышат молитвы и сердца народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Пусть у инославных будут некоторые Таинства; пусть они имеют право на имя христиан с возникающими отсюда последствиями; пусть они остаются в «ограде церковной» или даже на паперти; но в церковной Евхаристии инославные не участвуют. Господь же сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Правда, и инославные совершают у себя Евхаристию. Но ни мы не можем участвовать в их Евхаристии, ни они в нашей. А Евхаристия и есть именно единение причащающихся со Христом и во Христе между собою. Значит, если мы с ними в Евхаристии разделяемся, которая-нибудь из сторон совершает Евхаристию не истинную. Двух не сообщающихся между собою Евхаристий, одинаково Христовых и одинаково истинных, быть не может, как не может быть и двух Христов, и двух Церквей. (Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее сообществам/ЖМП. 1931) Архиеп. Серафим (Соболев) Если бы инославные христиане и немного отступили от православной веры, все равно мы должны относиться к ним как к отлученным от благодати Святого Духа. Здесь нужно иметь в виду слова апостола Иакова: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» ( Иак. 2:10 ). Когда человек заболевает какою-либо частью своего тела, то и другие части страдают с нею: «страдает ли один член, страдают с ним все члены» ( 1Кор. 12:26 ), и в итоге весь человек является больным. Поэтому наша Святая Православная Церковь считает то или иное инославное исповедание неистинным и даже недостойным наименования Церкви, хотя бы оно имело некоторые здравые догматические учения. Да, католики в лице своей иерархии сохранили апостольское преемство. В силу этого внутренняя благодать Святого Духа есть здесь. Но она вследствие многих догматических ересей католического исповедания не является здесь спасающей и перерождающей силой. Поэтому католики предоставлены только своим естественным силам в борьбе с грехом и в отношении к стяжанию добродетелей не отличаются от язычников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

С 3 ст. пророк говорит, если Господь теперь еще не истребил Ассириан, то это не вследствие Своего бессилия, как, по-видимому, склонны думать Ассириане (Сеннахирим), а по Своему долготерпению и Он не оставит Ассириан без наказания (очищая не очистит). Он всемогущ; пути Его сопровождаются оскудением всего (Иоиль), землетрясением (Амос) и погибелью всех врагов (4–7). Так все потопляющим наводнением Он сотворит окончание Ниневии (ст. 8). Это пророчество о погибели Ниневии от воды исполнилось буквально: Ниневия, осажденная врагами, три года стойко выдерживала осаду, и только разлив реки Тигр, подмывший городские стены, сделал то, что город взят был, наконец, врагами (Ст. 9). Что вы думаете о Господе? Он Сам сотворил истребление и не нужно ему мстить дважды ( Суд. 8, 21 ). Ст. 10. Ибо Ниневитяне опутались своими беззакониями, как сетями, и погибнут, как сухая солома (засохли в нравственной жизни). Ст. 11. Особенно за то, что из Ниневии произошел умысливший злое против Господа (Сеннахирим). Ст. 12–14. Так говорит Господь: хотя они безопасны и многочисленны, но будут посечены и исчезнут, и Я сокрушу ярмо, лежащее на народе Моем. Обетование Евангелия (ст. 15) Пророк, возвещая падение причинившего столько зла Иерусалиму Ассура и столицы его Ниневии, как бы уже слышит голос возвещающего с горы вестника: «празднуй, Иуда, праздники твоя, совершай обеты твои, ибо не пойдет уже по тебе злодей: он совсем уничтожен». Подобным образом Исайя (52, 7) возвещает Сиону радость восстановления: «как прекрасны на горах ноги благо вестника». Ноги вместо вестника (метанимия), как у Исайи (6, 5) уста вместо всего человека. В этом и подобных местах (как – то Ис. 40, 9 ; Соф. 3, 14 ) церковь видит, кроме исторического смысла, и пророчественное указание на благовестие и благовестников ( Рим. 1, 15 ). Глава 3-я. Причины падения Ниневии «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства, не прекращается в нем грабительство (ст. 1), разврат и чародеяние (4 ст.). За эти пороки и постигнет тебя страшное наказание Божье: ты будешь разорен и никто не пожалеет тебя (5 – 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Сказав о Христе, что Он, будучи Богом, принял на Себя образ человека и смирил Себя даже до смерти, Апостол продолжает: посему и Бог превознес Его ( Флп.2:9 ). Посему – δι, т. е. по тем основаниям, вследствие того смирения и послушания, с которыми Он принял и совершил возложенное на Него служение. – Не так ли, в самом деле, и должно быть? В историческом ходе событий воскресение Иисуса Христа, не есть ли, в самом деле, необходимое явление, необходимое следствие из данных истории? Любвеобильный Творец, сжалившись над погибающим человечеством, послал Единородного Сына Своего на землю для спасения погибающих. Сын приходит на землю и беспрекословно исполняет волю Отца. Что же делают люди, для спасения которых явился с неба этот чрезвычайный посланник? Казалось бы, погибающие с высоким благоговением и пламенною любовью должны были встретить своего Спасителя и с сердечною преданностью пойти вслед ему. Тут ничему другому, кажется, не могло быть места, кроме страха и благоговения пред правосудием и величием явившегося, и любви и благодарности к пославшему Спасителя и к пришедшему спасти. Но не то случилось, не то встретил в людях этот посланник Божий. Нужно ли разоблачать всю злобу и ожесточение фарисеев и большинства иудеев против Него? Довольно сказать, что Он презрен, отвержен и осужден неблагодарным и беззаконным народом Своим. Теперь, как же должен был отнестись к этим беззаконным людям, к этому беззаконному суду над Своим Сыном и посланником Отец небесный? Без сомнения, Иисус Христос, по предвечному определению Божию, должен был умереть, как Искупитель. Вот почему и молитва Его к Отцу небесному: Отче, да мимо идет от Меня чаша сия, не услышана Отцом небесным. Но с одной стороны, злое умышление беззаконных, а с другой – достоинство пролитой крови (ибо это поистине была драгоценная кровь – αμα τιμον) восстают против совершившегося суда беззаконных. Некогда Христос сказал фарисеям притчу: некоторый хозяин дома насадил виноградник и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал слуг своих к виноградарям взять плоды свои.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dej...

Скачать epub pdf Послание к пастве, по случаю праздника Светлого Христова Воскресения Христос Воскресе! «О, Пасха, избавление скорби!» – Вот слова пасхального богослужения, которыми св. Церковь хочет побудить нас, мои возлюбленные о Христе чада, всецело отдаться радости праздника Светлого Христова Воскресения. Может быть, некоторые из нас скажут: как вместить эти слова в сердца наши, когда мы так тяжко страдаем от скорбей. Последних всегда было много в нашей жизни и чем далее идет время, тем эти скорби становятся для нас тяжелее и невыносимее. Вот и ныне Господь посетил нас такими бедствиями, каких еще не было доселе. Настали времена, когда от разрушительных изобретений современной культуры нельзя укрыться ни в катакомбах, ни в горах, ни в пустынных местах. Мы являемся свидетелями чудовищного явления в человеческой жизни, когда истребляется смертоносными аэропланами мирное население, вплоть до неповинных женщин и детей. Теперь становится понятным, каким образом может быть истреблена третья часть живущих на земле людей, что произойдет перед самым вторым пришествием Господа и о чем говорится в Откровении Иоанна Богослова в таких словах: «Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней – как головы у львов, а изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» ( Апок. 9:17–18 ). Итак, от какой же скорби избавляет нас св. Пасха? Несомненно, здесь разумеются не внешние скорби, которые омрачают нашу жизнь и отнимают от нас временное благополучие. Иначе Господь не указал бы на эти скорби, как на признак, отличающий Его последователей, сказавши: «В мире скорбни будете» ( Ин. 16:33 ). По учению Христа, эти скорби являются для нас даже спасительным путем, которым мы должны идти к вечной блаженной жизни, почему Господь и сказал: «Узкая врата и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» ( Мф. 7:14 ). А великий Ап. Павел видит в этих спасительных для нас скорбях источник утешения Христова еще в земной нашей жизни. Во втором послании к Коринфянам он говорит: «По мере как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» ( 2Кор. 1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово в неделю 24-ю по Пятидесятнице О чудесных знамениях благодати Сегодня за божественной литургией св. Церковь предлагала нашему вниманию, мои возлюбленные о Христе чада, евангельское повествование об исцелении Господом кровоточивой жены и о воскрешении Им дочери Иаира. Слушая это повествование, невольно приходишь к мысли, как блаженны были люди, среди коих жил и действовал Христос Спаситель наш, и в особенности ученики Его, которые были очевидцами таких дивных чудес Христовых. Недаром Господь говорил им: «Ваши же блаженные очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф. 13:16–17 ). Впрочем, Господь назвал учеников Своих блаженными в сравнении с ветхозаветными праведниками, но не в сравнении с праведниками новозаветными, хотя бы отдаленными от земной жизни Христа (Спасителя) многими веками. Все истинные последователи Христа, жившие после апостолов, также блаженны, ибо и они не лишены созерцания тех же дивных чудес, которые совершал Господь в их жизни или через святых людей, или через св. иконы, мощи Своих угодников и другие благодатные источники. Даже более того. Господь сказал ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит и больше сих сотворит» ( Ин. 14:12 ). И мы из Деяний Апостольских знаем, что головные повязки и опоясания ап. Павла совершали исцеления недугов в людях ( Деян. 19:12 ). Даже тень ап. Петра была целебна для людей ( Деян. 5:15 ). А из церковного предания нам известно, что великий апостол св. Иоанн Богослов однажды воскресил из мертвых несколько сот человек. Ныне св. Церковь празднует память св. великомученика Мины, который особенно чтится в Болгарии. Может быть, многим из вас, мои возлюбленные о Христе братья и сестры, известны те поразительные чудеса, которые он совершал после своей великомученической кончины, вскоре после которой и был прославлен Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010